Содержание
«И было наречено ей в крещении имя Елена». Крещение Руси
«И было наречено ей в крещении имя Елена»
Крещение состоялось. «И крестил ее царь с патриархом», – пишет летописец. В крещении Ольга получила имя Елена, что само по себе очень знаменательно. В крестильном имени пытались предугадать, точнее, мистически ознаменовать судьбу, связывая имя с тем «соименным» святым, по которому оно дано, и с теми, кто это имя достойно – опять же с христианской точки зрения – носил. Еленой звали мать Константина Великого. Это она, христианка при сыне-язычнике (а Константин, по церковной легенде, принял крещение лишь на смертном одре), отправилась в Палестину, чудесно обрела там величайшую христианскую святыню – крест, на котором распяли Христа. Та «древняя Елена» много радела об укреплении христианства в Римской империи. Вот на такую роль матери-христианки при сыне-язычнике, который под ее влиянием примет истинную веру, и «предназначает» Ольгу-Елену ее новое имя.
«Просветившись же, – отмечает летописец, – она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере и сказал ей: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков». И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении тела в чистоте. Она же, наклонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: “Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских…”».
Ольга пожертвовала в собор Св. Софии «великое служебное блюдо», унизанное жемчугом и имевшее внутри драгоценный камень с изображением Спасителя. «И благословил ее патриарх, и отпустил».
Дальше русская летопись рассказывает о том, что Константин, как только Ольга крестилась, позвал ее к себе и сказал: «Хочу взять тебя в жены себе»[2]. На что Ольга ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь». Константин восхитился мудростью Ольги и сказал ей: «Перехитрила ты меня, Ольга». Он дал ей многие дары – золото, серебро, паволоки, различные сосуды и назвал своею дочерью.
Крещение Ольги, получение ею титула «дочери» императора – это лишь один из признаков того, что намерения княгини во время этой поездки были тесно связаны с надеждами на получение Русью более высокой политической титулатуры и отражали общую внешнеполитическую линию Руси на совершенствование договорных отношений с империей.
Ольгу назвали «дочерью», и это имело огромное значение. Дочь возвышалась над многими и становилась ближе к императорской короне. Результатом пребывания Ольги в Константинополе явилось значительное возвышение титула русской княгини: ее величали и «архонтиссой», и «дочерью» императора, что в тот момент резко выделяло Русь из числа стран, с которыми она в течение долгих десятилетий стояла рядом в византийской дипломатической иерархии.
Со своей стороны, Ольга вручила дары императору, обещала прислать в помощь империи свои дружины. Затем она вновь посетила патриарха и попросила у него благословения на возвращение домой. Во время беседы с патриархом Ольга сказала ему: «Люди мои и сын мой язычники, – да сохранит меня Бог от всякого зла». Патриарх дал Ольге свое благословение, сказав: «Чадо верное! В Христа ты крестилась, и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха в древнейшие времена, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков в печи, Даниила от зверей, – так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его». Патриарх, благословив Ольгу, вручил ей святой крест со следующей надписью: «Обновися Русская земля к Богу святым крещением, егоже прияла Ольга, благоверная княгиня». Как отмечал в свое время митрополит Макарий: «Крест этот долго хранился в киевском Софийском соборе, созданном правнуком ее Ярославом, и стоял в алтаре на десной стране как живой свидетель о достопамятном событии и как святыня, сугубо драгоценная для русских».
Ольга, приняв благословение патриарха, возвратилась в Киев. Здесь она жила с сыном Святославом. «И учила его мать, – указывает летописец, – принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Но Ольга оставалась настойчивой, снова и снова повторяла Святославу: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь – тоже станешь радоваться». Но Святослав оставался неумолимым, отвечая матери: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». На что Ольга отвечала сыну: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Но и эти доводы не возымели успеха. «Святослав, – продолжает летописец, – не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает – в беду впадет, как сказано (в Священном Писании): «Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет». Святослав же притом гневался на мать». Однако Ольга любила своего сына Святослава и говаривала: «Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне…» «И говоря так, – продолжает летописец, – молилась за сына и за людей всякую ночь и день, руководя сыном до его возмужалости и до его совершеннолетия».
Прошел год, как Ольга возвратилась в Киев, и на Днепре показались корабли. На них из Византии прибыли послы. Послы обратились к великой княгине со словами императора Константина: «Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда-де возвращусь в Киев, много даров пришлю тебе; челядь, воск, и меха, и воинов в помощь». На эти напоминания императора мудрая Ольга отвечала: «Если ты (император) так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе». В. Н. Татищев добавляет к этим словам: «Это было сказано потому, что Святослав не любил греков». После беседы с послами Ольга богато одарила их и отпустила.
Итак, принятием христианства в Византии Ольга добилась определенных результатов: за ней был закреплен титул «дочери» императора, русская княгиня поднялась в византийской дипломатической иерархии выше тех владетелей, которым был пожалован титул «светлость», как когда-то Олегу. В то же время крещение Ольги явилось индивидуальным политическим актом, связанным с престижными вопросами великокняжеской власти, и не предусматривало учреждения автокефальной церковной организации на Руси. Русь того времени еще не была готова к принятию христианства: языческая партия в Киеве еще сохраняла достаточную силу.
