Содержание
День крещения Руси отмечают в России и странах канонической территории РПЦ
27 июля 2021, 21:12
МОСКВА, 28 июля. /ТАСС/. Русская православная церковь отмечает в среду, 28 июля, день памяти святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси. В России этот день установлена государственная памятная дата — День крещения Руси.
В православии этот день отмечается как один из великих церковных праздников. В храмах накануне началось всенощное бдение — богослужение, которое по строгому уставу проводится от заката до рассвета. В частности, в Храме Христа Спасителя — кафедральном Соборе Русской православной церкви — литургия началась во вторник в пять часов вечера. Утренняя и вечерняя службы также совершаются по уставу великого праздника с молитвами в честь святого равноапостольного князя Владимира.
Ранее председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда на пресс-конференции сообщил, что в этом году традиционный крестный ход в день Крещения Руси в Москве не состоится из-за ограничений, связанных с коронавирусом. А накануне крестный ход в честь праздника прошел на Украине, в нем приняли участие паломники из разных областей страны. По словам главы Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви митрополита Климента, крестный ход в Киеве посетили 350 тыс. человек.
Также в среду в православных храмах и монастырях России, Украины, Белоруссии и других стран канонической территории Русской православной церкви в полдень по местному времени в честь праздника прозвучит специальный колокольный звон-благовест «Слава Тебе, Боже!».
Крещение Руси и его значение в истории
День крещения Руси считается датой принятия князем Владимиром Святославичем в 988 году христианства в качестве официальной государственной религии Киевской Руси. 28 июля (15 июля по старому стилю) также считается датой рождения Русской православной церкви.
Согласно «Повести временных лет», Владимир и его дружина в конце 980-х годов приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. Летопись повествует о делегациях в Киев от мусульман из Волжской Булгарии, с латинского Запада, от иудаизированных хазар и из Византии, убеждавших князя принять их веру. Также Владимир отправил своих послов для знакомства с каждой из религий «в болгары», «в немцы», «в греки», после возращения которых князь выбрал христианство по византийскому обряду. Богослужение поразило послов своей красотой, вернувшиеся из Константинополя, они сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле».
Историки считают, что решение принять христианство в его восточном, православном варианте было продиктовано прежде всего желанием Владимира сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества. Язычество также не устраивало князя в качестве государственной идеологии, так как противоречило идее централизации власти.
Крещение Руси способствовало расцвету культуры, распространению грамотности и книжной традиции, развитию иконописи и других форм искусства, а также зодчества. В конце Х века на Руси началось строительство первых каменных и деревянных церквей. Кроме того, принятие христианства значительно повлияло и на мировоззрение славян и других народов, живших на территории Древней Руси, а затем Российской Империи.
История государственного празднования
На государственном уровне праздник начал отмечаться в Российской Империи в 1888 году, в год 900-летия крещения Руси и в день памяти князя Владимира. В СССР масштабные мероприятия, связанные с тысячелетием крещения Руси, прошли в 1988 году.
В 2010 году в России 28 июля был установлен как государственная памятная дата — День Крещения Руси. В эту же дату с 2008 года на Украине ежегодно отмечается День крещения Киевской Руси — Украины. В Белоруссии день памяти князя Владимира отмечается как церковный праздник.
Теги:
Россия
Крещение Руси — где и когда князь Владимир Великий крестил киевлян — Эксклюзив ТСН — tsn.ua
Ежегодно 28 июля в Украине отмечают День крещения Киевской Руси. В этом году состоялось празднование 1033-летия этого события. Однако, достоверных данных не только о дате, но и о точном год проведения этого массового обряда нет.
Об этом говорится в сюжете ТСН.19: 30.
О крещении Киевской Руси князем Владимиром существуют только два письменных упоминания, которые встречаются в источниках 12-го века. То есть написано об этом событии было только через полтора века, когда на Руси распространилась письменность.
Нынешние историки определяют время, когда было проведено этот обряд, в промежутке между двух дат — после похода Владимира Великого на Византию и до начала строительства Десятинной церкви — первого каменного христианского храма на Руси.
Дата для празднования была выбрана символическая, почти полтора века назад.
«В 1888 году в Российской империи праздновали 900-летие крещения Руси и основные мероприятия пришлись на день смерти Владимира — 15 июля (по старому стилю — ТСН). Тогда была избрана такая символическая дата, потому что другой даты не было, к которой можно было бы привязать эти празднования «, — пояснил историк Вадим Аристов.
