Князь игорь интересные факты: Интересные факты о Игоре Старом (кратко,самое интересное)

Содержание

Игорь Рюрикович – «алчный князь»

«И пришли к горам киевским, и увидел Олег, что княжат тут Аскольд и Дир, спрятал он воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам приступил, неся отрока Игоря. И подошел к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря, Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и вынесли Игоря: «А это сын Рюрика»».

Именем малолетнего князя Игоря Олег, согласно свидетельству «Повести Временных Лет», завоевал Киев и объединил многочисленные племена Восточно-Европейской равнины. Лишь спустя долгие тридцать лет наследник смог занять киевский княжеский стол.

Сын Рюрика — соправитель Олега

Игорь родился не позднее 879 года — более точную дату указать невозможно из-за отсутствия надёжных источников о тех далёких от наших дней веках. Он был наследником Рюрика, однако по причине малолетства его воспитанием занялся Олег, чьё происхождение по сей день вызывает споры в среде учёных. Так или иначе, малолетний Игорь был свидетелем того, как его попечитель огнём и мечом ковал Киевскую Русь и ждал, когда он сможет руководить созданным воспитателем государством самостоятельно.

Вещий Олег. (Pinterest)

Административные навыки Игорь, по всей видимости, начали развиваться довольно рано. Олег проводил достаточно много времени в военных походах, оставляя своё детище фактически без правителя. Современные исследователи выдвинули гипотезу, что в это время, в частности, во время походов на Византию, Игорь оставался «за старшего» в Киеве и ведал текущими государственными делами. Таким образом, на рубеже 9 — 10 веков в Киевской Руси сложилось своеобразное «двоевластие», но Олег всё же оставался признанным лидером.

Смерть «вещего» князя в 912 году позволила Игорю сосредоточить всю полноту власти в своих руках. В это время он уже был женат на Ольге, уроженке псковской земли и скандинавке по происхождению.

Факты о характере княгини

Веяния, культура и традиции того времени не позволяли правителям быть бескостными и мягкотелыми. Суровые языческие правила и образ жизни рождали стойких и жестоких людей, не считающихся с жизнью и интересами своих противников. Но княгиня априори не была слабовольной и беспомощной, ведь жизнь закалила и многому научила её ещё до наделения браздами правления государством.

Опасаясь за жизнь своего ребёнка, которого могли убить либо претенденты на трон, либо древляне, желавшие обезглавить своего закоренелого и более сильного врага — Киевскую Русь, княгиня действовала быстро и хладнокровно, проявив всю твёрдость своего характера, а порой даже жестокость. Но кровожадностью в те времена никого нельзя было удивить. Руководствуясь правом кровной мести, которая поддерживалась традициями этой эпохи, Ольга привела в исполнение свой хитроумный план.

Древляне, воспользовавшись смертью князя Игоря, послали к Ольге гонцов с предложением свадьбы. Это должно было прекратить извечную вражду между двумя землями, однако новая правительница и убитая горем вдова задумала отомстить за своего мужа. Она с почестями приняла сватов у себя, не дав им ничего заподозрить. Усыпив бдительность гостей, она приказала схватить и заживо закопать их вместе с ладьёй, на которой прибыли. Княгиня хотела показать древлянам, что месть за убитого мужа будет намного страшнее и мучительнее.

Но это была лишь малая часть задуманного. Расправившись с первыми посланниками, Ольга отправила гонца в стан врага с требованием прислать ей подобающих сватов. В ответ древляне снарядили в столицу Руси своих лучших мужей, дабы выразить этим признание царице. Гостей приняли в городе с почестями. Прибывших отправили в баню перед приёмом у княгини, где те были заперты и сожжены заживо. Так новоиспечённая правительница лишила своего врага лучших его представителей и сильнейших воинов.

Княжение Игоря: древляне, печенеги и византийцы

Начало самостоятельного княжения Игоря началось с недовольства племён своим подчинённым положением. Видимо, почувствовав ослабление центральной власти, свои даннические отношения с Киевом разорвал союз древлян, присоединённый ещё Олегом. Игорь смог подчинить нелояльные племена обратно, наложив на них дань, значительно превышавшую прежнюю. Впоследствии напряжение между древлянами и Киевом ещё сыграет свою роль в дальнейшей биографии молодого киевского князя.

В самом начале правления князя Игоря на границах Древнерусского государства появляется новая напасть — кочевые племена печенегов. Однако до вторжения дело не дошло. Игорь смог заключить со степняками мир, после чего те продолжили своё движение на юг, вторгнувшись в пределы Византийской империи. Учитывая, что после смерти Олега в связи со сменой князя Русь находилась в несколько разобранном состоянии, такой шаг Игоря кажется логичным.

Знатный печенежский воин и его вооружение. Приблизительная реконструкция. (Pinterest)

Видимо, уже через несколько лет печенеги всё же нарушили спокойствие Киевской Руси — в 920 году Игорь начинает военную кампанию против беспокойных соседей. Этот конфликт стал лишь эпизодом в глобальном противостоянии в южной части Восточной Европы между кочевниками, Русью и Византийской империей. К сожалению, о результатах похода из письменных источников ничего не известно.

В древнерусских летописях зияет огромная дыра протяжённостью в 20 лет — о деятельности Игоря до знаменитых походов на Византию. Здесь на помощь историкам приходят иностранные источники: арабские и византийские. Кстати, именно князь Игорь стал первым киевским князем, имя которого зафиксировано в зарубежных документах того времени.

В 30-е годы 10 века Игорь в ответ на просьбу византийцев, подкреплённую дарами, начинает поход против хазар, угрожавших в то время крымским владениям ромеев. На Керченском полуострове славяне во главе с неким Хальгой, которого современные исследователи называют одним из воевод Игоря, смогли захватить хазарскую крепость Самкерц. Но военная удача вскоре отвернулась от Хальги — хазарский полководец Песах разорил византийские владения, почти взял Херсонес и разгромил древнерусские войска, заставив воеводу вернуть награбленное добро, заключить мир и пообещать напасть на Византию.

