Карамзин Николай Михайлович, краткая биография. Карамзин николай михайлович биография


Карамзин Николай Михайлович

Карамзин Николай Михайлович

Карамзин Николай Михайлович

КАРАМЗИН, Николай Михайлович родился [1(12).XII. 1766, в селе Знаменское Симбирской губернии] в дворянской семье — пи­сатель, историк.

До 14 лет воспитывался дома, затем был определен в Московский пансион профессора Шадена.

В 1783, в связи с зачислением на военную службу в Преображенский полк, живет в Петербурге.

В 1784, после смерти отца, выходит в отставку и уезжа­ет на родину в Симбирск.

В конце 1784 едет в Москву с целью заняться литера­турой. Был принят в круг единомышлен­ников Н. И. Новикова. По совету Нови­кова принимает деятельное участие в из­дании журнала «Детское чтение для сердца и разума».

В 1789-90 путешествует по Европе (Германия, Швейцария, Франция, Англия). По возвращении издает еже­месячный «Московский журнал», где пе­чатает свои путевые записки («Письма русского путешественника»), повести и стихотворения.

В 1790-е гг. выпускает ряд альманахов, в которых помещает как новые свои произведения, так и про­изведения, перепечатанные из «Московско­го журнала».

В 1802-1803 издает журнал «Вестник Европы», в котором печатает, кроме художественного, критического и публицистического материала, статьи, касающиеся русской истории.

В 1803 получает звание историографа. Начи­нает работу над «Историей Государства Российского». Первые восемь томов «Исто­рии» вышли в 1816 и были встречены публикой с огромным энтузиазмом. Пос­ле этого было написано еще четыре тома.

Ранняя литературная деятельность Карамзина (1783—88) представлена переводами, часть которых была напечатана в журнале «Дет­ское чтение», часть вышла отдельным изданием. Перевод на русский язык не­скольких тираноборческих пьес («Юлий Цезарь» Шекспира, «Эмилия Галотти» Лессинга) свидетельствует о вольномыс­лии молодого переводчика, об осуждении им политического деспотизма.

В 90-е гг. XVIII в. Николай Михайлович — один из наиболее яр­ких представителей русского сентимен­тализма, позиции которого он отстаи­вает и утверждает и как теоретик, и как автор. Особенно плодотворной в этом отношении была деятельность писателя в «Московском журнале». Здесь в течение двух лет печатались «Письма русского путешественника», типичный для сенти­ментальной литературы жанр путевых записок (отд. изд. в 1797).

«Письма» Карамзина Н. М. представляли для своего времени большую познавательную цен­ность. Автор подробно знакомит своих читателей с природой, обычаями, нра­вами, достопримечательностями, с изве­стными писателями и философами За­падной Европы. При всем уважении и интересе к европейской культуре писатель далек от безусловного преклонения перед ней, что находит свое выражение в от­дельных критических и даже ирониче­ских замечаниях автора. Вместе с тем, знакомясь с Европой, он стремится и Ев­ропу познакомить с лучшими образцами русской литературы. Политический ли­берализм писателя особенно ярко проявился в этой книге в восторженном описании жиз­ни свободных альпийских пастухов. Большое место в книге отведено и чув­ствительному сердцу самого автора, это придает повествованию интимность и ли­ричность. Интерес к жизни простых лю­дей, картины природы, резко выражен­ная «чувствительность» повествования, свободная композиция — все это позво­ляет причислить «Письма» писателя к лучшим образцам сентиментальной литературы.

Цикл «повестей», написанных в 90-е годы, открывается небольшим рассказом под названием «Фрол Силин, благоде­тельный человек». Повесть эта отражает типичное для общественных взглядов противоречие. С одной стороны, автор в роли главного героя выводит «простого» крестьянина, прославляет его «доброде­тели», противопоставляя их «подвигам» современных «Августов». Но вместе с тем благополучие крестьян автор ставит в за­висимость от их же моральных качеств — трудолюбия, бережливости, благоразу­мия, оставляя в тени главное зло тог­дашней русской жизни— крепостное пра­во.

