1136 — 1136 | Владимир Всеволодович | 10 | Всеволодичи | Сын святого князя Новгородского и Псковского Всеволода Мстиславича |
Лето 1136 — 17 апреля 1138 | Святослав Ольгович (1-й раз) | 8 | Святославичи | Сын черниговского князя Олега Святославича. |
10 мая 1138 — 1 сентября 1139 | Ростислав Юрьевич (1-й раз) | 9 | Всеволодичи | Старший сын князя Юрия Долгорукого |
25 декабря 1139 — 1141 | Святослав Ольгович (2-й раз) | 8 | Святославичи | Троюродный дядя Ростислава Юрьевича |
26 ноября 1141 — 1142 | Ростислав Юрьевич (2-й раз) | 9 | Всеволодичи | Троюродный племянник Святослава Ольговича |
19 апреля 1142 — Осень 1148 | Святополк Мстиславич | 9 | Всеволодичи | Двоюродный брат Ростислава Юрьевича |
Осень 1148 — 26 марта 1154 | Ярослав Изяславич | 10 | Всеволодичи | Племянник Святополка Мстиславича |
17 апреля 1154 — Осень 1154 | Ростислав Мстиславич (1-й раз) | 9 | Всеволодичи | Дядя Ярослава Изяславича |
Ноябрь 1154 — Январь 1155 | Давыд Ростиславич | 10 | Всеволодичи | Сын Ростислава Мстиславича |
30 января 1155 — Март 1157 | Мстислав Юрьевич | 9 | Всеволодичи | Двоюродный дядя Давыда Ростиславича |
Весна 1157 — Весна 1158 | Ростислав Мстиславич (2-й раз) | 9 | Всеволодичи | Двоюродный брат Мстислава Юрьевича |
Весна 1158 — 21 июня 1160 | Святослав Ростиславич (1-й раз) | 10 | Всеволодичи | Сын Ростислава Мстиславича |
21 июня 1160 — 14 июня 1161 | Мстислав Ростиславич Безокий (1-й раз) | 10 | Всеволодичи | Троюродный брат Святослава Ростиславича |
28 сентября 1161 — Лето 1167 | Святослав Ростиславич (2-й раз) | 10 | Всеволодичи | Троюродный брат Мстислава Ростиславича |
14 апреля 1168 — Осень 1170 | Роман Мстиславич | 11 | Всеволодичи | Двоюродный племянник Святослава Ростиславича |
4 октября 1170 — Начало 1172 | Рюрик Ростиславич | 10 | Всеволодичи | Двоюродный дядя Романа Мстиславича |
Весна 1172 — Весна 1175 | Юрий Андреевич | 10 | Всеволодичи | Троюродный брат Рюрика Ростиславича |
1175 — 1175 | Святослав Мстиславич | 11 | Всеволодичи | Двоюродный племянник Юрия Андреевича |
Июнь 1175 — 1176 | Мстислав Ростиславич Безокий (2-й раз) | 10 | Всеволодичи | Отец Святослава Мстиславича |
Осень 1176 — Нач. 1178 | Ярослав Мстиславич Красный | 10 | Всеволодичи | Двоюродный брат Мстислава Ростиславича |
Зима 1178 — Апрель 1178 | Мстислав Ростиславич Безокий (3-й раз) | 10 | Всеволодичи | Двоюродный брат Ярослава Мстиславича |
Апрель 1178 — 1178 | Ярополк Ростиславич | 10 | Всеволодичи | Младший брат Мстислава Ростиславича |
18 февраля 1179 — Октябрь 1179 | Роман Ростиславич | 10 | Всеволодичи | Троюродный брат Ярополка Ростиславича |
1 ноября 1179 — 14 июня 1180 | Мстислав Ростиславич Храбрый | 10 | Всеволодичи | Младший брат Романа Ростиславича |
17 августа 1180 — Осень 1181 | Владимир Святославич | 10 | Святославичи | Пятиюродный брат Мстислава Ростиславича |
Осень 1181 — 1182 | Святослав Всеволодович | 9 | Святославичи | Отец Владимира Святославича |
Зима 1182 — Сентябрь 1184 | Ярослав Владимирович (1-й раз) | 10 | Всеволодичи | Троюродный брат Святослава Всеволодовича |
