Княгиня ольга оценка историков: Княгиня Ольга – легендарный образ и реальная личность

Звезда перед солнцем, заря перед рассветом: Сборник метапредметных заданий. История. Обществознание. География. 5-9 классы

• Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания.

Княгиня Ольга — легендарная фигура истории Древней Руси. Летописи называют ее «мудрейшей из людей».

«Была она предвозвестницей христианской земле, — пишет Нестор-летописец, — как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».

Историк Н.М. Карамзин, оценивая государственную деятельность древнерусской княгини, отмечал, что «предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь Святою, История Мудрою… Великие князья до времен Ольгиных воевали, она правила государством».

Современный историк А.Ю. Карпов пишет: «Но отсвет ее дел, отсвет ее имени доходят до нас даже сквозь эту тысячелетнюю мглу. Ее свершения во многом определили и наш сегодняшний день, и все содержание нашей истории, которая — в том виде, в котором она дана нам, — была бы невозможна без ее усилий по созданию Киевской державы, без осознанного ею выбора веры, без ее путешествия в Царьград».

Вопросы и задания

1. Отметьте в тексте оценки, данные княгине Ольге летописцем и историками. Сравните их и кратко сформулируйте главное, что их объединяет.

Обоснуйте свой вывод.

2. В отрывке из книги А.Ю. Карпова есть фраза, в которой историк утверждает, что история Руси была бы невозможна без осознанного Ольгой «выбора веры, без ее путешествия в Царьград». Выберите из приведенного ниже перечня деяния княгини Ольги, соответствующие приведенным суждениям.

A) установление четкого порядка сбора дани

Б) окончательное покорение древлян

B) принятие христианства

Г) руководство защитой Киева от печенегов

3. Используя знания из курса обществознания, назовите признаки государства и укажите, какие деяния княгини Ольги способствовали формированию государственности на Руси.

Ответы и комментарии

Ответы

1. Оценка летописца Нестора — «мудрейшей из людей»; «предвозвестницей христианской земле».

Оценка Н.М. Карамзина — «великие князья воевали, она правила государством».

Оценка А.Ю. Карпова — «ее свершения во многом определили наш сегодняшний день…»

Может быть отмечено:

— главное, что объединяет все оценки, — «мудрая правительница», о чем свидетельствуют все ее деяния

— святая — она одна из первых приняла крещение

— Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых и почитает ее как равноапостольную

2. В

3. Могут быть указаны следующие признаки государства:

— публичная власть

— территория

— налоги

Может быть указано, что деяния княгини Ольги, способствующие формированию государственности на Руси, заключались в том, что она:

— впервые установила четкий порядок сбора дани (введение уроков, погостов)

— расширила территорию государства (покорение древлян)

— как отмечает историк Н.М. Карамзин, «правила государством»

Формируемые познавательные умения

• осуществлять смысловое чтение

• находить в тексте требуемую информацию (извлекать информацию, представленную в явном виде)

• анализировать, сопоставлять и оценивать информацию, содержащуюся в источнике

• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи

• актуализировать знания из смежных курсов и осуществлять синтез этих знаний

• интерпретировать текст

Методический комментарий

Блок заданий может быть использован на уроках истории в 6 классе при изучении тем «Формирование Древнерусского государства», «Первые князья». Возможно обсуждение проблемных вопросов, например: Что дало основание летописцам и историкам дать такую высокую оценку деятельности княгини Ольги? Какие деяния княгини Ольги позволили ей остаться в памяти последующих поколений мудрой правительницей? Почему княгиню Ольгу один из историков назвал подлинной устроительницей государства на Руси? Учащимся можно предложить написать творческую работу по теме: «До ее времен великие князья воевали, она правила государством» (Н.М. Карамзин).



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница