Князья андреи на руси: Русские земли

Основатель Великороссии Андрей Боголюбский / Созидатели

Он заложил основы русского централизованного государства.

Андрей Дмитриев

20.07.2006

Андрей Юрьевич Боголюбский, сын суздальского и великого князя киевского Юрия Владимировича Долгорукого, стал первым настоящим хозяином Северо-Восточной Руси – жестким, властолюбивым, энергичным. Историк Н.Костомаров назвал его первым великорусским князем.

Путь на север

Политическая биография князя Андрея началась в Южной Руси, где он участвовал в борьбе своего отца за старшинство в русской земле; именно в связи с этим он впервые попал на страницы летописей. В 1149 году, овладев Киевом, Юрий посадил Андрея на княжение в Вышгороде.

Здесь, на юге, Андрею пришлось увидеть еще незнакомые ему нравы удельной усобицы. Это оказалось невыносимо для него. «Князь Андрей, — говорит летопись, — смущался о нестроении братии своей и братаников, и сродников, и всего племени своего, яко всегда в мятеже и волнении все бяху и мнози крови лияше». Андрей «скорбяше о сем и восхоте идти в Суздаль и Ростов, яко там, рече, спокойнее есть». Он не взлюбил удельных порядков, и сначала удалился от них, а затем, когда настала возможность, начал «ломать старину».

В 1156 году Андрей бросил свой Вышгород и без отцовского благословения уехал в Суздальскую землю. Из Вышгородского женского монастыря он увез с собой знаменитую икону Богородицы, которая впоследствии стала почитаться как величайшая русская святыня. Как гласит легенда, путь иконы на север сопровождался многими чудесами, а неподалеку от Владимира кони под иконой вдруг встали. Князь велел здесь заночевать. Ночью Богоматерь явилась ему во сне и запретила везти икону в Ростов, как он прежде собирался, а велела оставить ее во Владимире. Андрей так и поступил. А на месте видения построил село, названное им Боголюбовом. Позже Андрей построил там богатую каменную церковь и терем. Со временем Боголюбово сделалось его любимым местопребыванием, так что историческое прозвище князя «Боголюбский» связано с названием его любимой резиденции.

Князь Андрей «приобрел» святыню для усиления самостоятельности и значимости, а в дальнейшем и процветания его родины – Северо-Восточной Руси, куда он и направлялся с «нелюбимого» юга. Позже икона Владимирской Божией матери, украшенная драгоценностями, составит главную святыню владимирского Успенского собора, города Владимира и всей Залесской земли, а в последующие века и всей Руси.

Время для представления собственной политической линии наступило очень скоро. В мае 1157 года Юрий Долгорукий умер в Киеве.

#comm#Андрей принял власть в Суздале и в Ростове, но не поехал в эти старые города, а сделал стольным городом Владимир.#/comm#

Особенностью Суздальской земли было то, что старое боярство, стоявшее во главе народного представительства, было сосредоточено в древних городах Ростове и Суздале. Но новый князь в своей политике опирался не на них, а на преданных лично ему младших дружинников и массы пришлого населения с юга, которые еще не попали в зависимость к суздальским боярам и больше зависели от княжеской администрации.

Уже с 1157 года князь Андрей начал сосредотачивать власть в своих руках. Он изгнал своих младших братьев и племянников. Это было сделано для предотвращения усобиц между родственниками и для укрепления своего единовластия. «Се же сотвори, желая быть самовладцем в Суздальской и Ростовской земле», — поясняет летопись. Затем князь провозгласил столицей относительно новый город – Владимир на Клязьме, население которого составили, в основном, недавно пришедшие на эти земли переселенцы из Южной Руси.

Андрей Боголюбский сделал все возможное, чтобы затерянный в лесах городок превратился в настоящую столицу великого княжества, которая затмила бы своей красотой и величием даже Киев. Во Владимире были выстроены новые укрепления, возведены церкви, сооружены, в подражание Киеву, Золотые и Серебряные ворота. Тогда же заложили и белокаменный Успенский храм, который задумывался как кафедральный собор отдельной митрополии. Князь потратил много усилий, упрашивая константинопольского патриарха основать во Владимире новую, независимую от Киева, митрополию. Но просьба его была отвергнута.

