Князя игоря: Князь Игорь | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Святой благоверный князь Игорь Ольгович + Православный Церковный календарь





Дни памяти: 5 июня (Перенесение мощей), 19 сентября

Иконы



Жития


  • Перенесение мощей блаженного Игоря, великого князя Киевского


  • Святой благоверный князь Игорь Черниговский


  • Благоверный великий князь Игорь Ольгович, Черниговский, Киевский



  • Молитвы

    19 сентября

    Ин тропарь благоверного великого князя Игоря Черниговского

    глас 4

    Просветився Божественным крещением, / Духа Святаго светлостьми озаряем, / Евангелие Христово в сердце твое восприял еси / делом слово Сына Божия исполняя, благоверный княже Игоре, / моли Всеблагаго Спасителя нашего даровати нам мир, и милость, / и спасение душ наших, чтущих честную память твою.

    Ин кондак благоверного великого князя Игоря Черниговского

    глас 6

    Княжескую диадему обагрил еси кровию твоею, / Богомудре страстотерпче Игоре, / за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец / и жертву непорочну Владыце принесл еси себе. / Яко бо агнец незлобив от раб убиен был еси, / и ныне радуяся предстоиши Святей Троице, / молися спастися душам нашим.


    Тропарь блаженного Игоря, великого князя Черниговского и Кмевского

    глас 4

    Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря,/ созывающая люди в пречестный храм Спасов,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множество/ молитвенно празднуют святую память твою,/ и с верою взывают ти:/ молися, святе, стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом/ в мире и благоденствии спастися.

    Кондак блаженного Игоря, великого князя Черниговского и Кмевского

    глас 6

    Изменил еси земнаго княжения славу/ во иночества образ смиренный/ и страдальчески земное житие скончав,/ ныне на Небесех радуешися,/ усердие моляся/ о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало.

    Сайты приходов:

    Храм св. блгв. кн. Игоря Черниговского г. Владивосток (Владивостокская епархия)

    Храм блгв. князя Игоря Черниговского и Киевского г. Днепродзержинск (Каменская епархия)

    Храм-часовня св. блгв. кн. Игоря Черниговского г. Царское Село (Санкт-Петербургская епархия)

    Церковь св. блгв. кн. Игоря Черниговского (Мурманская епархия)

    Храм святого благоверного князя Игоря Черниговского г. Москва (Московская епархия (городская))

    Храм во имя Святого князя Игоря Черниговского г. Нижний Новгород (Нижегородская епархия)

    Храм св. блгв. князя Игоря Черниговского пос. Северный (Воркутинская епархия)

    Храм-колокольня св. блгв. князя Игоря Черниговского и Киевского пос. Токсово (Выборгская епархия)

    Храм в честь Благоверного князя Игоря Черниговского г. Запорожье (Запорожская епархия)

    Статьи на Православие.Ru

    Княжеский крест
    Иеромонах Никон (Париманчук)

    Князь-инок Игорь стал нравственным образцом в то время, когда внешним образом геройства, удачливости и отваги были распри, братоубийства, а княжеская междоусобица и борьба за власть не знали никакой управы.

    Перенесение мощей благоверного Великого князя Игоря Черниговского и Киевского
    Князь был зверски убит во время молитвы перед иконой Божией Матери. Толпа протащила его тело по улицам Киева.

    Опера Бородина «Князь Игорь» (Prince Igor)

    Опера в четырех действиях с прологом
    Александра Порфирьевича Бородина на либретто
    композитора (при участии В.В.Стасова), основанное на «Слове о полку
    Игореве».

    Действующие лица:

    ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ, князь Северский (баритон)
    ЯРОСЛАВНА, его жена во втором браке (сопрано)
    ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ, его сын от первого брака (тенор)
    ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ, князь Галицкий, брат княгини Ярославны (высокий
    бас)
    половецкие ханы:
       КОНЧАК (бас)
       ГЗАК (без речей)
    КОНЧАКОВНА, дочь хана Кончака (контральто)
    ОВЛУР, крещеный половчанин (тенор)
    гудочники
       СКУЛА (бас)
       ЕРОШКА (тенор)
    НЯНЯ ЯРОСЛАВНЫ (сопрано)
    ПОЛОВЕЦКАЯ ДЕВУШКА (сопрано)
    РУССКИЕ КНЯЗЬЯ И КНЯГИНИ, БОЯРЕ И БОЯРЫНИ,
    СТАРЦЫ, РУССКИЕ РАТНИКИ, ДЕВУШКИ, НАРОД.
    ПОЛОВЕЦКИЕ ХАНЫ, ПОДРУГИ КОНЧАКОВНЫ,
    НЕВОЛЬНИЦЫ (ЧАГИ) ХАНА КОНЧАКА,
    РУССКИЕ ПЛЕННИКИ, ПОЛОВЕЦКИЕ СТОРОЖЕВЫЕ.

