Калинов мост из сказок: Калинов мост — мифология и легенда про речку Смородину и Калинов мост

Отзыв о сказке «Бой на Калиновом мосту»

Главные герои сказки «Бой на Калиновом мосту» — три Ивана: Иван-царевич, Иван Попович и Ванюшка, крестьянский сын. Возвращались они однажды с охоты и узнали, что через Калинов мост (он на реке Смородинке), идут враги на русскую землю. Враги непростые – змеи лютые.

Собрались три Ивана и отправились к реке Смородинке. Добрались до места и расположились в избушке на курьих ножках. Решили они по очереди караулить врага.

В первую ночь караулить вызвался Иван-царевич. Ночь была тихой, и уснул Иван-царевич на своем посту. А Ванюшка, крестьянский сын, не спал. Вышел он из избушки, да дубинку железную прихватил.

Тут шум раздался и на Калинов мост выехал шестиглавый змей, Чудо-юдо. Ванюшка не растерялся и своей дубинкой в два приема все головы змею снес. Головы под мостом спрятал, а сам спать отправился.

Утром из караула вернулся Иван-царевич и сказал, что ночь тихо прошла, никаких врагов не было. А Ванюшка промолчал, не стал ничего про схватку со змеем рассказывать.

На следующую ночь в караул отправился Иван-попович и тоже уснул на посту. А на мост выехал девятиглавый змей. Иван, крестьянский сын, в ту ночь опять не спал, стал он биться со змеем. С одного удара снес врагу три головы, а змей его по щиколотку в землю вогнал. Тогда Ванюшка еще три головы змею снес, а тот его по колени в землю вогнал. Не растерялся тогда крестьянский сын, глаза змею землей запорошил, а пока тот глаза протирал, снес змею последние три головы, а потом их под мост запрятал, и спать отправился.

Утром Иван-попович из караула вернулся и тоже сказал, что тихо ночью было. Тут Ванюшка молчать не стал, а повел товарищей к мосту и показал им змеевы головы, да пожурил за то, что в карауле спали.

На третью ночь в караул отправился Иван, крестьянский сын, а товарищам своим велел в избушке сидеть, да слушать, когда он на помощь позовет.

После полуночи на мост выехал двенадцатиглавый Змей Горыныч. Стали они с Иваном биться. Иван головы змею отрубает, а тот по ним огненным пальцем чиркает, и головы обратно к туловищу прирастают. Да еще змей успевает Ванюшку в землю своими ударами вгонять. Когда ушел Ванюшка по пояс в землю, кинул он свою рукавицу в избушку. Избушка развалилась от удара, проснулись Иван-царевич и Иван-попович и бросились на помощь Ванюшке.

Тут Иван, крестьянский сын, изловчился и отсек змею огненный палец, а два других Ивана врагу головы отрубили и отстояли они сообща Калинов мост.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Бой на Калиновом мосту» заключается в том, что к порученному делу надо подходить ответственно. Иван-царевич и Иван-попович в карауле спать улеглись и врага просмотрели. Лишь бдительность Ивана, крестьянского сына, помогла отстоять русскую землю от нападения врага.

Сказка «Бой на Калиновом мосту» учит любить Родину и всегда быть готовым встать на ее защиту, как это сделали герои сказки.

В сказке мне понравился Иван, крестьянский сын, который проявил бдительность и уничтожил врагов, пытавшихся пройти по Калиновому мосту на русскую землю.

Какие пословицы подходят к сказке «Бой на Калиновом мосту»?

Много спать — добра не видать.
Победа дается стойкому и отважному.
Всякая помощь хороша вовремя.

Рубрика: Родное слово

Метки: отзыв
Постоянная ссылка

Бой на Калиновом мосту — читать русскую народную сказку онлайн

Здесь вы можете читать русскую народную сказку «Бой на Калиновом мосту», в которой три богатыря, сыновья царя, попа и крестьянина, отправились защищать Калинов мост. В первую ночь на них напал шестиглавый змей, на вторую — девятиглавый, с ними крестьянский сын справился в одиночку, а на третью ночь напал двенадцатиглавый змей, но несмотря на предупреждения крестьянского сына два других богатыря заснули. Крестьянский сын на силу смог разбудить товарищей и вместе они победили врага.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. Была у царицы любимая подружка – попова дочь, была у царицы любимая служанка – Чернавушка. Вот скоро ли долго ли, родилось у каждой по сыну молодцу. У царицы – Иван Царевич, у Поповны – Иван Попович, у Чернавки – Ванюшка – крестьянский сын. Стали ребятки расти не по дням, а по часам. Выросли богатырями могучими.

