Кем приходился олег рюрику: От вещего Олега до князя Всеволода

От вещего Олега до князя Всеволода

Как складывалось государство на Руси? Кем Олег приходился Рюрику? Княгиня Ольга и князь Владимир были еще вассальными государями? Можно ли государственное устройство при их правлении назвать монархией? На вопросы  корреспондента газеты «Спасъ» отвечает доктор исторических наук Николай Николаевич Лисовой

 

С Рюрика начинается династия?

– Начинается достаточно условно, полулегендарно. Мы знаем, что Рюрик умер в 879 г. и оставил после себя сына Игоря. То есть сын Игорь – Игорь Рюрикович – должен был родиться максимум в 879 г. Однако, потом почему-то не Игорь правит, а вещий Олег. И проходит почти сорок лет, прежде чем появляется сын Рюрика Игорь. Был ли он ему сыном, мы даже не точно не знаем – сведения  о нем полулегендарные.

Олег у костей коня. В.М. Васенцов 1899 г.

Поэтому ранние Рюриковичи, безусловно, исторические фигуры, но это скорее символы складывающейся государственности, чем реальные исполняющие лица. По существу, Киевскую Русь основал даже не Рюрик, а Олег. Именно Олег переходит в Киев, собирает викингские дружины и словенские дружины, объединяет Русь – впервые при нем упоминается слово «Русь». Дословно Нестор пишет так – «и собрал он и словен, и кривичей, и финские племена… ижорские, и мерю, и весь» и все это, говорит летописец, и назвалось Русью.

А теперь я вам задам неприличный вопрос: а кем Олег приходился Рюрику? Мы не знаем. Летописец говорит – один из его военачальников. Вот так складывается государственность – никакого династизма, настоящая викингская вольница. Просто самый сильный умный и способный человек из окружения, друзей Рюрика берет на себя власть и ответственность. Именно Олег привел жену Игорю. У Ольги и Игоря рождается Святослав, и это – первый князь со славянским именем.

Постер фильма «Легенда о княгине Ольге», 1983 г.

– В следующем поколении Игорь с Ольгой пытаются установить государственную власть. Игоря убивают древляне, Ольга становится княгиней и, по существу, правит государством. Как говорят летопись и археология, именно она проводит реформу управления, начинает взимать дани, строить укрепленные города, делая их военно-административными центрами. С этого русская земля начинается как держава. Ольга принимает крещение, хочет ввести Русь уже в семью европейских христианских держав. А ее сын Святослав остается типичным викингом. Собрал дружину – поскакал в Болгарию, собрал дружину – поскакал в Хазарию. Ольга была против его политики, уговаривала принять христианство, но Святослав не согласился. Какой тут монархический принцип?

Только с Владимира Красное Солнышко, который, исполняя заветы своей бабки, принимает крещение, принимает не скандинавские полувоенно-демократические, а  византийские институты. То есть, действительно, уже царские, с коронованием, со всеми регалиями императорской власти формы правления. И только с него по существу и начинается династия.

 

 

Постер фильма «Викинг», 2016 г.

 

А князя Владимира помазывали на царство?

– Нет, помазывать его не помазывали. Вообще, тогда ещё в Византии не помазывали. И он всё-таки был правитель вассальный по отношению к Византии с точки зрения византийского императора. И Ольга, и Владимир Красное Солнышко, который даже женился на принцессе византийской, на Багрянородной Анне, – ещё вассальные государи, они входят в империю. Тем самым, что они крестились, что они пришли в Константинополь, что они пришли под руку византийского императора, они входят в империю. Это очень важный момент, но как раз о другом немножко говорящий…

Но я хочу продолжить чуть-чуть о том, что складывается на Руси. Вот Владимир Красное Солнышко как бы уже типичный царь. Маленький, но царь. Он уже и ходит на Херсонес, он уже и грекам угрожает, он уже и сплотил народы, продолжая политику своего отца и деда, он ходит там и на ятвягов, и на Ходоту, землю вятичей вводит в состав Киевской Руси. А что происходит после его смерти? Опять полный разлад. Сыновья – а их у него было много и от разных жён – начинают борьбу за власть. Причём у Святополка и Ярослава Мудрого основа, силовая структура остаётся по-прежнему варяжская. Чуть чего – надо бежать за море и призывать варягов. Вся война – руками варягов. А еще один из сыновей Владимира Красное Солнышко – Мстислав – сделал ставку на кавказцев. Он был князь тмутараканский, у него в войске были осетины, абхазы, чеченцы и т. д. После знаменитой Лиственской битвы 1024 г., когда там полегло много людей, очень хорошее выражение сохранил летописец. Мстислав ездит по полю и говорит: вот, здесь лежит северянин (т. е. северские племена славянские – НЛ), здесь – варяг, а своя дружина – цела (и показывает на своих чеченцев). То есть у них и отношение к Руси такое – с наскока. Их и называли – «находники».

