Содержание
История гражданской обороны — Гражданская оборона — Гражданская защита населения — Страница безопасности — Главная — Официальный сайт Администрации Шалинского городского округа
История развития гражданской обороны СССР, России
История развития гражданской обороны России В России (СССР) пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне, прежде всего, при ведении военных действий стало уделяться уже в ходе гражданской войны и особенно после ее окончания, когда авиация получила бурное развитие, стала способной наносить удары по тылам противника. Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание «К населению Петрограда и его окрестностей» устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны. Историки определили март 1918 года начальным этапом (первым) зарождения системы, отвечающей за защиту населения в нашей стране, содержанием которого явились революционные перемены не только в социально-политическом строе страны, но и в последовательной индустриализации и связанным с ней техническим перевооружением зарождающейся системы. Появление первых признаков военной опасности со стороны Германии повлекло за собой проведение комплекса мероприятий по организации защиты гражданского населения. На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общегосударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам. Содержание второго этапа (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны. В связи с этим 4 октября 1932 года было принято Советом народных комиссаров СССР «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания МПВО, предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО – начальным этапом развития государственной системы защиты населения и территорий. Развитие МПВО шло по двум направлениям — военному и гражданскому. С одной стороны, в наиболее крупных городах создавались территориальные части ПВО. Стали формироваться кадровые отдельные батальоны, а затем и полки МПВО. С другой — в городах-пунктах ПВО организовываться участковые команды (в границах участков милиции), объектовые (на предприятиях), а в домохозяйствах — группы самозащиты. К сожалению, за оставшееся до начала войны время не удалось полностью выполнить все необходимые мероприятия, решить все назревшие вопросы. Тем не менее, МПВО в основном оказалась неплохо подготовлена к выполнению многотрудных задач военного времени X Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны. Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха. Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состояние войск. В условиях войны она накопила богатый опыт организации защиты населения от ударов противника с воздуха и ликвидации их последствий. МПВО успешно справилась со своими задачами — затруднить фашистской авиации поражение целей в городах и народнохозяйственных объектов, обеспечить защиту граждан и оказывать помощь пострадавшим, проводить аварийно-восстановительные работы в очагах поражения, повышать устойчивость функционирования предприятий, коммунально-энергетических сетей. Тем самым она внесла достойный вклад в достижение общей победы нашей страны над фашистской Германией. МПВО страны из местной перерастает в стратегическую задачу страны. Четвертый этап (июнь 1945 — июль 1961 г.г.) этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения оружия массового поражения. Кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна вынуждена была сделать в 1961 году и создать качественно новую систему – Гражданскую оборону, ставшую одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне. В конце 50-х и начале 60-х годов стало очевидно, что МПВО с ее местными ограниченными по масштабу и характеру действиями и возможностями не готова к осуществлению крупных мер по защите населения и территории страны, к тому, чтобы существенно снизить потери и последствия. Решение, принятое руководством страны в 1961 году, о преобразовании МПВО в систему Гражданской обороны, вернее, ее трансформации, практически завершило начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения. В основу новой системы легли опыт, традиции, словом, все лучшее, что было создано за годы существования МПВО. В основном была сохранена организационная структура, подходы к обеспечению защиты населения, система его обучения. На этом этапе руководство МПВО-ГО было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов. В то же время гражданская оборона принципиально отличалась от МПВО. В чем же состояло это отличие? Во-первых, мероприятиям ГО был придан общегосударственный и общенародный характер. Все они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива. Во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения и территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения. Это многократно усложняло проблему. В-третьих, расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. Так в число основных ее задач вошла задача по обеспечению устойчивой работы промышленности в военное время. В-четвертых, новое качество приобрела задача по ликвидации последствий нападения противника. Опыт Хиросимы и Нагасаки показал, что в случае ядерного нападения возникает необходимость оказания помощи одновременно сотням тысяч пострадавших. Не без оснований считалось, что высокая готовность гражданской обороны к решению задач в условиях возможной ядерной войны будет являться одним из сдерживающих факторов ее развязывания. Вместе с тем, ориентация гражданской обороны в основном на осуществление мероприятий военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, надо учитывать, что система гражданской обороны любой страны существует в конкретных социальных и экономических условиях. Поэтому, находясь в рамках жесткого централизованного государства, Гражданская оборона СССР носила и отрицательные черты административно-командной системы. Среди них одной из основных являлась ставка не на силу закона, а на силу директив и приказов, чрезмерно регламентирующих деятельность всех органов. Все это не только сковывало инициативу местных органов, но и не позволяло учитывать конкретные условия. Отсутствие правовой и экономической базы лишало их надежной опоры для реализации мероприятий гражданской обороны. Большое количество планируемых и проведенных мероприятий по линии гражданской обороны украшали отчеты и доклады, но, к сожалению, многие из них проводились формально. В последние годы существования Гражданской обороны СССР у большинства населения страны появился небеспочвенный скептицизм в отношении ее возможностей обеспечить надежную защиту в условиях ракетно-ядерной войны. Рассматривать в этих условиях систему гражданской обороны как способную самостоятельно обеспечить сохранение жизни людей в современной обстановке было наивным. Только в комплексе мер политического, экономического, военного и социального характера можно реально повысить эффективность защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях мирного времени и от военных опасностей. Решать эту задачу выпало на следующем этапе развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Необходимость новых подходов к организации и содержанию мероприятий по защите населения и территорий, особенно в сфере природно-техногенной безопасности, вызывалась объективными условиями. Пятый этап (июль 1961 — сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями ГО. С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству. Это подняло ее развитие на более высокую ступень, обеспечило более эффективное руководство ею на всех уровнях. Шестой этап (октябрь 1971 — июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны советских и военных органов управления министерств и ведомств. Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО является планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и территорий в условиях военного времени. Предупреждение и ликвидация ЧС природного и техногенного характера в мирное время как задача перед названными системами не стоит. Развитие системы ГО и РСЧС во второй половине ХХ века. Седьмой этап (август 1987 — декабрь 1991 г. ) развития системы ГО является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания «холодной» войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем. На данном этапе на ГО были возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время. Причиной тому явилось то, что 80-е годы ХХ века стали достаточно быстро накапливаться проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это было обусловлено значительным ростом в последние десятилетия количества и масштабов таких чрезвычайных ситуаций, по своим последствиям сопоставимых в ряде случаев с последствиями военно-политических конфликтов. Для их ликвидации требовалось сосредоточение усилий всего государства, а в некоторых ситуациях – помощь со стороны мирового сообщества. Основными причинами роста количества и масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являлись: бурный научно-технический прогресс, который не только способствовал повышению