Киев древняя русь: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Новгород и Киев: где сформировалась Древняя Русь

10 апреля 2019

Кириллица

Мы со школы приучены к восприятию Древней Руси как единого государства, в котором была единая русская нация. На самом же деле дела обстояли несколько сложнее.

Фото: КириллицаКириллица

Культурные и бытовые различия

Видео дня

В начале истории Руси можно выделить две столицы, которые представляли два совершенно разных традиции, два разных духа и образа жизни: Новгород и Киев.

Новгородская Русь была холодной лесной страной. Ее жителям приходилось много и тяжело работать. Люди здесь были суровые и волевые — слабые здесь просто не выживали. Отсюда и вече — сильные духом новгородцы не могли терпеть тирании сильного князя, предпочитали решать все сами. К тому же, новгородцы издревле торговали. Возможно, именно поэтому в домонгольском Новгороде было гораздо больше грамотных, чем в Киеве.

Совсем другой образ жизни вели жители Киевской Руси. Здесь другая природа и ландшафт: вместо суровых лесов и холодного моря — бескрайние поля хорошей земли. Поэтому здесь утвердился размеренно-сельский образ жизни. Пожалуй, для простого человека жизнь в киевской Руси была проще. Люди спокойно возделывали землю, предоставив сильному князю право руководить страной. Княжья власть здесь была куда сильнее, а сами князи были амбициознее.

Условия хозяйствования диктовали и культурные различия. Если сравнить две эпические традиции, можно хорошо рассмотреть эту огромную разницу в менталитете двух регионов. Есть новгородский и киевский циклы былин. Почти все герои первого — торговцы и купцы, и самый известный из них — Садко. Он богатый, швыряется деньгами, но это не делает его плохим человеком. Здесь мы можем увидеть свойственный для новгородцев меркантилизм. При этом Садко умен и хитер, он одолевает врагов не физической, а интеллектуальной силой.

Совсем другие герои у киевлян. Если для новгородцев главный сюжет — торговля, то на юге Руси все сказки о войне. Здесь в центре сюжета всегда воин княжеской дружины — богатырь, который служит родине и князю. Для них главное качество — огромная физическая сила, хотя они и не глупы.

Население Древней Руси состояло из множества племен, далеко не все из которых были славянскими. Но если даже и исключить финно-угорские, балтские, степные племена, и посмотреть только на славян, можно ли сказать, что они представляли собой целостность в языковом и культурном смысле? У ученых нет единого взгляда. Довольно сложно изучить ранний древнерусский язык, так как очень многие тексты написаны на церковнославянском языке, который вообще-то относится к южнославняским языкам и для жителей Руси был малопонятен.

Бесспорно то, что древнерусский язык имел от двух до пяти крупных диалектов. Например, лингвист А.А. Зализняк выделяет 2 крупных диалектных кластера — условно-новгородский и условно-киевский, причем их никак невозможно связать с современными русским и украинским языками. Эти два кластера, по мнению Зализняка, долгое время развивались автономно друг для друга и никак не влияли друг на друга в течение нескольких столетий. Отголоски древнего новгородского диалекта можно распознать в говорах русских Севера, у поморов. Он характеризовался сильным цоканьем, слиянием [ч] и [ц] не только в речи, но даже на письме. Часто звук [л] во многих словах заменялся на рефлекс [гл] или [кл]: вместо повели — повегли. Еще для новгородского языка был характерен губной звук [w] вместо привычного нам твердого [в] — примерно так звучит w в слове wall в английском языке. Кроме того, слова вроде «одно» новгородцы произносили в нос, так, что получалось [о:но], и не произносили мягкие звуки на конце слова, так что семь звучало как [сем].

Киевский диалект, наверное, показался бы нам на слух звучащим более привычно. Что характерно, аканья, которое сегодня является нормой русского и украинского языков, и которое традиционно связывают с югом России, до XIII века не было ни в одном восточнославянском диалекте. Так что киевляне окали как современные жители древень Архангельской области. Но г звучало у них как мягкое [h], прямо как у сегодняшних украинцев. Косвенное доказательство тому — легендарная Анна Ярославна, подписывалась по-русски «Ана ръина», вообще опуская неестественную для ее киевского уха твердую латинскую g в слове regina — королева.

Сложно судить о том, насколько взаимопонятными были эти два наречия, и можно ли их называть диалектами одного языка, или же двумя разными. Судя по всему, серьезного языкового барьера между русичами не было. Однако, безусловно, киевляне и новгородцы говорили очень по-разному.

