Содержание
князь или воевода?. Российская история в лицах
1.1.2. Вещий Олег: князь или воевода?
Олег княжил 33 года: с 879 по 912 г. С его именем и происхождением связано много легенд, преданий. Он, являясь воеводой или родственником Рюрика, начал править как регент при его малолетнем сыне Игоре. Три года Олег оставался в Новгороде. Затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг. Сначала он занял Смоленск и посадил там «своего мужа», потом перешел в землю северян и здесь, в Любече, также «посадил мужа». Затем Олегу подчинились дулебы, тиверцы и хорваты на левобережье Днепра. В Киеве княжили Аскольд и Дир. По преданию, Олег хитростью выманил их из города и убил. Он не только распространил свою власть на Киев, один из крупнейших городов Восточной Европы того времени, но и сделал его официальной столицей складывавшегося Древнерусского государства. «Се буди мати градом русским», – передает слова Олега «Повесть временных лет».
Вещий Олег.
Он строил города, используя их для того, чтобы удерживать в своих руках покоренные народы и защищать их от нападений кочевников. Им была наложена дань на ильменских славян, кривичей и мерю. Новгородцы должны были платить по 300 гривен ежегодно на содержание дружины из варягов. Олег постоянно расширял пределы своих владений, покорял племена, жившие на восток и запад от Днепра. В 883 г. он покорил древлян, находившихся во вражде с полянами, и наложил на них дань по черной кунице с жилья. Северяне платили дань хазарам; Олег сказал северянам: «Я враг хазарам, а вовсе не вам», – и северяне, по-видимому, без сопротивления согласились платить дань ему. Радимичей Олег послал спросить: «Кому дань даете?» Те отвечали: «Хазарам». «Не давайте хазарам, а давайте мне», – велел сказать им Олег. Радимичи стали платить дань ему по два шеляга с рала, как раньше платили хазарам. Более длительное время потребовалось Олегу, чтобы покорить дулебов, хорватов, тиверцев, а также угличей.
В 907 г. Олег предпринял поход на греков, оставив в Киеве Игоря. Во главе громадного объединенного войска почти всех славянских племен: ильменских славян, чуди, кривичей, мери, полян, северян, древлян, радимичей, хорватов, дулебов и тиверцев, а также варягов – Олег совершил удачный поход на Царь-град (Константинополь). При приближении русских к Константинополю греки замкнули гавань и заперли город. Олег, войско которого двигалось на кораблях (по летописи, до 2000 судов), вышел на сушу и стал опустошать окрестности, разрушать здания и храмы, мучить, избивать и бросать в море жителей. Дальше летописный рассказ приобретает совершенно фантастический характер, плохо сообразуясь с законами физики. Олег якобы велел поставить лодки на колеса и при попутном ветре двинулся к городу. Греки испугались и просили не губить город. Они согласились заплатить дань, какую только Олег назначит. Свою мудрость Олег проявил и тогда, когда греки, решив отравить Олега (а они были большие мастера в изготовлении ядов), прислали ему кушанья и напитки. Он не принял их, и замысел коварных ромеев не удался.
Начались переговоры. Олег послал к императору послов Карла, Фарлофа, Велмуда, Рулава и Стемира. Переговоры были трудными, но результат был очень важным: Олег добился первого равноправного международного договора молодого Русского государства с мощной и влиятельной Византийской империей. Императоры Лев и Александр целовали крест (то есть давали присягу перед богом) при заключении этого договора. Предполагают, что именно в Византии за политическую мудрость и прозорливость Олега назвали «вещим» (мудрым), а затем и народ признал в нем выдающегося руководителя («волхва»), Олег возвратился в Киев с золотом, дорогими тканями, овощами, винами и всякими другими подарками.
В 911 г. Олег послал «своих мужей» в Константинополь утвердить договор, заключенный после похода. Договор установил, что при разборе дел о преступлении нужно основываться на точных показаниях; если кто поставит под сомнение достоверность показаний, то должен поклясться по обрядам своей веры, что оно ложно; за ложную клятву полагалась казнь. Текст именно этого международно-правового документа встречается в большинстве хрестоматий. «Если русскому или греку случится быть в какой-нибудь стране, где будут невольники из русских или греков, то он должен выкупить их и доставить в их страну, где ему будет выплачена выкупная сумма; военнопленные также возвращаются на родину, а взявший их в плен получает обыкновенную цену невольника. Русские могут добровольно поступать на службу к греческому императору. Если русские невольники будут приведены на продажу к грекам или наоборот, то они продаются по 20 золотых и отпускаются на родину». Нельзя не усмотреть в этих строчках проявления заботы правителя о своих подданных. Мудрый Олег пропустил через свои земли племена угров (венгров), которые под давлением печенегов из юго-восточных степей на территории Восточно-Европейской равнины переселились на территорию Молдавии, Бессарабии, Валахии.
