Содержание
Исследователь-любитель с Урала нашел град Китеж на спутниковых картах
Комсомольская правда
ОбществоКАРТИНА ДНЯ
Ольга КУРЕНКОВА
23 мая 2017 16:29
По его мнению, исчезнувший город находится вовсе не в озере Светлояр, а в болоте в трех километрах от него
Исследователь-любитель с Урала нашел град Китеж на спутниковых картахФото: YouTube
Град Китеж, русская Атлантида, не дающая покоя исследователям уже несколько веков, найден – об этом заявил радиолюбитель из Нижнего Тагила Валентин Дегтерев. Мужчина уже не в первый раз объявляет на весь мир о громких открытиях, которые он якобы делает, просто изучая спутниковые карты мира – то исчезнувший «Боинг» найдет, то потерпевший крушение НЛО в Антарктиде обнаружит, а теперь вот разглядел в болоте неподалеку от озера Светлояр очертания города.
ПРЯМЫЕ УЛИЦЫ И ЗАЩИТНАЯ СТЕНА
Обо всех своих открытиях Валентин Дегтерев исправно докладывает в своем видеоблоге на YouTube и на площадке социальной журналистики «Конт», где он позиционирует себя как «специалиста в жанре поиска различных артефактов». Не стала исключением и новость об обнаружении града Китежа – исследователь подробно рассказал о том, как «нашел» на карте исчезнувший город.
— В трех километрах к юго-востоку от озера Светлояр есть большое болото. Его координаты – 56°47’53.54″N,45° 3’45.11″E. Я бы никогда не обратил на него внимания, если бы не увидел четкие линии разрушенных строений, — признается Валентин Дегтерев. – Видимо, в последние годы болото изрядно обмелело. Вряд ли что-то заметно с земли, но из космоса хорошо видно, что в глубине болота сохранились руины города.
По словам Валентина Дегтерева, длина обнаруженного объекта составляет приблизительно 420 метров, а ширина – около 280 метров. Это примерно совпадает с данными легенды о размерах города – хотя, откровенно говоря, для процветающего средневекового города такие размеры несколько маловаты. Посередине проходит заметная широкая полоса – «главная улица», ее строго перпендикулярно пересекают более узкие, а по краям объект ограничен плавными, но вполне отчетливыми линиями – словно это остатки стены, защищавшей город.
— Почему его раньше никто не видел? Думаю, болото обмелело недавно, а во времена СССР никто бы даже не подумал искать символ религиозной культуры России, — предполагает Валентин Дегтерев. – Поэтому, кроме этого спутникового снимка, других доказательств, увы, нет. А было бы интересно все это проверить на практике…
Исследователь-любитель с Урала нашел град Китеж на спутниковых картахФото: YouTube
И ДОСЕЛЬ ТОТ ГРАД НЕВИДИМ СТОИТ
По легенде, град Большой Китеж был основан князем Георгием Всеволодовичем на берегу озера Светлояр в 1168 году. Город быстро стал процветающим, а население богатело с каждым годом – но и о душе не забывало. Поэтому когда к его стенам подошел хан Батый, чтобы сжечь дома и забрать мужчин в плен, а женщин – в наложницы, город чудесным образом оказался спрятан в толще чистейшей светлоярской воды и защищен от захватчиков.
— Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослепленные. И досель тот град невидим стоит, — откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре тихим летним вечером виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских, — так записал легенду в своем романе «В лесах» Петр Мельников-Печерский.
Между тем, самые ранние упоминания об этой легенде относятся лишь к XVIII веку. О Китеже рассказывали Петру Первому городецкие монахи, пытаясь увлечь его красивой историей, чтобы тот дал денег на монастырь. А книга «Китежский летописец», где легенда впервые была записана в литературной форме, сложилась в среде одного из наиболее радикальных старообрядческих толков – «бегунов». Поэтому, по мнению историков, древность и достоверность ее весьма сомнительная. Хотя это не мешало проводить многочисленные исследования Светлояра и его окрестностей – верить-то в чудо все равно хочется.
КОМПЕТЕНТНО
Дмитрий Антонов, историк, археолог:
— Предполагаемое местонахождение града Китежа – это бассейн реки Керженец, где на протяжении более чем ста лет велись торфоразработки. И эти очертания «города», найденные Дегтеревым, очень похожи как раз на то, что остается в болоте после них. Скорее всего, добыча торфа велась там до войны или в военные годы – и, между прочим, почти все болота в тех краях выглядят аналогичным образом. И та самая широкая «улица», возможно, даже была узкоколейкой. Хотя, конечно, на спутниковой карте этот участок действительно кажется похожим на город, поэтому неспециалисту легко «клюнуть» на это.
На самом деле, вероятность того, что град Китеж существовал на самом деле, достаточно мала. Это подтверждает, во-первых, «молодость» легенды, а во-вторых, то, что озеро Светлояр намного древнее, чем гипотетический град Китеж. Так, если оно имеет ледниковое происхождение, то в нем и мамонт-то вряд ли мог успеть затонуть, не то что целый город.
Исследователь-любитель с Урала нашел град Китеж на спутниковых картах
Загадочный город Китеж найден? The mysterious city of Kitezh is found? In several kilometers from Svetloyar in the Novgorod region there are fragments of the. ..
Читайте также
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. ШЕФ-РЕДАКТОРА САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
Адрес редакции: Нижний Новгород, Адрес: ул. Семашко, 37.
Телефон: (831) 200-33-40, отдел рекламы — (831) 411-82-90, отдел распространения и продвижения — (831) 200-33-41
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Град Китеж, на Мологе… | Россия 4D
Из различных источников можно узнать, что в 1236 году князь Ярослав Всеволодович принимает Киевское княжение, доверяя сыну Александру (впоследствии Невскому) Великий Новгород. Никто до сих пор не знает по какой причине через два года, в 1238 году, они не пришли на помощь своему старшему брату, Георгию Всеволодовичу Владимирскому, который собрал для решающей битвы с монголами (так называемыми «татаро-монголами») сорокатысячное русское войско, ставшее укреплённым лагерем на границе Владимиро-Суздальского и Новгородского княжеств. Напрасно ждал Великий князь Земли Русской Георгий Владимирский, принявший смертельный бой, Ярослава из Киева и племянника Александра Невского из Новгорода. Где происходило сражение доподлинно неизвестно, но известно, что небольшой отряд Дорожи-воеводы в составе 3000 воинов сразился с татарами на реке Сить, а затем соединился с объединенными русскими войсками.
