Киевская русь и древняя русь: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Академик Петр Толочко: «В Киевской Руси украинцев не было»

Андрей САМОХИН

13.01.2015

В Москве состоялась презентация фундаментального труда «Древняя Русь в средневековом мире». Книга выпущена Институтом всеобщей истории РАН и научно-издательским центром «Ладомир» под общей редакцией известных отечественных историков в рамках Федеральной целевой программы «Культура России». 

Это не просто солидный фолиант, содержащий около трех тысяч научных статей, с великолепными иллюстрациями, картами и таблицами, но фактически первая в российской и мировой историографии энциклопедия по всем сторонам жизни Киевской Руси — в мировом контексте. Среди авторов — порядка 170 ведущих историков, филологов, археологов, а первые статьи для энциклопедии создавались более двадцати лет назад.

Исключительно важно, что этот огромный труд проделан усилиями ученых всех трех братских восточнославянских народов, разделенных в 1991 году новыми государственными границами. На презентации энциклопедии мы побеседовали с одним из ее авторов — авторитетным археологом и историком Петром Толочко, академиком Национальной академии наук Украины, иностранным членом РАН, директором Института археологии НАН Украины. 

культура: В последние годы с необычайной политической остротой встал, казалось бы, чисто академический вопрос о началах Киевской Руси, ее хронологии и государственном наследии. Все, что связано с этим понятием, некоторые пытаются «раздербанить» между Россией и Украиной…

Толочко: Между двумя нашими народами или, если угодно, ветвями одного народа, всегда существовали нюансы, которые обусловлены историческим развитием. Советская историография долгое время решала: когда же закончилась Киевская Русь? Ни одна европейская историография так проблему никогда не формулировала. Когда же распался СССР и общее историческое наследие разошлось по независимым странам, получилось, что «разобрали» мы не только настоящее и будущее, но и прошлое. Политически озабоченные историки начали утверждать, будто государство Киевская Русь создали некие «украинцы», хотя такой национальности тогда и в помине не было. Другие их «поправляют» — Русь создали русичи, а вот их единственными «чистыми» наследниками являются украинцы. В общем, что в лоб, что по лбу. Некоторые историки РФ при этом, словно в унисон с украинскими коллегами, начали усиленно искать свою «древнейшую» столицу Древней Руси. Например, в Старой Ладоге, в Рюриковом городище в Новгороде… Белорусы тоже озаботились историческим «самостоянием», утверждая, что «белорусская держава» началась с Полоцкого княжества.

Эти тенденции исторического обособления уже сыграли негативную роль в осмыслении нашего общего прошлого. Стоит подчеркнуть: это не поиск истины, а интерполяция наших сегодняшних дрязг в прошлое. Я надеюсь, что фундаментальный труд, на презентацию которого мы съехались в Москву, станет определенным стабилизирующим фактором в этих баталиях. Мы все, что касается профессионального исторического сообщества, с трепетом наблюдали за перипетиями рождения энциклопедии «Древняя Русь в средневековом мире». Был момент, когда казалось, что политика размежевания возобладает, но, благодаря научным редакторам, проект был доведен до конца. 

культура: Есть ли сегодня серьезные научные разночтения между российскими и украинскими историками по поводу наследия Киевской Руси? Конечно, если рассуждать не на уровне побасенок о древних украх, якобы дошедших до Балкан и заложивших Акрополь…

Толочко: Наука не стоит на месте: обнаруживаются новые источники, раскопки дают неизвестные раньше артефакты, но в целом вряд ли стоит оспаривать безусловный факт: для всех трех восточнославянских народов единой государственной, национальной колыбелью и крестильной купелью была Древняя Русь со столицей в Киеве. Очень важно, что в вышедшей энциклопедии Древняя Русь осмыслена как единый культурный, политический и экономический организм — от ее возникновения до разгрома монголо-татарами. Династия Рюриковичей пронизывала все скрепы этого государственного образования. Когда Мономаховичи в XII веке вопросили Ольговичей: «почему вы хотите взять Киев, ведь это наш город», последние ответили им замечательной фразой: «Мы не угры, не ляхи, но единого деда внуки: при вашей жизни мы не ищем Киева, после вас, кому Бог даст».