Со смертью Олега связано в летописи известное сказание, послужившее мотивом для создания стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». По легенде он умер от укуса змеи. На Украине считают, что он похоронен в Киеве на горе Щековице. В Старой Ладоге также существует «Ольгова могила».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Вещий Олег
Вещий Олег
Князь Олег (скандинавский Хельг) во многом следовал политике Рюрика и присоединял к образовавшемуся государству все новые и новые земли. Олега можно назвать князем-градостроителем, ибо в присоединенных землях он, по словам летописца, сразу же «нача городы
Олег Вещий
Олег Вещий
Власть после Рюрика унаследовал Олег. Большинство летописей называет его родственником Рюрика, Воскресенская и некоторые другие летописи — племянником Рюрика, Иоакимовская — шурином Рюрика, «князем урманским», Новгородская первая летопись младшего извода
30.
ВЕЩИЙ ОЛЕГ
30. ВЕЩИЙ ОЛЕГ
В 879 г. бурная жизнь великого князя и кагана Руси Рюрика Годолюбовича подошла к концу. Он начинал ее несчастным сиротой и изгоем — завершал повелителем многих городов и земель от Финского залива до Муромских лесов. Командовал горсткой варягов на борту
Вещий Олег (879–912)
Вещий Олег (879–912)
Годы 879–912 киевские летописцы связывают с именем Олега. Спустя три года после кончины Рюрика, так и не попавшего южнее озера Ильмень и тем более Гнездова, в 882 г. Олег предпринял поход на юг, в земли Киевской Руси, издавна манившей варягов богатством.Олег
Олег Вещий
Олег Вещий
Под 879 годом в «Повести временных лет» сообщается: «Умерило Рюрикови, предасть княженье свое Олгови, от рода ему суща, въдав ему сын свой на руце Игоря, бе бо детеск вельми», — то есть (в переводе Д. С. Лихачева): «Умер Рюрик и, передав княжение свое Олегу — родичу
Вещий Олег
Вещий Олег
«Повесть временных лет» сообщает нам, что Рюрик умер в 879 году, оставив после себя сына Игоря. Летописный родственник Рюрика, ставший его преемником, носил имя Олег.Возможно, что это все же не имя, а титул. Проницательного князя могли называть мудрым, сведущим,
Олег Вещий — князь Киевской Руси Годы жизни? — 912 Годы правления 879–912
Олег Вещий — князь Киевской Руси
Годы жизни? — 912
Годы правления 879–912
После смерти Рюрика за малолетнего его сына Игоря стал править Олег, прославившийся умом и воинственностью. С большой дружиной он пошел вниз по Днепру, где взял Смоленск, Любеч. В 882 году Олег захватил
Князь Олег (Вещий Олег)
Князь Олег (Вещий Олег)
Строкой энциклопедии…
Князь Олег, прозванный также Олегом Вещим, — это легендарный правитель Руси конца IX — начала X вв. Безусловно, что прототипом летописного Олега являлась историческая личность, о которой, к сожалению, мало что достоверно
Олег Вещий
Олег Вещий
Под 879 годом в «Повести временных лет» сообщается: «Умершю Рюрикови, предасть княженье свое Олгови, от рода ему суща, въдав ему сын свой на руце Игоря, бе бо детеск вельми», — то есть (в переводе Д. С. Лихачева): «Умер Рюрик и, передав княжение свое Олегу — родичу
Глава 4. Вещий Олег
Глава 4. Вещий Олег
В русских летописях имеется две версии биографии Олега. Согласно традиционной, изложенной в «Повести временных лет», он был родичем (соплеменником) Рюрика. После смерти Рюрика в 879 году он стал княжить в Новгороде.«Умер Рюрик и, передав княжение свое
Олег Вещий — князь Киевской Руси Годы жизни? — 912 Годы правления 879–912
Олег Вещий — князь Киевской Руси
Годы жизни? — 912
Годы правления 879–912
После смерти Рюрика за малолетнего его сына Игоря стал править Олег, прославившийся умом и воинственностью. С большой дружиной он пошел вниз по Днепру, где взял Смоленск, Любеч. В 882 году Олег захватил
Вещий Олег
Вещий Олег
Как уже отмечалось, придание Олегу не свойственного ему изначально княжеского статуса (по мнению А. А. Шахматова, еще в «Начальном своде» тот фигурировал лишь как воевода Игоря), было связано с тем, что создателю «Повести временных лет» удалось найти и вставить
Глава 8. Вещий Олег
Глава 8. Вещий Олег
Говоря о походе Олега на Киев, нельзя обойти молчанием его оппонентов в споре за обладание «матерью городов русских» Аскольда и Дира. Мнение Карамзина и иже с ним, что Киев в то время был небольшим городком, не имевшим большого значения в жизни Руси,
ОЛЕГ ВЕЩИЙ
ОЛЕГ ВЕЩИЙ
