Киев стал столицей древнерусского государства в каком году: Киев стал столицей Древней Руси в IX веке

Киев стал столицей Древней Руси в IX веке

Краткое описание

Во многих учебных и научно-популярных материалах рапространено представление, что Киев стал столицей в 882 году, после того как город захватил князь Олег. Это утверждение, как правило, опирается на рассказ из «Повести временных лет», в котором, под 882 годом говорится: «И седе Олег княжа в Киеве, и рече Олег: се буди мати градом Русьским». На первый взгляд, все очевидно, но последние исследования специалистов по истории Древней Руси показывают, что формирование представлений о Киеве как столице было значительно более сложным и продолжительным процессом.


Примеры использования

В 882 году преемник Рюрика новгородский князь Олег Вещий захватил Киев, который с этого времени становится столицей Руси. (Википедия, Столицы России)

В 882 году Киев стал столицей Руси и с тех пор получил почетное наименование «матери городов русских». (Материал на сайте «Потому. Ру»)




В.М. Васнецов. Крещение Руси. 1885-1896.

Действительность

Довольно подробный анализ того, как формировались представления о Киеве как столице дал в своей статье «Была ли столица в Древней Руси» А.В. Назаренко.

Сам по себе термин «столица», пишет исследователь, в древнерусском языке не зафиксирован. Известен его аналог, «стол», или «стольный город». Однако «столом» был не только Киев, но и целый ряд других городов Руси, которыми владели представители древнерусского княжеского семейства, например, Новгород. Киев, будучи столицей, должен был бы по крайней мере выделяться каким-то специфическим определением, или вообще именоваться как-то иначе.

Такие эпитеты действительно возникают в источниках, но лишь в XI–XII веках. Одно из них, «старейший град», зафиксировано в «Повести временных лет», в рассказе о событиях 1096 года: о приглашении киевского князя Святополка Изяславовича и переяславского, Владимира Всеволодовича (Мономаха), их двоюродному брату Олегу Святославовичу, в Киев, для заключения договора. В другом тексте, «Слове на обновление Десятинной церкви», датируемом серединой XII века, Киев назван «старейшинствующим во градех», киевский князь — «старейшинствующим в князех», а местный митрополит — «старейшинствующим в святителех».

Другое определение, то самое «мати городов», является прямой калькой с греческого mHtropolis, с одного из эпитетов Константинополя и употребляется для «уравнивания» статуса Киева с царьградским, отмечает Назаренко. По его словам, это выражение встречается уже не столь часто; помимо летописного рассказа о взятии Олегом Киева обращает на себя внимание лишь его употребление в службе на память освещения в 1051/3 г. церкви святого Георгия в Киеве; здесь город назван еще и «первопрестольным».

Понятие общерусской столицы сложилось в XI–XIII веках, отмечает автор статьи. Сама по себе идея единого, главного «стольного града», по мнению А.В. Назаренко, органически принадлежит комплексу имперских политических представлений; попытки сформировать и воплотить ее неоднократно предпринимались в западном, латинском мире. Планы устройства единой столицы неоднократно предпринимались франкскими, а впоследствии германскими правителями, пишет он. Так, Карл Великий пытался создать параллельный Риму общегосударственный центр с элементами сакрализации в Аахене. Такую же, по сути «римоцентричную» идею пытался воплотить Оттон III, пытавшийся организовать империю с центром в Риме по позднеантичному образцу. Апологетом империи, управляемой из Рима, был и Фридрих I Барбаросса. Однако ряд таких важных факторов, как раздробленность феодального периода, политическая и церковная полицентричность (а также противостояние этих центров) не давали этой идее воплотиться на Западе.

На Руси, где подобная концепция могла сложиться в опоре на Константинопольскую, а не на римскую модель, ее формированию значительно поспособствовала эпоха единовластия Владимира Святого и Ярослава Мудрого, в течение которой вокруг Киева успел сложиться довольно развитый столичный идейный комплекс, способствовавший, по словам А.В. Назаренко, дальнейшей, более отчетливой кристаллизации идеи старейшинства Киева. Кроме того, отмечает исследователь, принципиальная связь, которая существовала между церковно-административным единством страны и идеей политического суверенитета ее правителя, делала наличие общерусской Киевской митрополии важнейшей предпосылкой для становления идеи государственного единства Руси и ее сохранения в условиях политического партикуляризма, что, в свою очередь, стабилизировало представление о Киеве как столице Руси в целом. Все вместе это образовывало прочный идейный комплекс, который и обусловил удивительную историческую выживаемость идеи и чувства общерусского единства, заключает А.В. Назаренко.


