Княгиня ольга летопись: Святая равноапостольная княгиня Ольга — Русская вера

Ольга, княгиня киевская / Созидатели

Она многое поняла раньше, чем это понял народ

Александр Самоваров

18.04.2006

Первое упоминание в летописи о княгине Ольге связано с тем, как она отомстила за мужа. Но куда важнее то, что последовало после мести. Княгиня вошла в русскую историю как первая христианка на киевском престоле.

После легендарных князей Рюрика и Олега киевским князем стал Игорь, или Игорь Старый, как называют его в летописи. А еще через полтора века, — хотя этот срок для той эпохи чрезвычайно мал, — Киев превратился в третий по значению и богатству город в Европе; больше и богаче его были только Константинополь, который насчитывал миллион с лишним жителей, и Кордова. Современники иностранцы, побывавшие в Киеве в 1117 году, писали, что в «городе более 400 церквей, 8 торговых площадей и необычайно скопление народа».

Жадность Игоря сгубила

Хорошо известно, что в тот период процветали и другие города Руси, например, Новгород. Были и десятки других известный и богатых городов.

Так чьими же усилиями появилась на карте мира Киевская Русь? Вот тут, пожалуй, самое время сказать о созидательной деятельности русских князей. Известно, что бездарный правитель способен развалить самую сильную страну, но создать ничего не может. Власть – это не абстрактное начало, которое всегда было и есть, а конкретные люди, которые либо знают, что нужно делать во имя процветания собственного народа, или не знают этого.

Правила преуспевания и сейчас, и тысячу лет назад одни и те же: правь по совести и по закону, соблюдай принятые обязательства, заботься, чтобы народ твой был защищен, спокойно занимался ремеслами и взращивал хлеб, обеспечь своим купцам выгодные условия торговли. Это созидательное начало в русской истории было связанно не с Игорем Старым, а с его женой, Ольгой.

#comm#…Игорь никогда не был любимцем историков, ибо не совершил великих дел ни на одном поприще.#/comm#

В «Повести временных лет» говорится, что Игорь ходил походом на Византию, но, как можно понять, поход был не очень успешным. Затем с империей был подписан договор, который тоже нельзя признать удачным. А далее последовала история с древлянами, которая говорит о том, что порядка у Игоря не было и внутри государства.

«В то лето (945г.), — как свидетельствует летопись, — сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда разоделись оружием и одеждой, мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, да и ты добудешь и мы».

Это любопытный момент, поскольку идея похода к древлянам принадлежит даже не самому князю, а его дружине. «И послушал их Игорь, пошел к древлянам за данью, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Возвращаясь же назад, поразмыслив, сказал он своей дружине: «Идите с данью, а я возвращусь и пособираю еще. И отпустил дружину свою домой, а сам с малою частью дружины вернулся, желая большего богатства».

Ответ же древлян известен и школьнику. Он хрестоматийный. Древляне сделали свой вывод о повадках это князя: «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». Они предупредили Игоря, чтобы он не появлялся на их земле. Тот не послушал и был убит.

#comm#Почему этот пример хрестоматийный? Да потому, что власть должна не только брать, но и давать что-то. Люди согласны терпеть, но только в том случае, если видят, что власть по-другому не может поступить. В противном случае конфликт неизбежен.#/comm#

Вот тут-то на исторической арене и появляется княгиня Ольга. Первый сюжет, связанный с ней в летописи, рассказывает о том, как Ольга отомстила за мужа. Но куда важнее для нашего повествования то, что последовало после мести: «И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Деревской земле, устанавливая распорядок сборов и повинностей».

И следующая запись в «Повести временных лет»: «Отправилась Ольга к Новгороду и установила погосты и дани по Мсте и оброки и дани по Луге. Ловища ее сохраняются по всей земле… и поныне…».

Одна из первых христианок

Ольга действовала как здравая правительница. Если бы не были наказаны древляне, то это слабость дорого бы обошлась молодому государству. Ее месть, с точки зрения морали того времени, справедлива. Ольга и далее проявила себя в совершенно верном направлении. Она привела в порядок внутригосударственные дела, создавая систему взаимоотношений, как мы сегодня бы выразились, между центром и провинцией. Но не только этим она дорога летописцу, который не жалеет для Ольги самых теплых и даже нежных слов. Княгиня вошла в русскую историю как первая христианка на киевском престоле, поскольку после смерти Игоря она была правительницей при малолетнем Святославе. Почему становление христианства на Руси так важно для созидания сильного государства? Может быть, мне не повезло, но я не встречал еще полноценного объяснения того великого значения, какое имело принятие Русью христианства. Обычно говорят о двух главных аспектах: о единой вере для всех племен Руси, что усилило центральную власть в идеологическом отношении, и о великих достижениях мировой культуры, к которым Русь получила доступ, приняв христианство.