1792 год выходит повесть «Бедная Лиза» самая яркая из повестей 90-х гг. Сюжет ее остро социален: самоубийство девушки-крестьянки, обольщенной и брошенной молодым богатым барином. При­крепление событий к окрестностям Моск­вы с точным указанием места действия в еще большей степени усиливало драма­тизм повествования. Однако тема эта раскрыта писателем исключительно в психологическом плане, в сфере чисто любовных отношений героя и героини. В силу этого конфликт между Лизой и Эра­стом раскрывается автором как противо­речие между натурой, способной к сильно­му и беззаветному чувству (Лиза), и на­турой эгоистической, безвольной (Эраст). Социальная острота повести в еще боль­шей степени смягчена описанием иде­альной жизни родителей Лизы, раская­нием Эраста и надеждой самого автора на примирение Эраста с Лизой в загроб­ной жизни. По сравнению с предшествую­щей литературой повесть Николая Михайловича была шагом вперед в искусстве раскрытия психоло­гии героев. Вместо длинных и утоми­тельных монологов писатель использует худо­жественные средства, позволяющие более тонко и экономно раскрыть переживания действующих лиц (недоговоренная фра­за, жест, лирический пейзаж). Повесть была восторженно встречена тогдаш­ней читательской публикой.

«Наталья, боярская дочь» — одна из первых попыток создать в русской лите­ратуре национальную историческую по­весть. Правда, историзм повествования меньше всего отразился в характерах героев и создается за счет некоторых бы­товых деталей и осторожной архаизации языка. Обращение Николая Михайловича к событиям XVII в. в значительной степени объясняется его стремлением на условно-историческом материале нарисовать картину социаль­ной гармонии (боярин Матвей Андреев, милостивый царь и их благожелатель­ное отношение к народу). Однако глав­ное место в повести занимает история чувствительной, сентиментальной любви молоденькой дочери боярина Матвея Натальи и сына опального боярина Алек­сея Любославского. Показ прошлого че­рез частную жизнь обыкновенных лю­дей выгодно отличает повесть писателя от высокопарных государственно-философских романов его предшественников — Хера­скова и Эмина.

Повести «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена» написаны после глубокого идейного кризиса, который писатель пережи­вает в 1793 году. Обострение гражданской вой­ны во Франции, якобинская диктатура без сожаления разбивают мирные просвети­тельские идеалы писателя. Под влиянием мрачных мыслей о событиях в Европе писатель создает повести, в которых явственно проступают черты раннего русского романтизма. Нежная меланхолическая любовь уступает в них место бурным, разрушительным страстям (кровосмеси­тельная любовь в повести «Остров Борн­гольм», вулканические страсти героев в повести «Сиерра-Морена»). Трагизму те­мы в повести «Остров Борнгольм» соответ­ствует мрачный, северный, «оссиановский» пейзаж, суровая обстановка старинного готического замка, таинственная недого­воренность в развитии сюжета. Так в повесть вторгается новая поэтика ро­мантической литературы.

Повесть «Сиерра-Морена» по стилю и проблематике чрезвычайно близка к «Острову Борн-гольму». В основе ее сюжета лежит все тот же мотив «губительных» страстей. Мест­ный колорит представлен в ней эффектным описанием знойной Испании. Напряжен­ности чувств героев соответствует стра­стный, метафорический слог повести, предвосхищающий язык повестей Марлинского.

В 1803 написана повесть «Марфа-посадница, или Поко­рение Новгорода» — своеобразный итог политических размышлений писателя, на­зывавшего себя «республиканцем по чув­ствам» и «верным подданным царя рус­ского». Симпатии автора принадлежат в этой повести новгородцам, отстаиваю­щим свою исконную, дарованную им еще князем Ярославом вольность. В диспуте между боярином Холмским, защитником московского самодержавия, и Марфой Борецкой, отстаивающей новгородские вечевые порядки, доводы Марфы выгля­дят веско и убедительно. Однако неумо­лимая логика истории приводит к торже­ству самодержавного правления. Маленькая республика не в силах себя защитить. Марфа кончает жизнь на эшафоте. Николай Михайлович не столько оправдывает, сколько принимает вместе с своими новгородцами побе­ду Иоанна, выражая в конце повести надежду на то, что «польза народная во веки веков будет любезна и священна самодержцам российским», которые га­рантируют обществу «благоустройство», правосудие и «безопасность». Стиль по­вести несет на себе отпечаток известной двойственности. Политическая, государ­ственная проблематика произведения за­ставила Карамзина воспользоваться средствами классической поэтики: герои-резонеры, пространные монологи, высокий стиль и тому подобное. Но наряду с этим в повесть втор­гаются и черты ранней романтической ли­тературы, особенно ярко представлен­ные таинственными предзнаменованиями неизбежной гибели Новгорода, почерпну­тые писателем из старинных сказаний.

