Содержание
Князь Игорь, отзывы на спектакль, постановка Новая опера, Москва – Афиша-Театры
Спектакль в Москве
© novayaopera.ru
1/7
О спектакле Расписание Отзывы (18)
Постановка «Князя Игоря» в Новой Опере основана на версии Глазунова – Римского-Корсакова в редакции постановщика, лауреата «Золотой маски» Юрия Александрова. Актуализируя мысли и идеи, заложенные в «Слове о полку Игореве» и в некоторой степени скрытые за прекрасной музыкой Бородина, режиссер расставляет новые акценты.
Интерпретация событий почти 1000-летней давности, наполненная современными аллюзиями, контрастным противопоставлением красно-кирпичной Руси и бархатно-золотого Востока, лихим разгулом народных сцен – спектакль «Князь Игорь» со дня премьеры до сих пор жарко обсуждается в прессе и среди любителей музыки.
В спектакле изменена традиционная последовательность некоторых сцен, в частности, увертюра звучит после пролога, а хор поселян – в финале оперы. Половецкие пляски исполняют артисты хора Новой Оперы. Неоднозначно трактуется образ Игоря – не то радетеля народа, не то безрассудного полководца. Неожиданный символический финал – хор поселян на погосте – звучит словно реквием.
Информация предоставлена Организатором
ЖанрыОпера
Возраст12+
Дата премьеры16 апреля 2011
Продолжительность3 часа 10 минут, 1 антракт
Участники
1
Юрий Александров
Режиссёр
Специальные предложения
Место проведения
Новая опера
АдресКаретный Ряд, 3, стр. 2, сад «Эрмитаж»
Чеховская
Пушкинская
Тверская
Лучшие отзывы о спектакле «Князь Игорь»
18
Николай Шуваев
56 отзывов, 64 оценки, рейтинг 13
1
Дерьмо в золотой обёртке.
Если тремя словами описать постановку классической, русской, патриотической оперы «Князь Игорь» режиссёром Юрием Исааковичем Александровым, то это будут — «Дерьмо в золотой обёртке».
Это же надо — полезть, залезть своими грязными, обкусанными ногтями в самую сердцевину, самое нутро, и попытаться вывернуть наизнанку!
Запрещать такую вредную дрянь надо. А этим болванам оплёванным хоть бы что — сидят, хлопают, «браво» кричат … Говна-то, которое им щедро по лицу размазали они
за золотыми блёстками и не заметили.
Самое лучшее — не ходить на спектакли таких режиссёров. И ставить тогда со временем перестанут, поймут. Я, вот, свой личный бойкот Александрову Юрию Исааковичу только что объявил.
П.С. Искренне желаю заблудшей овце Юрию Исааковичу дотошной налоговой проверки, со всеми вытекающими. Чтобы залезли в бухгалтерию по самое нутро, и чтобы наизнанку…
#опера
#новаяопера
#князьигорь
#бородин
#юрийалександров
#русофобия
21 сентября 2018
Мария Казакова
107 отзывов, 166 оценок, рейтинг 95
7Неоднозначные впечатления
Впечатлений от постановки много, и большинство из них положительные.
Однако начну с того, что не понравилось. Я так ждала "Половецких плясок" — это ведь обычно одно из самых ярких мест в постановках данного произведения. И вот тут было полное разочарование. Да, хор был прекрасен, но плясок как таковых не было совсем. Я догадываюсь, что у Новой оперы нет балетной труппы, но хотя бы какого-то подобия мужского танца очень не хватило.
Из оперы вырезаны некоторые сцены. Я понимаю, что и после этого действие длится более 3 часов, и это слишком много, однако при этом теряется нить повествования — остается непонятным, как бежал князь, что стало с его сыном…
Были и еще моменты, которые не понравились, но хочется уже перейти к восторгам!
Плач Ярославны потрясает до глубины души! За княгиней полупрозрачный занавес с мрачным небом, а за ним движутся пять светловолосых девушек, и практически каждое их движение — это готовая картина, тут что-то от Мунка, такие ломаные руки, такое неизбывное горе… Это было очень красиво и вкупе с вокалом М. Нерабеевой производило ошеломляющее впечатление.
С. Мурзаев — князь Игорь — великолепен. Князь Галицкий (А. Антонов) тоже очень колоритный. И совершенно потрясающий хор! Можно сказать, что хор в этой опере является одним из главных действующих лиц. Я давно не слышала большого хора, это что-то почти неземное…
30 октября 2019
Olya Glasova
80 отзывов, 83 оценки, рейтинг 10
8
Получилось у меня восполнить пробел в «оперном образовании». Я с детства слышала и слушала очень много опер (для обычного подростка, не занимающегося в музыкальной школе вообще нереально много). Я уже говорила раньше, что мой дядя был народным артистом Советского Союза, прекрасный баритон, потому я прослушала практически все оперы, которые были поставлены в театре оперы и балета в Минске. И самое удивительное, что дядя пел партию князя Игоря в одноименной опере Бородина, но… эту оперу я слышла только фрагментами.
