Каковы истоки музыки чайковского: Какие истоки музыки Чайковского? — Школьные Знания.com

Итак, человек, его судьба, его борьба за жизнь, за свое место в ней вот суть музыки Чайковского


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации




Общеизвестны слова великого русского композитора Петра Ильича Чайковского: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Как бы откликаясь на них, выдающийся исследователь творчества Чайковского академик Б. В. Асафьев писал: «Через душевную и впечатляющую силу того неуловимого качества, что делает музыку великим созданием искусства именно данного человека, таланта, гения, — Чайковский ещё при жизни своей становится для многих и многих верным другом, угадывавшем самое глубокое, тайное, интимное в сердцах».

Сам композитор дал ключ к пониманию основной направленности своего творчества в одном из писем 1891 г.: «Обратите внимание на выбор, который я всегда делал… — это всегда сюжеты. в которых действуют человеческие существа из плоти и крови, с их страстями, их горестями, их слезами и их радостями!»


Итак, человек, его судьба, его борьба за жизнь, за свое место в ней — вот суть музыки Чайковского.

Каковы же истоки такой направленности творческой мысли композитора? Разумеется ответ не может быть однозначным. В нем множество слагаемых: это и социально-исторический, художественный фон эпохи, и внешняя среда, в которой рос, воспитывался гений, и в первую очередь, самое изначальное, что влияло на формирование личности Чайковского – семья, ее уклад, ее атмосфера.


Перед вами книга, которая показывает Петра Ильича в его семейном кругу. Самое сокровенное в душе композитора, пожалуй, нигде не обнаруживалось более конкретно, как в общении со своими братьями, в переписке с ними, особенно с младшими Анатолием и Модестом. Потому-то книгу о братьях Чайковских можно рассматривать как ещё одну грань в постижении внутреннего мира одного из корифеев русского классического искусства.

Каждый из четырех братьев композитора, несомненно. был незаурядной личностью, но настоящий очерк не претендует на обстоятельное освещение жизненных путей и личностей братьев; книга посвящена. главным образом, их контактам с Петром Ильичом.


Документальные источники о жизни и деятельности близких П. И. Чайковского выявлены еще недостаточно полно. Но и то, что известно чайковсковедению и на основе чего создавался предлагаемый читателям очерк, позволило довольно чётко прорисовать характеры братьев Чайковских и роль Петра Ильича в их судьбах.

Очерк — не научное исследование У него иная задача — расширить представление о личности гениального художника, приблизить к нам П. И. Чайковского-человека. В книге много цитируемого материала. И композитору, и его братьям часто предоставляется право говорить самим о себе, поэтому каждый из персонажей очерка воспринимается достоверно, по-человечески тепло и живо.


Автор очерка — заместитель директора по научной работе Воткинского Дома-музея П. И. Чайковского, коллектива, который уже несколько лет занимается изучением родословной композитора, традиций семьи Чайковских, судеб ближайших родственников гения – всего того, что должно было найти отражение в П. И. Чайковском-человеке, а значит, в известной мере, и в Чайковском-художнике. Первым итогом этой кропотливой работы стал коллективный сборник об отце композитора («Илья Петрович Чайковский. Очерки жизни и деятельности». Изд. 2-е Ижевск 1979). Материалы этого сборника со всей очевидностью показали, что унаследовал Петр Ильич от отца, а именно: трудолюбие, честность, способность сочувствовать чужому горю, стремление помочь, поддержать человека на многотрудном жизненном пути.

Книга «Братья Чайковские» — новый, пусть и скромный, вклад в разработку вышеназванного направления в исследовательской работе музея П. И. Чайковского на родине композитора. И поскольку работа эта продолжается, поскольку с течением времени обнаруживаются неизвестные прежде документы, относящиеся к Чайковским, хочется пожелать, чтобы эта небольшая книга стала своеобразным эскизом к последующим основательным работам о всех достойных представителях рода Чайковских.


К. Ю. Давыдова,

заслуженный работник культуры


РСФСР, внучатая племянница П. И. Чайковского.

Скачать 2,87 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Русский композитор, которого знает весь мир



Тема: Русский композитор, которого знает
весь мир



Цель: Помочь через музыку проникнуть во
внутренний мир композитора

Ход урока

Портрет Чайковского (рисунок, изображающий
композитора в возрасте 49 лет, выполнен по
фотографии, снятой уличным фотографом в Женеве в
1880 году).

Слайд 1 (см. презентацию).

Учитель: — Конечно, вы узнали этого человека;

-Что вы знаете о нём?

