Содержание
Языческий князь Киевской Руси Святослав Игоревич. Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни]
Языческий князь Киевской Руси Святослав Игоревич
Святослав Игоревич (942–972), великий князь Киевской Руси, стал править сразу после гибели своего отца в 945 году, то есть с трёх лет. В полную силу же он вошёл в середине 60-х годов.
Христианская вера была ему чужда, как воину, воспитанному в варяжской дружине воеводой Свенельдом. И он, обретя настоящую власть и будучи ревнителем старой веры, разрушил церковь Святого Николая, возведённую ещё самим Аскольдом, однако потом она была восстановлена.
Святослав решил расширить границы Киевской Руси на востоке, ходил на Оку и Волгу, воевал также в Болгарии, а столицу хотел перенести на берега Дуная, в град, названный им Киевец, дабы быть подальше от Киева на Днепре, где уже крещёное боярство опиралось на византийцев и хазар.
В те годы Святослав собрал вокруг себя много храбрых русичей, призвал и наемников варягов.
Святослав никогда не нападал тайно, не нарушал заключённые договоры. Перед походом он предупреждал врага словами: «Хочу идти на вы».
В 964 году Святослав повёл рать из 50 тысяч русичей и 20 тысяч варягов (согласно Булгарской летописи) в земли вятичей и кривичей, что были частью под булгарами, а частью под хазарами.
И первым освободил древний русский город Ростов. Наместник тех земель Гусман не оказал сопротивления (очевидно, потому что ростовчане, русичи и меряне, просто открыли врата войску Святослава). Гусману ничего не оставалось, как бежать в Булгар, где на Оке к нему присоединился и воевода Саин с остатками булгарской рати.
Кстати, и сами булгары не воспринимали Святослава захватчиком. Тем более что под его властью уже была Болгария на Дунае, он был ведь и болгарским царём. А болгары и булгаре по сути были одним народом, только одних (на Дунае) христианизировали византийцы, а другие (на Волге) с 900 года подвергались исламизации. Да и от русичей они отличались по большей части лишь верой. Они, как народ, смешанный из славян и тюрок, всегда свободно говорили и на древнерусском.
И тут нужно понимать главное: Святослав не только восстанавливал старые пределы Руси-Русколани, но также и древнюю ведическую веру, общую для русичей и булгар. Не потому ли и многие булгары, недовольные исламизацией, стали переходить тогда под стяги Святослава?
Один из булгарских воевод, Хаддад, присягнул тогда Святославу и привёл под его знамёна своё войско. Затем он взял город Муром, древнюю столицу финно-угорского племени мурома, как утверждает булгарская летопись «для вятичей». Вятичей в сем городе было уже много больше, чем муромы. Желая отличиться и доказать верность Святославу, Хаддад устроил резню в сём городе, по преимуществу уже вятичском.
Великий князь Руси Святослав. Рис. XIX в.
Сие потом аукнулось и самому Святославу, ибо действовал тот от его имени. Вятичи, только что отошедшие под руку Святослава, повсюду подняли восстание. И князь потом едва усмирил страсти, направив свою рать уже против Хаддада и сына его Алып-бея, севшего наместником в Муроме и даже объявившего себя в гордыне непомерной «Великим князем Руси». Алып-бей в страхе перед Святославом даже заявил, что будто бы он вырезал Муроме не вятичей, а варягов (тамошние вятичи были и в самом деле потомками варягов-готов, взявших в жёны местных женщин). Но это Алыпу не помогло. Святослав выбил его оттуда и установил в Муроме русскую власть.
Тогда же варяги и русы Святослава без боя взяли и Галич Мерьский, откуда, только завидев передовые отряды варягов, «бежал в панике вместе со всей своей свитой» булгарский наместник Мухаммед, «а оставленные ими на огне котлы достались русам, и они с удовольствием закусили с дороги».
Видя, что рати Святослава уже не остановить, булгарский эмир Талиб решил пойти на переговоры. Бежавших от русичей воевод он отправил обратно с предложением Святославу о мире и союзе для совместного завоевания Хазарии в обмен на все те земли, которые тот уже отобрал у Булгара и присоединил к Киеву, то есть в обмен на Ростов, Муром и западную часть Московии. Замечу, Москва уже в то время была значительным поселением из семи крепостей на Москве-реке и она тоже отошла в 964 году крепнувшей Киевской Руси.
Переговоры между Святославом и Талибом состоялись на волжском острове Пчелиный и союз был заключён. Торг шёл относительно дани с Ростова (её предлагалось теперь выплачивать Святославу), а также о том, как делить земли Хазарии – этот вопрос был отложен на время после её разгрома.
В Булгарии этот союз приветствовали далеко не все. Так беллакский хан Булат (правивший близ современного Саратова) пошёл на тайный сговор с Хаддадом и Алып-беем, опасаясь, что раздел Хазарии между Булгаром и Русью урежет его власть. Но Талиб пообещал ему всю близлежащую территорию Хазарии за исключением Саркела.
Да и делиться со Святославом хазарской добычей Талиб вовсе не собирался: «Хазария – не болотные кочки Московии, Ростова и Мурома. Взятие Хазарии сделает Булгар самой могучей державой, ибо поставит под нашу власть все пути из стран неверных в страны Востока. И делиться этим могуществом с кем-либо было бы настоящим безумием», – так сказал Талиб своему воеводе Кукче перед войной с Хазарией.
Для усиления войска Талиб заключил союз с туркменами, которые первыми ударили по Хазарии и осадили Итиль. Опережая Святослава (тот собирал рати в Киеве), туркмены явились в Саркеле и объявили о предстоящем походе Святослава, расписав жестокости якобы творимые русами в Муроме (резню же там устроил Хаддад, а не Святослав). Талиб пообещал защиту, если те покинут Хазарию. Калмыки тут же со своими кибитками двинулись в Булгарию, ослабив тем Саркел.
Хазарский воевода Кубара бросился наперерез калмыкам, но булгарский воевода Кукча сему помешал. Только после ухода калмыков хазарскому хану Кубаре открыли дорогу и тот занял Саркел.
Зная, что Саркел является главным препятствием Святославу на пути к Итилю, Кубара укрепил его сильным гарнизоном и решил во что бы то ни стало удержать.
И вот летом 965 года князь Святослав начал поход против Хазарии. Он собрал великое войско из язычников русичей и варягов – воинственных почитателей Перуна и Перкунаса.