#comm#Это верно, но это не главное, поскольку главным было всё же духовное начало.#/comm#

Русь переживала в это время очень болезненный переход от родоплеменных отношений, к цивилизации городов и централизму единого государства. При родоплеменных отношениях человек чувствует себя довольно комфортно. На первом месте у него не его «я», а общее «мы». Вплоть до того, что в принципиальных вопросах он не отделяет себя от рода. Известные нам заповеди «не убий», «не укради», «не возжелай жену ближнего своего» и другие пришли к нам именно из родовых отношений, при которых человек в прямом и переносном смысле был другому человеку братом. Все были сестры и братья. Эти порядки сохранялись тысячи лет, обеспечивали психологический комфорт и ясное понимание того, зачем человек пришел в этот мир. Затем, чтобы служить роду своему.

И тут наступает время, которое смешивает племена и народы, вносит в тысячелетние порядки новые нюансы. И человек, особенно тот, кто оторвался от своего рода, чувствует себя совершенно беззащитным, именно в духовном плане. Вместо «мы», появляется «я», а вместе с этим эгоизм, одиночество.

Этих свободных «атомов», которые отрывались от общин, становилось все больше. Свободные люди блуждали по Руси, наполняя новые города, вступали в дружины, участвовали в заграничных походах, торговали. Они создавали некую новую общность, но единства между ними не было, как и не было покоя в их душах.

#comm#Именно для таких людей христианские общины стали спасением. Здесь люди находили братство, но уже не на основе кровной связи, а на основе веры. #/comm#

Здесь они находили свод моральных обязательств, без которых невозможна никакая положительная общность людей. Таким образом, христианство становилось духовной основой для создания из многих племен единого народа.

В этом и заключается отгадка того, почему христианскую веру приняли полудикие германские племена, разгромившие Рим. Этим объясняется и выбор русских.

Мы не знаем мотивов, по которым Ольга приняла христианство, но это для правительницы был шаг в совершенно верном направлении. В Киеве ко времени Ольги уже была христианская община, но она в силу каких-то обстоятельств не устраивала княгиню.

И в 959 году, как повествует летопись, «направилась Ольга в Греческую землю и пришла к Цареграду. И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга. И увидел царь, что она прекрасна лицом и разумна, удивился, беседуя с ней, ее разуму, и сказал ей: » Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, уразумев смысл сказанного, ответила царю: «Я – язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам. Иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом». После обряда крещения патриарх сказал ей: «Благословят тебя русские сыновья и твои потомки».

У летописца было полное понимание того значения, которое имело принятие Ольгой христианства для Руси. Княгиня знает, что затеяла не простое дело, она говорит: «Люди мои язычники, и сын мой – тоже. Да сохранит меня Бог от всякого зла». Сюжет этот летописный развивается по всем правилам драматургии. Ведь император возжелал взять в жены Ольгу. Теперь она уже не язычница. Как выйти из положения? Ольга ответила: «Как же ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А христианский закон этого не допускает – ты сам знаешь». По мнению летописца, таким образом Ольга перехитрила императора. И крестилась, и замуж не вышла, и на Русь вернулась.

Для летописца все-таки первично то, что Ольга русская княгиня; для него первичны национальные интересы. Принять веру – это одно, а принять волю империи — совсем другое.

Путь из тьмы

Сейчас у нас появилось много бездумных поклонников Византии, объявляющих всё, что оттуда ни пришло на Русь, делом благим и замечательным. А между тем, это было довольно мрачное общество, которое не стоило бы идеализировать. Тем более что и предки наши, даже те, что приняли от византийцев веру, этого не делали.

Далее все сюжеты летописи связаны с взаимоотношениями Ольги с сыном Святославом. Она пыталась и его обратить в христианскую веру, но встречала непонимание. Первоначально сын не был враждебно настроен к новой вере, а лишь насмешливо к ней относился. И вот здесь летописец показывает свое понимание ситуации. Он пишет: «…для неверующих вера христианская юродство есть». И добавляет: «Ибо не знают, не разумеют те, что ходят во тьме, и не ведают славы Господней».

