Когда крестили русь и кто: Крещение Руси в 988 году

как, когда и почему крестили Русь.

Крещение Руси стало важной вехой и поворотным этапом в истории, который определил направление развития славян живущих на Востоке и связал его жизнь с православным христианством. Каждый год 28 июля верующие россияне отмечают знаменательное историческое событие. Дата Крещения Руси празднуется одновременно с днем памяти Великого Владимира. С 2010 года этот праздник обрел статус государственного.

Содержание статьи:

Славяне до крещения Руси

После смерти Святослава Игоревича в 970 году в Новгороде стал княжить его младший сын Владимир. С 978 года и до 1015 года Владимир правил в столице Киевской Руси — в Киеве. За это время он провел две религиозные реформы: реформирование язычества и обращение в христианство.

В 977-980 по приказу князя Владимира на одном из городских холмов были установлены идолы славянских богов во главе с громовержцем Перуном. Затем он с целью объединения разрозненных племен отправил также создать такой межплеменной пантеон с идолами в Новгород. В качестве главной фигуры для поклонения выделялся Перун. Но в каждом племени предпочитали и других богов, поэтому эта попытка была обречена на провал.  

Предпосылки для крещения

Мудрый правитель видел и понимал, что язычество с его многочисленными богами тормозит развитие Руси как в политике, так и в культурной сфере. К тому же оно не служило стремлению князя — укреплению власти. Владимир понимал, что нужно что-то менять. Для этого был ряд предпосылок:

  • В каждой племенной группе были свои божества, и многообразие не приводило к единению племен, а это, в свою очередь, приводило к ослаблению государства.
  • Языческие традиции были жестокими и предполагали принесения в жертву не только животных, но и людей.
  • В то время как большинство европейских государств стали христианскими, языческая вера стала невыгодной для создания внешних политических отношений.

Поиск религии

Соседние страны пытались склонить Владимира в свою веру. К нему приезжали послы немецких католиков, камских болгар, греков и даже евреев. Каждый из них расхваливал свою религию. По совету бояр Владимир направил в эти страны своих посланников, но тем не понравились бедные храмы, унылые молитвы и множественные обряды.

После прибытия десяти самых уважаемых и мудрых в Киевской Руси людей в Византию (Царьград) император решил показать русским боярам служение патриарха. Роскошь, величие, богатство и красота поразили делегацию, о чем они и доложили князю Владимиру. Ему также пришлось по нраву богослужение византийцев, поэтому вопрос о принятии восточного христианства был решен. К тому же Византия была более значимым политическим союзником для Руси, чем находящиеся в отдалении западноевропейские католические страны. 

Византийские императоры при принятии любым государством православия рассматривали их как подчинившиеся Византии.

Зная об этом, князь Владимир не мог позволить себе быть в подчинении, поэтому в 988 году его войско захватило крымский Херсонес. Он предложил византийцам в обмен на освобождение города прислать ему для крещения священников и выдать за него замуж императорскую сестру царевну Анну. 

Крещение князя Владимира

Не желая вступать в конфликт с русским князем, византийский император согласился отдать ему в жены сестру при условии, что сам Владимир должен обратиться в христианство. Это условие было поставлено из-за того что, по христианским канонам Анна не могла обручиться с язычником. Вследствие этого князем было принято окончательное решение об обращении в христианскую веру. 

В 988 году царевна Анна в сопровождении группы священнослужителей прибыла в Херсонес. Там же был крещен князь Владимира с христианским именем Василий, затем сочетали его законным браком с Анной. Вместе они затем отправились в Киев.

Так Анна стала единственной супругой князя. Владимир отказался, в соответствии с требованиями новой веры, от многоженства.

Крещение Руси

После возвращение в столицу князь в первую очередь крестил своих сыновей и всех приближенных. Источник, где проводился обряд, назвали Крещатиком. Параллельно с этим Владимир велел уничтожить все статуи языческих идолов и святилища, которые он сам создавал. Затем он приказал всем киевлянам собраться на берегу реки Днепр. Здесь было проведено массовое городское крещение, которое осуществили приехавшие вместе с Анной священники из Херсонеса. В череде массовых крещений это событие было первым. Так началось крещение Руси.

