Карамзин Николай Михайлович, краткая биография. Карамзин николай михайлович биография
Карамзин Николай МихайловичКАРАМЗИН, Николай Михайлович родился [1(12).XII. 1766, в селе Знаменское Симбирской губернии] в дворянской семье — писатель, историк. До 14 лет воспитывался дома, затем был определен в Московский пансион профессора Шадена. В 1783, в связи с зачислением на военную службу в Преображенский полк, живет в Петербурге. В 1784, после смерти отца, выходит в отставку и уезжает на родину в Симбирск. В конце 1784 едет в Москву с целью заняться литературой. Был принят в круг единомышленников Н. И. Новикова. По совету Новикова принимает деятельное участие в издании журнала «Детское чтение для сердца и разума». В 1789-90 путешествует по Европе (Германия, Швейцария, Франция, Англия). По возвращении издает ежемесячный «Московский журнал», где печатает свои путевые записки («Письма русского путешественника»), повести и стихотворения. В 1790-е гг. выпускает ряд альманахов, в которых помещает как новые свои произведения, так и произведения, перепечатанные из «Московского журнала». В 1802-1803 издает журнал «Вестник Европы», в котором печатает, кроме художественного, критического и публицистического материала, статьи, касающиеся русской истории. В 1803 получает звание историографа. Начинает работу над «Историей Государства Российского». Первые восемь томов «Истории» вышли в 1816 и были встречены публикой с огромным энтузиазмом. После этого было написано еще четыре тома. Ранняя литературная деятельность Карамзина (1783—88) представлена переводами, часть которых была напечатана в журнале «Детское чтение», часть вышла отдельным изданием. Перевод на русский язык нескольких тираноборческих пьес («Юлий Цезарь» Шекспира, «Эмилия Галотти» Лессинга) свидетельствует о вольномыслии молодого переводчика, об осуждении им политического деспотизма. «Письма» Карамзина Н. М. представляли для своего времени большую познавательную ценность. Автор подробно знакомит своих читателей с природой, обычаями, нравами, достопримечательностями, с известными писателями и философами Западной Европы. При всем уважении и интересе к европейской культуре писатель далек от безусловного преклонения перед ней, что находит свое выражение в отдельных критических и даже иронических замечаниях автора. Вместе с тем, знакомясь с Европой, он стремится и Европу познакомить с лучшими образцами русской литературы. Политический либерализм писателя особенно ярко проявился в этой книге в восторженном описании жизни свободных альпийских пастухов. Большое место в книге отведено и чувствительному сердцу самого автора, это придает повествованию интимность и лиричность. Интерес к жизни простых людей, картины природы, резко выраженная «чувствительность» повествования, свободная композиция — все это позволяет причислить «Письма» писателя к лучшим образцам сентиментальной литературы. Цикл «повестей», написанных в 90-е годы, открывается небольшим рассказом под названием «Фрол Силин, благодетельный человек». Повесть эта отражает типичное для общественных взглядов противоречие. С одной стороны, автор в роли главного героя выводит «простого» крестьянина, прославляет его «добродетели», противопоставляя их «подвигам» современных «Августов». Но вместе с тем благополучие крестьян автор ставит в зависимость от их же моральных качеств — трудолюбия, бережливости, благоразумия, оставляя в тени главное зло тогдашней русской жизни— крепостное право. 1792 год выходит повесть «Бедная Лиза» самая яркая из повестей 90-х гг. Сюжет ее остро социален: самоубийство девушки-крестьянки, обольщенной и брошенной молодым богатым барином. Прикрепление событий к окрестностям Москвы с точным указанием места действия в еще большей степени усиливало драматизм повествования. Однако тема эта раскрыта писателем исключительно в психологическом плане, в сфере чисто любовных отношений героя и героини. В силу этого конфликт между Лизой и Эрастом раскрывается автором как противоречие между натурой, способной к сильному и беззаветному чувству (Лиза), и натурой эгоистической, безвольной (Эраст). Социальная острота повести в еще большей степени смягчена описанием идеальной жизни родителей Лизы, раскаянием Эраста и надеждой самого автора на примирение Эраста с Лизой в загробной жизни. По сравнению с предшествующей литературой повесть Николая Михайловича была шагом вперед в искусстве раскрытия психологии героев. Вместо длинных и утомительных монологов писатель использует художественные средства, позволяющие более тонко и экономно раскрыть переживания действующих лиц (недоговоренная фраза, жест, лирический пейзаж). Повесть была восторженно встречена тогдашней читательской публикой. «Наталья, боярская дочь» — одна из первых попыток создать в русской литературе национальную историческую повесть. Правда, историзм повествования меньше всего отразился в характерах героев и создается за счет некоторых бытовых деталей и осторожной архаизации языка. Обращение Николая Михайловича к событиям XVII в. в значительной степени объясняется его стремлением на условно-историческом материале нарисовать картину социальной гармонии (боярин Матвей