Древней Руси давно нет, но эта формула «единого деда внуки», по моему глубокому убеждению, актуальна и сегодня для всех нас, разделенных границами Российской Федерации, Украины и Белоруссии. В книге «Древнерусская народность» я, проанализировав многочисленные факты, пришел к однозначному выводу: на протяжении всего времени существования Киевской Руси — от IX до середины XIII века сформировалась единая народность с общими обычаями и менталитетом. Все авторы летописей, в какой бы части страны они ни создавались, мыслят не понятиями «своих» княжеств: Киевского, Владимирского или Полоцкого, а общим этнонимом «Русь». Любая попытка искусственно раздуть и противопоставить некие местные особенности древнерусской общности оскорбляют наших предков и поэтому наносят удар по нравственному здоровью нас сегодняшних.

культура: Как поступать в этой ситуации историкам, оказавшимся под давлением господствующего политического заказа?

Толочко: Историкам, прежде всего, надо не грешить. Они должны поклоняться только факту и правде истории, нравится это современникам или нет. Без конца менять историю в угоду царям или гетманам — путь в никуда. Мой учитель Борис Александрович Рыбаков говорил, что ему поздно бояться, устраивают ли его научные выводы кого-то или нет. Попадаются, сегодня, конечно, историки и на Украине, и в России, которые, если и не придумывают откровенные мифы, то опускают часть доступных, но «неудобных» фактов. Или — обходятся фигурами умолчания. Так, в статье одного российского автора в российском же историческом журнале читаю фразу: «Киевскую Русь разгромила Орда». Какая «Орда», чья? Об этом в статье ни слова. Это даже смешно: как будто нынешние монголы или татары могут обидеться на этот факт, или наоборот, славяне пойдут разбираться с ними за древние обиды.

Что касается Украины, то у нас, к сожалению, за последние двадцать лет было написано и издано слишком много возмутительного, прямо искажающего историю, вбивающего клин между русскими и украинцами. Но вот что важно: несмотря на массированную пропаганду национального обособления, всеобщего неприятия нашего общего прошлого на Украине все-таки нет. И, думаю, никогда не будет.

Не сомневаюсь: со временем все утрясется, нынешняя взвесь выпадет в осадок. Жизнь народов длинна, и ястребам, которые сегодня заправляют на политической арене, не вечно там пребывать. Украина ведь уже была в Европе. Целых триста лет — в составе польско-литовского государства. Из тех «братских» европейских объятий с трудом удалось освободиться благодаря гетману Богдану Хмельницкому. Если Европа ныне собирается обнимать нас так же крепко, то рано или поздно произойдут аналогичные процессы…

культура: Вы упомянули грех. Но ведь это понятие христианское, насколько оно применимо к науке?

Толочко: Сознательная ложь и даже легкомысленная небрежность — грех для любого человека. Для историка правда без примесей и идеологических домыслов должна быть категорическим императивом. Ведь грех историка сравним с ошибкой врача, но уже применительно к целым народам. Растиражированное искажение фактов чревато в будущем нагромождением не только лжи, но и трупов. Мне лично было бы страшно уйти с подобным грехом. 

культура: Преодолимы ли исторические мифы с помощью науки?

Толочко: Безусловно — с помощью настоящей честной науки. Последнее время появилось множество «неофициальных» историков, которые преподносят своим читателям разного рода «альтернативную историю», как «непредвзятый взгляд», «последнее достижение» и так далее. Но у этих людей нет такого багажа и инструментария, как у профессионального историка. Спорить можно только с полным знанием предмета. Иначе это пустая болтовня.

культура: Есть ли для Вас сегодня сложность в личном определении понятия «Родина»?

Толочко: Когда в ноябре 2013 года патриарх Московский и Всея Руси Кирилл вручал мне Макарьевскую премию за монографию «Ярослав Мудрый», я прямо сказал, что у меня есть Отечество, которое больше, чем Украина — Древняя Русь. Там я могу разговаривать с князьями, листать летописи. Сегодняшнее безумие когда-нибудь закончится. Ради предков и потомков мы обязаны сохранить память о нашей древней истории, об общих культурных и духовных истоках.

