Киевская русь появилась в каком году: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Истоки Руси не на Украине, а в российском Среднем Поволжье? — Реальное время

Общество

00:00, 17.05.2022

Первое русское протогосударство возникло на Волге, потомки волжских русичей основали Киев и создали базис для образования Киевской Руси. Эти утверждения звучат фантастично, но они — результат последних достижений академической исторической науки. По крайней мере, так утверждает в авторской колонке для «Реального времени» казанский историк, кандидат исторических наук Александр Овчинников.

Украина — один из лидеров по созданию мифов о прошлом

История, хотелось бы этого профессиональным историкам или нет, тесно связана с актуальной политической ситуацией. Если бы этого не было, то рассказы о прошлом лежали бы мертвым грузом, который бы мало интересовал обычных граждан и государство. Сама наука не сразу пришла к такому выводу, долгое время считалось само собой разумеющимся говорить о беспристрастном ученом, добросовестно изучающем «седую старину» и рассказывающем о ней заинтересованному читателю. За этой идеалистической картиной скрывались фальсификации, умолчания об исторических источниках, неукоснительное следование актуальной идеологии. Понимание того, что наука является частью социально-политических отношений, в науковедении осмысливается как постнеоклассическая стадия развития научного знания. Исходя из этого, ученые изучают в том числе и расцвет исторического мифотворчества в республиках бывшего СССР.

Одним из лидеров по созданию мифов о прошлом являлась и является Украина. За последние 30 лет здесь появились одобряемые властями фантастические версии прошлого, «делающие» украинцев одним из древнейших народов на планете со славной историей государственности и так далее. На эти фантазии можно было бы смотреть снисходительно и рассматривать их как «болезнь роста» молодого государства, но украинские представления об истории нередко характеризуются агрессивностью по отношению к соседям, прежде всего к России. Сегодня мы видим, как схоластические на первый взгляд дискуссии из интернета и научной литературы переходят на поля реальных сражений. Нет ничего зазорного в том, что историческим мифам соседнего государства Россия противопоставляет свой взгляд на историю, и делает это, в отличие от 1990-х годов, вполне успешно.

Фото: ursa-tm.ru

В украинских учебниках есть одна мифологема, которая даже некоторым профессиональным историкам кажется вполне убедительной и обосновывающей древность Украины и «изымающей» у России целый пласт ее истории, наполненный выдающимися историческими деятелями, богатой материальной и духовной культурой, значимыми военными победами. Речь идет о средневековом, в основном славянском, государстве «Киевская Русь». Действительно, нынешняя столица Украины — город Киев, современные украинские границы почти полностью, за исключением северной части, повторяют контуры границ Киевской Руси. Россия же, в лучшем случае, воспринимается как осколок Золотой Орды — государства некоторое время хоть и могущественного, но явно неевропейского. Для того чтобы противостоять этому мифу, не нужно создавать собственный миф, достаточно воспользоваться достижениями современной российской, а до этого времени советской академической исторической науки.

Истоки Руси не на Днепре, а на Средней Волге?

Дело в том, что истоки Руси, возможно, находятся не на Днепре, а на Средней Волге. Именно здесь в IV—VII веках нашей эры проживало население, этническим самоназванием которого, скорее всего, было «Русь». Речь идет об именьковской археологической культуре, памятники которой (городища, селища и могильники) оставило население, жившее в IV—VII вв. н. э. на огромной территории от р. Суры (Мордовия) на западе до р. Белой (Республика Башкортостан, известное городище Уфа II) на востоке, от Нижней Камы (Лаишевский, Спасский и другие районы Татарстана) на севере до Самарской Луки (изгиб Волги в районе г. Самары) на юге. «Именьковцы» были первыми серьезными земледельцами-пахарями в Среднем Поволжье, после себя они оставили величественные укрепления (городища) и святилища (например, рядом с селом Кирби недалеко от г. Казани). Своих умерших они сжигали, хотя встречаются и «обычные» захоронения без использования огня.