К той многотысячной рати, что была у него прежде при походе на Булгарию, он присоединил ещё и рать галичан. Тогда же Святослав обезопасил Русь с юга, заключив мир с Византией. И в уплату сего мира он призвал на русскую службу также отряды византийских наёмников и их военных инженеров со стенобитной техникой.
К Святославу присоединился и флот причерноморских городов (крымские готы и греки). Все они, помня о хазарских притеснениях и, главное, иудейской угрозе их вере (да и торговле), стали союзниками Святослава. Так христиане объединились с язычниками (православные и ведославными) против иудеев-хазар. Это была грозная сила (около 50 000 ратников, флот), которая и повернула в те годы колесо мировой истории.
Святослав атаковал Саркел, проплыв к нему из Киева по Днепру, Славянскому морю (Понту) и Дону. Византийские орудия при штурме Саркела пробили стены в трёх местах, и тогда варяги, крымские готы и галичане ворвались в город и вырезали в крепости всех бывших там хазар.
Поклонение киевлян Перуну. Рис. XIX в.
И это, между прочим, было решающим, главным столкновением ратей Святослава с хазарами в эту компанию. Оно завершилось блистательной и очевидной победой русов над Хазарским каганатом. Хотя каганат был всё ещё грозен и обладал сильным войском, имевшим численное превосходство над русами, но оно уже уступало силам всех ополчившихся тогда против хазар соседей.
После победы Святослав повелел своим послам передать в Булгарию, что завоюет Хазарию и сам, и Талибу ничего не оставалось, как пообещать не препятствовать сему.
Кубара, придя в ужас при вести о падении Саркела, бросил туда все свои рати и осадил город. И надо полагать те силы были более многочисленными чем рати Святослава (т. е. около 100 000 осаждающих!). Но русы и варяги укрепились и не позволили хазарам вернуть крепость, отбив все атаки.
А в это время булгары и туркмены подошли и осадили столицу Хазарии Итиль, оставшуюся без защиты. Булгары здесь так же как и в Саркеле призвали итильцев-мусульман спасаться от язычника Святослава в Булгаре. И те, не дожидаясь прихода русской рати, покинули город под охраной курысбая.
Оставшийся в Итиле хан Узбек (номинально тогда у Итиле после многих переворотов правил мусульманин), а также связанные с ним хазары и туркмены, не решились помешать переселению и в ужасе перед Кукчей заперлись в цитадели города.
Кубаре так и не удалось отбить Саркел. И в это время к Саркелу подошли донские славяне (казаки) и с их помощью Святослав вынудил Кубару отступить к волоку, по которому перевозили суда с Дона на Волгу.
В это время внезапно печенеги напали на опустевший Саркел и взяли его.
Сие вынудило Святослава отложить поход на Итиль, вернуться и вновь брать сей город. После вторичного взятия Саркела Святослав зазимовал там, и его войско снабжалось всю зиму византийцами из Тмутаракани.
Следующим летом, в 966 году, Святослав двинулся с 50-тысячной ратью из Саркела в Итиль.
Сметя хазарские заставы, он прорвался к городу, и тут выяснил, что хазары Кубары вместе с ханом Узбеком покинули его, уплыли на кораблях в Хорасан через Каспий и Мангышлак.
И, как утверждает далее Булгарская летопись, эти хазары потом обосновались в Бухаре, «от них пошли так называемые бухарские яхуды-иудеи, которые вскоре стали процветать и на новом месте и наладили самые тесные торговые связи с булгарскими хазарами-мусульманами».
Святослав обнаружил в Итиле только немногочисленный хазарский гарнизон. Войско, не найдя в городе никакой добычи и запасов, в ярости перебило всех оставшихся там хазар-иудеев.
Затем Святослав направил жаждущих битв воинов на печенегов, решив отомстить им за нападение на Саркел. Он направил 20-тысячную рать на Самандар, а ещё 30 тысяч – на хазарских печенегов. Самандар был разрушен до основания, после чего рати Святослава двинулись в обратный путь пешими и при помощи сакланов-славян и казаков разгромили ещё шесть печенежских городов.
После этого по всей степи от Киева до Дона и Итиля стали господствовать саклане-донцы, казаки и ростовцы. Святослав заключил с казаками союз и передал им отнятые у печенегов и хазар города. Тогда же уцелевшие после побоища печенежские торговцы и мастера бежали в Булгар, а оставшиеся занялись скотоводством.
Сакланы (донские славяне), казаки и ростовцы были очень довольны сими приобретениями, но их ещё не раз приходилось отстаивать в битвах.
Когда 50-тысячное войско Святослава ушло, в Мухтасаре (столице хазарской Буртасии) подняли восстание буртасы, которые намеревались также вступить в союз с отрядами вятичей, всё ещё воюющиими против Святослава и Булгарии, и мстящих за резню в Муроме.
Походы Святослава на булгар и хазар. Из Радзивилловской летописи
Но соединиться восставшим не удалось, все они были разгромлены казаками и русами.
Вятичей тогда пришлось снова усмирять, ибо Муром снова взяли булгары и вновь там устроили резню, как объяснил потом Талиб Святославу за то, что тот не уплатил ему обещанной «ростовской дани». Святослав же оправдывался перед послами тем, что он надеялся расплатиться хазарской добычей, но та ушла на кораблях из Итиля в Хорасдан.
Святослав, видя ненадежность власти русов в Болгарии на Дунае (там язычники вновь столкнулись с христианами), и не желая войны «на два поля» одновременно ещё и с Булгаром на Волге, решил занять золота у Византии в обмен на военные услуги и мир с империей. Тем золотом он и расплатился с Булгаром. И так Муром и вся Московия вновь и отныне навеки отошли русичам, т. е. тогда – Киевской Руси.
Вот так в боях и с помощью дипломатии Святослав и создавал Великую Русь, возрождённую Русколань: от Волги до Дуная.
В том же 966 году, Святослав повёл русичей в земли болгар, стремясь и там укрепить древнюю ведическую веру.
Византийская империя, видя разгром Хазарии, решила столкнуть болгар и русов, опираясь на «византийскую партию» при дворе болгарского царя Бориса, а самой остаться в стороне, откупившись от Святослава.
Битвы с мятежными болгарами, коих поддерживали и подкупали византийцы, шли на Дунае, под Доростолом, Переяславцем, и были они тяжёлые и кровопролитные. Болгары тогда выступали на стороне Византии, ибо та обещала им независимость. Но, как водится в большой политике, впоследствии обещания так и остались обещаниями.