1184 — Осень 1187 | Мстислав Давыдович | 11 | Всеволодичи | Двоюродный племянник Ярослава Владимировича |
20 ноября 1187 — 26 ноября 1196 | Ярослав Владимирович (2-й раз) | 10 | Всеволодичи | Двоюродный дядя Мстислава Давыдовича |
Март 1197 — 1197 | Ярополк Ярославич | 10 | Святославичи | Пятиюродный брат Ярослава Владимировича |
30 декабря 1197 — Лето 1199 | Ярослав Владимирович (3-й раз) | 10 | Всеволодичи | Пятиюродный брат Ярополка Ярославича |
1 января 1200 — Зима 1205 | Святослав Всеволодович (1-й раз) | 10 | Всеволодичи | Троюродный брат Ярослава Владимировича |
20 марта 1205 — Зима 1208 | Константин Всеволодович | 10 | Всеволодичи | Старший брат Святослава Всеволодовича |
10 февраля 1208 — 1210 | Святослав Всеволодович (2-й раз) | 10 | Всеволодичи | Младший брат Константина Всеволодовича |
1211 — 1215 | Мстислав Мстиславич Удатный (1-й раз) | 11 | Всеволодичи | Троюродный племянник Святослава Всеволодовича |
Весна 1215 — Весна 1216 | Ярослав Всеволодович (1-й раз) | 10 | Всеволодичи | Троюродный дядя Мстислава Мстиславича |
1216 — 1218 | Мстислав Мстиславич Удатный (2-й раз) | 11 | Всеволодичи | Троюродный племянник Ярослава Всеволодовича |
Осень 1218 — 1219 | Святослав Мстиславич | 12 | Всеволодичи | Двоюродный племянник Мстислава Мстиславича |
1219 — 1221 | Всеволод Мстиславич | 12 | Всеволодичи | Младший брат Святослава Мстиславича |
1222 — Зима 1222/1223 | Всеволод Юрьевич (1-й раз) | 11 | Всеволодичи | Четвероюродный дядя Всеволода Мстиславича |
Весна 1223 — Начало 1224 | Ярослав Всеволодович (2-й раз) | 10 | Всеволодичи | Дядя Всеволода Юрьевича |
Весна 1224 — Зима 1224/1225 | Всеволод Юрьевич (2-й раз) | 11 | Всеволодичи | Племянник Ярослава Всеволодовича |
Весна 1225 — Лето 1225 | Михаил Всеволодович (1-й раз) | 11 | Святославичи | Шестиюродный брат Всеволода Юрьевича |
1225 — 1229 | Ярослав Всеволодович (3-й раз) | 10 | Всеволодичи | Пятиюродный дядя Михаила Всеволодовича |
28 апреля 1229 — Осень 1229 | Михаил Всеволодович (2-й раз) | 11 | Святославичи | Пятиюродный племянник Ярослава Всеволодовича |
Осень 1229 — 8 декабря 1230 | Ростислав Михайлович | 12 | Святославичи | Старший сын Михаила Всеволодовича |
30 декабря 1230 — Лето 1236 | Ярослав Всеволодович (4-й раз) | 10 | Всеволодичи | Сын Всеволода Большое Гнездо |
1236 — Конец 1240-нач. 1241 | Александр Ярославич Невский (1-й раз) | 11 | Всеволодичи | Второй сын Ярослава Всеволодовича |
Зима 1240/1241 — 1241 | Андрей Ярославич | 11 | Всеволодичи | Младший брат Александра Ярославича |
1241 — 14 ноября 1263 | Александр Ярославич Невский (2-й раз) | 11 | Всеволодичи | Старший брат Андрея Ярославича |
1264 — 1264 | Дмитрий Александрович (1-й раз) | 12 | Всеволодичи | Второй сын Александра Ярославича |
1264 — Конец 1271 | Ярослав Ярославич | 11 | Всеволодичи | Дядя Дмитрия Александровича |
9 октября 1272 — 1272 | Дмитрий Александрович (2-й раз) | 12 | Всеволодичи | Племянник Ярослава Ярославича |
Конец 1272-на. 1273 — 1276 | Василий Ярославич | 11 | Всеволодичи | Дядя Дмитрия Александровича |