Точка зрения о славянском происхождении части «именьковцев» была высказана еще московским археологом А. П. Смирновым (1899—1974), затем развита самарской исследовательницей Г.И. Матвеевой (1933—2008) и известным петербургским востоковедом С.Г. Кляшторным (1928—2014) (в «именьковцах» он видел упоминаемых в арабских источниках в Поволжье «ас-сакалиба»). Соглашался со «славянством» основной части именьковцев и главный специалист по этой проблеме, мой учитель, известный казанский археолог П.Н. Старостин (1924—2004). За исследованиями по именьковской проблематике внимательно следил крупный археолог-славяновед академик РАН В.В. Седов (1924—2004). Досконально зная материал праславянских и славянских археологических культур Восточной Европы и сравнивая их с материалами именьковских памятников Среднего Поволжья, он создал убедительную картину исторических процессов, происходивших на Днепре и Волге в эпоху раннего средневековья.

Раскопки Именьковского городища. Фото: komanda-k.ru

Предки славян проживали в районе среднего течения реки Днепра в окружении поздних сармат, балтов и готов-германцев, оставивших памятники постзарубинецкой и черняховской археологических культур. В 375 году нашей эры данные районы подверглись опустошительному нашествию гуннов и местное население было вынуждено искать новые места обитания (другая часть «черняховцев» и «постзарубинцев» влилась в гуннское войско и двинулась на запад в пределы Римской империи). Одна из групп бежавшего от гуннов населения оказалась на берегах Волги в плодородных районах Самарской области. В дальнейшем их сородичи постепенно стали продвигаться на север и дошли до центральной части современного Татарстана. Материальные следы их пребывания в Среднем Поволжье в IV—VII веках объединены в понятие «именьковской археологической культуры».

Значительное (судя по более чем пятистам памятникам) количество населения, продуманная и тянущаяся на сотни километров система укреплений свидетельствуют о самоорганизации «именьковцев» в раннее протогосударственное образование. Его столицей вполне могло быть огромное Больше-Тарханское городище в Тетюшском районе Татарстана. По мнению казанского историка и нумизмата А. Г. Мухамадиева (1933—2018), «именьковцы» пользовались собственными деньгами.

Население именьковской культуры активно контактировало с северными соседями, предками современных коми и удмуртов. В прапермский язык примерно в «именьковское» время попал этноним, который позже в коми и удмуртском языках трансформировался в слово «русский».

Реконструкция жилища именьковской культуры в Нацмузее РТ. Фото: rossica-antiqua.livejournal.com

Волынцевская культура может быть материальным отражением Русского каганата

Именьковское население в массе своей пробыло в Среднем Поволжье несколько столетий. Начиная с конца VII в. оно начало постепенно покидать наши края. Причинами этого могла стать эпидемия чумы и(или) набеги южных кочевников булгар. Оставшиеся именьковцы постепенно слились с булгарами. Саму Волжскую Булгарию еще долго называли «страной славян» (см. «Записки Ахмеда ибн-Фадлана»), многие булгарские города (например, Болгар) появились на месте именьковских городищ, навыки земледелия булгары-кочевники также заимствовали, видимо, у «именьковцев».

Что же случилось с той частью именьковского населения, которая покинула Среднее Поволжье? Они ушли на Средний Днепр и дальнейшая их судьба более чем интересна. Почти одновременно с исчезновением именьковской культуры на Левобережье Среднего Днепра появляется волынцевская археологическая культура, признаки которой сходны с именьковской. В этом же районе встречаются архаичные гидронимы (названия рек), которые могли быть оставлены «именьковцами», около 300 лет прожившими на Волге в изоляции от других славян. Потомками «волынцевцев» стали северяне и вятичи, а сама волынцевская культура может быть материальным отражением Русского каганата — известного по источникам протогосударства славян-русов. Это образование в военном отношении было довольно сильным, даже хазары в 830-е гг. попросили Византийскую империю построить на русо-хазарской границе линию крепостей, видимо, серьезно опасаясь северного соседа. Волынцевская культура захватывала в основном левобережье Днепра, но на правом берегу «волынцевцы» поселились на знаменитой Старокиевской горе, до сих пор являющейся достопримечательностью Киева, и само основание города следует связывать, по мнению археолога В. В. Седова, именно с «волынцевцами», повторюсь, возможными потомками «именьковцев».

