Когда был создан ссср: Когда был создан СССР — Парламентская газета

СССР: почему проект не удался?

  • <a href=http://www.bbc.co.uk/russian/topics/blog_krechetnikov><b>Артем Кречетников</b></a>
  • Би-би-си, Москва

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, RIA Novosti

Подпись к фото,

КПРФ и Иосиф Кобзон отметили 90-летие СССР праздничным концертом

Утром 29 декабря 1922 года перед Большим театром царило оживление. Из морозного тумана выплывали людские фигуры в шинелях, комиссарских кожанках и национальных одеждах. Делегаты I Всесоюзного съезда Советов собирались, чтобы учредить новое государство.

В тот же день делегации РСФСР, советских правительств Украины и Белоруссии, а также Закавказской Советской Федеративной социалистической республики подписали Договор об образовании СССР. Спустя сутки его утвердили, и 30 декабря стало днем образования Советского Союза, просуществовавшего 69 лет без пяти дней.

Главным советским праздником всегда было 7 ноября. День создания государства не являлся даже выходным, и о нем вспоминали редко, если не считать 1982 года, когда 60-летие СССР отметили широко и помпезно.

В принципе, это было логично. Жизнь народов бывшей Российской империи кардинально изменилась, когда власть взяла большевистская партия. 30 декабря 1922 года не случилось ничего судьбоносного. Как сказали бы теперь, «озвучили очередные административные изменения».

Вопрос о воссоздании единого государства решился не в Большом театре, а на фронтах Гражданской войны.

Но историки до сих пор ищут ответ на главный вопрос — почему выбрали такую беспрецедентную и внутренне противоречивую форму, как союз равных республик с правом выхода.

Теория и практика

К самоопределению наций большевики всегда подходили прагматически. Дробление буржуазного государства — хорошо, ослабление социалистического государства — преступно.

Белые всегда открыто выступали за «единую и неделимую Россию», в том числе и оттого, по мнению многих историков, проиграв войну. Ленин и его соратники признали независимость всех, кто хотел, а набравшись сил, опять подтянули их под себя.

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

История помнит латышских красных стрелков, украинских, грузинских и азербайджанских большевиков, однако в целом народы бывших национальных окраин империи настроились на независимость всерьез и надолго и никакого социализма строить не собирались. Там, конечно, шла своя борьба, но ее исход определила Красная армия.

Уже в июне 1919 года РСФСР и советские правительства Украины и Белоруссии официально объединили вооруженные силы, экономику, финансы, транспорт и почту. Роль общегосударственных органов власти была возложена на российские наркоматы. Республиканские компартии вошли в РКП(б) на правах территориальных организаций.

Возникло парадоксальное положение: вся территория, контролируемая большевиками, управлялась как единое государство, при этом республики формально оставались полностью независимыми.

Для большевиков это мало что значило: все равно политику определяла и решения принимала партия. Однако после окончания Гражданской войны возникла проблема внешнего представительства.

Накануне международного дебюта новой власти — Генуэзской конференции в апреле-мае 1922 года — решили, что за все республики выступит делегация РСФСР, но в дальнейшем зарубежным партнерам все-таки требовалось ясно представлять, с кем они имеют дело. Да и собственное население должно было понимать, в какой стране живет.

С правом выхода и без права на ошибку

Автор фото, PA

Подпись к фото,

Иосиф Сталин предлагал альтернативную идею государства, но авторитет Ленина при жизни был непререкаем

Иосиф Сталин, считавшийся в партии главным специалистом по межнациональным отношениям и в качестве наркома РСФСР по делам национальностей отвечавший за проработку вопроса, предлагал не мудрить, а включить остальные республики в Российскую Федерацию на правах автономий. Так же полагали многие видные коммунисты, в частности, Лев Каменев.

Идея СССР принадлежала Владимиру Ленину.

Пока его авторитет не подвергался сомнению, она считалась крупнейшим вкладом в теорию развития общества.

Некоторые современные политики, прежде всего, Владимир Жириновский, заявляют, что Ленин подвел под государство мину и чуть ли не предопределил будущий крах империи.

Когда наметилось движение в сторону правового государства и от власти стали требовать исполнения писаных законов, о праве выхода вспомнили, и оно сыграло определенную политическую роль, хотя главной причиной распада СССР стал кризис плановой экономики и коммунистической идеологии.

Однако создатели СССР не рассматривали его даже теоретически.

Процедура не прорабатывалась вплоть до эпохи Горбачева, когда подготовили закон, который ни разу не применялся, но, по оценкам юристов, был не так уж плох и даже мог бы послужить основой для выработки соответствующих международных норм.

Разговоры об отделении, формально не противоречившие конституции, рассматривались как «буржуазный национализм» и карались многолетними сроками, а при Сталине и расстрелом.

Замысловатая схема

«Мы представляем народы, которые 90 лет назад, услышав голос друг друга, пришли к святой идее и, объединившись, создали уникальную страну — Союз Советских Социалистических Республик», — заявил на устроенном КПРФ в честь 90-летия образования СССР концерте в Колонном зале Дома Союзов лидер украинских коммунистов Петр Симоненко.

Считать ли коммунистическую идею «святой», зависит от точки зрения. Но по части «уникальности» Симоненко прав.

В отличие от американской теории «плавильного котла», в СССР считалось, что нации должны сохранять свою самобытность и территориальную автономию неопределенно долго, но принадлежность к единому государству и общая идеология важнее национальных чувств.

В 1970-х годах официально провозгласили, что в ходе развития СССР сложилась «новая историческая общность людей — советский народ».

Классик украинской советской поэзии Павло Тычина написал программное стихотворение «Чувство семьи единой». Название сделалось нарицательным. Вместе с тем, всегда подразумевалось, что в «семье» имеются старшие и младшие родственники.

185 наций и народностей делились, в зависимости от численности, на четыре ранга. Одни получили союзные республики с прямым подчинением Москве, вторые — автономные республики в составе союзных, третьи — автономные области внутри краев (край отличался от области именно тем, что имел в своем составе национальную автономию), четвертые — национальные округа, соответствовавшие по статусу району обычной области.

Четко расписывалось, кому положено иметь, к примеру, свой университет и телевидение, а кому нет.

Это вызывало подспудное недовольство, особенно среди интеллигенции.

Народы Абхазии и Южной Осетии не имели ничего против власти Москвы, но не желали быть в составе Грузии.

Возникали вопросы, почему, например, Татарстан по территории и количеству населения в несколько раз больше Эстонии, но является всего лишь автономией. Чтобы отмести эти возражения, придумали малоубедительный довод, будто союзная республика должна непременно иметь выход к внешней границе СССР.

Некоторые территории с преимущественно таджикским населением произвольно включили в состав Узбекистана, и наоборот, а Нагорный Карабах, где преобладали армяне – в состав Азербайджана. В советскую эпоху любое недовольство жестко подавлялось, но с началом перестройки заложенные бомбы сработали.

По поводу нетривиального выбора, сделанного Лениным, у историков существуют три основные версии, которые, впрочем, не исключают друг друга и вполне могли действовать параллельно.

Пиар-акция

Есть мнение, что вождь, создавая жестко централизованное государство, решил при этом сделать пропагандистский реверанс, подчеркнув равноправие наций, потрафив чувствам населения и части коммунистов и явив миру пример «принципиально нового решения национального вопроса».

«Мы объединяемся в единое государство, образуем единый политический и хозяйственный организм. Каждая рана извне, каждая боль внутри на какой-либо отдаленной окраине отзовется одновременно во всех частях государства и вызовет соответствующую реакцию во всем организме Союза. Подтвержден принцип равноправия республик, добровольного вхождения их в союзное государство с сохранением для каждой права свободного выхода из него», — провозгласил в своей речи Петр Смидович, как старейший делегат и член РСДРП/РКП(б) с момента основания открывавший I Союзный съезд советов.

