Князь игорь когда родился: Князь Игорь | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Князь Игорь Святославич: краткая биография, жена

Игорь Святославич — князь Новгород-Северский и Черниговский, является представителем рода Ольговичей. Имя свое он получил в честь родного дяди — брата великого Святослава.

Происхождение

Отец главного героя поэмы «Слово о полку Игореве», князь Святослав, был женат два раза. Первой его супругой была дочь половецкого хана Аепы, получившая при крещении имя Анна. Во второй раз Святослав Ольгович пошел под венец в 1136 году. Этот брак вызвал скандал. Архиепископ Нифонт Новгородский отказался провести обряд венчания, мотивируя это тем, что первый муж невесты — дочери посадника Петрилы, погиб совсем недавно. Поэтому венчал князя Святослава другой священник. В этом браке и родился будущий князь Черниговский, хотя некоторые историки и публицисты считают, что именно половчанкой Анной был произведен на свет Игорь Святославич.

Краткая биография

Отец князя — верный соратник и друг Юрия Долгорукого Святослав Ольгович был тем самым человеком, кого правитель звал в Москву, чтобы обсуждать совместные дела. Дедом Игоря был Олег Святославич — родоначальник династии Ольговичей. Во время крещения мальчика нарекли Георгием, однако, как это часто бывает, его христианское имя практически не использовалось. И в истории Игорь Святославич стал известен под своим языческим русским именем.

Уже семилетним ребенком мальчик начал вместе с отцом участвовать в походах, защищая права своего двоюродного дядюшки Изяслава Давыдовича, претендующего на киевский престол. А в семнадцать он уже пошел в грандиозный поход, организованный Андреем Боголюбским, который закончился в марте 1169 трехдневным разграблением города Киева. Со времен своей бурной юности Игорь Святославич, биография которого — это жизнеописание воина, начавшего боевой путь очень рано, понял, что сила дает право не оправдывать свои действия.

У будущего героя «Слова о полку Игореве» был не один победоносный поход на половцев. В 1171 год он впервые ощутил славу, одержав победу над ханом Кобяком в сражении на речке Ворскле. Этот триумф показал, что двадцатилетний Игорь Святославич — талантливый военачальник. У юноши были и дипломатические способности. Добытые трофеи он подарил Роману Ростиславичу, который правил в Киеве.

В 1180, будучи двадцати девяти лет от роду, молодой военачальник унаследовал от старшего брата Новгород-Северское княжество. Это дало ему возможность начать строить собственные планы.

Авторитет

Некоторые историки уверены, что князь Игорь Святославич был незначительной, второстепенной фигурой, однако многие не согласны с этим утверждением, резонно аргументируя, что даже географическое положение его княжества, граничащего с бескрайней степью, всегда предопределяло важность его действий.

Когда князья Южной Руси предприняли совместный поход, направленный против половцев, то по приказу великого Святослава Всеволодовича старшим над войсками был назначен именно Игорь. В результате была добыта еще одна славная победа над степными кочевниками у реки Хорол. Окрыленный этой удачей, князь Игорь в этом же году предпринял еще одну кампанию. Эта экспедиция еще раз подарила ему лавры победителя над половцами.

Главная неудача

Именно на фоне такого успеха у князя Игоря и созрело решение об еще одном походе в степь. Именно о нем была написана поэма. Тогда Игорю было тридцать четыре года, он находился в возрасте зрелого мужества и умел принимать взвешенные решения.

Вместе с князем Новгород-Северским в битве с половцами участвовали его сын Владимир, брат Всеволод и племянник Святослав Олегович.

Цель этого похода, по мнению многих историков, не заключалась в том, чтобы спасти русскую землю от постоянных набегов жестоких степняков. Не с теми силами и не по тому маршруту пошел князь Игорь. Главной его целью, скорее всего, были трофеи — стада, оружие, драгоценности и, конечно, захват рабов. Годом ранее в половецких землях Святослав Всеволодович получил достаточно богатую добычу. На военную авантюру Игоря толкнули зависть и алчность. Его не остановило даже то, что у половецкого хана Кончака имелись огромные самострелы, натягиваемые одновременно пятью десятками воинов, а также «живой огонь», так в те времена называли порох.