Несомненно, что после крещения Ольга была кровно заинтересована в распространении христианства в Киевском государстве. Увеличение числа христиан на Руси привело бы и к увеличению числа сторонников княгини, способствовало бы укреплению ее позиций в стране. Иаков Мних отметил, что по прибытии из Царьграда домой Ольга «требища бесовские сокрушила и начала жить в Христе Иисусе… всеми добрыми делами освещающимися и милостыней украшающейся, голых одевая, жаждущих напоя… нищих, вдов и сирот всех одаривая милостыней, и советы давая всякому с тихостью и любовью сердца, и моля бога день и ночь о спасении своем». Написанная позже «Степенная книга» сообщает, что Ольга, «обходя грады и веси по всей Русской земле, всем людям благочестие проповедовала и учила их вере христианской… дани и оброки легкие устанавливала и кумиры сокрушала и на кумирных местах кресты Христовы ставила».
Возможно, по приказу Ольги в это время в Киеве строится деревянный Софийский собор. В Иоакимовской летописи мы встречаем следующую запись: «Привела Ольга в Киев [из Константинополя] иереев мудрых и церковь Святой Софии деревянную построила, а иконы прислал ей патриарх». В святцах «Апостола» 1307 г. сообщается, что 11 мая состоялось «освещение Святой Софии в Киеве». Конечно, деревянный Софийский храм, сооруженный княгиней, отличался от каменного, построенного в княжение Ярослава Мудрого в 1037 г. Вероятнее всего, он располагался на территории монастыря, где, немногим более 50 лет спустя, встретятся польский король Болеслав и киевский князь Святополк.
Ольга, создавая Софийский монастырь, рассчитывала превратить его в своеобразную «кузницу кадров» русских священнослужителей, которые могли бы не только вести миссионерскую деятельность среди языческого населения Восточной Европы, но и стали бы занимать важные посты в русской церковной организации.
Если Ольга построила Софийский храм в Киеве, она могла, да и должна была возвести и другие христианские храмы в целях распространения христианства. Так, она построила в своем родовом селе Будутино Храм Богородицы. Именно этому храму Ольга завещала свое село.
Существует также предание о постройке княгиней Ольгой деревянного Троицкого собора в Пскове вскоре после того, как она приняла христианство. Ольга строит храмы в своих владениях, которые, возможно, по задумке княгини, должны были стать базой, на которую она могла бы опереться, и, естественно, она старалась, прежде всего, утвердить новую идеологию в тех землях, которые ей принадлежали.
Возвратившись из Константинополя, Ольга обратила свои взоры на Запад, стремясь завязать отношения с Западной церковью, возглавляемой Римом. Хотя еще в середине IX в. произошел конфликт между православной и католической церквами, однако в X в. Вселенская христианская церковь сохраняла единство, а деление на Западную и Восточную носило достаточно условный характер. Поэтому принятие христианства из Константинополя не исключало возможности сношений с Ватиканом и наоборот.
Соревнование между Константинополем и Римом в конце IX – начале X в. , безусловно, продолжалось, но имело еще не альтернативный характер. Церковь того времени не признавала единого верховного центра, и целесообразность этого считалась проблематичной. Претензии Рима на особую роль, а отсюда и на формальное главенство над всеми другими кафедрами решительно отвергались.
Русь того времени активно продолжала искать международные контакты: Византия, Болгария, Хазарский каганат, варяги, печенеги, угры давно уже были в сфере ее политического внимания. Со всеми этими государствами и народами Русь связывали давние отношения. С большинством из них к середине X в. она не раз заключала мирные договоры и различного рода соглашения. С IX в. киевские князья проявляли интерес к контактам с империей франков, которая стала к тому времени существенным международным фактором, и в 839 г. русское посольство в сопровождении византийских послов появилось в Ингельгейме. Целью этого посольства на Запад явился сбор сведений об империи франков и ознакомление с соседними странами. Однако эта миссия для киевских посланцев закончилась печально. После этого долгое время на Руси ничего не знали о королевстве франков. Между тем последнее превратилось к середине X в. в могущественную империю. В середине X в. Оттон I захватил Италию и одержал ряд побед над венграми. Религиозный фанатик, он стремился создать имперско-церковную систему и в 962 г. увенчал свои усилия принятием титула императора Священной Римской империи. При нем особенно активизировалась миссионерская деятельность на Востоке и, в частности, в землях славян. Оттон I учреждает епископство в Магдебурге и решает учредить епархии в Польше и на Руси, подчинив их майнскому епископу.
Ольга, преследуя определенные политические цели, конечно же, стремилась расширить культурные и духовные связи Руси не только с Византией, но и с Западной Европой. Так по ее просьбе на Русь прибыл латинский епископ Адальберт. Однако его миссия провалилась.
