Легенда о граде Китеже. Китеж град википедия
Град Китеж Википедия
Ки́теж (Ки́теж-град, град Ки́теж, Большо́й Ки́теж, Ки́диш) — мессианистический город, находившийся, по легенде, в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.
Основой для светлоярского культа послужил «Китежский летописец» («Книга, глаголемая летописец…»)[1], памятник, созданный, предположительно, в среде старообрядцев-бегунов в 80—90-е годы XVIII века[2]. Другим важным памятником является «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»[3]. Легенда стала известной в образованных кругах России благодаря роману-эпопее «В лесах» П. И. Мельникова-Печёрского. Она послужила основой многим произведениям искусства — в частности, опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Предания[ | код]
При желании в тумане над озером на рассвете можно увидеть очертания города Ангельский покров над СветлоозеромСогласно преданию, князь Георгий Всеволодович «пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его». Позднее князь пересёк реки Узолу, Санду и Керженец и нашёл красивое место на берегах озера Светлояра, где он решил построить город Большой Китеж. «Китежский летописец» сообщает, что князь
<…> приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща.<…>
<…>И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий ещё сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину — двести сажен, а в ширину — сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1168), месяца сентября в тридцатый день<…>[4]
Мельников-Печёрский излагает предание так:
А ещё ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому наречному говору — новгородцы в давние Рюриковы времена там п
ru-wiki.ru
Легенда о граде Китеже Википедия
Ки́теж (Ки́теж-град, град Ки́теж, Большо́й Ки́теж, Ки́диш) — мессианистический город, находившийся, по легенде, в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.
Основой для светлоярского культа послужил «Китежский летописец» («Книга, глаголемая летописец…»)[1], памятник, созданный, предположительно, в среде старообрядцев-бегунов в 80—90-е годы XVIII века[2]. Другим важным памятником является «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»[3]. Легенда стала известной в образованных кругах России благодаря роману-эпопее «В лесах» П. И. Мельникова-Печёрского. Она послужила основой многим произведениям искусства — в частности, опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Предания
При желании в тумане над озером на рассвете можно увидеть очертания города Ангельский покров над СветлоозеромСогласно преданию, князь Георгий Всеволодович «пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его». Позднее князь пересёк реки Узолу, Санду и Керженец и нашёл красивое место на берегах озера Светлояра, где он решил построить город Большой Китеж. «Китежский летописец» сообщает, что князь
<…> приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща.<…>
<…>И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий ещё сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину — двести сажен, а в ширину — сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1168), месяца сентября в тридцатый день<…>[4]
Мельников-Печёрский излагает предание так:
А ещё ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому наречному говору — новгородцы в давние Рюриковы времена там поселились. Преданья о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и «тропу Батыеву» и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор — с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнём спалить, мужей избить либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослепленные. И досель тот град невидим стоит, — откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских.
Предполагается, что название города произошло от княжеского села Кидекши (от мерянск. «каменистый залив») около Суздаля, уничтоженного татаро-монгольской ордой в 1237 году.[5].
Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. Монголы скоро захватили Малый Китеж, вынудив Юрия отступить в леса к Большому Китежу. Один из пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала Юрия и вскоре достигла стен города. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Его жители даже не собирались защищаться и только молились. Увидев это, монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков. Нападавшим пришлось отступить, и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. И вскоре на месте города остались только волны.
Это предание породило многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж[3]. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра[6]. Озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой»[7].
Образ в искусстве
Музыка
КлассическаяСовременнаяИзобразительное искусство
- М. В. Нестеров создал картину «Град Китеж (В лесах)» в 1917—1922.
- К. И. Горбатов создал несколько картин по мотивам легенды о граде Китеже: «Невидимый град Китеж» (1913), «Потонувший город (Китеж?)» (1933).
Литература
- Действие повести Аркадия и Бориса Стругацких «Сказка о тройке» (варианте, изданном в журнале «Смена») происходит в городе Китежград, а в повести «Понедельник начинается в субботу» упоминается «Китежградский завод маготехники».
- Советский писатель М. Зуев-Ордынец является автором романа «Сказание о граде Ново-Китяже». Действие повести Сергея Абрамова «Неформашки» происходит в городе Краснокитежск.
- Константин Арбенин. Стихотворение «Телепасха» — автор использует образ «Китеж без китежан».
- Поэт Сергей Городецкий обращается к образу Китежа в стихотворениях 1907 г. «Озеро» и «Под озером», которые объединены им в одно целое названием «Алый Китеж».
- Поэт Виктор Соснора включил стихотворение «Сказание о Граде Китеже» в книгу 1969 г. «Всадники».
- Писатель Михаил Успенский в романе «Там, где нас нет» описывает «Нестьград», город добрых адамычей, в котором угадывается Китеж (также описанный как Утопия).
- Олег Юрьев в романе 2007 г. «Винета» увязывает легенду о Китеже с историей западнославянского города Винета.
- Писатель Евгений Гуляковский развернул основное действие фантастического романа «Красное смещение» в Китеж-граде и его окрестностях.
- В фантастической трилогии Сергея Садова «Рыцарь Ордена» Китеж является столицей одной из главных стран параллельного мира.
- В фантастической книге Владимира Данихнова «Девочка и мертвецы» упоминается миф о Китеже.