Развалины Херсонеса. (Wikimedia Commons)

Личная жизнь

Женой Игоря стала псковитянка со сказочным именем Прекраса, которой молодой князь перед заключением союза дал новое имя – Ольга. Почему он так сделал, опять же, вариантов несколько. Либо это был его каприз и демонстрация власти. На момент их бракосочетания молодому человеку было 25 лет, а девушке всего 13. Либо же причина этого поступка крылась намного глубже.

«Первая встреча князя Игоря и Ольги», художник Василий Сазонов

В некоторых источниках говорится о том, что Ольга – дочь Олега. А именно Олег и сосватал ее Игорю. Его целью было укрепить влияние на повзрослевшего юношу. Имя Ольга – производное от мужского имени Олег. В историю женщина вошла как Ольга, став великой княгиней и первой правительницей, принявшей христианство.

У них родился сын Святослав, ставший через три года князем под опекой матери.

Святослав Игоревич, сын Игоря Рюриковича

У Игоря были и другие жены, но Ольга всегда оставалась его любимой женщиной. Она была мудрой, к решению вопросов подходила продуманно и взвешенно. Были ли дети в остальных браках у Игоря, в летописях не сообщается.

Поход на Константинополь: от разгрома к мирному договору

Игорь сдержал клятву, данную хазарам. В 941 году начался первый поход киевского князя против ромеев. Однако сохранить в тайне планы удара по Византии славяне не сумели — император получил информацию о готовящемся вторжении от болгар. Тем не менее, несмотря на это, первое время Игорю улыбалась удача — основная часть флота ромеев воевала против арабов. Славяне смогли высадиться на черноморском побережье Малой Азии, начали грабить города и сёла, возглавляемые уже упоминавшимся Хальгой. Другая часть войска шла на Византию со стороны Болгарии, позже присоединившись к своим соратникам.

По некоторым данным, древнерусский флот состоял из тысячи кораблей — византийцам требовалось время для сбора сил, чтобы дать отпор. Решение Игоря грабить Малую Азию позволило византийцам собрать эти значительные силы. Когда киевский князь подошёл к стенам Второго Рима, ромеи уже подготовились к обороне. Свои корабли они оснастили «греческим огнём», который 11 июня 941 года в сражении у Иерона нанёс большой ущерб древнерусскому флоту. «Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская её, пожгли нас; оттого и не одолели их». После поражения Игорь с частью войск отступил обратно на Русь, в то время как другие дружинники переправились в Малую Азию.

Греческий огонь. Миниатюра. «Хроники» Иоанна Скилицы. (Wikimedia Commons)

Здесь византийцы смогли сосредоточить около 40 тысяч человек, однако решающая победа была достигнута снова на море. 15 сентября 941 года у города Килы ромеи уничтожили русские корабли. Дальнейшая судьба этой части киевской рати осталась неизвестной. Вполне возможно, что никому не удалось вернуться домой, и император Роман попросту казнил пленных, как это было месяц назад под стенами Константинополя.

Однако Игорь не сдавался. Он привлёк на свою сторону варяжских наёмников, договорился о совместных действиях с печенегами и в 943 году начал новый поход на Византию. Но на этот раз императору Роману удалось откупиться. Летописи сообщают, что на это решение повлияли дружинники князя, которые помнили о том, как трагично для Руси закончился прошлый поход против ромеев.

Византийцы решились пойти ещё дальше и заключить с Русью новый договор. С этой целью для консультаций в Киев были посланы послы императора — впервые в истории отношений Древнерусского государства и Восточной Римской империи. Спустя некоторое время уже русские представители прибыли в Константинополь и заключили договор с Византией, который упорядочивал дипломатические и торговые контакты между двумя странами. Историки противоречиво оценивают этот межгосударственный акт, отмечая, что, по сравнению с договорами князя Олега, условия для Древней Руси ухудшились. Возможно, на это повлияла не слишком удачная деятельность Игоря в качестве полководца.

Текст договора. Радзивилловская летопись [начало XIII века]. (Wikimedia Commons)

Путь к православию

После достижения Святославом необходимого для вхождения на престол возраста княгиня отошла на второй план, но в связи с частыми военными походами, которыми руководил её сын, управление княжеством всё ещё частично лежало на плечах Ольги.

Во время дипломатического визита в Византию великая княгиня очень прониклась православной верой и приняла святое крещение от императора Константина. В Константинополе ей также пришлось выстоять очередное испытание: император, поражённый красотой Ольги, пытался склонить её к женитьбе, но со всей своей мудростью она отвергла это предложение, не ущемляя чувств влюблённого правителя. Так Ольга стала первой на Руси правительницей, исповедовавшей христианство, за что впоследствии и была названа равноапостольной, а также причислена к лику святых.

Не только крещением княгиня заслужила святость, но и своим покаянием и борьбой за христианскую веру. Ольге пришлось немало противостоять язычникам, порой даже силовыми методами, проливая кровь и строя на завоёванных землях храмы и монастыри. Сын Святослав не принимал христианства, как и его дружина, но перечить матери не смел, позволяя ей возводить христианские церкви и крестить людей.

Своих внуков, Ярополка и Владимира, княгиня воспитывала в христианских традициях, но не спешила их крестить, опасаясь гнева Святослава, который не разделял её стремлений. Под давлением дружины и общества Ольге пришлось прекратить свои походы на север и закрыться с внуками в Киеве.

Воспитание великой княгини Ольги сделало Владимира Святославовича впоследствии крестителем Руси.

Смерть Игоря — предательство дружины?

Спустя всего лишь год после заключения мира с Византией княжение Игоря трагически заканчивается в древлянской земле при попытке повторного сбора дани. Нестор, автор и составитель «Повести Временных Лет», обвиняет киевского князя в алчности и любви к наживе — дескать, именно это и только это стало причиной его гибели.