Кадр из фильма «Ярослав Мудрый», 1981 г.

 

Никакой ещё монархии здесь нет. Ярослав Мудрый не осмеливается в Киеве, в котором он ещё правит, ничего строить, пока жив Мстислав в Чернигове. Только после того, как в 1036 г. умер Мстислав, Ярослав, приняв ещё дополнительные меры – посадив в поруб, то есть в тюрьму, ещё одного своего брата Судислава, ликвидировав новгородского посадника, который из рода Добрыни, дяди Владимира, – начинает строить каменный пояс Киева, Софийский собор и т. д…. То есть становится по-настоящему монархом.

Но и среди его сыновей не всё будет в порядке. Умрёт Ярослав – и опять так называемый триумвират ярославичей, причём все разные. Изяслав будет ориентироваться на Европу, на Римского Папу и на польские войска. Святослав будет женат на немке и будет ориентироваться на немцев. И только Всеволод, младший, отец Владимира Мономаха, будет полностью ориентирован на византийцев, на греков. Опять некая гражданская война. Наконец, в 1078 году приходит к власти Всеволод и стабилизирует государственность, уже опять на византийской основе.

 

 

 

Начало цикла бесед о русской истории: Зачем позвали Рюрика?

Вещий Олег — Мой Бог рабом меня не называет! — LiveJournal

Обозревая всю русскую историю, нельзя не заметить одну из наиболее заметных в ней фигур. Речь, разумеется, о Вещем Олеге. В данном материале мы поговорим о том, кем приходился легендарный русский полководец и князь Рюрику, ходил ли он на византийскую столицу походом, и, наконец попробуем понять, о какой такой смерти «за морем» толкуют русские летописи…

Основатель Древнерусского государства

До сих пор некоторые историки спорят о том, кем, собственно Великий князь Олег приходился Рюрику. Кто-то утверждает, что он был его родственником, а если точнее, то братом жены Ефанды. Другие упорствуют, заявляя, что Олег был воеводой. Но, так или иначе, приходится признать, что этот человек за время, пока стоял у власти, успел сделать для образования и укрепление российского государства столько же, если не больше, чем легендарный его основатель.

Ещё когда Игорь был малолетним князем, Олег пошел с войском на Любеч и Смоленск, выманил из городов с помощью обмана их самопровозглашенных правителей – Дира и Аскольда. И уничтожил обоих. Согласно одной из версий летописей, этих убитых следует считать незнатными варягами, которые узурпировали трон каждый в своем городе. Очевидно, этой версией объясняется столь жестокая и беспощадная расправа Олега. Так как в дальнейшем он сделал столицей Киев, суверенитет которого признавали и северяне и древляне, и поляне и вятичи, и кривичи, не говоря уже о уличах, радимичах и тиверцах.

Олег быстро назначил столько местных князей и наместников, сколько посчитал необходимым. Благодаря точному и жесткому управлению и полному подчинению, ему удалось заложить прочную основу государственного управления в молодой стране.

Впрочем, Олег не ограничил свои свершения одной только внутренней политикой. К примеру, когда он собрал войско, и отправился бить хазар, последние как-то сразу и очень качественно забыли о том, что последние пару столетий каганат брал с восточных славян дань.

Великий Царьград не смог выдержать мощи великого князя и склонился. Русские же обрели право, уникальное для того времени. Речь идет о торговле с византийскими купцами без всяких пошлин. А если была особая нужда, то константинопольцы обязались обеспечивать русских продовольствием и мастерами-ремонтниками, для восстановления ладей.