Комиссия ЦК по национальному вопросу под председательством Молотова, заседавшая 23-24 сентября 1922 года, одобрила разработанный Сталиным план «автономизации», но в преддверии пленума ЦК, назначенного на 6 октября, с возражениями выступило руководство парторганизаций Украины и Грузии.

По мнению историка Игоря Долуцкого, Ленин решил не создавать напряжения внутри партии.

«Ленин был более гибким большевиком, чем Сталин. Желая, видимо, не менее Сталина, создания унитарного государства, он пытался придать ему привлекательную юридическую форму», — полагает Долуцкий.

Вызвав в Горки Сталина, Ленин потребовал изменить параграф 1 проекта. В тот же день он написал членам политбюро записку «Об образовании СССР», в которой выразил мнение, что РСФСР должна признать себя равноправной с другими республиками и войти в союз «вместе и наравне с ними».

Сталин остался при своем мнении и в записке членам политбюро назвал позицию Ленина «национальным либерализмом». Однако авторитет вождя, несмотря на болезнь, оставался непререкаемым.

Кремлевские игры

Другие исследователи выдвигают на первый план человеческий фактор. Они считают, что судьбу государственного устройства страны во многом определили не принципы, а личные отношения между Лениным и Сталиным.

По мнению историка Эдварда Радзинского, ближе к осени 1922 года болевший Ленин почувствовал, что Сталин взял слишком много воли за его спиной.

Спор об «автономизации» и особенно известный «тифлисский инцидент» могли послужить предлогом для атаки на Сталина. 20 октября 1922 года на заседании Закавказского крайкома между его секретарем Серго Орджоникидзе и грузинскими большевиками разгорелся спор из-за того, должна ли Грузия входить в СССР в составе Закавказской федерации или самостоятельно. Орджоникидзе объявил оппонентов «шовинистической гнилью», один из них, Акакий Кабахидзе, в ответ назвал его «сталинским ишаком», а тот ударил его по лицу.

Сталин и Феликс Дзержинский, направленный в Тбилиси во главе комиссии ЦК, даже не поговорив с другой стороной, встали на сторону Орджоникидзе. Ленин не менее решительно поддержал грузинских большевиков и потребовал за рукоприкладство исключить Орджоникидзе из партии.

Как полагает Игорь Долуцкий, Сталин решил уступить, поняв, что «ему может не поздоровиться».

Очевидно, для Ленина вопрос не сводился к форме и названию будущего государства, поскольку он не успокоился и тогда, когда ситуация разрешилась, как он хотел.

В день I Союзного съезда Советов, на котором он отсутствовал по болезни, Ленин продиктовал одну из своих последних работ — «К вопросу о национальностях или об «автономизации».

Вождь назвал уже отложенный проект Сталина «в корне неверной затеей» и обвинил его в «торопливости», «администраторском увлечении» и «озлоблении», добавив, что «обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части истинно русского настроения».

«Земшарная Республика»

Третья гипотеза гласит, что Ленин до конца дней мечтал о мировой революции и, по выражению поэта Велемира Хлебникова, «Земшарной Республике Советов».

Автор фото, RIA Novosti

Подпись к фото,

Герб СССР — единственный в мире, на котором был изображен весь земной шар, и никак не обозначены границы страны

Новому государству намеренно придали наднациональный характер, чтобы в будущем в его состав можно было принять какие угодно «советские социалистические республики», вплоть до Австралийской и Уругвайской.

Изначально Ленин предлагал назвать государство «Союзом Советских Республик Европы и Азии», но затем было решено уйти даже от такой географической привязки.

«Доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем. Новое союзное государство послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику», — говорилось в первой советской конституции, принятой 31 января 1924 года.

Отношения с остальным миром трактовались по Маяковскому: «Мы на время даем передышку».

Когда на повестку дня встал альянс с одним блоком капиталистических государств против другого (по мнению историка Марка Солонина, до лета 1940 года Сталин сам не знал, с кем и против кого), данную формулировку из текста конституции 1936 года выбросили. Однако народ продолжали воспитывать на стихотворениях вроде классических строк Павла Когана: «Но мы еще дойдем до Ганга, но мы еще умрем в боях, чтоб от Японии до Англии сияла родина моя».

«Коммунизм сметет все границы!» — провозгласил Петр Павленко в опубликованном в 1940 году романе «На Востоке». «Правда» восторженно отозвалась об этом сочинении, упрекнув писателей за то, что мало выходит таких замечательных книг о будущей войне.

Михаил Кульчицкий мечтал о времени, когда «только советская нация будет, и только советской расы люди!», а Константин Симонов — об «удивительных освобождениях западных, южных, полярных, тропических и заокеанских Белоруссий и Украин».

1 января 1941 год «Правда» напечатала на первой полосе стихотворение с оптимистическими прогнозами на предстоящий год, заканчивавшееся словами: «А может быть — к шестнадцати гербам еще гербы прибавятся другие» (на тот момент статус союзной имела упраздненная впоследствии Карело-Финская республика).

Можно сказать, что литература — не политика государства. Но только не в СССР, где издательские планы утверждались в ЦК, а писатели и поэты
сами себя называли «автоматчиками партии».

Впрочем, и официальные лица высказывались вполне откровенно.

«Нам предстоит еще завоевать пять шестых земной суши, чтобы во всем мире был СССР», — заявил 17 июня 1924 года на V конгрессе Коминтерна его глава Григорий Зиновьев.

«Сталин — это мировая коммуна!» — провозгласил на совещании армейских политработников в апреле 1939 года начальник Главного политуправления РККА Лев Мехлис.

Ряд исследователей полагает, что «страны народной демократии» после второй мировой войны не включили в СССР главным образом из-за нежелательности контактов их не до конца «перекованных» жителей с советским населением.

Тезис о мирном сосуществовании утвердился только в середине 1950-х годов, а Вячеслав Молотов до конца своей долгой жизни находил его «дезориентирующим».

По национальным квартирам

Подавляющее большинство стран возникли и развивались стихийно. Хлодвиг, Рюрик и Вильгельм Завоеватель меньше всего думали о том, что чего-то основывают и никаких особых идей не имели.

Лишь три государства в истории — США, СССР и Израиль — создавались как проекты, по кем-то заранее начертанному плану, в соответствии с определенной идеологией и представлениями об идеальном обществе.

Советский проект оказался неудачным. Ни «семьи единой», ни «авангарда передового человечества» не получилось.

Часть историков видит причину в иррациональной тяге к национальному обособлению, которое, по их мнению, заложено в природе человека и вырвалось наружу при первом дуновении свободы. СССР был последней многонациональной империей, так что явление это общемировое, полагают они.

Другие связывают возникшее у многих стремление «эмигрировать, не уезжая» с отсутствием нормальной рыночной экономики и демократии. Если бы реформы проводились решительнее и давали людям надежду, никто, кроме, возможно, стран Балтии, не захотел бы отделяться.

В ходе дискуссий конца 1980-х годов сторонники сохранения СССР часто говорили о «попытке разойтись по национальным квартирам», вкладывая в эти слова негативный смысл. Их оппоненты возражали, что жить в обшарпанной коммуналке — тоже не подарок.

Третьи винят в исчезновении единого государства республиканскую номенклатуру, возжелавшую сделаться суверенной.

Вероятно, все правы по-своему.

Ленин против СССР, или Реинкарнация империи

«80 процентов россиян считают, что Ельцин сыграл негативную роль в истории нашей страны, – сказала в интервью Русской службе «Голоса Америки» директор ВЦИОМ по коммуникациям Ольга Каменчук, – а 72 процентов утверждают то же самое о Горбачеве. Почему? Потому, что эти имена ассоциируются с распадом СССР».