#comm#Для автора «Повести временных лет» конфликт Ольги и Святослава понятен, ибо и во время написания летописи между человеком, познавшим Бога, и язычником была пропасть.#/comm#

Дело в том, что без личного мистического опыта вера не придет, а далеко не всякий человек способен на эти духовные усилия. Большинство людей воспринимают веру как традицию предков, данность, которую нельзя оспорить, систему страхов и запретов. Тех же людей, которые прошли через мистический опыт, во все времена было немного, и к ним явно относилась Ольга.

Очень странно, когда и ныне вслед за марксистами наши неоязычники утверждают, что христианство – это религия рабов. На этом порой и выстраивают противостояние воина-язычника Святослава и его матери, которая увлеклась новым учением, где главным было смирение. При этом забывают, что именно Ольга встала во главе дружинников и мстила за убитого мужа, именно она управляла Русью и во времена малолетства Святослава, и во время его бесчисленных походов. Без сильного характера и воли этого сделать было нельзя.

#comm#Непонимание христианства коренится в его примитивном толковании: если тебе ударили по щеке, подставь другую. Но ведь тут речь идет не о смирении раба, а о нравственной победе над самим собой.#/comm#

Человек, который прошел путь познания Бога и любви, непобедим. Во всех духовных центрах мира всегда знали и понимали, что ненависть, гнев, неправедные поступки разрушают человека. А любовь к миру делает его бесстрашным.

Ольга говорит Святославу: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если ты познаешь – будешь радоваться». Она пытается помочь найти сыну дорогу к силе, которую получила сама, к состоянию счастья, он же этого не может понять. И возражает матери: » Как мне одному принять новую веру, а дружина моя станет над этим смеяться». В ответ Ольга, многоопытный государственный деятель, утверждает: «Если ты крестишься, то и все сделают то же».

В дружине Святослава уже было довольно много христиан, и если бы он принял новую веру, то её приняли бы большинство его воинов. И едва ли он этого не понимал. Мы никогда не узнаем доподлинно, на чем основывалось неприятие христианства Святославом. Летописец пишет: «Но Ольга любила своего сына Святослава и говорила: «Да будет воля Божья. Если захочет помиловать Бог род мой и народ русский, то вложит им в сердца то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне». В этой цитате характерно то, что летописец подчеркивает не только заботу Ольги-матери, но и правительницы. Она понимает, что христианство принесет русским благо, и она понимает также, что путь к этому может проложить только Святослав. При его сопротивлении всякие усилия привести к новой вере весь народ русский были бессмысленны.

Между тем, как уже сказано, Ольге приходилось оставаться во главе государства и в отсутствие Святослава. И даже решать нелегкие задачи, связанные с обороной. Об одном таком эпизоде ярко рассказывает летопись. В 971 году впервые киевлянам пришлось столкнуться с печенегами. Они обложили город, Святослав был в походе, а Ольга была в городе со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром. По версии летописи, Киев был спасен благодаря некому отроку, который пробрался через стоянку печенегов и привел помощь.

Одни из самых пронзительных строк «Повести временных лет» посвящены смерти княгини Ольги. Святослав объявил ей, что желает перенести столицу из Киева на Переяславец на Дунае. Это вызвало непонимание и протест Ольги: «Видишь, я больна; куда хочешь уйти от меня?» И добавила: «Когда похоронишь меня – иди куда хочешь».

#comm#Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын и внуки её, и все люди. И понесли, и похоронили ее на открытом месте.#/comm#

Княгиня завещала не творить по ней тризну, ибо имела при себе священника, который и похоронил блаженную Ольгу.

Как же оценивал деятельность Ольги летописец? Пожалуй, точнее оценку деяний княгини не дал никто: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем и как заря перед светом». Понятно, что для христианина, каким был летописец, главным в оценке деятельности Ольги было принятие ею христианства, и отстаивание веры. Но сегодня мы понимаем, что для оценки политической роли Ольги, ее роли в строительстве государства принятие христианства тоже было самым важным. Ибо это закладывало основу для создания мощного единого государства.

В последнее время интерес к жизни и деятельности княгини Ольги вырос. И ответ на вопрос, почему это случилось, есть в летописи. «Мы же взываем к ней (т.е. к Ольге), — восклицает летописец. — Радуйся русское познание Бога, начало примирения с ним».

Эти слова, написанные чуть ли не тысячу лет назад, отражают и наше нынешнее духовное состояние. «Русское познание Бога» снова, как и тогда является самым важным для нашего народа. Найдем духовную основу для земного существования, как нашла его для себя и русских Ольга, снова укрепимся. Хоть на тысячу лет.