Источники и литература

Назаренко А.В. Была ли столица в Древней Руси? Некоторые сравнительно-исторические и терминологические наблюдения // А.В. Назаренко. Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования). Древняя Русь и славяне (Древнейшие государства Восточной Европы, 2007 год). М., 2009. С. 103-113.

 

 

«Почему Киев стал объединительным центром Древней Руси?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

История русиКиевОбъединение руси

Анонимный вопрос

  ·

2,5 K

ОтветитьУточнить

Александр Николаев

640

Я не готов ни с кем говорить, особенно часами. Специалист высшей квалификации в области…  · 7 июн 2020

На момент политического объединения Киев, наряду со Смоленском и Новгородом, был одним из трех важнейших торговых центров на пути “из варяг в греки” и, соответственно, одним из четырех важнейших экономических центров будущей Руси (включая Ростов Великий, который контролировал волжский путь на Восток).

Династия Рюриковичей утвердилась в Новгороде не по праву завоевателей, а по общественному договору, выражаясь языком политологии позднейших эпох. Согласно обычаям Великого Новгорода, завоеванные земли город уступал в вотчину (т.е. в наследственное владение) военачальникам. Поэтому, с точки зрения новгородского права, Киев (в отличие от самого Новгорода) после его завоевания Вещим Олегом стал наследственным владением Рюриковичей. Позже по такому же обычаю получили свои вотчины по Северной Двине новгородские бояре, отвоевавшие эти земли у финского племени биармов. Часть биармов бежала от славян в Норвегию и получила там земли для поселения от норвежского короля.

Для Рюриковичей Киев был удобен не только по экономическим причинам, но и по своему географическому положению. Он и ранее служил центром для сбора ополчений северных племен, которые ходили войной на юг (например, известен поход Аскольда и Дира на Константинополь). Причиной обычно было нарушение торговых договоров или убийство греками северных купцов. После завоевания Киева роль мстителей и подписантов новых торговых соглашений должны были взять на себя Рюриковичи.

Киевские князья позже пытались получить опорные пункты непосредственно на Черном море или на Дунае, но сумели овладеть только Тьмутараканью, расположение которой не столь удобно по ряду причин (прежде всего, из-за географической отдаленности от прочих северных владений). Собственные военные силы полян, чьим племенным центром считался Киев, не были столь велики и нередко уступали новгородскому ополчению, но их тоже нельзя сбрасывать со счетов. Для рутинного сбора дани, например, с древлян, как правило, их хватало.

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Анонимный ответ11 октября 2021

Олег Вещий решил, что Киев больше подходит для центра ДР (Древней Руси), потому что именно Киев занимал центральное место в торговом пути «из варяг в греки», в Киеве было удобно отслеживать процесс торговли .Еще одна причина-развитие города. Киев был более развит чем Новгород.

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

Киев столица Украины | Самые важные факты о Киеве (Киев)

Киев (Киев) факты

ул. Дегтяревская, 33А,

7 этаж,
03057, г. Киев, Украина.

Киев (Киев) — один из красивейших и один из старейших городов Восточной Европы, сыгравший ключевую роль в развитии восточнославянской цивилизации, а также современной украинской нации. Основан 1500 лет назад, Киев — столица Украины и Киевской области.

Название Киев , как говорят, происходит от имени Кия (также Кия), одного из четырех легендарных основателей города (братья Кий, Щек, Хорив и сестра Лыбедь). Легенда широко признана источником киевской мифологии и, соответственно, городского именования. Киев был основан во второй половине V или начале VI века, и в 1982 году официально отмечалось его 1500-летие.

Киев или Киев?

В настоящее время Киев является традиционным и наиболее часто используемым английским названием города, но в 1995 году правительство Украины приняло Киев в качестве обязательной латинизации для использования в законодательных и официальных актах.

Совет по географическим названиям США — это федеральный орган, подчиняющийся министру внутренних дел США. У него есть мандат на стандартизацию географических названий для официальных дел правительства США.

В октябре 2006 года правление утвердило написание Киев как один из официальных типовых бланков столицы Украины.

Киев расположен на живописном берегу Днепра. Это один из самых красивых городов Европы. Половину территории Киева занимают парки и сады. Один из крупнейших городов Европы, Киев с населением 3,14 млн и занимает площадь более 840 квадратных километров.