(г. р. неизв. — ум. 912)[25]Древнерусский князь (879–912). С 879 г. княжил в Новгороде, приняв правление ввиду малолетства Рюрикова сына Игоря. Оставив Новгород, спустился водным путем с большой дружиной на юг, подчинил Смоленск, Любеч, а в 882 г. занял Киев. Хитростью
Олег Вещий — Википедия — Study in China 2023
Оле́г (Ве́щий Оле́г, др.-рус. Ольгъ[1], ум. 912) — правитель Новгородской земли с 879 года и князь Киевский с 882 года.
В Википедии есть статьи о других людях с именем Олег.
Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных славян.
В летописи «Повесть временных лет»[2] приводится его прозвище Вещий[3] (знающий будущее, предвидящий будущее[4], а также мудрый[5] или красноречивый[6]).
Содержание
Show / Hide
Происхождение Олега
Передача Рюриком перед смертью княжения своему родственнику Олегу и назначение его опекуном своего малолетнего сына Игоря. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век).
В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная (в «Повести временных лет») и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и «Повесть временных лет»), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.
Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика.
В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином — братом жены Рюрика, которую называет Ефандой[7]. Точное происхождение Олега в «Повести временных лет» не указывается. Предания, связанные с его личностью, сохранились также в полумифической скандинавской саге об Одде Орваре (Стреле), что свидетельствует о широкой известности князя в Скандинавии[8].
После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря[9]. Однако, по данным археологии, Новгорода в IX веке ещё не существовало[10].
Происхождение имени
Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Хельге[en][11], что означало изначально (на протошведском — *Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления»[12]. Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI—IX веками[13]. Историк-скандинавист Е. А. Мельникова выводит его от сканд. прилаг. helgi, heilagr — «священный», «сакральный»[14].
В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.
Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимаются попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими[15] или иранскими[16] формами. Некоторые исследователи также отмечают, что, учитывая факт написания «Повести временных лет» в XI веке христианскими монахами, прозвище «Вещий» не может считаться аутентичным[17]. Современные историки видят в нём христианские мотивы или даже христианскую пропаганду[18]. Так, в частности, российский историк и археолог В. Я. Петрухин считает, что прозвище «Вещий» и легенда о гибели князя Олега были внесены монахами в летопись с целью показать невозможность языческого предвидения будущего[19][20].
В дореволюционной и отчасти советской исторической литературе было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.
Вокняжение в Киеве
Тайное прибытие военной дружины Олега в Угорское под Киевом; провозглашение малолетнего Игоря наследником киевскою престола; убийство Аскольда и Дира по приказу Олега. Миниатюра Радзивилловской летописи
Согласно Повести временных лет, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей — взял города Смоленск и Любеч и посадил там своих мужей. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Притворившись «гостем подугорским»[21], Олег отправил к ним посла со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам». Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им: «Вы нєста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ · но азъ єсмь роду кнѧжѧ» («Вы не князья и не княжего роду, а я княжего роду») и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.
Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Ольгъ кнѧзь · а сє єсть Рюриковъ Игорь кнѧжичь»[22] — и тут же убил Аскольда и Дира.
Расположение Киева показалось Олегу достаточно удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Киевской Руси. Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «и ѹстави варѧгомъ дань даꙗти · Ѿ Но́ваго̀рода 300 гривенъ на лѣто · мира дѣлѧ єже до смерти Ꙗрославлѧ даꙗшє варѧгомъ». Под его властью оказался путь «из варяг в греки».
Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с — уличами и тиверцами имѣяше рать».
898 годом Повесть временных лет датирует появление под Киевом угров (венгров) в ходе их миграции на запад, фактически произошедшее несколькими годами ранее.