Религия

До христианства и новгородцев, и киевлян можно условно назвать верующими одной религии — славянского язычества. Но, как известно, в любой системе многобожия будет прослеживаться сильное дробление. Свои боги будут у разных сословий и у разных регионов. Поэтому, например, в пантеоне русичей и западных славян-ободричей нету почти никаких совпадений. Славянское язычество — это весьма условная целостность. У восточных славян перечень богов почти не отличался. Но в разных регионах каких-то богов почитали больше, а каких-то меньше. В Киеве почитали воинственного бога Перуна. Это был покровитель киевских воинов, которые на заре Руси успешно воевали на юге. Но когда Владимир, для которого этот бог был главным, в 980 году попытался навязать его культ новгородцам, они сбросили его в реку Волхов. Религиовед Б.А. Рыбаков писал, что таким же образом новгородцы казнили преступников били их по голове и сбрасывали в реку, которая уносила их на север, в страну холода и тьмы.

Религия южан была наполнена человекобожием. Перун был богом-князем, богом-воином, а земной удалой князь уподоблялся ему. Язычество новгородцев было гораздо более хтоническим. Главным божеством был Велес — бог-колдун, покровитель моря и торговли. Иногда его изображали в виде ящера. Еще большую роль в религии северян играл бог Род — хранитель семьи, клана. Человек, который оставался верен своей родне, служил этому богу.

По мнению религиоведа А.А. Лушникова, который считает эти два культа по сути двумя разными религиями, язычество Киева было новым, политическим культом, который искусственно генерировался князьями для того, чтобы укрепить свою власть. А новгородские культы были гораздо древнее, в них отразилось то, во что верили славяне задолго до рюриковичей.

Другое,

ВЗГЛЯД / Вне Русского мира Украине суждена печальная судьба :: Автор Владимир Можегов

Владимир Зеленский заявлял, что Украина является единственной законной наследницей Киевской Руси. Всегда, когда дело касается украинской идеологии, мы ждем встречи с «прекрасным», в котором будет намешано все: мифы, анахронизмы, пренебрежение к фактам и здравому смыслу. Удивительно, но в кратчайшем предложении Зеленский умудрился сделать ошибок больше, чем в нем слов.

Начнем с анахронизмов, то есть самого понятия «Киевская Русь», которого во времена Владимира просто не существовало. Эта словесная конструкция появилась лишь в XIX веке и с легкой руки историка Василия Ключевского стала общеупотребительной. Как термин, которым удобно было обозначить исторический период княжеской вольницы русских городов, славянских и финно-угорских племен, составивших первое древнерусское государство на торговом пути из варяг в греки: полян, древлян, вятичей, кривичей, радимичей, дреговичей, северян, тиверцев, уличей, словен новгородских, словен ильменских, а также чуди, мери, веси, и проч. , и проч.

Окончательно термин «Киевская Русь» утвердил в советскую эпоху академик Б. Д. Греков (см. «Киевская Русь» (1939) и «Культура Киевской Руси» (1944)). То есть справедливо сказать, что «Киевскую Русь» досоздали Ленин и Сталин, которые и выделили Украину в национальное целое в целях борьбы с «великорусским шовинизмом».

Под эту новую «Украину» подверстали и историю. Однако реальная, изначальная русская государственность двигалась с Севера на Юг, отнюдь не наоборот. Согласно Повести временных лет, из трех братьев Рюрик сел в Ладоге (нынешняя Ленинградская область), Трувор – в Изборске (Псковская область), Синеус – в Белоозере (Белозерск, Вологодская область). Вскоре, основав Новгород, Рюрик поставил своих наместников в Муроме, Полоцке и Ростове. Такова, может быть, легендарная, однако основанная на летописях картина изначальной Руси, в которой город Киев пока что отсутствует в принципе.

Сакральные места Руси изначальной – это легендарные могилы первых ее князей. Могила Рюрика, согласно одному из преданий, находится под Шум-Горой, на левом берегу реки Луги в Новгородской области (другие легенды указывают на Старую Ладогу или крепость Корела в Приозерске). На Труворовом городище близ Изборска есть большой каменный крест, носящий название Труворова. Князь Олег, следующий русский великий князь, покоритель Царьграда, похоронен, как считается, на левом берегу реки Волхов у Старой Ладоги. Во всяком случае это издревле почитаемое место, что подтверждает и Новгородская Летопись: «В лето 6430 (922) иде Олегъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу… и уклюну змиа в ногу, и с того умре; есть могыла его в Ладозе». Такова сакральная, скажем так, изначальная Русь первых русских князей.

Первой столицей Древней Руси стала Ладога, потом Новгород (862—882). В это же время дружинники Рюрика Аскольд и Дир, направляясь в Константинополь, подчинили себе Киев. Окончательно власть над Киевом установил Олег, захватив город в 882 году, получив полный контроль над путем из варяг в греки и объединив два (Новгород и Киев) центра Руси. Так была создана Древняя Русь. Как союз славянских, финно-угорских и скандинавских племен, ставших единым народом и утвердивших свою государственность в борьбе за контроль над стратегической транснациональной магистралью тогдашнего мира.