Самые известные историко-архитектурные комплексы Киева – Софийский собор, где короновались киевские князья в годы величия Киева, и Киево-Печерская Лавра (Печерский монастырь), на территории которой расположены два собора XI в. , в дополнение к своим всемирно известным катакомбам, которые признаны ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия.

Также представляют интерес руины Золотых ворот XI века, которые когда-то были главным входом в город. В Киеве находится несколько университетов, в первую очередь Киевский университет (основан в 1834 г.). Украинская академия наук и ее Центральная библиотека, крупнейшая библиотека Украины, расположены в Киеве. Киев — современный город со множеством памятников архитектуры, более 100 музеев (в том числе Национальный музей истории Украины (1899 г.), Национальный музей естественной истории, Национальный художественный музей Украины, Пирогово), 33 театра (в том числе Музыкальный консерватория, Национальная опера Украины), зоопарк и большой спортивный стадион.

Будучи крупнейшим городом Украины, Киев (Киев) является ведущим промышленным и торговым центром страны. Основные отрасли промышленности Киева включают: пищевую промышленность (особенно переработку свекловичного сахара), металлургию, производство машин, станков, подвижного состава, химикатов, строительных материалов и текстиля. Развитие экономики Украины дало импульс деловой активности города. В настоящее время в городе появляется множество новых офисных центров, банков, торгово-выставочных центров и других коммерческих предприятий.

Киев известен как самый зеленый город . Площадь зеленой зоны составляет 43,6 тыс. га (что составляет 168 кв. м на одного жителя), более половины которой занимают леса, скверы, два ботанических сада, парки и обсаженные деревьями бульвары. На Конференции ООН по изменению климата 2009 года Киев стал единственным городом СНГ, вошедшим в ТОП-30 европейских индексов зеленых городов.

Киев обслуживается хорошей транспортной сетью. Магистральные железные дороги и всепогодные дороги связывают Киев с Москвой, Харьковом и Донбассом, югом и западом Украины, Польшей. В самом Киеве есть эффективное метро, ​​железнодорожное и автобусное сообщение. Река Днепр судоходна около девяти месяцев в году, а киевский аэропорт «Борисполь» выполняет рейсы в другие города Украины, а также в города Европы, Азии и Северной Америки.

TOP 10 Интересные факты о Киеве

  • Археологические раскопки свидетельствуют о первых поселениях на территории Киева 15-20 тысяч лет назад.
  • Киев — первая в истории столица Киевской Руси, первого Русского государства (конец IX века — 1240 год). Он был построен на землях Полянского племенного союза, но позднее в него вошли все восточнославянские племена.
  • В 988 году князь Владимир ввел христианство в Киевскую Русь. С Киева началось русское христианство и православная культура.
  • Киев известен россиянам как «мать городов русских».
  • Киев был крупнейшим городом Европы XI века, в пятьдесят раз больше Лондона , в десять раз больше Парижа . Пика своего расцвета он достиг при правлении Ярослава Мудрого (1010-1054 гг. н.э.), имевшего родственные связи с королевскими домами Франции, Норвегии, Венгрии и Польши.
  • В конце 15 века в Киеве было Магдебургское право.
  • В административном отношении город разделен на «районы» («районы»), которые имеют свои собственные избираемые на местном уровне правительства с ограниченной юрисдикцией. В настоящее время насчитывается 10 районов.
  • Неофициальный логотип Киева — каштановый. Май — самый красивый месяц в Киеве, когда цветут каштаны.
  • Киев сыграет ведущую роль в проведении чемпионата Европы по футболу 2012 года.
  • Стандартное время в Киеве на 2 часа позже, чем GMT/UTC (летнее время: EEST (UTC+3).

Более интересную информацию и факты об Украине вы можете найти на следующих страницах:

    Украина: Обзор
    Экономика Украины
    Украинский народ и культура
    Украинская земля и климат
    История Украины

Units Consulting Ltd., Бухгалтерские и расчетные услуги в Киеве (Киев)

Киев как функция: столица Украины в фотографических нарративах Российской империи и СССР | Фонд Генриха Бёлля | Киев

В популярной советской комедии «Похищение по-кавказски» был такой эпизод: товарищ Саахов, персонаж хитрого и лицемерного чиновника с национальной периферии, учит наивного, но честного студента Шурика: «Все знают, что Кузбасс — всесоюзная кузница, Кубань — всесоюзная житница, так что Кавказ — всесоюзная что ли?» «Здравница [Здравница]», — машинально отвечает молодой житель типичного советского города. Его тут же поправляют: «Кавказ — это всесоюзная кузница, здравница и житница». Комический эффект сцены связан с нарушением нормативного порядка, согласно которому каждая часть империи имела четко определенную роль в системе и не могла быть самодостаточной. В системе Севастополь был «городом славы русских моряков», Донбасс — «шахтерским районом», а Иваново — «городом невест».