    Время действия: 1185 год.
    Место действия: Путивль, половецкий стан.
    Первое исполнение: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 23 октября (4
    нoябpя) 1890 года.

    Все поразительно в «Князе Игоре». Во-первых, конечно же, гениальная
    музыка. Во-вторых, то, что опера сочинена человеком,
    профессиональным занятием которого была не музыка, а химия (А. П.
    Бородин был академиком-химиком). В-третьих, многое в опере, хотя и
    было сочинено Бородиным, но не было им записано и оркестровано;
    оперу завершили друзья композитора — Н. А. Римский-Корсаков, А. К.
    Глазунов и А. К. Лядов (М. П. Беляев, первый издатель «Князя
    Игоря», извещает в своем предисловии: «Оставшаяся неоконченной, по
    смерти автора, опера «Князь Игорь» закончена Н. А.
    Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым…») Увертюра, хотя и была
    сочинена А. П. Бородиным, но не была им положена на бумагу.
    Записана же она, закончена и оркестрована после его смерти и по
    памяти А. К. Глазуновым, слышавшим ее много раз в исполнении на
    фортепиано самого автора. В-четвертых, все эти композиторы часто
    работали в таком тесном контакте друг с другом, что почти
    невозможно определить, что в «Князе Игоре» написано одной рукой, а
    что — другой; иными словами, музыкальный стиль оперы представляет
    нечто художественно абсолютно цельное. При этом необходимо
    подчеркнуть (как это сделал Н. А. Римский-Корсаков в связи со своим
    участием в работе над «Борисом Годуновым»), что «Князь Игорь»
    полностью опера А. Бородина.

    УВЕРТЮРА

    Опера начинается увертюрой, которая, как уже отмечалось, была
    записана по памяти А.Глазуновым. Увертюра под стать этой эпической
    опере — она большая по размерам и значительна по музыкальному
    материалу. Она устанавливает настроение эпического сказа о
    стародавних временах. Строится увертюра на противопоставлении
    образов русских и половецких. Средний эпизод рисует картину
    ожесточенной битвы.

    ПРОЛОГ

    Площадь в Путивле. Ее заполнила дружина и рать, готовые выступить в
    поход против половцев. Князь Игорь с князьями и боярами
    торжественно выходит из собора. Народ и бояре (хор) величают князя
    Игоря и его сына Владимира: «Солнцу красному слава! Слава князю
    Игорю!». Князь Игорь выражает решимость идти «на брань с врагом
    Руси», на ханов половецких. Неожиданно начинает темнеть — наступает
    солнечное затмение. Все в изумлении глядят на небо. (Воспетое
    А.Бородиным событие точно датируется: как подтвердили исследования,
    описанное солнечное затмение произошло 1 мая 1185 года, и
    летописец, как это бывало в подобных случаях, отметил: «знамению
    творец Бог»). Народ видит в наступившей тьме недоброе
    предзнаменование и умоляет князя: «Ох, не ходить бы в поход тебе,
    князь!» Но Игорь не внемлет уговорам; его не страшат дурные
    предзнаменования. Он осматривает рать. Его сопровождают князья и
    бояре. Решимость Игоря вселяет уверенность в воинов. Два гудочника,
    Скула и Ерошка, однако, проявляют малодушие: «Пускай себе идут, а
    мы, брат, не пойдем». И они, бросив доспехи, убегают к Владимиру
    Ярославичу, князю Галицкому. «Там и сытно, и пьяно, и целы будем»,
    — рассуждают они.

    Князь тем временем созывает княгинь и боярынь, чтобы попрощаться.
    Приходит Ярославна. Она бросается к Игорю с мольбой не отправляться
    в поход. Игорь утешает ее и все же прощается. Он поручает опеку над
    нею князю Владимиру Галицкому, который не просто его друг, но к
    тому же брат Ярославны. Тот не скупится на обещания, ведь он многим
    обязан Игорю, о чем и повествует в небольшом монологе («Когда отец
    меня изгнал, изгнали братья мне родные, ты во мне участье принял»).
    Игорь прерывает его. Ярославна, княгини и боярыни удаляются. Пора
    идти в поход. Игорь просит благословения. Теперь вновь звучит хор
    народа, с которого начался пролог — на сей раз еще более мощно.