После крещения Киева другие города последовали его примеру. Это событие не везде воспринималось с энтузиазмом и добровольно. Во многих селениях настроение язычников было агрессивным. Они не желали давать в обиду своих идолов и уж тем более принимать христианство. Приходилось подавлять восстания на местах, но таковы были средневековые нравы. Одним из руководителей подавления новгородских бунтов был Добрыня Никитич, который впоследствии стал народным былинным героем-богатырем. После Новгорода крестились: Ростов, Муром, Суздаль, Смоленск, Полоцк и другие города.

Христианское православие постепенно приобрело статус государственной религии. Но еще долгое время служители языческих культов действовали нелегально. Многие приверженцы языческих обрядов продолжали им тайно следовать, а внутри крестов носили обереги и талисманы. Языческие жрецы на протяжении многих десятилетий проводили свои проповеди и им это не запрещали делать, если только они не призывали к свержению власти.

Для нивелирования их действий некоторые праздники были объединены с христианскими. Так, например, праздник Купала был совмещен с днем Ивана Крестителя и начал называться праздником Ивана-Купала.

Последствия крещения Руси

Обращение в христианскую веру явилось важным шагом, который отразился как на внутреннем развитии государства, так и на внешней политике. Крещение Руси князем Владимиром трудно переоценить. Что изменилось после этого события? Вот основные последствия:

  • Сплотились разрозненные племена в единое государство, и началось создание древнерусского народничества. Вера стала важным объединяющим элементом.
  • Исчезли жертвенные приношения людей.
  • Было запрещено многоженство. 
  • Укрепилась княжеская власть. Единый Бог стал сопоставляться с представлением народа о едином правителе Руси. Это укрепляло его авторитет.
  • Развитие культуры, просвещения, распространение славянской письменности, иконописи и градостроительства. Улучшились общественные нравы, люди стали образованней.
  • Повысился престиж и авторитет Руси на международной арене. Произошло сближение с другими странами, исповедующими христианство.
  • Появилась возможность заключения династических браков, торговых союзов и дипломатических отношений.
  • Была создана русская православная церковь и введен новый налог — десятина. Князь Владимир отдавал десятую часть своих доходов на строительство храмов и содержание священников. В Киеве на эти средства был построен прозванный Десятинной церковью храм Пресвятой Богородицы.

В укреплении православия особую роль сыграли монастыри. Среди крещеных людей появились такие, которые отрекались от мирских благ ради служения вере и Богу. Кроме белого духовенства (священников) появилось черное духовенство (монахи). Среди них были подвижники христианства Антоний и последователь его Феодосий Печерский. Благодаря их усилиям недалеко от Киева, на берегу Днепра был основан Киево-Печерский монастырь. Из его стен вышло множество творцов русской культуры и образованных вероучителей.

Заключение

Таким образом, крещение Руси стало великим и важным событием во времена правления князя Владимира с 980 по 1015 год. Древнерусское государство вошло в число европейских христианских государств и стало частью православного мира, преодолев цивилизационную изоляцию.

Ждём Ваши оценки и комментарии. По желанию подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и в других социальных сетях!!!)))

    Кто крестил Русь? — Это моя жизнь и я буду делать с ней все, что захочу! — ЖЖ

    Почему греки были против канонизации князя Владимира.

    Все, наверное, помнят историю крещения Руси. Князь Владимир, выбирая новую веру, принимал послов от византийских православных, от римских католиков, от мусульман и от иудеев. Больше всего ему понравился греческий вариант.

    Сначала князь завоевывает один из важнейших городов Византии, Корсунь (Херсонес). Потом вынуждает братьев-императоров, Василия и Константина, выдать за себя их сестру Анну, угрожая в противном случае взять сам Константинополь. Получает согласие. И только тогда принимает крещение. Разумеется, из рук греческих священнослужителей. И склоняет к крещению всю Русь. Произошло это в 988 году.

    Интересная, красивая история. Вот только, к величайшему сожалению, ни кем не подтверждённая. Во всяком случае, византийскими источниками акт крещения Руси при Владимире не отмечен никак. Вообще. Как будто его и не было вовсе.

    Те, кто интересуется историей Церкви не раз обращали внимание на то, что теоретически, принятие христианства из рук греческих священнослужителей должно было бы идти полным пакетом. В него входят канон, обряды и терминология. А с последним у нас явные проблемы. Солидная часть отечественных церковных терминов, причём базовых, крайне далека от греческих. Зато весьма близка к западной традиции.