В 1168 году Андрей посылает суздальского игумена Феодора на большой собор в Киев с целью добиться смещения киевского митрополита Константина. Не найдя поддержки у русских епископов, Феодор направился в Константинополь, надеясь уговорить патриарха назначить митрополитом себя, однако добился лишь поставления ростовским епископом. Несмотря на это, епископ Феодор расположил свою кафедру не в древнем центре епархии – Ростове, а в новой столице – Владимире. В 1169 году у Андрея Боголюбского возник конфликт с неуживчивым и честолюбивым Феодором, который закончился тем, что князь выдал епископа на суд митрополита в Киев, где Феодор был казнен по обвинению в ереси. Неизвестно, был ли он в чём-либо виноват, но ясно, что казнившие епископа хотели продемонстрировать свою силу князю Андрею. Князь использовал это как один из поводов для нападения на Киев.

#comm#Начиная с переселения из Вышгорода на север, всё поведение Андрея стало не только преднамеренно, но даже демонстративно «самовластительским». #/comm#

Он как будто старается не пропустить ни одного случая показать всем «сословиям», что нет иной власти, кроме его, великого князя. В правление Андрея Боголюбского наметились важнейшие изменения в отношениях князя с его ближайшим окружением, а именно с дружиной. Раньше дружинники были друзьями, соратниками и ближайшими советниками князя. Теперь же они стали постепенно превращаться в княжеских слуг. Для осуществления этих изменений Андрей Боголюбский изгнал дружину своего отца, которая хорошо знала старые порядки и, придерживаясь их, не одобряла нововведения Андрея. А младшая дружина, на которую и опирался князь, оказалась в гораздо большей зависимости от князя. Именно тогда, в конце XII века, младших дружинников стали все чаще называть дворянами, т.е. людьми, служащими в княжеском дворе.

Зона стратегических интересов

Но стремления Андрея к «самовластию» шли гораздо дальше. Северо-Восточная Русь начинает оказывать все более возрастающее влияние на жизнь окружающих земель. Свое политическое влияние князь Андрей стремился распространить на все четыре стороны света, продолжая в этом смысле начинания своего отца Юрия Долгорукого. Только руки Андрея Юрьевича простерлись куда дальше отцовской длани. Помимо киевского юга, зона жизненных интересов владимирского князя на востоке провоцировала конфликт с Волжской Булгарией, а на севере и северо-западе требовала подчинения Новгорода.

В 1160 году Андрей Боголюбский, пользуясь званием старшего князя, предъявил права на Новгород. «Да будет вам ведомо, — объявил он вече вольного города, — что я хочу покорить Новгород добром или лихом, чтобы вы мне целовали крест, иметь меня великим князем, а мне вам хотеть добра». Добившись власти в Новгороде, Андрей пользовался ею с широтой настоящего царя, действующего исключительно по своей воле, в интересах справедливости. Он менял своих посаженников – князей в Новгороде, иногда, как будто нарочно давая не тех, кого желали новгородцы. Один раз он сменил князя, потому что нашел посадника правым в одном из конфликтов того с княжеской властью. Когда в угоду Андрею новгородцы изгнали от себя Святослава Ростиславича, Андрей дал им своего племянника, но потом, помирившись с Ростиславом, снова дал Новгороду недавно изгнанного Святослава, и притом Новгород должен был принять его «на всей его воле». Когда у Святослава начались ссоры с новгородцами и он вынужден был бежать, то Андрей, на просьбу города назначить другого, отвечал: «Нет вам иного князя, кроме Святослава».

#comm#Своими притязаниями Андрей довел Новгород до отчаянного сопротивления.#/comm#

В 1168 году новгородцы перебили сторонников Святослава и взяли себе в князья Романа Мстиславича, сына ненавистного Андрею Мстислава Изяславича. Это было знаком открытого неповиновения, и зимой 1169 года владимирский князь отправил на Новгород огромное войско во главе со своим сыном Мстиславом. Опустошив окрестности Новгорода, суздальская рать должна была отступить, ничего не добившись. Но князь Андрей запретил подвоз хлеба к Новгороду, в городе начался голод. И новгородцы сдались, пошли на уступки, главной из которых было то, что отныне вече обязано было приглашать к себе князей выходцев из Владимиро-Суздальского княжеского дома.