Ностальгия по ушедшему под воду «социалистическому материку»? «В сознании россиян, – свидетельствует социолог, – распад СССР ассоциируется с разгулом преступности, с ростом цен, с потерей связей… а вовсе не с демократизацией. И относится это не только к старикам, но и к среднему поколению. Правда, молодежь тех времен уже не помнит. Остается фантазировать: как могло бы быть, если бы. .. Смотреть советские фильмы, где колхозница-доярка на каблуках наливает чай мужу-механизатору… Впрочем, советское кино – по-прежнему самое любимое. Что особенно очевидно в предновогодние дни…»

Так обстоит дело со зрелищами. А как – с историей, включая и тех, кто находился на ее авансцене? По-разному, констатирует социолог: «Все у нас знают, как вылечить грипп или ветрянку – отчего же не порассуждать о Сталине или Горбачеве? Вот и не стихают споры… Сколько молодых, у которых бабушка или дедушка прошли через Гулаг! Но есть, естественно, и поклонники. Чего нет, так это примирения. А вот Ленин – тот уходит в серую зону безразличия. Историки ломают копья. Но молодежь уже смутно представляет себе, кто это такой… Большого раздражения он не вызывает. Просто уходит в прошлое…»

Зато мифы о прошлом обнаруживают завидную жизнеспособность. «Помните известный троцкистский лозунг: “Движение – все, конечная цель – ничто?”», – сказал в связи с московскими митингами Владимир Путин (креативно соединив Троцкого с Бернштейном). Впрочем, заметила в разговоре с корреспондентом Русской службы историк и публицист из Бостона Ирина Павлова, «мифотворчество проникает и на ваш сайт. Недавно я прочитала у вас материал, в котором утверждается, что Советский Союз создал Ленин…»

… Началась история СССР в том же месяце, в котором ей суждено было завершиться: в декабре. Тридцатого декабря 1922 года Всесоюзный съезд Советов принял декларацию об образовании СССР (в составе России, Белоруссии, Украины и Закавказской Федерации). И, как убеждена доктор исторических наук Ирина Павлова, долгие годы изучавшая тогдашние события по никогда не публиковавшимся архивным документам, знаем мы о них значительно меньше, чем кажется.

Ленин, Сталин, Грузия

Алексей Пименов: Ирина Владимировна, вот слова, принадлежащие директору Центра по изучению России в Университете дружбы народов Игорю Чубайсу: «Распад СССР был предрешен еще Владимиром Лениным, который построил совершенно неправильное государство, основанное на лжи и терроре собственного народа». Ваш комментарий?

Ирина Павлова: Ленин не был создателем СССР. Созданием СССР руководил Сталин. А Ленин – в 1922-23 годах – был главным противником сталинского плана создания СССР. И эта борьба стоила ему жизни…

А.П.: Жизни?

И.П.: Да. Смерть Ленина по сей день вызывает немало вопросов. Симптоматично одно: никаких токсикологических исследований не проводилось. Хотя при современных методах химического анализа можно ответить на вопрос – был ли Ленин отравлен или умер естественной смертью.

А.П.: Давайте начнем со своеобразной переклички эпох. Сегодня конфликт между российским руководством и грузинским – несомненно, один из острейших на территории бывшего СССР. Но и в момент становления СССР большевистских лидеров (прежде всего Ленина и Сталина) разделил именно грузинский вопрос. Совпадение – или…?

И.П.: Удивительно, но это так. Тогда именно грузинские коммунисты стали катализаторами противостояния по поводу принципов создания Советского Союза. Наверное – в силу более обостренного чувства национального самосознания. Даже после того, как Грузия была советизирована, грузинские коммунисты не хотели подпадать ни под прямой диктат Москвы, ни под диктат Орджоникидзе, который возглавлял искусственно созданное средостение между Москвой и Тбилиси – Закавказскую федерацию.

А.П.: Но ведь грузином-то был и Сталин?

И.П.: Да. Но – грузином, находящимся в Москве, в руководстве партии, установившей свою диктатуру. Политиком, постепенно сосредоточившим в своих руках «необъятную власть». Человеком, идеалом которого было государство, в котором «все стянуто в единое», – ибо только такое государство могло, по его мнению, «пугать и держать в страхе врага». Одновременно с созданием СССР Сталин отлаживал «вертикаль власти»: при нем назначение местных руководителей из Москвы стало системой, государственные органы подпали под диктат партийных комитетов, а вся переписка центра с местами – строго засекречена. Этот механизм власти получил законченное выражение именно в создании союзного государства, потому что под прямое управление центральных союзных органов попали и все союзные республики. Да и руководство российской республики потеряло свою независимость, фактически слившись с союзной властью.

А.П.: Когда это началось?

И.П.: В середине 1922 года, когда Сталин как нарком по делам национальностей предложил руководству партии свой проект создания СССР, который предусматривал вступление Украины, Белоруссии, Грузии, Армении и Азербайджана в Российскую Федерацию на правах автономных республик. Это и был сталинский план автономизации, выявивший принципиальные разногласия между Лениным и Сталиным. Если Ленин полагал, что Советский Союз станет федерацией, объединением государств, организованных по советскому типу, то Сталин рассматривал Союз как унитарное государство. В результате осеннего противостояния 1922 года Сталин пошел на уступку и вместо «вступления в Российскую Федерацию» согласился записать в проекте «объединение в Союз». Но суть-то осталась! И Ленин понял, что под «объединением в Союз» протаскивалась все та же идея автономизации, и выступил категорически против. Его догадку вскоре подтвердил так называемый грузинский инцидент, который сделал Ленина фактическим союзником грузинских «националистов».

А.П.: Как это произошло?

И.П.: ЦК КП Грузии отказался войти в Союз через Закавказскую федерацию, возглавляемую Орджоникидзе. Конфликт начался с момента, когда последний ударил одного из своих оппонентов – Кабахидзе, назвавшего его «сталинским ишаком». 22 октября 1922 года весь грузинский ЦК подал в отставку, отказавшись работать при «держимордовском режиме» Орджоникидзе. Члены грузинского ЦК пытались обратиться за помощью в Москву к Каменеву, Бухарину и непосредственно к Ленину – минуя сталинский секретариат. А Орджоникидзе, наоборот, поддерживал тесную связь со Сталиным, обмениваясь с ним шифротелеграммами. 24 ноября в Грузию была направлена специальная комиссия во главе с Дзержинским.

А.П.: И эта комиссия…

И.П.: … признала обвинения в адрес Орджоникидзе не соответствующими действительности. Однако Ленин, встретившись с Дзержинским, остался крайне недоволен результатами ее работы. 14 декабря он намеревался продиктовать письмо по национальному вопросу, но из-за резко ухудшившегося состояния здоровья смог сделать это только 30 декабря. Таким образом, в день, когда на Первом Всесоюзном съезде Советов Сталин выступал с докладом об образовании СССР, больной Ленин диктовал свою статью «К вопросу о национальностях, или Об ВЦИОМ “автономизации”». Статья начинается словами: «Я, кажется, сильно виноват перед рабочими России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик». Вывод Ленина: «Вся эта затея… в корне… неверна и несвоевременна». По его мнению, «политически ответственными за всю эту поистине великорусскую националистическую кампанию следует сделать… Сталина и Дзержинского». Действия по отношению к Грузинскому ЦК Ленин расценил как «империалистские отношения к угнетаемым народностям», которые были унаследованы от традиционного великодержавия российского государственного аппарата. И пpедложил pяд пpактических меp: «…Оставить и укpепить союз социалистических pеспублик… Во-втоpых… оставить союз социалистических pеспублик в отношении дипломатического аппаpата». Таким дошел до нас этот текст. Но истоpик Виктор Доpошенко считает фpазу «следует оставить и укpепить союз…» сфальсифициpованной: в ней опущено слово «военный», потому что в конце статьи Ленин предлагает «веpнуться на следующем съезде Советов назад, т. е. оставить союз советских социалистических pеспублик лишь в отношении военном и дипломатическом, а во всех дpугих отношениях восстановить полную самостоятельность отдельных наpкоматов». Диктовку этой статьи Ленин закончил 31 декабpя, а чеpез тpи дня – в «Добавлении» к «Письму к съезду» – пpедложил обдумать способ пеpемещения Сталина с должности генерального секретаря ЦК партии.

