Князь игорь что сделал для руси: Князь Игорь | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Князь Игорь | описание героя

главный герой в произведении «Слово о полку Игореве»

есть дети

женат/замужем

жизнь в достатке

из обеспеченной семьи

известность при жизни

участие в войне/революции

Сцена из оперы А.П. Бородина “Князь Игорь”. Постановка Большого театра

Князь Игорь, главный герой “Слова о полку Игореве” – реальное историческое лицо, новгород-северский князь Игорь Святославич. Создатель произведения был его современником. В образе этого князя он стремился показать губительные для Руси последствия междоусобиц и единоличных действий.

Описание героя

Игорь Святославич – второстепенный удельный князь, к моменту начала похода находящийся в самом расцвете сил (34 года). Он является типичным представителем феодальной эпохи. Главное желание князя – достигнуть личной славы.

Игорь Святославич – очень храбрый и мужественный человек, что было одним из главных качеств правителя. В своем понимании он, безусловно, любит родину и намерен защищать ее от врагов до последней капли крови. В то же время Игорь Святославич является очень плохим и недальновидным политиком. Желание прославиться затмевает в его душе необходимость совместных действий в войне против половцев. Затевая поход вопреки воле Святослава и практически в одиночку (с братом, сыном и племянником), он действует согласно феодальной формуле: “мы собе, а ты собе”.

Князь Игорь. Иллюстрация П. Скотарь

Мечты о воинской славе и честолюбивые замыслы Игоря Святославича ярко проявляются в его словах: “Лучше ведь зарубленным быть, чем плененным”, “хочу… копье преломить на краю поля Половецкого… испить шлемом Дона”.

Очень важное качество Игоря Святославича, выгодно отличающее его от большинства князей – равнодушие к богатству. Одержав победу над передовым половецким отрядом, он в качестве личной добычи забирает лишь вражеские боевые знаки: “красный стяг, белую хоругвь, красную челку, серебряное древко”. Это трофеи для него гораздо важнее всех “драгоценностей половецких”.

Роль героя в произведении

Главная задача автора “Слова…” – призвать всех древнерусских князей к объединению. Исходя из этого, он придает очень большое значение неудачному походу князя Игоря Святославича.

Новгород-северский князь олицетворяет собой главные причины, препятствующие объединению Руси. Игорь Святославич – храбрый и отважный воин, но этого недостаточно. Яркий пример – организованный им поход.

Кадр из фильма-оперы “Князь Игорь”. 1969

Выступая против половцев, Игорь Святославич действует в общерусских интересах, но руководит им не патриотизм, а желание добиться личной славы. Этим объясняется затяжное противостояние Руси кочевникам. Как только какому-нибудь князю удается объединить под своими знаменами крупные силы, половцы терпят сокрушительное поражение.

На примере Игоря Святославича автор стремится наглядно показать острую необходимость совместных действий против врага.

Развитие героя по мере сюжета

Автор практически не касается духовного становления своего главного героя, однако по мере развития сюжета оно легко просматривается. В начале похода Игорь Святославич настроен очень решительно и игнорирует все зловещие предзнаменования. Его боевой дух значительно возрастает после первой победы и захвата половецких знамен.

Оказавшись в окружении численно превосходящих сил половцев, Игорь Святославич, вероятно, впервые задумывается о последствиях своего необдуманного поступка. Поражение и пленение наносит серьезный удар по его честолюбию.

Бегство Игоря из плена. Иллюстрация Р. Белоусова

Тот факт, что Игорь Святославич не смиряется с пленом, а “мыслью поля мерит от великого Дона до малого Донца” – свидетельство его горячего желания вернуться на родину и продолжить борьбу.

Отношение автора к герою

Отношение автора к главному герою двойственное. В начале произведения он, отдавая дань уважения отваге Игоря Святославича (“поострил свое сердце мужеством”), решительно осуждает его за обреченный на поражение поход и ослушание Святославу Всеволодовичу.

Тяжелое поражение русского войска автор ставит в прямую вину Игорю Святославичу и его брату. Хуже всего, что это привело к очередному всплеску набегов половцев: “застонал… Киев от горя, а Чернигов от напастей”.

“Золотое слово” Святослава Всеволодовича отражает четкую авторскую позицию по отношению к походу Игоря Святославича с братом: “Рано начали вы Половецкой земле досаждать мечами, а себе славы искать”. Воинская доблесть и храбрость князей не принесли никакой пользы Руси.

Одновременно с осуждением у автора невольно прорывается жалостное чувство к несчастному князю: “пересел из седла золотого в седло рабское”, “соколам [Игорю с братом] крыльица подсекли саблями поганых”, “два солнца померкли” и т. д.