23 мая 1277 — 1281 | Дмитрий Александрович (3-й раз) | 12 | Всеволодичи | Племянник Василия Ярославича |
8 февраля 1282 — 1282 | Андрей Александрович (1-й раз) | 12 | Всеволодичи | Младший брат Дмитрия Александровича |
1282 — 1282 | Дмитрий Александрович (4-й раз) | 12 | Всеволодичи | Старший брат Андрея Александровича |
1282 — Осень 1283 | Андрей Александрович (2-й раз) | 12 | Всеволодичи | Младший брат Дмитрия Александровича |
1283 — 1294 | Дмитрий Александрович (5-й раз) | 12 | Всеволодичи | Старший брат Андрея Александровича |
28 февраля 1294 — 1296 | Андрей Александрович (3-й раз) | 12 | Всеволодичи | Младший брат Дмитрия Александровича |
1296 — 1297 | Даниил Александрович | 12 | Всеволодичи | Младший брат Андрея Александровича |
1297 — 27 июля 1304 | Андрей Александрович (4-й раз) | 12 | Всеволодичи | Старший брат Даниила Александровича |
1305 — 1314 | Михаил Ярославич (1-й раз) | 12 | Всеволодичи | Двоюродный брат Андрея Александровича |
1316 — 1317 | Михаил Ярославич (2-й раз) | 12 | Всеволодичи | Двоюродный дядя Юрия Даниловича |
1314 — 1315 | Юрий Данилович (1-й раз) | 13 | Всеволодичи | Двоюродный племянник Михаила Ярославича |
1317 — 1324 | Юрий Данилович (2-й раз) | 13 | Всеволодичи | Двоюродный племянник Михаила Ярославича |
1324 — 1326 | Дмитрий Михайлович Грозные Очи | 13 | Всеволодичи | Троюродный брат Юрия Даниловича |
1326 — 1327 | Александр Михайлович | 13 | Всеволодичи | Младший брат Дмитрия Михайловича |
1328 — 31 марта 1340 | Иван Данилович Калита | 13 | Всеволодичи | Четвероюродный брат Александра Михайловича |
1340 — 26 (25?) апреля 1353 | Семен Иванович Гордый | 14 | Всеволодичи | Старший сын Ивана Даниловича |
Март 1354 — 13 ноября 1359 | Иван Иванович Красный | 14 | Всеволодичи | Младший брат Семена Ивановича |
1360 — 1362 | Дмитрий Константинович | 14 | Всеволодичи | Четвероюродный брат Ивана Ивановича |
1362 — 19 мая 1389 | Дмитрий Иванович Донской | 15 | Всеволодичи | Четвероюродный племянник Дмитрия Константиновича |
1389 — 27 февраля 1425 | Василий Дмитриевич | 16 | Всеволодичи | Старший сын Дмитрия Ивановича |
1425 — 1433 | Василий Васильевич Темный (1-й раз) | 17 | Всеволодичи | Пятый сын Василия Дмитриевича |
Весна 1433 — Лето 1433 | Юрий Дмитриевич (1-й раз) | 16 | Всеволодичи | Дядя Василия Васильевича |
1433 — 1434 | Василий Васильевич Темный (2-й раз) | 17 | Всеволодичи | Племянник Юрия Дмитриевича |
1434 — 6 июня 1434 | Юрий Дмитриевич (2-й раз) | 16 | Всеволодичи | Дядя Василия Васильевича |
1434 — 1446 | Василий Васильевич Темный (3-й раз) | 17 | Всеволодичи | Племянник Юрия Дмитриевича |
1446 — 1446 | Дмитрий Юрьевич Шемяка | 17 | Всеволодичи | Двоюродный брат Василия Васильевича |
1447 — 27 марта 1462 | Василий Васильевич Темный (4-й раз) | 17 | Всеволодичи | Двоюродный брат Дмитрия Юрьевича |
1462 — 1478 | Иван Васильевич | 18 | Всеволодичи | Второй сын Василия Васильевича |
История Великого Новгорода | izi.
TRAVEL
Примерно через 30 километров трасса М10 приведет к окружной дороге вокруг Новгорода.