Невзорвавшаяся бомба

А.П.: Итак, Ленин выступил против Сталина как инициатора создания СССР?

И.П.: Более того – даже после провозглашения СССР 30 декабря 1922 года он пытался продолжать борьбу. С помощью своих секретарей Фотиевой, Гляссеp и Гоpбунова он расследовал матеpиалы комиссии Дзеpжинского – и обвинил Сталина и его союзников в великодеpжавии: не в «пеpесаливании по части истинно-русского настроения», как раньше, а в сознательной политике великорусского шовинизма.

А.П.: А Сталин тем временем…

И.П.: … спешно утверждал свою политическую линию. 25 янваpя 1923 года Политбюро пpинимает pешение pазослать специальное письмо губкомам и обкомам о конфликте в коммунистической партии Грузии. Противники сталинского плана – Цинцадзе, Мдивани, Кавтарадзе и Махарадзе – переводятся на работу вне Грузии. Сталин изолиpует Ленина, инстpуктиpует вpачей, следит за его деятельностью чеpез своих агентов – ленинских секpетаpей, оскоpбляет его близких. Hе только 22 декабpя 1922 года, а, по кpайней меpе, еще два pаза была оскоpблена Кpупская: в конце янваpя – начале февpаля 1923 г. и за несколько дней до 5 маpта, когда Ленин написал Сталину письмо о pазpыве отношений.

И все-таки кое-что Ленину удалось. Hа февpальском (21 24) пленуме ЦК 1923 г. pассматpивались сталинские «Тезисы по вопpосу о национальных моментах в паpтийном и госудаpственном стpоительстве». Ленин их решительно отвеpг. Политика Сталина и поддеpживавших его членов Политбюpо оказалась под угpозой. Однако именно в этот момент Ленина постигает тpетий удаp болезни с усилением паpалича и потеpей pечи. Буквально накануне удара – 5 маpта 1923 года – Ленин просит Тpоцкого выступить по национальному вопpосу на следующем пленуме, а 6 маpта диктует письмо Мдивани, Махаpадзе и дpугим: «… Всей душой слежу за вашим делом. Возмущен гpубостью Оpджоникидзе и потачками Сталина и Дзеpжинского…»

… А Сталин напpавляет во все местные паpтийные комитеты шифpотелегpамму – о пеpеносе XII съезда с 30 маpта на 15 апpеля. Зачем? Чтобы успеть сфоpмиpовать надежный состав съезда! Распpостpанение каких-либо слухов о своих последующих действиях руководящая «тройка» Зиновьев-Сталин-Каменев пpесекла двумя шифpотелегpаммами о болезни Ленина. А Троцкого, на поддержку которого рассчитывал Ленин, ультиматумом заставили отказаться от борьбы.

А.П.: И в результате…

И.П.: … «бомба», котоpую готовил Ленин, не взоpвалась. XII съезд стал pешающим в закреплении pешения национального вопpоса по-сталински, да и диктатуры партийного аппарата в целом. Выступления «националистов» на съезде не смогли пеpеломить ситуацию. Пpедседательствующий Каменев запрещал Мдивани цитиpовать Ленина… А выступавший на съезде Христиан Раковский пpоpочески пpедсказал, что «это один из тех вопpосов, котоpый сулит гpажданскую войну»…

Загадка смерти Ленина

А.П.: Была ли альтернатива созданию СССР?

И.П.: Теоретически – да. И представлял ее больной Ленин. Опиравшийся лишь на небольшую гpуппу, в основном состоявшую из представителей нацменьшинств: Мдивани, Махаpадзе, Раковский, Сафаpов, Скpыпник, Султан-Галиев… А Сталину для утверждения своей политики особых усилий не требовалось: великодеpжавие было (и до сих пор остается!) накpепко связано с политико-культуpным менталитетом наpода России. И если в pезультате Октябpьского пеpевоpота страна сделала шаг к Азии (вместо шага к Европе), то следующий шаг был сделан в pезультате создания СССР. Имея один ЦК, одно Политбюpо, объединенное ГПУ, назначенных из центpа местных pуководителей, действовавших по секpетным диpективам из Москвы, паpтийная веpхушка могла беспpепятственно пpоводить политику ужесточения диктатуры азиатского типа. Так и была заложена мина замедленного действия, взорвавшаяся в 1991 году. Исчезла скрепляющая союз «вертикаль» партийного аппарата – и страна распалась.

А.П.: Выходит, Ленин все-таки остается загадкой?

И. П.: В исторической литературе Ленина как политического деятеля после марта 1923 года не существует. Даже в наиболее серьезных статьях, посвященных последнему периоду его жизни, не допускается возможность каких-то политических действий Ленина, а тем более попыток противостоять сталинскому руководству. Такая возможность рассматривается в статье «Последняя поездка», написанной мною вместе с Виктором Дорошенко и опубликованной в 1989 году – сначала в местных газетах, а затем в журнале «Алтай». На которую сразу же последовала отповедь в «Правде». Мы назвали свою точку зрения исторической гипотезой. Она допустима в условиях, когда отсутствуют многие прямые свидетельства. Но и тех данных, которые есть, достаточно, чтобы наметить основные контуры противостояния.

А.П.: Итак?..

И.П.: У Ленина был инсульт. Но инсульт не обязательно означает беспросветное бездействие и умственную несостоятельность. Мы особо фиксировали противоречия в сохранившихся свидетельствах о болезни Ленина. Согласно одним авторам, он говорит, а другим – нет. Но даже из официальных источников известно, что до конца жизни Ленин ежедневно просматривал «Правду», «Известия», другие газеты и журналы… Но главное: он использовал малейшие возможности для политической боpьбы. И это в условиях, когда имение Гоpки, где он находился, были пеpеданы ОГПУ под начало Ягоды. Когда у дверей его комнаты кpуглосуточно дежуpила охрана… Несмотpя на пpямые запpеты, осенью 1923 года он как минимум дважды встpечался с представителями оппозиции – Пpеобpаженским, Воpонским, возможно, с Сапpоновым, подписи котоpых стоят под «Заявлением 46-и». Hе случайно и то, что именно 18 октябpя Ленин поехал в Москву. Это был pазгаp политического кpизиса: 8 октябpя с кpитикой политики руководящей «тройки» выступил Тpоцкий, а 15 октябpя «Гpуппа 46-и». Из найденной мною в архиве шифротелеграммы Сталина местным партийным органам известно, что на 18 октября планировалось заседание Политбюро, от имени которого было решено созвать на 25 октября экстренный пленум ЦК о внутрипартийном положении. Между прочим, при Сталине 18 октября не включалось в официальную биографическую хронику Ленина: выходило, что в Москве он был только 19 октября.

… Окончательное отстpанение Ленина от pуководства означало и поpажение оппозиции. О котором Ленин узнал за два дня до смеpти, когда Кpупская пpочитала ему pезолюции XIII паpтийной конфеpенции. 21 янваpя 1924 года его состояние внезапно pезко ухудшилось. В 18 часов 50 минут он скончался.

«Над Россией висит угроза распада»

А.П.: Сегодня все это – история. А проблемы – решены?

И.П.: В том-то и дело, что нет. Над Россией с ее огромными пространствами и разнообразным по национальному составу населением постоянно висит угроза распада. По Конституции 1993 года Россия – «демократическое федеративное правовое государство», а по сути – то же унитарное государство. В котором все принципиальные решения принимаются в Москве, а затем спускаются в регионы. Как и в 1922-23 гг., существуют два подхода к решению проблемы предотвращения распада страны. Первый – это отказ от принципа великодержавия и переформатирование страны по федералистскому принципу национально-государственного устройства с вытекающими отсюда основаниями внутренней и внешней политики. По сути, это тот самый подход, который пытался отстаивать больной Ленин. Второй – усиление унитаризма. Некоторые деятели партии «Единая Россия» уже сегодня вынашивают предложения национальным элитам республик, находящимся в составе Российской Федерации, подумать об отказе от своего формально автономного республиканского статуса и считаться лишь территориальной частью единого государства. Такие предложения идут даже дальше сталинского плана автономизации… А потому в случае исчезновения властной «вертикали», скрепляющей страну, могут обернуться еще большими потрясениями, чем те, что имели место в результате распада СССР.