И вот в прошлую субботу свершилось — в театре «Новая Опера» давали, как говорят завзятые театралы, «Князя Игоря».
Монументальное произведение, которое длится более трех часов.
Сначала все «за». Я вообще люблю этот театр, здесь очень ответственно подходят к постановке, всегда отличные костюмы (что в этом случае особенно важно), и конечно же — здесь прекрасные голоса. Аккустика в зале такая, что даже не нужны микрофоны, которые модно теперь вешать над сценой.
Все вышеперечисленное в полной мере было: костюмы шикарные, оркестр был на высоте — очень слаженно звучал, хоровые пения, а их в опере много — просто идеальные.
Что касается персонажей. Прекрасная подборка всех, за исключением, пожалуй, Кончаковны. Нет, сама певица Юлия Меннибаева — прекрасное меццо-сопрано, голос насыщенный и довольно низкий, звучал почти как контральто. А от дочери Кончака ожидаешь нечто легкое, чарующее как в пении, так и в движениях. Скажу честно, что мои соседи по залу слегка заволновались, когда в порыве страсти Кончаковна оседлала княжича Владимира, потому что был шанс раздавить. Я не хочу обижать певицу, потому что у нее действительно прекрасный голос, просто здесь она была. .. немного не на месте. Особенно на фоне тенорового звучания Владимира. Возникают глубокие сомнения в том, что молодой парень мог увлечься такой мощью).
Все остальные персонажи были абсолютно на месте и звучали великолепно.
Очень порадовала массовка. Ее даже и не назовешь массовкой — это просто многолюдные и весьма эффектные сцены, в которых все действующие лица были как единый организм.
Князь Игорь в опере представлен очень порядочным и переживающим за землю русскую человеком. Его прощание с Ярославной было трогательным и лиричным. Хотя тут немного отошли от исторической правды. На самом деле князь Игорь Северский был не так уж хорош, и в войну ввязался, чтобы славу добыть, а не защищать свою землю. На тот момент ему никто не угрожал. Войско свое он, мягко говоря, угробил, сам попал в плен и только потом, по версии автора «Слова о полку Игореве» раскаялся.
Вызывает и некоторое недоумение отношение хана Кончака к Игорю — он не пленник, он гость в ставке хана. Его развлекают песнями и танцами.
И это вопросы у меня в данном случае не к постановке оперы, а к либретто.
Очень понравилось решение с затмением, когда на заднем фоне огромное черное колесо закрывает свет, а в конце оно же уходит. Прекрасны песни и пляски в половецком стане.
По идее, эта опера должна пробуждать патриотические мысли в человеке, но мне гораздо больше импонировали половцы. Они слушались своего хана, выполняли его распоряжения, в то время как русский люд предавался распитию и гулянкам при попустительстве и явном подстрекательстве князя Галицкого. Кстати, артист Алексей Антонов, исполняющий партию князя Галицкого, просто поражает своим ростом. Он придает ему внушительность при исполнении арий, как-то не хочется спорить, когда к тебе подходит такой гигант)
Очень взволнованное и проникновенное исполнение знаменитой арии Игоря со словами «О дайте, дайте мне свободу, я свой позор сумею искупить» очень понравилось. Раскаяние, описанное в «Слове о полку Игореве», здесь как раз и проявилось. И тут веришь артисту, сила и накал эмоции в голосе убеждают в искренности чувства.
Что еще явилось для меня интересным: увертюра к произведению исполняется не как принято — в самом начале, а уже после пролога, т.е. после довольно большой сцены. Кстати, как известно, Бородин не закончил свое произведение и за него дописывали оперу его друзья по «Могучей кучке». В частности, увертюру по памяти воспроизвел Глазунов. А вообще оркестровалоперу Римский-Корсаков.
Очень впечатлила концовка, финальный хор в костюмах, изображающих могилы погибших воинов — это очень мощно! Вот здесь уже совсем не хотелось оправдывать Игоря, а только сожалеть о напрасно погубленных жизнях.
Резюмирую, мне очень понравилось. Опера заставила задуматься и думалось мне довольно долго, а это важно. Жалею, что не видела и не слышала исполнения дяди и постановки Минского оперного, интересно было бы сравнить.
