Князь рюрик биография: первый правитель Руси его приход и правление

РЮРИК, князь Новгородский : БИОГРАФИЯ

Рюрик

Рюрик — биография, информация, личная жизнь.

Годы правления: ( 862-879 ). Смотри хронологический порядок правителей России.

Рюрик. Умер ок. 879 года. Варяг, первый новгородский князь и родоначальник династии Рюриковичей на Руси. Рассматривается как основатель Древнерусского государства.

Существуют разные версии происхождения Рюрика. Некоторые исследователи отождествляют его с конунгом Рёриком (Hrørek, ум. до 882) из ютландского Хедебю (Дания) (норманская теория).

Соцсети:

Рюрик
Работа Ильи Глазунова

Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на сорок лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рёриком Ютландским из Западной Европы.

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» — властителей-иноземцев. В историографии XIX−XX веков (особенно советской) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иноземном происхождении первых князей — «антинаучная норманнская теория», якобы призванная доказать, что славяне не могли самостоятельно создать государство.

По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком она появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов, набег которых был только что отбит (Повесть временных лет: «В лѣто 6370 изгнаша Варѧгы за море и не даша имъ дани и почаша сами в собѣ володѣти»), некоторым историкам представляется маловероятным. Так, историк Б. А. Рыбаков полагает, что один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде. Летописец же представил дело так, что новгородцы сами призвали варяжскую власть, чтобы править ими.

По другому мнению И. Я. Фроянова, в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик сверг словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.

Некоторые историки полагают, что Синеус и Трувор, обозначенные в летописи как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века.

Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.

Генетические исследования

Мужская Y-хромосома ДНК не участвует в рекомбинации генов и передаётся почти без изменений от отца к сыну, поэтому группой учёных под руководством польского профессора Андрея Бажора было проведено исследование Y-хромосомы ДНК у 191 человека, считающих себя потомками Рюрика. У обследованных были выявлены с разной частотой две гаплогруппы N1с1 и R1a1.

Среди исследованных потомков Владимира Мономаха гаплогруппа N1с1 обнаружена у 100 %. Также у 45 человек (24 %), принадлежащих к другой ветви Рюриковичей, была обнаружена гаплогруппа R1a1, и у оставшихся обследованных были обнаружены гаплогруппы: I(6 %), E(1,5 %), T(0,5 %).

В целом ДНК-исследование подтверждает «Норманскую версию» происхождения Рюрика и отвергает славянские. Гаплотипы Рюриковичей N1c1 относятся к т. н. скадинавской ветви (или кластеру) этой гаплогруппы. Согласно данным исследования ДНК Рюриковичей на Family Tree DNA, «скандинавские» гаплотипы N1c1 встречаются в основном в Финляндии, Швеции, Норвегии. Также, согласно базе, 12-маркерные гаплотипы 14-23-14-11-11-13-11-12-10-14-14-16, сходные с гаплотипами Рюриковичей N1c1, чаще всего встречается в районе Уппсалы, столицы древнего шведского королевства.

Волков В.Г., резюмируя эти исследования, указывает, что город Уппсала является административным центром современной провинции Уппланд, а район Рослаген (Roslagen, дословно «земля русов») относится к этой же провинции. Район Уппсалы наиболее вероятен как родовой центр ветви Рюриковичей. Старая Уппсала была первоначальной столицей династии Инглингов, откуда они были вытеснены потомками Радбарда, конунга Руси.

Приверженцы антинорманистской интерпретации предполагают, что Рюрик — представитель княжеского рода ободритов, а его имя — это славянское родовое прозвище, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом.

Призвание Рюрика

Согласно древнерусскому летописному своду XII века, «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён, как чудь, ильменские словене, кривичи и весь, был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало русской государственности, в историографии получило условное название Призвание варягов.

Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.