Древняя Русь и кочевники | Газета «День»

Украина утверждалась на военной границе

18 июля, 11:21

ВЛАДИМИР МОНОМАХ НА СОВЕТЕ КНЯЗЕЙ. ЭТОТ ПОИСТИНЕ МУДРЫЙ ДРЕВНЕУКРАИНСКИЙ ПРАВИТЕЛЬ, МНОГОКРАТНО ВОЕВАВШИЙ С ПОЛОВЦАМИ, В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОН ПОНИМАЛ: С КОЧЕВНИКАМИ ПРИХОДИТСЯ СОСУЩЕСТВОВАТЬ. И ПОЭТОМУ СПОСОБСТВОВАЛ БРАКАМ СВОИХ ДЕТЕЙ С НИМИ

Поделиться:

Украина, как и ее предшественница — Киевская Русь, всегда жила под угрозой вторжения с юго-востока. Уже за правым и левым притоками Днепра — реками Рось и Сула, начинались кочевья степных азиатских народов. На берегах этих водных преград во времена князя Владимира появились мощные укрепления, где несли свою службу пограничные гарнизоны. Начальная летопись еще в период правления князя Олега упоминает о военной угрозе — мадьярской орде, которая стояла под Киевом, но затем ушла на запад. Однако, начавшееся в Великой Степи перемещение кочевников было предвестником настоящей беды. Вслед за венграми появились их преследователи — печенеги.

•  Многие исследователи считают, что кочевые волны из азиатских глубин покатились на Русь в результате крушения Хазарского каганата, к разгрому которого приложил свою руку и киевский князь Святослав. Печенежские набеги оставили глубокий след в исторической памяти нашего народа. «Повесть временных лет» рассказывает о том, что эти свирепые кочевники неоднократно разоряли Русскую землю, жгли и грабили селения и даже брали в осаду сам Киев. Пока князь Святослав воевал на Дунае, печенеги едва не взяли столицу, обороной которой руководила его мать — княгиня Ольга. При возвращении домой, печенежский хан Куря подкараулил малую дружину Святослава на днепровских порогах, убил князя и сделал из черепа чашу для вина, похваляясь своей победой. Сыну Святослава — князю Владимиру  пришлось бороться с печенежской экспансией всерьез. Примерно с 980 года печенеги стали регулярно совершать свои опустошительные набеги на Русь, а в самом конце Х века их нашествие достигло пика.

Для того чтобы защитить владения от вражеской конницы, киевский князь решил соорудить на степных границах долговременные оборонительные рубежи. В 1006 году, по свидетельству побывавшего на Руси католического миссионера Бруно, ее южные границы защищали при помощи засек — заграждений из деревьев, поваленных вершинами в сторону противника. На самых уязвимых участках форсирования водных преград были построены крепости и усилены  города. Все тот же Бруно в письме к германскому императору Генриху ІІ писал, что с юга Русь была ограждена укреплениями, а в степь к печенегам его выпустили через специальные ворота.

•  Бытует мнение, что скандинавское название Руси — Гардарика, переводилось вовсе не как «страна городов», а «огороженная страна». Это дает исследователям основания утверждать, что знаменитые «Змиевы валы» были построены во времена князя Владимира. Правда, археологи пришли к выводу о том, что многие земляные укрепления южнее Киева появились намного раньше — едва ли не на рубеже нашей эры. Существуют различные версии относительно происхождения «змиевых валов» — их появление связывают со скифами, бастарнами или готами, проживавшими в этих местах. Вероятней всего, князь Владимир использовал прежние земляные валы и насыпал новые, укрепив их частоколами и срубами. Высота крутой насыпи, призванной сдержать степную конницу, иногда достигала восьми метров, и она усиливалась рвом или речным обрывом.