    ДЕЙСТВИЕ I

    Картина 1. Княжеский двор Владимира Галицкого. Здесь гуляет
    пьяный сброд. Все поют славословие князю Владимиру. Скула и Ерошка
    веселятся и пьют со всеми остальными. От их песен дрожат хоромы.
    Сам князь Владимир Галицкий только и мечтает о том, чтобы править в
    Путивле. Он поет об этом в своей песне «Только б мне дождаться
    чести», напоминающей залихватский танец. Приходит толпа девушек.
    Они вбегают на ступеньки к князю Владимиру. Он останавливается.
    Девушки жалуются князю, что княжой народ недобрый — они только что
    выкрали девушку («Ой, лихонько»). Князь Владимир довольно нагло
    говорит им, что она у него, что не так уж ей плохо и что полно-де
    больно о ней тужить, и в конце концов отправляет девушек прочь.
    Даже Скула и Ерошка опешили: «Вот-те и к батюшке, вот-те и к
    матушке; с чем пришли, с тем и ушли».

    В следующей затем сцене Скула и Ерошка рассуждают о том, как ко
    всему этому может отнестись княгиня. Пьяный люд не очень-то
    беспокоится: «Что нам княгиня!» С напускной важностью звучит
    грубовато-комичная песня скоморохов («Что у князя Володимира»).
    Наконец все расходятся, кроме изрядно охмелевших Скулы и Ерошки.

    Картина 2. Горница в тереме Ярославны. Княгиня одна. Ее
    тревожит недоброе предчувствие, ведь уже прошло много времени, как
    ушел Игорь, и пора уже быть от него гонцу.
    Няня сообщает Ярославне, что к ней пришли девушки. Они ищут у нее
    защиты от произвола ее брата. В дом к Ярославне приходит сам
    Владимир, ее брат. Княгиня полна решимости заступиться за девушек.
    Она говорит, что все скажет мужу, как он, брат, бесчинствует в его
    отсутствие, но Владимира это не пугает: «Да что мне Игорь твой?
    Вернется или нет, а мне какое дело, не все ли мне равно?» Он даже
    угрожает сестре. Это приводит Ярославну в негодование: «Ты смеешь
    мне грозить?» Получив отпор, Владимир тушуется и меняет тон. Но и
    продолжение его речей возмущает ее — он подвергает сомнению ее
    верность Игорю. На это она резко отвечает: «Да ты забыл, что я —
    княгиня!» Владимир уступает: он обещает назавтра отпустить девушку,
    но при этом зло и цинично добавляет: «А завтра заведу другую».
    Владимир уходит, а Ярославна, оставшись одна, молит о скорейшем
    возвращении Игоря.

    Входят думные бояре и кланяются Ярославне. Они пришли сообщить
    княгине плохую новость. Звучит их хор («Мужайся, княгиня»). Они
    рассказывают, что русская рать разбита, а Игорь вместе с сыном
    попали в плен к хану. Услышав об этом, Ярославна падает без чувств.
    Бояре готовы защитить город. Они убеждены, что их крепость в вере в
    Бога и верности князю и княгине, а также в любви к родине. Княгиня
    благодарит их. Слышен звон набатного колокола. Враг подошел к
    стенам города, и в окнах дворца княгини уже виднеется зарево
    пожара. Несколько бояр уходят; остальные опоясываются мечами и
    приготовляются к обороне.

    ДЕЙСТВИЕ II

    Половецкий стан. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают
    Кончаковну, дочь хана. Но ничто не может развеять грусти Кончаковны
    — она страстно влюблена в княжича Владимира. О своей любви она поет
    в каватине («Меркнет свет дневной»), полной страстного томления и
    чувственной неги.

    Показываются русские пленники, идущие с работы под охраной стражи.
    Кончаковна приказывает своим девушкам напоить пленников «питьем
    прохладным и речью ласковой утешить бедняков». Девушки исполняют ее
    приказ, и пленники благодарят их. Показывается половецкий дозор,
    обходящий стан. Кончаковна и девушки уходят. Опускается ночь. В
    глубине сцены один на страже стоит Овлур. Появляется сын Игоря,
    Владимир, и устремляет тоскующие взоры к шатру Кончаковны, зовет ее
    словами любви. Его «Каватина» («Медленно день угасал») овеяна
    юношеской поэзией, очарованием роскошной южной ночи. Появляется
    Кончаковна. Они поют свой страстный любовный дуэт. Ночь сладостна
    для них. Княжич совершенно поглощен страстью к половецкой княжне,
    потерял свое лицо, свою волю. Уже теперь, задолго до событий
    третьего действия, предрешена его судьба. Но сейчас Владимиру нужно
    уходить. Он слышит шаги приближающегося отца. Входит Игорь. Он в
    тяжком раздумье. Для него ночь — мука. Он поет свою знаменитую арию
    («Ни сна, ни отдыха измученной душе») — один из шедевров русской
    оперы.