В 1164 году Андрей с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием, взяв с собой икону Владимирской Божией Матери, удачно воевал с камскими булгарами. Булгары хотя и не были ближайшими соседями суздальской земли (между ними простиралась мордовская земля), стали соперниками в осуществлении контроля над волжским торговым путем. Князь булгарский с малой дружиной едва успел убежать в Великий город (Булгар). После этого Андрей взял булгарский город Бряхимов и пожег три других города. В память об этой победе был установлен праздник Спаса 1 августа. Этого праздника не было в греческих святцах и нововведение стало лишним символом «самовластья» Боголюбовского правителя.

Заговор

Главной и постоянной целью Андрея было стремление принизить значение Киева, лишить его древнего старшинства над русскими городами, перенести это старшинство во Владимир на Клязьме.

Десять лет он укреплялся в своем Суздале, а в Киевской Руси шли усобицы. В 1168 году наступил любопытный момент определения прав на первое место. О старших линиях уже никто не думал, претендентами выступали только Мономашичи. Было три кандидата, имеющих права: Владимир, Мстислав и Андрей. Мстислав занимал Киев, но спорный вопрос о старшинстве стал решаться избранием. Коалиция из 10 князей признала старшим князя Андрея. Боголюбский воспользовался своим избранием для того, чтобы начать радикальную ломку старого строя на началах единодержавия. Мстислав не мог устоять против коалиционной рати, возглавляемой сыном Андрея. В 1169 году Киев, упорно защищавший своего князя, был взят «на щит», и войско победителей подвергло его двухдневному грабежу. Были в Киеве тогда, говорит летописец, во всех людях стон и тоска, печаль неутешная и слезы непрестанные. Город сожгли, разграбили его церковные сокровища, причём Андрей считал, что это всё – справедливое наказание за грехи киевлян. Обращение Андрея со стольным Киевом, как с завоеванным городом, было, очевидно, преднамеренным уроком. Довершил унижение удельной столицы Андрей тем, что, оставшись великим князем, не поехал в Киев, и даже не взял его себе, а отдал младшему брату Глебу с намерением и впредь сажать там такого князя, какого ему угодно будет. Боголюбский достиг своей цели. Древний Киев потерял свое вековое старейшинство. Некогда богатый город, заслуживавший от посещавших его иностранцев название второго Константинополя, теперь был ограблен, сожжен, лишен значительного числа жителей, перебитых или уведенных в неволю. С тех пор Киев фактически утратил значение общерусской столицы, а Владимирское княжество стало называться великим.

Историк С.Соловьев оценил значение этого события так: «Поступок Андрея был событием величайшей важности, событием поворотным, с которого начинался на Руси новый порядок вещей». Это был акт величайшего самовластия великого князя в отношении как остальных князей, так и русской земли.

#comm#Андрей собственной волей, вопреки общему мнению князей и земли, заявил фактически, что власть в нем самом, а не в земле и не в князьях. #/comm#

…Слишком широкие военные замыслы князя Андрея, не связанные ни с потребностями обороны, ни с интересами боярства, должны были обострить взаимоотношения внутри княжества. По всей вероятности, конфликты с боярством были вызваны и внутренней политикой Андрея Боголюбского, пытавшегося прибрать боярство к рукам. Именно здесь, в Северо-Восточной Руси, писатель Даниил Заточник давал совет боярину ставить свой двор и села подальше от княжеской резиденции, чтобы князь его не разорил.

В 1173 году Андрей задумал новый поход на Волжскую Булгарию. В походе, кроме основных владимирских сил, участвовали муромские и рязанские войска. В Городце на Волге в устье Оки (Нижний Новгород) был назначен сбор всем дружинам. Две недели князья безуспешно ожидали своих бояр: путь им был «не люб», и они, не выказывая прямого неповиновения, нашли хитроумный способ уклониться от нежелательного похода – они «идучи не идяху» (идучи не идти).

Все эти события свидетельствовали о крайней напряженности взаимоотношений между самовластным князем и боярством. Рано или поздно этот конфликт должен был разрешиться в пользу той или иной стороны.