Кинематограф
- В 1971 Юрий Норштейн и Иван Иванов-Вано сняли мультфильм «Сеча при Керженце» по мотивам оперы Римского-Корсакова.
- Действие фильма «Чародеи» (1982) происходит в городе Китежград.
- Современным искателям Китежа посвящена часть документального фильма Вернера Херцога «Колокола из глубины» (1993).
- В фильме 2011 года «Жила-была одна баба» используется образ города Китежа.
- в фильме «Нечистая сила» сотрудник Института леса Иван Денисов в лесу на Чёртовом болоте встречает старушку, которая сообщает, что живёт здесь очень давно — с тех пор, как тут был город, который ушёл под воду. В качестве доказательства она показывает Ивану маковки церквей, торчащие из воды.
Компьютерные игры
- В компьютерной игре «Rise of the Tomb Raider», вышедшей в конце 2015 года, Лара Крофт отправляется на поиски затерянного города Китежа, который находится почему-то в Сибири.
- В компьютерной игре «The Sims 2» в меню городов можно выбрать город Китежград, в котором происходят загадочные события.
- В компьютерной игре «TimeZero», в постъядерном мире, есть частный город под названием Китеж.
Библиография
Источники и публикации
- Китежский летописец; Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
- Легенда о граде Китеже / Подг. текста, пер. и комм. Н. В. Понырко //Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — Т. 5: XIII век. — СПб.: Наука, 1997. — («Книга, глаголемая летописец…»; «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже».)
- Град Китеж. Горький, 1985.
Исследования
Легенда- Китежская легенда // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 185. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3.
- Комарович В. Л. Китежская легенда (Опыт изучения местных легенд). — М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936. — (На сайте частично, в приложении к бумажной версии даны летописные предания о Китеже).
- Криничная Н. А. Легенды о невидимом граде Китеже: мифологема взыскания сокровенного града в фольклорной и литературной прозе // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков. — Вып. 4. — Петрозаводск, 2005. — С. 53-66.
- Кулагина А. В. Легенда о граде Китеже в свете экспедиционных записей XX — начала XXI века // Народные культуры Русского Севера. Фольклорный энтитет этноса. Архангельск, 2004. Вып. 2. С. 131—141.
- Легенды и предания Волги-реки. Н. Новгород, 1998.
- Легенды и предания земли Нижегородской. Н. Новгород, 2001.
- Меледин С. П. Китеж на озере Светлояр. // Москвитянин. 1843. Ч. 6. № 12. С. 507—511. — Первая печатная публикация о Китеже.
- Шестаков В. П. Эсхатологические мотивы в легенде о граде Китеже // Шестаков В. П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. М., 1995.
Художественные произведения
- Ахматова А. А. «Уложила сыночка кудрявого…» // Собр. соч.: В 6 т. М., 1998—2002. Т. 1.
- Ахматова А. А. Путём всея земли // Собр. соч. Т. 3.
- Бехтеев C. Китеж; Китежане // Бехтеев C. Песни русской скорби и слез. М., 1996.
- Бетаки В. Китеж // Бетаки В. Европа — остров. Париж, 1981.
- Блохин Н. Глубь-трясина. М., 1999.
- Волошин М. А. Китеж // Волошин М. А. Молюсь за тех и за других. М., 2001.
- Есенин С. А. Инония // Полн. собр. соч.: В 7 т. Т. 2. М., 1997.
- Горький М. В людях // Собр. соч.: В 30 т. М., 1949—1955. Т. 13. С. 266. (Духовный стих о Китеже).
- Димитриев Д. Китеж-Град // В сборнике Наследие 2014 г. или на поэтическом сайте Стихи.ру под номером:/2005/07/13-588
- Клюев Н. А. Красная песня; «Уму — республика, а сердцу — матерь-Русь…»; Русь-Китеж; «Я — посол от медведя…»; Красный Адам; Песнь о Великой Матери; Мать-Суббота // Клюев Н. А. Сердце Единорога. — СПб., 1999.
- Крусанов П. В. Укус ангела: Роман. СПб., 2001.
- Майков А. Н. Странник // Собр. соч.: В 2 т. М., 1984. Т. 2.
- Мельников П. И. (Андрей Печерский). Гриша // Собр. соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 1.
- Мельников П. И. (Андрей Печерский). В лесах // Собр. соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 2-3.
- Мережковский Д. С. Петр и Алексей // Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 2.
- Пришвин М. М. У стен града невидимого (Светлое озеро).
- Столяров А. М. «Мы, народ…» // Нева № 5, 2011.
- Стругацкие А. и Б. «Сказка о тройке».
- Тендряков В. Ф. Чистые воды Китежа // Собр. соч.: В 5 т. М., 1989. Т.5.
- Садов С. «Рыцарь ордена».
Публицистика
- Бунин И. А. Инония и Китеж // Бунин И. А. Публицистика 1918—1953 годов. М., 2000.
- Гиппиус З. Н. Светлое озеро. 1904.
- Дурылин С. Н. «Сказание о невидимом Граде-Китеже» М., «Проталинка». 1916 стр. 32 PDF (недоступная ссылка)
- Ильин И. А. О России // Собр. соч.: В 10 т. М., 1996. Т. 6. Кн. II.
- Короленко В. Г. В пустынных местах // Собр. соч.: В 10 т. М., 1954. Т. 3.