Ничего удивительного, что сегодня, спустя многие столетия после смерти Вещего Олега о нём помнят, хранят описания его деяний, а самое главное, целый ряд историков считает этого человека истинным основателей Древнерусского государства. Немало этому способствует факт почти полного отсутствия каких-либо упоминаний о действиях Рюрика. Собственно, условная дата основания Древнерусского государства — 882 год, поскольку именно тогда Олег объединил «Славию» (Новгород) и «Куябу» (Киев).

Поход, которого не было

Теперь чуть подробнее о том, как именно Царьград «не выдержал». Дело в том, что Олег получил свое прозвище, которое сегодня заменяет ему фамилию, именно в результате похода на Константинополь. Об этом говорится в Повести временных лет. Князь приказал снарядить войско, усадить его в две тысячи ладей, в каждой по четыре десятка воинов.

В том время в Византии императорствовал Лев Шестой Философ. Он узнал о надвигающейся рати Олега, сильно испугался и приказал закрыть ворота Царьграда. Гавань перегородили с помощью цепей, так что войти в нее ладьи не могли. Таким образом, византийцы думали, что максимально отгородились от русского воинства, и оставили на произвол судьбы все пригороды столицы.

Но Олегу все это не помешало. Он всего лишь приказал воинам сделать для своих ладей колёса. Фактически, он на время превратил их в сухопутные лодки на ветряной тяге, так что, когда подул ветер в сторону Царьграда, войско Олега двинулось на штурм. Лев Философ понял, что противопоставить русским он может, разве что, свой философский взгляд на жизнь, так что греки быстро и бескровно сдались на милость штурмующих. Они предложили Олегу дань и мир. И мирный договор действительно был подписан, он датирован 907-м годом. Тогда для русских купцов были выбиты разнообразные привилегии, в том числе и право беспошлинной торговли.

Упоминание о легендарном походе Вещего Олега содержится практически в любом историческом учебнике и пособии. Однако многие из сегодняшних историков склонны утверждать, что на самом деле никакого похода не было. И подтверждают свои заявления полным отсутствием упоминаний о походе в византийских летописях. Которые, тем не менее, весьма подробно описывали набеги схожего характера, происходившие в 860-м и 941-м годах.

Те же самые сомневающиеся историки заявляют, что относительно мирного договора 907-го года есть вопросы. Исследователи считают, что это соглашение «скомпилировано» из нескольких похожих документов. Например, они прослеживают тут соглашение от 911 года. В то время Олег направлял в Византию послов, дабы заключенный некогда мир был подтвержден.

Скептики склонны критиковать даже описание триумфального возвращения русских витязей. Впрочем, там действительно описывается нечто фантастическое: добыча была настолько велика и богата, что даже паруса на каждой ладье были из шелка, вышитого золотом. Историки сравнивают это возвращение с тем, как вернулся воевода Владимир из Царьграда. Помимо прочего, как пример приводится упоминание о возвращении короля Норвегии Олава Трюггвасона после очередного завоевания. В летописях говорится, что Олав после одной «великой победы» возвращался к себе в Гарды (возможно, речь идет о Гардарике, как раньше именовали Русь). И плыло войско в великолепием, и большой пышностью. На кораблях были драгоценные паруса, и их шатры тоже были сделаны из драгоценных материй.

Самое главное подозрение, которое сегодня возникает в отношении повествования о византийском походе Олега, содержащегося в Повести временных лет, это подозрение, относительно источников автора. Дело в том, что Нестор, создавший произведение через несколько столетий после событий, о которых в нем, собственно, говорится, работал, опираясь исключительно на «местные» источники.

Справедливости ради, стоит отметить, что как бы сегодня историки, эксперты и философы ни относились к легендарному и остроумному походу Олега, ни у кого не вызывают сомнения факты последующих походов. Их тоже совершал Олег, они тоже были победоносны, и упоминали о них не только русские авторы, но также и византийские.

А была ли змея?

Понятно, что самая первая ассоциация, связанная с Вещим Олегом у любого бывшего российского школьника – змея. И любой в двух словах перескажет вам, как Олег пришел навестить истлевший труп своего боевого коня, а змея выползла из его черепа и ужалила Олега насмерть, как и предсказали ему давным-давно. Такая вот незавидная и глупая смерть. Собственно, все это описывается в Повести временных лет, плюс, к популяризации данного поэтического сюжета приложил гениальное перо Пушкин Александр Сергеевич.