    К князю подходит половецкий воин. Это Овлур. Он принял православие,
    крестился и сейчас старается помочь Игорю. На небе занимается заря,
    и к концу их сцены совсем рассветает. Овлур предлагает Игорю коней,
    чтобы князь мог бежать. Игорь колеблется, принять ли ему это
    предложение (Овлур убеждает его, что бежать он должен, чтобы спасти
    Русь). Но нет, бежать Игорь не может — это противно его чести.
    Овлур, опечаленный, уходит.

    С охоты возвращается хан Кончак. Он приветствует Игоря, обращается
    к нему с уважением и доверием («Здоров ли, князь?»). Видя, как
    грустен Игорь, Кончак предлагает ему «коня любого», «любой шатер»,
    «булат заветный, меч дедов», наконец, «пленницу с моря дальнего».
    Но Игорю не нужны дары хана. Он благодарит его, жмет ему руку и
    говорит: «А все ж в неволе не житье». Кончак раздосадован. Он даже
    предлагает Игорю свободу взамен на обещание князя не поднимать на
    хана меча и дороги ему не заступать. Нет, такого обещания Игорь
    дать не может и, наоборот, заявляет хану, что, как только он
    окажется на свободе, он вновь соберет полки и ударит вновь. «Да, не
    сговорчив ты!» — с раздражением говорит Игорю Кончак и зовет
    половецких пленников и пленниц (чаги) повеселить их.

    На сцену выходят половецкие невольники и невольницы, некоторые из
    них с бубнами и другими музыкальными инструментами; за ними свита и
    приближенные Кончака. Начинаются половецкие пляски — изумительные
    по красоте, ослепительно красочные сцены плясок, сопровождаемые
    хором. Чередуются, создавая контраст, плавная пляска девушек,
    необузданная, исполненная стихийной силы пляска мужчин и
    стремительная и легкая пляска мальчиков. Действие завершается
    буйно-стремительным вихрем общей пляски и хором «Пляской тешьте
    хана, чаги».

    ДЕЙСТВИЕ III

    Третьему действию предшествует оркестровый антракт. Звучит
    половецкий марш (своеобразный эффект создают трубы на сцене,
    звучащие за закрытым еще занавесом). С богатой добычей возвращается
    в стан ханское войско. Со всех сторон сходятся половцы и, глядя
    вдаль, ожидают прибытия отряда Гзака. Постепенно на сцену входит
    войско Гзака — с трубами, рогами, бубнами. Воины ведут с собой
    русских пленников. В конце шествия появляется на коне сам хан Гзак.
    Князь Игорь, Владимир Игоревич и русские пленники стоят в стороне и
    наблюдают. Хор половцев славит своих воинов: «Рать идет с победой.
    Слава нашей рати!» Навстречу Гзаку выходит Кончак и приветствует
    его своей песней («Наш меч дал нам победу»), в которой поет о
    победах половцев над русским войском и, в частности, о сожжении
    Путивля. Он устраивает пир для половцев, а пленников приказывает
    крепко сторожить. Хор ханов с пением отправляется с Кончаком совет
    держать, что дальше делать: оставаться там, где они сейчас, или
    идти дальше на Русь.

    Итак, князь Игорь и Владимир теперь узнали страшную правду: их
    город сожжен, а дети и жены уведены в плен. «Чего ж мне ждать еще?»
    — восклицает Игорь. В этот момент перед ними проходит обоз с
    добычей и русскими пленными. Вид захваченной половцами добычи
    угнетает Игоря и Владимира. Обоз удаляется, русские пленники
    скрываются в шатрах. На сцене остается отряд сторожевых. Они хором
    славят Кончака и предупреждают возможного беглеца: «Горе беглецу
    лихому! Стрелы золоченые, кони наши быстрые всегда его догонят во
    степи». По сцене проходит Овлур; он несет мешки с кумысом.
    Сторожевые пускаются в пляс. В конце концов сначала падает один,
    потом второй, наконец третий. К концу этого оркестрового номера на
    сцене темнеет; сторожевые засыпают.

    К шатру Игоря осторожно подкрадывается Овлур. Он призывает Игоря
    быстро собираться в путь. На сей раз Игорь соглашается.

    В страшном волнении вбегает Кончаковна. Она останавливается у шатра
    Владимира. Она узнала о намерении Владимира бежать и теперь умоляет
    его остаться, не бросать ее. Князь Игорь поражен: «Владимир, сын!
    Что значит это? Зачем ты здесь, княжна? Аль в половецком полону сам
    половцем ты стал и родину забыл?» Владимир терзается. Отец
    призывает его бежать с ним, Кончаковна молит остаться. В конце
    концов она грозит разбудить весь стан. Игорь бежит. Кончаковна
    несколько раз ударяет в било.