- Шмелев И. С. Душа Родины; Москва в позоре // Собр. соч.: В 5 т. М., 1998—2000. Т. 2.
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru
Град Китеж Вики
Ки́теж (Ки́теж-град, град Ки́теж, Большо́й Ки́теж, Ки́диш) — мессианистический город, находившийся, по легенде, в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.
Основой для светлоярского культа послужил «Китежский летописец» («Книга, глаголемая летописец…»)[1], памятник, созданный, предположительно, в среде старообрядцев-бегунов в 80—90-е годы XVIII века[2]. Другим важным памятником является «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»[3]. Легенда стала известной в образованных кругах России благодаря роману-эпопее «В лесах» П. И. Мельникова-Печёрского. Она послужила основой многим произведениям искусства — в частности, опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Предания[ | код]
При желании в тумане над озером на рассвете можно увидеть очертания города Ангельский покров над СветлоозеромСогласно преданию, князь Георгий Всеволодович «пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его». Позднее князь пересёк реки Узолу, Санду и Керженец и нашёл красивое место на берегах озера Светлояра, где он решил построить город Большой Китеж. «Китежский летописец» сообщает, что князь
<…> приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща.<…>
<…>И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий ещё сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину — двести сажен, а в ширину — сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1168), месяца сентября в тридцатый день<…>[4]
Мельников-Печёрский излагает предание так:
А ещё ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому наречному говору — новгородцы в давние Рюриковы времена там поселились. Преданья о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и «тропу Батыеву» и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор — с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнём спалить, мужей избить либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослепленные. И досель тот град невидим стоит, — откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских.
Предполагается, что название города произошло от княжеского села Кидекши (от мерянск. «каменистый залив») около Суздаля, уничтоженного татаро-монгольской ордой в 1237 году.[5].
Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. Монголы скоро захватили Малый Китеж, вынудив Юрия отступить в леса к Большому Китежу. Один из пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала Юрия и вскоре достигла стен города. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Его жители даже не собирались защищаться и только молились. Увидев это, монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков. Нападавшим пришлось отступить, и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. И вскоре на месте города остались только волны.
Это предание породило многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж[3]. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра[6]. Озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой»[7].
Образ в искусстве[ | код]
Музыка[ | код]
КлассическаяСовременнаяИзобразительное искусство[ | код]
- М. В. Нестеров создал картину «Град Китеж (В лесах)» в 1917—1922.
- К. И. Горбатов создал несколько картин по мотивам легенды о граде Китеже: «Невидимый град Китеж» (1913), «Потонувший город (Китеж?)» (1933).
Литература[ | код]
- Действие повести Аркадия и Бориса Стругацких «Сказка о тройке» (варианте, изданном в журнале «Смена») происходит в городе Китежград, а в повести «Понедельник начинается в субботу» упоминается «Китежградский завод маготехники».
- Советский писатель М. Зуев-Ордынец является автором романа «Сказание о граде Ново-Китяже». Действие повести Сергея Абрамова «Неформашки» происходит в городе Краснокитежск.
- Константин Арбенин. Стихотворение «Телепасха» — автор использует образ «Китеж без китежан».
- Поэт Сергей Городецкий обращается к образу Китежа в стихотворениях 1907 г. «Озеро» и «Под озером», которые объединены им в одно целое названием «Алый Китеж».
- Поэт Виктор Соснора включил стихотворение «Сказание о Граде Китеже» в книгу 1969 г. «Всадники».
- Писатель Михаил Успенский в романе «Там, где нас нет» описывает «Нестьград», город добрых адамычей, в котором угадывается Китеж (также описанный как Утопия).
- Олег Юрьев в романе 2007 г. «Винета» увязывает легенду о Китеже с историей западнославянского города Винета.
- Писатель Евгений Гуляковский развернул основное действие фантастического романа «Красное смещение» в Китеж-граде и его окрестностях.
- В фантастической трилогии Сергея Садова «Рыцарь Ордена» Китеж является столицей одной из главных стран параллельного мира.
- В фантастической книге Владимира Данихнова «Девочка и мертвецы» упоминается миф о Китеже.
Кинематограф[ | код]
- В 1971 Юрий Норштейн и Иван Иванов-Вано сняли мультфильм «Сеча при Керженце» по мотивам оперы Римского-Корсакова.
- Действие фильма «Чародеи» (1982) происходит в городе Китежград.
- Современным искателям Китежа посвящена часть документального фильма Вернера Херцога «Колокола из глубины» (1993).
- В фильме 2011 года «Жила-была одна баба» используется образ города Китежа.
- в фильме «Нечистая сила» сотрудник Института леса Иван Денисов в лесу на Чёртовом болоте встречает старушку, которая сообщает, что живёт здесь очень давно — с тех пор, как тут был город, который ушёл под воду. В качестве доказательства она показывает Ивану маковки церквей, торчащие из воды.
Компьютерные игры[ | код]
- В компьютерной игре «Rise of the Tomb Raider», вышедшей в конце 2015 года, Лара Крофт отправляется на поиски затерянного города Китежа, который находится почему-то в Сибири.
- В компьютерной игре «The Sims 2» в меню городов можно выбрать город Китежград, в котором происходят загадочные события.
- В компьютерной игре «TimeZero», в постъядерном мире, есть частный город под названием Китеж.