Господин Великий Новгород – так в течение многих веков на Руси называли этот город. Он возник более 1000 лет назад на берегу реки Волхов, задолго до упоминания в летописях Москвы и за много веков до закладки Санкт-Петербурга. История его основания описана в летописях в ореоле легенд и сказаний. В них говорится, что в 862 году наши предки-славяне, устав от бесконечных раздоров, по совету новгородского старейшины Гостомысла отправили своих послов за море – к варягам. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, – обратились они к варягам. – Приходите княжить и владеть нами».
На княжение к славянам приехали три брата – Рюрик, Синеус и Трувор. Старший Рюрик стал править в Новгороде, Синеус – на Белоозере, у финнов. А Трувор – в Изборске, у кривичей. О Рюрике мы знаем немного. Когда он умер, его сыну-наследнику Игорю было всего два года. Правителем при нем стал его дядя Олег, за свой ум и прозорливость прозванный Вещим. В результате успешного военного похода он объединил все земли вдоль днепровского пути «из варяг в греки» – Новгород, Смоленск, Любеч и Киев.
Но однажды интуиция все же подвела Вещего Олега. По легенде, волхвы предсказали ему смерть от любимого коня. Олег велел коня ему не седлать, но кормить и беречь. Спустя много лет он узнал, что конь его давно умер. Князь приехал на место, где лежали кости коня, и, наступив на череп, спросил: «От этого ли черепа смерть мне принять?». В этот момент из черепа выползла змея и ужалила князя. От укуса Вещий Олег скончался. Его могильный курган до сих пор показывают в Старой Ладоге в 180 километрах от Новгорода.
Историки до сих пор спорят, по отношению к какому старому городу Новгород был новым. Одни считают предшественником Новгорода Старую Руссу, расположенную на противоположной стороне Ильмень-озера. Другие таким городом называют Старую Ладогу, стоящую в низовье реки Волхов. Есть еще одна версия, по которой наиболее древним поселением по отношению к Новгороду считалось Рюриково городище, расположенное вблизи Новгорода. Действительно, поселение на городище существовало, но оно не было городом.
Где же тогда был старый город? Скандинавские источники упоминают о Хольмграде, а славянские предания – о городе Славянске. И нет ли в этих названиях общего со Славянским холмом древнего Новгорода? Надо сказать, что Новгород не все и не всегда считали Великим. Когда, собираясь в большой поход, киевский князь Святослав решил поделить Русскую землю между своими сыновьями, к нему пришли новгородцы просить для себя князя. Проявляя свое пренебрежение к отдаленному от Киева городу, Святослав ответил им: «Да пойдет ли кто к вам?». Так говорят летописи.
Эта отдаленность Новгорода от Киева, как затем от Владимира и Москвы, стала одной из причин, предопределивших его судьбу. Само географическое положение города избавило его от давления великих князей, претендовавших на главенство над Русью, и от участия в междоусобных раздорах. Окружавшие Новгород густые леса и непроходимые болота спасли его от монголо-татар. Новгород развивался более свободно и независимо, чем другие русские города.
Близость к Балтийскому морю способствовала его оживленной торговле не только с русскими удельными князьями, но и со странами Западной Европы. Обширны были его владения, простиравшиеся до Урала и Ледовитого океана. И крепло его сознание своего величия и обособленности. Все это выработало у новгородцев привычку к самостоятельности, развило дух свободы, деловитости и практичности.
В 1136 году новгородцы изгнали из города князя Всеволода Мстиславича и призвали на княжение Святослава Ольговича. С этих пор власть князя стала ограниченной. Постепенно из правителей Новгорода князья превратились в наемных предводителей дружины. Им запрещалось жить в новгородском Кремле, собирать налоги и владеть землями в новгородских волостях. Так в Новгороде сложился новый строй, который можно назвать республикой, во главе которой стояло вече – собрание всего мужского населения города.
File:Novgorod torg commons.wikimedia.org
Автор:Apollinary Vasnetsov en.wikipedia.org
Лицензия:commons. wikimedia.org
Благоверная княгиня Анна Новгородская
о. Андреас | Опубликовано |
Святая Анна Новгородская (имя Ингегерд до крещения) была старшей дочерью шведского короля святого Олафа Скётконунга, правившего с 994 по 1022 год, и слыла самым христианским королем. В 1008 году царь, его семья и его личный телохранитель приняли Святое Крещение. Ингегерд получила исключительное для женщины своего времени образование: изучала Священное Писание, литературу, историю. Она была настоящей дочерью Скандинавии эпохи викингов и поэтому с первых дней своей жизни пользовалась большой свободой, принимала участие в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, была мастером обращения с оружием. Исторические источники особо отмечают ее острый ум, храбрость и большое влияние на окружающих.