27 сентября 2019
Елена Мовчан
8 отзывов, 10 оценок, рейтинг 11
7
Сразу оговорюсь, мое мнение ну очень субъективное, во-первых, я уже смотрела эту оперу в Мариинке в живую и неоднократно в записи разных постановок, во вторых, это одна из моих любимейших опер, соответственно сужу строже)
Понимаю, что режиссер известный, но как раз режиссура меня и не впечатлила. Очень странно смотрелись постоянные падения на колени героев друг перед другом — Кончаковна перед Владимиром, Игорь перед Владимиром, и он же припадает к ногам Ярославны.
Еще, лично для меня, весьма необычно отсутствие балетной трупы, которую не слишком удачно заменяют не синхронные танцы хора. Безусловно, находка интересная! И я не претендую на истину в последней инстанции, но все же профессиональный танец не заменят хореографические элементы, особенно в исполнении певцов. И при этом нужно учесть, что «Половецкие пляски», пожалуй, одна из самых известных частей оперы!
В целом же спектакль неплох, что хорошие декорации и костюмы, да и само исполнение произведения Бородина порадовало.
27 января 2015
Пользователь Афиши №608387
66 отзывов, 98 оценок, рейтинг 88
5
В общем-то, про «Новую оперу» я уже писал подробно здесь. Ключевая мысль в той рецензии сводилась к тому, что классическая опера – это прежде всего голоса, оркестр и драматургия исполнителей, а потом уже постановка и сценография. Пожелание прежде всего этому уделять внимание, можно отнести и к постановке «Князя Игоря». Хоры заваливаются в кашу, постановка танцев тоже не на высоте и по слаженности, и по драйву. Вроде там что-то вырезано по сюжету и это тоже не добавляет плюсов, т.к. заметно, что он не цельный и порушена драматургия и характеры отдельных персонажей. Еще, честно говоря, дурацкая, на мой взгляд, манера «Новой оперы» двигать увертюры. В «Руслане и Людмиле» она в конце, в «Князе Игоре» после первого акта. Не думаю, что это хорошая идея, увертюры в операх в начале не просто так. Форматы и стандарты жанра складывались мировой культурой и ее лучшими представителями и когда такие форматы и стандарты меняют, меняется цельность восприятия произведения. Это как Dark side of the Moon слушать в произвольном порядке. Не то что-то. Лучше уж отдельными треками.
Но, может я излишне требователен, и надо быть проще с снисходительней. В конце концов, в творчестве, как впрочем и во всех человеческих замыслах и поступках важны мотивы, и за правильные и честные мотивы можно и нужно многое прощать. Чего-то плохого или сильно неправильного в творческих мотивах коллектива «Новой оперы» я не вижу, поэтому, с эту рецензию можно начать и с предыдущего предложения.
Постановка навела на определенные мысли совсем не о музыке. Они несколько неожиданны.
Это произведение желательно не показывать простым иностранцам с Запада. Уйдут в глубокий депресняк и сон потеряют. Это произведение явно не для тех, кто не знает или не понимает глубинных смыслов русской цивилизации через ее историю и культуру, но хочет легко и быстро в них разобраться. Толстой и Достоевский — ребята тоже невеселые, но вполне себе безобидные. Не понял иностранец после них русскую душу, да и нет проблем, пошел себе дальше. Опера Бородина показывает смыслы, но выглядят они весьма отталкивающе. Ведь если разобраться, то две противоборствующие стороны из произведения – русские и половцы, сейчас, суть русские. Ну, или россияне, если совсем в лоб. И когда смотришь на них глазами западного человека, то поеживаешься конкретно. Такие там внутренние мотивы у людей, такие народные характеры. И это всё не выглядит как что-то архаичное, древнее, ушедшее, как у норвежских викингов или испанских конкистадоров. Наоборот, всё современное. И если чуть поинтересоваться историей, то легко узнать, что сейчас Россия – это этакий «замес» таких культур, где горбатые страшные монахини, князья-ханы-беспредельщики, красивые девушки (славянские и восточные), крайне нелицеприятный простой народ, тюркские воины с жуткими танцами и гривами, молчаливые и вроде как незаметные монахи – это и есть современная Россия. Персонажи разные, но все они обладают бешеной энергетикой. Слабаков нет. И очень наивно думать, что Россия сейчас состоит из какой-то аморфной массы. В ее народе мощная и порой необузданная сила, которая с XII века никуда не ушла. Когда это видит и чувствует иностранец, думаю, у него возникает страх и непонимание, ведь он не врубается в предназначение этой силы. Народ вроде не враждебный, с походами идет на Восток, не на Запад. Но действует по каким-то своим непонятным задачам и целям, о которых не говорит и сказать не сможет, если спросишь. А вот если на него, если поперек его воли, так мало никому не покажется. Поляки, шведы, французы и немцы потом это узнали. Не учли или проигнорировали глубинные мотивы и цели народа. Такие дела. Хотите понять Россию – вот один из примеров для внутреннего индивидуального понимания, но извините, если от него мурашки. По-другому сейчас не объяснишь.