Летопись сообщает, как после смерти младших братьев власть сосредоточилась в руках Рюрика: «И Пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой — Синеус — на Белоозере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — славяне, в Полотске — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть простиралась на Новгород, а также на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке.

В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVII века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевской летописи Рюрик основал Новгород.

Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некоего Вадима Храброго, о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи: «В лето 6372 (864). …оскорбишася Новгородци, глаголюще: «яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его». Того же лета уби Рюрик Вадима храбраго, и иных многих изби Новгородцев съветников его».

Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища).

В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

Автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века, прославляет Рюрика как первого русского князя: «Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу».

Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов.

В XVIII — первой половине XIX века преобладало мнение о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика, позднее появилась гипотеза о его поморянском происхождении.

Наследники Рюрика

Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.

Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун.

Есть версия, что Игорь Младший был от сына Рюрика, а Акун — от дочери.

Рюрик (документальный фильм)

Версии происхождения Рюрика

Вокруг родоначальника княжеской династии Рюриковичей существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность.

Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слова русь.

Норманская версия (Норманская теория):

Имя ruRikr на фрагменте рунического камня U413, использованного для постройки церкви Норрсунде (Norrsunda), Уппланд, Швеция.

Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами из Скандинавии.

Этимология имени:

Древнескандинавское имя Hrœrekr является производным от форм старосканд. «*HróþiR» («слава») и «-ríkR» («знатный», толкуемое также как изменённое заимствование из латинского — rex: король, царь).

Производные значения были использованы в легендах и мифах разных народов:

Hrodric — старо-германский язык; Hrēðrīc и Hroðricus — старо-английский язык; Rørik — восточный старо-норманский, старо-шведский, старо-датский языки; Hrœrekr — западный старо-норманский язык; rorikR, ruRikr, hruRikR — из рунических надписей.

Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Rørik (Hrœrekr):

Hreðric — сын датского короля VI века в эпосе «Беовульф»; Хрёрик Метатель Колец — датский конунг VII века, дед знаменитого принца Гамлета, история которого описана Саксоном Грамматиком и позднее послужила основой для трагедии Шекспира; Rudereiks (Родерих) — король вестготов в Испании в 710−711 гг.; Рёрик Ютландский — датский викинг IX века, часто упоминался в хрониках; Хрёрек, сын Хринга — норвежский конунг, ослеплённый в начале XI века конунгом Олафом Святым. Известен по саге «Прядь об Эймунде Хрингссоне».

Согласно общепринятому мнению филологов-германистов, общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo).

В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии.

Рорик из Дании (Рёрик Ютландский):

По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, племянник или брат изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году, после крещения вместе с сыном, племянником или братом и 400 подданными обоего пола, получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде на который совершали набеги викинги.

В 841 году он был изгнан оттуда императором Лотарем. Имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии.

В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его. Вся жизнь Харальда Клака прошла в борьбе за датский трон с сыновьями и племянниками Гудфреда.

В 855 год—857 годах Рорик с двоюродным братом Готфридом (сыном Харальда Клака) вернули королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I.

По версии некоторых учёных, около 857—862 годов Рорик, отождествляемый с датским конунгом Хрёриком Метателем Колец, покорил славян-вендов. По Саксону Грамматику датский конунг Хрёрик Метатель Колец, разбивает флотилию куршей и шведов в морском сражении близ берегов Дании, а потом принуждает напавших славян платить ему дань после опять же морского столкновения. Однако время жизни Хрёрика Метателя Колец, деда знаменитого принца Гамлета, датируется исследователями VII веком.

В 863 году Рорик безуспешно попытался с датчанами вернуть Дорештад. В 867 году вновь упоминается его попытка укрепиться во Фрисландии. Ему это удалось лишь в 870—873 годах.

В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому.

В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего.

Версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Виринген. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам, однако в древности данная территория называлась Wiron и pagus Wirense. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.

Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rüstringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

Эйрик из Швеции:

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе (тинге) 1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нём, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд …А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой».

Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь.

По вычислениям известного шведского археолога Биргер Нермана, конунг Уппсалы Эйрик (др. -сканд. Eiríkr), сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель» относится к началу его правления — 850−860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна. Подробнее о шведских набегах на Прибалтику в середине IX века см. «Житие Ансгара», составленное Римбертом, а также статью Гробиня.

Во времена Эйрика Эмундарсона у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек (сага Снорри Стурлусона о Харальде Прекрасноволосом). Конунг Харальд скончался в провинции Ругаланн (Rygjafylke), передав власть своему сыну Эйрику Кровавая Секира, а о судьбе конунга Хрёрека сага ничего не сообщает.

Западнославянская версия (Антинорманизм):

Альтернативой норманской версии является версия о происхождении Рюрика из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян. Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком».

Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские набеги вендов на соседей.

М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт: «…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов».

В Казанской истории автор пишет о новгородцах приведших себе князя из Пруссии, от варягов: «Новгородцы же, неразумные, привели себе из Прусской земли, от варягов, князя и самодержца и отдали ему всю свою землю, чтобы владел ими, как хочет».

Мекленбургские генеалогии:

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей, к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Братья-ободриты разбудили в местном народе уснувшее мужество, возглавили войско и свергли угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика (см. ниже).

В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей.

В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт (1687), написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.

Согласно этой генеалогии, король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайб, или Годслав), погиб в 808 году при штурме города Рерика датским конунгом Готфридом. Все эти данные взяты из синхронного источника, Анналов королевства франков.

Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708), основываясь на манускрипте Хемница, сообщает, что сыновья Годлиба, Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор, отправились в 840 году в Новгород (Nowoghorod).

Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что хоть и возможно, но несколько сомнительно. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.

Ободриты, также именуемые ререгами:

С мекленбургскими генеалогиями согласуются гипотезы, сближающие имя Рюрика с названием сокола: польск. raróg, чеш. rarašek, словацк. raroh, укр. раріг. Подобное слово зафиксировано в средневековом письменном источнике применительно к ободритам. Адам Бременский отмечает: Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис.

Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов. В подтверждение Гедеонов ссылается на скандинавскую сагу Снорри Стурлусона о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной», где, по его мнению, венды названы соколами. Там говорится о «сокольих далях» в контексте войны (X век) конунга Хакона с викингами, «как датчанами, так и вендами». Впоследствии, «Слово о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей — соколичами, однако такой эпитет издавна применялся к людям благородного происхождения у различных народов.

Герб Рюриковичей некоторые исследователи (С. А. Гедеонов, О. М. Рапов, А. Г. Кузьмин, В. И. Меркулов) трактуют как схематическое изображение сокола, падающего на добычу. При этом другие видят в нём изображение скипетра, якоря, трезубца или вил. Стилизованным вариантом этого изображения является нынешний герб Украины.

В подкрепление балтославянской этимологии приводятся археологические находки времён первых Рюриковичей с изображением сокола. Подобное изображение сокола (или ворона Одина) чеканилось и на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939—941). Однако сокол в скандинавских языках называется иначе.

Иоакимовская летопись:

Иоакимовская летопись — летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.

Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов. Так Рюрик, согласно матрилинейной традиции (наследование по материнской линии), появился с двумя братьями Синеусом и Трувором в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.

Одна из жён Рюрика была Ефанда, дочь «урманского» (норманнского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика. Финское происхождение Рюрика может быть связано с одной из версий этимологии слова русь. Согласно ей русь есть славянское произношение финского Ruotsi, то есть финского названия шведов. Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собиравших дань с местного населения.

Образ Рюрика в искусстве

В кино:

Сага о викингах / A Viking Saga (2008; Дания, США) режиссёр Микаэль Моуяль, в роли Рюрика Эрик Холми.