Андреев, милостивый царь и их благожелательное отношение к народу). Однако главное место в повести занимает история чувствительной, сентиментальной любви молоденькой дочери боярина Матвея Натальи и сына опального боярина Алексея Любославского. Показ прошлого через частную жизнь обыкновенных людей выгодно отличает повесть писателя от высокопарных государственно-философских романов его предшественников — Хераскова и Эмина. Повести «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена» написаны после глубокого идейного кризиса, который писатель переживает в 1793 году. Обострение гражданской войны во Франции, якобинская диктатура без сожаления разбивают мирные просветительские идеалы писателя. Под влиянием мрачных мыслей о событиях в Европе писатель создает повести, в которых явственно проступают черты раннего русского романтизма. Нежная меланхолическая любовь уступает в них место бурным, разрушительным страстям (кровосмесительная любовь в повести «Остров Борнгольм», вулканические страсти героев в повести «Сиерра-Морена»). Трагизму темы в повести «Остров Борнгольм» соответствует мрачный, северный, «оссиановский» пейзаж, суровая обстановка старинного готического замка, таинственная недоговоренность в развитии сюжета. Так в повесть вторгается новая поэтика романтической литературы. Повесть «Сиерра-Морена» по стилю и проблематике чрезвычайно близка к «Острову Борн-гольму». В основе ее сюжета лежит все тот же мотив «губительных» страстей. Местный колорит представлен в ней эффектным описанием знойной Испании. Напряженности чувств героев соответствует страстный, метафорический слог повести, предвосхищающий язык повестей Марлинского. В 1803 написана повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода» — своеобразный итог политических размышлений писателя, называвшего себя «республиканцем по чувствам» и «верным подданным царя русского». Симпатии автора принадлежат в этой повести новгородцам, отстаивающим свою исконную, дарованную им еще князем Ярославом вольность. В диспуте между боярином Холмским, защитником московского самодержавия, и Марфой Борецкой, отстаивающей новгородские вечевые порядки, доводы Марфы выглядят веско и убедительно. Однако неумолимая логика истории приводит к торжеству самодержавного правления. Маленькая республика не в силах себя защитить. Марфа кончает жизнь на эшафоте. Николай Михайлович не столько оправдывает, сколько принимает вместе с своими новгородцами победу Иоанна, выражая в конце повести надежду на то, что «польза народная во веки веков будет любезна и священна самодержцам российским», которые гарантируют обществу «благоустройство», правосудие и «безопасность». Стиль повести несет на себе отпечаток известной двойственности. Политическая, государственная проблематика произведения заставила Карамзина воспользоваться средствами классической поэтики: герои-резонеры, пространные монологи, высокий стиль и тому подобное. Но наряду с этим в повесть вторгаются и черты ранней романтической литературы, особенно ярко представленные таинственными предзнаменованиями неизбежной гибели Новгорода, почерпнутые писателем из старинных сказаний. «Рыцарь нашего времени» (1802 —1803) — незаконченная психологическая повесть. Интересна попытка описать становление и развитие характера героя начиная с младенческих лет. Рисуя добрую, чувствительную, благородную натуру Леона, писатель каждый раз указывает на те благотворные факты и события, которые повлияли на неопытную душу ребенка (заботы и любовь матери, книги, природа и т. п.). Любопытно отметить, что сам Николай Михайлович решая в чисто бытовом, домашнем плане вопрос о влиянии внешней среды на характер героя, ссылается в своей книге на учение Локка о воздействии высших факторов на «душу» человека. В основу повести положены факты из жизни автора. В целом повесть представляет собой попытку нарисовать образ «рыцаря» своего времени, тположительного героя в карамзинском его понимании. «История Государства Российского»— огромный, капитальный труд, в основу которого положено добросовестное изучение многочисленных исторических документов. «Древняя Россия,—писал Пушкин, — казалась найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». Правда, политические взгляды автора — признание за самодержавием ведущей, прогрессивной силы в истории — обусловили выдвижение на первый план князей, царей, видных политических деятелей и явное умаление творческой роли народных масс. Однако эта общая тенденция не помешала Николаю Михайловичу изобразить в ряде случаев подлинно героические события из жизни русского народа (Куликовская битва, взятие Казани и другие) и вместе с тем сурово осудить деспотические, своекорыстные поступки отдельных монархов (тирания Грозного, преступное властолюбие Годунова). В авторе «Истории...» вдумчивый ученый удачно соединился с талантливым писателем. В своем труде он выступает и как эпический писатель, и как тонкий психолог, помогающий понять характеры видных исторических деятелей. Слог писателя в его «Истории...» под влиянием языка летописей и народной поэзии неизмеримо окреп и возмужал, освободившись от навязчивой «чувствительности» сентиментальной