В летописях также есть упоминание о том, что «…ростовский епископ Кирилл, возвращаясь из Белаозера, и желая видеть место битвы на берегах Сити, в куче мёртвых тел искал Георгиева. Он узнал его по княжескому одеянию, но туловище лежало без головы» (Н.М.Карамзин, т.3, гл.8). Тело Георгия положили, как и тело героя Ситской битвы, его племянника от старшего брата Константина Василька, в Ростовском храме Богоматери.
До сих пор нет ясного ответа и на вопрос, где проходила так называемая «Ситская битва» — на реке Сить или в непроходимых болотах Болотеи? Или ещё вопрос: для чего русскому войску прятаться там, где не было провианта, дорог, оружия, где не было «поля чистого и места твердого»? И почему полководец, одержавший «многия победы» над новгородцами, булгарами и половцами расквартировал полки за десятки вёрст друг от друга по всему среднему и нижнему течению Сити в Божёнке, Могилицах, Шелдомеже, Игнатове, Колычеве, Станилове, Сить-Покровском?
Однако нас в данном исследовании интересует немного другое историческое событие, или даже легенда, связанная с этой битвой — таинственный и легендарный Град Китеж. Считается, что в годы, когда на Святую Русь двинулись полчища хана Батыя, которые грабили города и села, уводили в полон юношей и девушек, у города Малый Китеж суздальский князь Георгий Всеволодович встретил врагов со своей дружиной. Силы были неравными, и князь ушел с остатками войска на лесные берега озера Светлояр, где стоял древний град — Большой Китеж. Отряды Батыя преследовали княжеское войско и у самого города разгромили его. Но войти в град Китеж войско хана не смогло: Бог внял молитвам горожан и спрятал Китеж вместе с домами и храмами на дне озера. И до сих пор раздается из глубин вод звон церковных колоколов, но слышен он только праведникам… Так повествуют предания.
«Сказание о невидимом граде Китеже» начинается так: «Жил в старой Руси, ещё до татарского нашествия — князь Георгий, по отцу Всеволодович, а по родине из славного вольного Пскова, — и был он жития тихого, радостного, святого, а собой прекрасен: ростом высок, телом статен, русоволос, с очами серыми, ясными и светлыми, поступью быстр и величав, а душою, был по истине князь благоверный: великая тишина и радость были в душе князя Георгия. Была у него верная дружина — в князе души не чаяли, князево добро помнили и своим добром ему платили… Основал князь и Великий Китеж — град светлый за лесами дремучими. А путь к нему один, и только праведникам он ведом. Врагу не найти пути к светлому Граду: лес на пути от Малого Китежа к Великому Китежу на сто поприщ. Только раз в году можно видеть Китеж. Только и тогда он виден лишь праведному человеку. Тот на заре приходи к озеру Светлояру, пади на колени, молись и смотри в его светлые пречистые воды. Жди солнца. Ударят первые солнечные лучи и отразятся в чистых водах белые стены Китежа. Молись на храмы Великого Китежа. Внимай великому звону. Но кто его слышал? Тот у кого сердце чисто и кто любит всякое создание Божие».
Озеро Светлояр (Святояр)
В одной из работ русских этнографов XIX века прямо говорится: град Китеж зародился за много веков до принятия Русью христианства и стал духовно-мистическим центром славянского язычества. Дореволюционные провинциальные этнографы Саратова, Калуги, поволжских и уральских городов записали со слов старообрядцев множество языческих мифов об озере Светлояр. Само название озера происходит от имени славянского бога Светлояра, он же Яр и Ярило — бог Солнца, весеннего пробуждения природы и земных радостей. Скорее всего, изначально Китеж был обычным славянским становищем, потом появилось капище, алтари Ярилы и Перуна, около которых днем и ночью жрецы поддерживали священный огонь. В июле, в дни Ярилина праздника, происходили культовые церемонии с факельными шествиями и жертвованиями. В воды озера волхвы скатывали огненные колеса, символизирующие Солнце. Вокруг капища постепенно рос город, окруженный деревянной крепостной стеной. Он и стал впоследствии языческим религиозным центром, скрытым за дремучими лесами, болотами, множеством мелких рек и озер.
Почему же обычное лесное поселение стало культовым центром древних славян? Судя по всему, причиной стала необыкновенно мощная положительная энергетика озерного края, отмеченная и использованная древним языческим жречеством.
Дивья гора (Северный Урал)
Интересно также, что «Сказание о Граде Китеже» неким странным образом коррелируется с поверьем, распространенным по всему русскому северу от Кольского полуострова до Чукотки, о народе «чудь подземная», который в очень давние времена «ушел под землю». У русских поморов есть сказания о фантастических городах, церквях и замках, у российских саамов — о древнем народе, который обитал когда-то на севере, погрузился на дно океана и продолжает там жить, а под водой все также как и наверху: горы, леса, звери и птицы, и живет там «чудь подводная», охотятся, пасут оленей. А на Урале этот народ называют «дивьи люди» — выходят они на свет через пещеры, могут ходить между людей, но люди их не видят. Культура у них величайшая, и свет у них в глазах не хуже солнца. Люди это небольшого роста, очень красивые с приятным голосом, но услышать их могут не все, а только избранные — люди с чистой совестью, которые иногда слышат мелодичный звон по ночам, доносящийся из-под земли.