В 1174 году Андрей казнил одного из ближайших родственников своей жены, Кучковича. Тогда брат казненного, Яким вместе со своим зятем Петром решили избавиться от своего господина. К заговору вскоре пристали домашние слуги князя – некий яс (осетин) по имени Анбал и еще какой-то иноземец по имени Ефрем Моизич. Всего же заговорщиков было двадцать человек. Они говорили: «Нынче казнил он Кучковича, а завтра казнит и нас, так помыслим об этом князе!» 28 июня 1175 года в селе Боголюбове, где обыкновенно жил Андрей, собрались они в доме кучковского зятя Петра и сговорились убить князя на другой день, 29-го ночью.

…Последними слова князя Андрея были: «Господи! В руци Твои предаю дух свой».

Память

Та часть дворца, где разыгралась кровавая трагедия, сохранилась до сих пор в Боголюбове. Антропологическое исследование скелета Андрея Боголюбского, проведенное в 1935 году в Ленинграде, подтвердило слова летописи о физической силе князя и о ранах, нанесенных ему. Победив внешних врагов, князь оказался не готов к заговору среди приближённых и родственников. Он пытался отчаянно сопротивляться, и если бы уцелел, то жестоко расправился бы с бунтовщиками, что было в его характере. Тем не менее, в народе разглядели в Андрее нечто светлое и стали почитать его святым, простив жестокое разграбление киевских святынь, властолюбие, агрессивность, подчинение церкви политическим интересам, — всё то, что не смогли простить ему домашние, ставшие убийцами.

Андрей Боголюбский, по наблюдению Л.Тихомирова, «представляет князя, значительно опередившего свой век, но идея, развитая им очень круто и последовательно, была уже у Мономаха и у Юрия Долгорукого, и точно также продолжала развиваться, только более осторожно, у преемников Андрея Боголюбского… Насколько эта семейно-самодержавная идея развивалась, показали смутные времена Василия Темного».

#comm#Именно в суздальщине времен Андрея Боголюбского на смену отношениям «князь – дружина» начали приходить отношения «государь – подданные».#/comm#

Отсюда понятно возмущение южного летописца поведением Андрея Боголюбского, изгнавшего своих братьев и племянников из Северо-Восточной Руси и желавшего «самовластец быти всей Суждальской земли». Соответственно начались изменения и в менталитете. Не случайно именно в Северо-Восточной Руси возникли «Моление» и «Слово» Даниила Заточника – подлинный гимн княжеской власти.

Историческая заслуга князя состояла в том, что он показал способ прекращения распада Руси. Ему удалось, пусть ненадолго, но решительно разорвать замкнутый круг княжеских усобиц в Русской земле. По сути, он предначертал Суздальскому княжеству, в котором зародилась великорусская нация, роль нового центра ее объединения. Андрей стал основателем нового государства. Князь объявил себя единодержавным великим князем всей земли Русской, а город Владимир провозгласил престольным городом. Андрей явился зачинателем нового государственного порядка – русского централизованного государства, идея которого позднее была воспринята и с успехом воплощена Москвой. Перенеся великокняжеский престол из Киева во Владимир, канонизированный церковью, князь Андрей стал первым великорусским государем.

Специально для Столетия

Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский

Главная → Номера → №13 (71) → Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский

Жития святых

В этой теме:

Жития святых

11 июля — память преподобных Сергия и Германа Валаамских

Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский был сыном великого князя Юрия Долгорукого и внуком Владимира Мономаха. От деда святой Андрей унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к Слову Божьему и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни.

Любил князь церковное пение и церковное служение, хорошо знал Устав церковный и прекрасно помнил, память какого святого, в какой день совершается. Любил он тайные ночные молитвы и часто ночью, тайком от всех, ходил в храм, зажигал свечи и молился. Он любил нищих и убогих, давая им милостыню говорил: «Се есть Христос, пришедый искусить меня».