прозы. Современники были в восторге от «Истории...». Первое издание было распродано за один месяц. «История Государства Российского»,— писал Пушкин,— есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека». Поэты-декабристы (Рылеев, А. Бестужев) брали из «Истории...» сюжеты для своих героических и тираноборческих произведений, Пушкин воспользовался ею при работе над трагедией «Борис Годунов». Поэзия Николая Михайловича представлена лирическими стихотворениями, балладами и незаконченной поэмой «Илья Муромец». Лирика знаменует резкий отход автора от одической и сатирической поэзии в область интимных переживаний и философских размышлений о смысле бытия. Писатель дал первые образцы баллад («Граф Гваринос», «Раиса») и пейзажной лирики («Осень») в русской поэзии. В поэме «Илья Муромец» былинный сюжет и герой переосмыслены в духе сентиментальных канонов. С явно программной, для русских сентименталистов, целью было написано стихотворение «Поэзия». Как поэт Николай Михайлович — ближайший предшественник Жуковского. С именем Карамзина связаны дальнейшие изменения в области литературного языка. Отталкиваясь от сложной, сугубо книжной теории «трех штилей», господствовавшей в художественной практике писателей-классицистов, он ставил перед собой назревшую для того времени задачу — сблизить литературный язык с разговорной речью. В связи с этим он объявляет решительную борьбу церковнославянизмам и тем самым высокому «штилю». Однако в своей художественной практике, равно и в теоретических высказываниях, писатель решительно отказался от сближения языка литературы с живой речью демократических масс России. «Грубому» языку простолюдинов писатель с похвалой противопоставил, как образцовый для него, язык великосветского салона. Эта боязнь демократизации литературного языка резко ограничила художественные возможности выработанного им «слога». Следует добавить, что в «Истории Государства Российского» эта ошибка во многом была исправлена писателем в связи с изучением и художественным освоением языка летописей и народных сказаний. Эстетические взгляды Николая Михайловича нашли свое выражение во многих написанных им статьях и рецензиях. Общий пафос их — борьба с классицистическими правилами и утверждение нового для того времени направления— сентиментализма. Из программных особенно характерна статья «Что нужно автору?». В ней, в противовес холодной, спокойной, рационалистической манере классицистов, он утверждает необходимость в литературном творчестве сугубо личного, глубоко эмоционального авторского начала, пронизывающего все произведение от первой до последней строки. Эстетическая программа Карамзина Н.М. во многом подготавливала почву для последующего романтического направления. Умер — [21.V(2.VI), 1826], Петербург. |
www.znaniy.com
Карамзин Николай Михайлович, краткая биография
1 декабря 1766 года в имении симбирского помещика Михаила Карамзина родился сын Николай. Спокойный, любознательный, тонко чувствующий ребенок получил обычное для провинциального дворянина воспитание и рано пристрастился к чтению. В 13 лет мальчика отправили в Москву, где в частном пансионе Николай совершенствовал светские манеры, а также изучал иностранные языки.
В 16 лет он поступил на военную службу, но быстро понял, что это не его стезя. Уже через полтора года Карамзин вышел в отставку. Большое влияние на будущего писателя оказали масоны. Четыре года Николай активно посещал московский кружок Новикова. К этому времени относятся и первые литературные опыты Карамзина. Разочаровавшись в масонстве, Николай отправился путешествовать. Франция, Германия, Швейцария и Англия дали любознательному юноше богатый материал для путевых заметок.
Вернувшись на родину, Карамзин начал издавать «Московский журнал», где опубликовал многие свои статьи, очерки, рассказы и повести. В их числе и «Бедная Лиза», принесшая автору широкую известность. Сегодня это произведение назвали бы «культовым». История крестьянской девушки, которую соблазнил и бросил молодой дворянин, вызвала настоящий восторг читателей. Они устроили паломничество к знаковым местам: пруду в Коломенском и Симонову монастырю. Многие приезжали в Москву только для того, чтобы увидеть любимого писателя хотя бы издали.
После суда над масонами Карамзин вынужден был уехать в деревню, где занялся составлением трехтомного альманаха русской поэзии, а затем издал сборник «Мои безделки». Усиление цензуры сделало практически невозможным публикацию следующих трудов. Карамзин решил заняться публицистикой. Особенно ему удавались статьи на исторические темы.
Друг писателя Муравьев устроил Николая на должность придворного историографа при молодом императоре Александре I. Здесь Карамзин получил доступ к государственным и церковным архивам. Он принялся за колоссальный труд – «Историю государства Российского» в двенадцати томах. Этому делу Карамзин отдал двадцать три года жизни. Последний том вышел уже после смерти автора. Грандиозное историческое исследование имело огромный успех у читателей. Выход каждого нового тома с нетерпением ждали даже светские дамы. Николая Карамзина называли Колумбом, который открыл для русских их прошлое.