Поражение

На берегу реки Каялы русские войска столкнулись с основными силами степняков. В столкновении участвовали почти все половецкие племена с юго-востока Европы. Их численное превосходство было настолько большим, что русские войска очень скоро попали в окружение. Летописцы сообщают, что князь Игорь вел себя достойно: даже получив серьезную рану, он продолжал сражаться. На рассвете, после суток непрерывных боев, войска, выйдя к озеру, стали его огибать.
Игорь, изменив направление отхода своего полка, пошел на помощь брату Всеволоду. Однако его воины, не выдержав, стали бежать, стремясь выйти из окружения. Игорь пытался их вернуть, но тщетно. Князь Новгород-Северский был взят в плен. Многие из его войска погибли. Летописцы говорят о трех днях боев с половцами, после чего стяги Игоря пали. Князь сбежал из плена, оставив сына Владимира, который позже женился на дочери хана Кончака.

Семья и дети

Жена Игоря Святославича — дочь галицкого правителя Ярослава Владимировича, родила ему шестерых детей – пятерых наследников и дочь. Ее имя в летописях не упоминается, однако историки называют ее Ярославной. В некоторых источниках она упоминается как вторая жена Игоря, однако большинство специалистов считает эту версию ошибочной.

Старший сын Игоря и Ярославны, князь Путивльский, Новгород-Северский и Галицкий Владимир, родившийся в 1171 году, женился на дочери взявшего его и отца в плен хана Кончака.

В 1191 году князь Игорь вместе с братом Всеволодом предпринял еще один поход на половцев, на этот раз удачный, после чего, получив подкрепление от Ярослава Черниговского и Святослава Киевского, дошел вплоть до Оскола. Однако степнякам удалось своевременно подготовиться к этой битве. Игорю ничего не оставалось, как отвести войска обратно на Русь. В 1198 году, после смерти правителя Ярослава Всеволодовича, сын Святослава занял черниговский престол.

Точный год кончины князя Игоря Святославича неизвестен, хотя в некоторых летописях указывается декабрь 1202 года, хотя многие более реальной считают версию о том, что он скончался в первой половине 1201. Его, как и дядю, похоронили в Спасо-Преображенском соборе, расположенном в городе Чернигове.

2 апреля 1151 года родился Игорь Святославич

События 

2 апреля 1151 года родился Игорь Святославич — князь Новгород-Северский (1180—1198), князь Черниговский (1198—1201). Из рода Ольговичей, сын Святослава Ольговича. Назван Игорем—Георгием своим отцом в честь родного дяди — святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского (†1147). Главный герой «Слова о полку Игореве».

В 1169 Игорь Святославич участвовал в походе одиннадцати русских князей под знаменами Андрея Боголюбского против Мстислава Изяславича, великого князя Киевского. В 1171 году ходил с северскими дружинами за реку Ворсклу и одержал знаменитую победу над половецкими ханами Кобяком и Кончаком, освободив пленных и отняв добычу. После смерти Романа Ростиславича Смоленского в 1180 году во время северного похода Святослава Всеволодовича Игорь вместе с Ярославом Всеволодовичем охранял Чернигов, затем они с половцами участвовали в походе против Давыда Ростиславича Смоленского под Друцк, а после возвращения их войск на юг Рюрику Ростиславичу удалось нанести поражение половцам Кобяка и Кончака и Игорю, в результате чего в Киеве и Киевской земле утвердился т. н. «дуумвират» Святослава и Рюрика.Перед битвой на Орели Игорь с Владимиром Глебовичем Переяславским были посланы Святославом и Рюриком против половцев. Игорь отказал Владимиру в праве ездить напереде (передовым отрядам обычно доставалась большая добыча), Владимир развернул полки и ограбил Новгород-Северское княжество, но Игорь продолжил поход и разбил половцев на реке Хирии. После битвы на Орели (в которой чернигово-северские князья не участвовали) Игорь вместе с другими северскими князьями провёл удачный поход на половецкие кочевья по реке Мерлу.

Весной 1185 года Святослав Всеволодович уехал в свои северо-восточные владения собирать воинов, чтобы идти к Дону на половцев на всё лето, а Игорь вместе с его братом Всеволодом, князем Курским и Трубчевским, и племянником Святославом Ольговичем, князем Рыльским, предприняли новый поход. Вместе с дружиной ковуев (зависимое от черниговских князей кочевое население левого берега Днепра, родственное правобережным чёрным клобукам, зависимым от киевских князей) они двинулись к берегам Дона и Сала. Летописная повесть о походе князя Игоря на половцев содержит сведения о боевом порядке войск русских князей того времени, который по сравнению с XI веком стал дробиться не только по фронту, но и в глубину, при этом перед большим полком впервые упоминается также полк, составленный из стрелков от всех княжеских полков. При первой встрече с половцами на реке Сюурлий (утром в пятницу) удача сопутствовала Игорю, была захвачена большая добыча. Было организовано преследование передовым полком Владимира Игоревича и полком левой руки Святослава Ольговича, при этом основные силы (большой полк Игоря и полк правой руки Всеволода) продолжали сохранять построение.