В литературе:

Под именем Хрёрека Сокола выведен в серии романов Александра Мазина (цикл «Викинг»).

Памятник:

В сентябре 2015 года был открыт памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге (Россия).

Источник:

Личности на фоне эпохи. Рюрик | Личности на фоне эпохи

  • Подробнее





1

Баннеры

Памятные даты

Волоколамские памятные даты-2022

Март 16, 2022

790

Последние новости

  • Историческая память народа: из прошлого в будущее

  • Журнал «Смена» №10 2022

  • Весёлые книги про хулиганов и двоечников

  • «Волшебное царство книг»

  • В мире рассказов Евгения Пермяка

Мы в соцсетях

Партнёры

Просмотров: 1012

Пожалуйста, оцените
Оценка 1Оценка 2Оценка 3Оценка 4Оценка 5
 

Имя князя Рюрика уводит нас далеко в прошлое — в эпоху возникновения Древнерусского государства, основанного, согласно легенде, в IX веке тремя братьями-варягами. С тех пор «варяжский» или «норманнский» вопрос не перестает волновать ученых, вызывая ожесточенные споры. Почему летописные известия о Рюрике так кратки и противоречивы? Кем был родоначальник великокняжеской династии — датчанином, шведом, славянином или просто мифом, придуманным средневековыми книжниками? Как Рюрик и его преемники сумели создать из множества разобщенных племен огромную державу с центром в Новгороде, а затем в Киеве? На эти вопросы отвечает историк Евгений Пчелов в первой биографии Рюрика в серии «ЖЗЛ». Сравнивая данные русских, византийских, западноевропейских и восточных источников, автор детально исследует не только жизнь своего героя, но и легенду о нем, отголоски которой донеслись до наших дней.

Интересные факты из жизни Рюрика:

  • Навсегда вписав в историю свою биографию, Рюрик стал первым русским князем, упомянутым в летописи.
  • Именно он основал династию Рюриковичей, правившую Русским государством на протяжении 748 лет.
  • Помимо княжеской, а позднее и царской линии, к Рюриковичам относилось и множество других дворянских и княжеских родов помельче. Но все они вели свой род от легендарного варяга.
  • О жизни Рюрика известно немногое, как и о его происхождении. Некоторые историки даже полагают, что он никогда не существовал в реальности, но эта точка зрения не имеет поддержки в научном сообществе.
  • Согласно одной из версий, князь Рюрик отождествляется с датским конунгом Рёриком.
  • Термин “Рюриковичи” появился лишь в XVI веке. До этого он не упоминается ни в одной летописи.
  • Существовало три основных ветви потомков Рюрика, правивших в Киеве, Москве и Галиче. Дольше всего у власти продержалась московская династия, оборвавшаяся лишь в 1610 году после смещения Василия Шуйского.
  • Современные исследования показали, что гены князя Рюриковича нашлись у таких знаменитых людей, как А.С. Пушкин, Джордж Вашингтон, Александр Дюма, Уинстон Черчиль, Отто фон Бисмарк и множества других.
  • Главным героем американского фильма «Сага о викингах», снятого в 2008 году, является именно Рюрик. Правда, фильм, судя по всему, далёк от реальной истории.
  • Все Рюриковичи были потомками князя Игоря, сына Рюрика и его жены, норвежской царевны Ефанды. Если у Рюрика и были другие дети, то о них ничего не известно.
  • Впервые биография Рюрика была составлена спустя две сотни лет после его смерти, так что некоторые факты представляются современным историкам сомнительными.
  • Князь был фактически нанят вольным городом Новгородом, так как новгородцы не передавали престол по наследству, а нанимали князей с их дружинами за определённую плату и содержание.
  • На Русь Рюрик прибыл с Трувором и Синеусом, своими младшими братьями, которые стали князьями в других городах. После их смерти владения отошли самому Рюрику.
  • На гербе основателя великой династии был изображён пикирующий сокол.
  • Исследования показали, что чаще всего гены Рюрика встречаются у жителей Прибалтики, Финляндии и скандинавских стран.
  • Само имя «Рюрик» происходит из древнего прагерманского языка, от которого произошли все остальные скандинавские языки.
  • Ни кто не знает, когда родился легендарный князь. Но погиб он в 879 году, проведя на новгородском престоле 17 лет.
  • Долгое время все имена в династии Рюриковичей были либо скандинавскими (Ольга, Игорь, Глеб), либо славянскими (Святослав, Ярослав, Ярополк).Позднее добавились и другие. Например, имя «Иван», которое носили четверо русских царей из этой династии, имеет иудейские корни.
  • Василий Шуйский, последний правитель из этой династии, захвативший престол в Смутное время, не был прямым потомком Рюрика. Поэтому последним «истинным Рюриковичем» часто считают Фёдора 1 Иоановича, сына Ивана Грозного.
  • В Галиче династия Рюриковичей была смещена в 1325 году, в Киеве – в 1362, а в Москве – в 1610.