Однако современные исследователи обращают внимание на другие факты, пытаясь реконструировать причины столь бесславной кончины. Так, например, историки указывают на то, что, по всей видимости, Игорь во время своего княжения вступил в противоборство с влиятельными языческими жрецами на фоне распространения в крупных русских городах христианства. Сам способ умерщвления князя — его привязали к стволам двух деревьев и разорвали надвое — по сведениям античных и раннесредневековых источников, у языческих племён применялся к святотатцам. Решение о казни Игоря принимало древлянское вече, на котором веское слово имело жречество.

Казнь Игоря древлянами. (Pinterest)

Месть жречества облегчалась ещё и тем, что часть дружины Игоря оставила его после сбора дани. Исследователи предполагают, что не сам князь, как указывает летописец, отпустил дружину перед повтором сбора дани, что выглядит самоубийственно, а дружинники оставили Игоря, недовольные мирным договором с Византией. Существует также предположение, что князя оставили именно язычники, в то время как с Игорем остались лишь немногочисленные христиане.

Конечно, все приведённые домыслы остаются на уровне гипотезы, и мы вряд ли сможем реконструировать события тех далёких лет. Фактом остаётся одно — взошедшая на киевский престол вдова князя, Ольга, отомстила за смерть мужа и окончательно интегрировала древлян в Киевскую Русь.

Память

  • Игоревская улица в Киеве

Кино

  • 1983 – «Легенда о княгине Ольге», в роли Игоря Александр Денисенко

Литература

  • «Игорь», А.Серба
  • «Князь Игорь и княгиня Ольга», В. Седугин
  • «Наконечник ножен меча из кургана близ Коростеня», М. Фехнер

Изобразительное искусство

  • «Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году», К. Лебедев
  • «Первая встреча князя Игоря и Ольги», В. Сазонов
  • «Князь Игорь», К. Васильев
  • «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря», В. Суриков
  • «Князь Игорь», И. Глазунов
  • «Казнь князя Игоря», Ф. Бруни

Страшные факты о князе Игоре и княгине Ольге: topbloger — LiveJournal

Продолжаем цикл «Утраченная история».
Вернемся немного назад, к первым Рюриковичам. Ибо своих героев надо знать в лицо.

Итак, согласно норманской теории, которая опирается на летопись киевского монаха Нестора «Повесть временных лет», в 6370 лета от Сотворения мира, в 862 году по-нашему, несколько восточно-славянских племен (кривичи и словене) и фино-угры (чудь и весь) ради процветания и прекращения распрей обратились к скандинавским варягам с предложением занять княжеский престол, повелевать  и править ими — даром, что у них и свои князья свои имелись и даже целые города, а вот править собой не могли, не умели. Не беда, что у скандинавских варягов и у самих-то никакого государства отродясь не было, но упустить такое небывалое в мировой истории  «предложение» было бы глупо. И Рюрик со своей семьей, друзьями и дружиной явился править и вести к процветанию местные наивные племена.

Вот и Нестор  в своей Повести сообщает, что  «варяги из заморья обложили данью чудь, ильменских словен, мерю и кривичей, а хазары – полян, северян, вятичей». Ну то есть, если править, означает собирать дань, то как бы оно дело нехитрое. Но не все племена, видимо, были столь склонны к мазохизму, как чудь и кривичи. Вот, к примеру, по соседству с ними жили-были древляне – племя непокорное, за что, видать, киевский черноризец и ругает их в своей Повести последними словами, дескать, «древляне живяху звѣриньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды дѣвиця».  В лесах, среди деревьев, аки звери, живут, говорит. А между тем у древлян и князья свои были и города, и городища и даже столица своя – город Изкоростень.

И вот эти нехорошие древляне никаких Рюриков не звали  и никого не хотели добровольно себе на выю сажать, а потому пришлось в 883 году вещему Олегу (наставнику малолетнего Игоря Рюриковича)  воевать с древлянами, а победив их в упорной борьбе, обложить данью. Но как только вещий Олег живописно «принял смерть от коня своего» в 913 году, древляне тут же взбунтовались и «заратишася» (затворились) от Игоря.   Пришлось молодому князю Игорю идти и вновь покорять древлян, вновь включать их в периметр своих владений.  И победил он их и наложил на них дань гораздо больше Олеговой. 
Вообще правящее сословие, которое и называется Русью, в то время этнически отличалось от основной массы населения. При варяге Игоре важные решения принимались старшей дружиной – боярами или княжьими мужами – и это почти без исключения варяги. Младшие дружинники назывались гриднями (от скандинавского слова «грит» — дворня). Поэтому судите сами как могли относиться к подчиненным народам — не родне, не к соотечественникам, не к единоверцам — такие эффективные менеджеры?  Ну вот… А военными успехами князь Игорь и вовсе не мог похвастать. Мирный договор с Византией после неудачного военного похода на Царьград, когда он потерял почти весь флот,  оказался менее выгоден, чем Игорь рассчитывал, и казна скудела на глазах.  Посему захотелось князю Игорю собирать дань большую, чем было установлено,  ибо лишь она давала ему товар для торговли с Византией – мед, меха, воск и прочее. Часть положенной дани – «повоз» — привозили ему из подчиненных областей наместники. Но основную часть Игорь предпочитал собирал сам. Эта статья доходов  называлась «полюдье». И не всегда  сбор дани на местах проходил гладко. И вот уж не зная где бы еще разжиться не опасным военным образом, князь Игорь «стал он замышлять пойти на древлян, желая взять с них еще большую дань».

Дальше было вот что. «В год 6453 (945). В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь – пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, – поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало».

Напоминает кое-что из 90-х, не правда ли? В общем, хоть размеры дани  определялись договором между князем и племенным старшиной, Игоря это мало волновало. Алчность  его не знала предела.  Князь Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти и пошел собирать и без того большую дань во второй раз. Древляне были недовольны, поэтому дружинники «насиляше им».  Но и этого ненасытному князю показалось мало – и он явился с полпути за данью пограбить свой народ в третий раз, причем от жадности взял с собой мало людей, чтобы не делиться со всеми. Ну а зачем выкупать, то, что тебе нужно сверх дани,  если можно просто прийти и забрать силой.  Древляне же собрали вече, на котором решили восстать против ненасытного волка. Древлянский князь Мал выступил навстречу Игорю и легко победил его, ибо дружина того была малочисленна. Самого князя-беспредельщика  разъяренные древляне казнили, привязав к двум согнутым березам так, что когда стволы распрямились, Игоря разорвало надвое. Дикари-с, как  писал Нестор.