Поход на Византию
Основная статья: Русско-византийская война 907 года
В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом воинам Олега возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм:
И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу[23].
Русь во время правления Олега І
Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, он получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.
Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет упоминаний у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941[24]. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».
В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.
Осенью 912 года, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.
Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега
В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает не в 912, а в 922 году.
«Идѣ Ольгъ къ Новугороду · и отътуда въ Ладогу ⁙ Друзии жє сказаютъ · ꙗко идущє єму за морє · и уклюнѫ змиꙗ въ ногу · и съ того умрє · єсть могила єго въ Ладозѣ»
Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 года[25], где Олег именуется великим князем русским и заключает договор от своего имени, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).
Приблизительно после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди[26], флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Аррана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог или не захотел спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва была три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами[27].
Олег у останков своего любимого коня; смерть Олега от укуса змеи. Миниатюра Радзивилловской летописи
Имя русского предводителя в сообщении не названо и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».
С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который, по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского документа»), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на Константинополь. Византийцы сожгли греческим огнём суда русов и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хлгу, Хелгъ, Хелго[28]. Он именуется в документе правителем Русии, что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря — поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 года, а поход на Персию — с набегом русов в 944 году на богатый закавказский город Бердаа близ реки Куры. В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продлевается до середины 40-х годов X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.
Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром, имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: «Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом»[29].
Смерть
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление «звезды великой на западе копейным образом»[30]. По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».
Крещение княгини Ольги и смерть князя Олега от укуса змеи, Лицевой хронограф Фёдора III, XVII в.[31]
В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно укусившая князя.
Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде[32], который также был смертельно ужален на могиле любимого коня[33]. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями.Вот как погиб Орвар Одд спустя годы[34]:
И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни». После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд[35].
Сходные обстоятельства смерти приводятся в средневековой легенде о сэре Роберте де Шурланде (англ. Sir Robert de Shurland, умер в 1310 году)[36], который был лордом замка Шурланд на острове Шеппи (находившемся значительное время под влиянием викингов) и смотрителем пяти портов во времена Эдуарда I Английского. Колдунья напророчила сэру Роберту, что его любимый конь станет причиной его смерти, он выхватил меч и убил коня, чтобы пророчество не исполнилось. Труп лошади был оставлен на берегу. Спустя годы сэр Роберт прогуливаясь в тех местах вспомнил о старом пророчестве и пнул ногой череп коня, но осколок кости пробил сапог и вонзился в ногу. Рана загноилась, и старый рыцарь умер от заражения крови[37][38].
Польский исследователь Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком — поздняя летописная комбинация[39]. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей[40]. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега[41].
Предполагаемый могильный холм Олега недалеко от Старой Ладоги.
Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата 912 становится ещё более сомнительной[42]. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.
Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII веков, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.
Память
- В 2007 году был открыт памятник Олегу в Переяславе-Хмельницком, поскольку город впервые упомянут в 907 году в договоре Олега с Византией.
- Памятник Вещему Олегу и молодому Игорю в Любече.
- В сентябре 2015 года был открыт памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге (Россия).
- Памятник варяжским князьям Рюрику, Олегу и Игорю в Норрчёпинге (Швеция)
Образ в искусстве
В литературе
Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:
- Пушкин А. С. «Песнь о вещем Олеге» (1822)
- Рылеев К. Ф. Думы. Глава I. Олег Вещий (1825)[43]
- Полевой Н. С. «Пир Святослава Игоревича, князя киевского» (1835) — в жанре рассказ в рассказе.
- Высоцкий В. С. «Песня о вещем Олеге» (1967)[44]
- Васильев Б. Л. «Вещий Олег» (1996)
- Панус О. Ю. «Щиты на вратах», ISBN 978-5-9973-2744-6
- Никитин Ю. А. «Ингвар и Ольха» (1998)
В театре
- Львова А. Д. Драматическая панорама в 5 действиях и 14 картинах «Князь Олег Вещий» (премьера 16 сентября 1904 на сцене Народного Дома Николая II), музыка Н. И. Привалова с участием хора гусляров О. У. Смоленского[45].
В кино
Художественные:
- «Легенда о княгине Ольге» (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Олега Николай Олялин.
- Страницы Российской истории. Земля предков (1994; Россия) режиссер Александр Гурьев.