Происхождение из биографии Рюрика

Рисунок Рюрик не дайя дага цикин мафи таймакава да кума загадочный раша тарихи. Ши я каддамар да джихар на восточных славян. Gaskiya факты игры да Wannan yarima, kadan да ака сани. Масу bincike хар yanzu jayayya игра да Инда ака Haife ши.

Кира Викинги в Новгороде

А цикин IX карни, да ява племенная кунгия та кашин на славян да финны сун догара в кан викингов — Джамус Маджусава сука райю в Скандинавии. Ga wani gajeren lokaci ya iya fitar da захватчиков, da kuma dakatar da biyan haraji. Дук да хака, да на гида кабилан нан да нан сука фара яки да цаканинсу. Duniya zai fara kawai lokacin da istinbadi dalĩli.

Мафиистский мухимманский источник по заманину Рюрику нэ «Повесть временных лет». Wannan shi ya ƙunshi bayanin cewa kungiyar Ilmen kalmomi, Mary da Krivichy gayyace shi zuwa sarauta a Новгород. Haka ya faru a shekara ta 862.

Биография Рюрика Кват да Вандо Кова да Кова. Ваннан мутумин нан джайя адади. Принц теку я ба вани протеже ко гойон баян вани кунгийойин. Васу кафофин нуна цева Новгород да кума маквабта дауке да вани ири-ири на ‘ян такара дага хазар зува филин. Дук да хака, да заби фади кан варяг (ватау викинг).

Рюрик да ‘yan’uwansa

Вакилай на славян тафи касашен вадже. Рюрик кума дауки таре да ши ‘ян’ува бию: Синеус (мануфофин Белозеро) да кума Трувор (тафи а Изборск). Lokacin да сука муту, sunã yin mãkirci сакэ майар да су cikin Князь Новгородский. Биография Рюрика цува та байянар а раша кусан ба а сани ба, кума мафи йава дангане догадки. Дук да хака, аквай чикаккен баяни да чева яна да наса свита. Ya zama zaunanniyar sabuwar gwamnatin da kuma kula da oda a cikin Новгород ƙasar. Мусанья га кария на йаван принц саму да хаккин я таттара хараджи.

Шаава, васу кафофин мусанта джуна камар ядда я инда дококин захири Рюрик. Алал мисали, Лаврентьевская летопись я се та фарко да вурин зама я Ладога. Новгородский князь байана не кавай баян расувар бию, матаса, янува. Бугу да кари, а каркашин иконса сун кривичи ƙасар, ванда ши не баббан бирни на Полоцке. Don gabas nawanan jiha suka финский kabilu. Suka zauna Ростов, Мур да кума makwabta asashe.