Специально для Столетия

княгиня Ольга | lemur59.ru

                                                                Ольга (княгиня Киевская) 

Княги́ня О́льга (древнерусский — Вольга, древнескандинавский — Хельга), в крещении — Еле́на (около 920 — 969) — княгиня, правившая Древнерусским государством с 945 до 960 года в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе, после гибели её мужа, киевского князя Игоря Рюриковича

Первая из правителей Руси приняла христианство, святая равноапостольная Русской православной церкви; память: 11 (24) июля и в соборах Киевских, Псковских и Волынских святых.

Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к первому правителю Руси, принявшему крещение:

Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи.

                                                                   Биография

                 

                                            Княгиня Ольга на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

                                                                  Происхождение

Летописи не сообщают год рождения Ольги, однако поздняя Степенная книга утверждает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату её рождения к концу IX века. Приблизительную дату её рождения сообщает поздний «Архангелогородский летописец», который сообщает, что Ольге на момент брака было 10 лет. На основании этого много учёных (Н.М. Карамзин, Л. Морозова, Л. Войтович) высчитали дату её рождения —893 год. 

Проложное житие княгини утверждает о её возрасте на момент смерти — 75 лет. Таким образом Ольга родилась в 894 году. Правда, эту дату ставит под сомнение дата рождения старшего сына Ольги, Святослава (около 938—943), так как Ольге на момент рождения сына должно было бы быть 45-50 лет, что кажется невероятным.

Смотря на тот факт, что Святослав Игоревич был старшим сыном Ольги, Борис Рыбаков, принимая за дату рождения князя 942 год, посчитал крайней поздней точкой рождения Ольги 927—928 год.

    

Подобного мнения (925—928 год) придерживался и Андрей Богданов в своей книге «Княгиня Ольга. Святая воительница». Алексей Карпов в своей монографии «Княгиня Ольга» делает Ольгу старше, утверждая, что княгиня родилась около 920 года. Следственно, вернее выглядит дата около 925, нежели 890 год, так как и сама Ольга в летописях за 946—955 года представляется молодой и энергичной, а старшего сына рождает около 940 года.

Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова (древне-русский Плесковъ, Пльсковъ). Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода, «ѿ ѩꙁыка варѧжска». По мнению учёных, варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga. Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых первой половиной X века.

Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нѣцыи жє глаголютъ, ѩко ѻльгова дщєри бѣ ѻльга».

Олег же поженил Игоря и Ольгу.

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги:

Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил.

Если верить этому источнику, то получается, что князь Олег переименовал Прекрасу в своё имя (Ольга — женский вариант имени Олег).

Версию о болгарском происхождении Ольги, широко распространённую в болгарской историографии, выдвинул в 1888 г. архимандрит Леонид и поддержал Д. И. Иловайский; из новейших исследователей эту гипотезу принимал Андрей Леонидович Никитин.

               

Основанием для этой гипотезы послужило сообщение «Нового Владимирского Летописца», рукописного сборника XVI века, обнаруженного архимандритом Леонидом, настоятелем Троице-Сергиевой лавры, в 1887 году и представляющего собой поздний список «Повести временных лет»: «Игорѧ жє ожєни [Ѻльгъ] въ Българѣхъ, поѧтъ жє за нєго кнѧжну Ѻльгу». При такой трактовке в летописном топониме Плесков опознаётся не Псков, а Плиска — болгарская столица того времени.

Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, и это могло стать причиной ошибки автора «Нового Владимирского Летописца», поскольку в его время написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления.

На местных преданиях основываются утверждения о происхождении Ольги из летописного прикарпатского Плеснеска, громадного городища (VII—VIII вв. — 10—12 га, до Х в. — 160 га, до ХІІІ в. — 300 га) со скандинавскими и западнославянскими материалами.

                                                      Брак и начало правления

По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 12 лет. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году.

Возможно, чтобы разрешить это противоречие, поздние Устюжская летопись и Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского сообщают о десятилетнем возрасте Ольги на момент свадьбы. Данное сообщение противоречит легенде, изложенной в Степенной книге (вторая половина XVI века), о случайной встрече с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился в тех местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка.

Игорь тотчас же «разгорѣся жєланіемъ» и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь:

Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание.

                                Первая встреча князя Игоря с Ольгой.   Художник В. К. Сазонов

О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены.

Новгородская Первая летопись младшего извода, которая содержит в наиболее неизменном виде сведения из Начального свода XI века, оставляет сообщение о женитьбе Игоря на Ольге не датированным, то есть самые ранние древнерусские летописцы не имели сведений о дате свадьбы. Вполне вероятно, что 903 год в тексте ПВЛ возник в более позднее время, когда монах Нестор пытался привести начальную древнерусскую историю в хронологический порядок. После свадьбы имя Ольги упоминается в очередной раз только через 40 лет, в русско-византийском договоре 944 года.