Дети: — это Пётр Ильич Чайковский, композитор 19
века, родился у нас на Урале.

Учитель: — Я не сомневалась, что вы вспомните
нашего земляка, композитора, которого знает весь
мир.

Вы знаете, что родился он в городе Воткинске, и
его детство проходило в атмосфере любви и
сердечности. Именно здесь, в провинции, широко и
привольно лилась народная песня и звучала
выразительная, напевная, яркая русская речь. В
большой семье Чайковских между детьми были очень
тёплые отношения. Когда у родителей родились
близнецы, маленький Петя не мог скрыть восторга.
Вот как он говорил: “Я их уже видел несколько раз,
но каждый раз, как я их вижу, мне кажется, что это
ангелы, которые спустились на землю”.

Учитель: — Каким предстал перед вами Чайковский?

Дети: — Нежным, добрым.

Учитель продолжает разговор: Родители будущего
композитора были людьми интеллигентными и
образованными. Часто в их доме звучала музыка,
проходили любительские концерты, на которых
присутствовал и Петя, очень сильное впечатление
производили на мальчика крестьянские песни.

Учитель: Каким сейчас он предстал?

(впечатлительный, музыкальный, чуткий)

Учитель: — Услышим ли мы в его музыке эти черты?



Слушание пьесы “Мама” из “Детского альбома”

Учитель: — Какие чувства пробудила в вас эта
музыка?

Ребята делятся впечатлениями.

Да, он передал своё отношение к самому дорогому
человеку – маме, которую любил больше всех на
свете. Для всех людей мама самый дорогой и
главный человек. Старайтесь хранить мамин покой,
не заставляйте её расстраиваться.

Учитель: — Предлагаю спеть песню о Чайковском и
постараться передать в своём исполнением тот
образ, о котором вы только что говорили.

 (хоровое исполнение песни “Чайковский”
муз. А.Иванова сл. С.Широбокова.)

Учитель: — Мне понравилось ваше исполнение. Вы
спели очень выразительно, тепло, нежно. Можно
было представить образ чуткого мальчика, жадно
впитывающего в себя впечатления об окружающем
мире.

Учитель: О чём расскажет нам композитор в
следующем музыкальном произведении?



Слушание “Осенней песни” из цикла “Времена
года”.

Учитель: что вы услышали? Как поняли эту музыку?

Ответы детей:

— картина природы, когда идёт дождь;

— грустное настроение;

— кто-то думает о ком-то близком и грустит.

Учитель: — Это действительно картина природы,
которую очень любил композитор. Она давала ему
силы, поднимала настроение.

— А как по — вашему, какому времени года
посвящено это произведение?

Дети: — Это осень, как – будто опадают листья,
грустно, что закончилось лето, природа засыпает.



Слайд 2

Учитель: Чайковский написал музыку,
посвящённую каждому месяцу года. Это
произведение посвящено октябрю и называется
“Осенняя песня”. Картину осени мы видим и на
полотне Левитана. Природе посвящали
произведения художники, писатели, композиторы,
поэты. Мы c вами тоже любим общаться с природой:
бродить по лесу, слушать музыку леса и всегда
возвращаемся с прогулки в хорошем настроении.
Фортепианный цикл “Времена года” Чайковского
популярен среди исполнителей и слушателей
музыки.

Пётр Ильич много путешествовал. Он слышал
музыку других народов и жадно впитывал её
интонации, а потом сам писал музыку в духе того
или другого народа. Однако его произведения
всегда оставались русскими по духу.



Хоровое исполнение “Неаполитанской песенки”
муз. П. Чайковского слова Г. Иващенко.

Учитель: Композитор работал в разных
музыкальных жанрах.

Какие балеты Петра Ильича вам знакомы?

Дети: — “Спящая красавица”, “Лебединое озеро”,
“Щелкунчик”.



Слушание “Вальса цветов” из балета
“Щелкунчик”.

Учитель: — Вы обратили внимание на инструмент,
звучащий во вступлении?

Дети: — Звучание похоже на гусли;

— это арфа.

Учитель: Какие образы возникли в вашем
воображении?

 Дети: — Музыка, исполненная этим красивым
инструментом, создала ощущение волшебства,
сказочности.

— музыка танцевальная, яркая.

Учитель: — В этом вальсе удивительно сочетаются
разные инструменты, передавая то лирическое
настроение, то взволнованное, то ликующее.



Слайд3

Партитура “Щелкунчика” вошла в музыкальную
культуру как одна из самых драгоценных страниц
наследия Чайковского.