На берегах Каялы русское войско столкнулось с основными силами половцев (утром в субботу). Их численное превосходство было настолько серьёзным, что последующий бой вёлся русскими войсками в окружении. Ведя бой, они двигались к Донцу. Вариант бегства от половцев в конном строю Игорь отмёл, так как не хотел бросать на произвол судьбы чёрных людей. Летопись также сообщает любопытную подробность, также свидетельствующую об особенностях военного дела того времени: получив рану, Игорь продолжил движение на коне. Утром в воскресенье, после суток непрерывного боя на ходу, войска вышли к озеру и начали его огибать. «Слово о полку Игореве» содержит отсутствующую в летописной повести подробность о том, что Игорь изменил направление движения своего полка для помощи полку Всеволода. Ковуи не выдержали и побежали, пытаясь вырваться из окружения. Игорь поскакал им наперерез, чтобы попытаться их вернуть, но ему это не удалось. Вернуться обратно он также не смог. Он был взят в плен, как и остальные князья. Многие воины погибли. «Слово о полку Игореве» обобщённо говорит о трёх днях боя с половцами, уточняя, что на третий день стяги Игоря пали к полудню.

Половцы вторглись на Русь по двум направлениям: к Переяславлю и в Посемье. В Переяславле сел в осаду Владимир Глебович, а в Курск и Путивль Святослав Всеволодович успел прислать своих сыновей Олега и Владимира. Одновременно Святослав соединился с Рюриком у Заруба, готовясь форсировать Днепр, чтобы прийти на помощь осаждённым в Переяславле. Половцы не стали дожидаться столкновения и ушли. Половцам удалось сжечь только город Римов.

Из плена Игорь бежал, оставив там своего сына Владимира, который вернулся позже, женившись на дочери Кончака. Этот поход Игоря Святославича на половцев послужил канвой для знаменитого «Слова о полку Игореве». В 1191 году Игорь с братом Всеволодом провёл удачный поход на половцев и выступил во второй поход после получения подкрепления от Святослава Киевского и Ярослава Черниговского во главе с пятью княжичами, дошёл до Оскола, но половцы смогли своевременно приготовиться к битве, и Игорь отвёл войска на Русь. В 1198 Игорь, после смерти князя Ярослава Всеволодовича, занял черниговский стол.

По мнению А. П. Пятнова, точная дата смерти князя Игоря Святославича (29 декабря) является плодом недоразумения и неудачной компиляции В. Н. Татищевым сведений Радзивиловской летописи. Указание 1202 года, как года его смерти связано с игнорированием использования летописцем ультрамартовского стиля. Наиболее реальной датой смерти князя следует считать первую половину 1201 года.

Князь Игорь Святославич фигурирует в двух близких тематике группы фильмах:

1969 — «Князь Игорь» — цветной фильм-опера советского режиссёра Романа Тихомирова. Экранизация одноимённой оперы А. П. Бородина на сюжет памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Фильм снят на киностудии «Ленфильм» в 1969 году. В роли князя — Борис Хмельницкий

1972 — Сказание про Игорев поход — мультипликационный фильм студии Киевнаучфильм (режиссер Нина Василенко)

Композитор недели Александр Бородин

Здравствуйте, и добро пожаловать в первую из, я надеюсь, длинную серию еженедельных обновлений от всех нас в Ralston Listening Library. В начале каждой недели мы выбираем композитора (обычно того, у кого день рождения примерно в это время), чью музыку я обсуждаю и включаю в расписание прослушиваний в Библиотеке. На этой неделе наша команда исследует жизнь русского композитора Александра Бородина. Бородин, хотя и очень уважаемый, возможно, не первое имя, которое приходит на ум, когда думаешь о русской музыке. Мы все знаем великих — размашистые фортепианные концерты Рахманинова, прекрасные балеты Чайковского, вызывающий модернизм Стравинского. Тем не менее музыка Бородина достойна упоминания наравне с его прославленными соотечественниками; действительно, его эксперименты с мелодией и отстаивание специфически русского жанра классической музыки сильно повлияли и сделали возможной музыку многих поколений русских композиторов.