Н.К.Рерих «Сеча при Керженце» — занавес к музыкальному антракту «Сеча при Керженце» оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», для парижских гастролей труппы С. П. Дягилева в 1911 году
О ВЕРСИЯХ И ГИПОТЕЗАХ
До сих пор ученые ведут спор о реальности существования Китежа и о возможном месторасположении «затонувшего» града. Есть версия и о том, что легенда повествует о какой-то территории, обладающей сверхъестественными свойствами. Что именно это за место — параллельный мир, астрал, какая-то пространственная яма, — спорить об этом не стоит, слишком уж много неясностей в легенде. Впрочем, предпринимались и предпринимаются попытки отыскать этот затонувший город.
Относительно местоположения Китежа есть две гипотезы.
Гипотеза первая — Приволжская.
Чаще всего поиски проводились в районе жигулевского изгиба Волги, где до сих пор над Волгой иногда наблюдается мираж — встающий из-под воды большой древнерусский город. Это и стало традиционной и официально принятой версией, — в среднем течении Волги в районе Нижнего Новгорода, где нашли и Китеж, и озеро Светлояр, и Городец, и реку Керженец, и холмик над озером небольшой. Топонимика похожая, только вот не складывается, что именно был здесь Великий Китеж, за 100 вёрст от Волги и в глухом лесу. В этом месте, расположенном на северо-востоке древне-русского государства, князь Георгий мог дождаться лишь монголов, но не своих братьев (далеко!).
Гипотеза вторая — Моложская.
Град Китеж находился в месте, где заканчивается Владимиро-Суздальская земля и начинается Новгородская, куда можно было прийти из Киева и Чернигова по пути из Варяг в Греки, где начинаются великие русские реки — Волга, Днепр, Западная Двина, Мста, Ловать — на территории современной Тверской губернии. На снимках из космоса в верховья Волги западнее Рыбинского водохранилища просматривается огромная и почти правильная окружность диаметром около 80 километров. На юге её образует долина Волги, на западе — долина Тверцы, а с востока — Молога, нижняя часть которой залита водами Рыбинского водохранилища, а на севере, судя по космическому снимку, — древняя, захороненная доледниковая долина.
Владимир Арсеньевич Ратов
Краевед, к.т.н. Владимир Арсеньевич Ратов занимался поисками «Града Китежа» вблизи Удомли и Бежецка Тверской области, описал эти поиски в своей брошюре. Туристы-байдарочники обнаружили странные археологические останки, на которые не обращает внимание официальная наука. Специально организованные любительские экспедиции несколько лет проводили исследования этой территории, плюс изучение литературы привели Владимира Ратова к версии о том, что именно в этом месте располагается таинственный град Китеж.
Несколько лет подряд Владимир Ратов и его товарищи, сплавляясь по реке Мологе, останавливались в одном и том же месте, невдалеке от впадения в реку ее притока Кезы. И каждый раз удивлялись тому благостному состоянию, которое их здесь охватывало. Они не могли сразу же покинуть это место, по нескольку дней бродили по его окрестностям, находя все новые и новые следы древнего поселения. Постепенно пришло понимание, что наткнулись на какое-то древнее святое место. В лесах вдоль реки встречаются многочисленные полуразвалившиеся курганы, — сначала нашли три небольших возвышения в сосновом бору, диаметром 10–12 метров и высотой не более 2 метров, а их общее число приблизилось к тридцати. Это была уже не случайность, возникло предположение, что это погребальные курганы, сильно осевшие за прошедшие столетия. На холм, высящийся над правым крутым берегом, ведет широкая и удобная, но давно заросшая дорога. Местные жители даже приезжают на это место к «серебряному ключу» с удивительной водой, которая сохраняет свою свежесть год и даже более.
Возле предполагаемого въезда в город исследователи обнаружили огромный, в несколько десятков тонн весом, камень со следами искусственной обработки. Заросший мхом валун, высотой два метра с затесом, обращенным на запад. В каждом поселении древних славян был такой камень — Алатырь, посвященный богу Велесу. Сохранилось и изображение Велеса с молотом в руках, он бьет по камню, высекает искры для трута, чтобы разжечь священный костер. Рядом с этим камнем обнаружили другой валун, отполированный руками людей, вероятно, это мог быть алтарь Велеса или Перуна. Исследования левого берега Мологи привели к находке кургана диаметром более 25 метров, судя по всему погребения племенного вождя. Рядом ровная площадка — место заупокойного капища.
Местоположение Града Китежа (по версии В.А.Ратова)
Древний некрополь протянулся более чем на 4 километра. Центральное место занимал холм высотой 40 метров, поднимающийся от берега реки. На его макушке горизонтальная площадка шестиугольной формы со сторонами по 300 метров. Согласно древним преданиям, шестиугольник это астральный символ бога Сварога, верховного владыки Вселенной, родоначальника всех богов. Возможно на холме был выстроен храмовый комплекс, где проходили славления многочисленных богов и хранились реликвии, в первую очередь рунические записи. Обнаружили и некое подобие Стоунхенджа — на вершине холма лежали камни конусообразной формы высотой более метра. Хотя камни сейчас хаотически разбросаны, когда-то они служили обсерваторией, которая определяла время восходов солнца, положение планет и звезд. Нашли и небольшое лесное озеро с системой мелких притоков, на которых, судя по всему, была возведена запруда.
В итоге появилось предположение: на правом берегу Мологи в древности были деревни земледельцев, постоялые дворы для паломников, хоромы племенной знати и волхвов, а на левом — захоронения знатных людей, капища и обрядовые поляны для разжигания ритуальных костров. В этом имеется аналогия с Древним Египтом: на правом берегу Нила — города, дворцы и храмы, а на левом — пирамиды, склепы и заупокойные храмы.
Первым намеком на понимание стала сохранившаяся летопись о битве, что произошла недалеко от городища почти 800 лет назад — войско Батыя после набегов на богатые русские города, стоявшие на правом берегу Волги, неожиданно переправилось на левый берег и направилось в Санковские леса. Но в этих местах были только редкие и бедные деревеньки, в которых и поживиться-то было нечем. И именно тогда на пути татар стала дружина и ополчение князя Владимиро-Суздальской Руси Юрия Всеволодовича, того самого, который, по легенде, защищал град Китеж. И стояли дружина и ополчение насмерть, хотя силы были неравные, и все, в том числе князь Юрий, полегли в жестокой схватке. Очевидный вопрос: почему одно войско, заинтересованное в богатой добыче, настойчиво рвалось в дикие и ненаселенные места, и что ожесточенно и упорно защищало войско князя Владимиро-Суздальской Руси?