jirgi

Биография Рюрик камар йадда Князь Новгородский ба су саɓа ба май хаске события. Кавай тогия не ташин а цыкин баббан бирнин касар, инда мазауна м да мулькин варяг, тайар да ши цикин шекара 864. Да шугабан я Вадим Храбрый. Ши да шугаба ширкинку ака каше Рюрик. Сабода фрагментарный да кума бай чика ба баяни игра да wadannan беспорядки, васу масана тарихи йи имани да су ко almarar, ко аке дангантава да дага бая событий. Никоновская летопись, я гая игра да юнкурин да гвамнатин новгородские варяги, ан кыма сама а XVI карни кума, ба шакка, заи ия зама м. Эпизод Wannan ne Firayim misali na yadda биография Rjurika m da kuma kadan karatu.

Я муту а цикин 879, барин да макаайцин анса Игорь. Икона новгородского тафи Олега — ко данги, ко союзник Рюрика. Сабон ярима, также известный как Регент га матаса, магаджи. А цыкин шекару уку, Олег насара Киев, ванда я кома я баббан бирнин касар. Дага бая кан мульки Игорь да зуриярса. Kamar haka ya tashi da tsoho Rasha jihar, wanda sarakuna sun wakilan da Rurik daular. Карше та вакилин — Федор — я муту а 1598, казанцев Московский царь.

asalin

Князь Рюрик, a takaice биография wanda ya sa zafin muhawara, aka rubuta su a littafin tarihin da kuma sauran muhimman takardu da sadaukarwa славян. Масу bincike сау да yawa shirki да ши таре да викингов. Мафи сау да ява а цикин кимийя валлафе-валлафе аке магана а каи датчане ко шведы, га абин да князь новгородский Рюрик ия маллакар (862-879). Биография туманности Саркина cewa порождает игру yawa shiriritar da asalin.

Norman ka’idar

A zamanin d kafofin a cikin bayanin Rurik amfani da kalmar «Викинги», wanda ya nuna ta zuwa ga скандинавский da Norman asalin. A cikin IX karni, da mazaunan wadannan yankuna m da dukan Kirista Turai da ya m заяц-заяц. Wasu daga cikin su kãmã ƙasar a nahiyar, da kuma ya yi daidai a cikin mulkin gargajiya tsarin, lokaci guda al’amurra Kiristanci.

Wasu masu tarihi sun yi imani da cewa Rurik — shi ne Rorik na Dorestad. Shi ne mai sanannun Danish-sarki. Ya yi yaƙi da Каролинги для Фризии. Zai yiwu shi ne kuma a lokacin wani talakansa na Frankish sarki, tun lokacin da ta minted tsabar kudi tare da siffar Lothair. Каршен 50-х годов яна кокарин маллаки Ютландия, амма я м. Кадан дага байя, якин да касашен яммачин славян, венди, ванда я райю кан куданчин бакин текун на Балтийском море. Magoya баян да ra’ayin cewa Рюрик — ши не Рорик, а matsayin shaida на правильность haifar да gaskyar cewa a Yammacin tarihin ambaci на ши bace konung wajen kwanan lokacin да викинги я фара sarauta в Новгороде. Wannan jarrabawa я ярость бездоказательно кума сау да yawa batun shawara. Рюрик, биография takaice wanda shi ne kusan unknown, ba ma wani rubuce kabari.

славянский да балтийский ka’idar

Аквай теории игры да абин да викинги кира раша ан май суна wakilan да западнославянский kabilar Wagram. Идан хака нэ, са’ан нан да ярима Рюрик, ванда биография ба ƙи ярда да ба таббатар да ванан версия ия казансэ да ниса соплеменник новгородской мазауна.

Вани зато не куса да ванан каидар я йи баббан Раша масанин кимийя Михаил Ломоносов. Ya yi tunani Rurik zo daga Прусско-балтийский mutanen da suka rayu a cikin abin da yake a yanzu Польша da kuma Литва. A Легенды германизированных славян daga cikinwanan ƙasa sun tãtsũniyõyin ‘yan’uwa uku soja kurum marar a cikin m Новгород. Sun kasance Obodrits wanda wakilin iya zama Князь Рюрик. Taqaitaccen Tarihin Wannan mutumin ba da damar zuwa daidai ayyana ta kabilanci. Бугу да кари, яна да вуя а лиссафи да шекара да ака хайфе ши.