Бородин родился в Санкт-Петербурге в 1833 году, внебрачный сын грузинского дворянина и крепостной женщины. Крепостная жизнь во времена Бородина часто была суровой и короткой; передвижения крепостных и права человека были ограничены законом, и ими можно было владеть и продавать так же, как рабами. К счастью, отец Бородина обеспечил сыну хорошее образование и освободил его на смертном одре. С юных лет Бородин проявлял замечательные способности как к искусству, так и к науке; действительно, именно в последней области в качестве химика Бородин провел большую часть своей трудовой жизни и добился, по его мнению, наибольшего успеха. Он по-прежнему пользуется большим уважением в истории химических исследований за свою работу в области органического синтеза и свое открытие в 1869 году.альдольной реакции.

В 1862 году Бородин, известный своим друзьям как человек добродушный и с чувством юмора, легко сошелся с Милием Балакиревым, Сезаром Кюи, Модестом Мусоргским и Николаем Римским-Корсаковым, группой, известной как «Могучая пятерка». самый известный коллектив русских композиторов-классиков 19 века. Бородин и его коллеги поддерживали в своей музыке националистические темы, посвященные созданию новой школы специфически «русской» музыки. Они часто противостояли Петру Ильичу Чайковскому, их известному современнику, чья музыка часто характеризовалась как часть более широкой космополитической европейской классической традиции.

Идеология «Могучей пятерки» — ключ к пониманию самых известных произведений Бородина. Например, величавое тональное стихотворение «В степях Средней Азии» вызывает в воображении размах сибирского пейзажа на обширных землях России на востоке. Для самого масштабного проекта Бородина — оперы «Князь Игорь» — композитор сам адаптировал либретто из нескольких средневековых источников русской истории и преданий. Хотя сегодня это краеугольный камень его репутации, композитор так и не смог довести оперу до конца, предоставив Римскому-Корсакову и Александру Глазунову подбирать пьесы после его смерти от сердечной недостаточности в 1887 году. Примечательно, что раздел «Половецкие пляски» Шедевр Бородина живет в массовом сознании и сегодня как мелодия к песне Тони Беннета «Чужак в раю».

Присоединяйтесь к нам на этой неделе для серии прослушиваний, посвященных замечательной жизни и творчеству Бородина.

  • Понедельник 3-4: «По степям Средней Азии» и Симфония №1
  • Вторник 4-5: Князь Игорь (feat. «Половецкие пляски»).
  • Пятница 3:-4: Струнные квартеты Бородина

Первоначально напечатано в Sewanee Mountain Messenger, 9 ноября 2018 г.

Князь Игорь Константинович – Добро пожаловать в мой магический театр

Поскольку 17 и 18 июля — 104-я годовщина убийства последней императорской семьи России, я делюсь главой 15 «Печальный юбилей» моей альтернативной истории  И Алексей Жил . Он завершает часть I, «Царь-мальчик».

Галерея изображений следует за главой.

Среди ночи 17 июля Алексей проснулся от резкого, горького чувства, сдавливающего все его существо. Когда он включил прикроватную лампу и посмотрел на маленькие часы, которые Михаил подарил ему на именины в октябре, то увидел, что было чуть больше часа ночи, примерно в то же время, когда его разбудили ровно год назад. Cегодня. Год назад у него все еще были родители, полноценная семья, несколько больше чувство невинности. Разбитая невинность плена была предпочтительнее полностью разрушенной невинности, сошедшей в подвал. Теперь у него не было другого выбора, кроме как вечно жить с образами убитых на его глазах родителей и выстрелов в него самого.

Он сбросил одеяло и встал, почти забыв о том, что на его ногах установлены суппорты. Потратив несколько минут на то, чтобы привыкнуть к темноте, чтобы не споткнуться и не удариться обо что-нибудь, он осторожно обошел комнату и включил все лампы. Он также зажег несколько свечей, хотя предполагалось, что они будут использоваться только в экстренных случаях или в религиозных целях. Даже после того, как вся комната была залита светом, кошмарные образы не прогонялись так легко, как свет прогнал тьму. Он еще видел, как отец берет его на руки и выносит из спальни, из дома, через двор, вниз по лестнице и в подвал, а за ними следуют мать и сестры со своими слугами. Даже две собаки его сестер забрались в подвал. В том катаклизме уцелел только Джой, хотя, если бы Алексей умел ходить, он бы привел туда и свою собаку.