Но научная ценность этого произведения не столь высока, поскольку автор пересказал известные материалы других историков. Карамзин не провел анализ, не сформулировал выводы и обобщения, но изложил факты живым литературным языком, сделав сухие научные изыскания очень увлекательными. «История государства Российского» больше похожа на научно-популярное произведение, чем на серьезную работу ученого. Однако писателю удалось всколыхнуть патриотические настроения и пробудить интерес общества к истории своей родины. Многочисленные ссылки и примечания открыли для широких читательских масс «Слово о полку Игореве», «Поучение Мономаха» и множество других первоисточников.
Последние десять лет жизни Николай Карамзин провел в Царском селе, где сблизился с семьей царя. События на Сенатской площади, свидетелем которых стал писатель, сильно подорвали его здоровье. Врачи советовали поездку в Италию, царь даже выделил для этого фрегат, но было уже поздно. В мае 1826 года знаменитого литератора не стало.
Значение творчества Николая Михайловича Карамзина для русской литературы очень велико. Он не был большим мастером слова, но произвел настоящую творческую революцию. Впервые героиней популярного произведения стала не княгиня или графиня, а простая крестьянка. Писатель создал новый литературный язык: простой, легкий, близкий к разговорному. Он ввел в обиход множество новых слов. До Карамзина русский язык обходился без «общения», «впечатления», «влияния», «усовершенствования», «катастрофы», «представителя», «достопримечательности», «благотворительности» и многих других современных понятий.
Писатель настаивал на необходимости обучения грамоте крестьян и организации сельских школ, считал, что домашнего образования для дворянских детей слишком мало. Он сам стал эпохой в литературе, едва ли не единственным серьезным представителем русского сентиментализма. По словам Гоголя, Карамзин – «явление необыкновенное», человек, который сделал все, что мог.
По писателю: Карамзин, Николай Михайлович
goldlit.ru
Краткая биография Карамзина Николая Михайловича
Карамзин Н. М. – известный русский прозаический писатель, журналист и исторический деятель. Родился Николай Михайлович в Казанской губернии в 1766 году. Сначала писатель был на домашнем обучении, после пошёл учиться в Московский пансион. В это время Карамзин увлекался литературой, а в частности Шекспиром. Также начинающий прозаик владел несколькими древними и новыми языками.В 1789 году началось путешествие Карамзина за границей. Он поехал в Европу, где началось развитие его творческого пути. Здесь Карамзин написал труд «Письма русского путешественника». Текст не был биографией, его письма – литературный текст, целью являлось описать открытия, сделанные Карамзиным во время путешествия.После возвращения на родину Николай Михайлович публикует своё произведение «Бедная Лиза», именно оно принесло ему признание и славу. Его творение было проникнуто реальной жизнью, а не возвышенным слогом. Это произведение способствовало развитию такого направления в литературе как сентиментализм. Карамзин хотел приобщить обычного читателя к культуре и сделать из него грамотного человека. В 1790–ых годах Николай Михайлович начинает заниматься реформой языка. Главной целью было сблизить литературный язык с разговорным.В 1803 году Карамзин официально решил заниматься исторической деятельностью. Он предлагает свою кандидатуру на роль историографа. В 1818 году появляется «История государства Российского», эта книга в дальнейшем будет издаваться сразу на нескольких языках. Этот огромный труд открывает новый этап в творчестве писателя. Журналистика теперь уходит на задний план и на первое место выходит историческая деятельность. «История государства Российского» - это новое открытие России. Карамзин писал свой труд для широкой образованной аудитории. Работа над историей России соединила писателя и царя Александра Первого. Благодаря этому Николай Михайлович приезжает в Царское село, чтобы быть рядом со двором. Ближе к своей кончине Карамзин стал сторонником монархии. Скончался писатель от тяжёлой простуды в 1826 году в Санкт-Петербурге.Карамзин оказал огромное влияние на журналистику, реформаторскую и просветительскую деятельность, историю, литературу и русскую культуру в целом. В журналистике он выдвинул образцы политических изданий, они впоследствии станут традиционными. В реформаторской деятельности Карамзин соединил литературное и разговорное слово. В просветительской деятельности именно Николай Михайлович ввёл в домашнее образование книгу. Как исторический деятель Карамзин написал труд, который до сегодняшнего дня остаётся предметом многочисленных споров и обсуждений. Как литератор Николай Михайлович на собственном примере показал, что настоящий писатель должен быть неподкупным и независимым в своих суждениях.
www.istmira.com