Капитан гастелло: Огненный таран: как летчик Гастелло совершил свой подвиг

Огненный таран: как летчик Гастелло совершил свой подвиг

Николай Гастелло родился в Москве в 1907 году, его отец был родом из белорусской деревни Плужины. Будущий летчик работал слесарем, когда был призван в Красную армию. Произошло это еще до начала войны — в 1932 году. Николая отправили учиться в школу пилотов в Луганске. До Великой Отечественной Гастелло успел поучаствовать в боях на Халхин-Голе, а также в советско-финской войне. Весной 1941 он начал осваивать бомбардировщик ДБ-3Ф: именно на самолете такого типа несколько месяцев спустя он совершит тот самый подвиг, который прославит его посмертно.

26 июня 1941 года — через несколько дней после начала войны — экипаж под командованием капитана Гастелло вылетел на бомбардировку немецкой механизированной колонны, двигавшейся по дороге Молодечно — Родошковичи. В самолете было четверо: в состав экипажа вошли лейтенанты Анатолий Бурденюк и Григорий Скоробогатый, старший сержант Алексей Калинин. Атака начиналась удачно: самолет сумел точно положить несколько авиабомб в скопление немецкой техники, а затем обстрелять разбегающихся солдат.

Хроника того дня стала известна благодаря другим участникам боевого вылета — старшему лейтенанту Федору Воробьеву и лейтенанту Анатолию Рыбасу. На их глазах капитан Гастелло развернул подбитый самолет, из которого шел дым, в сторону колонны. А затем направил машину прямо в гущу немецких танков и автомашин. До последнего экипаж вел огонь по противнику из объятого пламенем самолета: никто из его членов не попытался покинуть бомбардировщик. Затем раздался взрыв: самолет врезался в колонну. Сгорело немало немецкой техники. Цена подвига была высока: весь экипаж ДБ-3Ф погиб.

В начале июля вся страна услышала сводку Советского информбюро об огненном таране. Месяц спустя после подвига капитану Николаю Францевичу Гастелло было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его фамилия стала символом героизма и самопожертвования: несмотря на то, что многие летчики за годы войны погибли именно таким образом, в историю навсегда вошел именно капитан Гастелло.

После развала СССР, когда идеологическое наследие и исторические символы страны ставились под сомнение, были попытки развенчать подвиг летчика. В начале 1990-х появились публикации, что тот самый «огненный таран» совершил не Гастелло, а Маслов. В числе доводов в пользу своей версии авторы приводили тот факт, что на месте событий были обнаружены обломки бомбардировщика Маслова и останки членов экипажа этого самолета. Но эта находка — еще одно доказательство в пользу подвига Гастелло. Самолет Маслова удалось найти потому, что он врезался в грунт, а не в колонну техники. Взрыв самолета Гастелло после тарана колонны с горючим и боеприпасами не оставил после себя следов, кроме свидетельств очевидцев.

Несмотря различные версии и теории, которые всплывают до сих пор, фамилия Гастелло стала нарицательной и прочно вошла в память нескольких поколений как синоним подвига, мужества и самопожертвования.

Диктант Победы — ПОДВИГ ГАСТЕЛЛО. 26 ИЮНЯ 1941 ГОДА

Диктант Победы — ПОДВИГ ГАСТЕЛЛО. 26 ИЮНЯ 1941 ГОДА

Пожалуйста, включите JavaScript

    26.06.2021 статья

    ПОДВИГ ГАСТЕЛЛО

     

     

    26 июня 1941 г. в 4 утра эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиаполка под командованием капитана Н.Ф. Гастелло наносила бомбовые удары по механизированной колонне врага на дороге Молодечно – Родошковичи.

     

    Сбросив груз, экипаж Гастелло возвращался обратно. В пути его самолет был подбит снарядом зенитки. Загорелся бензобак. Объятая пламенем машина не смогла бы дотянуть до своей базы.