Распад СССР и образование независимых республик, 1991 г.

Ряд событий с 1989 по 1991 год привел к окончательному распаду Союза Советских Социалистических Республик (СССР), проложив путь к созданию новых , независимые республики в Прибалтике и Средней Азии и создание Российской Федерации.

Официально образованный в 1922 году, на пике своего развития СССР состоял из пятнадцати республик, крупнейшей из которых была Россия. В 1987, через семьдесят лет после революции 1917 года, в результате которой в России было создано коммунистическое государство, Советский Союз находился в упадке. Серьезные экономические проблемы в сочетании с международной гонкой вооружений и свидетельством имперского перенапряжения сделали необходимыми реформы, если единая нация должна была выжить. Вступив в должность главы Коммунистической партии Советского Союза и лидера СССР в 1985 году, Михаил Горбачев попытался провести необходимые реформы посредством своей двойной политики «перестройки», или экономической реструктуризации, и «гласности», или политической открытости. . В то же время он применил свое «новое мышление» к советской внешней политике, надеясь положить конец холодной войне с Соединенными Штатами и той нагрузке, которую конфликт оказал на экономику.

Хотя Горбачев провел обширные экономические реформы и ввел ограниченные демократические выборы, ни одна из его мер не смогла остановить экономический спад, и он был слишком предан идее социализма, чтобы ввести настоящую рыночную систему. Пока Горбачев изо всех сил пытался найти решения для борьбы с застоем, весной 1990 года Борис Ельцин был избран президентом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всенародных выборах. Ельцин представлял угрозу централизованной власти Горбачева по нескольким причинам. Как глава самой большой республики в СССР, его мнение имело бы большое влияние. Поскольку он, в отличие от Горбачева, стремился сделать свой пост демократически избранным, а затем выиграл открытые выборы, его руководство имело большую легитимность в сознании людей. Ельцин также начал вносить предложения об отделении своей республики от более широкой советской системы, например, предлагая предоставить России экономическую автономию, и принял личное решение выйти из Коммунистической партии. В течение лета 1990 г. все пятнадцать республик бывшего Советского Союза последовали примеру России и одна за другой провозгласили себя суверенными государствами. Хотя правительство США надеялось на сохранение политической стабильности при Горбачеве, оно также стремилось к возникновению в Восточной Европе свободной рыночной экономики. Последнее было неприемлемо для Горбачева, и он столкнулся с растущими проблемами со стороны ориентированного на свободный рынок Бориса Ельцина.

Стремясь удержать СССР вместе, Горбачев сначала предпринял попытку военного подавления республик, провозгласивших независимость, но он быстро изменил стратегию и объявил о стимулах, таких как дополнительная автономия и новый Всесоюзный договор, чтобы удержать отколовшиеся республики в Союз. Наконец, летом 1991 г. Горабчев достиг соглашения с рядом республик, в котором они стали бы суверенными, но оставались бы слабо федеративными. Однако до того, как окончательное соглашение было подписано, группа советских лоялистов предприняла попытку переворота, чтобы сохранить расколовшийся Советский Союз. Однако после того, как военные не выдержали линию, переворот провалился. После попытки государственного переворота Горбачева обвинили в том, что он позволил стоящим за ним сторонникам жесткой линии достичь своих относительно высоких постов во власти. Он отошел в сторону, и Ельцин повел Россию в новую, постсоветскую эпоху.

После распада Советского Союза ныне независимые государства Российская Федерация, Украина и Беларусь объединились, чтобы создать Содружество Независимых Государств (СНГ). К концу года к СНГ присоединились бывшие советские республики, за исключением Грузии и стран Балтии. Грузия, Эстония, Латвия и Литва также обрели независимость в 1991 году.

Полный распад Советского Союза в 1991 году застал многих на Западе врасплох. Фундаментальные факторы, способствовавшие краху, в том числе экономический застой и чрезмерное расширение вооруженных сил, коренились в советской политике, но свою роль также сыграли холодная война и политика сдерживания США. Соперничество с Соединенными Штатами в период холодной войны, которое подпитывало советский экспансионизм и гонку вооружений, помогло создать экономические условия, предшествовавшие краху. В то же время и Рейган, и его преемник, президент Джордж Буш-старший, поддерживали хорошие отношения с Горбачевым и оказывали помощь в поддержке его политики и реформ. В качестве президента Буш пытался поддержать Горбачева в его усилиях по поддержанию стабильности и единства в Российской империи и настаивал на заключении радикальных соглашений о ядерном разоружении. Когда Ельцин пришел к власти после неудавшейся попытки государственного переворота, администрация Буша была вынуждена пересмотреть свою политику и перейти к сотрудничеству с новым российским лидером. Два лидера подписали договор СНВ-2, ограничивающий ядерные вооружения, вскоре после прихода Ельцина к власти, и Буш принимал Ельцина во время его первого государственного визита в США летом 1919 года.92. Возможно, самым важным политическим решением, которое Буш принял после распада Советского Союза, было решение не объявлять победу США в холодной войне, а вместо этого позволить ситуации в Восточной Европе разыграться самой собой и работать с результатами.

Хотя политика Буша выглядела осторожной и отстраненной во время постепенного расчленения бывшей сверхдержавы, были моменты, представляющие особый интерес. Большую озабоченность вызывала возможность распространения советского ядерного оружия, которое было разделено между базами в нескольких республиках и больше не находилось под централизованным контролем после распада СССР. Другие вопросы касались советского международного долга, а также советского представительства в международных организациях. В конце концов, Российская Федерация стала правопреемником Советского Союза, а это означало, что она взяла на себя ответственность за контроль над вооружениями и их утилизацию, за непогашенный долг, а также за советское место в Совете Безопасности ООН.

Распад Советского Союза имел жизненно важные последствия для внешней политики США. Холодная война между Советским Союзом и Соединенными Штатами создала своего рода биполярную стабильность, поскольку две гегемонистские державы уравновешивали друг друга. Ожидалось, что прекращение конфликта между Востоком и Западом будет означать международную стабильность, но эта надежда не оправдалась, поскольку гражданские войны и другие конфликты в развивающемся мире поставили новые задачи. Весной 1991 года, когда СССР раскалывался, Соединенные Штаты столкнулись с первым вызовом после холодной войны в виде войны в Персидском заливе; впервые со времен Второй мировой войны США вступили в войну при полной поддержке советского руководства — признак потенциального будущего партнерства в создании более безопасного мирового порядка. Более того, распад Югославии произошел, когда соперничество времен холодной войны сменилось этническими спорами, а в последовавшем конфликте в конечном итоге участвовали американские войска в миротворческой миссии в Боснии. Несмотря на распад Советского Союза и демократизацию его восточноевропейских сателлитов, окончание конфликта времен холодной войны между коммунистическим Востоком и капиталистическим Западом привело к усилению неопределенности во многих частях мира.

Распад СССР и возрождение национальных идентичностей. Исторические события в процессе европейской интеграции (1945–2014 гг.) Советского коммунизма привела к распаду Советского Союза, подорванного идеологическим, политическим и экономическим кризисом.

Это, в свою очередь, ускорило распад империи, что стало причиной и следствием конца коммунизма. Организации, характерные для «советского федерализма», ускорили распад Советского Союза, несмотря на то, что в первую очередь предназначались для его консолидации. Одна за другой Советские Социалистические Республики (ССР) провозгласили свой суверенитет летом 1991. В декабре того же года некоторые из этих республик, которые тем временем стали независимыми, пересмотрели свои соответствующие связи, создав Содружество Независимых Государств (СНГ).