- «Завоевание[hu]» (1996; Венгрия), режиссёр Габор Кольтаи[hu], в роли Олега Ласло Хельей[hu].
- «Сага о викингах[da]» (2008; Дания, США) режиссёр Микаэль Моуяль, в роли Олега Саймон Брээджер (в детстве), Кен Ведсегор[en] (в молодости).
- «Викинги» (2013—2020), в сериале в роли Олега — российский актёр Данила Козловский.
- «Крещение Руси» (2018; Россия) — докудрама, режиссер Максим Беспалый. В роли Олега — Андрей Курилов.[источник не указан 665 дней]
- «Рюриковичи. История первой династии» (2019; Россия) — докудрама, режиссер Максим Беспалый. В роли Олега — Дмитрий Могучев.
- «Вещий Олег» (2021; Россия; в производстве), режиссер Клим Шипенко. В роли Олега — Владимир Яглыч.[источник не указан 665 дней]
Олег Правитель. «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом».
В. М. Васнецов. Тризна на могиле Вещего Олега (1899). По мотивам произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Поход Олега в Царьград. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
Примечания
- ↑ Олег // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986—1987.
- ↑ «Повесть временных лет» \\ «Древнерусская литература» в переводе Д. С. Лихачёва
- ↑ Олег // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- ↑ Вещий — происходит от слова «ведающий», родственные слова «вещун», «ведьма». См., напр., Вещий // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986—1987.
Словарь Даля — Вещий, кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, смотрок, предусмотрительный. - ↑ Большой толковый словарь русского языка С. А. Кузнецова — ВЕЩИЙ -ая, -ее. Книжн.: Умудрённый опытом; знающий; мудрый (как постоянный эпитет некоторых исторических лиц, литературных персонажей: Вещий Боян, Вещий Олег).
- ↑ Словарь Ушакова — ВЕЩА́ТЬ: Говорить торжественно, непререкаемо, внушительно (книжн. устар.).
- ↑ Татищев В. Н. История Российская. — Т. 1. — С. 113.
- ↑ Пчёлов Е. В. Рюриковичи. История династии. — С. 48—50.
- ↑ Фурсенко В. Олег Вещий // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- ↑ Мурашёва В. В. Эпоха формирования Древнерусского государства (IX—Х вв.) // Меч и златник: К 1150-летию зарождения Древнерусского государства: Каталог выставки. — М.: Кучкино поле, 2012. — С. 38.
- ↑ См. Олег // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986—1987., со ссылкой на В. Томсена.
- ↑ Per Vikstrand,Pre-Christian Sacral Personal Names in Scandinavia during the Proto-Scandinavian Period. Proceedings of the 23rd International Congress of Onomastic SciencesAugust 17—22, 2008, York University, Toronto, Canada
- ↑ См. список в статье Хельге[en]
- ↑ Мельникова Е. А. Олег // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия. — М., 2017. — С. 571.
- ↑ Кузьмин А. Г. Об этнической природе варягов со ссылкой на древнеболгарскую надпись[bg]904 года, в которой употребляется титул византийского императора «олгу таркан», где олгу означает великий.
- ↑ Галкина Е. С. Тайны Русского каганата. Архивная копия от 10 марта 2013 на Wayback Machine — М.: «Вече», 2002. — С. 365. Халегу — иран. «творец», «создатель».
- ↑ Мельникова Е. А. Ольгъ/Олег Вещий. К истории имени и прозвища первого русского князя. // Ad fontem: У источника// Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. — Москва: Наука, 2005. — С. 138. — 494 с.
- ↑ Данилевский И. Н. Повесть временных лет: герменевтические основы изучения летописных текстов (с. 151) — М., 2004.
- ↑ Рагнарёк Лекция В. Я. Петрухина на портале ПостНаука
- ↑ Петрухин В. Я. К дохристианским истокам древнерусского княжеского культа. // Политропон. Сб. ст. к 70-летию В. Г. Топорова. — М., 1998. — С. 886.
- ↑ Филевич И. П. Угорская Русь и связанные с нею вопросы и задачи русской исторической науки. — Варшава: Тип. Варшав. Учеб. Округа, 1894. — 42 с
- ↑ Лурье Я. С. История России в летописании.
- ↑ «Повесть временных лет». Год 907.
- ↑ Походы 860 и 941 гг. отражены также и в западноевропейских источниках. Литературные параллели с походом Вещего Олега в 907 году можно найти только в датских легендах, записанных Саксоном Грамматиком в XII веке: легендарный викинг середины IX века Рагнар Лодброк в сражении против жителей Геллеспонта поставил бронзовых коней (поэтический образ корабля викингов) на колёса и направил их на врагов.