     

     

    Источник: http://inzhukovskiy.ru

     

    И капитан Гастелло направил горящий самолет в скопление бензоцистерн и автомашин противника. Так был совершен подвиг – наземный таран немецко-фашисткой техники. Экипаж, в который входили лейтенант Григорий Николаевич Скоробогатый, лейтенант Анатолий Акимович Бурденок, младший сержант Алексей Александрович Калинин геройски погибли. Они не захотели покинуть самолет на парашютах и пошли на смерть вместе со своим командиром.

     

    Фото: Герой-авиатор, командир авиаэскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка капитан Н. Ф. Гастелло. 1941. Источник: Российский государственный военный архив

     

    В наградном листе о представлении капитана Гастелло к званию Героя Советского Союза отмечалось: «Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемёта экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть лётчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа…».

     

    Источник: https://histrf.ru

     

    26 июля 1941 г. капитану Гастелло Николаю Францевичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). После войны приказом министра обороны СССР капитан Гастелло Н. Ф. навечно зачислен в списки одного из авиационных полков. Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 14 морских таранов, 52 танковых, 600 воздушных и 506 наземных. 

     

    Источник: портал «История.РФ»

    Обратная связь

    Как вас зовут?

    E-mail

    Выберите темуОставить отзывЗапись на площадкуРегистрация площадокМеждународные площадкиТехнические проблемы

    Ваше сообщение

    Время отведенное на тест истекло

    По вашему коду найден результат

    Баллов

    Время

    Результат не найден

    МАЛЕНЬКИЙ ЭЛЬ АЛИПТАРИ. БАКТЁРАЗ БЕЙСЕКБАЕВ

    Библиотека Елбасы продолжает проект памяти «Маңгілік ел алыптары», посвященный героям Великой Отечественной войны. Бактераз Бейсекбаев – герой, о жизни и подвиге которого долгое время знали лишь немногие. 21-летний младший сержант Бейсекбаев Б. был стрелком-бомбардировщиком 1-й авиационной эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й авиационной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса дальнебомбардировочной авиации. Он и его однополчане совершили бесстрашный подвиг 26 июня 19 года.41, нанеся смертельный удар по вражеской колонне.

    Воздушный удар произошел на трассе Молодечно — Радошковичи в Белоруссии. Советский бомбардировщик был сбит. Экипаж не выпрыгивал с парашютом, а направил горящий самолет на механизированную колонну противника. Бесстрашные бойцы гибли, уничтожая гитлеровцев. Об этом подвиге советское командование узнало из донесения летчиков Федора Воробьева и Анатолия Рыбаса. Но в тот день из боевого вылета не вернулись два бомбардировщика… Первым командовал командир эскадрильи капитан Николай Гастелло, вторым — капитан Александр Маслов. Героический баран был зарегистрирован на имя Н. Гастелло и посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

    В 1951 году было принято решение об эксгумации останков погибших летчиков для торжественного перезахоронения. Однако вскрытие могилы показало, что в ней находились вещи Александра Маслова и стрелка-радиста Григория Реутова. Останки Бактераза Бейсекбаева и других членов экипажа власти решили без огласки захоронить в братской могиле на Радошковичском кладбище, обломки их бомбардировщика отправили в музеи страны как останки самолета Гастелло, а памятник экипажу Н. Гастелло был возведен на месте гибели экипажа Маслова.

    История развивалась только в конце 80-х. Справедливость была восстановлена, и в 1996 году Александр Маслов и все члены его экипажа были посмертно удостоены звания Героев Российской Федерации. 28 мая 1997 года в газете «Известия» была опубликована статья Е. Полянского «Два капитана», «Горькая правда о Гастелло, его экипаже и многом другом». Автор раскрыл тайну истории подвига: «26 июня — очередной черный день. Погибло 15 экипажей! Осталось 12… Командиры в этот день не вернулись на базу. Летевшие с ним ведомые капитана Гастелло — старший лейтенант Воробьев и штурман лейтенант Рыбас, прибыли на базу и доложили, что их командир «послал к танкам горящий самолет». Ведомый капитана Маслова доложил, что его самолет «улетел в сторону леса». ,другой до сих пор никому неизвестен.По восстановленной надписи на документе, хранящемся в пластиковом футляре, который был обнаружен при вскрытии братской могилы, установлено, что этот документ принадлежал старшему сержанту Реутову Григорию Васильевичу.Г.В.Реутов служил воздушным стрелком-радистом в 207-м авиаполку. …С ним в самолете находились капитан Маслов Александр Спиридонович, лейтенант Балашов Владимир Михайлович и младший сержант Бейсекбаев Бактераз… Начальник Управления делами ЦК КПБ — Перепелицын».