производительности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и приводил к возрастанию риска аварий больших технических систем, из-за увеличения числа и сложности последних, роста единичных мощностей агрегатов на промышленных и энергетических объектах, их концентрации; прогрессирующая урбанизация территорий, увеличение плотности населения и как результат – растущие последствия антропогенного воздействия на окружающую природную среду и глобальное изменение климата на нашей планете. О масштабах чрезвычайных ситуаций, являющихся следствием природных и техногенных катастроф, свидетельствуют такие факты: в крупнейших землетрясениях ХХ века: Ашхабадском (Туркмения), Тангшенском (Китай) и Спитакском (Армения) погибло соответственно 110, 243 и 25 тыс. человек; в результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглись территории 19 субъектов Российской Федерации, на которых проживало более 30 млн. человек, а также территории ряда европейских государств; в результате химической аварии на комбинате в г. Бхопале (Индия) погибло 2,5 тыс. человек, пострадало более 200 тыс. человек. именно Чернобыльская катастрофа 1986 года подтвердила назревшую необходимость решения проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на государственном уровне, а Спитакская трагедия (Армения, 1988 г.) ускорила принятие решения по данному вопросу. В середине 1989 года Верховный Совет СССР постановил создать постоянно действующую Государственную Комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а постановлением Совета Министров СССР 15 декабря 1990 г. была образована Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая включала в себя союзную, республиканские и отраслевые (министерств и ведомств) подсистемы. Названная комиссия и система существовали до распада СССР. Аналогичным образом развивался этот процесс и в Российской Федерации. 12 октября 1990 г. Совет Министров РСФСР образовал Республиканскую комиссию по чрезвычайным ситуациям во главе с заместителем Председателя Совета Министров РСФСР. Однако жизнь показала, что она не в полной мере могла решать возникающие сложные задачи. Особенно это касалось организации экстренного реагирования на крупномасштабные чрезвычайные ситуации. Комиссия не имела собственных сил и средств, ее решения носили чаще рекомендательный характер. Целесообразно было образовать специальное федеральное ведомство, имеющее свои силы, средства, органы управления. Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с упразднения государственных структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). В связи с этим в 1990 г. был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований превратился в 1994 г. в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Преследовались цели – радикально улучшить работу по защите населения и территорий России при ЧС мирного и военного времени придать этой работе общенациональную значимость, возвести её на уровень государственной политики. В 1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий природного и техногенного характера. Подводя общие итоги деятельности МЧС России и РСЧС, можно с полной уверенностью сказать, что прошедшие годы убедительно подтвердили обоснованность, социально-политическую и экономическую целесообразность их создания. РСЧС позволила объединить в единую систему органы управления, силы и средства всех государственных и местных властных структур, предприятий, учреждений и организаций, занимавшихся ранее решением проблем противодействия чрезвычайным ситуациям разрозненно, без должной организованности и взаимодействия. Развернулась разработка нормативно-правовой базы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Впервые в отечественной истории деятельность в едином направлении была регламентирована законодательными актами государства. Сформировалась разветвленная, достаточно эффективно функционирующая система управления, охватившая всю инфраструктуру страны. Благодаря рациональной региональной политике укрепилось взаимодействие между органами управления различных уровней. В результате целенаправленного реформирования были значительно укреплены силы системы, созданы эффективные профессиональные мобильные подразделения центрального и регионального подчинения. Ведомственные и территориальные формирования аварийно-спасательного назначения вошли в группировки сил РСЧС и планово задействуются в случае чрезвычайных ситуаций. Значительно вырос профессионализм спасателей. Радикально улучшилось техническое оснащение сил. На базе войск гражданской обороны были сформированы группировки сил, заблаговременно нацеленные на возможный фронт аварийно-спасательных работ в мирное и военное время. Принципиально изменилось и усовершенствовалось финансовое и материально-техническое обеспечение системы. Внедрен механизм помощи территориям за счет чрезвычайного резервного фонда Правительства Российской Федерации. На всех уровнях созданы резервы материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций. Решается вопрос о распределении финансовой и материальной ответственности при чрезвычайных ситуациях между уровнями государственной власти, органами местного самоуправления. Развернуто широкое международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на двусторонней и многосторонней основе. РСЧС высокими темпами интегрируется в мировое аварийно-спасательное сообщество, активность и успехи на международной арене снискали ей значительный авторитет.
История развития гражданской обороны Свердловской области
История развития гражданской обороны Свердловской области Свердловская область в силу своих географических особенностей, наличия природных ресурсов, высокого уровня развития научно-производственной структуры относится к 1-ой группе по гражданской обороне, имеет стратегическое значение в решении проблем укрепления обороны и наращивания экономической мощи. В настоящее время на территории области расположены 12 категорированных городов, 3 закрытых административных территории, около 6000 км. газопроводов, свыше 500 км. нефтепроводов, 3,3 тысячи км. железнодорожных путей. В черте густонаселенных зон функционируют Белоярская АЭС, 21 предприятие с большим, запасом сильнодействующих ядовитых веществ, свыше 500 потенциально опасных объектов. 75 населенных пунктов (в т.ч. — 17 городов) области с населением 187 тыс. человек находятся в зоне возможного затопления в случаях разлива рек, подъема паводковых вод и аварий на гидросооружениях. Все это обуславливает необходимость и особую значимость осуществления комплекса мероприятий по подготовке населения, территорий и объектов как в условиях военного времени, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций. В начальный период (1934-1941) на территории области на основании директивных установок Правительства СССР практически во всех городах и крупных районных центрах были созданы ячейки Осоавиахима и кружки Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. В 1949 – 1951 гг. во исполнение распоряжения Главного управления МПВО НКВД СССР практически во всех городах, райцентрах, на крупных предприятиях были созданы штабы МПВО, возглавляемые штатными работниками, 87% из них – фронтовики, боевой опыт которых сыграл положительную роль в повышении эффективности системы защиты населения, объектов и территорий области. В систему вошло проведение поэтапных и комплексных тренировок, специальных учений, сборов личного состава невоенизированных формирований по основам боевой и специальной подготовки, соревнований расчетов и команд по нормативам МПВО. На этапе функционирования МПВО проблема защиты населения и территорий от воздушных ударов противника превратилась из локальной задачи в общегосударственное, общенародное дело. 28 февраля 1962 года Областной штаб МПВО преобразовывается в Штаб гражданской обороны Свердловской области. Первым начальником Штаба гражданской обороны области был назначен полковник Манько Михаил Петрович. В последующем, штабом руководили: Трифонов Михаил Степанович, Крылов Виктор Алексеевич, Баженов Эдуард Александрович, Захаров Анатолий Петрович. За 45 лет Штаб гражданской обороны претерпел многие организационные перемены. С 1973 по 1977 год орган гражданской обороны состоял из Штаба гражданской обороны Свердловской области и Штаба гражданской обороны города Свердловска. С 1978 по 1983 год Штаб гражданской обороны организационно входил в состав Областного военного комиссариата на правах Управления. С 1983 года Штаб гражданской обороны Свердловской области выводится из состава Областного военного комиссариата и становится самостоятельным органом управления. Создание в 1991 году Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации обусловило реорганизацию Штаба гражданской обороны Свердловской области в Штаб по делам ГО и ЧС Свердловской области. С 24 декабря 1996 года Штаб по делам ГО и ЧС Свердловской области преобразован в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Свердловской области, а в последующем в Главное управление МЧС России по Свердловской области.