В 1017 году отец Ингегерд выдал ее замуж за человека, «достойного его дружбы», великого князя Ярослава Мудрого (1019-1054). В качестве приданого она привезла в Россию город Альдейгьюборг (Старая Лагода). Она взяла православное имя Ирина . Став Великой княгиней Киевской, она употребила все силы сердца и души, все свои милостивые дары на служение своей новой родине, была верной помощницей и советчицей мужу в его делах. Однажды, когда наемная норвежская гвардия взбунтовалась и попросила Великую княгиню быть посредницей между ними и Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа. Когда Мстислав Тмутораканский, брат великого князя, восстал против него со своим войском, Ирина вызвала его на поединок с ней. Мстислав, однако, ответил, что не привык драться с женщинами, и уступил брату.
Ирина оказала большое влияние на установление хороших отношений со странами Северной Европы. Она приветствовала в Киеве Эдмунда, Эдвина и Эдуарда, изгнанных сыновей английского короля, а также принца Магнуса Норвежского. Он не возвращался домой, пока Великая княгиня не убедилась, что норвежцы отдадут ему отцовский трон и уважат его права. В этот период правительство Руси играло решающую роль в жизни Европы, и его влияние и авторитет были сильнее, чем когда-либо. Во многом это произошло благодаря работе великой княжны.
Софийский собор, Киев
Царствование Ярослава Мудрого и Ирины было наивысшим периодом Киевской Руси. Ярослав изложил планы основания Киева, своей столицы, как «града Божия», земного отражения Небесного Иерусалима (Откр. 2:10). Церковь Святой Софии стала центром Киева. Вход в этот град Премудрости Божией был через Золотые ворота, на которых была построена и освящена Благовещенская церковь. Те, кто еще недавно был язычником, теперь глубоко почитали Пресвятую Богородицу, видя в Ней храм премудрости Божией. Поэтому праздником Софийского собора в Киеве было Рождество Богородицы[1].
В 1046 году, когда греческая царевна Анна вышла замуж за Всеволода, сына Ирины и Ярослава, она привезла с собой в Киев икону Богородицы, известную как Οδηγήτρια (Направительница), как благословение Пресвятой Богородицы на Русское государство. Слова акафиста Богородице показывают духовный смысл этой иконы для христианской Руси: «Радуйся, Царства непоколебимая стена». Позже эту икону стали называть «Смоленской иконой Богородицы».
В 1051 году с Афона в Киев прибыл преподобный Антоний Печерский для основания Киево-Печерской Лавры. Через него Богоматерь благословила Киев как Свой третий земной сад[2].
Ярослав Мудрый стремился сделать Русь органичной частью всемирного христианства. Церкви строились по всей Русской земле. Греческие певцы стали обучать россиян православной церковной музыке. Именно в царствование Ярослава был составлен первый русский свод законов — «Русская правда» и переведена книга византийского канонического права «Кормль». Ярослав собирал книги и рукописи и переводил их с греческого на славянский язык. Для распространения грамотности в народе он попросил духовенство дать образование детям и построил в Новгороде школу.
В очень короткий срок киевские книжники овладели великими литературными богатствами Византии. Они также освоили стандартные образцы византийского искусства архитектуры и живописи. Не менее важным для судеб Руси было наследие, оставленное св. Кирилл и Мефодий. «Теперь славянские племена полетят», — сказал св. Кирилл, пророчески указывая на возрастание значения славянских народов. Из Болгарии, имевшей богатую коллекцию христианской литературы, Русь получила огромное собрание книг. Самое главное, они получали богослужебные книги на близком и понятном языке[3].