Вот раз возвращались они с охоты, выбежала царица из горенки, слезами заливается:

— Сыны мои милые, напали на нашу страшные враги, змеи лютые, идут на нас через речку Смородину, через чистый Калинов мост. Всех людей кругом в плен взяли, землю разорили, огнём пожгли.

— Не плачь, матушка, не пустим мы змея через Калинов мост.

Словом-делом, собрались — поехали.

Приезжают к реке Смородине, видят — всё кругом огнём сожжено, вся земля Русская кровью полита. У Калинова моста стоит избушка на курьих ножках.

— Ну, братцы, — говорит Иван-царевич, — тут нам и жить и сторожить, не пускать врагов через Калинов мост. В черед караул держать.

В первую ночь стал сторожить Иван-царевич. Надел он золотые доспехи, взял меч, в дозор отправился. Ждёт — пождёт — тихо на речке Смородине. Лёг Иван-царевич под ракитовый куст, да и заснул богатырским сном. А Ванюшке в избушке не спится, не лежится. Встал Ванюшка, взял дубинку железную, вышел к речке Смородине и видит — под кустом Иван-царевич спит-храпит.

Вдруг в реке воды заволновались, на дубах орлы раскричались: выезжает Чудо-юдо — шестиглавый змей. Как подул на все стороны — на три версты все огнём пожёг! Вступил его конь ногой на Калинов мост. Вскочил тут Ванюшка, размахнулся дубинкой железной — три головы снёс, размахнулся ещё разок — ещё три сшиб. Головы под мост положил, туловище в реку столкнул. Пошёл в избушку да и спать лёг.

Утром-светом вернулся с дозора Иван-царевич. Братья его и спрашивают:

— А что, царевич, как ночь прошла?

— Тихо, братцы, мимо меня и муха не пролетела. Сидит Ванюшка, помалкивает.

На другую ночь пошёл в дозор Иван-попович. Ждёт — пождёт — тихо на речке Смородине. Лёг Иван-попович под ракитов куст и заснул богатырским сном. Среди ночи взял Ванюшка железную палицу, пошёл на речку Смородину. А у Калинова моста, под кустом, Иван-попович спит-храпит, как лес шумит.

Вдруг в реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались: выезжает Чудо-юдо — девятиглавый змей. Под ним конь споткнулся, ворон на плече встрепенулся, сзади пёс ощетинился. Рассердился девятиглавый змей:

— Что ты, собачье мясо, спотыкаешься, ты, воронье перо, трепещешь, ты, пёсья шерсть, щетинишься? Нет для меня на всём свете противника!

Отвечает ему ворон с правого плеча:

— Есть на свете тебе противник — русский богатырь, Иван — крестьянский сын.

— Иван — крестьянский сын не родился, а если родился, то на войну не сгодился, я его на ладонь посажу, другой прихлопну, только мокренько станет.

Рассердился Ванюшка:

— Не хвались, вражья сила! Не поймав ясного сокола, рано перья щипать, не побившись с добрым молодцем, рано хвастаться.

Вот сошлись они, ударились — только земля кругом застонала. Чудо-юдо — девятиглавый змей Ивана по щиколотку в землю вбил. Разгорячился Ванюшка, разошёлся, размахнулся дубинкой — три головы змея, как кочны капусты, снёс.

— Стой, Иван — крестьянский сын, дай мне, Чудо-юдо, роздыху!

— Какой тебе роздых, вражья сила! У тебя девять голов — у меня одна!

Размахнулся Иванушка — ещё три головы снёс, а Чудо-юдо ударил Ивана — по колена в землю вогнал. Тут Ванюшка изловчился, захватил горсть земли и бросил Змею в глаза.

Пока Змей глаза протирал, брови прочищал, Иван — крестьянский сын сшиб ему последние три головы. Головы под мост положил, туловище в воду бросил.

Утром-светом вернулся с дозора Иван-попович, спрашивают его братья:

— А что, попович, как ночь прошла?

— Тихо, братцы, только комар над ухом пищал.

Тут Ванюшка повёл их на Калинов мост, показал им змеиные головы.

— Эх вы, сони непробудные, разве вам воевать? Вам бы дома на печи лежать!

На третью ночь собирается в дозор Ванюшка. Обувает сапоги яловые, надевает рукавицы пеньковые, старшим братьям наказывает:

— Братья милые, я на страшный бой иду, лежите — спите, моего крика слушайте.