«Братья и дружина! Умрём, но умрём с твёрдостию и мужеством!» – обратился тогда Святослав к дружине. И храбрость русов привела к победе. Святослав взял приступом Переяславец.
В то же самое время печенеги, мстя за разгром своих городов и подкупленные византийцами, пришли к Киеву и окружили его. Княгиня Ольга с внуками укрылась за городскими стенами, послав к сыну в Болгарию гонца. Святослав с конницей поспешил на Русь и отогнал печенегов прочь.
И тут, наконец, княгиня Ольга поняла вполне, что под маской христианского благочестия византийцы скрывают намерения, враждебные Руси.
И тогда она разорвала мирные договоры с Византией, и объявила христианскую веру вне закона. По свидетельству скандинавских саг, Ольга, «мать конунга Вальдемара из Гардарики», вернулась к вере предков и почиталась пророчицей и «духом фитона», то есть языческой пророчицей, отойдя от иных дел, в весьма уже преклонном в ту пору возрасте.
Возможно, дату её отказа от греческой веры, 969 год, Русская православная церковь и почитает датой её смерти. В самом деле, несмотря на свою «смерть», княгиня Ольга в русских летописях появляется и позднее этой даты.
А после кончины (либо возвращения к вере предков) княгини Ольги её сын Святослав снова отправился на Дунай, где восставшие болгары изгнали его дружину из Переяславца.
Кончина Святослава. Рис. XIX в.
«Не любо мне в Киеве сидеть, хочу жить в Переяславце, там середина земли моей», – рёк тогда Святослав и вновь захватил город.
Новый император Византии Цимисхий был испуган явлением грозного союза языческих царств болгар и русов по соседству и готовился к войне.
Рать Святослава, даже вместе с союзниками болгарами и венграми, числом была много меньше войск Византии, но благодаря мужеству русичи всегда побеждали.
Тогда же в одной из битв Святослав произнёс знаменитые слова: «Да не посрамим земли русской, но ляжем костьми, ибо мёртвые сраму не имут».
Затем, после неудачной для союзников русов и болгар битвой при Аркадиополе, Святослав остался один с малой дружиной против всей армии империи. И несмотря на это русская рать как нож рассекла противника и дошла до стен Царьграда.
Там Святослав пошёл на заключение мира с Цимисхием, оставшись непобеждённым, но малыми силами уже не имея возможности взять стены столицы. Согласно договору, русские должны были оставить Балканы и не нападать на греческие города в Крыму. Византия обязывалась выплачивать киевским князьям дань и быть союзницей Руси.
Существует легенда, что Святослав остался равнодушен к богатым дарам византийцев, но принял меч и доспехи.
Встреча Святослава и Цимисхия произошла на Дунае. Цимисхий, окружённый великолепной свитой, был поражён простой одеждой грозного князя, который сидел в лодке с веслом, как и остальные его дружинники.
Святослав захватывает Доростол (Дрестер). Миниатюра из Хроники Манасии. XIV в.
«Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды приближённых только чистотой». (Впрочем, полагаю, что это описание не совсем достоверно, ибо оно весьма напоминает описание внешности вождя гуннов Аттилы, не оттуда ли оно взято византийским летописцем, который лично не видел Святослава?)
Мир всё же был заключён, однако после сего византийский посол архиерей Феофил предупредил болгар и печенегов о том, что Святослав, не подозревая о предательстве, возвращается в Киев с малой дружиной.
И тогда печенеги во главе с князем Курей напали на Святослава у днепровских порогов и убили его. Это была измена болгарского боярства, принявшего крещение.
И так маски были сброшены, противостояние византийского христианства и древней веры славян, ведославия и арианства (т. е., в современном толковании, – язычества), подошло к решающей черте.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
36. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ
36. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ
Юному Святославу мать выделила собственный удел — Новгород. Здесь он рос, под руководством боярина Асмуда учился быть правителем, постигал военную науку. Из таких же молодых людей, как князь, формировалась его дружина. Для воспитания
30. КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ В МАЛОЙ РУСИ СВЯТОСЛАВ III, СЫН ВСЕВОЛОДА II
30. КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ В МАЛОЙ РУСИ СВЯТОСЛАВ III, СЫН ВСЕВОЛОДА II
Святослав Всеволодич, получив сие от киевлян весьма приятное посольство, въехал в Киев июля 20-го дня и послал брата своего и сынов к Белгороду, чтоб Романа принудить в Смоленск возвратиться. Но оные, пойдя и не могши
СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ
СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ
(ок. 942 — 972)
Древнерусский полководец. Великий князь киевский.