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани.

 

Древляне из города Коростеня перебили маленький отряд Игоря и самого его убили (945 г.). Есть известие, будто они, пригнув стволы двух деревьев один к другому, привязали к ним несчастного князя, потом отпустили их, и Игорь Рюрикович погиб ужасной смертью – он был разорван деревьями на две части.

Наследнику престола Святославу тогда было только три года, поэтому фактическим правителем Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола.

                                 «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Эскиз В. И. Сурикова

Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу. 

                                                                     Месть древлянам

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала.

  

Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности их народ. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

                                                                           Первая месть

Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьём вместе с ладьёй.

И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.

                                                                                  Вторая месть 

                            Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век.

Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

                                                                                 Третья месть
 

                                                                                       Четвёртая месть

В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В Повести временных лет (ПВЛ) летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня (ныне Коростень на Украине). По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой.

Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком(XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов и скальдом Снорри Стурлусоном и фольклорном сказании о Гутрум, который якобы таким способом взял Сайренсестер в Уэссексе.

После расправы с древлянами Ольга стала править Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени проводил в военных походах и не уделял внимания управлению государством.

                                                             Правление Ольги

            

                                                                          Архонтисса Ольга. Рисунок из старой книги

Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (дань), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев.

Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.

Путешествие Ольги в Новгородскую землю ставили под сомнение архимандрит Леонид (Кавелин), А. Шахматов (в частности, указывал на путаницу Древлянской земли с Деревской пятиной), М. Грушевский, Д. Лихачёв. Попытки новгородских летописцев привлекать к Новгородской земле несвойственные события отмечал и В. Татищев. Критически оценивают и свидетельство летописи о санях Ольги, будто бы хранившихся в Плескове (Пскове) после поездки Ольги в Новгородскую землю.

Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси, со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.  В 945 Ольга установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — тиун.

Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей» (глава 9), написанном в 949 году, упоминает, что «приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии». Из этого короткого сообщения следует, что к 949 году власть в Киеве держал Игорь, либо, что выглядит маловероятным, Ольга оставила сына представлять власть в северной части своей державы. Также возможно, что Константин имел сведения из ненадёжных или устаревших источников.

                                                       Крещение княгини Ольги в Царьграде.                                                                                             

                                               «Святая Ольга». Эскиз к мозаике Н. К. Рериха. 1915

Следующим деянием Ольги, отмеченным в ПВЛ, является её крещение в 955 году в Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.

В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «О церемониях». Император именует Ольгу правительницей (архонтиссой) Руси, имя Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава») упоминается без титула.  

  

Видимо, визит в Византию не принёс желаемых результатов, так как ПВЛ сообщает о холодном отношении Ольги к византийским послам в Киеве вскоре после визита. С другой стороны, Продолжатель Феофана в рассказе об отвоевании Крита у арабов при императоре Романе II (959—963) упомянул в составе византийского войска русов.

Точно неизвестно, когда именно Святослав начал править самостоятельно. ПВЛ сообщает о его первом военном походе в 964.

Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом:

Пришли к королю (Оттону I Великому), как после оказалось лживым образом, послы Елены, королевы Ругов, которая при константинопольском императоре Романе крестилась в Константинополе, и просили посвятить для этого народа епископа и священников.  

Оригинальный текст (лат.)  

— Reginonis abbatis prumiensis Chronicon, cum continuatione treverensi

Таким образом, в 959 Ольга, в крещении — Елена, официально рассматривалась как правительница Руси. Материальным свидетельством пребывания миссии Адальберта в Киеве считают остатки ротонды Х в., обнаруженные археологами в пределах так называемого «города Кия».

Убеждённому язычнику Святославу Игоревичу исполнилось 18 лет в 960 году, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщает Продолжатель Регинона:

962 год. В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чём том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся.

Дата начала самостоятельного правления Святослава достаточно условна, русские летописи считают его преемником на престоле сразу же после убийства древлянами его отца Игоря. Святослав находился всё время в военных походах на соседей Руси, передоверяя матери управление государством.

Когда в 968 году печенеги впервые совершили набег на Русские земли, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве. Вернувшийся из похода на Болгарию Святослав снял осаду, но не пожелал оставаться в Киеве надолго. Когда на следующий год он собирался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его:

«Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу.

                  Крещение Ольги и церковное почитание

Княгиня Ольга стала первым правителем Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и русский народ при ней оставались язычниками. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич.

Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом (Феофилактом): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».      

ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой. Рассказ о визите Ольги в Константинополь к Константину Багрянородному (названный в ПВЛ Иоаном Цимисхием), изложенный в ПВЛ является переложением библейской истории о визите царицы Савской к Соломону, и наполнен богатым библейским символизмом, в результате чего подобное описание сложно считать аутентичным.

Из византийских источников известно только об одном визите Ольги в Константинополь. Константин Багрянородный описал его подробно в сочинении «О церемониях», не указав года события. Зато он указал даты официальных приёмов: среда 9 сентября (по случаю прибытия Ольги) и воскресенье 18 октября. Такое сочетание соответствует 957 и 946 годам. Обращает на себя внимание длительное пребывание Ольги в Константинополе. При описании приёма называются василевс (сам Константин Багрянородный) и Роман — багрянородный василевс. Известно, что Роман II Младший, сын Константина, стал формальным соправителем отца в 945. Упоминание на приёме детей Романа свидетельствует в пользу 957 года, который считается общепринятой датой визита Ольги и её крещения.

Однако Константин нигде не упомянул о крещении Ольги, как и о целях её визита. В свите княгини был назван некий священник Григорий, на основании чего некоторые историки (в частности, академик Рыбаков Борис Александрович) предполагают, что Ольга посетила Константинополь уже крещённой. В таком случае возникает вопрос, почему Константин именует княгиню её языческим именем, а не Еленой, как это делал Продолжатель Регинона. Другой, более поздний византийский источник (XI века) сообщает о крещении именно в 950-х годах:

«И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещеная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой».  

                                                  Борис Чориков. Крещение княгини Ольги

О крещении в Константинополе говорит и процитированный выше Продолжатель Регинона, причём упоминание имени императора Романа свидетельствует в пользу крещения именно в 957. Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным, поскольку под этим именем, как полагают историки, писал епископ Адальберт Магдебургский, возглавивший неудачную миссию в Киев (961) и имевший сведения из первых рук.

Согласно большинству источников, княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957, и крестили её, вероятно, Роман II, сын и соправитель императора Константина VII, и патриарх Полиевкт.

    

Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это решение как спонтанное. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Возможно, это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение 865), так как в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики. О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Ильи пророка в Киеве в русско-византийском договоре.

Ольга была похоронена в земле (969) по христианскому обряду. Её внук князь Владимир I Святославич перенёс (1007) мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «свѣтѧщєѥсѧ ѩко солнцє» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.

Скорее всего, в княжение Ярополка (972—978) княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля, по крайней мере, в самой Десятинной церкви. Однако официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее — до середины XIII века. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов.

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только пять святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).

Память равноапостольной Ольги празднуется православными церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католической и другими западными церквами — 24 июля по григорианскому.

Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

                   Исторические источники об Ольге

         

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена. По утверждению И. Н. Данилевского, некоторые фрагменты жизнеописания Ольги из Повести временных лет являются прямыми переложениями библейских сюжетов и, следовательно, сомнительны с фактологической точки зрения.

Согласно Иоакимовской летописи, первоначальное имя Ольги — Прекраса. Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968—971 годов. Глеб мог быть сыном князя Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жён. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги.

Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677) рассказал о некоем русском князе Олеге, ставшем (940) последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги.

О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием, упомянул Константин Багрянородный в перечислении её свиты во время визита в 957 году в Константинополь. Анепсий означал, чаще всего, племянника, но также и двоюродного брата.

                                                   памятник княгине Ольге в Пскове

     

                                                                    храм сятой Оьги вКиеве

 

НЕСВЯТАЯ КНЯЖЕВНА ОЛЬГА – ИКОНЫ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Сегодня я читал новостную статью, в которой упоминается первоначальное недоумение историка при виде иллюстрации в военном уставе XVI века Франца Гельма. На нем изображены голубь и кошка с кажущимися «реактивными ранцами» с выхлопными газами, привязанными к их спинам. Может ракеты?

Эта иллюстрация ни на мгновение не озадачила меня, как не озадачит и любого, кто читал Русскую Первую летопись и ее рассказ о жизни весьма нечестивой русской православной святой княгини Ольги Киевской.

Вот очень европеизированная икона с изображением евангелиста Иоанна (Иоанна) и княгини Ольги. Вероятно, это было написано для мужа и жены, у которых эти святые были «имя святых». Посмотрите на Олю, вся сладость и свет. Но, согласно Primary Chronicle , она могла быть абсолютно злой и совершенно неумолимой.

(любезно предоставлено Jacksonsauction.com)

Что сделала Ольга?