Со временем власть в Русском каганате захватили пришлые варяги (викинги), последних из которых, Аскольда и Дира, упоминает Повесть Временных лет. В 882 году их обманом убивает бывший дружинник Рюрика Олег (Хельги, умер в 912 году) и ставит на княжий престол сына Рюрика Игоря (Ингвара, 912—945). В 882 году происходит объединение политик с центрами в Новгороде и Киеве, и таким образом на исторической карте появляется Древнерусское государство («Киевская Русь»). Однако еще долгое время собственно «Русью», «Землей Русской» в узком значении этого слова, называли бывшую территорию волынцевской археологической культуры («Русского каганата»).

Именьковский воин. Реконструкция. Художник О. Брандуков. Фото: komanda-k.ru

В дальнейшем киевским князьям понадобилось создать сборник законов — знаменитую «Русскую Правду». Она состоит из нескольких частей и две первые из них («Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей») резко отличаются друг от друга. Если в первой «Правде» мы видим архаичные отношения с общинами и патриархальными рабами (холопами), то вторая «Правда» нам рассказывает о полноценном феодальном обществе с серьезным социальным расслоением. Специалисты считают, что «Правда Ярослава» отражает реалии Новгородской Земли, с которой князь Ярослав Мудрый (1019—1054) в свое время имел самые тесные связи, а «Правда Ярославичей» создавалась в пределах собственно «Русской земли» (бывшего Русского каганата) с центром в Киеве и в более развитой социальной среде. В свою очередь, вполне возможно, что это развитие началось еще на берегах Волги. Среди именьковских памятников известны как кучные поселения общин (патриархальных семей) вокруг городища-убежища, так и отдельные поселения-«хутора», свидетельствующие о начале разложения общины и формирования протофеодальных отношений. Итог этих процессов и был зафиксирован в «Правде Ярославичей» у возможных потомков «именьковцев» — населения Среднего Поднепровья Киевской Руси.

Миграции на значительные территории — обычное дело для эпохи Великого переселения народов. В результате сегодня имеются родственные археологические памятники, но находящиеся на территории разных государств. Научное знание об этих артефактах вполне можно использовать для противостояния историческим мифам. Актуализация сведений об именьковской культуре и потомках ее населения позволяет укрепить в массовом сознании представления о преемственности между Киевской Русью и современной Россией. Было бы оправданным внесение в учебники информации о Среднем Поволжье как регионе зарождения русской (в целом российской) государственности. Среди именьковских памятников есть визуально эффектные для туристического освоения объекты (прежде всего городища), которые в то же время могут стать площадкой для проведения массовых праздников, например, приуроченных к 12 июня — Дню России.

Александр Овчинников, кандидат исторических наук

Справка

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».

ОбществоИстория Татарстан

Католицизм и Киевская Русь – DW – 13.

02.2003

https://p.dw.com/p/1SL4

Реклама

Католики появились в Киеве довольно рано. В Никоновской летописи под 1174 годом записано, что великий князь киевский Ярослав Изяславич обложил всех жителей Киева данью, в том числе и «латыню, живущую в Киеве». Като-лическая община в Киеве не была единственной; католики жили и в других землях Киевской Руси. Так, в Лаврентьевской летописи в записи 1154 года упоминается о набеге половцев на Переяславль и его окрестности, в ходе которого они разграбили многие села и сожгли «лядскую божницу», то есть польскую церковь.