    Со всех сторон сбегаются половцы. Кончаковна сообщает о побеге
    Игоря. Половцы снаряжают коней в погоню за князем. Владимира же они
    хотят привязать к дереву. Кончаковна вступается за него. Половцы
    созывают ханов. На шум является Кончак и ханы. Половцы сообщают ему
    о случившемся. Побег Игоря вызывает у хана уважение: «Вот молодец!
    Недаром я так его любил; на месте Игоря и я бы так же поступил». И
    он приказывает казнить сторожевых, а княжича не трогать (этот
    эпизод скомпонован А.Глазуновым). Хор ханов требует казнить
    пленников. Но у Кончака другой план: «Если сокол ко гнезду улетел,
    то мы соколика опутаем красной девицей». И он объявляет Владимира
    своим желанным зятем. И тут же он — коварный хан — объявляет: «Идем
    на Русь! В поход на Русь!» Можно только догадываться, что творится
    в душе Владимира.

    ДЕЙСТВИЕ IV

    Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна одна на
    городской стене. Она горько плачет («Ах, плачу я»). Она обращается
    к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. С песней
    проходит толпа поселян. Они поют — и это звучит как подлинная
    русская песня (поразительное мастерство композитора!) — «Ох, не
    буйный ветер завывал».

    Ярославна всматривается вдаль. Она видит, что кто-то едет. Это два
    всадника. В одном из них по одежде она узнает половца. Это пугает
    ее, ведь она понимает, что если половцы нагрянут, Путивля не
    отстоять. Но другой всадник «одет по-нашему и с виду не простой он
    ратник». Они приближаются все ближе, и вдруг она узнает Игоря. На
    скаку въезжает князь Игорь в сопровождении Овлура. Игорь спускается
    с коня и бросается к Ярославне. Овлур отходит с конями в сторону.
    Звучит любовный дуэт Игоря и Ярославны. Они счастливы. Она
    спрашивает его, как он спасся? Игорь говорит, что бежал из плена.
    Ярославна поет о своей радости вновь видеть любимого мужа, Игорь же
    говорит, что бросит клич и снова пойдет на хана. Князь Игорь и
    Ярославна медленно идут к Детинцу. В этот момент появляются Ерошка
    и Скула; несколько хмельные, они играют и поют. Вдруг они видят
    Игоря с Ярославной. Они изумлены. Они тут же соображают, что им
    непоздоровится за их измену. Усевшись друг против друга, они
    думают, что им делать: бежать? Да ведь некуда. Вдруг Скуле приходит
    на ум хорошая мысль: звонить в колокол, созывать народ. Они берутся
    за веревки от колоколов и бьют в набат. Со всех сторон сбегается
    народ. Все думают, что половцы подошли, потом понимают, что это они
    спьяну. Скоморохи кричат, что у них радостная весть: князь приехал.
    Тогда все думают, что речь идет о князе-крамольнике Галицком. С
    трудом им удается всех убедить, что вернулся князь Игорь Северский.
    В конце концов за хорошую весть собравшиеся бояре прощают грехи
    Ерошки и Скулы. Вместе с народом они приветствуют и славят князя
    Игоря.

    А. Майкапар


    История создания

    В апреле 1869 года В. В. Стасов предложил Бородину в качестве
    оперного сюжета замечательный памятник древнерусской литературы
    «Слово о полку Игореве» (1185—1187). По словам композитора, сюжет
    пришелся ему «ужасно по душе». Чтобы глубже проникнуться духом
    старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском),
    изучал исторические источники: летописи, старинные повести
    («Задонщина», «Мамаево побоище»), исследования о половцах, музыку
    их потомков, былины и эпические песни. Большую помощь композитору
    оказывал В. В. Стасов, крупнейший знаток русской истории и древней
    литературы.

    Текст и музыка «Игоря» сочинялись одновременно. Опера писалась в
    течение 18 лет, но не была завершена. После смерти Бородина А. К.
    Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских
    эскизов дописал недостающие эпизоды оперы, а Н. А. Римский-Корсаков
    инструментовал большую ее часть. Премьера прошла с большим успехом
    23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге, на сцене Мариинского
    театра.

    «Слово о полку Игореве» повествует о походе князя
    Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Из тщеславия он
    захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел
    поражение. Осуждая междоусобные распри, неизвестный создатель поэмы
    страстно призывал русских князей к единению. Композитор подчеркнул
    в опере не столько политическую направленность «Слова», сколько его
    народно-эпические черты. Игорь в опере близок по духу к образам
    былинных богатырей.

    Чтобы оттенить облик Игоря, Бородин по совету Стасова
    противопоставил ему фигуру князя Галицкого, олицетворяющего собой
    стихию княжеских раздоров.