При всем своем неблагоразумии Игорь Святославич, по убеждению автора, нужен Русской земле, как один из ее главных защитников. Поэтому его удачный побег приводит к всеобщему ликованию: “Села рады, города веселы”.

Прототипы

Реальный прототип главного героя “Слова…” – малозначительный новгород-северский князь Игорь Святославич (1151-1202 гг.). Какое-то время воевал в союзе с половцами против Мономаховичей. Был сватом своему будущему противнику (сын Игоря Святославича был помолвлен с дочерью хана Кончака). В 1180 г. Игорь Святославич потерпел поражение от Рюрика Ростиславича, после чего примкнул к антиполовецкой коалиции.

Князь Игорь Святославич. Иллюстрация И. Глазунова

В 1184 г. из-за гололедицы Игорь Святославич опоздал присоединиться к объединенному походу нескольких князей под руководством Святослава Всеволодовича против половцев. Это могло вызвать подозрения в симпатии к бывшим союзникам и стало косвенной причиной того, что Игорь Святославич предпринял новый поход в одиночку.

Поход начался 23 апреля 1185 г. С Игорем отправились: его брат Всеволод, сын и племянник. Автор “Слова…” точно передает события: победа в первом столкновении, окружение, три дня упорных боев, поражение и пленение Игоря и его родственников.

В плену Игорь Святославич пользовался относительной свободой, занимался ястребиной охотой и даже вызвал к себе священника. Вскоре, однако, прошел слух о скорой казни всех русских пленников. Игорь Святославич бежал при помощи крещеного половца Лавра и через одиннадцать дней достиг русских пределов.

Игорь Святославич действительно задумался о необходимости совместных действий и в 1191 г. организовал поход нескольких князей против половцев, закончившийся, впрочем, неудачно.

Экранизации героя

В 1969 г. на советские экраны вышел фильм-опера “Князь Игорь”, снятый по сюжету “Слова о полку Игореве”. Главную роль сыграл артист театра на Таганке – Б. А. Хмельницкий.

Борис Алексеевич к этому времени уже снялся в нескольких картинах и был известен советским зрителям. Режиссер Р. Тихомиров сделал удачный выбор. Критики высоко оценили блестящее исполнение Хмельницким роли Игоря Святославича – воинственного решительного князя.

Интересно отметить, что для съемок Борису Алексеевичу пришлось отпустить бороду. Именно в этом образе он впоследствии вошел в историю советского и российского кино.

Герой за пределами произведения

В 1989 г. был открыт памятник Игорю Святославичу в Новгород-Северском.

В 2003 г. состоялось открытие памятника знаменитому князю и литературному герою на месте предполагаемого начала похода 1185 г. под Луганском.

Список литературы

  1. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  2. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  3. Кузьмина В. Д. «Слово о полку Игореве» как памятник мировой литературы. — В кн.: Слово о полку Игореве: Сб. статей под ред. И. Г. Клабуновского и В. Д. Кузьминой. М., 1947.
  4. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» — героический пролог русской литературы. Л., 1967.
  5. Глухов В. М. К вопросу о пути князя Игоря в Половецкую степь. — ТОДРЛ, М.; Л., 1955.
  6. Кудряшев К. В. Про Игоря Северского, про землю Русскую: Историко-географический очерк о походе Игоря Северского на половцев в 1185 году. М., 1959.
  7. Шарлемань Н. В. Природа в «Слове о полку Игореве». — В кн.: Слово о полку Игореве: Сб. исследований и статей / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1950.
  8. Рыбаков Б. А. Отрицательный герой «Слова о полку Игореве». В кн.: Культура Древней Руси. М., 1966.

Даниил Романович | Просмотров: 7.6k | Оценить:

Киевская Русь (903 — 945 гг.)

903

Для князя Игоря избрана
супруга — будущая княгиня Ольга


«В особенном ее Житии сказано, что Ольга была Варяжского простого рода, и
жила в веси, именуемой Выбутскою, близ Пскова;что Игорь, приехав из Киева,
увеселялся там некогда звериною ловлею; увидел Ольгу, говорил с нею, узнал
ее разум, скромность, и предпочел сию … сельскую девицу всем другим
невестам.Обыкновения и нравы тогдашних времен, конечно, дозволяли князю
искать для себя супруги в самом низком состоянии людей: ибо красота уважалсь более
знаменитого рода; но мы не можем ручаться за истину предания, неизвестного
нашему древнему Летописцу. ..» (Н.М.Карамзин)

907

Поход князя Олега на Византию
. «Когда русские корабли явились под Константинополем, говорит
предание, то греки замкнули гавань, заперли город. Олег вышел беспрепятственно
на берег, корабли были выволочены, ратные рассеялись по окрестностям Царьграда
и начали опустошать их: много побили греков, много палат разбили и церквей
пожгли; пленных секли мечами, других мучали, расстреливали, бросали в море.
Предание прибавляет, что Олег велел поставить лодки сои на колеса, и флот
при попутном ветре двинулся на парусах к Константинополю» (С.М.Соловьев)
«Получается отталкивающая картина диких разрушений и грабительских погромов»
(А.В. Карташев).
 