Это все, наверное, есть в первоисточнике произведения (не читал), очень точно передано в самой опере, и это не «ушло» в постановке «Новой». И уже только за возможность, такое увидеть, большое спасибо всем причастным от летописца XII века до художников по костюмам XXI-го.
25 сентября 2012
Все отзывы
Опера Князь Игорь — Бинокль
Опера в четырех действиях
Композитор: Александр Бородин
Автор либретто: Александр Бородин
Первое исполнение: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 23 октября (4 нoябpя) 1890 года
Действующие лица:
ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ, князь Северский (баритон)
ЯРОСЛАВНА, его жена во втором браке (сопрано)
ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ, его сын от первого брака (тенор)
ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ, князь Галицкий, брат княгини Ярославны (высокий бас)
половецкие ханы:
— КОНЧАК (бас)
— ГЗАК (без речей)
КОНЧАКОВНА, дочь хана Кончака (контральто)
ОВЛУР, крещеный половчанин (тенор)
гудочники
— СКУЛА (бас)
— ЕРОШКА (тенор)
НЯНЯ ЯРОСЛАВНЫ (сопрано)
ПОЛОВЕЦКАЯ ДЕВУШКА (сопрано)
РУССКИЕ КНЯЗЬЯ И КНЯГИНИ, БОЯРЕ И БОЯРЫНИ,
СТАРЦЫ, РУССКИЕ РАТНИКИ, ДЕВУШКИ, НАРОД.
ПОЛОВЕЦКИЕ ХАНЫ, ПОДРУГИ КОНЧАКОВНЫ,
НЕВОЛЬНИЦЫ (ЧАГИ) ХАНА КОНЧАКА,
РУССКИЕ ПЛЕННИКИ, ПОЛОВЕЦКИЕ СТОРОЖЕВЫЕ
Время действия
1185 год
Место действия
Путивль, половецкий стан
Пролог
Площадь в Путивле. Ее заполнила дружина и рать, готовые выступить в поход против половцев. Князь Игорь с князьями и боярами торжественно выходит из собора. Народ и бояре (хор) величают князя Игоря и его сына Владимира: «Солнцу красному слава! Слава князю Игорю!». Князь Игорь выражает решимость идти «на брань с врагом Руси», на ханов половецких. Неожиданно начинает темнеть — наступает солнечное затмение. Все в изумлении глядят на небо. (Воспетое А.Бородиным событие точно датируется: как подтвердили исследования, описанное солнечное затмение произошло 1 мая 1185 года, и летописец, как это бывало в подобных случаях, отметил: «знамению творец Бог»). Народ видит в наступившей тьме недоброе предзнаменование и умоляет князя: «Ох, не ходить бы в поход тебе, князь!» Но Игорь не внемлет уговорам; его не страшат дурные предзнаменования. Он осматривает рать. Его сопровождают князья и бояре. Решимость Игоря вселяет уверенность в воинов. Два гудочника, Скула и Ерошка, однако, проявляют малодушие: «Пускай себе идут, а мы, брат, не пойдем». И они, бросив доспехи, убегают к Владимиру Ярославичу, князю Галицкому. «Там и сытно, и пьяно, и целы будем», — рассуждают они.
Князь тем временем созывает княгинь и боярынь, чтобы попрощаться. Приходит Ярославна. Она бросается к Игорю с мольбой не отправляться в поход. Игорь утешает ее и все же прощается. Он поручает опеку над нею князю Владимиру Галицкому, который не просто его друг, но к тому же брат Ярославны. Тот не скупится на обещания, ведь он многим обязан Игорю, о чем и повествует в небольшом монологе («Когда отец меня изгнал, изгнали братья мне родные, ты во мне участье принял»). Игорь прерывает его. Ярославна, княгини и боярыни удаляются. Пора идти в поход. Игорь просит благословения. Теперь вновь звучит хор народа, с которого начался пролог — на сей раз еще более мощно.
ДЕЙСТВИЕ I
Картина 1. Княжеский двор Владимира Галицкого. Здесь гуляет пьяный сброд. Все поют славословие князю Владимиру. Скула и Ерошка веселятся и пьют со всеми остальными. От их песен дрожат хоромы. Сам князь Владимир Галицкий только и мечтает о том, чтобы править в Путивле. Он поет об этом в своей песне «Только б мне дождаться чести», напоминающей залихватский танец. Приходит толпа девушек. Они вбегают на ступеньки к князю Владимиру. Он останавливается. Девушки жалуются князю, что княжой народ недобрый — они только что выкрали девушку («Ой, лихонько»). Князь Владимир довольно нагло говорит им, что она у него, что не так уж ей плохо и что полно-де больно о ней тужить, и в конце концов отправляет девушек прочь. Даже Скула и Ерошка опешили: «Вот-те и к батюшке, вот-те и к матушке; с чем пришли, с тем и ушли».