Изначально Русь утверждала себя как имперское – по составу населения, духу и смыслу – образование. Главными вехами становления Руси становились опять-таки чисто имперские по смыслу и духу деяния. Это, прежде всего, борьба с Хазарским Каганатом за контроль над путем из варяг в греки; это военный союз с Византией – центром тогдашнего цивилизованного мира; и, наконец, Крещение, которое стало также и моментом вхождения Руси в союз молодых христианских народов. Так культурным и географическим ареалом Руси оказались пространства от Константинополя до норвежских фьордов, от западной Европы до калмыцких степей. В период наивысшего расцвета Древняя Русь занимала территорию от Белого моря на севере до русского Причерноморья на юге и от верховьев Вислы на западе до Волго-Окского междуречья на востоке.

Из всего этого видно, что название «Древняя Русь» звучит гораздо более аутентично, нежели «Киевская Русь», термин, которым не пользовался даже отец украинского национализма Михаил Грушевский (1866–1934), предпочитая ему «Киевское государство» или «Руська держава» (которые он противопоставлял государству Московскому).

Став местом пребывания великого князя в 882-м, Киев перестал быть таковым уже сразу после смерти Владимира Мономаха (1125), когда Русь начала распадаться на самостоятельные княжества и из-за бесконечных усобиц вновь уходить на Север – в Ростово-Суздальские земли, во Владимирскую Русь. В 1299 году, когда резиденция киевского митрополита была перенесена во Владимир, Киев лишился последнего столичного атрибута. С этого времени город ждало запустение, которое после сожжения его монголами в 1240-м стало тотальным. «Диким полем» киевская земля пребывала все Средневековье и большую часть Нового времени. Откуда Грушевский и наследующие ему украинские националисты и начинают писать историю «самостийной Украины», вписывая ее в историю галицко-волынского княжества XIII века и литовско-польских княжеств XIV—XV веков.

Современная украинская «историография» не заморачивается с этим сложным для самосознания украинца периодом, просто объявляя «Киевскую Русь» государством, созданным украинским этносом. Эту же схему повторяет и украинский президент, дополняя исторические экзерсисы энергичными пропагандистскими пассажами: Украина «не колония, не анклав, не протекторат, не губерния, эялет или кронланд, не часть чужих империй, не «земли в составе», не союзная республика, не автономия и не провинция, а свободная, самостоятельная, суверенная, неделимая и независимая страна».

Увы, реальная история Украины не дает ровно никаких поводов утверждать подобное. Украина никогда в своей истории не была ни свободной, ни самостоятельной, ни суверенной, ни неделимой, ни независимой страной. В светлые дни своего недолгого детства она была одним из центров большого Русского мира. Все остальное время – диким полем, местом раздоров, склок и борьбы за сферы влияния между польскими, литовскими и турецкими князьями, панами и пашами. Так, вне Русского мира Украине была суждена (и суждена будет) лишь ее вечно печальная судьба: быть анклавом, протекторатом или колонией. 

Киевская Русь — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность данных пользователей. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(26 релевантных результатов)

Этот древний монастырь в Киеве лежит в основе ложного обоснования Путина о войне в Украине

Поделиться в FacebookПоделиться в TwitterТысячелетний Печерский монастырь, одно из самых святых мест в мире для восточного православия, в Киеве, Украина. Ефрем Лукацкий/Associated Press Киев, чем Киево-Печерский монастырь. Под скоплением золотых луковичных куполов над землей в лабиринте пещер жили, работали и умирали монахи. Место постоянной молитвы с 11 века, он остается действующим православным христианским монастырем. «Значение этого места невозможно переоценить, — говорит Сусана Торрес Прието, научный сотрудник Украинского научно-исследовательского института Гарвардского университета. «Независимо от того, какой политик хочет заявить об этом в 21 веке, вся культура, освещавшая эту часть мира, пришла из этой маленькой пещеры — это феноменально».

Комплекс зданий над сетью пещер включает в себя церкви и музеи, в которых хранятся святые реликвии. Он также содержит такие исторические артефакты, как скифский нагрудник IV века до н. э., раскопанный в 1971 году и изготовленный древнегреческими мастерами. Его сложное изображение животных, природы и повседневной жизни считается одним из самых значительных археологических открытий 20 века.