907, 911

Договоры Руси с греками 
Оба договора, составленные дали возможность русам получить преимущественные
права торговли в Константинополе. Но если
договор 907 года был следствием военного успеха, то заключенный через четыре
roда документ свидетельствовал о высоком
статусе государства восточных славян, с котрым приходилось считаться столь могущественному соседу, как Византия. «Доселе одни словесные предания могли руководствовать Нестора, но желая утвердить мир с Греками, Олег вздумал отправить в Царьград послов, которые заключили с империею договор письменный, драгоценный и древнейший памятник
Истории Российской, сохраненный в нашей летописи». (Н.
М. Карамзин)

912  

Смерть князя Олега  «…Летописец повествует о следствиях кончины Олеговой: народ стенал и проливал слезы. Что можно сказать сильнее и разительнее в похвалу Государя умершего
?  Итак Олег не только ужасал врагов: был еще любим своими подданными. Воины
могли оплакивать в нем смелого, искусного предводителя, а простой люд народ защитника. Присоединив к Державе своей лучшие, богатейшие страны нынешней России, сей князь был истинным
основателем ее величия». (Н. М. Карамзин)

912 — 945

Правление князя Игоря Правление оказалось менее бурным, чем его предшественника — в летописи сделано всего пять записей за 33 года. Князь Игорь подавил восстание древлян, отложившихся было от Киева, заключил два договора с Византией, менее выгодных,
нежели договоры Олега. Во время очередного похода на древлян был убит.

915

Первое появление печенегов
на Руси 
 Князю Игорю удалось заключить
мирный договор с печенегами.

920

Война князя Игоря с
печенегами
  Народное предание не донесло до
летописца сведений об этой войне.

941, 944

 

Походы князя Игоря на
Византию
 «В 941 году русский князь пошел морем к берегам Империи, болгары дали весть в Царьград, что идет Русь; выслан был против нее протовестиарий Феофан, который пожег Игоревы лодки греческим огнем. Потерпев поражение на море, русы пристали к берегам Малой Азии и по обычаю сильно опустошали их, но здесь были застигнуты и разбиты патрикием Вардою и доместиком Иоанном, бросились в лодки и пустились к берегам Фракии, на дороге были нагнаны, опять разбиты Феофаном и с малыми остатками возвратились назад в Русь. Второй поход Игоря на греков летописец помещает под 944 годом; на этот раз он говорит, что Игорь… собрал много войска… Тогда, по преданию, послал к Игорю лучших бояре
с просьбою: «Не ходи, но возьми дань, которую брал Олег, придам и еще к ней»

945

Договор Руси с греками Заключенный договор был не так выгоден для Руси, как договоры Олега — видны ограничения в торговле, свободе передвижения по Византии, а также времени пребывания там. Договор ограждал крымские владения Византии от посягательств со стороны Руси.


945

Убийство Игоря древлянами  Киевский князь в нарушение всех обычаев сделал попытку дважды получить дань с древлян, за что и поплатился.

несохраненных:///newpage2.htm

несохраненных:///newpage2.htm

[Примечание: в этом разделе материалов курса SISRE243 я полностью воспроизвожу
Предисловие профессора Хейни к ​​его переводу и аннотации к «Слову о Игореве».
Я опустил введение его соавтора Эрика Даля по вопросам
передавая Сказку в поэтической форме. Текст их перевода находится во втором разделе
материалов. Когда я доберусь до задачи, я подключу каждый раздел
комментарий, чтобы к нему можно было получить доступ в том месте основного текста, к которому оно относится.
В издании Хани/Даля древнерусский текст Повести воспроизведен на лицевой стороне.
страниц к сопровождающему его переводу. Это означает, что в некоторых комментариях цитируется
слова, изначально напечатанные кириллицей. Я транслитерировал их здесь; из
конечно для тех, у кого нет кириллического текста, до такой степени, что материал не будет
полезный. Этот материал воспроизводится здесь с разрешения профессора Хейни и является
предназначены только для использования теми, кто имеет право вводить материалы курса
раздел веб-сайта.]