История создания гражданской обороны в России
История создания гражданской обороны в России
Начало создания гражданской обороны основывается в годы мировой войны 1914 —1918 гг. впервые появилась возможность дезорганизации тыла, когда в ходе военных действий нашла применение боевая авиация, способная наносить удары по населенным пунктам в тылу противника. Это обстоятельство вызвало необходимость организации защиты крупных городов от ударов с воздуха. Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в годы гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов. Фундамент гражданской обороны в Советском Союзе (ранее МПВО) начал закладываться в первые же годы установления Советской власти.
Свыше 3 тыс. добровольных формирований МПВО позволила создать к 1932 г. массовая подготовка населения к противовоздушной обороне и противохимической защите. Порядка 3,5 миллиона человек было обеспечено противогазами; для укрытия населения в угрожаемой зоне было подготовлено несколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ. Проводились мероприятия по светомаскировке городов в угрожаемой зоне и по созданию быстродействующей системы оповещения населения об угрозе нападения.
Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на тех промышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе действия авиации противника. В таких городах и на таких объектах мероприятия по противовоздушной обороне и противохимической защите проводились в полном объеме. На специальных курсах МПВО осуществлялась подготовка кадров, а обучение населения — через учебную сеть общественных оборонных организаций.
К началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите. Достаточно сказать, что все население угрожаемой зоны имело представление о способах защиты от средств нападения с воздуха, для жителей городов было накоплено большое количество противогазов.
В связи с местным характером деятельности органов и сил МПВО и необходимостью сосредоточить усилия Наркомата обороны СССР на подготовке Вооруженных Сил к войне, которая приближалась к границам СССР, постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 г. руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО.
22 июня 1941 г. все штабы, службы и силы МПВО были приведены в боевую готовность. Первые дни войны доказательно явили высокую готовность системы МПВО и одновременно вскрыли некоторые недостатки, которые быстро устранялись.
Важную роль в мобилизации МПВО на успешное решение задач, вставших в связи с нападением фашистской Германии на Советский Союз, сыграло постановление СНК СССР от 2 июля 1941 г. “О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне”. Согласно этому постановлению все советские граждане от 16 до 60 лет должны были, овладеть необходимыми знаниями по МПВО. Кроме того, мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 18 до 50 лет обязаны были состоять в группах самозащиты. Выполняя требования партии и правительства, Министерство внутренних дел СССР 3 июля 1941 г. утвердило Положение о группах самозащиты жилых домов, учреждений и предприятий. Важную роль в активизации МПВО сыграла речь И. В. Сталина, от 3 июля 1941 г., в которой указывалось на необходимость немедленно “…наладить местную противовоздушную оборону”.
В послевоенный период, опираясь на богатый опыт Великой Отечественной войны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться. Было введено в действие новое
положение о местной противовоздушной обороне, в котором нашел отражение весь положительный опыт предшествовавшей деятельности МПВО. Были уточнены задачи и организационная структура МПВО.
Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов вынудило в 1956 г. вновь пересмотреть организацию МПВО. МПВО впервые была названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Хотя ядерное оружие при этом не называлось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были нацелены на организацию защиты именно от него.
Гражданская оборона СССР
Гражданская оборона (ГО) (название с 1961 года) представляет собой систему общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых с целью защиты населения и народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства, а также проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР) при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий (катастроф) и в очагах поражения.
Для организации работ по ликвидации последствий стихийных, бедствий, аварий (катастроф), обеспечения постоянной готовности органов управления и сил для ведения этих работ, а также для осуществления контроля за разработкой и реализацией мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в мирное время создаются Государственная комиссия Кабинета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) при совминах союзных республик, исполкомах краевых, областных и городских Советов народных депутатов.
Работа КЧС организуется во взаимодействии с органами ГО, МВД, КГБ, военного командования и организациями государственного надзора и контроля. При них создается постоянный рабочий орган на базе штабов и служб ГО.
Решения КЧС во время чрезвычайных ситуаций являются обязательными для выполнения всеми организациями и предприятиями, расположенными на соответствующей территории.
Организационная структура ГО в СССР
Вся практическая деятельность ГО в республиках, краях, городах, районах и на объектах народного хозяйства осуществляется под руководством исполкомов Советов народных депутатов, а также органов военного управления. Непосредственное руководство ГО в союзных и автономных республиках, краях, областях, городах, городских и сельских районах осуществляется председателями Советов народных депутатов, которые являются начальниками ГО.
ГО организуется по территориально-производственному принципу. Территориальный принцип организации означает, что независимо от ведомственной принадлежности ГО объектов народного хозяйства организационно входит в структуру ГО соответствующих республик, краев, областей, городов, районов, на территории которых они расположены.
Производственный принцип организации заключается в том. что ГО объектов народного хозяйства организационно входит также в структуру ГО соответствующих министерств, ведомств, руководители которых несут полную ответственность за состояние ТО в этих учреждениях.
ГО опирается на материальные и людские ресурсы всей страны.
Организация ГО предусматривает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.
ГО в СССР является не только частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, но и всенародным делом. Каждый советский гражданин обязан активно участвовать в проведении мероприятий ГО.
Гражданская оборона в наши дни, МЧС
27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР “Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций”.
Весной и осенью 1991 года прошли первые съезды российского корпуса спасателей, который вскоре был преобразован в ассоциацию спасательных формирований России. 17 апреля 1991 года заместитель председателя Госстроя РСФСР Сергей Шойгу был назначен председателем российского корпуса спасателей. 28 апреля заместителем председателя был назначен Юрий Воробьев.
В связи с необходимостью расширения полномочий российский корпус спасателей постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.07.91 был преобразован в Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого 5 августа 1991 г. был переназначен С.К.Шойгу.
Во второй половине 1992 года началось формирование поисково-спасательных служб ГКЧС России. Начало этому положило постановление правительства Российской Федерации от 28 июля 1992 г. № 528 “О совершенствовании деятельности туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров”. В этот период ГКЧС России приступает к налаживанию взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти. Так, 22 сентября 1992 года издан совместный приказ МВД России и ГКЧС России № 336.136 “О взаимодействии МВД России и ГКЧС России по вопросам пожарной охраны”.
Указом президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. №171 главой МЧС России назначен Шойгу С.К.
Будущее гражданской обороны
С 1961 г. и по сей день гражданская оборона выполняла стратегическую оборонную задачу: защищала население и промышленность от оружия массового поражения вероятного противника. большинство населения обеспечили укрытием в надежных защитных сооружениях, были накоплены достаточные запасы средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической) разведки. Многое сделано для повышения устойчивости работы промышленных предприятий.
Но время неумолимо. Меняются политические устройства государств, социально-экономические условия, технологии производств и системы оружия, соответственно им и военные доктрины. Появились Концепция национальной безопасности России, законы «Об обороне», «О гражданской обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуций природного и техногенного характера». Все они впитали в себя новое состояние нашей страны, особенности современной международной политики и отношений государств многополярного мира.
Все это, естественно, не могло не отразиться на состоянии современной гражданской обороны и перспективах ее развития.
ГО в будущем
В последние годы в ряде зарубежных стран происходит трансформация взглядов на роль гражданской обороны и порядок ее ведения. Силы и средства гражданской обороны должны готовиться не столько к действиям в условиях ядерной войны, сколько уметь эффективно решать задачи, возникающие в мирное время, уделяя при этом особое внимание мобилизационному планированию. Коренные изменения в характере военных конфликтов, средствах вооружения, социально-экономической обстановке требуют нового, более обстоятельного и всеобъемлющего отношения к защитным мероприятиям.
Гражданская оборона XXI века будет существенно отличаться от современной. ГО приобретает большую социальную направленность; основной целевой установкой становится не столько участие в достижении военного стратегического успеха, сколько сохранение жизни человека и среды его обитания. В силу этого Гражданская оборона, видимо, постепенно отойдет от военной организации и приобретет самостоятельность.
ГО в XXI веке будет становиться все более значимой структурой для общества не только в военное, но и в мирное время. Активное участие ее сил и средств в ликвидации любых чрезвычайных ситуаций станет необходимым, как, скажем, кислород для человека. Актуальным и современным станет лозунг: «Все, что делается для укрепления гражданской обороны, полезно народному хозяйству и необходимо человеку».
ГО должна стать менее затратной, чем раньше. В XXI веке надо менять принципы защиты населения. Например, защитные сооружения создавать не за счет их специального строительства в мирное время, как это было ранее, а накапливать путем освоения подземного пространства городов, приспособления для этих целей подвальных и других заглубленных сооружений.
Значимо увеличивается роль и значимость мобилизационной готовности гражданской обороны. При угрозе применения ядерного оружия мероприятия по защите населения должны осуществляться повсеместно, на территории всей страны, в массовом порядке, с привлечением всех людских и материальных ресурсов.
Заключение
В недалеком будущем ГО, как и вся оборона страны, будет строиться по принципу стратегической мобильности. Каждый регион станет более самостоятельным и будет решать задачи, как правило, своими силами.
лет Советскому Союзу | Penn Today
30 декабря 1922 г. представители советских правительств России, Украины, Белоруссии и Закавказской республики (включая Армению, Азербайджан и Грузию) объявили об образовании новой страны: Союза Советских Социалистических Республики, первое в мире государство, основанное на марксистском социализме.
«К тому времени, когда в 1972 году СССР исполнилось 50 лет, он был признан мировой сверхдержавой, равной или превосходящей военную мощь своего единственного соперника, Соединенных Штатов», — говорит Бенджамин Натанс, профессор истории в Школе искусств и искусств. наук. «Коммунистическая партия в том году устроила в Москве грандиозные торжества. Вряд ли кто-то внутри или за пределами страны предполагал, что она не доживет до своего столетия в 2022 году».
В ознаменование -й -й годовщины Советского Союза, Penn Today обратился к шести экспертам из трех пенсильванских школ, чтобы поделиться своими мыслями. Они обсуждают текущую ситуацию в России и войну на Украине, подход Владимира Путина к истории и роль СССР в отстаивании прав.
Советский Союз родился во времена, которые могут показаться знакомыми. Подрывные технологические, политические и культурные изменения оставили население безнадежным и безнадежным. Советский Союз предложил альтернативу. Вместо того, чтобы возиться с перекошенными политическими, финансовыми и рыночными системами, советская альтернатива предлагала сжечь эти системы и построить что-то новое. Каждый человек будет иметь право голоса в принятии решений через пирамиду советов, или «советов» по-русски, и эти решения будут включать управление использованием ресурсов в производстве, распределении и потреблении. Миллионы людей во всем мире приветствовали эту альтернативу, даже когда стало известно об ужасных злоупотреблениях и жестокостях советской системы.
Я недавно вернулся из Украины. В течение бесчисленных часов в бомбоубежищах украинцы делились своими мыслями о нынешнем российском вторжении и вторжениях ушедших империй. Никто не приписывал нынешнее вторжение возрождению советской империи. В частых поездках в Россию практически никто не изъявил желания отказаться от частной собственности и возродить советский строй. Даже непостоянный президент Путин сказал, что «у того, кто хочет его восстановить, нет мозгов». Вместо этого российское вторжение в Украину восходит к мышлению о построении империи, которое пронизывало Европу, когда родился Советский Союз, реверс, который угрожает процветанию и благополучию во всем мире.