Так закончилось это довольно бесцветное правление. Второй киевский князь  почти не расширил свои владения, утратил равноправие в отношениях с Византией, не мог удерживать под контролем собственных подданных. Он был завистлив, безрассудно жаден, к тому же, судя по всему,  не шибко  пользовался авторитетом у собственной дружины, иначе не зависел бы от ее  настроения. В результате нарушения баланса между аппетитами монарха и реальными возможностями, а также долготерпением податного населения всё закончилось бедой. За тысячу лет до того, как последний российский монарх был убит взбунтовавшимися подданными, та же участь постигла первого русского монарха – князя Игоря. С цареубийства началась история российской монархии, цареубийством она и закончилась.

Но, друзья, это ведь еще не конец истории. У нее есть не менее кровавое продолжение.       Лишившись монарха столь позорным образом, молодое русское государство оказалось на грани катастрофы. И тут  вышла на историческую сцену и плеснула масла в огонь  никто иная как супруга  неуемного варяжского князя княгиня Ольга.
До сих пор достоверно неизвестно каких кровей была Ольга, но одна из летописей называет ее дочерью вещего Олега, который и поженил свою дочь с сыном Рюрика. По другим летописям она – болгарская княжна. Третьи представляют ее простой славянской  девушкой из незнатной псковской семьи, которая как-то перевезла юного князя Игоря на лодке через реку, после чего юный княже, как водится,  влюбился  в прекрасную и целомудренную лодочницу без памяти, после чего уже никого не хотел видет своей женой, окромя нее. Сами решайте какая версия правдоподобнее.
Когда княже бесславно погиб на березах, его прямому наследнику — сыну Святославу – было всего три года, а потому бразды правления взяла в свои  руки княгиня Ольга. Бояре, сняв шапки, промолвили сумрачно: «Мужайся, княгиня. ..» (Композитор Бородин по этому случаю целую оперу написал трагическую в четырех частях с прологом***). Дружина, которая несколько дней назад толкала князя на повторное ограбление древлян, присягнула в верности Ольге, видя по мрачному взгляду и  изменившемуся лицу княгини,  что она преисполнена решимости отомстить за князя, а значит, добычи на их век хватит.

[Видео]

А тут и случай представился.  По обычаям Средневековья, бытующим тогда чуть ли не на всей территории Евразии, победитель  обычно брал в жены или наложницы жену (или целый  гарем) побежденного правителя. Древляне, как дети своего времени, долго не думали и отправили в Киев посольство с предложением бракосочетания их князя Мала  к киевской княжне.  Надо сказать, время для сватовства они выбрали не очень удачное –  дама только что овдовела. Но с другой стороны, куй железо пока горячо. А то там и воевода Свенельд рядом с троном  трется, да и вообще свято место пусто не бывает.

Прибыли древляне на ладье в количестве двадцати человек.   «И призвала их Ольга к себе, и сказала им: «Гости добрые пришли». И ответили древляне: «Пришли, княгиня». И сказала им Ольга: «Так говорите же, зачем пришли сюда?» Ответили же древляне: «Послала нас Деревская земля с такими словами: «Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, – пойди замуж за князя нашего за Мала».  Ольга им ответила: «Любезна мне речь ваша, – мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье», – и вознесут вас в ладье».
Когда древляне ушли назад в свою лодку, Ольга приказала на заднем дворе выкопать большую глубокую яму и на другое утро, послала за гостями, велев сказать: «Ольга зовет вас на великую честь». Древляне ответили: «Не едем ни на конях, ни на возах, несите нас прямо в ладье». Их подняли и понесли – и бросили вместе с ладьей в глубокую яму.  Тогда Ольга в ярости наклонилась над ямой и спросила послов: «Довольны ли вы честью?»

Древляне ответили ей, что эта честь хуже игоревой смерти: «О горе нам! Мы убили Игоря, но через это не только не приобрели ничего хорошего, но получили еще более злую смерть!»

И приказала Ольга засыпать послов землею прямо живыми.
Вы думаете сделав это, Ольга успокоилась? Увы.

Ольга тут же отправила гонцов к древлянам с требованием прислать ей новое посольство – более многочисленное и более знатное, чем первое.  Обнадеженные  удачным исходом сватовства древляне с великой радостью послали ей новое посольство, в которое вошли пятьдесят их знатнейших мужей. Когда послы пришли, Ольга велела приготовить им баньку, дескать, пусть благородные мужи отдохнут и помоются с долгой дороги.  Когда древляне стали мыться, то приставленные  слуги по приказу Ольги крепко  заложили  затворенные окна и двери, обложили баню соломой с хворостом и подожгли.   Так в бане живьем и сгорели древлянские старейшины вместе со своими слугами.

Вы думаете, что после этого Ольга успокоилась? Куда там!…  Напротив, Ольга стала собираться в дорогу. И послала вперед себя гонца древлянам, что едет-де княгиня для бракосочетания с их князем. И приказала наварить к ее приезду  меду и всякого питья и пищи в том месте, где был убит ее прежний муж, чтоб отслужить по нему похоронную тризну — похоронный пир по языческому обычаю.  Древляне, вне себя от счастья, еще знать не знали и ведать не ведали, что случилось с их двумя посольствами, а потому приготовили все в изобилии. А Ольга отправилась к ним с огромным войском, словно приготовилась к войне, а не к бракосочетанию. Когда же она приблизилась к столице древлян городу Изкоростень, горожане вышли к ней в праздничных одеждах, с хлеб-солью и низко поклонились матушке-княгине. Ольга велела древлянам насыпать высокий курган на месте гибели своего мужа, взошла на него и совершила  поминовение по языческому обычаю.