 

В ПОХОДЕ ИГОРЯ

Перевод Слово о полку Игореве

Дж.АВ. Хейни и Эрик Даль

Copyright 1992

ВВЕДЕНИЕ

я

На Поход Игорь , известный как Слово о полку Игореве
на русском языке обычно именуется Слово . В нем рассказывается о кампании под руководством
Игорь Святославич, младший князь небольшого южнорусского княжества в
конец двенадцатого века. Структура стихотворения дает понять, что история этого
несчастный князь есть прием истинной темы поэта, морально-политической
упадок Киевской федерации. Мы можем думать о стихотворении, состоящем из трех частей, как о
триптих, события с непосредственным участием Игоря представлены на внешних панелях. Его
славный отъезд со своей армией в начале поэмы следует сравнить с его
побег из плена и возвращение в конце, в сопровождении лишь предателя-язычника,
помог ему бежать. Точка зрения поэта и симпатизирует делу Руси, и
критиковал именно этого князя. Игорь нарушает присягу титулярному «великому князю
Киева» и совершает несанкционированное нападение на традиционных степных врагов,
Тюркские половцы или половцы. Его величайшее военное достижение — успешная неожиданность
нападение на половецкий лагерь. Во втором сражении его силы уничтожены, а Игорь
взят в плен после того, как ранее сказал своим людям, что смерть лучше плена. предположительно
ирония намеренная. Его смелый план завоевать себе славу приводит к неконтролируемому
языческие набеги на Русь.

Двойственное отношение поэта к походу Игоря распространяется и на фигуру изображаемого.
в центральной части триптиха великий князь Святослав Киевский. Он представлен в
манера, подобающая его одноименному предку, Святославу Игоревичу, чей десятый век
подвиги были известны в Константинополе и на Балканах. Но вскоре мы видим его как
человек, обеспокоенный зловещими мечтами и совершенно неспособный на какие-либо согласованные действия, чтобы восстановить
ущерб, нанесенный его двоюродным братом и крестником Игорем Святославичем. Сон Святослава, как и у
Артур по-французски La Mort le Roi Artu (ок. 1230-35), следует понимать
как относящийся к самому престолу, а не только к человеку, который его занимает. Это точно
представление о том, что принц и физически, и философски отождествляется с
царство, а царство с «государством», на что бояре стремятся указать
в их коллективной интерпретации предчувствия Святославом собственной смерти.
Очевидно, довольный объяснением бояр, великий князь Святослав произносит свое
длинное «Золотое слово». В нем он призывает на помощь Игорю товарищей-князей,
призывая их объединиться и сохранить целостность Руси. Он напоминает им об их
обязанности друг перед другом, льстив сильным гиперболой. Но у поэта
дизайн никогда не затмевается. Речь Святослава перемежается частыми отступлениями в
старого стиля, которые служат для противопоставления мелочности нынешних князей их прославленным,
героические предшественники.

В поэме нет указаний на то, что «Золотое слово» Святослава — действительно
жалкая мольба перед лицом собственной беспомощности — имеет какое-либо влияние на ход событий.
Унижение Игоря завершается, когда ни один князь не откликается на призыв Святослава.
Даже жена Игоря, чье заклинание древним богам солнца, ветра и воды является одним из
самые известные лирические достижения поэмы, не могут сами по себе привести к его освобождению от
позорный плен. Нам говорят, что «Бог указывает путь Игорю»,
негероически половецким предателем. Игорь вернулся на Русь, наградил предателя
земель, и снова принял княжение над небольшой вотчиной Новгород-Северск, единственной
зафиксирован киевский князь, взятый в плен степными кочевниками. В этом нет ничего героического
его побег и возвращение. В поэме он возвращается без лишнего шума, смиряясь сначала с
иконе Божией Матери, а затем, предположительно, Святославу. Его жена не
снова упоминается. Хотя стихотворение заканчивается росчерком героического притворства, оно не более
чем это. Монгольских нашествий было полвека и князья русские
не могли объединиться, чтобы противостоять им.

Метод поэта – противопоставление двух эпох, героической эпохи первых князей
Олег, Игорь, Святослав и Владимир (последний умер в 1015 г.) с преемником
князья также по имени Олег, Святослав, Игорь и Владимир. Героический век заслуживает героического
поэзия и именно поэтому Игорь поэт вводит фигуру мастера-поэта
Боян, который, как нам говорят в Задонщина . «воспевали бы славу
князья русские, Игоря Рюриковича, первого великого князя киевского, великого князя
Владимира Святославича и великого князя Ярослава Владимировича». Игорь
поэт начинает и заканчивает свое стихотворение ссылками на этого Бояна, а самое первое
строки предназначены для того, чтобы поднять в уме слушателя вопрос о пригодности
героический стиль к такой негероической истории, которую он должен рассказать. Вопрос, поднятый на
начало не просто теоретическое или риторическое:

Не годилось, братцы, начинать рассказ

Игорева похода, Игорь Святославич,

Используя древние слова неприятных сказок.