Считается, что как только Олег услышал о том, что ему грозит «смерть от любимого коня», он немедленно приказал увести животное, и тут же успешно забыл обо всей этой неприятной истории. Вспомнил Олег о коне лишь несколько лет спустя, после того, как верный боевой товарищ благополучно скончался. Правитель, естественно, рассмеялся с облегчением, от того, что пророчество не сбылось, и пожелал навестить место, где лежал скелет коня. Прибыл на место, поставил на череп одну ногу, и произнес известную фразу: «Его ли мне бояться?». Находившаяся внутри черепа змея, услышав сей «пароль», оперативно выползла из черепа, и произвела профессиональный укус. Всё, как и предрекали волхвы. Не их вина, что некоторые слишком буквально воспринимают иносказания.

Однако нужно вспомнить о других похожих «литературных» приемах, которые часто применялись летописцами в других государствах Европы, особенно в средние века. Это вполне логично – любая более-менее легендарная личность заслуживала достаточно легендарной смерти, а что может быть убедительнее, для создания эпического фона, чем осуществившееся предсказание?

Например, можно вспомнить исландскую сагу, где повествуется о викинге, по имени Орвард Одд. Еще в молодости ему предсказали смерть. И, вы не поверите, тоже от коня. Транспортное средство почему-то пользовалось неизменной популярностью, в качестве источника фатальных проблем. Одд, правда, оказался куда кровожаднее и решительнее Олега, он просто тут же прикончил несчастное животное, дабы не позволить предсказанному осуществиться. Труп он бросил в яму, завалил камнями… Всё равно, он потом явился на могилу невинно убиенного коня, и смерть явилась ему в лице всё той же самой змеи. Описывается, что однажды Одд ударился обо что-то ногой, запнулся и остановился. Дотронувшись до предмета острием копья, он обнаружил, что это конский череп. В тот же самый миг из черепа «взвилась змея», набросилась на Одда и ударила его в ногу. Действие яда было пости мгновенным, вся нога распухла, герой вскоре умер.

На сегодняшний день не известно, является ли описываемое просто расхожим литературным приемом среди летописцев, или же мы просто говорим об одном и том же выводке змей, подрабатывающий на досуге профессиональными киллерами. Но факт остается фактом, похожие случаи в истории, как минимум, присутствовали. Повесть временных лет не дает однозначного ответа о том, когда именно умер Олег. Все попытки установить дату упираются в факт неоднократных переписываний летописного свода. На сегодняшний день известно только, что Орвард Одд является вымышленным героем саги, записанной по мотивам большого количества народного устного творчества – в основном тех, что курсировали в тринадцатом веке. А вот Олег существовал на самом деле.

Очень может быть, что змея, несущая герою смерть в качестве исполнения пророчества и одновременно мести за неподобающее обращение с животным – это нечто, вроде изначального скандинавского сюжета. Хотя, есть и другое мнение, которое имеет ничуть не меньшее право на существование. Оно гласит, что и Одд, и Олег – это один человек, и тогда все более-менее сходится.

Персидская эпопея

Надо сказать, что на Повести временных лет свет клином, мягко говоря, не сошелся. В том смысле, что она, без сомнения, наиболее полно описывает биографию Вещего Олега, но является не единственным источником фактов о жизни великого князя.

К примеру, ряд исследователей исторических документов утверждают, что Первая Новгородская летопись является даже более древним документом. А в ней, между прочим, Олег четко называется именно воеводой при князе Игоре, сопровождавшем правителя в походах. Там же сказано, что с Аскольдом в Киеве расправился именно князь Игорь, он же впоследствии пытался направить воинов в сторону Царьграда. Однако наиболее любопытен финал данной истории. Дело в том, что помимо традиционной истории кончины Олега от зубов змеи, летописец упоминает еще и «альтернативный» исход. Речь о загадочной смерти Вещего Олега за морем.