“Партитура” — нотная запись
многоголосного музыкального произведения
(хорового, оркестрового и др.)

Учитель: Слушая музыку Петра Ильича, мы
чувствуем каким был человеком этот выдающийся
композитор, которого знает весь мир!

“Пётр Ильич, как редко кто, любил жизнь.
Каждый день имел для него значительность, и
прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от
всего пережитого не останется никакого следа…”
писал о Петре Ильиче его брат Модест.

В 1892 году Пётр Ильич переступил порог своего
нового дома в Клину, который с годами стал Домом
– музеем композитора.

 Слайд 4

 Музыка Чайковского очень популярна не
только в России, но и во всём мире. Произведения
Петра Ильича звучат почти во всех концертах
классической музыки.

Он написал оперы и балеты, симфонии и концерты,
вокальную и инструментальную музыку, и мы ещё не
раз на уроках музыки встретимся с этим
величайшим композитором!



Слайд 5

“Я желал бы всеми силами своей души, чтобы
музыка моя приносила людям подмогу и утешение”.
П.И.Чайковский

Вывод: Слушая и исполняя музыку Петра
Ильича Чайковского, мы почувствовали тепло его
души, его тонкое восприятие всего того, что его
окружало, и его музыка навсегда останется в
сердцах людей живущих не только в нашей стране,
но и во всём мире.

История музыки 102 | ipl: Информация, которой можно доверять

Родился: Воткинск, Вятский уезд, 7 мая 1840 года
Умер: Санкт-Петербург, 6 ноября 1893 года правительственный служащий. Ненавидя эту должность, он обратился к музыке и учился во вновь созданной музыкальной школе в Петербурге. Здесь его сочинения привлекли большое внимание, а Чайковского провозгласили надеждой музыкального будущего России. Тем не менее многие ранние произведения Чайковского подвергались резкой критике со стороны его сверстников и учителей, особенно со стороны русских композиторов-националистов, в том числе

«Могучая пятерка». Но его музыка обычно всегда пользовалась успехом у публики. К таким произведениям относятся его первые три симфонии, Концерт для скрипки с оркестром ре мажор и чрезвычайно популярный Концерт для фортепиано с оркестром No. 1 си-бемоль минор. Чайковский, всегда самокритичный, чувствовал, что не может понять концепции музыкальной формы, и поэтому в значительной степени полагался на романтические мелодии и красочную оркестровку. Эта зависимость от «большой мелодии» очевидна в его лучших произведениях и в значительной степени ответственна за его огромную популярность среди новичков в классической музыке и на концертах «популярных» классиков. Среди его самых популярных произведений — увертюра «1812 год», написанная в 1880 году в рамках празднования победы России над Наполеоном.

В 1877 году Чайковский получил несколько заказов от богатой вдовы, Надежды фон Мекк , чье постоянное покровительство и финансовые дары позволили Чайковскому посвятить все свое время сочинительству. Симфония № 4 фа минор была первым из этих более поздних произведений, и хотя мадам фон Мекк и Чайковский почти ежедневно общались в письмах, за пятнадцать лет отношений они ни разу не встретились. Одним из его самых успешных и до сих пор популярных произведений этого периода является опера 9.0009 Евгений Онегин . Именно в это время Чайковский, мучаясь из-за своей гомосексуальности, принял прискорбное решение жениться. Союз невротичного, сверхчувствительного гомосексуалиста и психически неуравновешенной и очевидно сексуально ненасытной молодой девушки, несомненно, был обречен на провал. Брак был расторгнут всего через три месяца после психического срыва Чайковского и попытки самоубийства.

Романтика Чайковского нашла наибольшее выражение в его трех великих балетных партитурах, каждая из которых пользуется неизменной популярностью. «Щелкунчик » — неизменный фаворит Рождества, а известная тема трагической Принцессы-Лебедя из «Лебединого озера», кажется, олицетворяет сильное, сердечное, романтизированное страдание, которое так часто звучит в музыке Чайковского. Нигде это грустное, тоскующее качество не проявляется так ярко, как в первой части его Симфонии № 1. 6 си минор, прозванный его братом Модестом «Патетическая». Чайковский намекнул, что у этой симфонии есть какая-то программа, но так и не пояснил, какая именно. Что речь идет о страдании и трагедии, видно из этой мелодии, одной из величайших произведений композитора, и из того, что финал симфонии имеет весьма необычную форму задумчивого и печального плача. Чайковский скончался вскоре после премьеры симфонии, скорее всего, в результате самоубийства, хотя до сих пор нет единого мнения об этом.