Великому князю часто приходилось ездить в дальние походы и путешествия, во время которых Ирина оставалась в Киеве, управляя его делами.[4]
Уже при жизни Ирина славилась своей добродетелью и благочестием. Святитель Иларион, митрополит Киевский (†1053, память 21 октября г. ), написавший знаменитое «Слово о Законе и благодати», писал о ней святителю Владимиру Крестителю Руси (†1015, память 7 июля 15 -й ), уже почивший. «Посмотри на свою невестку Ирину! Посмотрите на своих внуков и правнуков! Посмотри, как они живут, как хранит их Бог, как хранят веру, которую ты им дал, и как славят имя Христово!»
Ирина родила семерых сыновей и трех дочерей. Особо примечательны ее сыновья: святой благоверный князь Владимир Новгородский († 1042, память 4 октября ), великий князь Киевский Изяслав, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславецкий (отец Владимира Мономаха).
Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья, воспитывались в атмосфере грамотности. Древний летописец повествует, что Ярослав «посеял слова книжные» в сердцах близких ему людей. Великая княгиня учила своих детей родному языку, и они хорошо понимали все скандинавские саги, которые пели варяжские[5] воины на дворе князя. Дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна — королевой Франции, Мария — королевой Венгрии, а Елизавета — королевой Норвегии.
Известно, что Великая княгиня основала в Киеве монастырь в честь своей святой покровительницы, великомученицы Ирины. По обычаю того времени, как основательница, она должна была не только ухаживать за монастырем, но и сама управлять им. В 1045 году она отправилась в Новгород к своему сыну Владимиру для закладки собора во имя Премудрости Божией. В Новгороде Великая княгиня приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый монашеский постриг в королевском доме. Впоследствии для великих князей и княжон стало традицией принимать монашеский постриг после того, как они выполнили свой долг по управлению народом. Там, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10 февраля 9.0031-й , 1051 и похоронен в Софийском соборе. Вскоре рядом с ней было погребено тело ее сына, князя Владимира Новгородского.
Почитание святой Анны и сына ее, святого Владимира, установлено после знамения, явившегося архиепископу Новгородскому святому Евфимию († 1458, память 11 марта -го года) в 1439 году. В связи с этим знаком, им же установлено и общецерковное поминовение святителей Новгородских, погребенных в Софийском соборе.
Святые равноапостольная Ольга и преподобная Анна Новгородские, стоящие у начала русской женской святости, открывают нам два разных пути служения: духовного и земного материнства. Оба эти пути находятся под благодатным покровом Пресвятой Богородицы.
Первая женщина, Ева, имя которой означает жизнь, названа в Библии «матерью всех живущих» (Быт. 3:20), но это имя она получила только после грехопадения. Святые отцы говорят, что это славное имя пророчески было сказано о второй Еве, Пресвятой Деве, родившей Саму Жизнь, Творицу и Спасительницу Мира, и ставшей, таким образом, «Матерью всех живущих». Полнота божественной любви сокрыта в тайне Ее материнства. В Ее лице женщина возвышалась перед всем миром, видимым и невидимым.
Христианство глубоко ценит женщин как матерей. Материнство преображает человеческую любовь и приобщает человечество к таинству зарождения жизни, созданной для вечности, радости и красоты. Будучи матерью, женщина становится защитницей своей семьи и семейного очага. От ее мягкости, заботы, терпения и самоотверженного служения зависит внутренняя жизнь и стабильность ее семьи. На женщин возложена одна из самых высоких и славных задач – воспитание новых граждан Царства Небесного. Великая княгиня Ирина была такой матерью.
Духовная преемственность свв. Ольга и Анна значимы. Святая равноапостольная Ольга сделала храм Святой Софии в Киеве главным храмом Киевской Руси. Святая Анна Новгородская принимала участие в закладке и строительстве храма святой Софии в Новгороде и стала покровительницей этого храма[6], потому что ее святые мощи были выставлены в нем открыто для почитания. Так св. Ольга и преподобная Анна укрепляют духовное богатство Древней Руси, соединяя два ее главных духовных центра: Киев и Новгород.
Преподобная Анна Новгородская первая соединила два различных пути святости – путь святых благоверных княжон и путь преподобных иноков. Она соединяла деятельное служение миру и молитвенное созерцание, монашеский подвиг.