    Музыка

    «Князь Игорь» — народно-эпическая опера. Сам композитор указывал на
    ее близость к глинкинскому «Руслану». Эпический склад «Игоря»
    проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм,
    в неторопливом, как в былинах, течении действия.

    В большой увертюре, основанной на мелодиях оперы, противопоставлены
    образы русских и половцев. Средний эпизод рисует картину
    ожесточенной битвы.

    Могучий хор пролога «Солнцу красному слава» (на подлинный текст из
    «Слова») сродни суровым, величественно-строгим напевам древних
    эпических песен. Этим хором обрамлена зловещая оркестровая картина
    затмения и речитативная сцена, в которой обрисованы испуганные
    бояре, встревоженная, любящая Ярославна, грубоватый Галицкий и
    мужественно-непреклонный Игорь.

    Музыка первой картины (первый акт) своим бесшабашным, разгульным
    характером резко контрастирует настроениям пролога. Песня Галицкого
    «Только б мне дождаться чести» напоминает размашистую залихватскую
    пляску. В хоре девушек «Ой, лихонько» тонко воспроизведены
    особенности жалобных народных причитаний. С напускной важностью
    звучит грубовато-комическая песня скоморохов «Что у князя да
    Володимира».

    Во второй картине рельефно очерчен образ обаятельно женственной, но
    волевой Ярославны. В ариозо «Немало времени прошло с тех пор»
    выражена ее тоска и тревожные предчувствия;
    целомудренно-сдержанная, строгая по характеру музыка постепенно
    приобретает страстно-взволнованный характер. Далее действие
    драматизируется, достигая наибольшей напряженности в сцене
    Ярославны с боярами. Хоры бояр «Мужайся, княгиня» и «Нам, княгиня,
    не впервой» полны суровой, грозной силы.

    Второй акт посвящен картинам половецкого стана. В каватине
    Кончаковны «Меркнет свет дневной» слышатся любовные призывы,
    страстное томление, чувственная нега. Поэзией юношеской любви,
    очарованием роскошной южной ночи овеяна каватина Владимира
    «Медленно день угасал». Ария Игоря «Ни сна, ни отдыха» —
    многогранный портрет главного героя; здесь запечатлены и горестные
    думы о судьбах родины, и страстная жажда свободы, и чувство любви к
    Ярославле. Властным, жестоким и великодушным предстает хан Кончак в
    своей арии «Здоров ли, князь?» Акт завершается ослепительно
    красочными сценами плясок, сопровождаемых хором. Контрастно
    чередуются плавная женская пляска, необузданная исполненная
    стихийной силы мужская и стремительная, легкая пляска мальчиков.
    Постепенно все группы вовлекаются в буйно-темпераментный вихревой
    танец.

    В третьем акте (в постановках этот акт обычно выпускается) в
    изображении половцев на первый план выступают воинственность и
    жестокость.

    В четвертом акте музыка развивается от скорби ко всеобщему
    ликованию. Глубокая, неизбывная печаль слышится в ариозо Ярославны
    «Ах, плачу я», близком народным причитаниям. Ариозо выливается в
    народный плач — хор поселян «Ох, не буйный ветер завывал», который
    звучит как подлинная русская протяжная песня. Празднично-торжествен
    финальный хор «Знать, господь мольбы услышал».

    М. Друскин


    Одна из лучших русских опер не была окончена Бородиным. Ее завершили А. Глазунов и Римский-Корсаков. В этом сочинении композитору удалось, не используя прямых цитат из народных песен, создать замечательное и подлинно русское эпическое полотно. Особую красоту придают сочинению ориентальные мотивы, связанные с характеристикой половцев. Знаменитой стала хореографическая картина из 2 д. «Половецкие пляски» (особенно в постановке К. Голейзовского). Многие арии из опер, такие, как ария Князя Игоря Ни сна, ни отдыха, ария Кончака Здоров ли, князь? (2 д.), приобрели всемирную известность. Опера сразу стала очень популярной. Отметим московскую премьеру 1898 (солисты Хохлов, Дейша-Сионицкая, Собинов, Власов и др.), постановку в Мариинском театре (1915, с участием Шаляпина в партии Князя Галицкого и половецкими плясками в постановке М. Фокина). Зарубежная премьера оперы состоялась в Праге (1899). В 1971 режиссер Р. Тихомиров осуществил постановку одноимённого фильма-оперы.

    Дискография: CD — Decca. Дир. Хайтинк, Князь Игорь (Лейферкус), Ярославна (Томова-Синтова), Владимир Игоревич (Стеблянко), Князь Галицкий (Гюзелев), Кончак (Бурчуладзе), Кончаковна (Заремба) — Philips. Дир. Гергиев, Князь Игорь (Кит), Ярославна (Горчакова), Владимир Игоревич (Григорян), Князь Галицкий (Огновенко), Кончак (Минжилкиев), Кончаковна (Бородина).