•  Юго-восточные границы государства поначалу шли по левому притоку Днепра — реке Трубеж, сильно заболоченной по всему течению, за исключением устья и окрестностей Переяславля. Князь Владимир Святославич реконструировал переяславские укрепления и выдвинул в степь военный лагерь. Еще один такой лагерь возник недалеко от летописного Остерского городка при впадении в Трубеж реки Десны. К северо-западу — на полпути древней дороги на Киев — там, где ныне Борисполь, стояла сторожевая крепость, место кровопролитных сражений. Позднее близость трубежского заслона к столице заставила Владимира отнести границу подальше от нее — к реке Суле. Именно через ее безлесное низовье проходил «злодейский шлях» — основной путь кочевников на Русь. Путь этот стала контролировать крепость Воинь, а в ее бухте  укрывались следовавшие по Днепру торговые суда. Воинь соединили с Переяславлем так называемым «змеиным валом», а по правому берегу в низовье Сулы соорудили крутое и многоступенчатое заграждение. На высотах появились укрепленные поселения с дымовой сигнализацией между ними. Археологические находки в таких поселениях характерны, скорей всего, не для коренного населения Киевского княжества, а для выходцев из северных, центральных и западных областей Руси. Это лишний раз подтверждает слова летописи о том, что для освоения и защиты степного пограничья князю Владимиру приходилось заселять его «мужами лучшими… от словен и от кривичей, и от чуди и от вятичей».

•  Усилия киевских князей, как Владимира, так и его сына Ярослава, а также их наследников принесли результат лишь к концу ХI века — порубежная территория была освоена настолько, что новая граница и вправду стала надежной. На правом берегу Днепра печенежский натиск был ничуть не меньшим, а граница тоже сначала проходила слишком близко от Киева — всего в одном дневном переходе, по реке Стугне. Здесь еще при Владимире ее тоже перенесли подальше в степь — до реки Рось, откуда до столицы требовались уже два дневных перехода. Интересно, что именно с княжением Владимира «Красное Солнышко» древнерусские былины связывают богатырский эпос, героями которого стали дружинники Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Прозвище Ильи Муромца подтверждает упомянутое свидетельство летописи о наборе пограничников из других областей Руси, поскольку город Муром — центр угро-финского племени, ассимилированного славянским племенем вятичей. Сами былины убедительно повествуют о том, что нашествия степняков были постоянной и серьезной угрозой. Легендарный Дракон, или Змий, был символом тюркской степи, что отразилось в известной легенде о Никите Кожемяке — киевском силаче, сумевшем запрячь и перехитрить чудовище.

Тем не менее, представлять отношения Руси со степняками, как постоянную вражду было бы абсолютно неверным. Очевидно, испытывая острую нужду в военных поселенцах, которые должны были защищать степные рубежи, князь Владимир принял еще одно важное и даже судьбоносное решение для будущего Руси и Украины. Он использовал междоусобицу среди степняков и стал принимать их на службу для охраны границ от других племен и даже соплеменников. Хотя большинство из них оставались язычниками, веровавшими в тюркского бога Тенгри, некоторые принимали крещение, что способствовало ассимиляции с местным славянским населением. Со временем южные пределы Киевского, Переяславского и Черниговского княжеств стали покрываться густой сетью тюркских поселений, что и ныне прослеживается в местной топонимике. Вслед за печенегами в приднепровскую степь пришли торки (огузы, гузы или узы) — тюркизированные потомки среднеазиатских саков и массагетов, близких родственников современных туркменов, азербайджанцев и турок. После ряда неудачных сражений с киевскими дружинами отдельные отряды степняков предпочли поступить на службу русским князьям. Это стремление получить покровительство Киева усилилось, когда из-за Волги и Дона пришел более мощный претендент на степные пастбища — половцы-куманы, беспощадно вырезавшие своих соперников. Угроза была настолько серьезной, что из-за нашествия половцев прервалось сообщение Руси с Тмутараканским княжеством, а также торговый путь в Византию.