    Неправильное крещение?

    Спустя полвека после привычной даты крещения — 988 года на Русь прибывает митрополит Феопемпт. Грек, поставленный во главе русской митрополии Константинопольским патриархом. 1037 год. Первое, что делает Феопемпт, — заново освящает Десятинную церковь в Киеве. Главный на тот момент храм древней Руси. Кафедральный собор. Там был похоронен сам Владимир и его жена Анна. Туда были перенесены мощи княгини Ольги — первой из русских правителей, кто принял крещение. Иными словами, Десятинная церковь — центр святости всей русской земли.

    И вдруг греческий митрополит её заново освящает. Такое допускается только в двух случаях. Либо храм был осквернён, либо изначально его освятили как-то неправильно. Однако про осквернение ничего не известно.

    Греческая церковь на протяжении своей более чем богатой церковной истории не знала церковной десятины как юридически утверждённой практики. А на Руси — внезапно — целый кафедральный собор, живущий по принципам десятины. И принципы эти установил сам князь Владимир.

    Ещё к слову. Канонизация князя Владимира состоялась довольно поздно. Спустя 400 лет после того, как он крестил Русь. Яростнее всех прославлению Владимира в лике святых противился Константинополь.

    Впрочем, тем, кто решит, что изначально Русь крестили римские миссионеры, радоваться не стоит вообще. Во-первых, римские хроники также ничего не говорят и не знают о том, что это самое крещение состоялось при Владимире. Единственная миссия папских проповедников на Русь состоялась в 961–962 гг., при бабке Владимира, княгине Ольге. И окончилась она плачевно. Епископ Адальберт пробыл в Киеве всего ничего. Уехал посрамлённым: «Адальберт, посвящённый в епископы для руссов, не преуспел ни в чём, для чего был послан, и, видя труд свой тщетным, вернулся назад. Некоторые из его спутников были убиты, и сам он едва спасся».

    И тут возникает парадокс. Князь Владимир принял крещение. Это факт. Вынудил к тому же своих подданных. Это ещё один факт. Ни Рим, ни Константинополь об этом ничего не знают либо не говорят. Это тоже факт.

    Тем не менее строится и освящается Десятинная церковь. Идут службы. В богослужении и церковном обиходе используются термины частью греческие, частью германо-римские, западные. Жена князя Владимира, греческая принцесса Анна, в общем, не видит в этом ничего зазорного. Равно как и священнослужители. Но спустя полвека вся эта отлаженная система начинает шататься. Десятинную церковь освящают заново. И в качестве альтернативы строят Софийский собор. Два центра святости начинают увлекательную игру «кто тут главнее». Сыновей князя Владимира, мучеников Бориса и Глеба, пусть со скрипом, но канонизируют. А сам креститель Руси этой чести пока что не удостаивается. Что же он сделал неправильно? Почему выстроенную им систему по-своему исправляют новые греческие митрополиты?

    Есть вариант, который снимает почти все противоречия. Хотя сам он выглядит как отъявленная фантастика. Согласно ему, первичная христианизация Руси не обошлась без ирландского влияния.

    Впрочем, не такая уж и фантастика. «В раннем Средневековье Ирландская церковь проповедовала православное христианство и стала поистине местной формой православной веры Константинополя…» — это общее место истории европейской Церкви. А о том, что такое ирландская проповедь и ирландский миссионер, красноречиво говорит один интересный факт — подавляющее большинство монастырей в Подунавье основано именно ирландцами. Прежде всего это касается Моравии. Одного из первых славянских государств. Одного из ранних очагов славянского христианства. Именно в этих землях ирландские монахи развернули свою миссионерскую деятельность. Именно там проповедовали впоследствии Кирилл и Мефодий. Именно оттуда шли волны славянской миграции в пределы Киевской Руси.

    «Вместе с переселенцами на Русь попадали ирландские воззрения, которые отразились в самой первоначальной форме церковной организации. В связи с этим и сам институт десятины подвергался нападкам как западный», — это цитата из труда доктора философии, архимандрита Иеронима Тестина, которого трудно заподозрить в излишнем фантазировании.