Итак, начнем с народных устных сказаний, возникших задолго до прихода христианства на Русь, в которых град Китеж часто называется столицей легендарной страны, обителью всех страждущих и обездоленных. В ней текут молочные реки, в ней бережно хранятся духовные ценности и мудрость многих поколений. Это описание очень близко к представлениям славян о «Небесной Сварге». Возьмем почитаемую всеми славянами легенду о боге Велесе. Долгое время он сражался с темными силами зла и ожесточилась его душа, чтобы очистить ее, он отправляется в «Небесную Сваргу». В её в храмах проживают боги, в реках течет молоко, бьют серебряные ключи, очищающие тело и спасающие душу. Есть здесь и Ирийский сад, где произрастают диковинные деревья. В этот потаенный град приезжают одни за древней мудростью, другие — за спасением души, третьи просто с богатыми подарками. Есть в «Легенде о Велесе» и достаточно подробное описание пути, по которому можно попасть в таинственный град. Находится «Небесная Сварга» на реке Смородине, что впадает в реку Ра (Волга). Можно добраться до града и окольным путем, обогнув Европу, но тогда придется передвигаться с волоком, пройдя до верховьев одной реки, а спуститься по другой.
Смотрим, где располагается найденное городище — рекой Ра когда-то называли Волгу, а реку Мологу и в наше время некоторые местные зовут Смородиной за огромное количество кустов смородины, растущих по берегам. Да и само название Молога созвучно с молочной рекой, по преданию, текущей в затаенной стране. Далее, один из волоков, соединявших Балтийское море с Волгой, как раз проходил по реке Мете, далее по Съеже и Кезе в Мологу. И как раз по этому пути вблизи места впадения Кезы в Мологу располагался древний русский город Выезьск, первое упоминание о котором есть в «Уставной грамоте» от 1137 года. И как раз после нашествия Батыя город исчез. Название города ассоциируется со словами «въезд», «выезд». Что это, место въезда в потаенное царство, охраняемое городком-крепостью, куда не всякому был доступ? Этот город и был взят приступом войском Батыя по пути к граду Китежу, а со временем название городка забылось, и он остался в легенде под именем Малый Китеж.
В последней поездке по Мологе в экспедиции Ратова было несколько экстрасенсов, которые зафиксировали потоки внутренней энергии, исходящей из-под земли в районе городища, они же помогли разобраться с планом местности. На плане отмечены обрядовые комплексы с ритуальным камнем и курганом «Великого князя», Священный ручей с обрядовой поляной, под мхом которой обнаружен толстый слой угля. В этом месте возможно проводились очистительные обряды, связанные с водой и огнем. Нашли храм Солнца и озеро, которое сыграло определяющую роль в судьбе града Китежа, а так же Ирийский сад из легенды о Велесе.
Косвенные признаки, а именно космические снимки, подтверждают, что обнаруженное экспедицией Ратова место, действительно является одним из древних, почитаемых святилищ. Глубинное строение земли, по мнению геологов, занимающихся дешифрированием материалов дистанционных съемок, как бы «просвечивает» сквозь толщу горных пород, образует характерные рисунки на фотоизображениях. Огромные, в несколько десятков километров овалы и круги на снимках являются признаками выхода в их центре потоков энергии Земли, а именно к территориям с подобными геомагнитными свойствами тяготеют наиболее древние города и культовые памятники. Однако доказательств находки «Китежа» в Тверской области, кроме биолокационных исследований, пока нет.
Еще одно исследование — комплексная пеше-водная экспедиция «Молога-2004» была организована Тверским государственным университетом, Тверским государственным объединенным музеем и клубом «Непоседы» тверской средней школы № 17, руководитель — к. т.н., действительный член Русского географического общества Гарий Гаревой. Они провели свою работу на месте нахождения предполагаемого града Китежа на берегах Мологи через две недели после отъезда экспедиции Ратова. Был найден обнаруженный ранее легендарный камень Алатырь и остатки древних святилищ, все внимательно обследовали вместе со школьниками и студентами из Максатихи. Были проведены также замеры и исследования нескольких групп курганов, но, к сожалению, до прихода ученых раскопки на курганах уже велись «черными археологами».
КИТЕЖ, ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ
Уже много столетий бытует мнение о том, что легенда о граде Китеже имеет более глубинные корни. Владимир Ратов является основоположником весомой в научных кругах версии, объясняющей как появление, так и исчезновение сакрального для восточных славян града Китежа.
На Южном Урале археологами обнаружена столица древних Ариев, священный город Аркаим, который они покинули около четырех тысячелетий назад. По версии Ратова, древние арии и являются прародителями современных славян. Перекочевав из южно-уральских степей в леса северо-запада, арии-славяне создали вместо Аркаима свой новый духовный и культурный центр на реке Мологе, обитель Богов «Небесная Сварга», или в простонародье «Град Китеж». В Древнем Египте по правую сторону Нила кипела жизнь, а по левую находилось Царство Мертвых с гробницами и пирамидами, то же самое было и на некогда судоходной реке Мологе. По правую сторону кипела экономическая и торговая деятельность в лице купцов и ремесленников, а по левую, где и стоял Китеж, находилась безлюдная местность с многочисленными курганами — страна мертвых. По преданию, в Китеже-Сварге была и древняя обсерватория для определения дней обрядов и праздников. В недрах горы Алатырь было спрятано духовное наследие ариев — несметные духовные и материальные сокровища. К северо-востоку от города располагалось сдерживаемое плотиной озеро Светлояр.