    Правду о подвиге и героях подробно изучали братья Василий и Эдуард Харитоновы в 90-е годы. Они сообщили Первому Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, что одним из доблестных членов этого экипажа был Бактераз Бейсекбаев. Кто был тот летчик-казах? Где он родился и получил образование? Выяснилось, что Б. Бейсекбаев родился в 1920 году в селе Или Алматинской области в семье Шелпека Бейсекбаева. У него были брат Бейсекбай и сестра Несибели. У моего отца была ферма, но в 1928 он был раскулачен. Восьмилетнего Бактераза отправили в детский дом. Через некоторое время его усыновила бездетная русская пара.

    По воспоминаниям родственника героя С. Райымбекова, юного Бактераза однажды увидел человек по имени Рахымбай. Он сообщил будущему летчику, что его ищет брат Бейсекбай. Мальчик тут же сообщил радостную новость своим приемным родителям, которые тоже были очень рады. В 1937 году старший брат забрал Бактераза в свое село Баканас. А в 19В 38 лет парень пошел в армию и попал в авиацию. Он прислал фотографии с фронта, один из них из Латвии с надписью: «1940 год, 4 мая». Этот факт также коррелирует с историей капитана А. Маслова. Его дочь Ирина Гурная (Маслова) вспоминала: «Мать сказала, что отец летит в Латвию. После присоединения. Дома есть доказательства. Отец купил в Риге небольшой ковер. Я это хорошо помню».

    В 1998 году газета «Столичное обозрение» поделилась детским воспоминанием о таком же героическом подвиге М. В. Соколова: «Мне было тогда 12 лет. В этот день я пас коров. Я слышал гул самолетов. Два бомбардировщика приближаются со стороны солнца к перекрестку дорог, где двигались танки, автомобили и мотоциклы. Немецкая зенитная батарея открыла огонь. Один из самолетов загорелся и начал снижаться. Второй пошел дальше. ..В первый день я боялся подходить.Я думал,что там может быть какое-то взрывное устройство.На второй день я не выдержал – побежал туда и посмотрел на него.Разбитый самолет,окровавленные останки. Через несколько дней их похоронили там», — сказал он.

    Под руководством Президента Республики Казахстан проведена огромная работа по восстановлению истории Бактеораза Бейсекбаева. Государственный деятель, депутат Сената Парламента Казахстана Мухтар Кул-Мухаммед, занимавший в то время должность министра культуры РК, вспоминает, как искали родственников героя: «Когда наш материал вышел на телеканале «Хабар». канала, мы также опубликовали статью в газете «Столичная жизнь». Кто-то из дальних родственников, увидев материал по телевидению и прочитав статью в газете, передал ее родственникам Бактерораз… Приехав, мы обнаружили, естественно, что родителей героя давно нет в живых, детей у него не осталось, так как он ушел на фронт совсем молодым, и живым его видела только жена его старшего брата Бейсекбая Чампекова… Она помнит Бахтураса 6- годовалого ребенка… Мальчик остался сиротой и жил с братом и женой.Она сохранила его единственную фотографию, присланную Бактеразом в 1940 в Латвии».

    Награда обрела своего героя в 53-ю годовщину Великой Победы. 7 мая 1998 года указом Президента Республики Казахстан Бактеораз Бейсекбаев был удостоен высшей награды Казахстана «Халык кахарманы». «посмертно. Подвиги всех бойцов той страшной войны казахстанцы никогда не забудут. Славные имена казахстанцев — участников Великой Отечественной войны — в спецпроекте Библиотеки Елбасы «Ма҄гілік ел алыптары». Истинные герои, отважные сыновья и дочери казахской степи навсегда останутся в памяти потомков.