Одна из самых прославленных в истории Древней Руси личностей — князь Святослав был истинным героем славянского мира. То есть тем князем, который не знал в битве для себя иного места, как
Святослав Игоревич († 972)
Святослав Игоревич († 972)
В 964 г. Святославу исполнилось двадцать два года. Князь возмужал, и на сцену мировой истории вырвалась та сила, которая была призвана утвердить восточнославянское государство как мощнейшую державу. Недаром летописец посвятил юному Святославу
Святослав Игоревич ― Святослав Игоревич
Святослав Игоревич ? Святослав Игоревич
1176
Рождение Святослава
942
Рождение Святослава
234
1206
Святослав становится князем Владимиро–Волынским
945
Святослав становится князем Киевским
261
1210
Святослав становится князем Перемышльским
967
Святослав становится князем
Святослав Игоревич
Святослав Игоревич
В год рождения Святослава (942 год) Игорю не могло быть намного меньше 70 лет, так как во время похода Олега в Киев (879 год) он не мог быть старше 10–12 лет, иначе бы тогда поход возглавлял не Олег, а сын Рюрика, Игорь. Если принять расчеты В.Н. Татищева, то
КНЯЗЬ-ВИТЯЗЬ СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ, СЫН ОЛЬГИ
КНЯЗЬ-ВИТЯЗЬ СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ, СЫН ОЛЬГИ
Точных данных о годе рождения великого воителя земли Русской Святослава Игоревича нет. Летописные источники не сохранили для нас эту дату. Хотя некоторые исследователи считают годом рождения великого князя Киевского
Олег Вещий — князь Киевской Руси Годы жизни? — 912 Годы правления 879–912
Олег Вещий — князь Киевской Руси
Годы жизни? — 912
Годы правления 879–912
После смерти Рюрика за малолетнего его сына Игоря стал править Олег, прославившийся умом и воинственностью. С большой дружиной он пошел вниз по Днепру, где взял Смоленск, Любеч. В 882 году Олег захватил
Святослав Игоревич — Великий князь Киевский Годы жизни 942–972 Годы правления 966–972
Святослав Игоревич — Великий князь Киевский
Годы жизни 942–972
Годы правления 966–972
Сын Игоря и Ольги — князь Святослав — с ранних лет закалил себя в походах и войнах. Он отличался суровым характером, честностью и прямотой. Святослав был необычайно выносливый в походах и
Глава 7. Святослав Игоревич
Глава 7. Святослав Игоревич
Святослав Игоревич – великий князь Киевский, сын княгини Ольги и князя Игоря Святославовича.В 945 году после смерти отца Святослав в раннем возрасте остается с матерью Ольгой и приближенными воспитателями Асмудом и Свенельдом.Святослав рос
Святослав Игоревич (942–972)
Святослав Игоревич
(942–972)
Святослав был и остается любимым героем русской и мировой истории, идеалом воина и правителя.Тридцать три года княжил в Киеве Игорь Рюрикович после смерти в 912 году воспитателя своего Вещего Олега. С трудом преодолевал Игорь опасности,
173. СВЯТОСЛАВ I ИГОРЕВИЧ, великий князь киевский и всей Руси
173. СВЯТОСЛАВ I ИГОРЕВИЧ, великий князь киевский и всей Руси
Родился около 933 г. в Киеве от брака Игоря I Рюриковича, великого князя киевского и всей Руси, с св. Ольгой (Еленой), взятой замуж из г. Пскова.Впервые был в бою против древлян в 946 г.; принял от матери правление около
Олег Вещий — князь Киевской Руси Годы жизни? — 912 Годы правления 879–912
Олег Вещий — князь Киевской Руси
Годы жизни? — 912
Годы правления 879–912
После смерти Рюрика за малолетнего его сына Игоря стал править Олег, прославившийся умом и воинственностью. С большой дружиной он пошел вниз по Днепру, где взял Смоленск, Любеч. В 882 году Олег захватил
Святослав Игоревич — Великий князь Киевский Годы жизни 942–972 Годы правления 966–972
Святослав Игоревич — Великий князь Киевский
Годы жизни 942–972
Годы правления 966–972
Сын Игоря и Ольги — князь Святослав — с ранних лет закалил себя в походах и войнах. Он отличался суровым характером, честностью и прямотой. Святослав был необычайно выносливый в походах и
СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ
СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ
(г. р. неизв. — ум. 972)[30]Князь киевский (945–972). Сын Игоря и Ольги, выдающийся полководец. Святослав уже носил славянское имя, но как ни убеждала его мать креститься, отказывался: «Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною», —
Значение «золотого слова» Святослава (По «Слову о полку Игореве») (Слово о полку Игореве Другой автор)
Речь Великого Святослава
В то время Киевскому князю Святославу снится сон, который оказывается вещим. Таким образом ему становится известно о проигранной битве князей. Святослав печалится, говорит своё знаменитое слово. Упрекает князей Всеволода и Игоря за их чрезмерную самодеятельность. Его обращение «смешано со слезами», великий правитель упоминает Всеволода и Игоря Святославовичей, он тоскует и грустит, как и Ярославна.
Главная идея обращения
В Киеве (на горах) князь Святослав стоит недвижим, его слово отсылается ко всем русским княжествам. Он расположен на одном месте, в столице Руси, а всё вокруг находится в оживлении. Святослав господствует среди русских князей, он формирует им правильное восприятие положения вещей в родном отечестве.
В исторической летописи и в «Слове…» есть «золотое слово», произнесённое Великим князем Святославом Всеволодовичем после вести о неудачном походе князя Игоря. «Слово» Киевского правителя передано в литературном произведении сходно с его оригинальной речью.
Святослав выражает недовольство из-за безрассудного поступка юного русского князя. Не остаётся сомнений, слово правителя — не вымысел, а действительный неоспоримый факт. И в летописи, и в «Слове о полку Игореве» в речи Святослава присутствует плач Великого Киевского князя. Он тяжело вздыхает, утирает свои слёзы, сильно печалится о судьбе Отечества.
Речь князя Святослава во многом сходна с мыслями автора литературного произведения, иногда до совершенной неразличимости. В «золотом слове» есть упрёк князя Игоря и его брата за их слепое стремление к собственной славе. Эти «медные трубы» противоречат благочестию. Они предали родное государство: «Нъ нечестно одолъсте, нечестно бо кровь поганую пролиясте».
Поэма «Слово о полку Игореве» была написана в 1185 году. Знаменитый исторический труд о походе на половцов. Представляет собой по содержанию древнерусскую летопись.
Сюжетная линия:
- вступление;
- Игорь отправляется на половцев;
- золотое слово Святослава;
- речь к князьям;
- плач Ярославы;
- Игорь бежит из плена.
«Золотое слово» в произведении играет одну из главных ролей и занимает центральное место в сюжете. Особо значимо тем, что в нём звучит обращение ко всем князьям Русского государства. Роль речи Святослава — это выражение политических взглядов Олеговичей, желающих объединить русские княжества против половчан. Также, в свою очередь, золотое слово Святослава — это способ выражения авторской позиции по отношению к неудачному походу русичей.
Личность Киевского князя
Получили известие о разгроме Игоря и его войска, тогда Великий Святослав изронил «золотое слово», которое смешано с болью и слезами. Этой речи вторит горький плач Ярославны и взывание девушки к стихиям природы: ветер, река, солнце.
В художественном сочинении о походе на половцев предметы, принадлежащие князьям, определяются, как «золотые», то есть принадлежащие великому русскому правителю.
«Золотые» вещи знатных персон в Древней Руси:
- стремя;
- престол;
- меч;
- шлем.
Разумеется, у знати имелись в обиходе дорогостоящие вещицы, но необходимо понимать и другое — смысл особого ритуала во взаимосвязи понятий «князь» и «золото» как соотношение «его светлости» и «драгоценности». Слово великого правителя Русского государства также «золотое».
Произведение о походе Игореве — это важный литературный труд для славянского народа. Текст тревожит светлые умы и приковывает внимание литературных и исторических исследователей. По своему содержанию представляет собой своеобразную энциклопедию времён Древней Руси. Именно здесь можно изучить смену язычества христианской верой, обозначить развитие образов правителей Русского государства, рассмотреть тему социальных ролей, разобрать географические границы российской страны древнего периода, изучить особенности сражений, обмундирование персонажей.