С приходом христианства Китеж стал уже христианским культурным и духовным центром. По-видимому, чтобы окончательно подавить сопротивление славян, иноземцы пытались захватить их духовную святыню «Небесную Сваргу» — Китеж, потому и пошли войска туда, где не было обычной наживы. Уничтожается городок Везьск или Малый Китеж, находящийся на слиянии Мологи и Кези, обороняемый князем Юрием Всеволодовичем. Для защиты града выпускаются воды священного озера Святояр, расположенного выше Китежа, и на глазах вражеского войска город с его храмами буквально исчезает в водной стихии.
НА КАМНЯХ ПОД МАКСАТИХОЙ НАЙДЕН СЛЕД ИИСУСА?
С этими местами связана ещё одна гипотеза, действующим лицом которой стала одна из центральных исторических фигур, оказавшая влияние на события последней тысячи лет современного человечества. С приходом христианства Китеж становится уже христианским культурным и духовным центром. В канонических евангелиях описывается только детство Иисуса (Христа) и последние три года его жизни, но что было между этими периодами — неизвестно, то есть широкой публике не сообщается.
По словам максатихинского краеведа Елены Ильиной, в одном из евангельских апокрифов1 говорится, что Иисус Христос длительное время находился в землях восточных славян, «где с холмов святилищ общался с Отцом своим Небесным». Не отрицают этого факта и языческие легенды, в которых человек, ставший впоследствии известным на Ближнем Востоке как Иисус Христос, проходит обучение под именем Радомир. В Мекке и Иерусалиме существуют камни, где отпечаталась нога Иисуса Христа. Своеобразным подтверждением версии о пребывании Спасителя в славянских землях могут служить описанные Еленой Ильиной камни-следовики в Максатихинском районе. «Мы видели эти камни-следовики», — рассказывает Гарий Горевой, — «Их три штуки. На гранитных глыбах действительно явственно запечатлены пять пальцев, пятка, в общем, след босой человеческой ступни, причем небольшого, детского размера».
ВСЁ ЧУДЕСАТЕЕ И ЧУДЕСАТЕЕ…
Предположим, что такая находка как следы града Китежа — религиозного центра славян-язычников — обнаружены и его руины даже обследованы краеведами. Тогда законы исторической науки предписывают «трубить об этом везде и громко», так же, как об открытии легендарной Трои Генрихом Шлиманом. Однако, археологическое сообщество после долгих приглашений все-таки прислало из Москвы аж трех человек — историка и двоих рабочих. Они осмотрели могильники, остатки домов и ритуальные постройки, и признали их славянскими, хотя и не сразу, сперва предположив угро-финское происхождение. Их присутствие было весьма кратким, а окончательный вывод они так и не сделали, а отказ мотивировали тем, что не нашли культурный слой.
Позвольте! Культурный слой, не один, и довольно мощный, уже обнаружили и подробно описали энтузиасты-добровольцы во главе с Ратовым — и слои кострищ, и керамические черепки, и наконечники стрел и копий, и заготовки из кремня для орудий труда и охоты, амулеты в виде камушков с сакральными спиралями. Обнаружили ещё камень высотой 3 метра со знаками в виде птиц, треугольников и других геометрических фигур, с другой стороны на нём просматривается изображение человеческого лица. На другом камне сравнимых размеров просматривается морда медведя — тотемного зверя. А ещё валун в виде сердца. Все подобные камни у древних славян считались «родовыми иконами».
Ещё более странно, что в газетах и журналах того времени активно публиковались статьи общего характера, с различными пересказами ведических легенд о затонувшем городе и сказаний старообрядцев. Статьи носили явно мистический характер — о гневе славянских богов, которые сбросили город под землю и залили его водой. Постоянно упоминался феномен НЛО, которые предположительно питаются энергетикой земли и загадочные лучи света, которые бродят по лесам вокруг Китежа. Даются туманные советы как подзарядиться положительной энергетикой аномальной зоны, как достичь просветления и почувствовать себя приобщенным к астральным тайнам озера. Отрицалось и реальное существование града Китежа, поскольку это лишь мистический символ язычников, мечта которых скрыться в лесах близ своего ритуального центра от наступающего христианства — что-то вроде сказочного Камелота, в котором недолго царствовал рыцарь Артур в окружении чародеев и пророков.
P.S. При подготовке статьи я специально не рассматривал научную обоснованность существования противоречивых таинственных явлений в прошлом человечества, так называемую «запретную археологию» и «запретную историю». В том числе,«татаро-монгольское нашествие» в том виде, как это считается правильным нынешними руководителями и судьями «современной науки», а так же почему ставший уже христианским центром Китеж по-прежнему оставался «Небесной Сваргой». Пусть уж профессиональные археологи и исследователи событий прошлого, а так же уфологи и экстрасенсы спорят между собой — для нас их споры означают новые увлекательные гипотезы и версии разгадок старых тайн…
Примечания
Памяти В.А.Ратова. 2 части (видео):
https://www.youtube.com/watch?v=SB5xYGz1Ig4
https://www.youtube.com/watch?v=CojmHhde9xk
1 Апокриф — произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в число канонических книг Ветхого и Нового Завета и утверждённых церковными соборами. Считается, что апокрифические книги, в большинстве своём, в значительной степени искажают священную историю и догматику Писания и поэтому они не могут быть в целом признаны богодухновенными. Апокрифы как Нового, так и Ветхого заветов являются запрещёнными для чтения в церкви. Клириков, которые используют их для чтения в храме, Церковь лишает сана.
Сергей Скибин
Евреи России: их история в картах и фотографиях — Библиотека
Имя:
Электронная почта:
Тел. №:
Требуемая Дата:
Предполагаемая публикация/повторное использование:
Некоммерческий
Коммерческий
Тип использования:
Книга
Дифроатическая медиа
New
Пленка
Радио
Другое
Информация о публикации:
Дополнительная информация:
Я прочитал и согласен с
Условия запроса
Заявка на доступ к защищенным материалам
Запрошенные вами материалы подпадают под действие Общего регламента по защите данных (GDPR) и Закона о защите данных (DPA) 2018 года. Вам необходимо подать заявку на доступ к защищенным материал ниже, прежде чем мы сможем обработать ваш запрос.