Итак, мать-христианка не может убедить своего сына-язычника, храброго воина, принять христианство. Киевляне, несмотря на то что в городе уже жили христиане, выгоняют западного миссионера. Чем же это можно объяснить? Попробуем разобраться.
В разговоре с матерью, о котором мы упоминали выше, Святослав говорит, что если он примет христианство, то над ним будет смеяться дружина. Смеяться она могла в том случае, если в дружине не было христиан. Возможно, так оно и было. По крайней мере, летописец, детально описывая военные походы князя Святослава, ни единого слова не сказал о христианах.
Скорее всего, дружина Святослава в большинстве своем состояла из молодых честолюбивых людей, стремящихся прославиться на поле брани и приобрести богатство. Кроме того, в состав дружины входили представители различных народов, сохранявшие свои нравы и обычаи. При этом языческие боги, в отличие от христианского, не осуждали жестокость, а даже поощряли ее. Кроме того, согласно языческим верованиям, со смертью человеческая жизнь не прекращалась. Человек переходил от земного существования к жизни в потустороннем мире, который представлялся славянам-язычникам вечным. Языческие жрецы учили, что каждый вступит в потусторонний мир в том качестве, в каком он пребывал на земле. Богатый и знатный человек займет в «потустороннем обществе» достойное место, если его тело после смерти сожгут на погребальном костре, на который необходимо также положить его жену или наложницу слуг, боевых коней, домашних животных и птиц, оружие и многие другие вещи, которыми покойник пользовался в земной жизни. Славяне-язычники полагали, что рядовые производители материальных ценностей после смерти также попадут в вечный загробный мир вместе с их женами (считалось, что женщине неприлично продолжать жить на «этом свете», если ее муж его покинул), с орудиями труда и иными вещами, помещенными при свершении обряда погребения под курганные насыпи. С помощью орудий производства рядовые члены общества должны были добывать себе и своим женам пропитание на «том свете». Предполагалось, что рабам и зависимым от «господ» людям в потустороннем мире уготована их земная доля; они и там должны будут вечно трудиться на своих бывших земных хозяев и повелителей.
Таким образом, если исходить из языческих верований, то получалось, что каждый член славянского общества в своей земной жизни обеспечивал себе определенный уровень существования в загробном мире. Это и определяло стремление каждого члена общества накопить при жизни как можно больше богатств, окружить себя рабами, заставить других людей работать на себя.
Поэтому, чтобы изменить веру, необходимо было в корне изменить жизнь, быт, психологию людей. Для этого требовалось большое количество опытных миссионеров, могущих вести пропаганду новой религии на русском языке. Такими проповедниками в тот период времени сама Русь не располагала.
Опытные миссионерские кадры были в Византии, священнослужители которой в IX–X вв. вели активную деятельность по распространению христианства среди народов Балканского полуострова. Обладала опытными миссионерами и Германия, ориентировавшаяся на католический Рим. Немецкое духовенство насаждало христианство (правда, с помощью латинского языка) среди балтийских славян – язычников, в Моравии, Чехии, Польше. Однако и Византия, и Германия, выделяя христианских «просветителей» для языческих народов, всегда преследовали собственные цели. Через посредство насаждаемой у язычников христианской церковной иерархии они стремились политически подчинить себе новообращенные народы. Поэтому принятие Русью христианства из Константинополя, Рима или Магдебурга должно было повлечь за собой весьма серьезные последствия. Русских дружинников-феодалов подобного рода крещение, при котором они превратились бы в вассалов иностранных государей, устроить, конечно, не могло. Им нужна была такая христианская церковь, которая обслуживала бы только их нужды, а не находилась бы в зависимости от ромейских (византийских) василевсов, римских пап или от императора Священной Римской империи, в качестве которых выступали верховные правители Германии.
Располагала христианскими миссионерскими кадрами и Болгария. Но они, по всей видимости, во второй половине X ст. не были столь уж значительными, так как сами болгары приняли христианство только в 60-е гг. IX в., а утвердилось у них оно значительно позже. К тому же с 70-х годов X ст. Восточная Болгария находилась под властью Византии и не имела самостоятельной церковной организации.