Эта литература помогает исследовать стихотворные принципы времён Киевской Руси, помогает познакомиться с разными категориями в социуме, с их прямым предназначением и признаками в обществе.
«Опорный» эпизод художественного произведения — речь Киевского князя. Святослав Всеволодович — это реальная историческая личность. Он правил в Российском государстве с 1140 по 1194 год. Отметился в истории как правитель, предотвративший междоусобные войны и урегулировавший взаимоотношения среди русских княжеств. Итоги его политической деятельности положительны, хотя не решают всех трудностей того времени, но весьма заметны для Отечества.
Для русского народа Святослав был талантливым и деятельным правителем. Конечно же, в произведении его образ был подвержен переработке и художественному преображению, которые опоэтизировали характер для большего акцента на целях эпического литературного труда.
Значение «золотого слова» Святослава (По «Слову о полку Игореве»)
Значение «золотого слова» Святослава (По «Слову о полку Игореве»)
1. Образ мудрого правителя — великого князя киевского Святослава.
2. Вещий сон Святослава как предчувствие надвигающейся беды.
3. Идейное содержание «золотого слова».
«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы, богатый своей идейной духовностью и патриотическим пафосом. Это произведение исключительно содержательное. Читая его вновь и вновь, мы всегда находим в нем новые, не замеченные нами прежде глубины содержания. Высокая идейность «Слова», близость и понимание народной жизни, отточенное мастерство, которое заметно даже в мельчайших деталях текста, — эти стороны древнего памятника обеспечили ему одно из первых мест в ряду великих произведений мировой литературы.
Основная идея «Слова» — страстный призыв князей русских к единству. Это главная задача, которую поставил перед собой автор. Идея единения реализуется во всей художественной структуре произведения. Особенно четко она прослеживается в «золотом слове» Святослава.
Святослав Всеволодович — убеленный «серебряными сединами» великий князь киевский. От природы он был наделен здравым умом, терпением и осторожностью — качествами, не лишними для мудрого политика. Незадолго до похода Игорева, который подробно описан в «Слове», Святослав созвал великих князей русских с дружинами и общими силами сумел одолеть половцев, разорявших родную землю. Он нанес сокрушительное поражение главному на то время врагу Древней Руси. Автор «Слова о полку Игореве» восхищается победой Святослава Всеволодовича над половцами, славит ее.
С большим чувством Святослав в своем «золотом слове» призывает князей встать стеной «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!» По мнению Святослава, князьям не следует держать в себе обиды и корыстные цели. Им нужно забыть о распрях, прекратить усобицы. В первую очередь князья должны думать о земле Русской, чтобы не дать разорить «поганым» «своего гнезда», «вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами».
Автор поэтизирует Святослава. В его образе поэт пытается воплотить идеал мудрого и могучего правителя. Не случайно именно Святослав видит вещий сон, который предрекает надвигающуюся беду. Когда Игорь еще не чувствует опасности, нависшей над ним, и наслаждается временной победой над половцами, киевскому князю снится сон, который предсказывает поражение русских.
Это предзнаменование наполняет сердце киевского князя печалью: «В эту ночь с вечера одевали меня черным покрывалом на кровати моей тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали мне из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня. А доски без матицы в моем тереме златоверхом! Всю ночь с вечера вещие вороны каркали у Плеснеска на лугу, были они из Ущелья слез Кисанского и понеслись к синему морю». Объяснение сна оказалось зловещим: «…вот два сокола слетели с отчего престола златого, чтобы попытаться отвоевать город Тмутаракань или напиться еломом из Дона. Уже соколам крылышки подрезали поганых саблями, а самих опутали путами железными. Ибо темно стало в третий день: два солнца померкли, оба столпа багряные погасли, а с ними молодые месяцы… На реке Каяле Тьма Свет покрыла; на русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей».
Неудавшийся поход Игоря киевский князь осуждает, но зла на него не держит. Следствием поражения войск Игоря становится нависшая над государством угроза новых нашествий половцев. Это хорошо понимает Святослав, и потому он произносит речь, названную в произведении «золотым словом». Слова Великого князя пронизаны скорбью о родной земле. Святослав не одобряет храбрых, но безрассудных поступков князей Игоря и Всеволода, взявшихся за дело, которое заведомо было им не по плечу. Безумный этот поступок принес горе не только самому Игорю, но и позволил надвинуться страшной угрзе над всей Русской землей.
Узнав о поражении Игоря, Святослав произносит свое «золотое слово», в котором звучит упрек молодым князьям Игорю и Всеволоду в нарушении феодального послушания. Но он не держит на Игоря и Всеволода зла: в речи своей он называет их «дети мои». Он говорит: «Ваши храбрые сердца из крепкого булата и в смелости закалены». Святослав считает, что виной всего случившегося является молодая горячность князей. Они слишком поторопились выступить в поход, завоевывая себе славу.
Ошибка Игоря и Всеволода, по мнению киевского князя в том, что они не захотели ни с кем делить славы победителей половецких орд, а потому не призвали других князей присоединиться к походу Игоря. Поражение русского войска в этом походе стало следствием численного превосходства противника. Поэтому Святослав высказывает огорчение по поводу «непособия» им русских князей. В конце своей речи старый князь оповещает и о первом последствии Игоревой ошибки: половцы напали на Переяславль-Русский.
Значение речи Святослава огромно для «Слова о полку Игореве». В нем с особенной силой раскрывается идейный смысл поэмы, его основная задача — призыв автора к единению князей русских. Автор «Слова», как и поэтизированный герой его произведения Святослав, четко осознает, что феодальная разобщенность князей приносит много бед и страданий земле Русской. Нельзя избавиться от грозного врага, действуя в одиночку малыми силами. Только объединение поможет Руси стать мощным государством, что приведет к процветанию и миру. Следует забыть о старых распрях и обидах и вспомнить, что мы дети одной земли, у нас общие предки, в наших жилах течет родственная кровь. Эту истину, по мнению автора, необходимо понять в первую очередь князьям русским. Поэтому «золотое слово» Святослава обращено к ним, как к представителям власти на Руси. От того, поймут ли князья бесполезность распрей в родном государстве, зависит настоящее и будущее этого государства.