Ленин и советский федерализм

В 1917 году революционеры-коммунисты стремились покончить с капитализмом и централизованным деспотизмом царского режима. После непродолжительного правления демократической коалицией после весенней революции 1917 года большевистская партия (1) , марксистская революционная партия во главе с Лениным, постепенно захватила большинство в рабочих и крестьянских политических организациях, называемых советами. С революцией 25 октября партия окончательно свергла временное правительство. Ленин положил конец централизованной власти, характерной для царской империи, организовав новое советское государство по федеральному принципу. Принимая во внимание различные нации и этнические группы, занимающие обширную территорию, контролируемую большевиками, Ленин установил форму федерализма с несколькими уровнями, дающую степень автономии различным «советским нациям». Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) от 10 июля 19 г.18 ознаменовало рождение первого советского государства. В состав этого федеративного государства входили Советская Социалистическая Республика (ССР) России, несколько Автономных Советских Социалистических Республик (АССР), автономных областей и автономных округов. Различные степени компетенции и автономии были наделены различными федеральными органами. После образования РСФСР Ленин поощрял создание новых ССР по примеру РСФСР на всех территориях бывшей Российской империи.

Таким образом, по инициативе национальных революционных правительств возникли новые советские республики. 10 марта 1919 сентября Седьмой съезд Советов Украины принял Конституцию по образцу РСФСР. В Беларуси Первый съезд Советов принял Конституцию советского образца в феврале 1919 года. ССР также были созданы в Литве, Латвии и Эстонии, но они исчезли в 1919 году, когда советские войска рухнули. На Кавказе советские республики были созданы в 1920 году в Азербайджане и Армении. Напротив, Грузия сохранила свое меньшевистское (2) правительство, которое не признавало власть большевиков. Конфликт был урегулирован вторжением Красной Армии в Грузию для противодействия меньшевистскому режиму. Конституции по образцу РСФСР были приняты Азербайджанскими ССР (19май 1921 г.), Армения (2 февраля 1922 г.) и Грузия (28 февраля). С 1920 г. РСФСР была де-факто доминирующей силой над другими республиками в политическом, военном, экономическом и демографическом отношении (3) .

Рождение Советского Союза (30 декабря 1922 г.)

С окончательной победой большевиков над меньшевиками, либералами и «белыми» (4) Ленин хотел укрепить и систематизировать связи между различными ССР. 10 августа 1922 года была создана комиссия под председательством наркома по делам национальностей Сталина для разработки плана федеративного государства. План, представленный 10 сентября 1922, предлагал включить ССР в состав РСФСР. Сталин хотел, чтобы Украина, Беларусь, Грузия, Армения и Азербайджан стали неотъемлемой частью РСФСР в качестве автономных образований. В республиках такой подход был совсем не за, самую откровенную враждебность высказывали коммунистические лидеры Кавказа (5) . В конце концов вмешался Ленин, приняв во внимание мнения различных ССР и согласившись на принятие 13 декабря 1922 года Конституции Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики, включающей республики Армения, Азербайджан и Грузия, первым съезд Советов Закавказья.

30 декабря 1922 года первый Съезд Советов (6) создал Союз Советских Социалистических Республик (СССР), приняв Договор и Декларацию Союза между четырьмя республиками (РСФСР, ССР Украины и Белоруссии, СФСР Закавказья) ). Наконец, РСФСР не поглотила другие составные части, и каждая республика сохранила свою Конституцию. Не прошло и года, как Договор и Декларация Союза (7) были заменены второй Конституцией Советского Союза, 9-й.0061 Ленин-Троцкий Конституция. «Единый текст о создании Советского Союза» был ратифицирован 31 января 1924 года вторым съездом Советов.

СССР состоял из нескольких федеративных республик с границами, определенными на основе демографического распределения «народа» в его советском определении. Ленинско-Троцкая конституция 1924 г. формально закрепила союз суверенных равноправных наций. Он предоставил ССР право на отделение (статья 4), а также разрешил новым социалистическим республикам присоединиться к Союзу (преамбула). В течение 1920-х годов произошло много территориальных изменений с перекройкой границ и образованием нескольких АССР внутри ССР (8) . Кроме того, были созданы три новые союзные республики (Туркменская и Узбекская ССР, ранее входившие в состав РСФСР, затем ССР Таджикистана, которая отделилась от Узбекистана).

Третья советская Конституция, принятая 5 декабря 1936 года и известная как Сталинская Конституция , изменила определение федеральных органов и правительства СССР, дав Москве большую власть над другими ССР. Помимо концентрации больших полномочий в руках федерального руководства Коммунистической партии, интересы СССР все больше сливались с интересами РСФСР.

По Конституции 1936 года количество федеративных республик увеличилось с семи до одиннадцати. РССБ Закавказья была расформирована, а Армения, Грузия и Азербайджан вошли непосредственно в состав СССР в форме ССР. Были также образованы две новые республики, ССР Казахстана и Киргизии.

В 1940 году, после начала Второй мировой войны, были образованы другие ССР путем включения ранее независимых государств (Литва, Латвия и Эстония). Некоторое время назад, 12 октября 19 г. 24 года СССР была образована Молдавская АССР, вошедшая в состав УССР Украины. Эта конкретная АССР официально предоставила многие права румынскому меньшинству Украины и, по словам Сталина, «предвещала то, что однажды станет Советской Румынией». В августе 1940 г. в результате германо-советского пакта 1939 г. Молдавская АССР была преобразована в Молдавскую ССР, став федеральным образованием в составе СССР. В 1956 году ССР Карелия, территория, которая когда-то входила в состав Финляндии, но была аннексирована СССР в 1940 вошла в состав РСФСР как Карельская АССР. Никаких дальнейших изменений в организацию СССР не вносилось вплоть до его окончательного распада.

Федеративное устройство СССР (1956–1990)

Организация СССР сохранялась без каких-либо структурных изменений с 1956 по 1990 год. Советское федеративное государство состояло из 15 субъектов федерации, ССР. Как суверенные республики, они сохранили свою конституцию и были разделены на области (или область ), за исключением Латвии, Литвы, Эстонии и Молдавии, которые имели унитарное устройство. Некоторые союзные республики (Россия, Грузия, Армения, Узбекистан и Таджикистан) содержали АССР, которые пользовались определенной степенью самоуправления. Кроме того, некоторые территории в составе самой РСФСР и ССР Таджикистана, Грузии и Азербайджана получили статус автономных областей.

Из четырех советских конституций дольше всего действовала третья, принятая в 1936 году. Он был заменен только 7 октября 1977 года, когда Верховный Совет СССР (9) единогласно принял четвертую и последнюю Конституцию СССР, известную как «Основной закон Союза Советских Социалистических Республик». В статье 70 Брежневской Конституции указано, что СССР является целостным, федеративным, многонациональным государством, образованным на принципах социалистического федерализма. В нем также говорится, что СССР является результатом свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. Статья 72 напоминает, что каждая республика «сохраняет право свободного выхода из состава СССР».

На пути к отделению Советских Социалистических Республик

Пока советский коммунистический режим был в состоянии сдерживать и контролировать гражданские и социальные требования народов различных ССР, никто не ставил под сомнение необходимость Союза. Политика партийного руководства, естественно, стремилась сохранить сплоченность, тогда как каждая национальная группа стремилась получить наибольшие преимущества. Для достижения своих целей партийное руководство использовало различные ресурсы, находившиеся в его распоряжении, предоставляя кредиты и выделяя различные степени культурной автономии. В то же время оно подавляло «преувеличенный национализм», если центральная власть ослабляла свою хватку. Следовательно, национальный фактор способствовал децентрализации власти. Однако Кремль позаботился о том, чтобы ограничения, установленные центральной властью, не были превышены.