Хорошо это или плохо, но музыка Чайковского оказала влияние на многих русских композиторов ХХ века. Балеты, концерты и оркестровая музыка Рахманинова и Прокофьева чем-то обязаны Чайковскому, а Игорь Стравинский называл его «самым русским из всех нас».


История музыки 102: Путеводитель по западным композиторам и их музыке
Разработано, составлено и создано

Робертом Шеррейном

Петр Ильич Чайковский — Музыка

Введение

Петр Ильич Чайковский (также пишется Чайковский, Чайковский, Чайковский; р.  1840–ум. 1893) процветал как международный композитор, но на протяжении большей части 20-го века исследования его карьеры неточно подчеркивали его национализм. Более поздние исследования в Доме-музее Чайковского в Клину и других архивах разоблачают мифы, окружавшие его музыку, и вносят поправки в записи его жизни, показывая, что этот якобы самый русский из русских композиторов на самом деле был стилистически полиглотом и космополитом. Его выразительный диапазон проявляется в его самых устойчивых популярных партитурах (включая балеты 9).0042 Лебединое озеро и Щелкунчик вместе с его более поздними симфониями), а также в его предполагаемых творческих осечках (например, опера Чародейка ), произведениях, которые остались незавершенными к моменту его смерти (опера История любви мистера Гилфила ), а также опубликованные посмертно (Третий фортепианный концерт). Исследования жизни Чайковского в основном основаны на его собственных дневниках и личных письмах, которые он писал своей давней покровительнице Надежде фон Мекк, брату Модесту, великому князю Константину Константиновичу, Эдуарду Направнику и другим лицам, причастным к его музыкальной деятельности. Некоторые из этих материалов недавно стали доступны в чистом виде; другие только что обнаружены. Можно привести доводы в пользу расширения набора источников, включив в него пропущенные официальные документы, например, интенданта Императорских театров, Императорской капеллы, ректоров Санкт-Петербургской и Московской консерваторий, а также более широкий выбор воспоминания, рецензии и критические статьи. Но стипендия в целом отстает от источников. После окончания Санкт-Петербургской консерватории и работы профессором Московской консерватории Чайковский стал самостоятельным композитором. Поддержку его деятельности в середине карьеры оказала Надежда фон Мекк, которая предоставила Чайковскому достаточно средств (6000 рублей в год), чтобы он мог путешествовать и сочинять, где он пожелает. Решение фон Мекка в 189 г.0 о прекращении ее поддержки стало неожиданностью, но не скомпрометировало деятельность Чайковского, поскольку он получил государственную пенсию от царя Александра III и мог выбирать комиссионные дома и за границей. Звуковой мир Чайковского отличался от его сверстников, пяти композиторов-националистов, известных как «Могучая кучка»: Милия Балакирева, Александра Бородина, Сезара Кюи, Модеста Мусоргского и Николая Римского-Корсакова. В отличие от них, Чайковский избегал стилизованного фольклора и штампованной экзотики в своих произведениях, предпочитая вместо этого определять свою нацию через имперское зрелище. Его более поздние работы трансформируют старые и новые европейские идиомы, продвигаясь стилистически и синтаксически в область, позже определенную как сюрреализм.

Общие обзоры

Рекомендуются три публикации: Campbell 1994 для описания очевидцами русской музыкальной жизни XIX века, Frolova-Walker 2007 для переоценки русского музыкального национализма и Maes 2006 для описания карьеры Чайковского.

  • Кэмпбелл, Стюарт, изд. и транс. Русские о русской музыке 1830–1880 гг.: Антология . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1994.

    .
    DOI: 10.1017/CBO9780511597282

    NNNОхватывает творчество Чайковского на музыку могучей кучки и рассматривает установление русского музыкального канона XIX века.

  • Фролова-Уокер Марина. Русская музыка и национализм: от Глинки до Сталина . New Haven, CT: Yale University Press, 2007.

    Оперный и оркестровый репертуар Н.Н.Н.Чайковского рассматривается в контексте могучей кучки и их попутчиков. Фролова-Уокер ставит 9 Чайковского0032 Три херувимские песни и, кратко, его Литургия в контексте националистических инициатив Русской Православной Церкви в конце 19 века. Обсуждение автором музыкальной экзотики в увертюре-фантазии Чайковского « Ромео и Джульетта » резко критикует «Тарускин 1997», цитируемое в разделе «Оркестровая музыка, исключая концерты».

  • Мэйс, Фрэнсис. История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра . Перевод Арнольда Дж. Померанса и Эрики Померанс.