Автор «Слова о полку Игореве» — горячий патриот своей отчизны. Он искренне переживает за судьбу родного края. Являясь человеком широко образованным, неплохим политиком и историком, он прекрасно понимает, каковы причины русских бед. Ставя целью своего произведения помочь Руси в преодолении княжеских распрей, он создает «золотое слово» Святослава — речь, с особой силой раскрывающую основное идейное содержание всей поэмы. В этом основное значение речи великого киевского князя и всего произведения в целом.
Исследование текста
Святослав не участвует в походе на половцев, он проводит анализ неудачи этого военного наступления и изучает сложившуюся ситуацию в Русском государстве. Этой функции безупречно соответствует и опыт военных сражений, и опыт политической деятельности, и возраст Великого князя Руси.
Цель «золотого слова»
Слово правителя называется «золотым» как символ его сущности и идейного содержания. Призывает для всеобщего благополучия Руси к единению внутри государства, а также во внешней политике. О чём говорит Святослав в золотом слове, так о борьбе с чужеземным врагом.
Это достаточно выполнимый план для сильной страны, но требуется приложить некоторые старания, а также нужно быть готовыми к людским потерям на поле боя, что непременно случаются в военное время. К сожалению, почему-то этого нельзя избежать, мирными переговорами редко удаётся предотвратить сражение. Мир для отдельного государства, как показывает история, всегда достигался войнами.
Следующая задача, пожалуй, более трудная — это осознание русскими князьями собственной алчности, восприятие стремления властвовать над всеми другими. Эта война с самими собой и собственной внутренней сутью не каждому по плечу, но и здесь можно оказаться победителем. Мирное пребывание — это подлинное золото для отечества, оно жизненно необходимо и всем достаётся высокой ценой, его нельзя воспринимать пренебрежительно.
Из исторических документов известно, что в действительности Святослав Всеволодович был рассудительным и уравновешенным человеком.
Такой же нрав у его персонажа в литературном произведении. Князья Игорь, Владимир и Святослав собрались в поход на половчан, не оповестив об этой военной кампании Святослава Всеволодовича — правителя Киева.
Русичи были храбры и решительны, но побороть врага им не удалось. Тогда в первый раз князья русской земли попали в плен к половскому недругу, а их воины были безжалостно убиты. Понимание этих обстоятельств усиливает порицание, звучащее в «слове».
Киевский князь был сочувствующим и сердобольным, он тяжело переживал за бойцов, отдавших свою жизнь в сражении, и тех, кого взяли в плен. Святослав именует этот поход «злом». Он навлёк горе на Русь, долгое время ещё справлялись с последствиями этого безрассудного поступка.
Значение для современников Руси
Великий Киевский князь вспоминает своих дедов и прадедов, которые доблестно одерживали победы в боях с неприятелем, увеличивая мощь родного Отечества и приумножая его славу. Эти благополучные походы обеспечивали сохранность и счастье русского народа.
Святослав призывает отбросить все обиды, забыть корысть и задуматься о судьбе Родины, а не о собственных выгодах либо победах. По мнению князя, поражение в походе на половцев может быть достаточной причиной для объединения народа. Киевский правитель мудр, он по-отечески любит Русь, опечален, но не испытывает злых чувств. Он мягко обличает стремление Игоря и его брата к славе.
Сложно современному обывателю XXI века читать древний текст и правильно воспринять драматический пафос поражения военного похода. На современный русский язык переводили книгу Н. Заболоцкий, Д. Лихачёв. Разумеется, трудно постичь ту горечь страданий, которая переполняет душу во времена распрей между русскими княжествами. В своём слове Киевский князь воздаёт почести смелости и силе Всеволода и Игоря, но он возмущён их тщеславным походом на недруга.
Взволнованная и печальная речь влечёт князей на подвиг, пришло время проявить свою основную силу и отвагу, чтобы «встать за землю русскую». Незваный враг насильно придёт и будет грабить и жечь, если русскому народу вовремя не «подняться» против него. Раздробленность и раздор между княжествами угрожают существованию государственности. Необходимо дать стихнуть боли после поражения, нужно вспомнить старые времена и первых князей, чтобы объединиться.
Идейное содержание знаменитой речи:
- плач о погибших;
- замечания о надвигающихся врагах;
- воспоминание былых времён.
«Златое слово Святослава» — это торжественная речь, картинка красноречивого обращения блестящего оратора для воодушевления всего русского народа. Князь строит долгосрочные планы на будущее страны. Это слово вспоминает о подвигах былых лет, ищет закономерности современных обстоятельств, изучая победы прошлого. Перед читателем предстаёт автор «Слова о полку Игореве», великолепно знающий историю Руси, который является настоящим патриотом и хорошим политиком.
Сочинение Образ Князя Святослава
Произведение «Слово о полку Игореве» описывает важные исторические события, которые происходили во времена правления Князья Святослава.
Князь Святослав является достаточно значимой персоной. Он прославился как великий полководец.
В произведении он описан как сильный воин, умный и мудрый правитель, который заботиться о благополучии своего народа и процветания русских земель.
На момент событий, описанных в «Слове о полку Игореве», Святославу было около 60 лет. Он смог остановить безжалостных половцев, которые в те времена совершали набеги на русские земли, грабили их, убивали местных жителей, уводили скот.
У Святослава было два сына, Игорь и Всеволод, которые пошли по стопам отца и стали хорошими воинами и правителями. Князь был уверен в том что его дети, так же как и он, будут умны и сильны, однако его ожидания не были оправданы.
Братья отправляются в поход, и только Святослав понимает что Игорь и Всеволод еще совсем молоды и рано им идти на такие подвиги, но братья жаждали добиться воинской славы, хотели показать свою храбрость. К сожалению им не повезло, они потерпели поражение, тем самым «разбудив» старые силы врагов. Эта победа над сыновьями великого князя, побудило половцев вновь напасть на Киевские земли. Поражение Игоря и Всеволода дало половцем уверенность в том что они смогут победить и самого князя.
Бояре осуждают сыновей князя, из-за их поражения. Святослав в своей речи тоже осуждает Игоря и Всеволода, за их самонадеянный и необдуманный поступок. Князь и рад бы встать за своих детей, но ему нужно, как можно быстрее прийти на помощь Владимиру Глебовичу, который уже сражается с половцами.
Святослав понимает что в одиночку ему не справится с многочисленными войсками половцев, поэтому он просит поддержки от других князей. Однако мало кто слушает, так как никто не хочет воевать и каждый хочет получить свою выгоду.