В следующей затем сцене Скула и Ерошка рассуждают о том, как ко всему этому может отнестись княгиня. Пьяный люд не очень-то беспокоится: «Что нам княгиня!» С напускной важностью звучит грубовато-комичная песня скоморохов («Что у князя Володимира»). Наконец все расходятся, кроме изрядно охмелевших Скулы и Ерошки.
Картина 2. Горница в тереме Ярославны. Княгиня одна. Ее тревожит недоброе предчувствие, ведь уже прошло много времени, как ушел Игорь, и пора уже быть от него гонцу. Няня сообщает Ярославне, что к ней пришли девушки. Они ищут у нее защиты от произвола ее брата. В дом к Ярославне приходит сам Владимир, ее брат. Княгиня полна решимости заступиться за девушек. Она говорит, что все скажет мужу, как он, брат, бесчинствует в его отсутствие, но Владимира это не пугает: «Да что мне Игорь твой? Вернется или нет, а мне какое дело, не все ли мне равно?» Он даже угрожает сестре. Это приводит Ярославну в негодование: «Ты смеешь мне грозить?» Получив отпор, Владимир тушуется и меняет тон. Но и продолжение его речей возмущает ее — он подвергает сомнению ее верность Игорю. На это она резко отвечает: «Да ты забыл, что я — княгиня!» Владимир уступает: он обещает назавтра отпустить девушку, но при этом зло и цинично добавляет: «А завтра заведу другую». Владимир уходит, а Ярославна, оставшись одна, молит о скорейшем возвращении Игоря.
Входят думные бояре и кланяются Ярославне. Они пришли сообщить княгине плохую новость. Звучит их хор («Мужайся, княгиня»). Они рассказывают, что русская рать разбита, а Игорь вместе с сыном попали в плен к хану. Услышав об этом, Ярославна падает без чувств. Бояре готовы защитить город. Они убеждены, что их крепость в вере в Бога и верности князю и княгине, а также в любви к родине. Княгиня благодарит их. Слышен звон набатного колокола. Враг подошел к стенам города, и в окнах дворца княгини уже виднеется зарево пожара. Несколько бояр уходят; остальные опоясываются мечами и приготовляются к обороне.
ДЕЙСТВИЕ II
Половецкий стан. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают Кончаковну, дочь хана. Но ничто не может развеять грусти Кончаковны — она страстно влюблена в княжича Владимира. О своей любви она поет в каватине («Меркнет свет дневной»), полной страстного томления и чувственной неги.
Показываются русские пленники, идущие с работы под охраной стражи. Кончаковна приказывает своим девушкам напоить пленников «питьем прохладным и речью ласковой утешить бедняков». Девушки исполняют ее приказ, и пленники благодарят их. Показывается половецкий дозор, обходящий стан. Кончаковна и девушки уходят. Опускается ночь. В глубине сцены один на страже стоит Овлур. Появляется сын Игоря, Владимир, и устремляет тоскующие взоры к шатру Кончаковны, зовет ее словами любви. Его «Каватина» («Медленно день угасал») овеяна юношеской поэзией, очарованием роскошной южной ночи. Появляется Кончаковна. Они поют свой страстный любовный дуэт. Ночь сладостна для них. Княжич совершенно поглощен страстью к половецкой княжне, потерял свое лицо, свою волю. Уже теперь, задолго до событий третьего действия, предрешена его судьба. Но сейчас Владимиру нужно уходить. Он слышит шаги приближающегося отца. Входит Игорь. Он в тяжком раздумье. Для него ночь — мука. Он поет свою знаменитую арию («Ни сна, ни отдыха измученной душе») — один из шедевров русской оперы.
К князю подходит половецкий воин. Это Овлур. Он принял православие, крестился и сейчас старается помочь Игорю. На небе занимается заря, и к концу их сцены совсем рассветает. Овлур предлагает Игорю коней, чтобы князь мог бежать. Игорь колеблется, принять ли ему это предложение (Овлур убеждает его, что бежать он должен, чтобы спасти Русь). Но нет, бежать Игорь не может — это противно его чести. Овлур, опечаленный, уходит.
С охоты возвращается хан Кончак. Он приветствует Игоря, обращается к нему с уважением и доверием («Здоров ли, князь?»). Видя, как грустен Игорь, Кончак предлагает ему «коня любого», «любой шатер», «булат заветный, меч дедов», наконец, «пленницу с моря дальнего». Но Игорю не нужны дары хана. Он благодарит его, жмет ему руку и говорит: «А все ж в неволе не житье». Кончак раздосадован. Он даже предлагает Игорю свободу взамен на обещание князя не поднимать на хана меча и дороги ему не заступать. Нет, такого обещания Игорь дать не может и, наоборот, заявляет хану, что, как только он окажется на свободе, он вновь соберет полки и ударит вновь. «Да, не сговорчив ты!» — с раздражением говорит Игорю Кончак и зовет половецких пленников и пленниц (чаги) повеселить их.