Таким образом, вступление Руси в семью христианских государств на некоторое время откладывалось.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
О первом крещении Руси
О первом крещении Руси
Летописец развертывает похвалу святому Мефодию в тему крещения славян, а точнее (это и важно для него), в тему крещения Руси. Он утверждает, что христианство проповедовал «славянскому народу» апостол Андроник, «до моравов же доходил и апостол Павел
Легенда о крещении Ольги
Легенда о крещении Ольги
По легенде Ольга в 955 году отправилась в Царьград. Увидел царь греческий Ольгу и подивился красоте ее и разуму, и захотел взять ее в жены.Царь сделал Ольге предложение выйти за него замуж, на что та ответила:— Я — язычница. Не подобает греческому
127. МАРИЯ, в крещении Екатерина Петровна (в иночестве Елена), царица
127. МАРИЯ, в крещении Екатерина Петровна (в иночестве Елена), царица
жена (по некоторым известиям, вторая) царя Василия Ивановича Шуйского, дочь боярина князя Петра Ивановича Буйносова-Ростовского, прямого потомка великого князя Рюрика в XXII колене.Год ее рождения не
156. ОЛЬГА, до брака Прекраса, во св. крещении Елена, великая княгиня
156. ОЛЬГА, до брака Прекраса, во св. крещении Елена, великая княгиня
жена Игоря I Рюриковича, великого князя киевского и всей Руси, сопричтенная православною церковью к лику святых.Родилась в Пскове около 890 г. ; избрана невестой князю Игорю и выдана за него, причем получила в
Инна Муравьева. Что оставил нам Горбачев?[240] Это было, было…
Инна Муравьева. Что оставил нам Горбачев?[240]
Это было, было…
25 декабря 1991 года ровно в 19.00 первая программа Центрального телевидения познакомила нас с прощальной речью советского Президента. Раскрепостив прессу, он стал первым государственным деятелем в нашей стране
Что на самом деле было “частью Азии”, а что не было
Что на самом деле было “частью Азии”, а что не было
Большая часть Испании и Португалия на протяжении 550 лет (а некоторые регионы 800 лет) были частью Азии и Африки. Эти страны были завоеваны маврами – арабами, арабизированными и неарабизированными берберами.Немалая часть
Глава 21. От «было — не было» к поискам места катастрофы
Глава 21. От «было — не было» к поискам места катастрофы
А если допустить, что продавец кинодокумента ничего не путает, называя Сокорро-Магдалину, что это мы пытаемся обмануть самих себя и привязать фильм к случаю, который нам теперь сравнительно хорошо известен? Для
Легенда о крещении Ольги
Легенда о крещении Ольги
По легенде Ольга в 955 году отправилась в Царьград. Увидел царь греческий Ольгу и подивился красоте ее и разуму, и захотел взять ее в жены.Царь сделал Ольге предложение выйти за него замуж, на что та ответила:— Я — язычница. Не подобает греческому
3. О крещении князя Аскольда
3. О крещении князя Аскольда
Легенда о крещении князя Аскольда и о чуде с несгоревшим Евангелием, как известно, вовсе отсутствует в большинстве главнейших летописей (Лаврентьевской, Ипатьевской и других), но имеется в Никоновской и некоторых иных. Так как Никоновская
Повествование о крещении руссов
Повествование о крещении руссов
В данном томе «Истории руссов» Сергея Лесного целиком воспроизводится один византийский текст, который позволяет существенно удревнить историю русской христианской культуры. Текст этот был фактически предан забвению и в
О крещении
О крещении
Во множестве антисемитских произведений – В. Крестовского, С.К. Литвина-Эфрона, И.И. Ясинского и других – фигурирует тип крещеной еврейки-отступницы (были, конечно, и отступники, но в беллетристике их немного), преследуемой вездесущим Кагалом. Отступницы эти
«Все это было, было, было…» Судьба семьи спецпереселенцев из Нижнего Поволжья
«Все это было, было, было…» Судьба семьи спецпереселенцев из Нижнего Поволжья
Анна Молчанова, Анна Носкова П. Первомайский Сысольского района Республики Коми, научный руководитель Т.А. Попкова О замысле работы и авторах воспоминанийНесколько лет подряд мы, две
О крещении
О крещении
Крещение Господне«1-3. О природных свойствах воды, чудесно действующих в таинстве крещения.Животворно таинство нашей воды [1] ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! Рассуждение наше не будет праздным; оно обращено и к тем, кто
Православный приходСоборной церкви в честьЖивоначальной Троицы(Высоково)г.Нижний Новгород, ул.Овражная,94Тел:(831) 436-41-27 — 07.24
07.24 — Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, в крещении Елена
Житие Равноап. Ольги, вел. кн. Российской, во Святом Крещении Елены (аудио)
Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, в крещении Елена (ок. 890 — 11 июля 969), правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича с 945 до 962 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая. Имя Княгини Ольги находится в истоке русской истории, и связано с величайшими событиями основания первой династии, с первым утверждением на Руси христианства и ярких черт западной цивилизации. Великая княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. После смерти простой народ назвал ее хитрой, церковь – святой, история — мудрой.
Великая княгиня Ольга (ок. 890 — 11 июля 969) была супругой великого князя Киевского Игоря.
Князь Игорь
Ольга происходила из славного рода Гостомысла (правителя Великого Новгорода ещё до князя Рюрика). Родилась в Псковской земле, в селе Выбуты, в 12 км от Пскова выше по реке Великой, в языческой семье из династии князей Изборских. Имена родителей Ольги не сохранились.
В 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 13 лет, она стала супругой великого князя Киевского Игоря. Согласно преданию, князь Игорь занимался охотой. Однажды, когда он охотился в псковских лесах, то выслеживая зверя, он вышел к берегу реки. Решив переправиться через реку, он попросил проходящую мимо на лодке Ольгу перевезти его, приняв ее сначала за юношу. Когда они плыли, Игорь, внимательно всматриваясь в лицо гребца, увидел, что это не юноша, а девица. Девушка оказалась очень красивой, умной и чистой помыслами. Красота Ольги уязвила сердце Игоря, и он начал прельщать ее словами, склоняя к нечистому плотскому смешению. Однако целомудренная девица, уразумев помыслы Игоря, разжигаемого похотью, пристыдила его мудрым увещанием. Удивился князь столь выдающемуся разуму и целомудрию юной девицы, и не стал её домогаться.