Алексей протопал к мольберту и откупорил баночку с черной краской, не заботясь о том, что это за краска. Краска была краской, даже несмотря на то, что его новый наставник по рисованию пытался научить его различиям между каждым средством. Затем он нашел самую большую кисть в консервной банке, набитую кистями, погрузил ее в краску и лихорадочно водил ею по холсту. Заполнив примерно половину холста черными завихрениями и полосами, он открыл банку с темно-серой краской, нашел новую кисть и добавил к картине немного другой цвет. Оставалось еще немного места, поэтому он нашел максимально темный красный цвет и маниакально ткнул кистью в белые места. Когда он провел капающей кистью по всему дну холста, его горло сжалось, и он начал учащенно дышать.

Надеясь открыть окна для свежего воздуха, он хотел встать, но был парализован на месте. Он чувствовал свои ноги, но не мог заставить их двигаться. Его руки дрожали, когда он закатывал штанины пижамы и нащупывал пряжки на правом суппорте. Это тоже не увенчалось успехом, так как его пальцы слишком сильно тряслись, чтобы выполнять какие-либо действия с мелкой моторикой.

«Что здесь происходит?» — спросил Михаил. «Почему так много огней горит посреди ночи? Я услышал странные звуки и пошел на разведку, думая, что это мог быть грызун».

Алексей открыл рот, чтобы ответить, но в горле пересохло, а язык так же парализован, как и ноги. Он изо всех сил пытался поднять руку и указать на календарь.

Взгляд Михаила смягчился. — Прошел год с тех пор, как вы потеряли родителей, не так ли?

Алексей мог только кивнуть.

«Что ты рисуешь? Это намного мрачнее и абстрактнее, чем все, что я когда-либо видел, как ты рисуешь». Михаил посмотрел вниз и увидел закатанные штанины своего племянника. «Вы пытались снять суппорты? Вы добились слишком большого прогресса, чтобы вдруг все изменить сейчас.

«Это подвал». Он едва успел произнести эти слова. «Если я изложу это на бумаге, это может навсегда покинуть мой разум».

Михаил подошел к племяннику, встал рядом с ним на колени и заключил его в свои объятия. «Эти воспоминания будут жить так же долго, как и ты. Вы не можете выкинуть их из головы, раскрашивая, рисуя, лепя их или описывая о них. Если бы я мог, я бы засунул все твои плохие воспоминания в запечатанный железный ящик и выбросил его на дно океана, но память так не работает. Мы должны жить со всеми нашими воспоминаниями, как хорошими, так и плохими, всю нашу жизнь. Мы не можем просто вспомнить счастливые времена. Уродливые воспоминания являются частью того, кто мы есть, и формируют из нас людей, которыми мы становимся».

«Но у меня больше плохих воспоминаний, чем у большинства людей. Не только подвал, но и все те времена, когда я чуть не умер перед этим. Почему я не мог умереть с родителями в подвале или сколько-нибудь раз до этого? Мне никогда не суждено было долго жить. Бог должен был забрать меня задолго до этого, чтобы мне не пришлось стать заключенным и быть расстрелянным так много раз».

«Мы не можем понять причину, по которой Бог оставил вас в живых так долго, несмотря на вашу болезнь. Может быть, это значит, что Бог действительно хочет, чтобы ты стал царем, и предназначил тебе великие дела, о которых ты даже не подозреваешь. Михаил отпустил племянника и встал. — Если хочешь, я проведу остаток ночи здесь, так что тебе будет лучше, если тебе приснится еще один кошмар. Утром будет особая панихида по твоим родителям.

«В дворцовой часовне?»

«Это в соборе Святой Екатерины, так как мы ожидаем очень большое количество людей. Ты же можешь ходить туда и обратно без костылей, не так ли? Слава богу, ты больше не тень самого себя, какой была, когда произошло все это безумие. Возможно, более длительная прогулка, чем обычно, поможет восстановить силы».

«Думаю, я смогу пройти это расстояние, хотя я предпочитаю молиться в Дворцовой капелле и Федоровском соборе, если мне придется покинуть территорию дворца».