Также существуют различные взгляды на то, где именно произошло массовое крещение киевлян. В двух древних текстах упоминаются две реки — собственно Днепр и его правый приток Почайна. Меньше противоречий вызывает версия, что действо произошло в месте, где Почайна впадала в Днепр — в районе современной Почтовой площади, где в древнем Киеве была гавань.
«Очевидно, что нужен был удобный берег. Чтобы могли люди зайти в воду. Чтобы не было стремительного течения, чтобы не было какого-то обрыва… «- предполагает владыка Евстратий, представитель Киевской митрополии ПЦУ.
Таким образом один из самых известных памятников Киева, установленный в средине 19-го века, монумент Владимира Крестителя Руси, на самом деле никак не связан с местом, где происходило крещение. В первоисточниках нет также упоминаний о личности митрополита, стоявшего рядом с князем.
«В позднем средневековье или даже в ранее модерное время появляется легендарная фигура митрополита, имя которого точно неизвестно, было несколько вариантов. Но это уже книжная церковная легенда. Очень поздняя «, — прокомментировал историк.
Также читайте
Известно, что к новой религии киевляне отнеслись настороженно и не воспринимали ее с большой радостью. Явиться на массовое крещение побудила угроза Владимира Великого считать своими личными врагами тех киевлян, которые не охрестяться.
Вероятнее всего, что показательное прощание с язычеством — уничтожение идола бога Перуна — происходило не в день крещения, а раньше. Как известно, идола привязали к конскому хвосту и затащили в реку.
Сам обряд не занимал много времени — население Киева в конце 10-го века достигало максимум тысячи человек. То есть все крещенные в тот день теперь могли бы поместиться на пешеходном мосту. К тому же в то время христианство уже приняли некоторые киевляне — Владимир крестил своих сыновей, была крещеной его бабушка, княгиня Ольга. Сам же правитель Киевской Руси и его дружинниками, очевидно, приняли крещение еще в Византии.
Единственное, в чем исследователи не сомневаются, что князь не заставлял киевлян мерзнуть в холодной воде, поэтому массовый обряд, вероятно, происходил все таки летом.
РОССИЯ — УКРАИНА — БЕЛАРУСЬ Русские, украинцы и белорусы отмечают Крещение Киевской Руси.
Россия отмечает богослужебную память святого князя Владимира. Патриарх Кирилл: Это событие определило нашу идентичность как народа. Церемонии часто проводятся без соблюдения антиковидных протоколов. Примирение между москвичами и автокефальными украинцами затруднено.
Москва (AsiaNews) — Литургическая память святого князя Владимира Киевского отмечается в России, Украине и Белоруссии. В 988 г. славянский правитель крестил все население древней Руси в реке Днепр, сделав народы одной христианской нацией в соответствии с византийской православной традицией. Вот уже 11 лет эта годовщина отмечается как национальный праздник в трех странах, разделяющих наследие Киева.
28 июля во всех храмах Московской Патриархии в полдень звонили в колокола на мелодию «Слава Тебе, Боже!». Песнь пели не только в России, но и в патриарших храмах Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана и Казахстана. Из-за Ковид-19, в этом году российские, украинские и белорусские власти приостановили почти все традиционные шествия на праздник.
Московский Патриарх Кирилл (Гунджаев) возглавил литургию в уединении в часовне своей дачи в Переделкино на окраине столицы. Он сказал: «Сегодня мы отмечаем великий праздник, коренным образом изменивший жизнь наших далеких предков: 1033 года назад в Киеве, матери всех городов русских, по велению великого князя Владимира все приняли Крещение, которое до сих пор сегодня определяет нашу идентичность как народа и изменило наше мировоззрение, нашу личную и общественную мораль, оказывая людям божественную помощь всегда меняться к лучшему».
Кирилл также направил Президенту Беларуси Александру Лукашенко приветственное послание, пожелав «процветания и твердости духовных и телесных сил белорусскому народу», напомнив об «ответственности современного общества за будущее исторических стран Руси». «. Аналогичное послание Патриарх направил Президенту Украины Владимиру Зеленскому. В своем письме Кирилл призвал к «хорошему сотрудничеству» между властями Киева и православными верующими Московского патриархата «для укрепления социальной сплоченности и утверждения подлинных нравственных ценностей».
Самая торжественная литургия в России была совершена в Москве, в новом соборе Вооруженных Сил России, открытом в прошлом году в парке «Патриот» в разгар первой волны пандемии. Несколько тысяч человек, в основном военные, собрались в церкви, не обращая особого внимания на меры социального дистанцирования.