Отец дал ему в управление Владимир на Клязьме, маленький, недавно возникший пригород, и там Андрей прокняжил далеко за 30 лет своей жизни, не побывав в Киеве. Южная, как и северная, летопись молчит о нем до начала шумной борьбы, которая завязалась между его отцом и двоюродным братом Изяславом Волынским. Андрей появляется на юге впервые в 1148 году, когда Юрий, восторжествовав над племянником, сел на киевский стол. Андрей скоро выделился из толпы тогдашних южных князей своими личными особенностями, своеобразным характером. Он в удали не уступал своему отважному сопернику Изяславу, любил забываться в разгаре сечи, залетать в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Все это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях. Но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после боя он становился осторожным, благоразумным политиком, мирным распорядителем. У Андрея всегда все было в порядке, его нельзя было застать врасплох, он умел не терять головы во время переполоха. Несмотря на свою боевую удаль, он не любил войны, после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом. Южно русский летописец с удивлением отмечает в нем эту черту характера, говоря: «Не величав был Андрей на ратный чин, но ждал похвалы лишь от Бога». Точно так же Андрей совсем не разделял страсти отца к Киеву, был вполне равнодушен к матери городов русских и ко всей южной Руси. Смущался князь Андрей, видя нестроение своей братии, племянников и всех сродников своих: вечно они в мятеже и волнении, все добиваясь великого княжения киевского, ни у кого из них ни с кем мира нет, и оттого все княжества запустели; скорбел об этом Андрей в тайне своего сердца.

В 1155 г. великий князь Юрий Долгорукий отдал Вышгород в удел благоверному князю Андрею. Но Андрей уже замышлял удалиться от юга России на север. Устрояющему царства Господу угодно было чудесным образом укрепить намерение Андрея и в утверждение новому княжению даровать икону Своей Пренепорочной Матери.

Мысль Андрея основать на Севере отдельное княжество укрепилась в молитве. Заступница для нового княжения обретена, и Андрей в 1155 году без ведома отца, ночью уехал из Вышгорода, взяв с собою вместо сокровищ чудную икону Богоматери. Ее сопровождали из клира Вышегородского священник Николай и диакон Нестор. На пути пред иконою совершали молебные пения, и от иконы совершались чудеса. «Их было так много, — говорит летописец, — что о них одних нужно особое сказание».

С иконою Богоматери пришли к реке Яузе, которая в то время была очень полноводна. Князь послал одного из бывших с ним всадников поискать брода в реке. Посланный, едва съехал с берега, тотчас с конем погрузился в глубину реки, так что его и не видно стало. Князь, обвиняя себя в смерти сего человека, со слезами обратился на молитву перед чудотворною иконою Богоматери — и сверх всякой надежды, почитаемый утопшим, человек выехал из воды на коне с жезлом в руке, не потерпев ни малейшего вреда во глубине реки.

Примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места. Святой князь Андрей приказал совершить молебное пение в честь Божией Матери перед Ее чудотворной иконой, потом молился уединенно в шатре. Во время усердной молитвы ему явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Ее Рождества. Помолившись явившемуся Сыну Своему о месте сем и о всей Русской земле. Она сделалась невидимой. Вдохновленный явлением Богоматери святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Божией Матери, изобразив Пречистую Деву такою, как Она явилась ему, и на сем месте богоугодном, полюбившемся Небесной Владычице, построить белокаменную церковь Рождества Богородицы и основать монастырь, названный вместе с возникшим рядом городом Боголюбовым. Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пречистой Богородицы и названа Боголюбивою или Боголюбскою.

Ростовцы и суздальцы избрали благоверного князя Андрея на вече. При этом они считали власть князя ниже своей вечевой власти. Андрей был посажен на княжение всею землею в ущерб правам меньших братьев. Решительный в своих действиях, Андрей предупредил всякие со стороны их попытки к междоусобиям, разом выгнал трех своих братьев и удалил от себя двух племянников. Летописец называет святого «самовластием». Действительно, он пожелал властвовать безраздельно. Опираясь на посадских людей, Андрей круто расправился со старой знатью, ростовскими и суздальскими боярами, противившимися его единодержавию.

Такие меры сосредоточили в его руках единую власть над всею ростовско-суздальскою землею и через то давали этой земле, избавленной от междоусобий, значение самой сильнейшей между русскими землями. Все те, кто стоял за старые привычные порядки, не любили Андрея, напротив, понимавшие преимущества единодержавного строя, видели в князе Андрее образец государя. При святом благоверном великом князе Андрее разрозненные языческие племена объединились в единую великорусскую народность, которая приобрела твердое и неколебимое убеждение: без православия не может быть и Руси.