А потом повелела древлянам есть, пить и веселиться, а своим людям приказала, чтоб они прислуживали древлянам, но не упивались и были наготове. Древляне поинтересовались у Ольги, а где же наши люди, что мы посылали к тебе? «Идут за мной – ответила она им. – Пейте-пейте!»  Когда же древляне захмелели от выпитого,  то княгиня приказала  своим ратникам перерезать их всех до одного.  В тот день Ольгою было убито более пяти тысяч древлян.
Вы думаете, что уж после этого Ольга точно успокоилась? Пять с лишним тысяч жизней древлян за жизнь одного  жадного и недалекого варяжского мудака вроде бы более чем с лихвой покрывают любые счёты, даже самые параноидальные. Однако, нет – главная жестокость еще впереди.  И какая жестокость!  История так и сохранила эти «деяния», как «четыре мести княгини Ольги».

На следующий год (целый год прошел, а она не успокоилась!) Ольга собрала большое войско и вместе с малолетним сыном Святославом отправилась на войну с древлянами. Те уже понимали, что к чему, и вышли ей навстречу  с немалой воинской силой. Сойдясь вместе, обе стороны ожесточенно бились, пока киевляне не одолели древлян, которых погнали до их Изкоростеня, предавая смерти. Побежденные древляне укрылись за стенами города, и Ольга целый год неотступно осаждала его. Видя, что город не взять ни измором ни приступом, «мудрая» княгиня придумала очередную подлость  хитрость…  Она отправила к древлянам гонца со словами: «До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода».  Словно все это время речь шла не о мести, а о дани.  Древляне же удивились и ответили: «Да мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего». Сказала же им Ольга, что-де «я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий – когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, – хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь». Древляне же спросили: «Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало».

Что бы вы подумали, если бы вам такой вариант предложили? Голуби какие-то, вробьи… Вот и древляне, ничего не поняв, пожали плечами,  обрадовались даже и в очередной раз поверили ей, не сообразив, что парой у лютого волка может быть только такая же  лютая волчица. И собрав от каждого двора по три голубя и по три воробья, послали птичек к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: «Идите в город, а я завтра отступлю от него».  Вообще, когда княгиня Ольга говорит «завтра» — уже мурашки по спине. Древляне же, напротив, с облегчением вернулись в город, ни о чем не подозревая. Да и какому нормальному человеку могло прийти в голову то, что задумала эта «мудрая» княгиня. Ольга же, раздав своим воинам – кому по голубю, кому по воробью —  приказала привязать к лапкам птиц  тлеющий трут.

И, когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. То-то наверное было зрелище! Городские птицы — голуби  и воробьи – тут же полетели в свои гнезда в городе: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись – где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было погасить, так как сразу загорелись все дворы.  И это пламя отражалось в  мрачных глазах княгини Ольги.

И побежали люди с криками из пылающего  города, и приказала Ольга воинам своим хватать их и убивать. И сожгла город дотла, выживших старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство, а остальных чудом уцелевших  заставила  платить дань.

И только теперь  успокоилась.
Не знаю как вам, но по мне это какая-то нечеловеческая, запредельная  жестокость даже если она и в самом деле так  сильно любила этого мудака Игоря.  Но и это еще не все… Как, спросите вы, неужели будет что-то еще? Да, будет… Будет вишенка на торте.
Вся эта история с привкусом античности  вполне могла бы остаться в истории как один из многих примеров звериной жестокости, свойственной женщинам определенного склада. Но героиня этой истории наоборот была возвеличена и поставлена на сияющий пьедестал нравственности и морали. Христианской нравственности.
Спустя примерно 140 лет после ее смерти киевский летописец Нестор с упоением опишет  её жизненный путь так: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».

Да как же это возможно, спросите вы, после всего, что узнали?  А вот возможно, еще как возможно. Видите ли, наша первая монархиня после всего случившегося  съездила в Царь-град  и, обаяв византийского императора своей красотой и мудростью, приняла от него  христианство задолго до общего крещения Руси.   И на этом основании  «засветилась жемчугом в грязи», стала святой, равноапостольной Русской православной церкви. .. даром что десятки тысяч человек в своей стране угробила, так сказать,  успокаивая нервы.  Разве ж это чудо?  Вот как умудряются совместить  несовместимое наши церковные иерархи – беспримерную жестокость первой христианки на Руси  с  мирной и совестливою христианской нравственностью – вот где настоящие чудеса изворотливости и гибкости церковной морали.
Ну, может, это стародавнее отношение, времена, дескать такие были, скажете вы. И ошибётесь. Вот современное отношение РПЦ к этому историческому персонажу: «Святая Ольга жила, умерла и погребена была как христианка. Блаженная княгиня Ольга прославила Бога всеми делами своими добрыми, и Бог прославил ее».

Как вам такое начало нашей родной истории, господа? Как по мне, так с такими князьями никакого татаро-монгольского ига не надо…
Хороших варяжских управленцев наши предки пригласили на свою голову?

____________________________
*** — Сорри, опера Бородина оказалось о другом князе Игоре —  об Игоре Святославиче о котором «Слово о полку Игореве». Но думаю, сцена с извещением о смерти князя его супруги была бы полна примерно такого же драматизма, а потому пусть ролик останется в качестве музыкальной иллюстрации.
____________________________

Со всеми статьями цикла «Утраченная история» вы можете ознакомиться, нажав на кнопку

источник — otrageniya 
[2 ссылок 73 комментариев 2900 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями

Александр Бородин «Князь Игорь» (Опера в 4-х действиях) (Опера)

Опера Александр Бородин «Князь Игорь» (Опера в 4-х действиях)
Всемирно известный Большой театр балета и оперы (основан в 1776 г.) — Чудесная Главная (Историческая) сцена