СЛАВЯНСКАЯ МАТЬ РЮРИКА-КНЯЗЯ: Мучения Путина | Инна Рогачи

21 апреля 2022 г., 19:34

Обратите внимание, что сообщения в блогах публикуются третьими лицами. Мнения, факты и любой медиаконтент в них представлены исключительно авторами, и ни The Times of Israel, ни ее партнеры не несут за них никакой ответственности. Пожалуйста, свяжитесь с нами в случае злоупотреблений. В случае злоупотребления,

Пожаловаться на эту публикацию.

Отрывок из специального проекта The Mean War 2022 ©.

Инна Рогачи (К). Небесный пейзаж V. 2018.

Недавно в Кремле был показательный момент, показавший мучения Путина. В диалоге с 10-летним мальчиком, все как всегда срежиссированном, но все же дети благословлены на некую непосредственность по умолчанию, российский лидер включился в тему, экспертом в которой он гордится. Тема – история, в частности, история России. Мальчику было поручено рассказать о любимой теме вождя. Итак, вождь охотно ввязался в дело о том, кто на самом деле основал Русь, пророссийски. Были ли это норманны, представленные Рюриком, как это известно миру? Или были на земле какие-то славяне, которые пригласили Рюрика, который таким образом инициировал создание Отечества? Человек в Кремле, казалось, очень скоро забыл о мальчике на экране, который сделал свое дело, вовлекая лидера в дискуссию, и произвёл вполне содержательный монолог? Итак, адепты норманнской теории устройства Руси на самом деле не правы. Во-первых, есть мнение, что мама Рюрика была славянки по происхождению, что-то в этом роде». Среди зрителей на экране возникла пауза. Все ждали новой теории происхождения России, выдвинутой вождем. Вождь находился в напряженном процессе революционного переворота в исторической науке. У него был свой драйв.

«И да, действительно, Рюрик здесь, в Новгороде, не оказался, в конце концов, случайно, между прочим. Нужно понимать, что он был приглашен туда не случайно. Рюрик имел какое-то отношение, а может быть, и его родственники, какое-то определенное отношение к славянам, славянскому краю, к Новгороду и так далее! » Путин-историк был полностью поглощен своими артикулированными мыслями, я понял это от людей, которым выпала честь увидеть шоу своими глазами.

Вождь продолжал: « То, что кто-то с дружиной пришел сюда из какого-то скандинавского места, вовсе не означает, что норманнская теория создания Российского государства верна. Нисколько.»

Молчание участников у экранов становилось все более торжественным. Люди почувствовали, что стали свидетелями важного откровения. Они были правы.

Потому что его (Рюрика) кто-то призвал, кто-то действительно пригласил его сюда служить. Он (Рюрик) не сам туда попал. Он (Рюрик) сам ничего не завоевал, совсем нет!» Вождь очень увлёкся этим неординарным пассажем по истории своей страны, который он так катастрофически ведёт.

На самом деле, отчаянный монолог Путина о якобы славянской матери Рюрика и его отчаянные призывы убедить любого, кто будет слушать, что Рюрик не-пришел-и-покорил-что-либо сам по себе, а был приглашен, попросил сделать это, показывает мучения, с которыми борется кремлевский босс во время своей провальной кампании в Украине. После двух месяцев Средней войны человек, затеявший этот кошмар, пытается найти — и озвучить — любое оправдание своему страшному решению, даже приписывая Рюрику якобы славянскую мать. Спасибо, что спас отца Рюрика, пока.