Вот стоит Ванюшка у Калинова моста, за ним земля Русская. Прошло время за полночь, на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались. Выезжает Змей Горыныч, Чудо-юдо двенадцатиглавое. Каждая голова своим напевом поёт, из ноздрей пламя пышет, изо рта дым валит. Конь под ним о двенадцати крылах. Шерсть у коня железная, хвост и грива огненные.

Въехал Змей на Калинов мост. Тут под ним конь споткнулся, ворон встрепенулся, сзади пёс ощетинился. Чудо-юдо коня плёткой по бёдрам, ворона — по перьям, пса — по ушам.

— Что ты, собачье мясо, спотыкаешься, ты, воронье перо, трепещешь, ты, пёсья шерсть, щетинишься? Али вы думаете, Иван — крестьянский сын здесь? Да если он народился, да и на войну сгодился, я только дуну — от него прах останется!

Рассердился тут Ванюшка, выскочил:

— Не побившись с добрым молодцем, рано, Чудо-юдо, хвастаешь!

Размахнулся Ванюшка, сбил Змею три головы, а Змей его по щиколотку в землю вогнал, подхватил свои три головы, чиркнул по ним огненным пальцем — все головы приросли, будто век не падали. Дыхнул на Русь огнём — на три версты всё поджёг кругом. Видит Ванюшка — плохо дело, схватил камешек, бросил в избушку — братьям знак подать. Все окошечки вылетели, ставенки в щепы разнеслись — спят братья, не слышат.

Собрал силы Ванюшка, размахнулся дубиной — сбил Змею шесть голов. Змей огненным пальцем чиркнул — приросли головы, будто век не падали, а сам Ванюшку по колена в землю вбил. Дыхнул огнём — на шесть вёрст Русскую землю сжёг.

Снял Ванюша пояс кованый, бросил в избушку — братьям знак подать. Разошлась крыша тесовая, подкатились ступеньки дубовые — спят братья, храпят, как лес шумит.

Собрал Ванюшка последние силы, размахнулся дубинкой, сшиб Змею девять голов. Вся сыра земля дрогнула, вода всколебалася, орлы с дубов попадали. Змей Горыныч подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем — приросли головы, будто век не падали, а сам Ванюшку по пояс в землю вогнал. Дыхнул огнём — на двенадцать вёрст Русскую землю сжёг.

Снял Ванюшка рукавицу пеньковую, бросил в избушку — братьям знак подать. Раскатилась избушка по брёвнышку. Проснулись братья, выскочили. Видят: вздыбилась речка Смородина, с Калинова моста кровь бежит, на Русской земле стон стоит, на чужой земле ворон каркает. Бросились братья на помощь Ванюшке. Пошёл тут богатырский бой. Чудо-юдо огнём палит, дымом дымит. Иван-царевич мечом бьёт, Иван-попович копьём колет. Земля стонет, вода кипит, ворон каркает, пёс воет.

Изловчился Ванюшка и отсёк Змею огненный палец. Тут уж стали братья бить-колотить, отсекли Змею все двенадцать голов, туловище в воду бросили.

Отстояли Калинов мост.

Русский фольклор и сказки – Жизнь в России

Чтобы по-настоящему понять Россию и русских, нужно вникнуть в ее фольклор. Вы найдете всевозможных интересных персонажей, таких как Баба Яга, Жар-птица, Царевна-лягушка и многих других. Каждый раз, когда я сталкиваюсь с новой историей, которая мне кажется интересной, я публикую ее здесь. Некоторые из них будут только для детей, а другие для взрослых. В любом случае, их изучение поможет лучше понять, кто они такие, и немного больше узнать о самой культуре.

1) Баба Яга Из всех русских персонажей сказок она одна из наиболее часто встречающихся. Чаще всего она встречается как хозяйка деревянной избушки на курьих ножках, или как хранительница пути в дикий лес. И она никого не пропускает. Баба Яга испытывает героя на выдержку и смелость. И если он окажется достойным, она поможет ему в выполнении его задачи, дав ему талисманы, которые помогут в его работе.

Однако есть еще одна Баба-яга, которую лучше избегать — та, которая любит полакомиться детьми. Главные герои должны полагаться на свой ум, чтобы спастись от нее. Она может также, по возрасту и лени, отдать «кухонную работу» тому, кто по глупости или добросердечию пропустил «ужин». Баба Яга может быть довольно драчливой, целую вечность гоняясь за богатырем на своей гигантской метле. Среди сказок есть «Баба Яга», «Василиса Прекрасная» и «Волшебные гуси-лебеди».