•  Население южных княжеств начало переселяться в лесную зону — на север и запад. В своей речи на Долобском съезде князей Владимир Мономах красноречиво изобразил тогдашнюю жизнь русичей: выедет смерд в поле пахать, а половец внезапно на него нападет, убьет его, заберет лошадь, отправится в село и там разграбит крестьянский скарб, сожжет гумно, заберет в плен жену смерда и его детей. По понятным причинам, роль и значение пограничной охраны в таких экстремальных условиях резко возросла. Во второй половине ХІІ века в пограничном Поросье образовалась конфедерация тюркских племен, состоявших на службе у Киева — «черные клобуки» (каракалпаки). Такое название у русичей это воинство получило из-за войлочных колпаков и папах, которые носили степняки. Центром конфедерации на южной границе Киевщины стал небольшой городок Торческ. Впервые название «черные клобуки» встречается в Ипатьевской летописи в 1146 году. По сообщению летописца, в их состав входили торки, печенеги и загадочные берендеи. Ближе к Днестру располагались поселения так называемых «болоховцев». На левобережье Днепра — в Переяславском и Черниговском княжествах пограничную службу несли степные племена — ковуи. Кроме того, называются роды турпеев и каепичей. Стоит заметить, что после княжения Ярослава Мудрого из летописей постепенно исчезают упоминания о скандинавских наемниках — варягах, но зато все чаще речь идет о наемниках-тюрках. «Черные клобуки» являлись важной военной силой и участвовали практически во всех вооруженных предприятиях, особенно в русских междоусобицах. Военные силы киевских князей, согласно Ипатьевской летописи, вообще состояли из трех частей: киевлян, княжеской дружины и «черных клобуков».

•  Историки считают, что в политическом плане в Киевском княжестве перед татаро-монгольским нашествием существовало два главных фактора: киевское боярство и «черные клобуки». Именно они совместно принимали решение о приглашении в Киев того или иного князя. О важной роли «черных клобуков» свидетельствует неоднократно повторяющееся в летописи устойчивое выражение «вся земля Руськая и чорные клобуки». Случалось и такое: рассердившиеся на киевского князя Мстислава «свои поганые» приняли участие в знаменитом погроме Киева 1169 г. Персидский историк Рашид-ад-дин, описывая завоевание Руси монголами в 1240 г., пишет: «Царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа черных шапок и в девять дней взяли большой город русских, которому имя Манкеркан (Киев)». Согласно историческим данным, после монгольского завоевания Киевщины часть «черных клобуков» была переселена в Поволжье и Молдавию, и включена в военно-аристократическую структуру улуса Джучи. Однако оседлая часть «черных клобуков» навсегда осталась в Поросье и со временем слилась с местным славянским населением.

•  Отдельно следует сказать об отношениях русичей с другими тюрками — половцами. Как ни странно, но и они характеризовались не только враждой, но и тесными брачными и политическими союзами. Обе стороны принимали участие в междоусобицах, поддерживая своих родственников. Первым из русских князей положил начало родству с половцами сын Ярослава Мудрого — Всеволод І. В 1068 г. он женился на дочери хана, которая вошла в историю под именем «Анны Половецкой». Его сын, Владимир Всеволодович Мономах, всю жизнь воевал с половцами, однако, в третий раз женился на половчанке и женил двух своих сыновей на красавицах половецких: в 1108 г. Юрия (Долгорукого, будущего основателя города Москвы) на дочери хана Аепы Осеневича и в 1117 г. Андрея Доброго (Волынского) на внучке Тугор-хана. Половецкие красавицы стали матерями и бабушками многих русских князей. Юрий Долгорукий имел от половецкой княжны 12 сыновей, в том числе Андрея Боголюбского, разорившего Киев. Достаточно посмотреть на реконструкцию облика этого князя и все сомнения насчет его происхождения отпадают. На половчанках были женаты Владимир Галицкий, Рюрик Ростиславочич Киевский (на дочери хана Белука, сестре знаменитого хана Кзака). Князь Данило Галицкий, сам женатый на дочери хана Котяна, женил одного из своих сыновей на дочери половецкого хана Тегака. Особо тесные родственные связи с половцами существовали у черниговских князей. Не следует забывать, что само население Черниговского и Переяславского княжеств было смешанным — славяно-тюркским по своему составу. Между черниговскими князьями и половецкими ханами  регулярно укреплялись родственные отношения. Внук Ярослава Мудрого, двоюродный брат Владимира Мономаха, легендарный  князь Олег Черниговский и Тмутараканский, был женат на дочери половецкого хана Осолука и имел от нее четырех сыновей. Его внуком был князь Игорь Святославич Северский — главный герой «Слова о полку Игореве», который в юности вместе с «погаными» принимал участие в погроме Киева 1169 года. Сам Игорь Святославич был женат на внучке Юрия Долгорукого (дочери Ярослава Галицкого), знаменитой Ярославне, прадедом которой был половецкий хан Аепа.