Тем не менее рождение Советского Союза является мощным напоминанием. Украинцы по понятным причинам сосредоточены на империалистической угрозе, но в последние несколько месяцев я также разговаривал с обычными людьми по всей Восточной Европе, югу Африки и Юго-Восточной Азии. Бизнес может способствовать процветанию, но я повсюду слышу слухи о том, что дела обстоят не совсем так, что простые люди не получают выгоды от разрушительных изменений, которые сейчас сотрясают наш мир. Оглядываясь назад на рождение Советского Союза, следует напомнить деловым фирмам и участникам рынка, что они существуют только потому, что общество позволяет им существовать, и общество может отозвать свое разрешение, если системы не будут способствовать всеобщему благополучию.
На протяжении большей части ХХ века СССР представлял для Запада экзистенциальную угрозу. Несмотря на страдания многих советских граждан, создание первого в мире рабочего государства оказалось большим благом для западных рабочих, расовых меньшинств и женщин, ускорив социальный прогресс, которого иначе не было бы.
Через два года после революции 1917 года напуганные западные политики согласились на создание Международной организации труда (МОТ), трехсторонней организации, которая объединит правительства, работодателей и рабочих для решения растущих глобальных трудовых волнений. Историк Сандрин Котт утверждает, что МОТ была создана специально для предотвращения коммунистических революций и что после Второй мировой войны напряженность между сверхдержавами вынудила западных работодателей пойти на многие уступки профсоюзным активистам. Точно так же историк Мэри Дудзяк продемонстрировала, как настойчивое советское отношение к плохому обращению Америки с чернокожим меньшинством помогло катализировать движение за гражданские права.
В своей работе я исследовал, как советские обязательства по эмансипации женщин заставляли американских лидеров вкладывать ресурсы и расширять привилегии для женщин в Соединенных Штатах.
Рассмотрим Закон об образовании в области национальной обороны (NDEA) 1958 года: после запуска в 1957 году спутника «Спутник» американские лидеры запаниковали. Они опасались, что проигрывают космическую гонку из-за нехватки подготовленных кадров в области естественных наук и математики, частично из-за того, что Советский Союз вкладывал средства в способности своих женщин. А 19В правительственном отчете о «женской силе» отмечалось, что «ежегодно около 13 000 женщин получают дипломы инженеров в Советском Союзе по сравнению с гораздо менее 100 в Соединенных Штатах».
NDEA вложил более миллиарда долларов в федеральные программы, в том числе в поддержку образования и обучения молодых американских женщин в том, что мы сейчас называем областями STEM. По словам историка Рут Розен, «чтобы сдержать коммунизм, нации внезапно понадобились женщины в лаборатории больше, чем дома».
Также обратите внимание на принятый в 1972 году Раздел IX, всеобъемлющий федеральный закон, запрещающий дискриминацию по признаку пола в любой образовательной программе или деятельности, финансируемой из федерального бюджета. Историк Сьюзен Уэр прямо приписала внезапный интерес правительства к предотвращению дискриминации по признаку пола советскому господству в подсчете медалей на Олимпийских играх: «Если Соединенные Штаты собирались противостоять советским спортсменам в медальной гонке, им требовался вклад хорошо женщин-спортсменов в дополнение к спортсменам-мужчинам». Название IX также совпало с медленным переходом к совместному обучению в элитных университетах США и созданием множества новых профессиональных возможностей для женщин.
NDEA и Раздел IX были политикой, вдохновленной непосредственно контекстом соперничества сверхдержав времен холодной войны. С распадом СССР в 1991 году у США больше не было идеологического фона, отстаивающего права женщин, и дальнейший прогресс застопорился.
Сторонники коммунистической партии держат портреты Иосифа Сталина и Владимира Ленина во время общенационального празднования «Дня защитника Отечества» возле Кремля на площади Революции в Москве 23 февраля 2022 года. (Изображение: AP Photo/Александр Земляниченко)
Большевики пришли к власти в России в октябре 1917 года, но потребовалось пять лет и гражданская война, чтобы официально создать Союз Советских Социалистических Республик, «опытную родину», благодаря которой они стали известны во всем мире. Как и в случае со многими новыми предприятиями, большинство людей полагали, что это не продлится долго. Это продолжалось почти семь десятилетий — примерно продолжительность жизни человека. Это кажется относительно коротким для суверенного государства, но для революционного государства это необычно долго. История полна недолговечных революций.
К тому времени, когда в 1972 году СССР исполнилось 50 лет, он был признан мировой сверхдержавой, равной или превосходящей военную мощь своего единственного соперника, Соединенных Штатов. В том же году Коммунистическая партия организовала в Москве грандиозные торжества. Вряд ли кто-то внутри или за пределами страны предполагал, что она не доживет до своего столетия в 2022 году. В этом году россияне не отметили эту годовщину, год, омраченный захватнической войной Владимира Путина против Украины. Путин лихо назвал распад Советского Союза в 1991 «величайшей геополитической катастрофой XX века», но наследие СССР на самом деле является источником глубокой амбивалентности для него и российской политической элиты.
В 2017 году Кремль создавал впечатление, что он не знает, что делать со столетием большевистской революции, событием, которое толкнуло Россию в новую эпоху всемирно-исторического значения, но также разрушило традиционный образ жизни и принесло непостижимые страдания до десятков миллионов человек. Один из многих способов, которыми Путин выражает свое презрение к Украине, состоит в том, чтобы отвергнуть ее как искусственное создание отца-основателя СССР Владимира Ленина.
Человек, казалось бы, одержимый историей, Путин сослался на эпическую победу СССР над нацизмом в 1945 году, чтобы оправдать свои нападки на предполагаемых нацистов в Украине, но он предпочитает сравнивать себя не со Сталиным, а с царями 18-го века, такими как Петр Великий и Екатерина. Великий, расширивший границы Российской империи до Европы. Советская эпоха поглощается более длинной историей того, что Путин любит называть «русским миром», миром, отдельным от Запада, со своей исключительной судьбой. Отвергая существование независимой Украины, путинский «Русский мир» показывает себя в основе своей имперской авантюрой. Покойный Михаил Горбачев, последний лидер СССР, предложил концепцию «общеевропейского дома». Своей войной на Украине Путин намеревался разрушить этот дом.