Ну, сначала она вышла замуж за князя Игоря из династии Рюриковичей. В 945 году Игорь отправился получать дань от племени, называемого древлянами, но был очень жаден и требовал много, что потом насильно взял. Что еще хуже, по дороге домой он обернулся, чтобы потребовать еще больше. Деревляне увидели, что его волчью жадность не утолить, поэтому вышли из своего города Искоростена и убили его.

Таким образом, сын Игоря и Ольги Святослав остался наследником княжества Киева. Но Святославу было всего три года, поэтому Ольга стала регентшей, правительницей вместо него.

Тем временем древляне, возможно, пытаясь загладить свою вину (Хроника приписывает другой, меньший мотив), послали представителей — двадцать человек — к княгине Ольге просить ее руки за их доброго князя Мала, предлагая союз, который объединил бы две фракции. Они прибыли в Киев на лодке.

Когда Ольга услышала их предложение, она солгала им и сказала, что довольна. Но она попросила их вернуться в свою лодку, сказав, что на следующий день она, в честь них, велит доставить их к ней на их лодке.

Такая перспектива показалась лестной, поэтому послы ушли, и на следующий день их, богато одетых и неподвижно сидящих в лодке, отнесли в зал, где сидела Ольга. Однако Ольга предварительно приказала вырыть в зале большую яму, и когда древлян внесли, их сбросили вместе с лодкой в ​​яму. Ольга, заглянув внутрь, спросила их, пришлись ли им по вкусу оказанная им честь, тогда она приказала похоронить их заживо.

Затем Ольга отправила в древлянскую землю послание, в котором сообщила им, что если они пришлют своих самых знатных мужей, то киевляне будут поражены ими и позволят Ольге идти с ними к князю Малу с честью. Вот и прислали древляне свои важнейшие авторитеты. Когда они приехали, Ольга сказала им, что даст им аудиенцию после того, как они пойдут в баню и выкупаются. Когда они вошли в баню, Ольга закрыла двери и подожгла баню. Все они сгорели заживо.

Тогда Ольга отправила послание обратно в древлянскую землю, что она идет к ним, но чтобы они приготовили большое количество медовухи, чтобы Ольга оплакивала могилу своего мужа. Когда Ольга прибыла к древлянам, она подошла к гробу Игоря и причитала, а затем попросила своих приближенных приготовить поминки, на которые были приглашены древляне. Медовухи им подавали сторонники Ольги, а когда они сильно напились, она приказала своим спутникам убить их, и она « ходила сама по себе подстрекая свою свиту на расправу над древлянами. Так они срубили пять тысяч из них; но Ольга вернулась в Киев и подготовила войско для нападения на уцелевших ».

Когда Ольга пригрозила им своим войском, древляне, теперь поняв, с кем имеют дело, предложили ей дань медом и мехами. Но Ольга попросила другое:

« Дайте мне по три голубя, — сказала она, — и по три воробья из каждого дома. Я не хочу облагать вас тяжелой данью, как мой муж, но требую от вас только этого небольшого дара, ибо вы обеднели от осады. »

Деревляне, облегченные и ободренные этим, с радостью взяли из каждого дома по три голубя и по три воробья и послали их к Ольге для выполнения ее просьбы. Ольга сказала им, что теперь, когда она довольна, они могут вернуться в свой город, и сказала, что на следующий день вернется домой. Когда древляне вернулись в Искоростень и сообщили об этом народу, все очень обрадовались.

Теперь, однако, происходит ужасное событие, которое объясняет «реактивный ранец» у птицы и кошки на иллюстрации 16-го века:

Теперь Ольга дала каждому воину в своем войске по голубю или воробью и велела им привязать ниткой к каждому голубю и воробью по кусочку [зажигательной] серы, перевязанному кусочками ткани. Когда наступила ночь, Ольга приказала своим солдатам выпустить голубей и воробьев. Так и птицы улетели в свои гнезда, голуби на беседки, а воробьи под навесы. Голубятни, курятники, подъезды и сенокосы были подожжены. Не было дома, который бы не сгорел, и потушить пламя было невозможно, потому что все дома загорелись сразу. Люди бежали из города, и Ольга приказала своим воинам поймать их. Таким образом, она взяла город и сожгла его, а старейшин города взяла в плен. Некоторых из других пленников она убила, а некоторых отдала другим в рабство своим последователям. Остаток она оставила, чтобы отдать дань уважения.

Восхитительная дама, да?