Ваша заявка на доступ к защищенным материалам будет рассмотрена, и мы свяжемся с вами, чтобы сообщить о своем решении. Мы оценим ваш запрос в соответствии с Руководством Национального архива по архивированию личных данных. Это может занять некоторое время, в зависимости от размера и характера материала. Пожалуйста, не рассчитывайте получить доступ к защищенным материалам в день запроса.
Некоторые материалы вообще будут недоступны. Другие материалы будут доступны частично или с соблюдением определенных мер защиты. Доступ к особенно конфиденциальным материалам может потребоваться обсудить с заместителем директора по специальным коллекциям и галереям, и это будет зависеть от цели использования.
Как исследователь вы несете ответственность за любые личные данные о живых людях, которые вы забираете из Специальных коллекций (включая любые записи, цифровые изображения и/или фотокопии).
Это означает, что у вас есть определенные обязанности:
- Вы не должны причинять существенный ущерб или страдания субъектам данных.
- Вы не должны использовать данные для поддержки мер или решений, касающихся отдельных лиц.
- Вы должны сохранять анонимность при ведении заметок, результатов исследований и статистики. Если это невозможно, то перед публикацией своего исследования вы должны получить согласие лиц, которых можно идентифицировать.
- Вы должны надежно хранить любые личные данные, которые вы извлекаете из архива, и безопасно утилизировать их, когда они вам больше не нужны.
- Вы должны соблюдать конфиденциальность любых документов и информации, не связанных с вашим исследованием, но с которыми вы ознакомились в ходе его.
GDPR требует, чтобы субъекты данных были уведомлены, если их персональные данные обрабатываются. Исследователи, которые обрабатывают персональные данные для исторических, научных или статистических исследований, освобождаются от этого требования только в том случае, если результаты исследования/любые полученные статистические данные не предоставляются в форме, которая идентифицирует субъектов данных.
Дополнительные инструкции по этому акту можно найти на веб-сайте Управления уполномоченных по информации.
Я запрашиваю разрешение на ознакомление с указанными выше записями и даю согласие на использование любых персональных данных, содержащихся в них, в соответствии с Общими правилами защиты данных (ЕС и Великобритания GDPR) и Законом о защите данных (DPA) 2018 года.
Мои исследования будут не использоваться для поддержки мер или решений в отношении конкретных лиц и не причинит или не может причинить существенный ущерб или существенные страдания любому лицу, которое является субъектом этих данных, пока оно живо или может быть живо (при условии срок службы 100 лет).
Я не буду предоставлять результаты моего исследования в форме, которая идентифицирует любого субъекта данных, без письменного согласия субъекта данных.
Я понимаю, что я несу ответственность за соблюдение GDPR и DPA ЕС и Великобритании в качестве контролера данных в отношении любой обработки мной персональных данных, полученных из вышеуказанных записей, и обязуюсь распоряжаться этими данными надлежащим образом, когда это больше не требуется для моего исследования.
Мы будем использовать информацию в этой форме для обработки вашего запроса на доступ к защищенным материалам. Информация будет храниться в течение 6 лет в наших базах данных по управлению коллекциями EMu и Alma. Вы можете запросить удаление информации до истечения 6 лет, отправив электронное письмо по адресу [email protected].
Ваша информация хранится в безопасности и доступна только для ограниченного числа сотрудников Университета.
Protected Access Application Details
Subject:
Reason:
Nature:
Book
Article
Thesis
Media
Family
Dissertation
Other
Я прочитал и согласен с условиями защищенного объекта выше и хочу подать заявку на доступ
Условия публикации/повторного использования
(разрешение может быть отозвано в случае нарушения каких-либо условий):
Вы не должны использовать материал для каких-либо целей, кроме указанных в этой форме.
Если материал, подлежащий повторному использованию, защищен авторским правом, вы несете ответственность за идентификацию, отслеживание и получение разрешения от настоящего правообладателя. Копия такого согласия должна быть приложена к данной форме. Руководство по этому вопросу можно найти здесь: Получение разрешения
Разрешено только одно издание/одноразовое использование, неисключительные права. Последующие издания, перепечатки и использование требуют дополнительной оплаты и/или формы, как указано выше.
Заполняя и подписывая эту форму в электронном виде, вы понимаете, что предоставление этого материала Библиотекой НЕ дает права на воспроизведение или публикацию за пределами того, что согласовано в форме или с правообладателем. Любое использование, выходящее за рамки того, что указано в этой форме, требует повторного согласования с правообладателем и Библиотекой.
Вы должны указать подтверждение:
«Воспроизведено с разрешения Специальных коллекций и галерей, Библиотека Университета Лидса» и включить полный номер ссылки или товарный знак на полке и URI, если применимо. Это в дополнение к любым подтверждениям, запрошенным правообладателем.
Вы должны уведомить Special Collections о повторном использовании. Пожалуйста, пришлите Special Collections & Galleries копию публикации или ссылку на ресурс для наших записей.
Я согласен с вышеуказанными условиями публикации. Я понимаю, что если декларация ложна в конкретном материале в этом разделе или выше, копия, предоставленная мне вами, будет копией с нарушением авторских прав, и что я буду нести ответственность за нарушение авторских прав, как если бы я сделал копию сам .
Условия публикации/повторного использования объектов
(разрешение может быть отозвано в случае нарушения каких-либо условий):
Вы не должны использовать репродукции произведений искусства для каких-либо целей, кроме указанных в этой форме.
Если произведение искусства, подлежащее воспроизведению, защищено авторским правом, вы несете ответственность за идентификацию, отслеживание и получение разрешения от настоящего правообладателя (примечание: авторское право художника действует в течение жизни художника и в течение 70 лет после его смерти). Необходимо предоставить копию согласия на авторские права.
Инструкции по этому вопросу можно найти здесь: Получение разрешения
Разрешение предоставляется только для одного издания/одноразового использования, неисключительные права. Последующие издания, перепечатки и использование требуют дополнительной оплаты и/или формы, как указано выше.