Библиография[ | код]
Источники и публикации[ | код]
- Китежский летописец; Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
- Легенда о граде Китеже / Подг. текста, пер. и комм. Н. В. Понырко //Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — Т. 5: XIII век. — СПб.: Наука, 1997. — («Книга, глаголемая летописец…»; «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже».)
- Град Китеж. Горький, 1985.
Исследования[ | код]
Легенда- Китежская легенда // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 185. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3.
- Комарович В. Л. Китежская легенда (Опыт изучения местных легенд). — М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936. — (На сайте частично, в приложении к бумажной версии даны летописные предания о Китеже).
- Криничная Н. А. Легенды о невидимом граде Китеже: мифологема взыскания сокровенного града в фольклорной и литературной прозе // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков. — Вып. 4. — Петрозаводск, 2005. — С. 53-66.
- Кулагина А. В. Легенда о граде Китеже в свете экспедиционных записей XX — начала XXI века // Народные культуры Русского Севера. Фольклорный энтитет этноса. Архангельск, 2004. Вып. 2. С. 131—141.
- Легенды и предания Волги-реки. Н. Новгород, 1998.
- Легенды и предания земли Нижегородской. Н. Новгород, 2001.
- Меледин С. П. Китеж на озере Светлояр. // Москвитянин. 1843. Ч. 6. № 12. С. 507—511. — Первая печатная публикация о Китеже.
- Шестаков В. П. Эсхатологические мотивы в легенде о граде Китеже // Шестаков В. П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. М., 1995.
Художественные произведения[ | код]
- Ахматова А. А. «Уложила сыночка кудрявого…» // Собр. соч.: В 6 т. М., 1998—2002. Т. 1.
- Ахматова А. А. Путём всея земли // Собр. соч. Т. 3.
- Бехтеев C. Китеж; Китежане // Бехтеев C. Песни русской скорби и слез. М., 1996.
- Бетаки В. Китеж // Бетаки В. Европа — остров. Париж, 1981.
- Блохин Н. Глубь-трясина. М., 1999.
- Волошин М. А. Китеж // Волошин М. А. Молюсь за тех и за других. М., 2001.
- Есенин С. А. Инония // Полн. собр. соч.: В 7 т. Т. 2. М., 1997.
- Горький М. В людях // Собр. соч.: В 30 т. М., 1949—1955. Т. 13. С. 266. (Духовный стих о Китеже).
- Димитриев Д. Китеж-Град // В сборнике Наследие 2014 г. или на поэтическом сайте Стихи.ру под номером:/2005/07/13-588
- Клюев Н. А. Красная песня; «Уму — республика, а сердцу — матерь-Русь…»; Русь-Китеж; «Я — посол от медведя…»; Красный Адам; Песнь о Великой Матери; Мать-Суббота // Клюев Н. А. Сердце Единорога. — СПб., 1999.
- Крусанов П. В. Укус ангела: Роман. СПб., 2001.
- Майков А. Н. Странник // Собр. соч.: В 2 т. М., 1984. Т. 2.
- Мельников П. И. (Андрей Печерский). Гриша // Собр. соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 1.
- Мельников П. И. (Андрей Печерский). В лесах // Собр. соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 2-3.
- Мережковский Д. С. Петр и Алексей // Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 2.
- Пришвин М. М. У стен града невидимого (Светлое озеро).
- Столяров А. М. «Мы, народ…» // Нева № 5, 2011.
- Стругацкие А. и Б. «Сказка о тройке».
- Тендряков В. Ф. Чистые воды Китежа // Собр. соч.: В 5 т. М., 1989. Т.5.
- Садов С. «Рыцарь ордена».
Публицистика[ | код]
- Бунин И. А. Инония и Китеж // Бунин И. А. Публицистика 1918—1953 годов. М., 2000.
- Гиппиус З. Н. Светлое озеро. 1904.
- Дурылин С. Н. «Начальник тишины». Сергиев Посад, «Религиозно-филос. б-ка», 1916. 31 стр. PDF (недоступная ссылка)
- Дурылин С. Н. «Сказание о невидимом Граде-Китеже» М., «Проталинка». 1916 стр. 32 PDF (недоступная ссылка)
- Ильин И. А. О России // Собр. соч.: В 10 т. М., 1996. Т. 6. Кн. II.
- Короленко В. Г. В пустынных местах // Собр. соч.: В 10 т. М., 1954. Т. 3.
- Шмелев И. С. Душа Родины; Москва в позоре // Собр. соч.: В 5 т. М., 1998—2000. Т. 2.
Примечания[ | код]
Ссылки[ | код]
ru.wikibedia.ru
Китеж Википедия
Ки́теж (Ки́теж-град, град Ки́теж, Большо́й Ки́теж, Ки́диш) — мессианистический город, находившийся, по легенде, в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.