Как видим, в жилах русских князей мощной струей бурлила кровь не только норманна Рюрика, но и степных ханов. Поэтому многие войны и набеги, описанные летописцами, были ни чем иным, как родственными «разборками» между Степью и Русью.  Как известно, один из таких  походов — Игоря Северского закончился его поражением и пленом. Однако, плен этот был почетным. Вскоре один из половцев, по имени Овлур, мать которого была русской «из земли Игоревы», помог князю бежать. Через два года, живым и невредимым вернулся из половецкого плена и  храбрый брат Игоря, знаменитый Буй-Тур Всеволод. В 1187 году возвратился сын Игоря — Владимир, который за время пленения  успел жениться на дочери хана Кончака. Причем вернулся не один, а с годовалым первенцем Изяславом. Так что напрасно плакала на путивльском валу его мать Ярославна! Нужно отметить, что браки со степняками были не менее распространенными среди бояр и дружинников. Очевидно, половецкие женщины для русичей обладали особенной привлекательностью. Недаром, в «Слове о полку Игореве» говорится о «красных девках половецких». Еще раньше военная элита Руси стала  родниться с тюркскими родами из числа «черных клобуков». По оценкам историков, почти половина знатных фамилий южной Руси имеет тюркские корни. Стоит заметить, что со временем в летописях «черных клобуков» начинают отождествлять с «черкасами» и «казаками». Так, в Московском летописном своде XV века под годом 1152-м поясняется: «Все Черные Клобуки еже зовутся Черкассы». Несколько позднее такое же пояснение помещено и в Воскресенской летописи. На основании всех этих летописных данных, российский историк Н.Карамзин сделал вывод о том, что и название «казаков»  первоначально принадлежало торкам и берендеям. Известно также, что татары называли черкесами жителей Кубани — касогов, а Кубань во времена Киевской Руси была территорией Тмутараканского княжества. Существует версия о том, что с приходом половцев князь Мстислав вместе с дружиной, набранной из воинов Северного Кавказа, вернулся в Черниговское княжество, и этот контингент влился в состав ковуев или «черных клобуков».

Тем не менее, еще вероятней другое объяснение. В период, когда Киевское, Черниговское и Переяславское княжества были завоеваны литовскими князьями, новым правителям пришлось заботиться об охране владений. В связи с этим они переняли политику предшественников и в приграничной полосе продолжали селить степных наемников. Во всяком случае, так поступали князья Владимир Ольгердович и Витовт. И постепенно к поселениям потомков киевских «черных клобуков», черниговских ковуев и крещеных половцев добавились татарские и черкесские отряды. Интересным представляется свидетельство генуэзского историка и этнографа Интериано, который писал о черкесах следующее: «Носят длиннейшие усы. На поясе в кожаной сумочке, сделанной и вышитой руками жены, постоянно имеют огниво и бритву с оселком. Ею бреют друг другу голову, оставляя на макушке длинный пучок волос в виде косички». Необходимо учитывать, что ареалы расселения народов Северного Кавказа в прежние времена были намного обширней и доходили до самого Дона. В этой зоне они соприкасались с тюрками. Так или иначе, но степные наемники, селившиеся на юге Руси, сформировали особый слой населения, из которого постепенно появилось казачество. Как и другие тюрки, они объединялись в коши и курени под предводительством атаманов. В бою использовали не прямые мечи, а кривые сабли. В отличие от жителей Руси, обитатели пограничной полосы одевались не в узкие порты, длинные рубахи и высокие сапоги, а в шаровары, приталенные свитки и папахи, короткие сафьяновые сапожки с загнутыми носками. Бороды и волосы они брили, оставляя характерные для степняка длинные усы и «оселедцы». Своих молодых слуг тюркские воины называли не отроками, а джурами, дружины — ватагами. Вообще, военная терминология казаков сплошь состояла из тюркских терминов: есаул, булава, бунчук, барабан, сурма, табор, майдан. По понятным причинам, героями в этой воинской среде были уже не былинные дружинники Илья Муромец и Алеша Попович, а бойцы с чисто тюркскими именами — Байда и Мамай, про которых сочиняли казацкие думы. Исполняли эти песни не под перезвон славянских гуслей, а под звуки тюркского кобыза — позднее кобзы. Академик Платон Белецкий, исследовавший изображения казака Мамая, считал, что истоки этой художественной традиции следует искать в Центральной Азии. Но именно оттуда и пришли на берега Днепра степные племена, вошедшие в историю под названием «черных клобуков».