    Е. Цодоков

    Записи

    Бородин Александр. Записи в mp3 (classic-music.ru)

    Публикации

    Гремины и гаджеты 25.05.2019 в 12:54

    На фестивале «Шаляпинские вечера в Уфе» 09.10.2016 в 01:37

    Сказ о Князе Игоре… и земле якутской (operanews.ru) 18.04.2016 в 19:30

    К 125-летию мировых премьер «Князя Игоря» и «Пиковой дамы» (operanews.ru) 22.12.2015 в 12:34

    Оперная панорама (operanews.ru) 30.03.2015 в 20:53

    «Князь Игорь» в сезоне трансляций из «Метрополитен» 22.06.2014 в 16:16

    Звёзды оперы: Ильдар Абдразаков 27.02.2014 в 16:07

    «Князь Игорь» в Метрополитен-опере (operanews.ru) 10.02.2014 в 14:08

    О саратовской премьере «Князя Игоря» 20.12.2013 в 17:37

    «Басы ХХI века»: самарский эксклюзив (operanews.ru) 08.12.2013 в 00:47

    Премьера «Князя Игоря» в Большом театре 18. 06.2013 в 21:48

    В Большом театре показали «Князя Игоря» по мотивам оперы Бородина (operanews.ru) 16.06.2013 в 11:37

    Минское Рождественское оперное приношение (окончание) (operanews.ru) 13.01.2013 в 21:56

    «Князь Игорь» в Новой Опере. Еще один взгляд на спектакль (operanews.ru) 22.01.2012 в 13:03

    Успех «Князя Игоря» в Одессе (operanews.ru) 17.07.2011 в 15:21

    «Князь Игорь» в постановке Юрия Александрова 16.04.2011 в 13:32

    Премьера оперы «Князь Игорь» в «Новой Опере» 12.04.2011 в 13:26

    Премьера «Князя Игоря» в авторской редакции 30.03.2011 в 22:04

    Главы из книг

    13 (classic-music.ru)

    «Князь Игорь». История создания оперы (classic-music.ru)

    «Князь Игорь». Исторический фон оперы (classic-music.ru)

    Бородин. Опера «Князь Игорь» (classic-music.ru)

    Князь Игорь в исполнении Санкт-Петербургского оркестра Кировской оперы и Валерия Гергиева на Apple Music

    Князь Игорь: «Князь пора нам выступить»

    Михаил Кит,
    Валерий Гергиев,
    Кировский хор, Санкт-Петербург,
    Мариинский оркестр,
    Гегам Григорян и
    Владимир Огновиенко

    Князь Игорь: «Ач, лада, моя, лада!»

    Михаил Кит,
    Валерий Гергиев,
    Мариинский оркестр,
    Галина Горчакова,
    Гегам Григорян и
    Владимир Огновиенко

    Князь Игорь: «Тебе, как брату, ее я поручаю»

    Михаил Кит,
    Валерий Гергиев,
    Мариинский оркестр и
    Владимир Огновиенко

    Князь Игорь: № 2 Хор половецких девиц: «На безводи, днем ​​на солнце»

    Кировский хор, Санкт-Петербург, ул.
    Татьяна Новикова,
    Валерий Гергиев, &
    Оркестр Мариинского театра

    Князь Игорь: № 9 Сцена: «Позвольмне, князе, слово молвит»

    Михаил Кит,
    Валерий Гергиев,
    Мариинский оркестр и
    Николай Гассиев

    Князь Игорь: №13а Припев: «Слава, слава Володимиру»

    Георгий Селезниев,
    Валерий Гергиев,
    Кировский хор, Санкт-Петербург,
    Константин Плужников, &
    Оркестр Мариинского театра

    Князь Игорь: «Князю Галицкого слава!» — № 13д Хор девиц и сцена: «Ой, личанько! Ой, горюско!»

    Владимир Огновиенко,
    Валерий Гергиев,
    Кировский хор, Санкт-Петербург,
    Георгий Селезниев,
    Мариинский оркестр и
    Константин Плужников

    Князь Игорь: № 13д Сцена: «Стой, ребята, случай!»

    Георгий Селезниев,
    Валерий Гергиев,
    Кировский хор, Санкт-Петербург,
    Константин Плужников, &
    Оркестр Мариинского театра

    Князь Игорь: № 13ф Песня в честь князя Галицкого: «Кто у князя да Володимира» — № 13г Хор «Да, вот кому князьна потивле!»