Продолжительность: 2 часа 45 минут

Спектакль с 1 антрактом

Афиша Александра Бородина «Князь Игорь» (Опера в 4-х действиях) 2022

Композитор: Александр Бородин
Хореография: Юрий Григорович
Хормейстер-постановщик: Валерий Борисов
Художник по свету: Дамир Исмагилов
Художник по костюмам: Мария Данилова
Художник-постановщик: Маэстро Юрий Григорович
Музыкальный руководитель: Юрий Синайский
1 Любимов
Хореография: Касиян Голейзовский
Балетмейстер: Юрий Григорович
Художник-постановщик: Зиновий Марголин

Оркестр: Симфонический оркестр Большого театра

Опера в 4-х действиях

Исполняется на русском языке с синхронизированными английскими титрами

Премьера спектакля: 8 июня 2013, Большой театр, Москва, Россия

Либретто композитора по мотивам древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве»

• Мировая премьера: 23 октября (4 ноября) 1890 года, Мариинский театр, ул.
Петербург;

Князь Игорь (Кназь Игорь) — опера в 4-х действиях с прологом
Александр Бородин. Либретто, адаптированное композитором из восточнославянского
Эпопея «Слово о полку Игореве» рассказывает о русском князе XII в.
Святославич) и его походы против вторгшихся половецких племен.
опера была впервые исполнена в Петербурге 4 ноября 189 г.0. В США
опера была впервые поставлена ​​в Метрополитен-опера в Нью-Йорке 30 декабря
1915 год.

Бородин оставил оперу незавершенной после своей смерти в 1887 году.
оркестровка была завершена посмертно Николаем Римским-Корсаковым и
Александр Глазунов. По печатной партитуре опера была закончена как
следует: Римский-Корсаков оркестровал ранее не оркестрованные пассажи
из Пролога, актов 1, 2 и 4 и «Половецкого марша», открывающего акт
3. Глазунов использовал оставшийся материал для сочинения и оркестровки
остаток третьего акта; часто повторяемая легенда состоит в том, что он также реконструировал
и оркестровал увертюру по памяти, услышав, как композитор играет ее в
пианино несколько раз. (В своих мемуарах Шостакович цитирует Глазунова как
признавшись, по существу, в написании увертюры на темы Бородина; это
объяснение кажется более логичным из-за довольно сложной полифонической
характер увертюры, что сделало бы практически невозможным
адекватно воспроизвести на фортепиано.)

И Увертюра к «Князю Игорю», и «Половецкие пляски» (из II акта)
являются известными концертными стандартами. Вместе с «Половецким маршем» они
составляют так называемую «сюиту» из оперы.


© Википедия
© Фото Дамира Юсупова/Большой
Театр.

Дополнительная информация


  • Персонажи

  •  

    Князь Игорь по праву считается одной из главных русских опер. Эта масштабная, многоуровневая фреска сочетает в себе «высокостильное» эпическое повествование и народную комедию, сопоставляет напев русской богатырской поэмы и буйно «неистовый» музыкальный мир Востока. Сам Бородин так объясняет свою эстетическую позицию: «Мне кажется, что в опере, как и в декорациях, нет места мелким формам, мелким деталям: все должно быть написано жирным мазком, ясно, живо и, постольку, поскольку возможно, удобно исполнять как голосом, так и оркестром».

    Бородин писал «Князя Игоря» много лет, откладывал на долгие промежутки времени, а потом снова возвращался к нему. Ему так и не удалось закончить ее. После его внезапной смерти опера была завершена Римским-Корсаковым и Глазуновым.

    Премьера, состоявшаяся в Мариинском театре 23 октября 1890 года, имела огромный успех. Его первое представление в Большом театре состоялось 19 января 1898 года. В 1899 году оно впервые было поставлено за границей — в Праге, а затем — в Париже, Нью-Йорке, Милане. Игорь штурмом взял ведущие мировые оперные театры.

    Князь Игорь должен был стать одним из титулов «дизайнерского лейбла» Большого театра, на долгие годы составившим основу русской части оперного репертуара театра. Ему дали семь постановок, и он никогда надолго не исчезал с рекламных щитов. В Большом театре было поставлено более тысячи спектаклей «Князя Игоря».

    В 2013 году князь Игорь вернулся в Большой после рекордного одиннадцатилетнего отсутствия. Юрий Любимов, мэтр российских театральных режиссёров, представляет нам свой взгляд на оперу. Любимов, легендарный основатель театра на Таганке, известен во всем мире как оперный постановщик, хотя эта сторона его творчества до сих пор игнорировалась в России. На его счету более двадцати оперных постановок в ведущих оперных театрах его имени: он работал в Ла Скала, Парижской национальной опере, Королевском оперном театре, Ковент-Гарден, Баварской государственной опере, Неаполитанском театре Сан-Карло, Лирической опере Чикаго, Музыкальном Маджио. Фестиваль Фиорентино.

    Юрий Любимов о своей постановке:

    «Князь Игорь дает возможность обсудить ситуацию, которая настигла нашу цивилизацию. именно то, что происходит в «Князе Игоре». Я против того, чтобы сосредоточить все внимание на войне. Русские князья так много воевали между собой, это чудо, что вообще остались русские земли! И поэтому вместо того, чтобы воевать, мы будем полагаться на причина

    Сценография спектакля символична и достаточно лаконична, хотя детали, которые вы видите, исторически достоверны и тщательно подобраны. В постановке нет повседневности как таковой — есть образы, ситуации и действия. И освещение будет играть важную роль в передаче настроения той или иной сцены.

    В сценах половецких плясок, столь популярных у публики, я хочу подчеркнуть глубокую хитрость, лежащую в основе радушия «хозяев», которая во многих постановках сводится на нет. Я намерен работать с каждым исполнителем над пластическим паттерном его роли, создавать для каждого из них — будь то солист, артист хора или участник ансамбля пантомимы — «партитуры» движений тела, моделировать их позы, зарисовывать их реакции, чтобы все было сделано в музыкальном ключе.