«Рыцарь нашего времени» (1802 —1803) — незаконченная психологическая повесть. Интересна попытка описать становление и развитие характера героя начиная с младенческих лет. Рисуя добрую, чув­ствительную, благородную натуру Леона, писатель каждый раз указывает на те благотвор­ные факты и события, которые повлия­ли на неопытную душу ребенка (заботы и любовь матери, книги, природа и т. п.). Любопытно отметить, что сам Николай Михайлович решая в чисто бытовом, домашнем плане вопрос о влиянии внешней среды на характер героя, ссылается в своей книге на учение Локка о воздействии высших факторов на «душу» человека. В основу повести положены факты из жизни автора. В целом повесть представляет собой попытку нарисовать образ «рыцаря» своего времени, тпо­ложительного героя в карамзинском его понимании.

«История Государства Российского»— огромный, капитальный труд, в основу которого положено добросовестное изу­чение многочисленных исторических до­кументов. «Древняя Россия,—писал Пуш­кин, — казалась найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». Правда, поли­тические взгляды автора — признание за самодержавием ведущей, прогрессивной силы в истории — обусловили выдвиже­ние на первый план князей, царей, вид­ных политических деятелей и явное ума­ление творческой роли народных масс.

Однако эта общая тенденция не помешала Николаю Михайловичу изобразить в ряде случаев подлинно героические события из жизни русского народа (Куликовская битва, взятие Ка­зани и другие) и вместе с тем сурово осудить деспотические, своекорыстные поступки отдельных монархов (тирания Грозно­го, преступное властолюбие Годунова). В авторе «Истории...» вдумчивый ученый удачно соединился с талантливым писа­телем. В своем труде он выступает и как эпический писатель, и как тонкий пси­холог, помогающий понять характеры видных исторических деятелей. Слог писателя в его «Истории...» под влиянием языка летописей и народной поэзии неизмеримо окреп и возмужал, освободившись от навязчивой «чувствительности» сентимен­тальной прозы. Современники были в восторге от «Истории...». Первое издание было распродано за один месяц.

«История Государства Российского»,— писал Пуш­кин,— есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека». Поэты-декабристы (Рылеев, А. Бестужев) брали из «Истории...» сюжеты для своих героических и тираноборческих произ­ведений, Пушкин воспользовался ею при работе над трагедией «Борис Годунов».

Поэзия Николая Михайловича представлена лирическими стихотворениями, балладами и неза­конченной поэмой «Илья Муромец». Ли­рика знаменует резкий отход автора от одической и сатирической поэзии в об­ласть интимных переживаний и философ­ских размышлений о смысле бытия. Писатель дал первые образцы баллад («Граф Гваринос», «Раиса») и пейзажной лирики («Осень») в русской поэзии. В поэме «Илья Муромец» былинный сюжет и ге­рой переосмыслены в духе сентименталь­ных канонов. С явно программной, для русских сентименталистов, целью было написано стихотворение «Поэзия». Как поэт Николай Михайлович — ближайший предшественник Жуковского.