Основой для светлоярского культа послужил «Китежский летописец» («Книга, глаголемая летописец…»)[1], памятник, созданный, предположительно, в среде старообрядцев-бегунов в 80—90-е годы XVIII века[2]. Другим важным памятником является «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»[3]. Легенда стала известной в образованных кругах России благодаря роману-эпопее «В лесах» П. И. Мельникова-Печёрского. Она послужила основой многим произведениям искусства — в частности, опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Предания[ | код]
При желании в тумане над озером на рассвете можно увидеть очертания города Ангельский покров над СветлоозеромСогласно преданию, князь Георгий Всеволодович «пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его». Позднее князь пересёк реки Узолу, Санду и Керженец и нашёл красивое место на берегах озера Светлояра, где он решил построить город Большой Китеж. «Китежский летописец» сообщает, что князь
<…> приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща.<…>
<…>И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий ещё сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину — двести сажен, а в ширину — сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1168), месяца сентября в тридцатый день<…>[4]
Мельников-Печёрский излагает предание так:
А ещё ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому наречному говору — новгородцы в давние Рюриковы времена там п
ru-wiki.ru
Невидимый град Китеж |
Был некогда на Руси дивный град Китеж.
Н.К.Рерих "Сеча при Керженце"
«Цвел он на благодатной земле, пока не напали на него алчные недруги. Три дня оборонялся город. И когда уже не осталось воинов, способных держать оружие, возликовали вороги. Но не сдался гордый Китеж, а на глазах у изумленных врагов медленно исчез, опустившись в пучину моря. Бог сделал невидимым град для ока людского, но придет время и Китеж вернется» - так говорит древняя легенда".
По другой версии этой легенды "земля разверзлась и поглотила город. Враги в страхе бежали а на месте города возникло озеро Светлояр. Цел тот град до сих пор с белокаменными стенами, церквями, монастырями, княжескими теремами, боярскими каменными палатами, срубленными из кондового не гниющего леса домами. Цел град, но невидим. Только праведники и святые могут увидеть этот город, только истинно верующий достоин слышать перезвон его колоколов".
Эта легенда стала вдохновением для Римского-Корсакова, написавшего гениальную оперу "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", к которой Н.К.Рерих сделал живописный занавес.
Существовал ли этот город на самом деле? Если да, то где? Есть такая книга "Китежский летописец", созданная в 80-90 годы XVIII века старообрядцами, в которой сказано: "Великий князь Владимирский Георгий Всеволодович поставил на берегу Волги город Малый Китеж. А затем отошел вглубь лесов, за реку Керженец, на берегу красивого озера Светлояр он повелел построить город Большой Китеж. И град тот Большой Китеж в ширину был двести саженей, а в ширину на сто. И строить его начали месяца мая в первый день, и строили тот город три лета". Если Китеж всего лишь легенда, то откуда появились эти подробности? Вывод, что книга появилась именно в XVIII веке, сделали лингвисты.
В нижегородских лесах в 40 километрах от города Семенов есть удивительно красивое озеро под названием Светлояр. Существует поверье, что именно здесь и находится невидимый град Китеж. Говорят, что тихим летним утром его можно увидеть, отраженным в воде с теремами и куполами. А откуда-то снизу доносится тихий звон колоколов.
Издавна озеро считалось святым. К нему всегда стекалось и сейчас стекается много паломников в надежде то ли исцелиться, омываясь там, то ли искупить свои грехи, ползая по берегу. Около озера стоит часовенка, поклонный крест. В нескольких километрах село Владимирское, которое стало туристическим центром. Его теперь называют русской Шамбалой, а Китеж - русской Атлантидой. В общем место популярно. Китеж стал таким православным фетишем, духовным центром, символом героической борьбы Руси православной против "монголо-татарских орд".
Устойчивость этого предания поражает. Может оно и правда имеет под собой какое-то основание? Нередко бывает, что легенды отражают далекое прошлое. Например в легендах народов севера отражаются события потопа, когда суши не было, а верховный бог Номи-Торум ее достал со дна и т.д. А может это все-таки красивая легенда, ставшая популярной благодаря поэтам, композитору...
Уже более ста лет ученые пытаются доказать либо опровергнуть существование здесь таинственного града. Вот что странно. По своему происхождению Светлояр нельзя отнести ни к одному из известных видов озер: ни к ледниковому, ни к карстовому, ни к метеоритному. Как же появилось это удивительное озеро? Удивительный случай произошел в 1903 году в соседней Казанской губернии не так далеко от озера. Вот газетное сообщение того времени: "Недавно жители деревни Шари были страшно напуганы непонятными для них треском и шумом, выходившими откуда-то из-под земли. Обыватели бросились по направлению звуков и увидели, что посреди леса образовался громадный провал, в который без труда вошли взрослые деревья. И еще более удивительно, что из-под земли тотчас же выступила вода, и на месте провала образовалось озеро".
Может нечто подобное произошло и здесь? Может на берегу стоял город и он опустился на дно провала?
В 1968 году на Светлояр была организована экспедиция и она сделала странное открытие. С помощью звукового геолокатора обнаружила на дне аномалию. Изображение одного участка дна резко отличалось от других. Экспедиция назвала эту зону зоной "К". Чтобы определить, что находится в аномальной зоне, в ней тогда пробурили несколько скважин. Неожиданно для всех в них оказалось множество мелких деревянных щепок. Но как они туда попали? Исследовать эти кусочки дерева почему-то не взялся тогда ни один научный институт. Никто не хотел тратить время на изучение легенд. И тут помогла милиция. Эксперты-криминалисты составили документ, где говорится, что 6 из 10 исследованных ими кусочков дерева имеют следы режущих орудий. Это значит, что они были обработаны руками человека.