Игорь был единственным сыном новгородского князя Рюрика (+879). Когда отец умер, княжич был ещё очень молод. Перед смертью Рюрик передал правление в Новгороде своему родственнику и воеводе Олегу и назначил его опекуном Игоря. Олег был удачным воином и мудрым правителем. В народе его прозвали Вещим. Он завоевал город Киев и объединил вокруг себя многие славянские племена. Олег любил Игоря как родного сына и вырастил из него настоящего воина. А когда настала пора искать ему невесту, в Киеве устроили смотрины красивых девиц, чтобы среди них найти девушку, достойную княжеского чертога, но ни одна из них
не полюбилась князю. Ибо в сердце его уже давно был сделан выбор невесты: он велел вызвать ту прекрасную лодочницу, которая перевезла его через реку. Князь Олег с великой честью привез Ольгу в Киев, и Игорь вступил в с нею в брак.
В 903 году стареющий Олег, женив молодого княжича на Ольге, стал усердно приносить жертвы богам, чтобы дали Игорю наследника. За долгих девять лет много кровавых жертв идолам принёс Олег, столько людей и быков заживо спалил, ждал, что дадут славянские боги Игорю сына. Не дождался. Умер в 912 году от укуса змеи, выползшей из черепа его бывшего коня.
Языческие идолы начали разочаровывать княгиню: многолетние жертвоприношения идолам не дали ей желаемого наследника. А ну как Игорь поступит по человеческому обыкновению и возьмёт себе другую жену, третью? Гарем заведёт. Кем она тогда будет? И тогда княгиня решилась молиться христианскому Богу. И стала Ольга по ночам горячо просить у Него сына-наследника.
И вот на двадцать четвертом году совместной жизни родился у князя Игоря наследник — Святослав! Завалил князь Ольгу подарками. Она же самые дорогие отнесла в церковь Илии — для христианского Бога. Понеслись счастливые годочки. Стала задумываться Ольга над верой христианской да о выгодах от неё для страны. Только Игорь мыслей таких не разделял: его боги в битвах ни разу ему не изменяли.
Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани (он стал первым правителем в истории России, который погиб от народного негодования). Игоря Рюриковича казнили, в урочище, с помощью почетной «размычки». Нагнув два молодых, гибких дуба, привязали за руки и ноги, и отпустили…
Ф. Бруни. Казнь Игоря
Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола.
Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня жестоко отомстила древлянам, проявив хитрость и сильную волю. Месть Ольги древлянам описана обстоятельно и подробно в «Повести временных лет».
Месть княгини Ольги
После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.
Князь Святослав
Внешняя политика княгини Ольги осуществлялась не военными методами, а при помощи дипломатии. Она укрепила международные связи с Германией и Византией. Отношения с Грецией открыли Ольге, насколько христианская вера выше языческой.
В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград (Константинополь), где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Целых два года знакомилась она с основами веры христианской, посещая богослужения в Софийском соборе. Её поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь.
Крещение Ольги
Таинство крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император. Имя русской княгине наречено было в честь святой царицы Елены, обретшей Крест Господень. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».
По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины. Святослав Игоревич так и остался убежденным язычником.
По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы: во имя святого Николая над могилой первого киевского князя-христианина Аскольда и Святой Софии в Киеве над могилой князя Дира, храм Благовещения в Витебске, храм во имя Святой и Живоначальной Троицы в Пскове, место для которого, по свидетельству летописца, было ей указано свыше «Лучем Трисиятельного Божества» — на берегу реки Великой она увидела сходящие с неба «три пресветлых луча».
Святая княгиня Ольга скончалась в 969 году, в возрасте 80 лет и была похоронена в земле по христианскому обряду.
Сергей Ефошкин. Княгиня Ольга. Успение
Ее нетленные мощи покоились в Десятинной церкви в Киеве. Её внук князь Владимир I Святославич, Креститель Руси, перенес (в 1007 году) мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве (Десятинная церковь). Скорее всего, в княжение Владимира (970—988) княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке.
В 1547 году Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).
Икона святой равноапостольной княгини Ольги
Память равноапостольной Ольги празднуется православными и католическими и другими западными церквами.
Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и древнерусский народ при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич. Ольга первой из русских князей официально приняла христианство и была канонизирована Русской православной церковью еще в домонгольский период. Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси, но она оказала большое влияние на внука Владимира, который продолжил ее дело. Она не вела завоевательных войн, а направила всю свою энергию на внутреннюю политику, поэтому на долгие времена народ сохранил о ней добрую память: княгиня провела административно-налоговую реформу, которая облегчила положение простых людей и упорядочила жизнь в государстве.