2) Жар-птица — русская версия легенды о Фениксе. Обычно птица является приманкой для смелых юношей, стремящихся к богатству. Жар-птица — крупная птица необыкновенной красоты, окутанная огнем — «ее перья были из полированного золота, а глаза — из восточного хрусталя». Несмотря на такой величественный вид, Жар-птицу легко поймать за незаконное поедание яблок в царском саду или поймать ее за поеданием зерна на пшеничных полях.

Очень часто герой натыкается на перо Жар-птицы и приносит его в дар царю, не зная, какая беда может с ним потом случиться. Получив перо, которое сияет ярче многих свечей, Царь обычно хочет птицу и отправляет героя на опасные поиски. Жар-птицу мы встречаем в таких сказках, как «Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк» и «Жар-птица и царевна Василиса»

3.Царевна-лягушка идеальная жена, умница и красавица, рассудительная и находчивая, верный и бережливый. И вдобавок ко всему, она искусна в магических искусствах и имеет в своем распоряжении целую армию нянь, которые могут помочь ей даже в, казалось бы, безвыходных обстоятельствах. Однако есть один недостаток. По приказу могущественного отца она на три года превращена в лягушку и вынуждена явиться в таком виде своему жениху — царевичу (цесаревичу) Ивану.

В ее сказке есть вся гамма фантастических элементов. Здесь вы найдете ритуал, когда наследный принц находит лягушку с помощью стрелы; нарушение правил – Иван сжигает лягушачью шкуру и теряет возлюбленную; и в наказание за свой проступок ему назначено испытание, которое он должен вынести, чтобы снова вернуть своего дорогого лягушонка. Сказка называется просто «Царевна-лягушка.

4) Горыныч Драго н имеет три головы. Он может появляться из воды, изрыгать пламя из ноздрей, иногда летать на огненных крыльях и часто живет в горах. Горыныч похищает женщин и нападает на города. Но, в отличие от Бабы-Яги, его нельзя подкупить или остановить — он всегда готов накормить тех, кто нарушает его отдых или срывает его планы.

Обычно единственный герой, способный победить дракона, рано или поздно прибывает, чтобы бросить дракону вызов на схватку. Горыныча-змея мы встречаем в таких сказках, как «Фролка», «Добрыня Никитич» и «Горыныч-змей».

5) Кикимора — злой дух, и она появляется в двух формах, в зависимости от того, за кого она выходит замуж. Есть Болотная Ведьма, замужем за хобгоблином, и Домовая Ведьма, жена Домового (домашний дух в славянском фольклоре). Болотная Ведьма появляется в сказках как уродливая старуха, одетая в водоросли. Ее работа — пугать тех, кто бродит по болотам, заманивать путешественников в зыбучие пески и красть маленьких детей.

Домашняя Ведьма другая — она ​​тихо живет в своем доме и редко показывается людям. Легенда гласит, что карги чаще всего являются душами утонувших людей или детей, умерших до крещения. Самая известная сказка о ведьме — «Кикимора» Алексея Толстого.

6) Кощей Бессмертный , злой монарх, обычно представляется тощим стариком или царем на коне. Он не полностью застрахован от смерти — его можно убить, но для этого нужно сломать волшебную иглу, которая спрятана в яйце, что в утке, что в зайце, что в сундуке в дуб. Есть и вторая версия истории, где жеребец несет смерть царю Кощее. Его история печальна; в одном из его рассказов «Кощей-воин» рассказывается о том, как он когда-то был воином, но был предан товарищами и взят в плен врагами.

Спустя долгие годы он смог вырваться из своей ржавой кольчуги и начал мстить. В нескольких версиях истории Кощея он заключает в тюрьму женщин, обычно невест юных героев сказки. Именно такую ​​версию мы находим в таких сказках, как «Кощей Бессмертный», «Мария Моревна» и «Царевна-лягушка».

Вот список сказок плюс ссылки на каждую из них.

Замок Мухи

Пони-Горбунок

Красная Шапочка

Двенадцать месяцев

Маленькая круглая булочка

The Gool of the World и летающий корабль

The Rudip

Каменный цветок

лягушка идет в путешествие

Семь Simeons

Sivka-Bourka

Сказание о Рице

Лягушка-царевна

Сказание о «Золотой горе»

Юкагирское сказание о мамонтах

Сказание о мамонте

Волшебное царство русского фольклора.