Энтузиасты планировали продолжить исследования на Светлояре в 70-е годы. Однако этим планам сбыться было не суждено. Уже в наше время на озеро приехали специалисты с уникальным прибором - георадаром. Его возможности позволяют при помощи электромагнитного излучения буквально просветить дно озера. Глубина озера оказалась очень большой - 37 метров. Из них более десяти составляет слой ила. Георадар обнаруживает в толще ила множество мелких объектов. Они конечно совсем не похожи на какие-либо строения. Но что же за аномалию обнаружили в 1968 году? Тогда образцы проб показали, что слой ила зоны "К" отличался от других.
Геологи предположили, что эти образцы содержали большое количество минеральных веществ, то есть зона "К" была дном древнего палеоводоема. То есть аномальность зоны - это природное явление, а все остальное - не более чем догадки. Но тогда как же деревянные щепки со следами обработки? Тогда их возраст никто не определял.
Если обратиться к книге "Китежский летописец". Там говорится, что строить город князь Георгий Всеволодович начал в лето 6673, то есть в 1165 году по привычному календарю. Но историки говорят, что этот самый князь родился лишь 24 года спустя в 1189 году. Такая неувязка. В указанное время правил дед Георгия Юрий Долгорукий - основатель Москвы. Что если старообрядцы, писавшие книгу в конце XVIII века просто перепутали князей? У Юрия Владимировича Долгорукого еще и путаница с датой рождения, да и кроме того Юрий и Георгий - это одно имя.
В 2012 году неподалеку от озера Светлояр нижегородские археологи обнаружили следы средневекового поселения. Найдены черепки керамической посуды, фрагменты железных ножей, кремниевого огнива и каменного жернова. Находки датируются концом XIV - началом XV веков, то есть это позднее той даты, что указана в книге. Артефакты обнаружили на Крестовоздвиженской горе за часовенкой. В колеях произошло обнажение культурного слоя на глубине полметра площадью чуть меньше гектара. Археологи полагают, что здесь было селище - неукрепленное поселение с одним жилым двором человек на 10-15. Возможно поселение было больше, часть его могла уйти с оползнями в Светлояр.
Известно, что в Москве находится старейший район Китай-город ("китай" - стена, укрепление, так же называлась стена построенная славянами на дальнем востоке для защиты от южных соседей). Обратим внимание на то, что начало слов Кит-ай и Кит-еж совпадают. Есть легенда, что недалеко от стен Кремля князь Юрий Долгорукий приказал вырыть огромное подземелье. В XII веке шли многочисленные междуусобные войны, когда князья боролись за власть и захватывали друг у друга города. Возможно Юрий Долгорукий создал подземное укрытие. Сейчас на территории Китай-города находятся одни из самых древних подземных сооружений Москвы.
Известно, что Долгорукий много строил из белого камня. Постройки того времени можно узнать по удивительно тщательно подогнанным камням. Найти такие постройки в подземельях Москвы не удалось.
Князь Георгий Всеволодович
Вот что интересно. Произношение Китеж с ударением на "и" вошло в обиход только после того как Римский-Корсаков написал свою знаменитую оперу. До этого ударение было на "е" и происходило от древнерусского "китехша", что означает "покинутое место". Это слово появилось на Руси во времена орды пришествия ("монголо-татарского нашествия" как теперь выясняется в нашей офигенно веселой истории не было). Как раз тогда правил Георгий Всеволодович. В книге говорится, что князь собрал войско и выступил навстречу хану. Однако сражение проиграл. Русские летописи упоминают о крупной битве между русскими и ордынцами 4 марта 1238 года на реке Сить. Считается, что ркусские были полностью разбиты, а князь погиб. Однако, в "Китежском летописце" говорится, что именно после этого сражения князь Георгий Всеволодович отступил в Китеж.
Может следы таинственного города надо искать в рйоне реки Сить? Сейчас эта река протекает по границе Тверской и Ярославской областей. ее длина всего лишь 150 км. Эта небольшая река попала в историю благодаря битве. И хотя точное место не известно, на всем протяжении Ситя разбросаны курганы, по преданию являющимися братскими могилами русских воинов. До сих пор ощущение, что все здесь наполнено памятью о той страшной сече. Еще в XIX веке в деревнях, расположенных по берегам Сити, собиратели фольклора записали большинство преданий о граде Китеже. Но сейчас низовья реки залиты водами Рыбинского водохранилища, построенного в сталинские времена. Оно поглотило 700 сел. Также как легендарный Китеж ушли под воду древние русские города Малога и др.. Красивая легенда обернулась трагической былью.
Есть еще одна версия. Исследователь Владимир Ратов много лет изучал древние языческие легенды и обряды и пришел к выводу, что следы Китежа надо искать на реке Малоге. Почему? Во-первых это легенда о Велесе - славянском боге, который, находясь в Черном море, воевал с темными силами. Душа его огрубела, ему понадобилось попасть в Сваргу. Сварга - земной рай по славянской ведической мифологии, место, где обитают боги и текут молочные реки с кисельными берегами. Может быть Китеж, который в легендах считается обителью всех страждущих, и есть та самая Сварга? На берегу Мологи Владимир Ратов обнаружил камни с загадочными рисунками. Но имеют ли они отношение к Китежу?