Великая княгиня Ольга
Святая княгиня Ольга почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан. Жители Пскова считают Ольгу его основательницей. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня. Дни освобождения города от фашистских захватчиков (23 июля 1944 года) и памяти святой Ольги отмечаются в Пскове как Дни города.
ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА (890-969)
Из цикла «История государства Российского».
com/embed/XQfyKtduECQ»>
Информация с сайта hram-troicy.prihod.ru
Назад к списку
Киев, город Святой Ольги
2 марта 2022 г.
Кристина Сиккарди
История России и история Украины не только всегда были переплетены, но и истоки России уходят своими корнями не что иное, как в Киев, среди борьбы за суверенитет и идентичность.
К VI веку в лесах северной Украины проживало
славянских народа. Примерно в середине 9X веке славяне слились с поселенцами скандинавского народа, русами, принадлежащими к большой группе варягов, от которых также произошли другие норманнские племена. Родственник Рюрика (798-879), Олег, в 882 году объединил все русские земли и основал столицу своего царства в Киеве. Долгое время русы составляли военно-политическую элиту региона, но примечательно то, что они очень быстро славянизировались, приобретая те же традиции, что и остальное население. Объединение такой обширной территории под единой властью принесло два века великого процветания киевскому краю, ставшему обязательным пунктом перехода для торговли по речному порту Днепра (третьему по величине в Европе после Волги и Дунай: длина 2 201 км, его бассейн занимает площадь 516 000 км²), который находится между Балтийским и Черным морями.
Киев также является центром христианизации всей России. Именно там зародились два столпа русской евангелизации, которых и Католическая, и Православная церкви считают святыми: Ольга (ок. 905–969) и ее внук Владимир (ок. 958–1015). Ольга, получившая после крещения имя Елена, была княгиней Киевской Руси, представительницей варяжской аристократии, а также супругой Игоря (877-945), правителя Киевской Руси с 912 по 945 год, сына вышеупомянутый Рюрик. В праздник святого Бенедикта, покровителя Европы, Церковь также поминает Ольгу, одну из первых русских святых, включенных в католический календарь. Она считается связующим звеном между языческой и христианской эпохами.
Источниками биографических сведений о ней являются Поминовение монаха Иаковлы и Летопись минувших лет монаха Нестора Печерского (ок. 1056-1114), содержащая историю Киевской Руси, древнейшую восточнославянское государство, первоисточник сведений по истории Восточной Европы в средние века, а также основополагающий для историографии России, Белоруссии и Украины.
Дочь варяжского дворянина (скандинавских нормандских народов) из рода Изборских, Ольга родилась около 905 в деревне у реки Великой, в нескольких километрах от Пскова, где ее отец занимался торговлей по Волге, Черному морю и Кавказу. Она вышла замуж за князя Игоря, великого князя киевского, но когда ее муж был убит древлянами в 945 году, она стала регентом, пока ее сын Святослав, которому в то время было три года, не достиг совершеннолетия. В самом начале ее правления развязалась жестокая вендетта против убийц Игоря. Древляне жаждали брака между Ольгой и их князем Малом, который сделал бы его владыкой Киева, но регентша не только была полна решимости удержать власть ради своего сына, но и была готова отстаивать ее бесстрашно и бесстрашно. кровавые акты, настоящие массовые убийства, следовавшие одна за другой, с тяжелыми данями, возлагаемыми на оставшихся в живых, пока это население полностью не исчезнет из русских летописей.
Тевтонская кровь и культура варягов ярко проявились в Ольге, и некоторые черты этого смелого и воинственного рода сохранятся среди восточных славян на протяжении веков. В 955 году, оставив власть в Киевской Руси своему сыну, Ольга отправилась в Константинополь, где своим сильным темпераментом пережила драматическое обращение в христианство, приняв имя Елена. С этого момента ее жизнь была богата милосердием. И Хроника прошлых лет , и Элогия согласна в описании святости первого христианского правителя Руси. Ее крестил византийский епископ Полиевкт (?-970), вселенский патриарх, а ее крестным отцом был император Константин VII Багрянородный (905-959). Патриарх Полиевкт приветствовал ее пророческим тоном: «Блаженна ты среди русских женщин, потому что возлюбила свет и прогнала тьму. Поэтому дети России благословят вас до последнего поколения» (ср. Ф. Гумилевский, Жития святых , июль, Петербург 1900, с. 106).
Ольга отправилась в Константинополь, чтобы заключить союз против народов степи, в частности против булгар и хазар; но там она нашла Веру и приняла ее в полной мере. После возвращения в Киев она довольно активно занималась распространением христианства византийского обряда на Руси. Элогия описывает ее как намерение «разрушить жертвенники, на которых приносились жертвы дьяволу, и посвятить себя благотворительным работам от имени самых бедных из ее народа» (ср. F. Chiti, Santi dell’antica Russia , Милан, Грибауди, 2001 г.).