Этим экстраординарным по всем меркам, в том числе и без меркам, знанием истории лидер России обязан своей новой школе так называемых историков , называющих себя Новыми Хронологами. Не думайте, что они необразованные шарлатаны. Они действительно шарлатаны, но образованные, в основном профессора математики, а некоторые и физики, все работают в лучшем, как это было раньше, русском университете, Московском университете. Тот факт, что математики и физики вдруг решили выступить с совершенно новой версией истории, не смущает российские органы образования. Наоборот, им выделили трехэтажное очень хорошо отреставрированное здание в центре Ярославля и большие средства на содержание там Музея новой хронологии. Экспозиция «музея», открывшегося в 2019 году, технически полуподкованный, с использованием новинок и мультимедиа. Постоянно идет поток студентов из школ и вузов, которым поручено черпать оттуда последние новости исторической науки.

Степень безумия в повествовании об этом музее несравнима. Галилея представлена ​​там как «русский город Галич», Иисус — «сын галицкой царевны Ирины, вышедшей замуж за Иосифа», Иерусалим в основной экспозиции этого музея известен как «Эрос, столица второй империи». . Он учит массы тому, что «Иисус родился в Крыму» и что Крым также является «местом, где была похоронена мать Иисуса». «Первые христиане (которые были из Крыма) основали первый в истории монастырь в пещере, которая ныне является частью мужского монастыря в Бахчисарае (в Крыму)».

Еще несколько откровений от российских новых хронологов, поддерживаемых и продвигаемых государством: «Войны крестоносцев» и «Троянская война» — разные названия одной и той же войны. Эта война, по сути, была первой мировой войной». Во время той войны «Западная Европа безостановочно воевала против Галицкой Руси». Пока «Западная Европа не пала, установив по всей Европе новую империю, столицей которой был временно Владимир, пока строился Константинополь». Клянусь, это прямые цитаты.

Внимание: подбираемся к Рюрику. В этой официально принятой и продвигаемой версии безумия «Российское государство было основано учеником Андроника-Христа, членом царской римской династии, описанным под именем Энея в поэме Вергилия «Энеида». В русской истории это знаменитый князь Рюрик, объединивший отдельные русские княжества в единое царство. Мощное государство, созданное Рюриком-Энеем, охватывало Поволжье и Северное Причерноморье. Столицей королевства был город Ярославль — написано в пояснительной табличке с предоставленным QR-кодом.

В этом трехэтажном здании в центре подмосковного города, в котором процветает этот музей, полно невероятного мусора. Такого рода «знания» скармливаются президенту страны с многовековой историей, некогда могущественной наукой и огромным ядерным арсеналом. Этот президент, кажется, подвержен этому явному безумию, если он дает публичный исторический обзор о Рюрике, рожденном от «славянской матери», прямо из своего кремлевского кабинета.

На следующее утро после того необычайного исторического часа в Кремле российский лидер приказал своему безнадежному министру обороны остановить штурм «Азовстали» в Мариуполе. Бьюсь об заклад, он видел Рюрика во сне прошлой ночью и пытался защищаться по поводу матери Рюрика.

Инна Рогачи — всемирно известный писатель, ученый, художник, арт-куратор и режиссер, автор получившего широкое признание фильма о Симоне Визентале «Уроки выживания». Она также является экспертом в области публичной дипломатии и долгое время была советником по международным делам членов Европейского парламента. Широко читает лекции на темы международной политики и публичной дипломатии. Ее профессиональной визитной карточкой является переплетение истории, искусства, культуры и менталитета. Она является автором концепции культурно-образовательных проектов Outreach to Humanity, проводимых на международном уровне Фондом Рогачи, соучредителем и президентом которого является Инна. Она также является автором концепции «Культура для человечества» глобальной инициативы The Rogatchi Foundation, которая направлена ​​на обеспечение психологического комфорта широкой аудитории посредством высококлассного искусства и культуры в трудные времена. Инна – жена всемирно известного художника Михаила Рогацкого.