На сцену выходят половецкие невольники и невольницы, некоторые из них с бубнами и другими музыкальными инструментами; за ними свита и приближенные Кончака. Начинаются ловецкие пляски изумительные по красоте, ослепительно красочные сцены плясок, сопровождаемые хором. Чередуются, создавая контраст, плавная пляска девушек, необузданная, исполненная стихийной силы пляска мужчин и стремительная и легкая пляска мальчиков. Действие завершается буйно-стремительным вихрем общей пляски и хором «Пляской тешьте хана, чаги».
ДЕЙСТВИЕ III
Третьему действию предшествует оркестровый антракт. Звучит половецкий марш (своеобразный эффект создают трубы на сцене, звучащие за закрытым еще занавесом). С богатой добычей возвращается в стан ханское войско. Со всех сторон сходятся половцы и, глядя вдаль, ожидают прибытия отряда Гзака. Постепенно на сцену входит войско Гзака — с трубами, рогами, бубнами. Воины ведут с собой русских пленников. В конце шествия появляется на коне сам хан Гзак. Князь Игорь, Владимир Игоревич и русские пленники стоят в стороне и наблюдают. Хор половцев славит своих воинов: «Рать идет с победой. Слава нашей рати!» Навстречу Гзаку выходит Кончак и приветствует его своей песней («Наш меч дал нам победу»), в которой поет о победах половцев над русским войском и, в частности, о сожжении Путивля. Он устраивает пир для половцев, а пленников приказывает крепко сторожить. Хор ханов с пением отправляется с Кончаком совет держать, что дальше делать: оставаться там, где они сейчас, или идти дальше на Русь.
Итак, князь Игорь и Владимир теперь узнали страшную правду: их город сожжен, а дети и жены уведены в плен. «Чего ж мне ждать еще?» — восклицает Игорь. В этот момент перед ними проходит обоз с добычей и русскими пленными. Вид захваченной половцами добычи угнетает Игоря и Владимира. Обоз удаляется, русские пленники скрываются в шатрах. На сцене остается отряд сторожевых. Они хором славят Кончака и предупреждают возможного беглеца: «Горе беглецу лихому! Стрелы золоченые, кони наши быстрые всегда его догонят во степи». По сцене проходит Овлур; он несет мешки с кумысом. Сторожевые пускаются в пляс. В конце концов сначала падает один, потом второй, наконец третий. К концу этого оркестрового номера на сцене темнеет; сторожевые засыпают.
К шатру Игоря осторожно подкрадывается Овлур. Он призывает Игоря быстро собираться в путь. На сей раз Игорь соглашается.
В страшном волнении вбегает Кончаковна. Она останавливается у шатра Владимира. Она узнала о намерении Владимира бежать и теперь умоляет его остаться, не бросать ее. Князь Игорь поражен: «Владимир, сын! Что значит это? Зачем ты здесь, княжна? Аль в половецком полону сам половцем ты стал и родину забыл?» Владимир терзается. Отец призывает его бежать с ним, Кончаковна молит остаться. В конце концов она грозит разбудить весь стан. Игорь бежит. Кончаковна несколько раз ударяет в било.
Со всех сторон сбегаются половцы. Кончаковна сообщает о побеге Игоря. Половцы снаряжают коней в погоню за князем. Владимира же они хотят привязать к дереву. Кончаковна вступается за него. Половцы созывают ханов. На шум является Кончак и ханы. Половцы сообщают ему о случившемся. Побег Игоря вызывает у хана уважение: «Вот молодец! Недаром я так его любил; на месте Игоря и я бы так же поступил». И он приказывает казнить сторожевых, а княжича не трогать (этот эпизод скомпонован А.Глазуновым). Хор ханов требует казнить пленников. Но у Кончака другой план: «Если сокол ко гнезду улетел, то мы соколика опутаем красной девицей». И он объявляет Владимира своим желанным зятем. И тут же он — коварный хан — объявляет: «Идем на Русь! В поход на Русь!» Можно только догадываться, что творится в душе Владимира.
ДЕЙСТВИЕ IV
Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна одна на городской стене. Она горько плачет («Ах, плачу я»). Она обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. С песней проходит толпа поселян. Они поют — и это звучит как подлинная русская песня (поразительное мастерство композитора!) — «Ох, не буйный ветер завывал».