Совместное проживание в Киеве православных и католиков было благотворным для развития и повышения богословского уровня верующих, принадлежавших к обоим вероисповеданиям. Православные и католические богосло-вы, участвовавшие в диспутах, могли более наглядно выявлять особенности своих вероисповедных систем. Эта практика складывалась, по-видимому, уже в 12-13 веках. В рукописном сборнике 14 века под названием «Просветитель литовский» об этом говорится следующее: «Ныне слышим в Руси Киевской от мудрых и ведущих человецех составляют ответы на всякия ереси … и от того всяк … учится … ответ дати иноверцом от божественных писаний о своей православной вере».

О влиянии западных традиций в Древней Руси свидетельствуют также сведения о католических храмах в Киеве. Одна из дре-внейших католических церквей Киева, доминиканский храм во имя Пресвятой Девы Марии, существовавший между 1222 и 1242 годами в окрестностях Софийской улицы, упоминается в житии Иакинфа Одровонжа. Там говорится, что в 1222 году Иакинф прибыл с монахами Годином, Флорианом и Бенедиктом в Киев и здесь принял в свое ведение кляштор (монастырь) братьев-проповедников во имя Пресвятой Девы Марии.

О храме Пресвятой Девы Марии, существовавшем в Киеве, говорится и в составленном в 15 веке сообщении Длугоша об изгнании доминиканцев из Киева в 1233 году князем Владимиром Рюриковичем. В нём упоминается о том, что около храма находилось общежитие (конвент) монахов-доминиканцев. Сообщение Длугоша, который был воспитателем детей короля Казимира, заслуживает полного доверия, поскольку он имел возможность отыскать точные сведения об излагаемых им событиях в архивах сандомирских и краковских доминиканцев.

Несмотря на то, что в 1233 году доминиканцы вынуждены были покинуть Киев, храм Пресвятой Девы Марии продолжал существовать. Это явствует из содержания охранной грамоты (подорожной), выданной в 1242 году аббатом бенедиктинского монастыря в Вене двум монахам, бежавшим из Киева после вторжения монголо-татарских войск на Русь.

Вероятнее всего, этот храм был деревянным. Он простоял в Киеве около 20 лет, находясь в ведении доминиканцев во главе с Иакинфом и его преемниками Годином и Мартином из Сандомира. По всей видимости, он был сожжен монголо-татарами при взятии Киева, и поэтому впоследствии установить точное его местоположение так и не удалось, но можно предположить, что он находился в «Ляшской слободе» за «ляшскими воротами» у въезда на Софийскую улицу со стороны Софийского собора.

Монголо-татарское иго надолго замедлило развитие церковной жизни в ки-евских землях, что сказалось и на местной католической общине. Обстоятельства изменились только во второй половине 15 века. В 1471 году на должность киевского воеводы был поставлен Мартин Гаштольд, католик по вероисповеданию. В 1473 году в Киеве поселился его брат — католический епископ Станислав Гаштольд.

В мае 1474 года по пути к персидскому шаху в Киеве побывал посол Вене-цианской республики Амвросий Контарини. В своем дневнике он записал, что перед отъездом из Киева он присутствовал за обедней. Из этого можно заключить, что братья Гаштольды к тому времени уже построили в замке римско-католическую часовню (каплицу). По всей видимости, при Гаштольдах в Киеве снова появились доминиканцы, выстроившие у подножия Замковой горы небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы: в составленном в 1552 году описании киевского замка упоминается «кляштор тамошний костела Святой Троицы».

В конце 16 века существование этого храма подтверждают запорожский гетман Ян Орышовский, епископ Иосиф Верещинский и ехавший на переговоры с запорожцами посланник австрийского императора Эрих Лассота. В 1591 году Ян Орышовский, призванный в Краков в качестве свидетеля по делу о назначении аббата Иосифа Верещинского киевским римско-католическим епископом, отметил, что в Киеве нет кафедрального костела, ибо Киев несколько раз подвергался разорению в ходе татарских набегов. Единственный в городе костел принадлежит монахам ордена святого Доминика: при нем проживают два монаха. Сам Иосиф Верещинский, побывав в Киеве в 1592 году, также писал, что видел там часовню (капличку) в замке и костел доминиканцев с одним монахом при нем.