До середины 1980-х Москва подавляла любые движения, считавшиеся «преувеличенным национализмом», которые иногда вырождались в спорадические восстания и гражданскую войну. Когда процесс демократических реформ, инициированный Горбачевым, подорвал основу центральной советской власти и ее аванпосты в СССР, националистические движения ссылались на статьи 70 и 72 Конституции 1977 года, чтобы подкрепить свои требования большей автономии или даже независимости.

В странах Балтии, за которые веками воевали славяне, немцы и шведы и которые были независимы от 19С 20 по 1939 год восстания происходили на протяжении всей коммунистической эпохи. Вдохновленные надеждами на независимость, озвученными странами Восточного блока, и воодушевленные созданием полудемократического правительства в Польше, демонстрации в пользу возвращения к независимости прошли одновременно в трех странах Балтии в период с 1988 по 1989 год. Особо жестокие требования всплыли и в закавказских республиках, которые напомнили о своей прошлой истории независимости, иногда растянувшейся на несколько столетий. Когда национальные народные фронты впервые пригрозили применить 70-ю статью Конституции, они на самом деле просили Москву положить конец господству центральной власти и РСФСР над другими СССР.

Столкнувшись со сложной политической и экономической ситуацией, Горбачев одобрил конституционную реформу 1 декабря 1988 года, которая позволила выдвигать на следующих выборах несколько кандидатов. Новое Законодательное собрание, избранное 26 марта 1989 года, стремилось восстановить легитимность центральной власти и укрепить Союз. Две трети Съезда народных депутатов избирались теперь всеобщим голосованием, тайным голосованием, по нескольким кандидатам. Но первые свободные всеобщие выборы ознаменовались поражением кандидатов, симпатизирующих Горбачеву, и избранием радикальных и националистически настроенных реформаторов. Приход в Верховный Совет представителей народных фронтов, таких как 9-й0061 Саюдис из Литвы, раскрыл масштаб бедствия, с которым столкнулся Горбачев. Националисты получили мощную платформу для продвижения своих идей независимости и национального освобождения. Позволив национальным движениям свободно выражать свое мнение, демократизация режима усилила напряженность, которая, в свою очередь, вызвала беспорядки и даже гражданскую войну между народами, питающими глубоко укоренившуюся вражду, такими как православные армяне и азербайджанцы-мусульмане.

Чтобы помешать националистическим силам и тем или иным образом обеспечить выживание СССР, Горбачев попытался сплотить республики вокруг нового предлагаемого Союза. Новый Союз послужит основой для обновления советского федерализма как части все более демократического СССР. Новый договор был хорошо принят в среднеазиатских республиках, которые прежде всего нуждались в экономической поддержке РСФСР и доступе на рынки СССР. 19 марта91 Горбачев назначил референдум (10) о будущем СССР в девяти республиках (11) . Электорат проголосовал за Новый союзный договор. Армения, Эстония, Латвия, Литва, Грузия и Молдова, управляемые своими национальными народными фронтами, не приняли участия в референдуме. В апреле 1991 года на саммите в Ново-Огарево Горбачев и руководители девяти республик приняли решение ускорить заключение Нового союзного договора. Горбачев считал, что если первоначальная группа ССР подпишет новый договор, это побудит другие республики последовать их примеру.

Содружество Независимых Государств, межгосударственная организация с разнонаправленными достижениями

19 августа 1991 года, накануне подписания Союзного договора Россией, Казахстаном и Узбекистаном, но раньше шести других республик за реформирования Союза заявили о своей поддержке, в Москве произошел государственный переворот, организованный группой консерваторов (12) , которые не могли принять риск распада СССР. Они решили сместить Горбачева, находившегося в то время на отдыхе в Крыму, заменить его на посту главы государства вице-президентом Геннадием Янаевым, объявить чрезвычайное положение и восстановить цензуру. Борис Ельцин, избранный Председателем Верховного Совета РСФСР всеобщим голосованием 12 июня 19 года.91 подавляющим большинством голосов (53,7 % голосов) предотвратил переворот. Он призвал к всеобщей забастовке, сплочению войск и проведению демонстраций против лидеров переворота. Последних быстро арестовали.

Горбачев вернулся в Москву 27 августа после провала государственного переворота, но к власти не вернулся. С тех пор все карты были у Ельцина. В июне 1991 года он убедил Верховный Совет России принять текст, провозглашающий превосходство российского закона над его советским аналогом. 12 июня 19В 91 году, в день своего избрания президентом России, Ельцин провозгласил суверенитет России и вышел из Коммунистической партии. Партия была запрещена в армии и государственных органах, а позже он ее приостановил. Горбачев ушел с поста Генерального секретаря Коммунистической партии. РСФСР, опора СССР, дистанцировалась от власти Кремля.

Воодушевленный провалом переворота, Съезд депутатов СССР наделил республики значительными полномочиями, а «центр» сохранил лишь контроль над внешней и оборонной политикой. Но республики все более неохотно соглашались на какие-либо ограничения своего суверенитета. Центральное правительство утратило свою власть, требования независимости раздавались со всех сторон, что делало окончательный распад СССР неизбежным.

Литва была первой ССР, объявившей о своей независимости 11 марта 1991 года. Эстония и Латвия последовали ее примеру 20 и 21 августа соответственно во время попытки государственного переворота в Москве. На Кавказе Грузия первой провозгласила независимость 9 апреля 1991 года, за ней последовал Азербайджан 30 августа 1991 года и Армения 23 сентября 1991 года. Один за другим субъекты Советского Союза провозгласили независимость: Украина 24 августа 1991 года, Беларусь 25 августа, Молдова 27 августа, Узбекистан и Кыргызстан 31 августа, Таджикистан 9 августа.Сентябрь, Туркменистан 27 сентября и, наконец, Казахстан 16 декабря. Отделение Украины 1 декабря 1991 года и ее отказ подписать Союзный договор ознаменовали окончательный распад Советского Союза.

Горбачев, еще Президент СССР, избранный 1 марта 1990 года советскими депутатами после внесения необходимой поправки в Конституцию, тщетно пытался добиться принятия договора об экономическом союзе. 3 декабря он выступил с драматическим призывом предотвратить распад Союза. Однако 8 декабря президенты России, Белоруссии и Украины, встретившись в Минске, решили, что «Советский Союз как геополитическая реальность и субъект международного права прекратил свое существование». Они подписали соглашение о создании Содружества Суверенных Государств, открытого для всех государств бывшего СССР. Горбачеву ничего не оставалось, как поддержать это решение. 21 декабря на встрече в Алма-Ате (13) , к первоначальным трем присоединились еще восемь республик. Таким образом, было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). В него вошли 11 республик: Армения, Азербайджан (формальное членство в 1993 г.), Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова (формальное членство в 1994 г.), Узбекистан (формальное членство в 1992 г.), Россия, Таджикистан, Туркменистан и Украина. Эстония, Латвия, Литва и Грузия отказались подписывать Алма-Атинскую декларацию. В тот же день 11 подписавшихся сообщили Горбачеву, что СССР и его роль как президента прекратили свое существование. Горбачев ушел в отставку 25 декабря.

Роль Содружества Независимых Государств

СНГ является слабо связанной межгосударственной организацией, в которую входят некоторые, но не все бывшие ССР Советского Союза. Следуя по стопам стран бывшего Восточного блока, страны Балтии были полны решимости сблизиться с Западом. Логическим завершением этой тенденции стало вступление в 2004 г. в Организацию Североатлантического договора и Европейский Союз.93. В том же году государства-члены подписали Соглашение об экономическом союзе в целях развития торгово-экономического сотрудничества. В 1993 году все более неурегулированная политическая ситуация в Абхазии и Цхинвальском районе вынудила Грузию подать заявку на членство в СНГ.