«Я бы не заставлял тебя идти такое расстояние, если бы не думал, что ты сможешь это сделать. Мы никогда по-настоящему не понимаем, на что способны, пока не окажемся прямо в данный момент. Границы человеческого существа — это то, что мы никогда не сможем понять, как бы они нас ни изумляли».

Алексей топал обратно в постель, а Михаил ходил выключая свет и гася свечи. Перед тем, как Михаил погасил свет, он повернул мольберт, на случай, если этот образ еще больше напугает его племянника, когда он проснется.

— Ты мой любимый дядя, Дядя Миша, — сказал Алексей после того, как Михаил закрыл дверь и лег в постель. «Бьюсь об заклад, другие мои дяди подумали бы, что я ребенок, если бы я попросил их провести со мной остаток ночи. Мне почти пятнадцать».

«Вы не можете знать наверняка, пока не спросите их, но я не могу представить, чтобы кто-нибудь, член семьи или нет, добровольно взялся за эту работу». Михаил похлопал племянника по плечу. — А теперь попробуй снова заснуть и прибереги все свои силы и эмоции для панихиды.

2

К счастью, Михаил решил поехать в собор Святой Екатерины на одном из своих роскошных автомобилей, вместо того, чтобы идти пешком. Никому не хотелось идти пешком, когда можно было ехать, тем более что эта церковь была не так близко, как Федоровский собор, поэтому Михаил взял свои темно-зеленые «Чалмеры» и два «Пежо». Сестры Алексея и их мужья поедут на «пежо», а все остальные на изысканных чалмерах.

— Твой дядя вечно за рулем засыпает, — сказала Наталья, садясь в машину. «Если я не ткну его в ребра, когда он заснет, он упадет в канаву или перевернется посреди дороги».

— Я не буду спать, когда мой собственный племянник будет пассажиром, — сказал Михаил. «Как я мог рисковать жизнью нашей единственной надежды на будущее? Это было бы так лицемерно, после того, как я так строго следил за его здоровьем.

«Вы засыпаете независимо от того, кто в машине и куда вы едете. Действия значат больше, чем слова.» Наталья потянулась к своей почти трехмесячной малышке Вере, когда ее передала английская гувернантка.

Во время короткой поездки к церкви Алексей сидел между своими двоюродными братьями и смотрел на проносившиеся пейзажи. Он всегда любил кататься на машинах, водить свой игрушечный «Мерседес-Бенц» и машины своего отца. Было ужасно снова получить запрет на вождение, но, по крайней мере, Михаил не запретил ему быть пассажиром. Пока он был в машине, он мог попытаться жить опосредованно через водителя и притвориться, что он был за рулем. Когда он станет старше, у него может быть хорошая коллекция автомобилей, как у Михаила, из далеких мест, таких как Италия, Франция, Англия и Америка. Возможно, когда пройдет еще несколько лет, он сможет приобрести немецкие автомобили. Табу на что-либо и кого-либо немецкое должно было в конце концов рассеяться.

Михаил остановил машину возле церкви и выпустил Наталью, прежде чем открыть пассажирские двери. Обычная толпа толпилась вокруг, ожидая, когда хоть мельком появится их правящая семья. Алексей взял дядю за другую руку и остался рядом с ним, пока они шли сквозь толпу в церковь, хотя люди все еще тянулись к ним, чтобы прикоснуться к ним и благословлять.

— Веди себя прилично, — рявкнул Михаил в церкви. «Мой племянник и я не цирковые животные, на которых можно пялиться. Мы нормальные люди, а не только регент и царь».

Пока толпа отвлеклась, разглядывая трех явно ожидающих сестер Алексея, Михаил нашел племяннику кресло рядом с иконостасом. К тому времени, когда все вошли в церковь, Михаил, Наталья и Владимир закрыли вид на сидящего царя-мальчика, и никто не понял.

Священник начал читать заупокойные молитвы и размахивать кадилом. Как всегда, Алексей не мог заставить себя следовать за ним или ответить. Хотя он все еще верил в Бога, Бог, в которого он верил, умер в подвале вместе с его родителями. Вернуться к той невинной, чересчур благочестивой вере было невозможно. Он знал слишком много и не мог притворяться, что все было по-прежнему. Даже его тетя-монахиня Элла не восстановила в точности ту веру, которая была у нее до плена.

— Не хватайся за края стула слишком сильно, — прошептал Михаил. «Вы не хотите ушибить руки или пальцы».