Эрих Лассота в своих записках упоминает о «римско-католической соборной церкви деревянной». Очевидно он имел в виду тот же доминиканский костел, но не уточнил, в чьем ведении он находился, назвав его соборной церковью в том смысле, что он являлся храмом, где мог совершать богослужение римско-католический епископ в случае посещения им Киева.

Гетман Ян Оршовский упоминает о намерении киевского епископа Иосифа Верещинского превратить в кафедральный костел древний храм святой Софии, но осуществить эту затею ему так и не удалось из-за недостатка средств. Своей епископской резиденцией он сделал Фастов — имение, перешедшее к католическим епископам в 1560 году. Здесь епископ Иосиф выстроил укрепленный замок с костелом, здесь же была устроена и типография.

У епископа Иосифа, занятого проектами союза европейских держав в целях борьбы с турками, основанием рыцарского ордена на левом берегу Днепра, составлением публицистических брошюр и обширной перепиской, не было времени для храмостроительства. Поэтому преемник епископа Иосифа Верещинского Кшиштоф Казимирский застал в Киеве всё тот же деревянный доминиканский костел.

При епископе Кшиштофе Казимирском в Киеве значитель-но возросло число доминиканцев, развернувших во главе с приором Регинальдом Крушинским активную деятельность. После канонизации Иакинфа Одровонжа папой Климентом Восьмым в 1594 году доминиканцы в Киеве попытались отыскать следы храма и конвента, связанных с именем этого святого. Они решили, что пришедшая в запустение древ-няя вышгородская православная церковь, где с 1072 года покоились мощи князей Бориса и Глеба, и является развалинами храма Пресвятой Девы Марии и конвента, где жил Иакинф со своими спутниками. Поэтому доминиканцы разобрали вышгородскую церковь и из ее кирпичей построили (также под Замковой горой, по соседству с костелом Святой Троицы) новый каменный костел во имя святого Николая Мирликийского. Позднее покровитель доминиканцев — киевский земский судья Стефан Иванович Аксак построил для монашеской братии каменное общежитие (конвент). К 1610 году строительство костела святого Николая было завершено.

Тем временем епископ Кшиштоф Казимирский прилагал все усилия к сооружению кафедрального храма в Киеве. Для получения необходимых средств он обратился к богатым членам католической общины Киева с воззванием о пожертвованиях. В 1607 году князь Збаражский, воевода брацлавский, подарил епископу имение Бабичи, расположенное на обоих берегах Припяти. Однако епископу Кшиштофу Казимирскому так и не удалось реализовать свои планы. Он скончался в 1618 году, а кафедральный костел был сооружен в Киеве только после 1630 года.

По завершении строительства нового кафедрального костела старый деревянный храм Святой Троицы был разобран и перевезен за Днепр в местечко Басан. Оба костела (доминиканский и кафедральный) в 1653 году осмотрел Павел Алеппский, сопровождавший Антиохийского патриарха Макария во время его путешествия в Россию. В своих записках он отметил: «Они (католики) имели в Киеве две благолепных церкви из камня и извести, со сводами на высоких столбах. Одна из них древняя, другая новая, изящная, украшенная всеми архитектурными красотами». В первой половине 17 века в Киеве существовал еще один костел — при бернардинском монастыре на Подоле. Этот костел был деревянным, поскольку из Летописи Иоахима Ерлича известно, что в 1651 году он сго-рел дотла вместе с монастырём во время пожара.