В "Китежском летописце" говорится, что Китеж находился среди глухих лесов. От реки в него вела тайная дорога по которой вороги и пришли в город. Эта дорога называется в книге "Батыевой тропой". Батый разорил русские города на правой стороне Волги. Теперь по альтернативной истории считается, что ордынцы - такие же славяне - разоряли только христианские русские города, ведические же не трогали. Батый (Батя) переправился на левую сторону и углубился зачем-то в глухие леса. Зачем? Есть версия, что там было языческое славянское капище. Так как целью ордынского нашествия было уничтожение христианства, а Китеж был православным городом, его следовало уничтожить.
В славянской ведической вере говорится, что путь в Сваргу идет по реке РА (Волга). Дальше по реке Смородине. Так называли, да и сейчас называют реку Мологу за огромное количество растущих по ее берегам кустов смородины. Кстати само слово МОЛОГА созвучно с Молочной рекой, которая по преданию течет в затаенной стране. Около Мологи действительно лежат огромные камни, правда рисунков нет. Но все же камень с какими-то рисунками отыскался не на берегу, а в лесу. Там то и находится Китеж по версии Ратова. На камне линии, треугольник, но что это? Сказать с уверенностью, что эти рисунки рукотворные сказать не могут.
Говорят, что еще в 30-е годы до затопления игуменья одного монастыря записала свой сон - видение. Идет она к монастырю полем и вдруг отовсюду начинает прибывать вода. Вскоре вода покрыла и монастырь и все окружающее пространство. А монахиня все шла и шла пока вода не начала отступать. И монастырь вновь открылся божьему свету.
Так и невидимый град Китеж, как гласит легенда, вновь явится миру, когда возродится в людях вера и добро.
Из книги Ирины Ниловой
Это был город древних русичей, живших на берегу великой реки. Древляне под воздействием пришельцев из других племен поссорились со своими Мудрецами и Водителями и захотели присвоить себе власть над остальными сородичами. То есть стали жить по Кривде. После чего исказились вибрационные составляющие в служении Мудрецов и город получил удар равный взрыву ядерной бомбы. Весть о мгновенной гибели целого города от огненной энергии быстро разнеслась а место стало вызывать страх. Озеро, которое образовалось на месте взрыва, - это остаток ушедшей реки, которая ушла под землю.
Советую посмотреть
perevalnext.ru
«Вехи»: Китеж-град. Город, которого нет
Легенда о невидимом граде Китеже, сокрытом в водах озера Светлояр, является одной из самых популярных в русской культуре. Concepture публикует заметку об истории загадочного города праведников.
Уход города или целого острова под воду – мотив довольно распространенный в ряде европейских литератур. Со времен Древней Греции нам известны сказания о гибели Атлантиды или города Сибарис. В этих эсхатологических легендах затопление предстает как божественное возмездие за греховную жизнь. Вообще предания о потопе, уничтожающем целые цивилизации, широко распространены по всему миру, что убедительно доказывает Д.Д. Фрэзер в своей работе «Фольклор в Ветхом Завете». Подобная история об исчезновении целого города под водой есть и в литературе Древней Руси, причем она имеет свои специфические особенности и существенно отличается от аналогичных европейских историй.
Коренное отличие легенды о Китеже заключается в том, что этот город был «стерт» с лица земли Богом не за грехи, а за свою праведность и преданность христианской вере. Несмотря на то, что Китеж называют Русской Атлантидой, судьба этого города совершенно иная – он не погиб, а до сих пор существует, спасенный от горестей земной жизни и скрытый от глаз обывателя, погрязшего в мирской суете. Согласно легенде, сегодня только праведник может найти путь в этот город, поскольку его глаза не затуманены земными желаниями. В этом плане Китеж – символ православной культуры, поскольку он явил пример самоотверженного служения богу, христианского мужества, победы над греховной природой человека. Недаром Н.Бердяев связывает Китеж именно с истинной верой «Истинное православное царство уводит под землю. С этим связана легенда о Граде Китеже, скрытом под озером. Народ ищет Град Китеж».
И все же до ухода под воду этот город выглядел как обычный древнерусский город. Как правило, легенды всегда имеют реальную историческую основу. Повествование о Китеж-граде не исключение, так как часть его состоит из описания вполне достоверных событий, как-то защита земли от нашествия монголо-татар. Исследователи истории Китежа не отрицали существования прообраза этого города праведников, а также сталкивались с проявлением священного ужаса местных жителей перед озером Светлояр, откуда по поверьям в тихую погоду доносится колокольный звон городских церквей Китежа. Например, русский писатель Мельников, тщательно изучавший легенду, писал: «Кажется, в Китеже было свое братство богатырей, подобно киевскому братству богатырей при дворе Владимира Красно Солнышко. Китеж в народных преданиях – стольный город суздальской земли».
Легенда о Китеже известна нам по двум письменным источникам: «Книга, глаголемая Летописец» и «Послание отцу от сына из оного сокровенного монастыря...», которые были обработаны книжниками-старообрядцами во второй половине XVIII в., хотя создавались еще в XVII в. Историческим фоном предания стало нашествие монгольского хана Батыя и борьба с ним князя Георгия II Всеволодовича, который погиб в битве на р. Сити. Ему же легенда приписывает и основание города Китеж: «Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путем, а не по воде. И переехал реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переехал, именем Саногту, и четвертую переехал, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща».