С именем Карамзина связаны дальнейшие изме­нения в области литературного языка. Отталкиваясь от сложной, сугубо книж­ной теории «трех штилей», господствовав­шей в художественной практике писате­лей-классицистов, он ставил перед собой назревшую для того времени задачу — сблизить литературный язык с разговор­ной речью. В связи с этим он объявляет решительную борьбу церковнославяниз­мам и тем самым высокому «штилю». Од­нако в своей художественной практике, равно и в теоретических высказываниях, писатель решительно отказался от сближения языка литературы с живой речью демо­кратических масс России. «Грубому» язы­ку простолюдинов писатель с похвалой противо­поставил, как образцовый для него, язык великосветского салона. Эта боязнь демократизации литературного языка резко ограничила художественные воз­можности выработанного им «слога». Следует добавить, что в «Истории Госу­дарства Российского» эта ошибка во мно­гом была исправлена писателем в связи с изучением и художественным освое­нием языка летописей и народных ска­заний.

Эстетические взгляды Николая Михайловича нашли свое выражение во многих написанных им статьях и рецензиях. Общий пафос их — борьба с классицистическими правилами и утверждение нового для того времени направления— сентиментализма. Из программных особенно характерна статья «Что нужно автору?». В ней, в противо­вес холодной, спокойной, рационалисти­ческой манере классицистов, он утвер­ждает необходимость в литературном творчестве сугубо личного, глубоко эмо­ционального авторского начала, про­низывающего все произведение от первой до последней строки. Эстетическая про­грамма Карамзина Н.М. во многом подготавливала поч­ву для последующего романтического на­правления.

Умер — [21.V(2.VI), 1826], Петербург.

www.znaniy.com

Карамзин Николай Михайлович, краткая биография

1 декабря 1766 года в имении симбирского помещика Михаила Карамзина родился сын Николай. Спокойный, любознательный, тонко чувствующий ребенок получил обычное для провинциального дворянина воспитание и рано пристрастился к чтению. В 13 лет мальчика отправили в Москву, где в частном пансионе Николай совершенствовал светские манеры, а также изучал иностранные языки.

В 16 лет он поступил на военную службу, но быстро понял, что это не его стезя. Уже через полтора года Карамзин вышел в отставку. Большое влияние на будущего писателя оказали масоны. Четыре года Николай активно посещал московский кружок Новикова. К этому времени относятся и первые литературные опыты Карамзина. Разочаровавшись в масонстве, Николай отправился путешествовать. Франция, Германия, Швейцария и Англия дали любознательному юноше богатый материал для путевых заметок.

Вернувшись на родину, Карамзин начал издавать «Московский журнал», где опубликовал многие свои статьи, очерки, рассказы и повести. В их числе и «Бедная Лиза», принесшая автору широкую известность. Сегодня это произведение назвали бы «культовым». История крестьянской девушки, которую соблазнил и бросил молодой дворянин, вызвала настоящий восторг читателей. Они устроили паломничество к знаковым местам: пруду в Коломенском и Симонову монастырю. Многие приезжали в Москву только для того, чтобы увидеть любимого писателя хотя бы издали.

После суда над масонами Карамзин вынужден был уехать в деревню, где занялся составлением трехтомного альманаха русской поэзии, а затем издал сборник «Мои безделки». Усиление цензуры сделало практически невозможным публикацию следующих трудов. Карамзин решил заняться публицистикой. Особенно ему удавались статьи на исторические темы.

Друг писателя Муравьев устроил Николая на должность придворного историографа при молодом императоре Александре I. Здесь Карамзин получил доступ к государственным и церковным архивам. Он принялся за колоссальный труд – «Историю государства Российского» в двенадцати томах. Этому делу Карамзин отдал двадцать три года жизни. Последний том вышел уже после смерти автора. Грандиозное историческое исследование имело огромный успех у читателей. Выход каждого нового тома с нетерпением ждали даже светские дамы. Николая Карамзина называли Колумбом, который открыл для русских их прошлое.

Но научная ценность этого произведения не столь высока, поскольку автор пересказал известные материалы других историков. Карамзин не провел анализ, не сформулировал выводы и обобщения, но изложил факты живым литературным языком, сделав сухие научные изыскания очень увлекательными. «История государства Российского» больше похожа на научно-популярное произведение, чем на серьезную работу ученого. Однако писателю удалось всколыхнуть патриотические настроения и пробудить интерес общества к истории своей родины. Многочисленные ссылки и примечания открыли для широких читательских масс «Слово о полку Игореве», «Поучение Мономаха» и множество других первоисточников.