В одном из описаний Киева того времени сообщается и о костеле, якобы принадлежавшем членам «Общества Иисуса». Действительно, в 1645 году в Киеве появились иезуиты, но до 1648 года (времени восстания Богдана Хмельницкого) они основали здесь только коллегиум, который, видимо, и упоминается в данном сообщении. Пастырской же деятельностью иезуиты занимались в существовавших в Киеве костелах. Один из членов «Общества Иисуса» свидетельствует, что он произ-носил свои проповеди в бернардинском костеле и что во время великого по-ста иезуиты исповедовали верующих в обоих костелах — бернардинском и доминиканском.

После присоединения Украины к России в 1654 году число католиков в Киеве сократилось, и пришедший в запустение кафедральный костел, находившийся на Подоле, обрушился. Его развалины были разобраны местными жителями на хозяйственные нужды.

В период между 1690 и 1695 годами при митрополите Варлааме Ясинском доминиканский костел святого Николая был превращён в православную церковь во имя апостолов Петра и Павла с приделом во имя святого Алексия, человека Божия. С 1660 по 1799 год какие-либо сведения о существовании костелов в Киеве отсутствуют. По всей видимости, в это время католическое богослужение здесь открыто не совершалось. И лишь в 1799 году по указу императора Павла Первого в Киеве, на Печерском базаре, был выстроен деревянный костел неподалёку от православной церкви святой Ольги, просуществовавший до 1817 года, когда он был уничтожен пожаром. В том же году затем был заложен костел святого Александра, богослужение в котором совершалось вплоть до Первой мировой войны и некоторое время спустя.

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Пропустить раздел Близкие темы

Близкие темы

КатолицизмПонтификПапа римскийПропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Ольга Качмар | Киевская Русь не была Россией

Часть 3 из 4. Часть 2 вышла 8 июля. 

Россия пыталась стереть украинскую историю, пока они правили украинцами. Украинцам не разрешалось преподавать свою историю.

Киевская Русь достигла пика своего могущества в 10 веке. При Владимире Великом произошло расширение и укрепление первого Украинского государства. В 988 году Владимир принял христианство. Он начал масштабную программу строительства церквей и школ в Киеве. Киев стал местом великолепия и красоты. Его преемник, Ярослав Мудрый, расширил христианство и множество монастырей и т. д. Первым письменным сводом законов в славянском мире была Руська правда (Украинская правда). Королевские особы Европы отправляли своих сыновей в украинские учебные заведения.

В это время Москва была страной варваров. В 1169 году Андрей Боголюбский разграбил Киев и вывез все ценное. В 1240 году Киев снова был разграблен монгольским Чингисханом.

Возникли три национальности: украинцы, белорусы и русские. В 12 веке Галичина и Волынь объединились и сохранили название Русь. В 14 веке Галиция была завоевана Польшей, а Литва аннексировала Волынь и взяла под свой контроль Киев. (Это не имело никакого отношения к нынешней России.)

После падения монгольского могущества подъем казачьей организации помог сохранить украинское наследие на востоке Украины. Монголы отступили от Киева. Княжество Московское выросло в 14-15 веках.

В 1648 году украинские войска нанесли поражение Польше и создали отдельное Украинское государство. Украинский правитель Хмельницкий согласился на договор с Московией (большая ошибка), что положило начало переселению московских войск на Украину. В 1649 году преемник Хмельницкого Выговский нанес поражение русским войскам в битве под Конотопом.

Поляки и русские выступили против автономной Украины и разделили Украину по Днепру. Украина объединилась со Швецией, но потерпела поражение от царя Петра I в Полтавской битве. Украинские казаки подарили своему народу новую надежду на независимую Украину. Следующие 122 года Украиной управляли две имперские державы: Россия и Австрия.

Петр Великий провел ребрендинг своей страны и присвоил себе дворянскую историю Киевской Руси. В его приказе 1721 г. появилось название «Россия» вместо «Московия». Книги по истории были изъяты по всей Украине, и вся история была жестоко переписана, чтобы лишить украинцев их национальной идентичности.