•  Историки отмечают, что казачество южного порубежья, например в Черкассах, состояло из людей, многие из которых носили тюркские имена — Балыш, Бахта, Байдак, Брухан, Бут, Каранда, Киптай, Кудаш, Махмедер, Моксак, Ногай, Охмат, Теребербей, Толук, Чарлан, Челек, Чигас, Чурба и др. Не удивительно, что в приграничной полосе существовало не только тюрко-славянское двуязычие, но и сформировался определенный антропологический тип людей с азиатской примесью — скуластые лица, темные волосы, карие глаза. Интересна и такая небольшая, но характерная деталь: ученые, исследовавшие череп легендарного запорожского атамана Ивана Сирко, с удивлением обнаружили в его облике явные признаки монголоидности. Сегодня можно не сомневаться том, что поселения тюркских племен периода Киевской Руси, начало которым положил князь Владимир и его потомки, послужили этнической основой для формирования украинского казачества, а сама пограничная полоса, которая со временем начала продвигаться в юго-восточную степь, получила название Украина.

Выпуск газеты №:

№130, (2014)

Section

Украина Incognita

Древний Киев в «Парке Киевская Русь»

  • UA

  • RU

  • RU

Другие языки

Поиск …

  • UA

  • RU

  • RU

Другие языки

События

Декабрь 2022

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

1

Дата :  01 декабря 2022 г.

2

Дата :  02 декабря 2022 г.

3

Дата: 3 декабря 2022 г.

4

Дата :  04 декабря 2022 г.

5

Дата :  05 декабря 2022 г.

6

Дата : 6 декабря 2022 г.

7

Дата : 7 декабря 2022 г.

8

Дата : 8 декабря 2022 г.

9

Дата: 9 декабря 2022 г.

10

Дата :  10 декабря 2022 г.

11

Дата : 11 декабря 2022 г.

12

Дата : 12 декабря 2022 г.

13

Дата : 13 декабря 2022 г.

14

Дата : 14 декабря 2022 г.

15

Дата :  15 декабря 2022 г.

16

Дата : 16 декабря 2022 г.

17

Дата :  17 декабря 2022 г.

18

Дата :  18 декабря 2022 г.

19

Дата : 19декабрь 2022 г.

20

Дата :  20 декабря 2022 г.

21

Дата : 21 декабря 2022 г.

22

Дата : 22 декабря 2022 г.

23

Дата :  23 декабря 2022 г.

24

Дата : 24 декабря 2022 г.

25

Дата : 25 декабря 2022 г.

26

Дата : 26 декабря 2022 г.

27

Дата : 27 декабря 2022 г.

28

Дата : 28 декабря 2022 г.

29

Дата : 29 декабря 2022 г.

30

Дата :  30 декабря 2022 г.

31

Дата : 31 декабря 2022 г.