    По сей день партитура оперы остается предметом исследований музыковедов. В 1947 году Павел Ламм реконструировал весь авторский текст оперы, но канонической «аутентичной» версии «Князя Игоря» не существует, и для каждой постановки театры имеют обыкновение ставить свои версии, включающие теперь уже удаленные ранее авторские сцены, отредактированные Римского-Корсакова, то убирая редакционные дополнения, то представляя другую последовательность сцен и номеров.

    По сей день партитура оперы остается предметом исследований музыковедов. В 1947 году Павел Ламм реконструировал весь авторский текст оперы, но канонической «аутентичной» версии «Князя Игоря» не существует, и для каждой постановки театры имеют обыкновение ставить свои версии, включающие теперь уже удаленные ранее авторские сцены, отредактированные Римского-Корсакова, то убирая редакционные дополнения, то представляя другую последовательность сцен и номеров.

    Павел Карманов, создатель новой музыкальной версии:

    «Именно через Владимира Мартынова я стал заниматься этой работой. Мартынов много работал с Юрием Любимовым в Театре на Таганке, они старые коллеги. Он сразу понимает, чего хочет последний. Поэтому на первую встречу с Юрием Петровичем меня сопровождал Мартынов, он меня представил, и мы решили, каковы будут наши роли. Я делал свою музыкальную версию, а Мартынов направлял ее в нужное русло и помогал решать каверзные вопросы.

    Все идеи, лежащие в основе этого спектакля, принадлежат Юрию Любимову — я был не более чем его музыкальными «руками». Его основной концепцией было то, что мы должны уйти от либретто Бородина, к «Слову о полку Игореве». По его мнению, в этой опере есть моменты, которые мешают основной сюжетной линии. В частности, слишком много внимания уделяется перипетиям любви и дружбы, которые не имеют ничего общего с «Словом». Его целью было приблизиться к истории и драме, и, желая сосредоточиться на исторических событиях, он запросил соответствующие сокращения.

    Я выполнял его просьбы, но при этом боролся за Бородина.

    Любимов добился своего: опера, безусловно, стала очень динамичной. Те части лонгеров (какими бы божественными они ни были), которые его раздражали, ушли, остались лишь скудные очертания. Например, мы полностью удалили (вероятно, к неудовольствию исполнителей роли) арию Кончака, в которой он поет только о своих дружеских чувствах к Игорю, о восхищении его качествами полководца и так далее.

    Больше всего в этой опере господина Любимова восхищают Половецкие пляски. Здесь он ничего не изменил, танцы были оживлены в хореографии Голейзовского Юрием Григоровичем, специально приглашенным для этой цели в постановочную бригаду.

    По театральному языку спектакль абсолютно традиционен: в нем нет современных нововведений. Нет переноса действия, Игорь не будет разгуливать в костюме сотрудника рекламного агентства… Прекрасные декорации Зиновия Марголина достаточно условны и символичны, ведь главной задачей было сконцентрироваться на внутреннем мире героев. Постановка фокусируется прежде всего на Игоре, у которого есть только одна мечта: собрать еще одну армию и победить. Здесь драматический текст не ослаблен массой второстепенных сюжетных линий.

    В первую очередь Любимов искал театр. И даже на репетициях он работает с этой целью. В настоящий момент он занят певцами и много времени уделяет мимике, прорисовке движений на сцене. Главное, что я хочу сказать, это то, что никто не хотел «улучшать» оперу. Мы просто хотим сделать его более «слушаемым» для современной аудитории.

    Вполне вероятно, что резка (разумеется, тонкая резка) станет общепринятой практикой сегодня, когда возникнет спрос на более сжатые, динамичные формы».

    Синопсис

    Пролог.

    Князь Игорь, который собирается отправиться в поход против хана Кончака
    половцев, отказывается внимать предостережениям жены и своих людей, которые
    интерпретировать недавнее затмение как дурное предзнаменование. Князь Галицкий (Князь Галицкий)
    подкупает Скула и Ерошку, чтобы они подбодрили князя Игоря в его решимости
    уйти, так как он сам хочет узурпировать место Игоря. Игорь, ничего не подозревая, доверяет
    жену на его попечение.

    АКТ I.

    Сцена I заложена на дворе Галичского князя, где народ
    приветствуя его как своего принца. Группа молодых женщин умоляет принца восстановить
    один из их друзей, которого он похитил; но он отпугивает их. Сцена
    II. Девушки обращаются к Ярославне, жене Игоря, которая оплакивает Игоря.
    отсутствие в Путивле, и пока они рассказывают историю, входит Галичский князь.
    Ярославна расспрашивает его, правдива ли их история, а он только смеется. Слово
    приносят, что Игорь и сын его взяты в плен и что нападение
    на них неизбежно.

    АКТ II.

    Половецкий стан: Владимир, сын Игоря, полюбил
    Кончаковна, дочь хана Кончака. Она уверена, что ее отец согласится на
    брак, но Владимир сомневается, что его отец будет. Кончак предлагает Игорю
    свободу, если он пообещает больше не вести с ним войну, но он отказывается.

    АКТ III.

    Игорь узнает, что на его город предстоит нападение. Он убегает. Он пытается
    уговаривает сына сопровождать его, но Кончаковна цепляется за него, а отец
    уходит в одиночестве. Когда хан узнает о побеге Игоря, он отказывается от преследования,
    оставляет Владимира в заложниках и выдает его замуж за свою дочь.

    ДЕЙСТВИЕ IV.

    Игорь благополучно прибывает в городской Кремль, и его встречают с большим
    радуясь.
    (Примечание: В новой постановке Кировской оперы под управлением Валерия
    Гергиева, записанная в 1995 году, была выпущена новая редакция Мариинского театра.
    использовались, а действия исполнялись в следующем порядке: Пролог, II, I, III,
    IV, чтобы создать большее чередование между русской и половецкой обстановкой.)

    Расписание оперы Александра Бородина «Князь Игорь» (Опера в 4-х действиях) 2022

    Александр Бородин «Князь Игорь» (Опера в 4-х действиях)
     

    Об этом видео

    15:30

    Александр Бородин «Князь Игорь» (Опера в 4-х действиях)

    Большой театр, Москва, Россия

    Топ-10 фактов об Александре Бородине

    Александр Бородин. Фото взято с Викисклада.