Святославу остается только оплакивать своих сыновей и горевать о прошлых, мирных временах.
стариков
стариков
Семья Ингегарды Олавсдаттер (1400) и великого князя Ярослава I Киевского
г. Владимир, граф Новгородский (1043-1052).
1813. Анастасия Киевская . Родилась ок. 1023 г. Анастасия умерла после 1074 г.
Анастасия Агмунда Ярославна Киевская.
ок. 1037/8 Анастасия вышла замуж за короля Андраша I Венгрии , сына герцога Вазула Северной Венгрии (976-1037). Родился около 1001 года. Андраш I умер весной 1060 года в Вайнссельбурге. Он был убит.
Андрей I, католик, король Венгрии (1047-1060).
Среди их детей:
2308 | я. | Аделаида Венгерская (ок. 1038/1040-27 января 1062 г.) | |
2309 | ii. | Король Венгрии Саломон (1052-1087) | |
2310 | III. | Давид Венгерский (-кормовой 1094) |
1814. Великий князь Киевский Изяслав I . Родился ок. 1024 г. в Киеве. Изяслав I умер 3 октября 1078 года в Чернигове, Белоруссия. Он был убит. Похоронен в Киеве.
Исяслав, также пишется Изяслав, граф Туровский, граф Новгородский (1052–1054), великий князь Киевский (1054–1068, 1069–1073 и 1077–1078).
ок. 1043 Изяслав I женился на Гертруде Польской (1260) , дочери князя Польши Мешко II (ок. 990–10 мая 1034 г.) и Рикса Лотарингская (995 г.) (до 1000–31 марта 1063 г.). Родился ок. 1020/1025 гг. Гертруда умерла 4 января 1108 года в Киеве.
Среди их детей:
1610 | я. | Мстислав Киевский (-1069) | |
1611 | ii. | Граф Ярополк Туровский (-22 ноября 1086 г.) | |
1612 | III. | Великий князь Киевский Святополк II (1050-16 апреля 1113 г.) | |
1613 | ив. | Евпраксия г. Киев |
1815. Святослав II Киевский великий князь . Родился ок. 1027 г. Умер Святослав II 27 декабря 1076 г.
Святослав II, граф черниговский (1054–1073), великий князь киевский (1073–1076). Он женился на сестре архиепископа Бургарда Трирского.
1816. Великий князь Всеволод I Киевский . Родился в 1029 г. Всеволод I умер в 1093 г.
Всеволод, граф Переяславский (1054–1073), граф Черниговский (1073–1078), великий князь Киевский (1076 и 1078–1093).
Всеволод I впервые женился на Ирине Мономахине , дочери Константина IX Мономаха, императора Византии (ок. 1000–11 января 1055 г.) и Аргире Склерайне (-1032 г.). Ирина умерла 10 июля 1067 года.
Среди их детей:
2311 | я. | Великий князь Владимир II Киевский (1053-9 мая 1125) |
Всеволод I второй женат Анна Куманская .
Анна, дочь хана куманов.
1817. Агата Киевская . Агата умерла после кормы 1066 года.
См. статью Рене Жетте под названием «Разгадана ли наконец тайна происхождения Агаты, жены Эдуарда Изгнанника?» Новый англ. История Генерал Рег. 600 (1966): 417-432, для обоснования того, что Агата была дочерью Ярослава I и Ингегарды.
Агата вышла замуж за Эдуарда Изгнанника Англии (1305) , сына короля Англии Эдмунда II Айронсайда (1032) (989-30 ноября 1016) и Эдгита из Нортумбрии (-ок. 1016). Родился в 1016 году в Уэссексе. Эдуард Изгнанник умер в 1057 году в Лондоне, Англия.
Эдвард Этлинг, Изгнанник.
Среди их детей:
1679 | я. | Королева Шотландии Маргарет (1045-16 ноября 1093) | |
1680 | ii. | Кристина (-1144) |
1818. Анна Киевская . Родился ок. 1030/1036 гг. Анна умерла во Франции. Похоронен в аббатстве Вилье, Ла-Ферт-Але, Франция.
Анна вышла замуж за короля Генриха I Франции (927) , сына короля Франции Роберта II (727) (27 марта 972-20 июля 1031) и Констанции д’Арль (943) (ок. 986-25 июля 1032). Родился в апреле 1008 года в Реймсе. Анри I умер 4 августа 1060 года в Витри-ан-Бри, Франция. Похоронен в Сен-Дени, Париж.
Генрих I, герцог Бургундский (ок. 1017–1060), король Франции (1031–1060).
Среди их детей:
1174 | я. | Король Франции Филипп I (1053-29 июля 1108) | |
1175 | ii. | Роберт Французский (умер молодым) (ок. 1055-1060) | |
1176 | III. | Граф Юг I де Вермандуа (1057-18 октября 1102 г.) | |
1177 | ив. | Эмма Французская (ок. 1054-) |
1819. Елизавета Киевская . Елизавета умерла после 1045 года.
ок. 1045 Елизавета вышла замуж года за короля Норвегии Харальда года.
Харальд Храбрый, король Норвегии.
1820. Граф Вячеслав Смоленский . Родился ок. 1036 г. Вячеслав умер в 1057 г.
Вячеслав, граф Смоленский (1054-1057).
Вячеслав женат Ода Штадтская , дочь Леопольда Штадтского.
1821. Граф Игорь Владимиро-Волынский . Родился ок. 1036 г. Умер Игорь в 1060 г.
Игорь, граф Владимиро-Волынский (1054–1057), граф Смоленский (1057–1060).
Person Page
неизвестная дочь Киева
1
F, #114741
Last Edited=7 Dec 2011
неизвестная дочь Киева — дочь Изяслава II, Великого князя Киевского. 1 Вышла замуж за Глеба, великого князя Киевского, сына Юрия I Долгорукого, великого князя Киевского, в 1155 году. Королевских семей Европы, 2-е издание (Лондон, Великобритания: Little, Brown and Company, 1999), таблица 136. Здесь и далее цитируется как линий наследования.
Изяслав II, Великий Князь Киевский
1
М, #114742, д. 1, тел. 1154
Last Edited=14 Feb 2022
Изяслав II, великий князь киевский, был сыном великого князя киевского Мстислава I и Кристины Ингесдоттир. 1,2 He died in 1154. 1
He succeeded as the Grand Prince Izyaslav II of Kiev in 1146. 1
Children of Izyaslav II, Grand Prince of Kiev
- Eudoxia of Kiev + 3
- неизвестная дочь Киева 4
- Мстислав II, великий князь Киевский 1 д. 1170
Цитаты
- [S38] Джон Морби, Династии мира: хронологический и генеалогический справочник (Оксфорд, Оксфордшир, Великобритания: Oxford University Press, 1989), стр. 167. Далее цитируется как династий мира.