Княжеская конюшня

Наши партнеры

Новости

  • Шоу-программа «Новогодняя сказка» в Древнем Киеве в Княжестве Киевская Русь

Релакс княжеский в Древнем Киеве

Мастер-классы
  • Историческое фехтование
  • Керамика
  • Кузнечное дело
Конюшня
  • Верховая езда
  • Поездки в карете
  • Стрельба из лука верхом
Праздники
  • Дни рождения
  • Свадьбы
  • Корпоративные мероприятия
Экскурсии
  • Экскурсии по парку
  • Экскурсия на конюшню
  • Конный тур
VIP
  • Полет на воздушном шаре
  • Средневековое сафари
  • Княжеский пир
Жилье
  • Апартаменты
  • Хостел
  • Кемпинг на территории

Добро пожаловать!

в Древнем Киеве в «Парке Киевская Русь»
Автор и идеолог,

Кандидат исторических наук,
Великий князь Древний Киев,
Президент «Парка Киевская Русь»
Янченко Владимир Владимирович

Древний Киев в «Парке Киевская Русь» — центр культуры и истории Древней Руси. Эта реконструкция культурно-архитектурного облика Детинца Киева V-XIII веков в его историческом масштабе, занимает площадь 10 га и создает атмосферу Киевской Руси. Учитываются все имеющиеся на сегодняшний день научные знания.

Древний Киев в «Парке Киевская Русь» — это амбициозный исследовательский проект, не имеющий аналогов в мире, который поможет Украине и всему человечеству заглянуть в истоки, основы жизни и духа Украины и Востока. Европе, а в результате — понять замысел Божий относительно этой святой Земли.

Карта реконструкции Древнего Киева
Киев V-XIII веков
  • построен
  • в проекте

 

Культура Древней Руси — Охотничий колледж

Интерактивная Хронология Российской Истории 860-2000 Красивый сайт по книге Джеймса Биллингтона

Лекция о монголах Проф. Петрова из Университета Висконсина (аудио/видеофайл — требуется Real Player)

Древняя Русь

История Москвы

Первые дни Москвы

Монгольская история и летоисчисление с древнейших времен

Монгольское нашествие 13 века

Монголы и возникновение Москвы

Монголы и культурные изменения

Лекция о монгольском влиянии Проф. Петров из Университета Висконсина (аудио/видео файл — требуется Real Player) Висконсин (аудио/видеофайл – требуется Real Player)

Владимир Мономах

Шапка Мономаха II Ордена: Корона Петра Великого

Династия Рюриковичей

Лекция об Иване Великом, прочитанная проф. Петровым из Университета Висконсина (аудио/видеофайл — требуется Real Player)

Лекция о Третьем Риме прочитанная проф. Обязательно)

Лекция о сервисном государстве Проф. Петров из Университета Висконсина (аудио/видео файл — требуется Real Player)

Иван Грозный и Смутное время

Князь Андрей Курбский, Первое послание, написанное царю и великому князю Московскому в связи с жестокими гонениями на него

Лекция об Иване Грозном, прочитанная проф.

Лекция о Борисе Годунове, прочитанная профессором Петровым из Университета Висконсина (аудио/видеофайл – требуется Real Player)

Лекция о царе Борисе, прочитанная проф. Петровым из Университета Висконсина (аудио/видео файл — требуется Real Player)

Лекция о Лжедмитрии прочитанная проф. Петровым из Университета Висконсина
(аудио/видео файл, требуется Real Player)

Смутное время

Лекция о Смутном времени, прочитанная проф. Петровым из Висконсинского университета — Аудио/видео файл — Real Player Required

Отрывки из «Домостроя» (середина 16 века)

Извлечение из Судебника 1649 г. (Уложение)

Дом Романовых

Лекция о восстании Романовых Проф. Петров из Висконсинского университета (аудио/видеофайл, требуется Real Player)

Романовы

Сэмюэл Коллинз на суде Алексея Михайловича (1670)

Лекция о России XVII века Проф. Петрова из Висконсинского университета (аудио/видеофайл, требуется Real Player)

Как русские встречали 1700 год: Воззвание о введении нового календаря, 20 декабря 1699 года

Указ о единоличном наследстве от 23 марта 1714 г.
Лекция о Петре Великом Проф. Петров Висконсинского университета
Часть 1, Часть 2, Часть 3 (аудио/видео файл, требуется Real Player)

Павел Милюков о реформах Петра Великого

Лекция о XVIII веке, прочитанная проф.