    Александр Бородин был композитором-романтиком и химиком грузинского происхождения. Он был одним из выдающихся композиторов 19 века, известных как пятерка.

    Бородин наиболее известен своими тремя симфониями, двумя струнными квинтетами и своей оперой «Князь Игорь». Он работал над «Князем Игорем» в 1869 году и работал над ней 18 лет.

    Бородин свободно говорил на многих языках, таких как русский, французский, немецкий, итальянский и английский. Это упростило его композицию.

    Он получил докторскую степень в области химии-органика, и тема его диссертации была посвящена аналогии мышьяковой кислоты с фосфорной кислотой в химическом и токсикологическом поведении.

    В этой статье вы узнаете 10 главных фактов об Александре Бородине.

    1. Был внебрачным сыном

    Александр Бородин родился в Санкт-Петербурге внебрачным сыном 62-летнего грузинского дворянина Лукаса Стипановича Гнедеванишвили и замужней 25-летней россиянки Евдокии Константиновны Антоновой.

    Дворянин прописал Александра одним из своих русских крепостных, Порфирий Бородин, отсюда и его фамилия. Благодаря этой регистрации Александр и его номинальный отец Порифрий стали крепостными к биологическому отцу Александра Луке.

    2. Образовательная жизнь Александра Бородина

    Медико-хирургическая академия. Фото взято с Викисклада.

    Приписка Александра в качестве крепостного не позволила ему поступить в настоящую гимназию (среднюю школу), но он получил хорошее образование по всем предметам через частных репетиторов на дому.

    В 1850 году он поступил в Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге и стал заниматься химией.

    После окончания университета он проработал год хирургом в военном госпитале, а затем три года занимался научными исследованиями в Западной Европе.

    3. Александра Бородина была членом Русской пятерки

    Группа также была известна как могучая пятерка или Могучая Кучка. В состав группы вошли пять русских композиторов; Цезарь Кюи, Александр Бородин, Милий Балакивер, Модест Мусоргский и Николай Римский Корсаков.

    Группа объединилась в 1860-х годах, чтобы создать действительно национальную школу русской музыки, свободную от жесткого влияния итальянской оперы, немецких лидеров и других западноевропейских форм.

    Группа базировалась в Санкт-Петербурге и часто считалась конкурирующей фракцией с более космополитичными московскими композиторами, такими как Петр Ильич Чайковский.

    Чайковский регулярно использовал в своей музыке настоящие народные песни, а Бородин и Римский Корсаков подчеркивали в своих произведениях традиционную европейскую выучку

    4. Бородин был химиком

    Бородин был химиком и врачом по профессии. Он внес большой вклад в органическую химию.

    Несмотря на то, что он был композитором, он считал медицину и науку своим основным занятием. Как химик Бородин добился значительных успехов.

    Он наиболее известен своими работами по органическому синтезу, будучи одним из первых химиков, продемонстрировавших нуклеофильное замещение, и соавтором альдольной реакции.

    5. Он был профессором

    Image by Shakko-Wikimedia Commons

    Бородин пользовался большим уважением на протяжении всей своей карьеры химика, особенно в своей работе с альдегидами. Между 1859 и 1862 годами он занимал постдокторскую должность в Гейдельбергском университете.

    В 1862 г. Бородин вернулся в Петербург, чтобы поступить на кафедру химии в Императорской медико-хирургической академии.

    Находясь в академии, он провел остаток своей научной карьеры, занимаясь исследованиями, читая лекции и наблюдая за обучением других.

    В Императорской медико-хирургической академии работал над самоконденсацией малых альдегидов по реакции альдда. Это открытие приписывают Бородину и Шарлю Адольфу Вюртцам.

    В 1872 году Александр Бородин основал школу, ориентированную в основном на женщин, чтобы преподавать им медицинские курсы.

    6. Александр Бородин был просветителем

    В 1872 г. Бородин основал в Петербурге женскую медицинскую школу и преподавал в ней до 1885 г.

    Школа дала женщинам возможность пройти медицинские курсы и получить высшее медицинское образование.

    Школа продолжала развиваться, было открыто несколько отделений, а также она стала научно-исследовательским институтом.

    Сегодня школа охватывает многие медицинские направления, включая гематологию, молекулярную генетику, кардиохирургию, нефрологию, фармакологию, онкологию и кардиологию.

    Университет поддерживает международное партнерство с учреждениями здравоохранения и университетами по всему миру. Совместная работа ведется в трех основных областях; образование, исследования и уход за пациентами.

    7. Александр Бородин был композитором-романтиком

    Изображение из Wikimedia

    В 1862 году Александр начал брать уроки композиции у Милия Балакирева, а под его опекой по композиции он начал свою Симфонию № 1. Впервые она была исполнена в 1861 году, Балакирев дирижирует спектаклем.

    В том же году Бородин начал свою Симфонию № 2 си минор. Она была успешно исполнена в 1879 году бесплатной музыкальной школой под руководством Николая Римского-Корсакова.

    В 1880 году он написал популярную симфоническую поэму о степях Средней Азии. Через три года он начал сочинять третью симфонию, которую оставил незаконченной после смерти. Позже его доделал Александр Глазунов.

    8. «Князь Игорь» — самая историческая русская опера Александра

    В 1868 году он сочинил «Князя Игоря», в котором есть половецкая пляска, регулярно исполняемая как отдельно стоящее конкретное произведение, образующее в основном лучшее из известных произведений Бородина.

    Бородин оставил князя Игоря неполным при его смерти; опера была закончена после его смерти Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым.

    Действие оперы разворачивается в XII веке, когда русские под предводительством князя Игоря Северского решили победить половцев-варваров, отправившись на восток через степи.

    9. Он увлекался камерной музыкой.

    Его интерес к камерной музыке возрос во время учебы на химика в Гейдельберге между 1859 и 1861 годами.