Объявление



Печерский монастырь, являющийся объектом всемирного наследия ЮНЕСКО и одним из семи чудес Украины, богат преданиями и пропитан мистикой. Хотя я никогда не был в монастыре — источник особой боли для меня, учитывая время, которое я посвятил его изучению издалека, и войну, которая теперь грозит уничтожить его — его можно «посетить» виртуально. Проблески показывают, что останки монахов выстилают стены грота в стеклянных гробах. Их тела покрыты зелеными погребальными саванами. Тут и там торчит сморщенная рука. В православной традиции этот является свидетельством святости, так как святые не тлеют.

Читайте на выходных от Ideas

Еженедельный информационный бюллетень из раздела идей Boston Globe, созданный на пересечении вопросов «что, если» и «почему бы и нет».

Введите адрес электронной почты

Харлоу Робинсон, заслуженный профессор истории Северо-восточного университета, вспоминает, как в 1919 году посетил Пещерный монастырь. 71 в составе Йельского русского хора. «Это было одно из самых потусторонних переживаний, которые я когда-либо испытывал», — говорит он, вспоминая узкий лабиринт подземных камер, освещенных только свечами.

Реклама



Несмотря на советский запрет на исполнение православной музыки, хор Робинзона выдержал спонтанное исполнение православного литургического пения «Блажен Человек». Охранник улыбнулся и поднял большой палец вверх. «Было невероятно важно петь этот гимн, возникший на этом месте 1000 лет назад», — говорит Робинсон.

После того, как мусульмане отвоевали Иерусалим в конце 12 века, пещеры стали важным местом паломничества христиан. Именно из пещер зародилось представление о Киеве как о «втором Иерусалиме». Монастырь был также ключевым компонентом политической сферы, где князья принимали монашеский постриг в конце своей жизни, по словам Оленки Певной, доцента досовременного славистики и украиноведения Кембриджского университета в Англии.

«Преодолевая мирские желания, монахи достигают не только близости с Богом, но и способности говорить в своем обществе. Встать на защиту простых людей и во благо», — говорит Певный.

То, что мы так много знаем о Печерском монастыре, связано с «Патериком» («Патерик» на современном украинском языке), сборником сказаний, написанных монахами в 13 веке. В красочных повествованиях фигурируют демоны и искушения, чудеса и магия. Среди них есть истории об основании монастыря, которые считаются одними из моих любимых.

В одном из них у викинга Саймона, принявшего христианство, есть два видения строительства церкви, одно в море во время шторма, а другое на поле боя на берегу реки. Двойные видения появляются в небе и предсказывают строительство монастыря в этом 19 веке.89 перевод Мюриэль Хеппелл:

Объявление



Подумайте, братья, об основании и происхождении церкви: наш Отец свыше благословлял через росу, огненный столп и прозрачное облако; Сын дал мерки со Своим поясом. . . и Святой Дух невещественным огнем выкопал ров для закладки фундамента. На этой скале Господь основал эту церковь, и врата ада не одолеют ее.

Связанный: 3-D тур по Пещерному монастырю

«Врата ада» — удачная метафора сегодняшнего дня в Киеве. Для президента России Владимира Путина захват города имеет первостепенное значение, поскольку в нем находятся два учреждения-основателя древней федерации, известной как Киевская Русь, — Софийский собор и Печерский монастырь. Поскольку его война превращает Киев в ад, я размышлял о центральной роли Киевской Руси в мышлении Путина.

Киевская Русь, совокупность княжеств, столицей которых был Киев, возникла в IX в.века и просуществовал до разграбления города монголами в 1240 году. Разнообразный и многонациональный, он имеет свою особую историю, отмеченную тесными связями с Западом и Севером. Князья Руси восприняли свое викингское происхождение и поддерживали тесные связи со скандинавскими правителями. Киевская Русь также была связана с Западной Европой через торговлю и смешанные браки. «Она была полностью интегрирована в Европу, — говорит Пол Холлингсворт, специалист по средневековой восточнославянской истории из Гарвардского института украинских исследований.

Реклама



Несмотря на то, что Киевская Русь существовала за столетия до Москвы, у Путина есть одержимость изображать древнюю Русь, включая Печерский монастырь, «принадлежащей» России. Это столь же нелепо, как и попытка Соединенных Штатов захватить Соединенное Королевство на том основании, что именно оттуда происходит наша культура, говорит Певни. Земли, которые сформировали Киевскую Русь, являются частью не только современных России и Украины, но также Польши, Литвы и Беларуси, и этот факт заставляет многих в этих странах задуматься, могут ли они быть следующими в путинском списке.

Пока Путин ведет войну на Украине, он ведет войну дезинформации дома, пытаясь лишить легитимности украинский суверенитет, установив связи между Киевской Русью и современным российским государством.

«Это ключевой вопрос этой войны», — говорит Певный. «В средние века не было современных народов, не было России. Проблема в том, что мы очень долго пытались все упростить.