Было очень трудно обратить те племена, особенно элиту бояр и дружин, которые остались языческими. Поэтому в 959 году Ольга неустрашимая отправила посольство к германскому императору Оттону I Саксонскому (912–973) с просьбой прислать на Русь миссионера для евангелизации этих народов. После спора между архиепископами Гамбургским/Бременским и Майнцским по поводу избрания миссионера в 961 г. в Киев прибыл монах Адальберт Трирский, пробывший на Руси всего год: в 961 г.62 г., фактически вынужден был вернуться на родину из-за волнений, возникших среди населения Киева. Даже сын Елены, ныне великий князь суверенного города, не решился обратиться.
Давайте внимательно перечитаем отрывок из апостольского письма 1988 года Euntes in Mundum , которое Папа Иоанн Павел II выпустил 25 января, в праздник обращения св. Павла, в ознаменование тысячелетия «Крещения Киевской Руси». , мощный и значимый документ:
«Идите по всему миру и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (ср. Мф 28:19; Мк 16:15).
От гробниц святых апостолов Петра и Павла в Риме Католическая Церковь желает выразить Единому и Триединому Богу свою глубокую благодарность за то, что эти слова Спасителя исполнились тысячу лет назад на берегах Днепра , в Киеве, столице Руси, жители которой – по стопам княгини Ольги и князя Владимира – были «привиты» ко Христу через таинство Крещения.
Вслед за моим почтенным предшественником Пием XII, пожелавшим отметить 950-летие Крещения Руси (ср. Пий XII, «Epistula ad Cardinalem Eugenium Tisserant, Sacrae Congregationis pro Ecclesia Orientali Secretarium» [12 мая 1939 г. ]: AAS 31 [1939], стр. 258-259), этим письмом я хочу воздать хвалу и благодарность невыразимому Богу — Отцу, Сыну и Святому Духу — за то, что он призвал к вере и благодати сыновей и дочерей многих народов и наций, принявших христианское наследие Крещения, совершаемого в Киеве. Они принадлежат прежде всего народам России, Украины и Белоруссии в восточных районах европейского континента. Через служение Церкви, начавшееся с Крещения в Киеве, это наследие дошло за Урал до многих народов северной Азии, до берегов Тихого океана и даже дальше. Воистину, их голос дошел до концов земли (ср. Пс 19).:4; Рим 10:18). […] Крещение Киевской Руси, таким образом, знаменует собой начало длительного исторического процесса развития и расширения первоначального византийско-славянского профиля христианства в жизни как Церкви, так и общества и народов, нашедших в нем, на протяжении веков и до сих пор является основой их собственной духовной идентичности».
В ходе истории, когда неоднократно и тяжело обрушивались бурные события на славян этой земли, именно Крещение и христианская культура, черпаемые из вселенской Церкви и развивавшиеся на основе ее духовных богатств, стали решающими силами в создание динамичной и устойчивой российской идентичности, настолько прочной, чтобы противостоять даже советскому тоталитаризму, пытавшемуся, но тщетно, стереть с лица земли царские традиции и религию.
Крещение всего населения произошло в 988 году по приказу великого князя Владимира, внука Елены, который сделал все возможное для того, чтобы посеять первые семена Благой Вести, укоренившиеся прежде всего в Русском каганате. Летописи Галича и Смоленска свидетельствуют, что еще до Владимира действительно существовали деревянные церкви, следы которых были обнаружены при археологических раскопках, проведенных в районе Минска: это были церкви, выложенные в виде греческого креста.
Почитание Ольги-Елены началось с Владимира Великого, который в 966 г. приказал перенести тело своей бабушки в церковь Успения Богородицы, первую каменную церковь в Киеве, которую он приказал построить между 989 и 996 гг. Византийские батраки на праздник Крещения Киевской Руси. Сначала она называлась церковью Богородицы, в честь Богородицы, Богородицы. На строительство святыни великий князь выделял десятую часть государственных доходов, за что она и получила прозвище «Десятинная церковь». Позже его сожгут монголы. Некоторые эксперты утверждают, что Спасо-Преображенский собор Чернигова, который датируется 1036 годом и стоит до сих пор, отражает размеры и первоначальный внешний вид церкви Богородицы.
В первой половине XVII века на фундаменте Успенского храма по повелению митрополита Петра Могилы была построена деревянная Никольская церковь. Между 1828 и 1842 годами по распоряжению царского правительства была возведена новая каменная Десятинная церковь по проекту архитектора Василия Стасова. Однако в 1935 году и это было уничтожено по приказу советских властей, следовавших абсолютной заповеди: искоренить религию тюрьмами, пытками, издевательствами, приютами, ГУЛАГами, смертными приговорами, производством мучеников за мучениками. Украинская греко-католическая церковь была покрыта, как незабвенный митрополит и кардинал католической церкви Иосиф Иванович Слипый (189 г.2-1984) заявлено, «горами трупов и реками крови», но это история, которую в школе, в СМИ и с амвона [кафедры] не рассказывают…
Неделя седьмая по Пятидесятнице, глас 6; Преставление блаженной Ольги (Ольги) княгини Киевской с именем Елена при Святом Крещении
11 июля 2021 г.