Семейная жизнь в Древней Руси основывалась на строгом благочестии, ежедневном молитвенном правиле, чтении Священного Писания, Псалтири и житий святых, посещении церкви. Больше всего на свете семья – это домашняя церковь. Монашеский подвиг служил духовным идеалом для русских верующих. И многие русские желали монашеской жизни, видя в ней венец своего жизненного пути.
Правоверные княжны Руси, однажды овдовев, никогда не выходили замуж второй раз, хотя Церковь не запрещает второго брака. Приняв вместо этого монашеский постриг, они обручились с Небесным Женихом, что стало путем, казавшимся наиболее идеальным для жизни вдовы. Из-за этого постриг вдовых княжон и дворянок стал почти нормой. Тех, кто благополучно завершил супружескую жизнь, Церковь увенчала монашеским постригом. Так княгини, ставшие монахинями, дали русскому народу пример достойного исполнения принципа однобрачия.
Особый характер пути преподобной Анны прослеживается в ее наследии. Она была дочерью другого народа, но потрудилась в созидании Святой Руси и стоит вместе со святой Ольгой в начале лестницы русской женской святости. Преподобная Анна превратила чужое в свое без различия, сотворив единство рода человеческого. В северных странах ее называли «святой царицей Ириной». Среди женщин-святых тех народов она блистала как первая, и стала для них небесной защитницей и заступницей. Примером духовной деятельности Ингегерд стало имя, которое она получила в России, ибо Ирина означает мир.
На примере св. Анны Новгородской мы видим истоки множества различных путей духовного труда, открытых православным женщинам. Ее духовная помощь сейчас особенно необходима. Эта почтенная святая является ярким и творческим образцом человеческой личности, благодаря чему она способна помогать другим выбирать свой путь. Вся ее жизнь была служением Богородице, чьи благодатные дары были ниспосланы святой и подарили ей радость материнства. Вот почему этот святой является таким смелым ходатаем перед Панагией. Другое ее имя, Анна, данное ей, когда она стала монахиней, означает «благодать» и указывает на ту уникальную силу, которая помогает нам достичь святости по милости Божией.
В 1991 году городской музей вернул храму мощи святой Анны вместе с еще одним церковным сокровищем: чудотворной иконой Знамения Божией Матери. Во времена страшных опасностей для своего города новгородцы всегда обращались к Богородице за Ее помощью, защитой и прекращением междоусобиц и по их молитвам Матерь Господня всегда охраняла любимый город от бед. .
Вместе с этим возвратились мощи Новгородской небесной заступницы, святой Анны Новгородской, и ныне открыто почитаются в Новгородском храме святого апостола Филиппа, где дают благодатную помощь и духовную радость в наше смутное время. Мощи святой Анны были переданы Православной церкви в Эскильстуне, Швеция, в 2008 году. Через 1000 лет святая Анна вернулась на свою древнюю родину. Она была первой канонизированной шведской святой, а теперь провозглашена небесной покровительницей Швеции.
О славная Анна, православные народы Швеции и России восхваляют имя твое в каждом роде своем, ибо, приклонив ухо твое к царственному отцу твоему, ты оставила народ свой и дом отчий твой, и с веселием и веселием пошла к землю русскую, где князь, услаждаясь великою красотою и мудростью твоею, взял тебя в жены, и ты родила ему и владычеству его благочестивое потомство, с которым стоишь ныне в раю пред престолом Всевышнего, облеченная в добродетели христианские, как облачение из тканого золота, вознося усердные мольбы и мольбы за всех, чтящих тебя с верой и любовью.
– Из Доксастикона Вечернего
[1] Во всех остальных храмах Киевской Руси с именем Св. Софии церковным праздником было Успение Пресвятой Богородицы
[2] Сама Богородица сказала это, когда явилась подвижнице 19 го века, инокине Александре Мельгуновой, и сказала: «Я привела моего слугу Антония из моего сада на Афоне, святой горе моей, чтобы он сделал мне новый сад в Киеве. ” Согласно Церковному Преданию, первый земной сад Богородицы – святая гора Афон, второй Ее сад – Грузия, третий – Киев (в эпоху расцвета Киевской Руси) и четвертый – Дивеевский женский монастырь.