Историческая заслуга благоверного князя заключалась в том, что он остановил распад Руси и сделал Суздальское княжество, в котором зародилась великорусская нация, новым центром ее объединения. Достигнув своей цели на севере и став полновластным государем в Суздальской области, благоверный князь Андрей стал влиять на дела новгородские и киевские, стремился к преобладанию во всей Русской земле.

Святой Андрей строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов. Он построил во Владимире монастыри Спасский, Вознесенский, соборный храм Спаса в Переяславле, церковь Св. Феодора Стратилата, которому он был обязан своим спасением во время одной из битв, и много других каменных церквей. Стараниями благоверного князя Андрея были созданы величайшие шедевры русского зодчества: владимирский Успенский собор и церковь Покрова на Нерли. Успенский собор был воздвигнут в центре Владимира. Видимый отовсюду, он гордо царил над городом и округой. Величественный, все вокруг превосходящий и себе подчиняющий, как и держава благоверного князя Андрея.

Святой Андрей Боголюбский, прозванный за свой ум вторым Соломоном, был одним из мудрейших князей русских. Судьба бросила его в омут безвыходных междоусобий, господствовавших в Южной Руси. Чувствуя, как гибла страна от раздробления по уделам, он стремился к спасительному единовластию. По благословению Царицы Небесной святой Андрей стал основателем нового государства. Благоверный князь объявил себя единодержавным великим князем всея земли Русской, а город Владимир провозгласил престольным городом. Это событие совершилось в день поставления иконы Богоматери в Успенском соборе. Святой Андрей явился начинателем нового государственного порядка — русского централизованного государства, идея которого позднее была воспринята и в течение нескольких столетий с успехом воплощена Москвой. Перенеся великокняжеский престол из Киева во Владимир, благоверный Андрей стал первым великорусским князем.

За любовь ко Господу Господь удостоил великого князя страдальческой смерти: люди, осыпанные его благодеяниями, убили святого в 1174 г. в Боголюбове. Последние слова благоверного князя Андрея были: «Господи! в руци Твои предаю дух свой».

 

В других номерах:

Жития святых

Святой благоверный великий князь Дмитрий Донской

Жития святых

Американский русский святой

Жития святых

Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская

 

Великая княгиня Ксения и Ольга Князь Андрей Романов Принцесса Ирина Россия Фото

Исключительно красивая и редкая фотография великой княгини Ксении Александровны (1875-1960), великой княгини Ольги Александровны (1882-1960), княгини Ирины Юсуповой (1895) -1970) и князя Андрея Александровича (1897-1981). Сфотографировано Крогом из Дании в изгнании со своей собакой в ​​1925 году. Из личной коллекции князя и принцессы Феликса Юсуповых.

Великая княгиня Ксения — старшая дочь и четвертый ребенок императора России Александра III и императрицы России Марии Федоровны (урожденная принцесса Дагмар Датская) и сестра императора Николая II. Она вышла замуж за двоюродного брата, великого князя Александра Михайловича, от которого у нее было семеро детей. Она была свекровью Феликса Юсупова и двоюродной сестрой великого князя Дмитрия Павловича, которые вместе убили Григория Распутина, святого целителя своего племянника, больного гемофилией цесаревича Алексея Николаевича. Во время правления своего брата она записала в своем дневнике и письмах растущую обеспокоенность его правлением. После падения монархии 19 февраляВ 17 лет она бежала из России, в конце концов обосновавшись в Соединенном Королевстве. Ее внук князь Андрей Андреевич является главой семьи Романовых с декабря 2016 года.

Великая княгиня Ольга была младшим ребенком и младшей дочерью императора России Александра III и младшей сестрой императора Николая II.

Она выросла в Гатчинском дворце под Санкт-Петербургом. Отношения Ольги с ее матерью, императрицей Марией, дочерью короля Дании Кристиана IX, с детства были натянутыми и далекими. Напротив, она и ее отец были близки. Он умер, когда ей было 12 лет, и императором стал ее брат Николай.