- [S262] Россия, онлайн http://www.friesian.com/russia.htm. Далее по тексту Россия.
- [S16] Иржи Лоуда и Майкл МакЛаган, 9 лет0169 Линии наследования: Геральдика королевских семей Европы, 2-е издание (Лондон, Великобритания: Little, Brown and Company, 1999), таблица 132. Здесь и далее цитируется как Линии наследования.
- [S16] Лоуда и Маклаган, Линии преемственности , таблица 136.
Борис, князь Белгородский
1
М, #114743, д. 1 1159
Last Edited=7 Dec 2011
Борис, князь Белгородский, был сыном Юрия I Долгорукого, великого князя Киевского. 1 Умер в 1159 году. 1
Получил титул князя Белгородского. 1
Цитаты
- [S16] Иржи Лоуда и Майкл Маклаган, Линии преемственности: геральдика королевских семей Европы, 2-е издание (Лондон, Великобритания: Little, Brown and Company, 1999), таблица 136. Здесь и далее цитируется как линий преемственности.
Мстислав, князь Новгородский
1
М, #114744
Last Edited=7 Dec 2011
Мстислав, князь новгородский, сын Юрия I Долгорукого, великого князя Киевского. 1
Он получил титул герцога Новгорода в 1155. 1 Он был свергнут как герцог Новгород в 1161. 1
ЦИТАЦИИ
- [S16] JIRI DIRINATION
- [S16] JIRI LIRATANS
- . наследования: Геральдика королевских семей Европы, 2-е издание (Лондон, Великобритания: Little, Brown and Company, 1999), таблица 136. Здесь и далее цитируется как линий преемственности.
Михаил I, Великий Князь Владимирский
1
М, #114745, д. 4 1176
Last Edited=7 Dec 2011
Михаил I, великий князь Владимирский, был сыном Юрия I Долгорукого, великого князя Киевского. 1 Умер в 1176 г. 1
Наследовал как Великий князь Михаил I Владимирский в 1175 г. 1Цитаты
- [S16] Jirí Louda and Michael MacLagan, Lines of Succession: Heraldry of the Royal Families of Europe, 2nd edition (London, UK: Little, Brown and Company, 1999), таблица 136. Здесь и далее цитируется как Lines of Правопреемство.
Всеволод III, великий князь Владимирский
1
М, #114746, б. 1154, с. 1212
Last Edited=7 Dec 2011
Всеволод III, великий князь Владимирский, родился в 1154 году. 1 Сын Юрия I Долгорукого, великого князя киевского. 1 He married Mary of Ossetia before 1186. 1 He married Liubov of Vitebsk in 1207. 1 He died in 1212. 1
He succeeded as the Grand Duke Vsevolod of Vladimir in 1176. 1Дети Всеволода III, великого князя Владимирского и Марии Осетинской
- Константин, великий князь Владимирский 1 р. 1186, с. 1218
- Юрий II, великий князь Владимирский 1 р. 1189, с. 1238
- Ярослав II, великий князь Владимирский + 1 р. 1191, с. 1246
- Владимир, князь Переяславский 1 р. 1194, с. 1229
- Святослав III, великий князь Владимирский + 1 р. 1196, с. 1252
- Иван, князь Стародубский 1 р. 1197, с. с 1246
Цитаты
- [S16] Иржи Лоуда и Майкл МакЛаган, 9 лет0169 Линии наследования: Геральдика королевских семей Европы, 2-е издание (Лондон, Великобритания: Little, Brown and Company, 1999), таблица 136. Здесь и далее цитируется как Линии наследования.
Мары Осетинской
1
Ф, в/114747, д. 2 1206
Last Edited=10 Sep 2002
Мария Осетинская вышла замуж за Всеволода III, великого князя Владимирского, сына Юрия I Долгорукого, великого князя Киевского, до 1186 г. 1 Умерла в 1206 г. 1
Дети Марии Осетинской и Всеволода III, Великого Князя Владимирского
- Константин, Великий Князь Владимирский 1 р. 1186, с. 1218
- Юрий II, великий князь Владимирский 1 р. 1189, с. 1238
- Ярослав II, великий князь Владимирский + 1 р. 1191, с. 1246
- Владимир, князь Переяславский 1 р. 1194, с. 1229
- Святослав III, великий князь Владимирский + 1 б. 1196, с. 1252
- Иван, князь Стародубский 1 р. 1197, с. с 1246
Citations
- [S16] Jirí Louda and Michael MacLagan, Lines of Succession: Heraldry of the Royal Families of Europe, 2nd edition (London, UK: Little, Brown and Company, 1999), таблица 136. Цитируется здесь и далее. как линий преемственности.
Любовь Витебская
1
Ф, в/114748
Last Edited=10 Sep 2002
Любовь Витебская вышла замуж за Всеволода III, великого князя Владимирского, сына Юрия I Долгорукого, великого князя Киевского, в 1207 году. и Майкл МакЛаган, Lines of Succession: Heraldry of the Royal Families of Europe, 2-е издание (Лондон, Великобритания: Little, Brown and Company, 1999), таблица 136. Здесь и далее цитируется как Lines of Succession.
- [S16] JIRI LIRATANS
Иван, князь Стародубский
1
М, #114749, р. 1197, с. около 1246
Last Edited=14 Feb 2022
Иван, князь Стародубский, родился в 1197 году. 1 Сын Всеволода III, великого князя Владимирского и Марии Осетинской. 1 Умер около 1246 года. 1
Получил титул князя Стародубского. 1
Цитаты
- [S16] Иржи Лоуда и Майкл МакЛаган, Линии преемственности: Геральдика королевских семей Европы, 2-е издание (Лондон, Великобритания: Little, Brown and Company, 1999), таблица 136. Здесь и далее цитируется как линий преемственности.
Святослав III, великий князь Владимирский
1
М, #114750, б. 1196, с. 1252
Last Edited=14 Feb 2022
Святослав III, великий князь владимирский, родился в 1196 году. 1 Он был сыном Всеволода III, великого князя владимирского и Марии Осетинской.