Заполняя и подписывая эту форму в электронном виде, вы понимаете, что предоставление этого материала Университетом Лидса НЕ дает права на воспроизведение или публикацию за пределами того, что согласовано в форме или с правообладателем. Любое использование за пределами того, что указано в этой форме, требует повторных переговоров с правообладателем и Университетом Лидса.
Вы должны включить подтверждение кредитования
Художественная коллекция Университета Лидса
и включите полную информацию об обложке (название, художник, дата и носитель) и URI, если применимо. Это в дополнение к любым подтверждениям, запрошенным правообладателем.
Вы должны сообщить команде Special Collections & Galleries о повторном использовании. Пожалуйста, пришлите Special Collections & Galleries копию публикации или ссылку на ресурс для наших записей.
Я согласен с вышеуказанными условиями публикации. Я понимаю, что если декларация ложна в конкретном материале в этом разделе или выше, копия, предоставленная мне вами, будет копией с нарушением авторских прав, и что я буду нести ответственность за нарушение авторских прав, как если бы я сделал копию сам .
Разговор кураторов Zimmerli Art Museum
13 октября Zimmerli Art Museum, Нью-Джерси, США, открывает новую выставку « Диалоги – Поколение 60-х: Лидия Мастеркова/Евгений Рухин» . Эта выставка — первая в серии, в которой участвуют художники, занимавшие видное место в диссидентских кругах, но чья карьера осталась незамеченной в истории неофициального искусства за пределами России.
Мастеркова Лидия Алексеевна. Без названия, 1965. Холст, масло, коллаж из ткани. Собрание Художественного музея Зиммерли в Рутгерсе. Коллекция нонконформистского искусства Советского Союза Нортона и Нэнси Додж. Фото Питер Джейкобс 2006.
Художественный музей Зиммерли занимает особое место на карте русского искусства и культуры. Являясь частью Университета Рутгерса, это учебный музей с разнообразными коллекциями и динамичным программированием, который предлагает что-то для каждого. Он владеет большой коллекцией русского и советского искусства, которая дает уникальный обзор истории русской культуры с четырнадцатого века до наших дней. Самой большой жемчужиной является коллекция нонконформистского искусства Советского Союза Нортона и Нэнси Додж 9.0207 , которая является самой большой и полной коллекцией неофициального советского искусства в мире. В 2005 году музей получил щедрый дар от Клода и Нины Грюэн , в который вошли около 180 работ ведущих современных художников России, в том числе советских художников, проживающих в настоящее время в диаспоре.
Марина Максимова из «Русского искусства + культуры» встретилась с кураторами выставки, профессором Джейн А. Шарп, научным куратором советского нонконформистского искусства, и доктором Юлией Туловской, куратором русского и советского нонконформистского искусства, чтобы узнать больше о музее. , его холдинги и предстоящая выставка.
Евгений Рухин. Без названия (Иконы), без даты. Холст, смешанная техника. Собрание Художественного музея Зиммерли в Рутгерсе. Коллекция нонконформистского искусства Советского Союза Нортона и Нэнси Додж. Фотография Питера Джейкобса. 2007
Выставка является первой из серии выставок с той же идеей. Планируете ли вы продолжать по тому же принципу?
Джейн Шарп: Да, мы запланировали эту выставку как часть серии, целью которой является создание частичных, а не более крупных основных нарративов о неофициальном искусстве советского периода. Я считаю, что особенно это поколение (из 1950–60-е годы) обзорные тексты и выставки этого периода не получили должной поддержки — в отличие от более нюансированных и, безусловно, многоголосых откликов на московский концептуализм. Я надеюсь, что, обращая внимание на особую материальность и идеи, проявленные в работах некоторых художников, их вклад в более широкую культуру (помимо московской или ленинградской) будет лучше оценен. Эти два художника знали друг друга, и их работы говорят об общих стремлениях существенно интегрировать их ощущение прошлого, конкретных аспектов русской культуры в аффективное взаимодействие с настоящим. Таким образом, вместо того, чтобы подчеркивать «неконформный» или диссидентский профиль каждого из них, объединение Рухина и Мастерковой делает акцент на их более широких интересах и их мастерстве в создании (а не просто восстановлении или восстановлении) аутентичной визуальной культуры, связь которой с прошлым может быть неясной. но и сразу ощутимы. В частности, их использование коллажа и сложная материальность их картин поддерживают постоянный диалог с историческими традициями изобразительного искусства и, что особенно важно, с современной аудиторией.
Мастеркова Лидия Алексеевна. Без названия, 1967. Холст, масло, коллаж. Собрание Художественного музея Зиммерли в Рутгерсе. Коллекция нонконформистского искусства Советского Союза Нортона и Нэнси Додж. Фото Питер Джейкобс
Вы объединяете двух художников разного пола. Это был важный аспект вашей концепции? Не могли бы вы прокомментировать гендерный баланс (точнее, дисбаланс) в советском нонконформизме?
JS: Объединение этих двух художников ни в одном случае не было мотивировано гендерным фактором. Тем не менее, для меня/нас важно представлять женщин-художников и давать им должное (давно назревшее) визуальное представление. Часто говорят, что в позднесоветский период работало меньше представительных женщин-художников — предположение, которое гарантирует их дальнейшее исключение, и просто неверно. Я убежден, что историкам искусства, в том числе кураторам Художественного музея Зиммерли, предстоит изучить огромное, неисчислимое количество визуально убедительных и интеллектуально требовательных произведений. Мастеркова явно является примером редкого художника, признанного в свое время (но, к сожалению, реже сейчас) — так что помимо этой выставки она определенно заслуживает полноценной ретроспективы. Действительно, эта выставка может подготовить нас к тому, чтобы увидеть ее работы в полном объеме позднее. Отсутствие баланса, о котором вы говорите, является историческим артефактом дисциплины, которая всегда была гендерной, отказывая женщинам в доступе к тому же привилегированному дискурсу, что и их коллегам-мужчинам. Нельзя доказать (как факт) в истории советского искусства, что «великих женщин-художниц» стало меньше, потому что «доказательства» сложены против них (как и в случае с историческим авангардом). Но, конечно, это восприятие.