Ярославна всматривается вдаль. Она видит, что кто-то едет. Это два всадника. В одном из них по одежде она узнает половца. Это пугает ее, ведь она понимает, что если половцы нагрянут, Путивля не отстоять. Но другой всадник «одет по-нашему и с виду не простой он ратник». Они приближаются все ближе, и вдруг она узнает Игоря. На скаку въезжает князь Игорь в сопровождении Овлура. Игорь спускается с коня и бросается к Ярославне. Овлур отходит с конями в сторону. Звучит любовный дуэт Игоря и Ярославны. Они счастливы. Она спрашивает его, как он спасся? Игорь говорит, что бежал из плена. Ярославна поет о своей радости вновь видеть любимого мужа, Игорь же говорит, что бросит клич и снова пойдет на хана. Князь Игорь и Ярославна медленно идут к Детинцу. В этот момент появляются Ерошка и Скула; несколько хмельные, они играют и поют. Вдруг они видят Игоря с Ярославной. Они изумлены. Они тут же соображают, что им непоздоровится за их измену. Усевшись друг против друга, они думают, что им делать: бежать? Да ведь некуда. Вдруг Скуле приходит на ум хорошая мысль: звонить в колокол, созывать народ. Они берутся за веревки от колоколов и бьют в набат. Со всех сторон сбегается народ. Все думают, что половцы подошли, потом понимают, что это они спьяну. Скоморохи кричат, что у них радостная весть: князь приехал. Тогда все думают, что речь идет о князе-крамольнике Галицком. С трудом им удается всех убедить, что вернулся князь Игорь Северский. В конце концов за хорошую весть собравшиеся бояре прощают грехи Ерошки и Скулы. Вместе с народом они приветствуют и славят князя Игоря.
Князь Игорь
- Композитор:
Бородин, Александр - Редактор:
Глазунов, Александр - Редактор:
Римский-Корсаков, Николай - Редактор:
Дюч, Г. О. - Редактор:
Соколов, Николай - Редактор:
Зиллига, Уинфрид - Редактор:
Франц, Хьюберт - закончил:
Глазунов, Александр - закончил:
Римский-Корсаков, Николай - либреттист:
Бородин, Александр - фортепианная редукция:
Глазунов, Александр - фортепианная редукция:
Римский-Корсаков, Николай - фортепианная редукция:
Блюменфельд, Феликс - фортепианная редукция:
Блюменфельд, С. М. - фортепианная редукция:
Дюч, Г. О. - фортепианная редукция:
Соколов, Николай - фортепианная редукция:
Римский-Корсаков, фрау Н. Н. - Немецкое издание:
Зиллига, Уинфрид - Немецкое издание:
Франц, Хьюберт - Французская версия:
Рюэль, Жюль
- Версия:
Фортепианная редукция
- Язык:
Русский • Французский • Немецкий
- № заказа. :
477 бел.
63,50 фунта стерлингов
Вес: 1,64 кг
Поставщик отсутствует на складе, срок поставки неизвестен
Детали
Переплет: | Мягкая/мягкая обложка |
---|---|
Текст содержания: | Ouvertüre Prolog 4 Akte (insges. 29 Nummern, 6 Bühnenbilder) |
ISMN: | 979-0-2030-0264-2 |
Издатель: | М. П. Belaieff Musikverlag |
Uraufführung: | 23 октября 1889 г. Санкт-Петербург |
Год составления: | 1869 — 1888 |
приборы: | Рис.2.2.Англ. Хр.2.Басскл.2 — 4.2.3.1 — П.С. (Глсп. · Тргл. · кл. Тр. · Тамб. · Бек. · гр. Тр. · 2 Тамт.) — Жф. · Клав. импровизация. — ул. — Bühnenmusik: 2 корн. — Alt-Hr.· Тенор-Hr. · Баритон. · Тб. — кл. тр. |
Род занятий: | Игорь Святославич, Фюрст фон Северск · Баритон — Ярославна, фрау в цвайтер Эбене · Сопрано — Владимир Игоревич, сон аус эрстер Эхе · Тенор — Владимир Ярославич (Фюрст Галицкий), Брудер дер Фюрстин Ярославна · Бас — Кончак, Пол |
Номер страницы: | 504 |
- Подробности
Переплет: | Мягкая/мягкая обложка |
---|---|
Текст содержания: | Ouvertüre Prolog 4 Akte (insges. 29 Nummern, 6 Bühnenbilder) |
ISMN: | 979-0-2030-0264-2 |
Издатель: | М.П. Belaieff Musikverlag |
Uraufführung: | 23 октября 1889 г. Санкт-Петербург |
Год составления: | 1869 — 1888 |
приборы: | Рис.2.2.Англ. Хр.2.Басскл.2 — 4.2.3.1 — П.С. (Глсп. · Тргл. · кл. Тр. · Тамб. · Бек. · гр. Тр. · 2 Тамт.) — Жф. · Клав. импровизация. — ул. — Bühnenmusik: 2 корн. — Alt-Hr.· Тенор-Hr. · Баритон. · Тб. — кл. тр. |
Род занятий: | Игорь Святославич, Фюрст фон Северск · Баритон — Ярославна, фрау в цвайтер Эбене · Сопрано — Владимир Игоревич, сон аус эрстер Эхе · Тенор — Владимир Ярославич (Фюрст Галицкий), Брудер дер Фюрстин Ярославна · Бас — Кончак, Пол |
Номер страницы: | 504 |
Женственность и сила в опере Князь Игорь
Мой интерес к русской опере в лучшем случае вдвое меньше, чем этот блог, но до сих пор одним из моих любимых является « Князь Игорь » Александра Бородина (1869–87, посмертная премьера 1890). В сети можно найти постановку Большого театра 2013 года (вставка ниже) и постановку Мариинского театра 1998 года; в обоих используется другой порядок действий и сцен, чем в этом либретто (см. В этой таблице, как они совпадают).