Когда Россия переняла имя и наследие Русь, украинцы приняли «Украина», что означает «край, пограничье; Наша земля. »

В 1876 году указом царя Александра II запрещалось издание всех книг и материалов на украинском языке. Так продолжалось на протяжении всей российской оккупации.

Украина полна богатств, лучших сельскохозяйственных угодий в Европе и невероятных полезных ископаемых. Поэтому каждая страна вокруг Украины хотела ее захватить и время от времени вторгалась в нее, делая из людей крепостных. В договорах (1919, 1920, 1921, 1923) США и европейские страны разделили Украину дальше на Румынию, Чехословакию, Польшу и СССР.

Даже сейчас украинскую военную историю не разрешают рассказывать. Победители теперь могут писать историю, называя Украину коррумпированной. США поддержали Россию и Польшу. Во время Второй мировой войны Украина вела войну на три фронта против России, Польши и Германии.

Нацисты обещали свободную Украину, но отступили и жестоко обращались с украинским народом с 1940 года, пока русские не изгнали их.

Украинская повстанческая армия сражалась с советскими и нацистскими войсками, чтобы сохранить независимость Украины. И нацисты, и русские придерживались политики «выжженной земли» при отступлении и убили (миллионы) во время оккупации. Иосиф Сталин заявил об этих потерях как о потерях русских. Один миллион украинских последователей боролся за свободную и независимую нацию.

Украина много раз обращалась к США за помощью, но США помогли разделить Украину между Польшей и Россией по линии Керзона после Первой и Второй мировых войн. Администрация ЦРУ/Обамы/Байдена разграбила Украину, набила свои карманы олигархическими деньгами, пообещала поддержку и предоставила одеяла вместо боеприпасов. Президент Дональд Трамп предоставил оружие. Хиллари Клинтон была очень замешана в создании нынешней репутации Украины как коррумпированного украинского правительства.

Господи, помилуй украинские души — за желание свободы от всех угнетателей.

  Ольга Качмар

Санта-Кларита

Экономика Киевской Руси

Многое из ранней русской истории оспаривалось и обсуждалось историками на протяжении многих лет. К сожалению, информация, которую историки могут собрать об этой цивилизации, ограничена доступными источниками и артефактами. Изучение киевской экономики не является исключением из этих ограничений. Однако много информации об этой группе можно получить как из первоисточников, так и из археологической информации.

В основе киевской экономики лежала идея дани. Это было движущей силой обмена товарами со всего района. В повествовании, написанном Константином Багрянородным, византийским императором и ученым, описывается, как киевские князья и их вассалы путешествовали по земле, собирая дань. Этот процесс, возможно, сформировал первоначальную основу для торговли, поскольку он позволил всему населению Киевской Руси быть связанным друг с другом через товары, которыми они обменивались. Отсюда было положено начало развитию торгового пути Север-Юг, который тянулся «от варяг до греков» (41) и стал решающим для выживания Киевского государства. Историки узнали эту информацию благодаря использованию первоисточников, а также артефактов. Например, историки знают, что торговля была важна для киевской экономики, потому что многие договоры, заключенные в это время, особенно русско-византийские договоры, содержали положения, касающиеся именно торговли. Наблюдая за тщательностью и тщательностью этих договоров, мы можем узнать, что считалось важным для этих народов. Кроме того, изучая наличие янтаря в Новгороде, историки узнали, что янтарь привозили в город и использовали для создания самых разных изделий. Были упоминания и о торговле янтарем. Например, в книге под названием Естественная история минералов,  автор специально упоминает завещание некоего Филимона, в котором описывается место добычи янтаря в Скифии.

Однако торговля была не единственной движущей силой киевской экономики. Земледелие также было чрезвычайно распространено в Киевской Руси. Подобно обучению торговле, понимание роли сельского хозяйства в этом обществе может быть сделано в первую очередь через призму археологии, а также путем наблюдения за изображениями и другими первоисточниками.