Киев, по этой системе, был «матерью городов русских», первой полумифической столицей, «вернувшейся» в лоно русского, а затем и советского мира.

Империи всегда связаны с классификацией и созданием иерархий. Неблагоустроенным территориям нужно придать должное назначение и «высокую» культуру, а их экзотическое население, природное окружение и архитектура должны создать яркий фон для величественного государства. Основным инструментом такой классификации с древних времен служили литература и скульптура. В Новое время к этим инструментам относились также гравюры и карты, а с середины 19 в. век — фотография. Пейзажные изображения, широко доступные публике, с четкой привязкой к местности помогли превратить абстрактные географические представления в систематизированное повествование.

Киеву посчастливилось попасть на камеру раньше, чем большинству европейских городов. В 1847 году царь Николай I поручил британскому инженеру Чарльзу Виньоле построить цепной мост. Для документирования этого амбициозного проекта Виньоле нанял художника и фотографа Джона Кука Борна, к которому позже присоединился Роджер Фентон (вскоре прославившийся своими военными фоторепортажами с фронтов Крымской войны). Так, благодаря английским технологиям, появились первые в мире фотоизображения берегов Днепра и киевских церквей.

Двадцать лет назад министр просвещения Сергей Уваров сформулировал основные принципы русской государственной идеологии: православие, самодержавие, народность. Киев играл ключевую роль в этой триаде, поскольку именно здесь князь Киевской Руси ввел восточное христианство. Здесь же зародилась и средневековая монархия, объединившая «триединый русский народ», который в представлении московской и петербургской интеллигенции состоял из «великороссов», «малороссов» и «белороссов». Древние киевские руины и монастыри, куда ежегодно стекались десятки тысяч паломников, официально стали считаться сакральным центром «русского мира». Киевские фотографы, создавшие ценные альбомы по заказу семьи Романовых и других представителей элиты, постарались достоверно запечатлеть этот образ.

Сюжеты ранних пейзажных фотографий Киева были достаточно распространены. В них вошли панорамы города и берегов Днепра, а также важнейших культовых и общественных зданий: Киево-Печерской Лавры, Софийского собора, Десятинной церкви, Андреевской церкви, памятника Святому Владимиру. и университет его имени. На этих фотографиях Киев изображался как патриархальный и безжизненный город-музей, где редко можно было увидеть людей. Отчасти это можно было бы объяснить недостаточной светочувствительностью фотоматериалов. Однако главная причина заключалась в том, что, согласно эстетическим ценностям европейцев колониальной эпохи, маленькие человеческие фигуры подчеркивали великолепие здания. Более того, отсутствие человеческих фигур не отвлекало от полного восхищения красотой прошлого или стереотипной экзотикой имперской периферии. Фотографы стремились найти максимально возможную точку съемки, чтобы захватить как можно более широкую сцену, потому что именно зритель должен был доминировать на сцене, а изображения служили интеллектуальному стремлению классифицировать города и территории.

Помпезные и потому тривиальные городские фотопейзажи мешали зрителю увидеть настоящий Киев, мультикультурный центр, в котором кипела жизнь и который разделяли украинская, польская, еврейская и русская общины.

Во второй половине 19 века Киев стал ведущим центром торговли сахаром; город быстро развивался, переживал строительный бум, модернизацию инфраструктуры, приток мигрантов, многие из которых прибыли из Западной Европы.

Профессиональные фотографы, принадлежавшие к образованному среднему классу, внесли свой вклад в этот период модернизации. Их стремление показать элементы современного города отразилось, например, в альбомах пейзажей Францишека де Мезера, в которых, наряду со стандартным набором памятников православной старины, мы можем видеть нарядные парки загородных вилл, бойкие речные суда, новостройки, вагоны и фигуры прохожих на улицах.