Эта песня должна начинаться в соответствии с событиями нашего времени

, а не как фантазия Бояна.

Читатель заметит, что нечетные строфы в целом собраны в
весьма метафорический, богато украшенный стиль Бояна, те, что пронумерованы равномерно в более размеренном
режим Игорь сам поэт. Образец сохраняется на протяжении всего стихотворения, создавая
его своеобразное амебное качество чередующихся голосов.

Поэма составлена ​​после возвращения Игоря на Русь из половецкого плена в 1187 г. и
большинство современных русских ученых фактически датируют его 1187 или 1188 годом. Второе мнение, которое я разделяю,
заключается в том, что она была составлена ​​в конце XII века, когда Святослав Киевский
умер (1194 г. ), но до смерти Всеволода Святославича (119 г.6), иначе
трудно понять, почему этот князь восхваляется в последней строфе, а Святослав,
Великий князь Киевский и центральная фигура поэмы полностью опущен. Третья группа
ученые назвали бы «Слово » мастерской подделкой позднего средневековья и датировали бы его после
Задонщина , помещая ее в пятнадцатый век, на основании некоторых общих
текстовые особенности. Наконец, небольшое количество ученых в Советском Союзе, Западной Европе
и Соединенные Штаты убеждены, что Слово — подделка восемнадцатого века.
в духе оссианских подделок Макферсона. Задача сложная, возможно сделанная
неразрешимой, тем, что единственная известная рукопись Слово была уничтожена в
Пожар Москвы в 1812 году. Эта рукопись сама по себе была копией, возможно, датируемой
пятнадцатого века, но не обязательно копия голографии. Оно сохранилось в
библиотеке монастыря недалеко от Москвы до 1792 г., когда она была приобретена
обер-прокурором Святейшего Синода графом А. И. Мусиным-Пушкиным по приказу
императрица Екатерина II. При содействии ряда ведущих археографов
дня Мусин-Пушкин подготовил Слово для публикации. По непонятным причинам
он также сделал копию для императрицы, которая была обнаружена среди ее бумаг только в 1864 году.
Эта копия незначительно отличается от издания 1800 г., но, по общему мнению,
что editio Princeps представляет собой более окончательную версию. Это во многом на
сохранившиеся копии этого первого издания, на которые ученым приходилось полагаться в своих усилиях
интерпретировать Слово .

На обвинения в подлоге, на мой взгляд, полностью ответили советские ученые и многие
живущим на Западе, где поднимаемые вопросы не так эмоционально окрашены, как на
СССР. Что Слово происходит как от Задонщина , так и от
летописный вариант рассказа так и не был установлен текстуально. Сходство
наблюдаемые во всех трех текстах, не ближе, чем отмеченное языковое сходство
часто среди средневековых русских текстов, посвященных военным подвигам, и они могут
принадлежат к общему корпусу таких традиционных фраз, большинство из которых в конечном счете
заимствованные из устной поэзии. Отношения между Слово и Задонщина
совсем другое дело, но, опять же, подавляющая часть последних исследований утверждает
за первенство Слово .

Язык оригинала, насколько он может быть известен, отражает
стандарты киевского русского, а не более позднего периода. Что кто-нибудь в восемнадцатом веке
мог бы знать этот язык достаточно, чтобы написать Слово совершенно невозможно
верить. Определенно никто из лиц, связанных с открытием Слово
обладал необходимыми языковыми навыками. Безусловно, есть много тюркских языков.
особенности в Слово , но не установлено, что они пришли из
языки, отличные от тех, которые, как известно, были известны в разное время в Киевской Руси,
особенно хазар, печенегов и половцев. Нет никаких доказательств языкового
влияние эпохи монгольских нашествий, начавшейся в середине XIII века.
Наконец, сложный, но, тем не менее, систематический рисунок напряжения, который демонстрирует работа
был чужд ученым восемнадцатого, девятнадцатого и двадцатого веков до недавнего
издание работ Дыбо и Колесова в СССР. По-видимому, это рассматривалось уже в
пятнадцатого и шестнадцатого веков как архаичные, в результате изменений, которые произошли
именно в двенадцатом веке в фонетическом строе языка. Это самое
маловероятно, что кто-либо в период после монгольского нашествия мог знать об этом
киевскую поэтическую черту или систематически использовала ее в произведении, посвященном
предмет такой же тайный, как и у Слово . По словам покойного Б. О.
Унбегаун, профессор славянской филологии Оксфордского университета, «Oui, c’est un Faux,
mais un Faux du douxime sicle.»