- ↑ Повесть временных лет. В год 6420.
- ↑ Аль-Масуди так указывает дату набега: «и год известен; это было после 300 (хиджры), только от меня ускользнуло определение года.» На основании рассказа историки определяют дату 913—914.
- ↑ См. Каспийские походы русов. Поход 913/914.
- ↑ Перевод Кембриджского документа
- ↑ Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. — М., 2000. — С. 472.
- ↑ Шайкин А. А. «Сица знаменья не на добро» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2002. № 3 (9). — С. 107.
- ↑ Ф.272 №434. Хронограф русский второй редакции (169 глав) с дополнительными статьями. Лицевой – Отдел рукописей РГБ (неопр.). lib-fond.ru. Дата обращения: 31 марта 2022.
- ↑ Одд, сын Грима с острова Рамстад. Родители назвали его Хрольв; приёмный отец — Одд.
- ↑ Коня, согласно саге, звали Факси («Грива»).
- ↑ Вариант саги:
Бродя и вспоминая, оказался он на том месте, где был похоронен конь его. Протекавший ручей подмыл берег, и кости коня оказались видны. Увидав череп, Одд сказал: «Не моего ли коня Факси этот череп?» — и с силой ударил по черепу копьём. Череп отлетел прочь, а из-под него метнулась потревоженная змея и укусила Одда чуть выше щиколотки…
«Древняя Русь в свете зарубежных источников». — М., 1999.
- ↑ Отрывок из саги про Орвара Одда
- ↑ Patrick Ridgway KNIGHT. KNIGHTs from Continental Europe to England/Ireland, to Philadelphia (PA), to France (неопр.). knight-france.com. Дата обращения: 9 августа 2018.
- ↑ Надгробие сэра Роберта де Шурланда (Sir Robert de Shurland) (неопр.). www.tgorod.ru. Дата обращения: 9 августа 2018.
- ↑ Эварт Окшотт. Рыцарь и его конь // Рыцарь и его замок. Средневековые крепости и осадные сооружения. — М.: Центрполиграф, 2007. — С. 64—65.
- ↑ Ловмяньский X. Русь и норманны. — М., 1985. — c. 135—140.
- ↑ Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. — Л., 1985. — С. 245.
- ↑ «Ярославу сущу в новѣгородѣ и оурокомъ дающю . ҂в҃ . гривенъ . ѿ года до года . кыєву . а тысѧщю новѣгородѣ гривенъ раздаваху . и тако даху вси посадницѣ новьгородьстии»; «и оустави варѧгом̑ дань даӕти . ѿ новагорода . т҃ . гривенъ на лѣт . мира дѣлѧ єже до см҃рти Ярославлѧ даӕше варѧгом». См. Полное собрание русских летописей. — Москва, 1962. — Т. 2: Ипатьевская летопись. — Стб. 17, 114—115.
- ↑ О приёмах вычисления летописцами дат событий русской истории IX—X вв. см. статьи В. Г. Лушина «Некоторые особенности хронологической сегментации ранних известий Повести временных лет», «Симметричность летописных дат IX — начала XI вв.» и «882 — 862—852» в сборнике «Историко-археологические записки». [Кн.] I. 2009. — С. 22—44.
- ↑ Рылеев Кондратий Федорович. Думы
- ↑ Владимир Высоцкий. 1967 год
- ↑ Акулович В. И., Брунцев В. А. Гусли в музыкальной культуре России конца XIX — начала XX века: Николай Иванович Привалов и Осип Устинович Смоленский // в сборнике Труды Санкт-Петербургского Государственного Института Культуры. Том 207. Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России.— С. 131, 143.
Литература
- Мельникова Е. А. Олег // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия / Под ред. Е. А. Мельниковой, В. Я. Петрухина. — 2-е изд. — М.: Ладомир, 2017. — С. 571—573.
- Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 479 с. — ISBN 5-224-03160-5.
- Татищев В. Н. Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т. 1. История Российская. Часть 1: — Репринт с изд. 1963, 1964 гг.. — М.: Ладомир, 1994. — 500 с.
- Спицын Е. Ю. История России: Полный курс истории России. — М.: Концептуал, 2019. — 438 с.
Ссылки
- Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. — 659 с. // «Ізборник». Історія України IX—XVIII.
- Полное собраніе русскихъ лѣтописей.