В 1901 году, в возрасте 19 лет, она вышла замуж за герцога Петра Александровича Ольденбургского, которого семья и друзья втайне считали гомосексуалистом. Их брак, длившийся 15 лет, так и остался незавершенным, и Петр сначала отказал Ольге в просьбе о разводе. Пара жила раздельно, и в октябре 1916 года их брак был аннулирован императором. В следующем месяце Ольга вышла замуж за кавалерийского офицера Николая Куликовского, в которого она влюбилась несколькими годами ранее. Во время Первой мировой войны Великая княгиня служила армейской медсестрой на фронте и была награждена медалью за личную храбрость. При падении Романовых в русской революции 1917 лет она с мужем и детьми бежала в Крым, где они жили под угрозой убийства. Ее брат и его семья были расстреляны революционерами.

Ольга бежала из революционной России со своим вторым мужем и двумя сыновьями в феврале 1920 года. Они присоединились к ее матери, вдовствующей императрице, в Дании. В ссылке Ольга была спутницей и секретарем своей матери, и ее часто разыскивали романовские самозванцы, утверждавшие, что они ее умершие родственники. Она познакомилась с Анной Андерсон, самой известной самозванкой, в Берлине в 1925. После смерти вдовствующей императрицы в 1928 году Ольга и ее муж приобрели молочную ферму в Баллерупе, недалеко от Копенгагена. Она вела простую жизнь: воспитывала двух сыновей, работала на ферме и рисовала. За свою жизнь она нарисовала более 2000 произведений искусства, которые принесли дополнительный доход как ее семье, так и благотворительным организациям, которые она поддерживала.

В 1948 году, чувствуя угрозу со стороны режима Иосифа Сталина, Ольга эмигрировала со своими ближайшими родственниками на ферму в Онтарио, Канада. С возрастом Ольга и ее муж переехали в бунгало недалеко от Куксвилля, Онтарио. Полковник Куликовский погиб там в 1958. Два года спустя, когда ее здоровье ухудшилось, Ольга переехала с преданными друзьями в небольшую квартиру в Восточном Торонто. Она умерла в возрасте 78 лет, через семь месяцев после своей старшей сестры Ксении. В конце жизни и впоследствии Ольгу широко называли последней великой княгиней Российской империи.

Княгиня Ирина была единственной дочерью и старшим ребенком великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны. Она также была единственной племянницей царя Николая II в России и женой самого богатого человека в Императорской России, князя Феликса Феликсовича Юсупова, одного из мужчин, убивших Григория Распутина, «святого целителя» своего двоюродного брата, больного гемофилией цесаревича Алексея. Николаевич России, в 1916.

Ирине подарил ее дядя, Николай II, а его свадебным подарком ей был мешочек с 29 необработанными бриллиантами от трех до семи карат. [16] Ирина и Феликс также получили большой ассортимент драгоценных камней от других гостей свадьбы. Позже им удалось вывезти многие из этих драгоценных камней из страны после русской революции 1917 года, чтобы использовать их для обеспечения жизни в изгнании.

Князь Андрей был первым сыном и вторым ребенком великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны. Он также был старшим племянником Николая II в России, последнего царя.

Родился и вырос в царской России во времена правления своего дяди Николая II. Его военная карьера в российском флоте и кавалергардах была прервана русской революцией. Он избежал участи многих своих родственников, убитых большевиками, бежав в имение своих родителей в Крыму. Какое-то время он находился там под домашним арестом вместе с большой группой членов семьи. В декабре 1918 года он уехал из России с женой и отцом. Несколько лет он жил во Франции, где родились двое его старших детей. В конце концов он поселился в Англии в доме своей матери в изгнании. Его жена умерла во время Второй мировой войны, и он женился во второй раз в 1942. Затем он переехал в Provender House в Фавершеме, Кент, который принадлежал семье его второй жены. Он спокойно жил там как английский деревенский сквайр до самой смерти. Его младший сын князь Андрей Андреевич является нынешним главой семьи Романовых.

Размер: примерно 25 x 18,5 см

Книга II: главы 9–21

 

Резюме

После многочисленных отступлений и стычек Кутузов форсирует Дунай и успешно вступает в бой с дивизией Мортье французских войск. Несмотря на победу, треть русских войск выведены из строя, а остальные еще более плохо накормлены и плохо экипированы, чем раньше. Кутузов посылает князя Андрея сообщить о победе австрийскому двору под Брюнном. Буйный от участия в битвах, Болконский впадает в уныние, когда австрийский военный министр безразлично воспринимает известие.