Юлия Туловская: Хотя выбор двух художников был мотивирован отнюдь не гендерными соображениями, а соображениями сходства их методологических подходов и общего воздействия их работ, тем не менее интересно сравнить их работы с гендерной точки зрения. Именно потому, что их работы так близки по времени, стилю, энергии, качеству, методологии и творческим целям, представляется любопытным рассмотреть гендерное различие как дополнительную составляющую. Такое различие, похоже, проявляется не в энергии, исходящей от их творчества, а в таких личных предпочтениях, как выбор цветов, композиционных балансов, подборе найденных предметов для их ансамблей: более сбалансированных и «драгоценных» у Мастерковой. и более грубо и агрессивно в случае с Рухиным.
Фонды музея выходят за рамки коллекции нонконформизма. Не могли бы вы немного рассказать о том, как формировалась русская коллекция?
JT: Свою первую русскую коллекцию музей получил в 1991 году от Джорджа Рябова, выпускника Рутгерского университета. Коллекция Рябова содержит материалы по истории русского искусства от икон до авангарда 1920-х годов. Самым ранним экспонатом коллекции является каменная икона XIV века. Именно Рябов познакомил Нортона Доджа с Денисом Кейтом, тогдашним директором Зиммерли. Додж искал академическое учреждение, которое могло бы разместить, изучить и продвигать его энциклопедическую коллекцию. Он нашел такое заведение в Университете Рутгерса, сделав его Художественный музей Зиммерли крупнейшим в мире хранилищем советского нонконформистского и российского современного искусства практически в одночасье, когда коллекция Доджа попала в Циммерли в 1919 году.92. Помимо коллекций Рябова и Доджа, Зиммерли приобрел коллекцию Клода и Нины Грюн в 2005 году. Коллекция Грюн важна для Зиммерли, среди прочего, потому, что она расширяет фонды музея до позднего нонконформизма и современного русского искусства, создание прецедента для расширения российских коллекций Zimmerli в будущем. В целом, благодаря коллекциям Рябова, Доджа и Грюн, Циммерли — единственный музей в США, в собраниях и галереях которого представлена вся история русского искусства с древнейших времен до наших дней.
Евгений Рухин. (Без названия), 1975. Холст, смешанная техника. Предоставлено взаймы из коллекции Нортона и Нэнси Додж. Фото Джек Абрахам
Ваш музей занимает особое место на карте художественных институций России, так как является частью университета. Как музейная стратегия связана с текущими исследованиями университета и влияет на них?
JT: Целью Нортона Доджа как коллекционера было создание визуального архива, своего рода интеллектуального памятника эпохе. Его идеей и его миссией с самого начала было сделать этот «визуальный архив» доступным для междисциплинарного изучения.
JS: Вот почему, когда Нортон Додж искал учреждения, которым он мог бы пожертвовать свою коллекцию, первостепенное значение имели преподавательская и исследовательская составляющая. Он обращался к Рутгерсу, потому что, будучи крупным исследовательским университетом, он мог быть уверен, что коллекция будет использоваться в обучении (на разных факультетах), а также путем выделения средств на постоянную работу в области истории искусств. преподавателей, он заверил, что аспиранты также будут продолжать исследования в области неофициального искусства. Мы также предлагаем курсы по русскому и советскому искусству на уровне бакалавриата — и то, и другое крайне редко встречается в Соединенных Штатах. Это единственная кафедра искусствоведения, сочетающая диссертационные исследования с кураторским опытом в области русского и советского искусства (в США). Кроме того, отдел образования в Zimmerli занимается предоставлением информированного доступа широкому кругу зрителей, от детей до взрослых, с помощью различных типов программ.
Мастеркова Лидия Алексеевна. Композиция, 1968. Холст, масло, ткань. Собрание Художественного музея Зиммерли в Рутгерсе. Коллекция нонконформистского искусства Советского Союза Нортона и Нэнси Додж. Photo Peter Jacobs
Как бы вы определили аудиторию ваших российских и советских выставок? Изменился ли интерес к этому искусству за последнее десятилетие?
JS: Мое общение с аудиторией основано главным образом на взаимодействии со студентами и преподавателями. Я понимаю, что разнообразное иммигрантское население также привлекается к нашим мероприятиям, и когда люди, ничего не знающие об этом искусстве, гуляют по коллекциям, они очарованы и проводят много времени, глядя и читая. Не думаю, что за последнее десятилетие я заметил разницу в составе публики, но, к сожалению, меньше студентов привлекаются к опросным курсам (это также связано с изменениями, внесенными в требования к выпускникам в Рутгерсе, которые ставят в невыгодное положение некоторые «факультативные» курсы). области гуманитарных наук).
JT: У нас широкая аудитория: от студентов Рутгерского и близлежащих университетов до опытных международных профессионалов и местных жителей. Я тоже не заметил разницы в пабликах, но смею предположить, что наша международная и локальная аудитория медленно, но верно растет.
Евгений Рухин. Без названия (Хрупкое — На экспорт), 1970. Холст, смешанная техника (акрил, дерево, ткань и петля). Собрание Художественного музея Зиммерли в Рутгерсе. Коллекция нонконформистского искусства Советского Союза Нортона и Нэнси Додж. Фотография Питера Джейкобса. 2006
Каковы проблемы или преимущества продвижения русской и советской культуры за рубежом?
JS: Преимуществом продвижения русского и советского искусства за рубежом является интеграция русского и советского искусства в иную институциональную структуру в США (кураторство и забота о коллекциях имеет иную профессиональную историю и контекст здесь, чем в Россия). Остаются проблемы с формированием аудитории и привлечением к исследованиям, что требует длительных и регулярных поездок за пределы музея (в Россию и другие места сбора). Оба оказали неизгладимое влияние на историю русской и советской визуальной культуры. Создание нового контекста для просмотра русского и советского искусства в США должно повысить интерес к более длительной истории русской культуры за рубежом и сделать нас более осведомленными о ее реальном влиянии на благо обоих сообществ.