Украинская Автокефальная Церковь также отметила праздник, литургией под председательством митрополита Епифания (Думенко) на Владимирской горке в Киеве, где стоит храм в память о месте Крещения. По состоянию здоровья на богослужении смогли присутствовать лишь несколько сотен верующих, гораздо меньше, чем собралось в тот же день в Печерском монастыре в Киеве, находившемся в ведении православных под московской юрисдикцией.
Несмотря на ограничения, более 350 000 православных верующих автокефального или патриаршего обряда за последние дни совершили традиционное паломничество с Горки в Печерские, неся в процессии чудотворные иконы главных украинских монастырей Почаевска, Зимненска, Касперова и Любеча. Паломничество завершилось всенощной всенощной литургией на площади перед Успенским собором Монастырской Лавры. Митрополит Бориспольский Антоний (Паканич), председательствовавший на обряде, напомнил, что праздник «посвящен верности Православию».
В торжествах в Киеве приняли участие многочисленные делегации Православных Церквей других славянских стран. Сербский епископ Стефан Ремезянский отметил, что «тяжелое раскольническое состояние украинских православных», разделенных между москвичами и соотечественниками, «влияет на жизнь всего православного мира». Сербы также обеспокоены стремлением к автокефалии в Македонии и Черногории и видят в возможном примирении украинцев «надежду для всех других Церквей».
Москва и Киев отмечают Крещение Руси, но отдельно
Напряженность между Москвой и Киевом сохраняется из-за конфликта с Украиной и попыток украинских православных получить автокефалию. Отдельные церемонии для православных Филарета и для греко-католиков Святослава Шевчука.
01.08.2018
Владимир Розанский
28 июля состоялось торжественное празднование 1030-летия Крещения Киевской Руси, исторической родины русских, украинцев и белорусов.
Кульминация торжества была достигнута на Соборной площади Москвы в сердце Кремля под председательством патриарха Кирилла (Гунджаева), претендующего на первородство в наследии древнего князя Владимира.
Российский Патриарх выразил сожаление по поводу того, что не может отпраздновать юбилей в Киево-Печерской Лавре, как он это делал каждый год с момента своего избрания в 2009 году до 2014 года, когда конфликт с порошенковской Украиной запер двери в древнюю столицу Руси.
В Киеве на торжествах с участием более 250 тысяч человек председательствовал митрополит Онуфрий (Березовский), глава Православной церкви, связанной с Москвой, но вскоре получивший автокефалию от Константинопольского Патриархата.
В связи с этим русские утверждают, что предотвратили уступку Томоса об автономии после недавних переговоров с эмиссарами Вселенского Патриарха Варфоломея (Архонтониса).
Украинские источники, наоборот, настаивают на наличии уверенности в том, что Варфоломей собирается объявить каноническое решение в пользу независимости Киева от Москвы, и что большинство других Православных Церквей поддержат его.
Москва вытеснила Киев в XV веке, после длительного подчинения «татарскому игу», стершему с лица земли древнюю столицу; напротив, Московское княжество зародилось и процветало благодаря своим делам с монголами.
С возрождением Киева в 1600-х годах и началом украинских восстаний против поляков дуализм между двумя столицами восточнославянского православия был восстановлен, вернувшись сегодня к исходной точке.
Для дальнейшего укрепления своего положения Кирилл пригласил еще одного из исторических патриархов византийского православия Феодора II Александрийского (Хорефтакиса), чей титул носит не более чем формальный характер; в Египте господствует Коптская церковь во главе с другим Феодором II — Тавадросом (Солиманом).
Грек Феодор — давний друг Кирилла, учился в России, а также представляет Российский экзархат в Египте. Таким образом, Московский Патриархат хотел послать сигнал Константинополю, заявив о связи с традиционными патриархами Православного Пентарха первых веков (Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим), предварительно заручившись поддержкой Папы Римского. Франциска с недавними визитами различных русских делегаций в Рим.
Торжественная литургия впервые была отслужена прямо на исторической площади в центре Кремля, за пределами Успенского собора, чтобы собрать как можно больше верующих. Присутствовали Президент России Владимир Путин и представители многих других Православных Церквей. Патриарх Кирилл назвал крещение 988 года «основополагающим событием всей русской истории».
Отвечая на все большее распространение в современной России различных неоязыческих влияний, Кирилл вспоминал, что «все до Крещения погружается во мрак и известно нам лишь по крупицам. В бассейне Днепра родился новый народ, новой цивилизации, с таким творческим порывом, что новорожденная Русь, таким образом, расширилась, достигнув шестой части земель мира».