Если вы заинтересовались данным вариантом развития событий, и хотите побольше узнать о походе Вещего Олега за море, то вам определенно стоит обратиться к сочинениям Аль-Масуди. Это арабский летописеЦ, который сообщал, что в Керченский пролив после 912 года вторгался флот русских витязей  (то есть, просто русов), состоящий из пяти сотен кораблей. Причем тут, казалось бы, Олег? Дело в том, что Аль-Масуди упоминает о двух правителях, которые стояли во главе этого воинства. Это были некие Ал-дир и Олванг. Собственно, нам наиболее любопытен Олванг, поскольку это имя отдаленно напоминает «Олег». Впрочем, самое распространенное мнение гласит, что речь идет об Аскольде.

О том, как вообще русы сумели добраться до заморской цели также сообщается в этом старинном документе. В частности, русы договорились с хазарским царём, пообещав ему половину от своей будущей добычи. И тот, вроде бы, дал русскому воинству пройти на Волгу через Дон, а после этого спуститься к Каспийскому морю. Точкой назначения была Персия. А итог похода – известный факт разграбления Азербайджана.

В полном соответствии с договором, часть добычи была доставлена в Хазарию. Однако русы, видимо, не учли, что принесли дань с поверженных мусульман, то есть, единоверцев хазар. И гвардия византийского царя, которая, в основном была мусульманами, взбунтовалась. Правитель не только не попытался их усмирить, но даже не сделал никакой попытки предупредить русскую армию о надвигающейся опасности.

Как результат – сражение, усеянное тридцатью тысячами тел пространство. Остатки русов отступили по Волге вверх, где их поджидали булгары (не упоминается о том, как они там вообще оказались, и не были ли и они предупреждены хазарами). Вместе со своим воинством погиб предводитель. Так вот, до сих пор ряд историков продолжает утверждать, что именно в Новгородской версии смутно и неточно, но все-таки верно описывается гибель Вещего Олега от рук болгар. Понятно, почему официальная история придерживается более эпичной и колоритной версии смерти князя – исполнившееся пророчество куда ярче и лучше иллюстрирует жизнь и свершения русского героя, нежели, гибель от рук вероломных византийцев в Каспийском походе.

Человек-легенда

Кстати, смерть Олега является не единственным белым пятном в его биографии. По сути, все, что сегодня нам о нём известно – жизнеописание в стиле изложения легенды. До сих пор предметом жестоких споров являются даты не только смерти, но и вех жизни Олега. Спорят о походах, которые он совершал, о том, кем он приходился Рюрику.

Не говоря уже о том, что исторический облик Вещего Олега до сих пор покрыт ареолом тайны. Известно только, что такой человек реально существовал. И самый главный источник сведений о том, как именно он существовал, является Повесть временных лет, написанная столетия спустя.

Впрочем, к большому сожалению современных историков, подобная судьба не является редкостью для большинства известных и легендарных личностей. Чаще всего в памяти сохраняется что-то, вроде «двойника», который создается из устного фольклора, обрывков воспоминаний людей, знавших человека лично, и личных измышлений позднейших исследователей

Posted on Apr. 10th, 2016 at 11:36 am | Link | Leave a comment | 2 comments | Share | Flag

10.1: Рюрик и основание Руси

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    163880
  • Цель обучения

    • Понять ключевые аспекты прихода Рюрика к власти и основания Киевской Руси

    Ключевые моменты

    • Рюрик и его последователи, вероятно, родом из Скандинавии и были связаны с скандинавскими викингами.
    • Первичная летопись — один из немногих доступных письменных документов, повествующих о том, как Рюрик пришел к власти.
    • Местные вожди, скорее всего, пригласили Рюрика для наведения порядка в Приладожье около 862 г., положив начало могущественному наследию варяжских вождей.
    • Столица Киевской Руси переместилась из Новгорода в Киев после того, как преемник Рюрика Олег захватил этот южный город.

    Термины

    Первичная летопись

    Текст, написанный в 12 веке и содержащий подробную историю прихода Рюрика к власти.

    Варяги

    Норвежские викинги, проложившие торговые пути по всей Евразии и со временем основавшие могущественную династию в России.

    Династия Рюриковичей

    Основатели Киевской Руси, которые оставались у власти до 1598 года и создали первое воплощение единой России.

    Рюрик (также пишется как Рюрик) был варяжским вождем, прибывшим в Приладожье на территории современной России в 862 году. Он построил поселение Хольмгард недалеко от Новгорода в 860-х годах и основал первую значительную династию в истории России, названную династией Рюриковичей. Рюрик и его наследники также создали значительное географическое и политическое образование, известное как Киевская Русь, первое воплощение современной России. Правители Рюриковичи продолжали править Россией в 16 веке, и мифология, окружающая человека Рюрика, часто упоминается как официальное начало русской истории.