Католическая миссия св. Андрея Первозванного византийского обряда
Святого Николая в Чикаго)
Часовня Университета Св. Франциска
2701 Spring Street
Fort Wayne, Indiana 46808
Пастор: о. Дэвид Майнзен
Иподиакон: Адам ДеВиль
Алтарные служители: Эйдан ДеВиль, Эфраим ДеВиль, Лэнс Робертс, Алекс Кауфман
Веб-страница: http://www.standrewmissionugcc.org/
Страница Facebook: https://www.facebook.com/St .Andrew.Mission.Parish/
Веб-сайт епархии: https://www. chicagougcc.org/en/
Исповедь: По предварительной записи у о. Давид до или после Литургии
11 июля 2021 г.
Божественная литургия
9:30
в часовне Университета Святого Франциска
Прямая трансляция:
https://www.facebook.com/St.Andrew.Mission.Parish
Чтения на сегодня:
Послание : Римлянам 15:1-7
Евангелие: Матфея 9:27-35
Источник: https://royaldoors.net/?page_id=896
О празднике
Преставление блаженной княгини Ольги Киевлянка, принявшая при Святом Крещении христианское имя Елена.
11 июля — праздник блаженной Ольги, княгини Киевской. Ее христианское имя Хелен, также ее называют Елена или Хельга. И еще мы называем ее равноапостольной. Ольга пыталась принести христианство на Русь. Хотя она не совсем удалась, и ее сын остался язычником. Но ее внук, Владимир, завершит дело Ольги, когда в 988 году он сделает христианство официальной религией.
Она умерла в 969 году нашей эры от какой-то болезни. Ее сын был с ней в последние дни ее жизни. Ибо, хотя он и хотел переехать в Дунайскую область империи, его мать умоляла его остаться с ней в Киеве, пока она не скончается. И она умерла через три дня после того, как он согласился остаться с ней.
Кто такая блаженная Ольга?
Блаженная Ольга жила в X веке, родилась где-то между 890 и 925 годами н.э. Ее муж – киевский князь Игорь I. После убийства мужа в 945 году она стала фактической правительницей Киевской Руси. (Ее сын еще не достиг совершеннолетия). Именно в это время она пришла искать истинную веру и отправилась в Константинополь для крещения.
Мы знаем Ольгу как свирепую женщину. Она стремилась отомстить языческому племени древлян, убившему ее мужа. Хотя в то время она еще не обратилась, ее сильная победа над древлянами (племя, жившее мечом) рассматривается как победа Бога. А также исполнение слов Христа: «Возврати меч твой на место; ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут». (Мф 26:52). Хотя блаженной Ольге не удалось привести своего сына в христианство, она сыграла важную роль в обращении своего внука Владимира Великого.
Чествование Ольги
В ознаменование этого праздника обязательно прочитайте в семейном кругу молитвы и тропари в иконном уголке, если не успеваете в храм.
Плод труда святой Ольги был завершен не при ее жизни, а при жизни ее внука. Проведите сегодня немного времени со своей семьей, поговорив о своих надеждах на своих детей и о том, что вы надеетесь передать им. Обсудите, какие добродетели наиболее важны для вас как для семьи. И самое главное, вместе обсудите веру! Узнайте, есть ли у ваших детей какие-либо вопросы о вере, и подумайте, что вы можете сделать, чтобы вместе найти на них ответы.
Молитвы и тропари
Тропарь: (глас 1) На крыльях богопознания вознеслась еси ум свой, славная Ольга, и воспарила сверх видимых постижений к Богу, Творцу всего. Ты нашел Его и в крещении получил новую жизнь. Ныне пребываешь ты навеки в нетлении и наслаждаешься плодами животворящего Древа.
Кондак: (глас 4) Сегодня славим Бога, всем благотворящего. Ибо на Украине Он прославил Ольгу, богомудрую. Попросим Его даровать душам нашим прощение грехов по ее молитвам. Прокимен: (глас 4) Див Бог во святых Своих: Бог Израилев. Стих: Благословите Бога в церквах, Господа от источников Израилевых.
https://thebyzantinelife.com/blessed-olga-princess-of-kiev/
Молитвенные просьбы
Пожалуйста, свяжитесь с секретарем Аннемари ДеВиль по адресу [email protected]
с любыми молитвенными просьбами, чтобы добавить их в нашу список!
+В честь и в память:
• Дни рождения: День рождения Эбби Румшлаг, 15 июля
• Годовщины:
• Именины:
• Дни крещения:
• В память:
• В благодарность за: Здоровье наши прихожане.
• Молитвы за: Особое намерение
Пожалуйста, отправьте письмо секретарю с датами рождения, датами крещения, годовщинами свадьбы, датами обращения, памятными датами или любыми другими датами, которые вы хотели бы, чтобы мы запомнили! Мы хотели бы сохранить эту традицию в течение всего года, чтобы все вы были в наших молитвах в ваши особые даты!
Новости Миссии
• Наша служба транслируется в прямом эфире каждую неделю в 9:30 на нашей странице Миссии в Facebook: https://www.