[3] Пер.: св. Кирилл и Мефодий были греческими миссионерами из Салоников, которые евангелизировали славянские племена в Болгарии и Моравии. Они и их ученики разработали азбуку для славян, переведя на их общий язык Священное Писание и богослужения Церкви, за 200 лет до царствования Ярослава и Ирины. Этот язык стал основой церковнославянского, общего богослужебного языка многих славянских народов вплоть до настоящего времени.
[4] В дальнейшем в русской истории активное участие великих княжон в государственных делах стало традиционным.
[5] Перевод: Варяги были скандинавским племенем, которое, согласно древним летописям, помогло основать Киевское государство и культура которого смешалась с культурой местного славянского народа. Связи между скандинавскими и киевскими славянскими племенами продолжались несколько сотен лет.
[6] Русские летописи говорят: «Где Софийский собор, там и Новгород». Храм Святой Софии стал символом Новгорода, а икона Святой Софии стала традиционным подарком новгородских архиереев.
Этот текст был переведен о. Джон Хогг. Несколько заключительных примечаний были добавлены о. Андреас Блом.
Великий князь Киевский и князь Новгородский
Филипп I (23 мая 1052 – 29 июля 1108), прозванный Влюбленным, был королем франков с 1060 по 1108 год. Капетингов, был необычайно долгим для того времени. Монархия начала скромное восстановление после низкого уровня, которого она достигла во время правления его отца, и он добавил к королевским владениям Вексен и Бурж.
Молодость
Филипп родился 23 мая 1052 года в Шампань-э-Фонтен, сын короля Генриха I и его жены Анны Ярославаны Киевской, дочери Ярослава Мудрого, великого князя киевского и князя из Новгорода и его второй жены Ингегерд Олофсдоттер из Швеции.
Необычное для того времени в Западной Европе имя Филипп имело греческое происхождение, данное ему матерью. Хотя он был коронован королем в возрасте семи лет, до четырнадцати лет (1066 г.) его мать была регентом, первой королевой Франции (франками), когда-либо сделавшей это. Болдуин V из Фландрии также был соправителем .
Личное правление
После смерти Болдуина VI Фландрии Роберт Фриз захватил Фландрию. Вдова Болдуина, Ричильда, попросила помощи у Филиппа, который потерпел поражение от Роберта в битве при Касселе в 1071 году.
Филипп впервые женился на Берте Голландской в 1072 году. . У Берты было шестеро братьев и сестер, и оба ее родителя происходили из многодетных семей. Ее отец правил территорией, неопределенно описанной как «Фрисландия к западу от реки Вли», где Берта провела свое детство.
Хотя брак произвел на свет необходимого наследника, Филипп влюбился в Бертраду де Монфор, жену Фулька IV, графа Анжуйского.
Он отрекся от Берты (утверждая, что она слишком толстая) и женился на Бертреде 15 мая 1092 года. В 1094 году после Отенского синода он был впервые отлучен от церкви папским представителем Хью де Ди; после долгого молчания папа Урбан II повторил отлучение от церкви на Клермонском соборе в ноябре 109 г.5.
Несколько раз запрет снимался, так как Филипп обещал расстаться с Бертрад, но всегда возвращался к ней; в 1104 году Филипп совершил публичное покаяние и, должно быть, скрывал свою связь с Бертрадом. Во Франции королю противостоял епископ Шартрский Иво, известный юрист.
Филипп назначил Альберика первым констеблем Франции в 1060 году. Большая часть его правления, как и правления его отца, была посвящена подавлению восстаний его жадных до власти вассалов. В 1077 году он заключил мир с Вильгельмом Завоевателем, королем Англии и герцогом Нормандии, который отказался от попыток завоевания Бретани.
В 1082 году Филипп I расширил свои владения за счет аннексии Вексина в отместку за нападение Роберта Куртоза на наследника Уильяма, Уильяма Руфуса. Затем в 1100 году он взял под свой контроль Бурж.
Именно на вышеупомянутом Клермонском соборе был начат Первый крестовый поход. Филипп сначала лично не поддерживал его из-за конфликта с папой Урбаном II. Однако брат Филиппа Хью Вермандуа был главным участником.
Смерть
Филипп умер в замке Мелун и был похоронен по его просьбе в монастыре Сен-Бенуа-сюр-Луар, а не в Сен-Дени среди его предков. Ему наследовал его сын Людовик VI, преемственность которого, однако, не была бесспорной.