Очень скоро, в 2024 году, Китай вытеснит СССР как страну с самой долгоправящей Коммунистической партией. Будет ли эта партия председательствовать на столетии Китайской Народной Республики в 2049 году? Советский пример заставляет задуматься, и в целом историки мудры, чтобы держаться подальше от индустрии предсказаний. Но я думаю, что да.
Образование Союза Советских Социалистических Республик сто лет назад положило начало уникальному процессу государственного строительства. С одной стороны, СССР превратился в высокоцентрализованное государство с контролем над обороной, экономическим планированием и мониторингом политической лояльности в руках могущественных «аппаратчиков» (бюрократов) в Москве. С другой стороны, сохранение нескольких отдельных «Советских Социалистических Республик» (ССР) служило созданию образа людей из разных наций, объединившихся для совместного «построения социализма».
Последнее повествование могло быть по большей части вымыслом. Тем не менее, формальное признание четких границ, титульной идентичности и отдельных партийно-государственных институтов в ССР — это именно то, что послужило основой для новых наций, образовавшихся после распада СССР.
Точно так же, как образование СССР не было простым объединением разрозненных политических образований, так же как и его распад не был простым делом 15 наций, которые просто разошлись. Население перемещалось между ССР, в том числе миллионы русских, проживающих за пределами Российской Федерации. Этнические анклавы были обозначены как «автономные» регионы в границах нескольких ССР. И экономическая инфраструктура, включая нефте- и газопроводы, а также сети железных дорог и цепочки поставок различного сырья, пересекает границы новых наций. В таких условиях некоторые были удивлены тем, что распад СССР не сопровождался конфликтом, как это было в бывшей Югославии в XIX веке.90-е. В то время ученые говорили только о «конце истории», когда бывшие коммунистические страны приступили к переходу к рынку и демократии, а территориальные конфликты считались скорее исключением, чем правилом.
Тем не менее, когда мы рассматриваем ужасающую войну на Украине наряду с войной 2008 года в Грузии, две чеченские войны, все еще неурегулированный конфликт вокруг Нагорного Карабаха и некоторые восстания в автономных районах нескольких центральноазиатских государств, мы могли бы задуматься о том, мы должны были ожидать большей турбулентности на пространстве бывшего СССР. Учитывая происхождение, структуру и эволюцию СССР, было ли это просто вопросом времени, когда геополитические амбиции, внутреннее политическое соперничество и переформирование глобальных альянсов повысят вероятность напряженности и конфликтов?
Ничто из этого не говорит о том, что вторжение Путина в Украину было неизбежным или оправданным. Но любые усилия по установлению мира скорее раньше, чем позже, могли бы выиграть от напоминания о том, каким необычным образом был собран СССР и каким необычным образом он распался.
Украинцы ютятся под разрушенным мостом, пытаясь бежать через реку Ирпень на окраине Киева, Украина, 5 марта 2022 года. (Изображение: AP Photo/Emilio Morenatti)
Основание Советского Союза увенчало победу советских войск в кровопролитных и разрушительных гражданских войнах в России, которые велись на одной шестой части земной поверхности. Первая мировая война была разрушительным событием для Европы и всего мира; на территории бывшей Российской империи за ней последовали сначала революции, а затем гражданские войны. Эти гражданские войны охватили пространство бывшей Российской империи так, как не было во время Первой мировой войны, и привели к гибели людей в четыре раза больше, чем сама Первая мировая война. Таким образом, можно с полным правом сказать, что территории бывшей Российской империи пережили многочисленные волны травм: Первая мировая война, революция, распад империи и поистине разрушительные гражданские войны.
Крах Российской империи во время Первой мировой войны был драматичным, но не слишком примечательным. Все великие державы, бывшие династическими сухопутными империями (императорская Германия, Австро-Венгрия, Османская империя и Российская империя), распались в ходе Первой мировой войны. Отличительной чертой российского имперско-советского дела был не крах, а именно его повторение в 1922/1924 гг.
Все остальные династические сухопутные империи распались на осколки целостных национальных государств: Германия, Австрия, Венгрия, Польша, Турция, Сирия. Единственный среди бывших политий Советский Союз сумел сшить воедино территории бывших империй в виде ненационального, федеративного Союза Республик — СССР. (Единственным возможным аналогом могла бы быть Югославия. Характерно, что оба этих государства также закончились более или менее одновременно, в большей и меньшей степени насилия, расколовшись на национальные государства на закате 20-го века.)
Образование Советского Союза можно рассматривать как как демонстрацию более гибкого отношения Советского Союза к национальному вопросу, так и как насильственную Реконкисту бывшего имперского пространства. (Другой распространенной датой создания Советского Союза является принятие Конституции Советского Союза в январе 1924 года, заменившей Конституцию Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918 года.)
Создание Советского Союза, несомненно, стало переломным моментом в ХХ веке. Действительно, многие историки отмечают «короткий ХХ век» жизнью этого политического проекта — и его завершением.
Советский Союз был основан на благородных принципах. Лидеры новой страны представляли себе общество, которое продвигает коллективное благосостояние, продвигает эгалитаризм и использует власть государства для подъема масс. Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик создал федеративную структуру, которая сохраняла бы национальную идентичность и защищала этнические различия. Новое государство должно было основываться на «воле народа», и «каждая республика в составе» имела неотъемлемое «право на свободный выход из Союза».
Обещания Советского Союза быстро уступили место деспотическим лидерам и провалам управления. Советский народ был, пожалуй, самой большой жертвой нового государства. С 1931 по 1935 год более 5 миллионов человек умерли от голода, объявленного правительством. Сталинские чистки уничтожили еще миллион или больше. Три поколения советских граждан жили без самых элементарных прав и свобод человека. Конечно, в конце были проблески надежды. В 1986 году казалось, что ход истории мог коренным образом измениться, когда Михаил Горбачев попытался перестроить коммунистическое государство, совместимое с человеческим достоинством. Но надежды на примирение принципа и практики рухнули 25 и 19 декабря.91 года, когда в последний раз был спущен советский флаг.
Одна из величайших трагедий 20-го века состоит в том, что страна, основанная на фундаментально благородных принципах, стала причиной гибели миллионов своих граждан и репрессий и страданий еще миллионов. Даже сегодня — через 100 лет после подписания договора о создании Советского Союза — Кремль продолжает стремиться к власти и влиянию. Российские ракеты продолжают наносить удары по Киеву, пока Путин подтверждает советскую сферу влияния. Даже когда сам СССР уходит в историю, человеческие страдания продолжаются. В этом году в результате российского вторжения погибло 40 000 мирных жителей Украины, а права и свободы россиян продолжают ущемляться.