Где-то между 948-955 годами Ольга отправилась в Византию, в Константинополь, который русские называли Царьград («Государь-Град»). Константин, тогдашний правитель, был впечатлен ее умом и хотел сделать ее своей женой и императрицей. Ольга, еще язычница, просила крестить ее в христианство у самого императора. Константин был готов подчиниться, поэтому он крестил ее, и Ольга стала христианкой.

Тогда Константин официально сделал ей предложение руки и сердца.

Ее ответ, однако, был: « Как ты можешь жениться на мне, после того как крестил меня сам и назвал меня своей дочерью? Ибо у христиан это незаконно, как ты сам должен знать. »

Константин заметил: « Ольга, ты меня перехитрил. ». Так что он отправил ее домой, нагруженную подарками.

Когда сын Ольги Святослав вырос и принял власть, Ольга попросила его стать христианином, сказав, что если он это сделает, то его подданные тоже обратятся. Однако он предпочитал оставаться язычником.

Первичная летопись заканчивает рассказ об Ольге, называя ее «предшественницей земли христианской, как заря предшествует солнцу и как заря предшествует дню». Ибо сияла она, как луна ночью, и среди неверных сияла, как жемчужина в тине, ибо люди были осквернены и еще не очистились от греха своего святым крещением. Но она сама очистилась этим священным очищением. Она сняла с себя греховные одежды ветхого Адама и облеклась в нового Адама, который есть Христос… Она первая из Руси вошла в Царствие Божие, и так восхваляют ее сыны Руси как свою предводительницу, ибо с тех пор своей смерти она ходатайствовала перед Богом за них.

В 1547 году Ольга была официально «прославлена» как русская православная святая и получила титул Равноапостольная — «Равноапостольная».

Ну, я сомневаюсь, что после обращения Ольга стала менее требовательным покупателем. Кажется, доказательств этому мало. Иллюстрация ниже, вероятно, ближе к изображению ее темной личности, чем благочестивый образ на иконе, показанной ранее:

Надпись справа от головы Ольги гласит: СВ[ятая] КН[ягина] Ольга — «Святая княгиня Ольга. ”

Хотя Ольге не удалось обратить своего сына Святослава, ее внук Владимир стал христианином и приказал своим подданным — под угрозой — также стать христианами в 988 году н. э., в дату «обращения Руси».

Дэвид

Обзор: Легенда о принцессе Ольга

от Джима МакКленнана Обзор

★ ★

«Ольга, тигресс из сибии»

, пока сама фильм не сам не сам. что хорошо, это действительно познакомило меня с новой героиней боевиков в истории: Ольгой Киевской, которая, кажется, была серьезной задницей, даже по высоким стандартам европейских крутых задниц того времени. Есть предположение, что она происходила из викингов, а первоначально ее звали Хельга, и это, безусловно, имело бы смысл. Вышла замуж за Игоря Киевского около 9 лет.03, а после его смерти управляла государством Киевская Русь 18 лет от имени своего малолетнего сына Святослава. Русская Первичная летопись рассказывает, как Игорь был убит соседним племенем, древлянами, и с этого все и началось, потому что затем они отправили делегацию из 20 человек, чтобы заставить Ольгу выйти замуж за их князя Мала, чтобы он стал правителем Киевской Руси. ‘. Она приказала похоронить их заживо, хотя и сообщила, что соглашается, только если древляне пришлют своих самых выдающихся людей, чтобы сопровождать ее в путешествии в их землю. По прибытии она оказала им теплый прием и предложила привести себя в порядок после долгого путешествия. После того, как они вошли в баню, она заперла двери и подожгла здание.

Одним махом расправившись с древлянской элитой, она затем пригласила невольных оставшихся на поминки на месте могилы своего мужа, чтобы оплакать его. Вышло тоже не совсем так, как планировала гостья: «Когда древляне напились, она велела своим дружкам напасть на них, а сама пошла подстрекать свою свиту на избиение древлян. Так они срубили пять тысяч из них; но Ольга вернулась в Киев и подготовила войско для нападения на уцелевших». Однако сначала с помощью нескольких подстрекательских голубей она подожгла их город. «Люди бежали из города, и Ольга приказала своим воинам поймать их. Таким образом, она взяла город и сожгла его, а старейшин города взяла в плен. Некоторых из других пленников она убила, а некоторых отдала другим в рабство своим последователям. Остаток она оставила, чтобы отдать дань уважения». Она также была первой русской правительницей, принявшей христианство, будучи крещенной императором Константином VII, и в 1547 году была канонизирована православной церковью, провозгласившей ее «равноапостольной», одной из пяти женщин, удостоенных такой чести на Руси.