В древнерусских летописях сохранились две версии похода 1185 года. Чем полнее
рассказ сохранился в Ипатьевской летописи; более тенденциозная версия, возможно
заимствован из уже не сохранившейся Киевской летописи, встречается в Лаврентьевской летописи.
Обе эти версии независимо друг от друга подтверждают историю, рассказанную в поэтической форме в IX в.0011 Слово .

В этой книге впервые представлено разделение древнего восточнославянского оригинала на
сегменты подсчета стресса. За последние тридцать лет почти повсеместно
признал, что Слово было написано «ритмической прозой».
Слово
ученые. Мои собственные представления об метре вытекают из лекции, которую я прослушал в Ленинграде в 1975.
На праздновании 175-летия первого издания Слово В.В.
Колесов описал свои попытки установить исходную акцентуацию. Он постулировал три
типы ударения для данного слога: слабое ударение (называемое традиционным
изучающих русский язык), нейтральное ударение, соответствующее ожидаемому,
характерное для современного языка морфологически индуцированное ударение, хотя часто
не на одном и том же слоге, и, наконец, очень сильное ударение, функция которого, по-видимому,
были литературными, а не лингвистическими. Хотя издание Колесова предполагало, что Слово
был написан в прозе, я обнаружил, что, по-видимому, является последовательной просодической структурой
и теперь я убежден, что Слово — это высокоорганизованная поэма, а не проза.
Изложено кратко: в строке, или, возможно, поскольку стихотворение предназначалось для устного чтения, в
строфическое высказывание, может быть любое количество слабо или нейтрально ударных слогов,
но количество сильно ударных слогов, по-видимому, было шесть, вариации
три, девять или в отрывках, служащих «внутренними комментариями» к
течение поэмы в целом, даже двенадцать. Почти восемьдесят процентов строк так
регулярные, в то время как большинство остальных очень четко «связывает» линии
предназначены для введения персонажа, например, «И сказал Игорь»: или они отражают
несколько loci obscuri стихотворения, которые являются либо результатом ошибок писцов, либо
редакционные неверные толкования более поздних времен. Истоки этой акцентной системы
пока неясны, но они могут отражать по существу дохристианские восточнославянские обычаи,
что могло бы объяснить очевидную «формульность» многих частей стихотворения.
лучшие отрывки. В этой книге тяжелые ударения отмечены серьезным акцентом и
нейтральные ударения острым акцентом. Как обычно, слабоударные слоги
без опознавательных знаков.

Мой анализ системы ударения в стихотворении как составной части предсказуемой модели
поэтические строки опубликованы на английском и русском языках (Haney, 1982 и 1988). Настоящее
издание Слова о полку Игореве является, таким образом, прямым продолжением новой теории
о просодии и форме произведения. Настоящая книга не предназначена для предоставления
окончательное научное издание оригинальной работы, и не ожидается, что оно достигнет
консенсус по текстуальным вопросам, которые заведомо сложны и в некоторых случаях считаются
неразрешимый. Вместо этого он представляет текстовые следствия литературной гипотезы с
сборник связанных филологических и интерпретационных рассуждений.

Старославянский текст очень похож на имеющиеся стандартные редакции произведения
за последние три десятилетия, за исключением того, что я предоставил подразделения по образцу
описано выше. Стрессовые знаки также включены, потому что они являются ключом к наслаждению Slovo .
как поэзия. Хотя интерпретация текста, лежащая в основе английского перевода,
в значительной степени мое, несколько разрешений трудных проходов были выполнены совместно.
В любом случае перевод как поэзия принадлежит Эрику Далю. Я надеюсь, что у нас есть
подготовил достойное введение к самому раннему из сохранившихся шедевров русской литературы,
еще так мало известен в англоязычном мире.

Я.А.В. Хейни

Сиэтл 1992

10 век Россия | Русмания

                            

В X веке, во время правления Ольги, Святослава Храброго и Владимира Великого, границы Киевской Руси расширились, и Византийская империя, Болгарская империя и Хазарское ханство на себе испытали рост формирующегося государства прочность. Век завершился Крещением Руси в православную веру — событием, повлиявшим на все стороны жизни Руси от политики и торговли до искусства, музыки, литературы и архитектуры. Однако в том же столетии произошла и первая междоусобная война между князьями Рюриковичами — первая из многих последующих столетий.


Поход Олега на Константинополь

Олег Провидец был великим военачальником и из своей новой столицы Киева совершил набег на Константинополь в 907 . Ему удалось взобраться на стены города и прикрепить к воротам свой щит. Жители Константинополя так боялись войска Олега, что решили предложить ему торговый договор, весьма выгодный для Киевской Руси. Олег согласился и уехал из города.