    Личность мифического вождя Рюрика остается неясной и неизвестной. Его первоначальное место рождения, семейная история и титулы окутаны тайной с очень небольшим количеством исторических подсказок. Некоторые ученые XIX века пытались идентифицировать его как Рорика из Дорестада (торгового аванпоста эпохи викингов, расположенного в северной части современной Германии). Однако никаких конкретных доказательств, подтверждающих эту конкретную историю происхождения, не существует.

    Страница из «Первой летописи» или «Повести временных лет». Этот редкий письменный документ был создан в XII веке и дает многообещающие сведения о прибытии Рюрика в Ладогу.

    Продолжаются также споры о том, как Рюрик пришел к власти в Новгородской области. Тем не менее, некоторые подсказки доступны из первоначальных хроник P . Этот документ известен также как Повесть былого года rs и составлен в Киеве около 1113 года монахом Нестором. В нем рассказывается история Киевской Руси с 850 по 1110 год с различными обновлениями и правками, сделанными на протяжении XII века учеными монахами. Трудно отделить легенду от фактов, но этот документ дает наиболее многообещающие сведения о Рюрике. Основная Хроника утверждает, что варяги были группой викингов, скорее всего, из Швеции или северной Германии, которые контролировали торговые пути через северную Россию и связывали воедино различные культуры по всей Евразии.

    Памятник, посвященный тысячелетию прихода Рюрика на Русь. Эта современная интерпретация Рюрика иллюстрирует его важное место в русской истории и знаниях.

    Различные племенные группы, в том числе чудь, восточные славяне, меря, весы и кривичи, вдоль северных торговых путей возле Новгорода часто сотрудничали с вождями варяжской Руси. Но в конце 850-х годов они подняли восстание, согласно P Римари Хроника . Однако вскоре после этого восстания местные племена вблизи Новгородчины стали испытывать внутренние беспорядки и конфликты. Эти события побудили местных племенных вождей пригласить Рюрика и его варяжских вождей обратно в регион в 862 году, чтобы восстановить мир и порядок. Этот исторический момент известен как Приглашение варягов и считается отправной точкой официальной истории России.

    Согласно легенде, по призыву местных племенных вождей Рюрик вместе со своими братьями Трувором и Синеем основал в Ладоге слободу Холмгард. Предполагается, что это поселение находится на месте современного Новгорода. Однако новые археологические данные свидетельствуют о том, что Новгород не заселялся регулярно до 10 века, что наводит некоторых на мысль, что Хольмгард относится к меньшему поселению к юго-востоку от города. Основание Хольмгарда ознаменовало новую эру в русской истории, и трое братьев стали знаменитыми основателями первой русской правящей династии.

    Киевская Русь в 1015 году. Расширение и смещение границ Киевской Руси становится очевидным при взгляде на эту карту, которая включает в себя два центра власти в Новгороде и Киеве.

    Рюрик умер в 879 г., а его преемник Олег продолжил экспансию Варяжской Руси в 882 г., отняв у хасар южный город Киев и основав средневековое государство Киевская Русь. В этот момент столица официально переместилась в Киев. С этой сменой власти в Киевской Руси было две разные столицы: северная резиденция в Новгороде и южный центр в Киеве. По традиции Киевской Руси, наследник должен был наблюдать за северной частью Новгорода, в то время как правящий царь Руси оставался в Киеве. В течение следующих 100 лет местные племена консолидировались и объединились под властью династии Рюриковичей, хотя местные разногласия и культурные различия продолжали играть значительную роль в попытках поддерживать порядок под властью варягов.

    Источники

    Контент по лицензии CC, Ранее был опубликован

    • Безграничная мировая история. Автор : Безграничный. Расположен по адресу : https://www.boundless.com/world-history/textbooks/boundless-world-history-textbook/. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

    10.1: Рюрик и Основание Руси распространяется по незадекларированной лицензии, автором, ремиксом и/или куратором является LibreTexts.

    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или Страница
        Программа OER или Publisher
        Люмен
      2. Теги
          На этой странице нет тегов.