Последние десять лет жизни Николай Карамзин провел в Царском селе, где сблизился с семьей царя. События на Сенатской площади, свидетелем которых стал писатель, сильно подорвали его здоровье. Врачи советовали поездку в Италию, царь даже выделил для этого фрегат, но было уже поздно. В мае 1826 года знаменитого литератора не стало.

Значение творчества Николая Михайловича Карамзина для русской литературы очень велико. Он не был большим мастером слова, но произвел настоящую творческую революцию. Впервые героиней популярного произведения стала не княгиня или графиня, а простая крестьянка. Писатель создал новый литературный язык: простой, легкий, близкий к разговорному. Он ввел в обиход множество новых слов. До Карамзина русский язык обходился без «общения», «впечатления», «влияния», «усовершенствования», «катастрофы», «представителя», «достопримечательности», «благотворительности» и многих других современных понятий.

Писатель настаивал на необходимости обучения грамоте крестьян и организации сельских школ, считал, что домашнего образования для дворянских детей слишком мало. Он сам стал эпохой в литературе, едва ли не единственным серьезным представителем русского сентиментализма. По словам Гоголя, Карамзин – «явление необыкновенное», человек, который сделал все, что мог.

По писателю: Карамзин, Николай Михайлович

goldlit.ru

Краткая биография Карамзина Николая Михайловича

Краткая биография Карамзина Николая Михайловича

Карамзин Н. М. – известный русский прозаический писатель, журналист и исторический деятель. Родился Николай Михайлович в Казанской губернии в 1766 году. Сначала писатель был на домашнем обучении, после пошёл учиться в Московский пансион. В это время Карамзин увлекался литературой, а в частности Шекспиром. Также начинающий прозаик владел несколькими древними и новыми языками.В 1789 году началось путешествие Карамзина за границей. Он поехал в Европу, где началось развитие его творческого пути. Здесь Карамзин написал труд «Письма русского путешественника». Текст не был биографией, его письма – литературный текст, целью являлось описать открытия, сделанные Карамзиным во время путешествия.После возвращения на родину Николай Михайлович публикует своё произведение «Бедная Лиза», именно оно принесло ему признание и славу. Его творение было проникнуто реальной жизнью, а не возвышенным слогом. Это произведение способствовало развитию такого направления в литературе как сентиментализм. Карамзин хотел приобщить обычного читателя к культуре и сделать из него грамотного человека. В 1790–ых годах Николай Михайлович начинает заниматься реформой языка. Главной целью было сблизить литературный язык с разговорным.В 1803 году Карамзин официально решил заниматься исторической деятельностью. Он предлагает свою кандидатуру на роль историографа. В 1818 году появляется «История государства Российского», эта книга в дальнейшем будет издаваться сразу на нескольких языках. Этот огромный труд открывает новый этап в творчестве писателя. Журналистика теперь уходит на задний план и на первое место выходит историческая деятельность. «История государства Российского» - это новое открытие России. Карамзин писал свой труд для широкой образованной аудитории. Работа над историей России соединила писателя и царя Александра Первого. Благодаря этому Николай Михайлович приезжает в Царское село, чтобы быть рядом со двором. Ближе к своей кончине Карамзин стал сторонником монархии. Скончался писатель от тяжёлой простуды в 1826 году в Санкт-Петербурге.Карамзин оказал огромное влияние на журналистику, реформаторскую и просветительскую деятельность, историю, литературу и русскую культуру в целом. В журналистике он выдвинул образцы политических изданий, они впоследствии станут традиционными. В реформаторской деятельности Карамзин соединил литературное и разговорное слово. В просветительской деятельности именно Николай Михайлович ввёл в домашнее образование книгу. Как исторический деятель Карамзин написал труд, который до сегодняшнего дня остаётся предметом многочисленных споров и обсуждений. Как литератор Николай Михайлович на собственном примере показал, что настоящий писатель должен быть неподкупным и независимым в своих суждениях.

www.istmira.com