Смерть Олега

По легенде однажды мудрец сказал Олегу, что его убьет его собственный верный конь. Олег считал себя провидцем и думал, что сможет обмануть смерть, отправив своего коня прожить остаток жизни из беды. В 912 , когда Олег услышал, что его лошадь в конце концов умерла, он посмеялся над тем, как ему, по-видимому, удалось обмануть смерть. Олег попросил, чтобы его отвели посмотреть кости его любимой лошади. Когда он приблизился к скелету лошади, из черепа лошади выскочила ядовитая змея и укусила Олега, убив его. Таким образом, пророчество исполнилось.


Поход Игоря на Константинополь

После смерти Олега в 912 сын Рюрика Игорь Рюрикович окончательно стал киевским князем. Еще в 903 Игорь был женат на красивой дворянке из Пскова по имени Ольга. Подобно Олегу до него, в 941 годах Игорь выступил в поход на богатый и могущественный город Константинополь, однако византийцы смогли уничтожить флот Игоря своим греческим огнём. Несмотря на поражение, Игорь не сдался и собрал новые войска, в том числе своих союзников печенегов (кочевое тюркское племя), и начал второй поход в 9 в.0168 943 . На этот раз византийцы, должно быть, больше боялись Игоря, когда они вступили в переговоры, которые привели к заключению выгодного мира и торгового договора для Киевской Руси в 944 годах.


Убийство Игоря

Игорь правил несколькими племенами и раз в год посещал каждое племя, чтобы собрать с них дань. Любое племя, не платившее этой дани, будет наказано войском Игоря. Одно такое племя называлось древлянами. В 945 Игорь посетил их, и они дали ему меха, еду и другие ценные вещи в качестве дани. Однако Игорь стал жадным и вернулся еще раз в том же году, требуя от древлян еще подарков. Вместо того, чтобы заплатить Игорю, древляне взбунтовались и убили его. В одном рассказе говорится, что две большие березы пригнулись, и древляне привязали к каждому дереву по одной ноге Игоря, а затем отпустили их. Деревья взошли, и Игоря разорвало на части.


Месть Ольги

Поскольку сын Игоря и Ольги Святослав был еще мальчиком, когда его отец был убит в 945 , было решено, что его вдова Ольга должна править Киевской Русью, пока Святослав не станет достаточно взрослым. Первым делом Ольга решила отомстить древлянам за убийство ее мужа. В древних летописях записаны легенды о жестокой мести Ольги. Сначала группу пленных древлян бросили в яму и закопали заживо. Тогда Ольга пригласила к себе лучших мужчин древлян, чтобы выбрать из них нового мужа. Когда пришли мужчины, она приготовила для них баню. Когда они оказались в бане, выходы были заблокированы, и они были сожжены заживо. После этого Ольга и ее войска отправились к месту, где был убит Игорь, чтобы отслужить по нему панихиду. Находясь там, она приказала своим войскам убивать всех найденных древлян. Последняя легенда повествует о том, как Ольга в последний раз обманула древлян. Она сказала им, что если каждая деревня даст ей несколько почтовых голубей, она простит им убийство ее мужа. Когда она получила голубей, она привязала к их ногам что-то горящее. Она выпустила голубей, и они полетели домой. Когда они приземлялись на здания, загорались и сгорали целые деревни.

Хотя Ольга жестоко обращалась с древлянами, позже она стала одной из первых христиан на Руси. Она посетила Константинополь и крестилась там либо в 945 , либо в 957 . В это время остальная часть населения Руси была еще язычниками, верившими в своих богов, связанных с природой. После ее смерти Ольга была причислена к лику святых Русской Православной Церковью. Она также оказалась очень мудрой правительницей и при ней были проведены первые административные реформы на Руси.


Походы Святослава Храброго

Даже когда Святослав Игоревич достиг совершеннолетия, его мать Ольга часто оставалась править Киевом, так как Святослав был в первую очередь военачальником и часто уезжал из Киева в походы. Он был описан как имеющий бритую голову, от которой остался только пейс, и длинные усы. Кроме того, говорят, что он носил большую золотую серьгу. Святослав пользовался уважением своих людей, потому что, хотя он и был их князем, он не жил отдельно от них во время войны, а спал на земле вместе со всеми. Отправляясь на войну, Святослав заранее посылал врагу записку, в которой просто говорилось: «Я иду за тобой!».

Святослав хотел завладеть всей рекой Волгой, чтобы использовать реку для торговли. Однако в то время территория находилась под контролем могущественного Хазарского ханства, которое заставляло местные племена платить им дань. Святослав пообещал защитить эти племена, если они вместо этого будут платить ему дань и поддержат его войну против Хазарии. Те племена, которые отказались от его предложения, были захвачены, и Святослав покорил их и все равно подчинил киевскому владычеству. Наконец Святослав вторгся в Хазарское ханство, разрушив крупный город Саркел в 9 г.0168 965 , разграбив Керчь, а затем полностью стерев с карты хазарскую столицу Атиль.