В Брюнне Болконский квартирует у Билибина, знакомого своего круга, известного своим остроумием и учтивостью. От своего друга-дипломата Андрей узнает о закулисной политике войны. Австрийцы недовольны, говорит Билибин, тем, что Кутузов позволил уйти большей части дивизии Мортье. Более того, австрийцы поддерживают российские войска на своей земле, а Наполеон до сих пор занимает Вену. Билибин предвидит, что Австрия заключит тайный мир с французами и повернется против России. После аудиенции князя Андрея у австрийского императора Франциска он решает быстро вернуться, чтобы сражаться с измученной армией, хотя они не смогут сдержать французов в следующем сражении. Он насмотрелся на хитрость контролирующих держав.

Сначала Кутузов отказывается пустить Андрея на фронт под командованием генерала Багратиона. Нам повезет, если хоть одна десятая людей Багратиона выживет, говорит он. Измученная армия князя Багратиона должна сдерживать все французские силы, в то время как Кутузов и основные силы людей и припасов безопасно отступают и ждут свежего подкрепления из России. К счастью, Мюрат считает крошечные силы Багратиона целой армией и требует трехдневного перемирия. Однако Наполеон приказывает Мюрату атаковать.

Когда князя Андрея впервые показывают вокруг укреплений, он делает заметки, чтобы внести предложения Багратиону. Он подслушивает разговор двух офицеров, одним из которых является капитан Тушин, один из «незамеченных героев» грядущей кампании. Тушин выражает фаталистический взгляд Толстого на смерть. Линии фронта проходят так близко друг к другу, что французские и русские солдаты переговариваются и шутят. Но их орудия и пушки смотрят друг на друга с немой угрозой.

Когда Андрей наблюдает за Багратионом во время обстрела, он вдруг понимает, что генерал не отдает приказов подчиненным ему офицерам. Скорее, он как бы одобряет все, что ему говорят, и офицеры возвращаются к своим людям более спокойными и веселыми. Маршируя мимо Багратиона, войска кажутся собранными и уверенными, а когда генерал ведет атаку, бойцы с «ура» весело бросаются вниз с холма, чтобы разгромить врага. Это прикрывает отход правого фланга. Тушин, чья батарея была забыта и брошена в центре, тем временем поджигает город Шенграбен. Французы заняты тушением пожара, в то время как у русских появляется больше времени для отступления. Однако полк Николая подвергается нападению, прежде чем он успевает уйти. Денисов подбадривает своих гусар, а Ростов радостно пришпоривает коня в галоп. Его конь вырвался из-под него, Николай видит бегущего к нему врага. Он с удивлением понимает, что его собираются убить — «меня, которого все так любят», — и мчится обратно к своим рядам.

Тем временем капитан Тушин и его артиллеристы изолированы, но ведут непрерывный огонь до тех пор, пока Андрей не отдаст приказ отступать. Болконский, борясь с паникой, остается помочь убрать пушку.

Собирая боевые донесения своих офицеров, Багратион позорит Тушина за то, что он бросил две пушки в центре. Маленький капитан слишком скромен, чтобы объяснить, что у него нет подкрепления. Князь Андрей предлагает объяснение, рассказывая, как Тушин действовал, когда две трети его людей были выведены из строя и не было войск, которые могли бы его поддержать. Своим успехом мы обязаны стойкости и отваге капитана Тушина, — говорит он Багратиону. Затем он резко покидает совет, чувствуя горечь и меланхолию.

Тем временем Николай ютится у костра в лесу, одинокий и несчастный. Он вспоминает веселые лица своей семьи, видит образы раненых и нераненых солдат, сражающихся, и отчаянно удивляется, зачем он здесь оказался.

Анализ

Толстой использует помолвку в Шенграбене как «крещение огнем» Николая, церемониальный обряд посвящения его в мир анонимности и смерти. Его счастливое детство — это мечта о прошлом, когда он отдается мрачному настоящему войны. Напротив, князь Андрей видит в войне основу для самоутверждения и мечтает, что его жизнь станет значимой, когда он станет героем. Дважды он разочаровывается в этих главах. Принося известие о победе Кутузова ко двору в Брюнне, воодушевление Болконского растворяется среди холодных ответов политиков, для которых война является орудием игры. Впервые он осознает разрыв между командирами и солдатами, которые ведут настоящие боевые действия.