    Собрание сочинений Том. 24: Вокал и хор | Арам Хачатурян

    Содержимое:
    ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСА/ХОРА/ФОРТЕПИАНО
    Государственный гимн Армянской ССР для хора и фортепиано (1944)
    Три концертные арии для высокого голоса с оркестром в переложении для голоса и ф-но (1946)
    Баллада о Родине для баса с оркестром, в переложении для во и пф (1961)
    Ода Радости, кантата для Мз, смешанного хора, ансамбля скрипок, ансамбля арф и оркестра, в переложении для голосов и пф (1956)
    Песня о комсомольских горняках для хора 2-го голоса и фортепиано (1931)
    Песня о Черноморском флоте для хора 2-го номера без сопровождения (1931)
    Завтра в школу, песня для голоса или хора в унисон и фортепиано (1933) )
    Марш моряков-комсомольцев, песня для в.о.п.ф. или для в.о. хора и п.ф. (1933)
    На Гоголевском бульваре, песня для в.о.п.ф. (1935)
    Акция, Camaradas!, песня для во. п.ф. (1936)
    Песня «Под дождем» для vo&pf (1937)
    Мой друг, песня для vo&pf (1930-е)
    Дочери Ирана, песня для vo & pf (1938)
    Ты слышишь эту песню, о сердце?, песня для vo & pf (nd)
    Капитан Гастелло, песня для vo & pf (1941)
    Гвардейский марш, песня для воо, 2-х пт припев и пф (1942)
    Уральские мужики — молодцы, песня для воо и 2-х или 3-х пт припев (1942)
    Я тебя жду, песня для во и пл (1943)
    Слава Родине нашей, песня на в/ф (1943)
    Уральская девушка, песня на в/ф (1943)
    Армянская застольная песня на в/ф (19)48)
    Песня О Ереване на в/ф (1948)
    Песня Сердца на в/п (1949)
    Песня Про девушку на в/ф (1950)
    Ковер Счастья, песня на в/п ( 1950)
    О чем мечтают дети, песня для голоса, хора и музыки (1949)
    Клятва верности миру, песня для голоса или хора и музыки (1950)
    Вальс дружбы, песня для голоса или хора и музыки (1951)
    Песня женщин-борцов за мир для голоса или хора и пф (1951)
    Весенний карнавал, песня для голоса и пф (1956)
    Сегодня мы веселы!, песня для во/пф (1963)
    Песня О дружбе народов для во или хора и пф (1968)
    Аю-Даг, песня для во/пф (н. д.)
    Мы В чудное время жить!, песня для в/п (н.д.)
    Наша Советская Родина, песня для в/п (1960-е)
    Когда я на берегу, матросская песня для в/п (1960-е)
    Песня пожарных для хора и pf (1960-е)
    Песня-гимн для vo & pf (nd)
    Патриотическая песня для vo & pf (nd)
    Луговая песня, аранж. на мелодию М. Мирзояна для vo&pf (1931)
    тов. Хасан, обр. на мелодию Р. Меликяна для vo&pf (1931)
    На нашем лугу, обр. на мелодию А. Тер-Гевондяна для vo&pf (1931)
    Джавуз Идим, обр. Турецкой песни для vo & pf (1930)
    Game Song, обр. туркменской детской песни для хора во или в унисон & pf (1930)
    Наше будущее, аранж. туркменской народной песни для во и пф (1930)
    Корейская партизанская песня, обр. мелодии Ким Сон Нам для vo & pf (1951)
    Песня Пепо, из музыки к фильму ‘Пепо’ для vo&pf (1934)
    О мой сад, из музыки к фильму ‘Сад’ для vo&pf (1938)
    Моя родина, из музыки к к/ф «У них есть страна родная» для в/ф (1950)
    Походная песня, из музыки к к/ф «Адмирал Ушаков» для мужского хора без сопровождения(1953)
    Песня русских моряков, из музыки к к/ф «Корабли» Штурм бастионов» для мужского хора без сопровождения (1953)
    Песня про иву, из музыки к фильму «Отелло» для в.