Дальше Святослав повернул на запад. Византийцы хотели использовать военную силу Святослава и просили его напасть на их общего соседа: Болгарское царство. Поход Святослава в 967 или 968 против Болгарии оказался настолько успешным, что византийцы забеспокоились, что однажды Святослав станет для них угрозой. Чтобы этого не произошло, византийцы решили заплатить печенегам за нападение на Киев и тем самым ослабить позиции Святослава. Печенеги атаковали в 968 и начал осаду Киева, где находилась Ольга с тремя малолетними сыновьями Святослава. Согласно легенде, Ольга смогла отправить шпиона, чтобы тот приказал ближайшему войску русских немедленно вернуться в Киев. Войско подошло сразу и шумело, как только могло, отчего печенеги бежали, так как думали, что Святослав со всем войском вернулся. Как только город был спасен, Ольга написала сыну гневное письмо за то, что он не смог защитить Киев и его семью. Святослав вернулся в Киев и разбил печенегов, которые еще находились в киевских землях.

После того, как киевская смута уладилась, Святослав вернулся в свой поход на Болгарию. Византия требовала от Святослава отдать завоеванные им земли в Болгарии, но он отказался и поселился в только что завоеванном Переяславце в 969 годах. В том же году умерла мать Святослава Ольга. В 970 годах Святослав начал вторжение в саму Византийскую империю. Война закончилась только тогда, когда у Руси закончились припасы, Святославу ничего не оставалось, как договориться о перемирии с Византией. Однако византийцы больше не доверяли Святославу и поэтому снова воспользовались услугами печенегов, на этот раз, чтобы убить его. В 972 Святослав был убит во время засады печенегов на обратном пути в Киев. Поскольку он был таким страшным воином, хан печенегов приказал превратить его череп в чашу.


Война сыновей Святослава

Поселившись в Переяславце, Святослав разделил свои киевские земли на три части. Своего старшего сына Ярополка он назвал великим князем киевским, второго сына Олега — князем древлянских земель и третьего сына Владимира — князем новгородским. После смерти Святослава в 9 г.0168 972 братья начали спорить между собой. Около 977 между Ярославом и Олегом началась война после того, как Ярополк обвинил Олега в убийстве сына советника Ярополка. Ярополк пошел на Олега и убил его. Затем он направил свои войска в Новгород. До Владимира дошло известие, что Ярополк убил Олега и теперь идет на Новгород. Владимир решил бежать, и Ярополк стал правителем всех русских земель.

Однако Владимир не хотел сдаваться и позволить своему брату править всем и в 978 вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала Владимир захватил свой старый город Новгород, а затем захватил город Полоцк (ныне в Белоруссии). Полоцком правил князь Рогволод, у которого была прекрасная дочь по имени Рогнеда. Владимир просил Рогнеду выйти за него замуж, но она отказалась, сказав, что уже дала согласие на брак с Ярополком. Владимир так рассердился, что убил семью Рогнеды и взял Рогнеду силой.

Из Полоцка Владимир отправился в Киев, где находился Ярополк. Владимир начал осаду города. Владимир решил хитростью победить брата и подкупил одного из советников Ярополка. Советник велел Ярополку покинуть город для переговоров с Владимиром. Ярополк доверился своему советнику и отправился в стан Владимира. По дороге он попал в засаду людей Владимира и был убит.


Крещение Руси

После того, как Владимир победил своего брата в 978 , он приступил к закреплению за собой великого князя Киевского. Он решил, что лучший способ сделать это — объединить свой народ под одной религией. В это время народ Руси был язычником и поклонялся различным богам, связанным с природой. У каждого племени был свой набор богов, немного отличающийся от соседнего племени. Владимир решил это изменить и построил на холме высоких идолов шести главных языческих богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Он надеялся, что все его люди начнут поклоняться этим шести богам. Однако позже Владимир решил вообще отказаться от язычества и найти для своего народа новую религию.

Чтобы найти подходящую религию для своего народа, он разослал послов в соседние государства, чтобы узнать об их религиях: исламе, иудаизме, католицизме и православии. По легенде Владимир отказался от ислама, так как ему запрещалось есть свинину и пить алкоголь — любимые занятия его подданных. Он отверг иудаизм, так как считал потерю евреями Иерусалима признаком слабости. В конце концов он отверг католицизм, так как посол по возвращении из Германии сказал, что католические церкви там не такие впечатляющие.