Филип М. Николс — профессор социальной ответственности в бизнесе имени Джозефа Колодного, профессор юридических исследований и деловой этики в Уортонской школе, а также участник программы изучения России и Восточной Европы в Школе искусств и наук.
Кристен Р. Годси — профессор и заведующая кафедрой российских и восточноевропейских исследований в Школе искусств и наук. Ее книга «Повседневная утопия: чему могут научить нас 2000 лет диких экспериментов о хорошей жизни» выйдет в 2023 году.0072
Бенджамин Натанс — адъюнкт-профессор истории Алана Чарльза Корса в Школе искусств и наук; выходит его книга «К успеху нашего безнадежного дела: многие жизни советского диссидентского движения».
Рудра Сил, профессор политологии, специализирующийся на российских/посткоммунистических исследованиях и американо-российских отношениях. Научный директор программы Huntsman в области международных исследований и бизнеса.
Питер Холквист, адъюнкт-профессор истории Школы искусств и наук имени Рональда С. Лаудера, чьи исследования сосредоточены на истории России и современной Европы.
Уильям Бёрк-Уайт, профессор юридического факультета Университета Пенсильвании Кэри и ведущий эксперт по внешней политике США, многосторонним институтам и международному праву с опытом работы в России.
Как Китай стал силой на постсоветском пространстве после падения СССР
Делиться
В течение трех дней в мае 1989 года Генеральный секретарь СССР Михаил Горбачев с большой помпой посетил Пекин.
Это был первый визит советского лидера в Китай после пограничного конфликта в 1969 году, вызвавшего многолетнюю напряженность между двумя странами, и он станет последним.
В течение следующих двух с половиной лет после Знаковый визит Горбачева в Китай, пути Пекина и Москвы разошлись.
Статус Советского Союза как мировой державы уменьшился, поскольку его руководство столкнулось с растущим национализмом, а также экономическим застоем и коллапсом, кульминацией которых стал официальный распад страны 26 декабря 1991 года.
В отличие от Китая, путь резкого экономического роста, который сопровождался десятилетиями повышения уровня жизни дома и расширения влияния за рубежом, что привело к ее нынешнему статусу глобальной силы.
Спустя тридцать лет после распада Советского Союза наследие этого монументального сдвига все еще ощущается по всей Евразии, поскольку оно проложило путь к трехдесятилетнему росту влияния Китая на всем суперконтиненте.
Генеральный секретарь СССР Михаил Горбачев (слева) встречается со своим китайским коллегой Дэн Сяопином в Пекине во время визита в 1989 году.
Распад Советского Союза и создание 15 новых государств были встречены в Пекине с осторожностью, но прекращение напряженности в отношениях с Москвой высвободило китайские ресурсы и планы сосредоточить усилия за пределами своих границ, что раньше было невозможно.
Это позволило Китаю стать ведущей силой в Центральной Азии, наладить новые политические связи с Москвой и, в конечном итоге, запустить глобальную инициативу «Один пояс, один путь» (ОПОП), которая открыла двери для китайских компаний и переориентировала большую часть экономической тяжести Евразии.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Отмечая столетие коммунизма, Китай объявляет о своем растущем влиянии
«После того, как угроза безопасности, исходящая от Советского Союза, исчезла, Китай получил возможность вкладывать эти ресурсы в другие места и в конечном итоге расширить свое влияние на Запад», — сказал Азаттыку Хайюн Ма, доцент Государственного университета Фростбурга в Мэриленде. «Это большое достижение для Пекина. Китайское влияние сегодня практически повсюду».
Распад Советского Союза также оказал глубокое влияние на мышление руководства Пекина. Китайские политики и нынешний лидер Си Цзиньпин избегали той же участи, что и его коммунистический коллега, который назвал распад СССР «глубоким уроком» в своей речи 2013 года.
«Поучительная история»
Извлеченные уроки, согласно речи Си, заключаются в том, что советские лидеры слишком далеко зашли в своей решимости и идеологии.0117 подпитывал подавление инакомыслия дома и желание расширить влияние Китая во всем мире.
Подпишитесь на наш новый информационный бюллетень для Китая
Невозможно рассказать самые важные истории, сформировавшие Евразию, не принимая во внимание возрождающееся влияние Китая.
China In Eurasia — информационный бюллетень корреспондента Рейда Стэндиша, в котором он опирается на местные репортажи журналистов RFE/RL, чтобы дать вам уникальное представление об амбициях Пекина. Рассылается в первую и третью среду каждого месяца.
Чтобы подписаться, нажмите здесь .
«Для Коммунистической партии Китая распад Советского Союза — поучительная история, — сказала Азаттыку Надеж Роллан, старший научный сотрудник Национального бюро азиатских исследований. «Политика Китая вызывает много беспокойства. Это страх потерять власть и желание сохранить ее любой ценой».
Первоначально китайские перемещения по Евразии не были амбициозными или высокоуровневыми. Пекин пытался понять, как относиться к своим новым соседям, которые переживали экономические трудности и волну политических кризисов — от гражданской войны в Таджикистане до боевых действий на Северном Кавказе в России.
Распад Советского Союза, действия которого способствовали сближению между Пекином и Вашингтоном в 1970-е годы, также вызвал опасения, что Китай может стать следующим, поскольку Соединенные Штаты и их союзники наслаждались окончанием холодной войны и усилиями по откатить коммунизм.
В условиях высокой нестабильности и неопределенности в государствах бывшего Советского Союза Пекин в 1990-х годах действовал осторожно. Китай сосредоточился на своем экономическом развитии дома и начал крупную дипломатическую кампанию по улучшению отношений со своими восточноазиатскими соседями и привлечению инвестиций в страну.
Находясь в Центральной Азии, Китай начал играть сложную роль в постсоветской челночной торговле страны, поскольку Пекин также стремился укрепить свои опасения по поводу безопасности и урегулировать давние пограничные споры.
Но участие Китая в регионе росло медленно, в значительной степени из-за опасений Пекина по поводу того, как отреагирует небезопасная постсоветская Россия.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Земля Средней Азии и Китай
В апреле 1996 года лидеры Китая, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана встретились в Шанхае, чтобы подписать соглашение об отводе вооруженных сил от бывшей китайско-советской границы и обеспечить механизм для урегулирования пограничных вопросов с его новым независимым государством. соседи.