В период с 1994 по 1999 год СНГ со штаб-квартирой в Минске было парализовано напряженностью между государствами-членами. По инициативе России исполнительные органы СНГ были реформированы в первом десятилетии XXI века, чтобы придать ему новый импульс. Но большинство проектов, запущенных в рамках СНГ, ни к чему не привели. 1992 Договора о коллективной безопасности, который подписали Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Россия и Таджикистан, призван закрепить военную мощь СНГ. Его официальной целью является борьба с терроризмом и организованной преступностью. Но Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) часто рассматривают как инструмент, призванный гарантировать России контроль над своим «ближним зарубежьем». Азербайджан и Грузия, подписавшие первоначальный договор, вышли из ОДКБ. Узбекистан также вышел, но, уступив давлению России, вернулся в организацию в начале 2006 г.

Несмотря на отсутствие патента СНГ, некоторые бывшие советские республики поддерживают торговые связи через Евразийское экономическое сообщество, созданное в октябре 2000 года между Беларусью, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. В сентябре 2003 года Беларусь, Россия, Украина и Казахстан подписали соглашение о создании Единого экономического пространства.

С момента создания несколько государств решили покинуть СНГ (14) , опасаясь вмешательства России в их внутренние дела. Украина отказалась от членства, когда отклонила Устав организации 22 января 19 года. 93. В соответствии с Уставом Туркменистан в 2005 году подал заявку на получение статуса наблюдателя в рамках СНГ. Но его заявка была отклонена Советом глав государств, поэтому Туркменистан до сих пор официально является полноправным членом. 14 августа 2008 года, после российской интервенции в Грузии и конфликта в Южной Осетии, парламент Грузии проголосовал за выход Грузии из СНГ.

Содружество Независимых Государств и наследие Советского Союза

СНГ изначально также предназначалось для решения проблем, связанных с развалом советского наследия (национальности, территории, наследия советского государственного аппарата и т. д.) . На практике Российская Федерация переняла советское наследие: Кремль, Министерство иностранных дел, единое командование стратегическими ядерными вооружениями, место постоянного члена Совета Безопасности ООН, запасы золота и алмазов, а также нефтяные ресурсы. Взамен Россия признала нерушимость границ со своими государствами-партнерами, что было важно для стран с большим русским меньшинством (таких как Украина и Казахстан). Когда СССР распался, границы между бывшими ССР официально не оспаривались, но как только он начал распадаться, некоторые автономные республики и области стали требовать самоуправления или независимости от бывших ССР.

Националистические движения, развязанные распадом СССР и усугубленные религиозными конфликтами, подорвали независимость недавно образовавшихся государств, особенно на Кавказе. По Конституции СССР ССР могли выходить из состава СССР. Но конституции отдельных ССР не предоставляли подобных прав их автономным республикам и областям. Когда армянское население Нагорного Карабаха (15), автономной области, входившей в состав Азербайджанской ССР, провозгласило свою независимость, это нанесло серьезный удар по Армении, подозреваемой международным сообществом в обеспечении самопровозглашенной республики при военной тыловой поддержке. Впоследствии были введены санкции против Армении, которая, хотя и не признала официально Нагорно-Карабахскую Республику, отказалась осудить ее вторжение в Азербайджан, что привело к падению правящего режима. Гейдар Алиев, бывший 9Аппаратчик 0061 и новый лидер Азербайджана, согласились на переговоры с сепаратистами, но безрезультатно. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха стал одним из многих неурегулированных конфликтов на Кавказе.

С момента обретения Грузией независимости (16) абхазов отказались признать власть тбилисского правительства, ссылаясь на право народов на самоопределение. В этом они пользуются поддержкой чеченцев (17) , сами в конфликте с Москвой (18) по тем же причинам, а также балкарцев и кабардинцев (19) , желающих создать Республику народов Северного Кавказа. Южные осетины (20) оспаривают свой статус в составе Республики Грузия с 1989 года. Они хотят независимости, объединения с северными осетинами (21), территория которых находится внутри России. Эта пороховая бочка снова взорвалась 8 августа 2008 года, когда Грузия сослалась на необходимость защиты своей территориальной целостности и направила большое количество войск для восстановления власти центрального правительства в Южной Осетии. Это, в свою очередь, спровоцировало вмешательство российской армии, которая нанесла тяжелые потери грузинским войскам. Следовательно, Грузия вышла из СНГ.

В заключение отметим, что падение СССР привело к политической реконструкции, которая еще не завершена. Несмотря на усилия Горбачева, распад СССР был неизбежен. Учитывая право на отделение, это также было совершенно законно. СНГ возникло на руинах Союза. Хотя это была конфедеративная организация, ее настоящей целью было управление громоздким наследием советской империи. Фактически Российская Федерация является правопреемницей СССР. СНГ, которое должно было урегулировать постсоветские конфликты на межгосударственном уровне, этого не сделало. Ему также не удалось предотвратить риски «балканизации» Кавказа, особенно с учетом того, что некоторые стороны рассматривают СНГ как естественное продолжение России. С этой точки зрения СНГ следует рассматривать как этап незавершенного процесса государственного строительства, предпринятого царской империей и Советским Союзом.

(1) Большевики (что означает «большинство») составляли фракцию большинства в Российской социал-демократической рабочей партии, основанной в 1903 году. Под руководством Ленина большевики сформировали отдельную партию в 1912 году. После русской революции февраля 1917 г. большевики захватили власть от имени Советов в октябре 1917 г. В 1922 г. партия сменила название на Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС).

(2) Меньшевики (имеется в виду «меньшинство») образовали фракцию меньшинства в Российской социал-демократической рабочей партии, когда партия раскололась надвое на Лондонском конгрессе в 1903. (Запрещенные в царской империи российские коммунисты в изгнании проводили свои собрания в Великобритании и Германии.) На съезде Советов 25 октября 1917 г. меньшевистские делегаты скорее вышли, чем поддержали Октябрьскую революцию, которую они осудили как «большевистскую». переворот». Большевики окончательно разгромили меньшевиков в ходе Гражданской войны.

(3) В 1918 г. РСФСР взяла на себя комплектование Красной Армии, к которой были присоединены вооруженные силы других республик. Для облегчения вербовки было установлено единое гражданство.

(4) Сторонники монархии.

(5) Среди коммунистических лидеров на Кавказе наиболее яростно выступали против присоединения своей страны к РСФСР грузины.

(6) Съезд Советов состоял из представителей городских Советов и государственных Советов от каждой ССР. Собрание созывалось один раз в год для утверждения решений, принятых членами Центрального исполнительного комитета, которому в качестве полновластного собрания Съезд Советов делегировал часть своих полномочий. Однако вскоре ее роль сократилась, а реальная власть перешла к лидерам Коммунистической партии Советского Союза (КПСС).

(7) Договор и Декларация о союзе четырех Социалистических Республик стали, говоря языком историков, «первой Конституцией СССР».

(8) АССР образовались в РСФСР и в Закавказской ФССР.

(9) Верховный Совет состоял из двух палат, наделенных равными законодательными полномочиями. Их члены избирались сроком на пять лет. Совет Союза избирался по численности населения, по одному депутату на каждые 300 000 жителей Федерации. Совет Национальностей должен был представлять различные этнические группы в Федерации. Его члены избирались из расчета 25 депутатов от каждой ССР, 11 от каждой АССР, 5 от каждой АР и 1 от каждой область . Верховный Совет был высшим органом исполнительной власти в Советском Союзе и единственным уполномоченным вносить поправки в конституцию.

(10) Референдум касался также создания Президента СССР.

(11) РСФСР, Беларусь, Украина, Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан.

(12) В эту группу консерваторов входили члены КПСС, армии и КГБ.

(13) Алма-Ата была столицей Казахстанской ССР. В 19 г. переименован в Алматы.91, и оставался столицей Республики Казахстан до 1998 года, когда это отличие было перенесено в Астану.

(14) С момента образования СНГ должность Исполнительного секретаря занимали исключительно россияне и белорусы.