Легенда повествует о битве Георгия с Батыем у Большого Китежа, в результате которой князь был убит, а город захвачен. Однако полностью завладеть городом Батыю не удалось, потому что тот неожиданно ушел под воду. Это объясняется нежеланием жителей города покоряться иноверцам, готовностью их отдать жизнь, но сохранить свою веру. Поэтому Китеж уходит под воду, потому что об этом просят сами горожане, а бог, узревший духовный подвиг, милостиво исполняет их желание. С тех пор Китеж становится невидимым: «И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова». Так кончается история видимого Китежа и начинается история невидимого.
Китеж невидимый
Вторая часть «Книги, глаголемой летописец» рассказывает уже о городе невидимом, сокровенном, символизирующем душевную чистоту и святость. Китеж представляется земным раем, землей праведников, куда можно попасть, только полностью сосредоточившись на духовном совершенствовании. «И хотящему идти в таковое место святое никакого помысла не иметь лукавого и развращенного, смущающего ум и уводящего на сторону мысли того человека, хотящего идти. Крепко остерегайся мыслей злых, стремящихся отлучить от места того. И не помышляй о том да о сем. Такого человека направит Господь на путь спасения. Или извещение придет ему из града того или из монастыря того, что сокрыты оба, град и монастырь. Если же пойдет, и сомневаться начнет, и славить везде, то таковому закроет Господь град. И покажется он ему лесом или пустым местом. И ничего таковой не получит, но только труд его всуе будет. И соблазн, и укор, и поношение ему будет за это от Бога. Казнь примет здесь и в будущем веке, осуждение и тьму кромешную за то, что над таковым святым местом надругался, над чудом, явившимся под конец века нашего: стал невидим град подобно тому, как и в прежние времена было много монастырей, сделавшихся невидимыми...».
Здесь история загадочного города приобретает уже догматически-религиозный характер, его уход под воду мыслится как акт ухода от мира, захваченного антихристом (а не только реальным завоевателем Батыем). Несмотря на легендарность Китеж-града, паломники, идущие к нему, никогда не считали его фантастическим и чисто абстрактным образом, а были уверены в его существовании за гранью этого мира, в ином мире, который способны иногда увидеть чистые сердцем и сильные верой люди. Нельзя сказать, что Китеж буквально находится на дне озера Светлояр или рядом с ним.
В народе считалось, что вся местность вокруг озера всего лишь иллюзия, а на самом деле здесь стоит город Китеж. Вера в существование скрытого города породило множество религиозных обрядов, проводившихся на предполагаемом месте его нахождения. Вот описание одного из них: «Благочестивые люди на коленях трижды ползут вокруг озера, потом пускают на щепках остатки свечей на воду и припадают к земле и слушают. Усталые, в истоме между двумя мирами (видимым и невидимым), при огнях на небе и на воде, они отдаются баюкающему колыханию берегов и невнятному дальнему звону...». Китеж-град, оставаясь невидимым, оказал вполне реальное воздействие на русскую культуру, в основу которой легла система ценностей христианской морали с присущими ей идеями жертвенности, подвижничества и соборности.
Рекомендуем прочесть:
1. П.И.Мельников-Печерский – «В лесах».
2. М.Пришвин – «У стен града невидимого».
3. С.Дурылин – «Церковь невидимого града».
concepture.club
Китеж — википедия орг
Ки́теж (Ки́теж-град, град Ки́теж, Большо́й Ки́теж, Ки́диш) — мессианистический город, находившийся, по легенде, в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.
Основой для светлоярского культа послужил «Китежский летописец» («Книга, глаголемая летописец…»)[1], памятник, созданный, предположительно, в среде старообрядцев-бегунов в 80-90-е годы XVIII века[2]. Другим важным памятником является «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»[3]. Легенда стала известной в образованных кругах России благодаря роману-эпопее «В лесах» П. И. Мельникова-Печёрского. Она послужила основой многим произведениям искусства — в частности, опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
При желании в тумане над озером на рассвете можно увидеть очертания города Ангельский покров над СветлоозеромСогласно преданию, князь Георгий Всеволодович «пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его». Позднее князь пересёк реки Узолу, Санду и Керженец и нашёл красивое место на берегах озера Светлояра, где он решил построить город Большой Китеж. «Китежский летописец» сообщает, что князь
<…> приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща.<…>
<…>И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий ещё сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину — двести сажен, а в ширину — сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1168), месяца сентября в тридцатый день<…>[4]
Мельников-Печёрский излагает предание так:
А ещё ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому наречному говору — новгородцы в давние Рюриковы времена там поселились. Преданья о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и «тропу Батыеву» и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор — с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнём спалить, мужей избить либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослепленные. И досель тот град невидим стоит, — откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских.
Предполагается, что название города произошло от княжеского села Кидекши (от мерянск. «каменистый залив») около Суздаля, уничтоженного татаро-монгольской ордой в 1237 году.[5].
Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. Монголы скоро захватили Малый Китеж, вынудив Юрия отступить в леса к Большому Китежу. Один из пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала Юрия и вскоре достигла стен города. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Его жители даже не собирались защищаться и только молились. Увидев это, монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков. Нападавшим пришлось отступить, и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. И вскоре на месте города остались только волны.
Это предание породило многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж[3]. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра[6]. Озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой»[7].
www-wikipediya.ru