Соглашение привело к формированию Шанхайской пятерки, которая впоследствии стала Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) в 2001 году с присоединением Узбекистана (и с тех пор приветствовала Индию и Пакистан в качестве членов).
Президент России Владимир Путин (второй справа) на первом саммите ШОС в Шанхае 15 июня 2001 года.
«Китай никогда не хотел открыто бросать вызов России. Вот почему Пекин сначала проник в регион экономически, а затем расширил свое влияние в других местах», — сказал Ма.
В последующие годы Китай закрепил широкую стратегию, направленную на невмешательство в дела других стран, развитие экономического сотрудничества и повышение своей репутации в регионе.
По мере того, как подъем Китая в 21 веке начал менять его восприятие в Вашингтоне как будущего конкурента, Пекин сделал еще больший упор на углубление связей в Евразии, особенно в связи с тем, что американское военное присутствие и созвездие союзников США в Восточной Азии наложили ограничения по китайской стратегии.
«Подъем Китая насторожил Соединенные Штаты и другие страны, — сказал Ма. «Расширение по суше на запад было гораздо более безопасным способом, чем в Тихоокеанском регионе, где напряженность могла быстро возрасти».
Марш на Запад
На протяжении 2000-х годов китайские стратеги сосредоточили свое внимание на Евразии, которая стала центром новой политики все более уверенного в себе Пекина.
Но, как отмечает Дэниел Марки, автор книги «Китайский западный горизонт», в то время не было ясно, что Пекин поднимется до своего нынешнего статуса на территории бывшего Советского Союза.
ПОДРОБНЕЕ: Специальный раздел о распаде СССР
«Не было очевидно, что Китай выиграет от распада Советского Союза или сможет расширить свое влияние на Евразию », — сказал Марки Радио Свобода.
Основное внимание Пекина было сосредоточено на Центральной Азии, которую китайские политики все больше и больше стали рассматривать как стратегическую область, жизненно важную для собственной безопасности, расположенную вдоль Афганистана и западной китайской провинции Синьцзян. Регион также богат природными ресурсами, которые, будучи крупнейшим в мире потребителем нефти и газа, были необходимы Китаю для стимулирования внутреннего роста.
Российские, китайские и монгольские военнослужащие демонстрируют снаряжение на полигоне недалеко от китайской и монгольской границы в Сибири в сентябре 2018 года.
В 2010 году Лю Ячжоу, генерал Народно-освободительной армии Китая, назвал Среднюю Азию «богатым куском пирога, подаренным сегодняшнему китайскому народу небесами», который, по его словам, является стратегически уязвимым местом для Пекина, где западное давление могло бы «более далеко идущее влияние», чем в Тихом океане.
Примерно в это же время продолжалась череда смен , чтобы изменить позицию Пекина в мире.
Китаю удалось пережить глобальный финансовый кризис 2008 года лучше, чем большинству стран, но после него он столкнулся с проблемами избыточных мощностей во многих отраслях и нуждался в доступе к новым рынкам. Более того, поскольку Китай обогнал Японию в 2010 году и стал второй по величине экономикой мира, многие страны Евразии стремились привлечь инвестиции и имели ограниченный доступ с Запада или России.
«Китай не всегда считался привлекательным инвестором, — сказал Марки. «Только до финансового кризиса многие страны действительно открылись для Китая, отчасти из-за отчаяния и потребности в инвестициях».
В 2012 году Ван Цзиси, влиятельный ученый и бывший декан факультета международных исследований Пекинского университета, изложил стратегию масштабного экономического и дипломатического продвижения на Запад для усиления влияния в Евразии. Стратегия, получившая название «Марш на Запад», стала ответом на перебалансировку Америки в сторону Восточной Азии, и многие из ее идей легли в основу ОПОП, флагманского внешнеполитического проекта Си , который был представлен в Казахстане в 2013 году.
Председатель КНР Си Цзиньпин произносит тост после речи на приветственном банкете для лидеров, принимающих участие в форуме «Один пояс, один путь» в Пекине в апреле 2019 года..
С тех пор глобальный BRI запустил проекты в Латинской Америке, Африке и Евразии на сотни миллиардов долларов и позволил Пекину расширить свое влияние и создать новые возможности для своих компаний, поскольку он инвестирует в стратегически важные объекты, такие как пакистанский порт Гвадар, железнодорожные пути через Центральная Азия и обширный, но неспокойный нефтяной сектор Ирана.
«В сознании многих китайских политиков Китай возродил свою историческую и традиционную роль в Центральной Азии и других частях Евразии, — сказал Ма из Фростбургского государственного университета. «За 30 лет он превратился из зоны преимущественно российского влияния».
Новая Евразия
Хотя визит Горбачева в Китай в 1989 году не изменил правила игры, на которые надеялись некоторые советские политики, это видение укрепления связей между Пекином и Москвой было реализовано при Си и президенте России Владимире Путине.
Россия с опаской наблюдает за возвышением Китая, и у Москвы тоже есть свои планы на регион в рамках Евразийского союза. Несмотря на это, в последние годы обеим сторонам все же удалось наладить более тесные отношения, и Путин отметил, что отношения были на самом высоком уровне в июле.
Участники слушают выступление председателя КНР Си Цзиньпина по видеосвязи во время саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в столице Таджикистана Душанбе 17 сентября.
«Распад Советского Союза открыл двери для более дружественных отношений с Россией», — сказал Роллан из Национального бюро азиатских исследований. «Это своего рода завораживает наблюдать, как быстро все изменилось».
Хотя Пекин и Москва не сходятся во взглядах по многим вопросам, они избегают разгорания трений и во многом руководствуются общей неприязнью к Соединенным Штатам. И Китай, и Россия продемонстрировали повышенную готовность совместно решать международные проблемы и начали совместные военные учения.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Китай и Россия демонстрируют крепнущие связи совместными военными учениями
Многие аналитики, однако, с осторожностью относятся к тому, насколько устойчивой будет эта динамика, особенно в связи с тем, что Пекин продолжает расширять свое присутствие в сфере безопасности в Центральной Азии и наращивать свое экономическое влияние в той части мира, которую Кремль считает «своей». сфера влияния.»
«Пекин играет в долгую игру и до сих пор очень умело успокаивал Москву», — сказал Роллан.