    Георгий Селезниев,
    Валерий Гергиев,
    Кировский хор, Санкт-Петербург,
    Константин Плужников, &
    Оркестр Мариинского театра

    Князь Игорь: «А ктоз, и впрямь князя его посадим!»

    Георгий Селезниев,
    Валерий Гергиев,
    Кировский хор, Санкт-Петербург,
    Константин Плужников, &
    Мариинский оркестр

    Князь Игорь: №15 Сцена: «Там девушки присли к тебе, княгиня»

    Галина Горчакова,
    Валерий Гергиев,
    Кировский хор, Санкт-Петербург,
    Евгения Перласова-Веркович, &
    Оркестр Мариинского театра

    Князь Игорь: № 16 Сцена: «Ай! Князь! Батюски!»

    Галина Горчакова,
    Валерий Гергиев,
    Кировский хор, Санкт-Петербург,
    Владимир Огновиенко, &
    Мариинский оркестр

    Князь Игорь: №17 Финал: «Добро позаловать, бояре»

    Галина Горчакова,
    Валерий Гергиев,
    Кировский хор, Санкт-Петербург, &
    Оркестр Мариинского театра

    Князь Игорь: «Нам, княгиня, не впервые»

    Галина Горчакова,
    Валерий Гергиев,
    Кировский хор, Санкт-Петербург,
    Владимир Огновиенко, &
    Мариинский оркестр

    Князь Игорь: № 20б Сцена: «Узельчан нас город весь»

    Михаил Кит,
    Валерий Гергиев,
    Кировский хор, Санкт-Петербург,
    Мариинский оркестр и
    Гегам Григорян

    Князь Игорь: Финал: «Княз’Игор’ускакал!»

    Булат Минжелкиев,
    Валерий Гергиев,
    Кировский хор, Санкт-Петербург,
    Ольга Бородина, &
    Мариинский оркестр

    Князь Игорь: № 28 Песня гудокистов, сцена и хор: «Ты гуди, гуди, да»

    Георгий Селезниев,
    Валерий Гергиев,
    Мариинский оркестр и
    Константин Плужников

    Князь Игорь: «Народ! Сюда!»

    Георгий Селезниев,
    Валерий Гергиев,
    Кировский хор, Санкт-Петербург,
    Константин Плужников, &
    Мариинский оркестр

    Князь Игорь, опера (исполнение.

    .. | Детали

      Поделись

      Описание
      Джозеф Стивенсон

      Александр Бородин был по профессии химиком, но его чаще вспоминают как одного из лучших русских композиторов девятнадцатого века. Двойственная жизнь Бородина помешала ему завершить ряд важных музыкальных произведений, в том числе оперу «Князь Игорь». Композитор работал над партитурой (и текстом) с перерывами почти 20 лет, намереваясь создать великую историческую картину на основе древней баллады о герое в борьбе России с племенами Средней Азии. Племя половцев на время взяло Игоря в плен, и этот эпизод во многом дает драматический импульс опере. «Князь Игорь», позже завершенный Римским-Корсаковым, Глазуновым и другими, остается одним из самых важных произведений в истории русской оперы, хотя за пределами своей родины он лишь изредка ставится. Были сделаны различные реконструкции первоначальных замыслов Бородина, и огромные размеры работы создают проблемы. Произведение сочетает в себе влияние французской большой оперы (которая также редко ставится) с, особенно в изображении «экзотических» половцев, типично русской гармонической смелостью, также связанной с Мусоргским.

      Самая известная музыка из оперы — это танец «Половецкие пляски», сопровождающий пир, устроенный половецким ханом. Они чрезвычайно блестящие и непреодолимо варварские в лучших романтических манерах, которые нравятся публике, особенно когда они исполняются с оригинальными хоровыми партиями. «Танцы» приобрели неожиданную популярность, когда одна из самых запоминающихся мелодий была преобразована в песню «Stranger in Paradise» в составе бродвейского мюзикла Kismet (1953).

      Детали/механизмы

      1. Увертюра
      2. К солнцу в его славе
      3. Я ненавижу унылую жизнь
      4. Давно прошедшее
      5. Прерия в цвету
      6. Танец половецких девиц
      7. Дневной свет угасает
      8. Ты любишь?
      9. Ни сна, ни отдыха
      10. Как дела, Принц?
      11. Половецкие пляски
      12. Половецкий марш (Прелюдия)
      13. Я пролил горькие слезы

      Появляется на

      Завершено
      Выписка

      Год Название / Исполнитель Этикетка/каталог № AllMusic Рейтинг
      2; Prince Igor; Polovtsian» data-secondary-sort=»asc»>
      2014

      Альт

      АЛК 1215

      2013

      Мелодия

      МЕЛКД 1002080

      2013

      Блестящая классика

      94608