В 1869 году в Австрии была создана первая открытка. Это стало важным технологическим достижением, позволившим людям обмениваться короткими письменными сообщениями и изображениями. В Западной Европе стали популярны открытки с пейзажами заморских колоний и их жителей, а также пейзажами городов — европейцы отправляли их домой во время путешествий. Такие открытки собирались и обменивались, во многом формируя представления о народах и культурах. Фотографы, создававшие открытки, акцентировали внимание не только на старинных памятниках, но и на том, что в то время считалось модным и современным.

Сосуществование Киева как «города святынь» и «современного города» можно проследить по его открыткам, которые были напечатаны большим тиражом московским издательством «Шерер и Набгольц», а также киевскими фотографами Дмитрием Марков, Андрей Гудшон и Александр Губчевский. Особенно характерны открытки Маркова. Его видение Крещатика и других центральных улиц Киева представляет собой космополитический взгляд на «фланера», а именно на человека из среднего класса, неторопливо прогуливающегося по опрятным улицам и привлекаемого респектабельными заведениями и такими же, как он сам, фланерами — хорошо одетыми мужчинами и женщинами.

Этот великолепный фасад, однако, мешает зрителю увидеть город таким, каким он изображен по воспоминаниям современников и семейным фотоальбомам. Мы не видим Киева рабочих предместий и базаров, где встречались сельская и городская культуры. Действительно, половину населения Киева составляли украинцы и евреи, в основном бедные и скромные. Примечательно, что на открытках почти не было изображено ни одного из «типов населения» — портретов городских или сельских жителей в типичной одежде. На открытках «типов» могли быть изображены одетые по последней моде парижанки, альпийские пастухи или крестьянки в вышиванках с Полтавщины. Редким исключением были киевские «типы», как, например, портрет слепого кобзаря из серии открыток «Шерер и Набгольц». В «лучших» колониальных традициях коренные жители либо оставались невидимыми, либо использовались для создания экзотического колорита на периферии, впервые появившейся в столичной культуре.

 

Первые десятилетия советской власти не привнесли ничего нового в визуальный нарратив Киева. В то время открытки утратили свою роль средства коммуникации, а значит, городская фотография стагнировала. Лишь после Великой Отечественной войны жанр городского пейзажа на открытках постепенно возвращается. Современные цветные открытки, несмотря на все атрибуты открытки, уже не предназначались для пересылки по почте. Они продавались наборами в память о посещении какого-то места на советской карте. Каждый набор представлял собой полную визуальную историю советского города, стремительно развивающегося после ужасов войны.

Эти истории демонстрируют, как менялся идеологический климат в Советском государстве. Вот на столе передо мной лежит серия киевских открыток, созданных московским издательством «Прогресс» в начале 1960-х годов. Из 32 открыток только на трех изображены реликвии «града святынь» — изображения Софийского собора, Киево-Печерской Лавры и императорского памятника Святому Владимиру. Ракурсы подобраны так, чтобы все эти пережитки прошлого выглядели как элементы пейзажа. Напротив, наибольшее внимание привлекают открытки, на которых изображены молодые, хорошо одетые прохожие на фоне станций метро, ​​новостроек, троллейбусов и частных автомобилей. Фотограф использовал крупные планы, более подробно демонстрируя одежду, а иногда даже черты лица. Нет сомнения, что это счастливые советские люди, нравственными ориентирами которых являются памятники Ленину и Пушкину (обязательные атрибуты пространства, освоенного русской/советской культурой), Шевченко и Франко (национальные поэты, позиционируемые как часть «общероссийского» и коммунистического дискурс), Богдан Хмельницкий (олицетворение «воссоединения Украины с Россией» и борьбы с «Западом»), «красные» полководцы Щорс и Ватутин.

 

По мере того, как осторожная хрущевская либерализация сворачивалась, советские визуальные нарративы постепенно возвращались к забытым имперским стандартам. Особенно это заметно на фотографиях Ростислава Якименко, который в 1970-х и 1980-х годах создавал фотоизображения городов советской Украины от Львова до Донецка. В его снимках, как и в работах его коллег, странным образом из небытия всплыли приемы первых киевских фотографов имперской эпохи. Опять же, доминирует вид с самой высокой точки съемки, а люди и транспорт превращаются в крохотные фигурки, подчеркивающие масштабность сцены. Маленькие люди ходят среди больших общественных зданий и приходят почтить чудовищные советские памятники. Меняется и тематика фотографий: храмы и монастыри «матери городов русских» все чаще появляются на открытках в сопровождении памятников, связанных с «Победой в Великой Отечественной войне» — новым квазирелигиозным культом, особенно пропагандируемым в последние годы. десятилетия СССР.