Я был взволнован, увидев недавнюю статью Рэя Алстона о Князь Игорь . Он утверждает, что Бородина была умеренной феминисткой, чья работа по обучению химии будущих женщин-врачей в 1870-х и 1880-х годах была важна для него. В этой работе Бородин был близок к группе между радикалами и консерваторами, «феминисткам, которые стремились улучшить положение женщин за счет лучшего образования и возможностей трудоустройства, не обязательно призывая к радикальным переменам»; эту группу «более или менее возглавляли Мария Трубникова, Надежда Стасова и Анна Философова» (69). 5). После того, как в журнале была напечатана статья, высмеивающая женские курсы, Бородин написал в защиту своих учеников, сказав: «Я ни разу не встречал ученицу [женщину], которая боролась бы на уроках химии с уравнениями, формулами или вычислениями, какими бы сложными и новыми они ни были. они были для нее» (цит. по 696).
Эти виды сообщают, как Бородин написал образ Ярославны в исполнении сопрано. Алстон утверждает, что сила ассоциировалась с низкими голосами в опере девятнадцатого века, причем не только с мужскими, но и с баритонами и басами, а не с тенорами (69).9). Женские персонажи, обладавшие политической властью, были редкостью и изображались негативно; их также обычно пели женщины относительно низким голосом (701–702). В начале г. князь Игорь г. все как полагается: власть держит Игорь, баритон, который начинает «окруженный сонмом народа, буквально воспевающего ему хвалу» (699). Но его авторитет подорван неблагоприятным солнечным затмением и пленением его ханом Кончаком, басом (699–700).
Пока Игорь находится в заключении, в его городе Путивле идет борьба за власть между его женой Ярославной и ее братом князем Владимиром Галицким. Ярославна выходит большей частью сверху, а когда возвращается Игорь, он достаточно упал, а она достаточно поднялась, чтобы «Ярославна и Игорь стали равными» (709 г.).). Но в отличие от некоторых партий меццо-сопрано в других операх, Ярославна не становится мужественной по мере обретения силы: «она проявляет традиционную женственность как в своем поведении, так и в озвучивании своей роли», и она «доказывает свою эффективность как лидер и тем самым показывает, что женщина может преуспеть как женщина, что женственность является преимуществом, а не недостатком» (704). Женщины обращаются к Ярославне с просьбой заступиться за них и спасти женщину, похищенную Галицким, превращая Ярославну в Богородичную фигуру (705).
Олстон описывает спор в бородинской литературе о том, Князь Игорь ориентализует ли и каким образом своих половецких персонажей. Ричард Тарускин утверждал в 1997 году, что «музыка оперы передает идеи русского расового превосходства и прославляет империализм» (692). Но Марина Фролова-Уокер (в книге 2007 года, которую я только начал, это удивительно до сих пор) показывает, что не только половецкие персонажи, но и русские тоже проявляют «музыкальные черты, которые Тарускин видит как ориентирующие», а именно «связанные или синкопированные мелодические колебания». , и обратимый хроматический проход между пятой и шестой ступенью звукоряда» (692, 692n2). (Кстати, у Фроловой-Уокер на сайте много хорошего.)
Эта статья идеально подошла для моих интересов, потому что у меня есть любимая теория о феминизме и ориентализме в Князь Игорь . В двух самых ярких сценах оперного спектакля похищенные женщины подвергаются жестокому обращению для удовольствия их похитителей-мужчин. В половецком стане хан Кончак предлагает своему пленнику Игорю на выбор захваченных и порабощенных Кончаком женщин, которых заставляют петь и танцевать.