Алексей вспомнил образы своих родителей в более счастливые дни, на Штандарте , в Ливадии, за просмотром фильмов и слайд-шоу субботними вечерами дома, как они предстали на картинке внутри его яйца Фаберже. Затем вернулись уродливые, ненавистные образы шокированных лиц его родителей сразу после того, как злобный главарь вынес смертный приговор его отцу, как они выглядели, когда вражеские пули вошли в их тела и мгновенно убили их, их безжизненные, окровавленные тела лежали на полу. на полу подвала, когда густая дымка оружейного дыма плыла по комнате, и его сестры кричали. Никто не пришел утешить его во время схватки, как его сестры утешали друг друга. Он был совершенно один в этом кресле, безжизненное тело его отца рухнуло перед ним, безжизненное тело его матери в стороне, и никто не мог поддержать его в его угрожающие последние минуты. Только отсрочка Ангела Смерти в последнюю минуту спасла его от могилы.

Алексей встал со стула и обнял дядю, когда последние слова молитвы за умерших наполнили воздух. Он закрыл глаза, пытаясь отогнать густые серые тучи, грозившие разорваться, но безрезультатно. Они все еще сочились из-под его век, так что рубашка его дяди должна была сильно промокнуть.

«Почему последний год не мог быть кошмаром? Я не должен был так потерять своих родителей, и я не хочу быть царем в таком юном возрасте».

— С тобой все будет в порядке, что бы сейчас ни творилось в твоем уме и сердце, — успокоил его Михаил. «Я всегда буду поддерживать тебя и давать тебе всю любовь, защиту и нормальность, которые твои родители больше не могут обеспечить. У тебя есть я и твои сестры, с которыми можно скорбеть, и мы никогда не бросим тебя».

«Мои сестры бросили меня в подвале. Никто из них не подошел, чтобы взять меня за руку, обнять или что-то в этом роде. Они знали, что я слишком болен, чтобы двигаться, и заботились только о себе».

«Не обижайся на них за это. Кто мог здраво мыслить в такой ужасной ситуации? Ты, наверное, тоже не соображал.

«Я был слишком напуган, чтобы что-то сделать. По крайней мере, я никогда не кричал и не плакал. Я бы хотел, чтобы я не позволял себе сейчас быть таким эмоциональным. Вы, должно быть, думаете, что я совсем ребенок».

Михаил погладил племянника по каштановым волосам. — Я же сказал тебе, что здесь нечего стыдиться. Это грустная годовщина, и даже если бы это был просто еще один день, мужчинам позволено плакать».

«Ты действительно считаешь меня мужчиной?»

«Неважно, насколько ты молод, я не думаю, что кто-то может отрицать, что ты стал мужчиной в душе. Люди могут считать тебя своим мальчиком-царем, но для меня и для всех членов нашей семьи ты более настоящий мужчина, чем другие люди твоего возраста. Твое сердце обладает особой зрелостью и чувствительностью, которые не достаются никому, и эти драгоценные качества помогут тебе стать великим царем, как они сделали тебя таким особенным юношей».

****************************************

Убит 17 июля 1918 г.:

Царь Николай II (Николай Александрович), рожд. 6/18 мая 1868

Императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Виктория Аликс Елена Луиза Беатриса Гессенская и Рейнская, рожд. Ольга Николаевна, 3/15 ноября 1895 г.р.

Великая княгиня Татьяна Николаевна, 29 г.р.Май/11 июня 1897 г.

Гранд -герцог Мария Николайевна, родилась 14/27 июня 1899 г.

Гранд -герцогина Анастасия Николайевна, родился 5/18 июня 1901

Тесаревич Алекси НИКОЛЛ.

Боткин доктор Евгений Сергеевич, рожд. 27 мая/8 июня 1865 г.

Демидова Анна Степановна (фрейлина), рожд. 2/14 июня 1870 г.

Трупп Алоизий Егорович (лакей), 5 апреля 1856 г.р.

Убит 18 июля 1918 г. (хотя большинство умерло через несколько дней):

Сестра (бывшая великая княгиня) Елизавета Федоровна, урожденная принцесса Елизавета Александра Луиза Алиса Гессенская и Рейнская, родилась 1 ноября 1864 года

Сестра Варвара Алексеевна Яковлева, род.0003

Князь (урожденный Великий Князь) Иоанн Константинович, рожд. 23 июня/5 июля 1886 г.

Князь Константин Константинович младший, рожд.