Содержание
Киевский князь Владимир Святой и политическая злоба дня
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Тысячу лет назад умер киевский князь Владимир, вошедший в историю как Владимир Креститель и Владимир Святой. Рюрик создал государство восточных славян, Владимир дал ему религию и культуру и поставил в один ряд с державами того времени. Князь Владимир — личность исторического масштаба, а из-за нынешнего российско-украинского конфликта обретшая и политическую злободневность.
Тысячу лет назад умер киевский князь Владимир, вошедший в историю как Владимир Креститель и Владимир Святой.
Рюрик создал государство восточных славян, Владимир дал ему религию и культуру и поставил в один ряд с державами того времени.
Русь-Россия за тысячу с лишним лет знала четырех реформаторов, кардинально изменивших страну, как бы ни относиться к содержанию их реформ: Владимира, Петра I, Ленина и Ельцина.
Князь Владимир — личность исторического масштаба, а из-за нынешнего российско-украинского конфликта обретшая и политическую злободневность.
Жестокие нравы
Владимир не унаследовал престол, а взял его в кровавой междоусобице (на которые была впоследствии столь богата история Руси).
Он был младшим сыном князя Святослава, к тому же рожденным не знатной женщиной, а ключницей Малушей. Его называли «робичичем», то есть сыном работницы.
Понятия монархической легитимности тогда еще не закостенели, происхождение не делало Владимира бесправным бастардом, но и шансов на власть не повышало.
Святослава в 972 году сменил в Киеве старший сын Ярополк. Владимир еще при жизни отца был посажен в Новгород. Год его рождения неизвестен, но, судя по всему, было ему тогда около двадцати.
Пять лет Владимир копил силы и деньги, потом заручился поддержкой скандинавских конунгов, собрал дружину из наемных варягов и новгородских добровольцев и пошел войной на сводного брата (кстати, новгородцы в X-XI веках пять раз брали Киев и сажали там угодных им князей, киевляне же не захватывали Новгород ни разу).
По пути сделал остановку в Полоцке и посватался к дочери тамошнего князя Рогнеде. Девушка не захотела замуж за «робичича», чей поход еще неизвестно чем закончится, семья ее поддержала. Тогда Владимир убил отца и братьев Рогнеды, а ее взял в жены силой. Она стала матерью его сыновей, в том числе Ярослава Мудрого, а что при этом чувствовала, можно лишь догадываться.
Согласно преданию, однажды ночью она пыталась зарезать мужа, и Владимира спасло только то, что он вовремя проснулся.
Подойдя к Киеву, Владимир переманил на свою сторону главного советника Ярополка воеводу Блуда, тот убедил господина отправиться на переговоры, где два варяга-наемника «вздели его мечами под пазухи».
Историки гадают, отчего, судя по тому, что нам известно, общество не сильно осуждало Владимира за вероломное убийство брата, тогда как случившаяся в следующем поколении Рюриковичей расправа Святополка Окаянного над Борисом и Глебом была воспринята как неслыханное злодейство.
Одни исследователи объясняют это тем, что Русь уже усвоила христианские ценности, когда произошло убийство Бориса и Глеба. Другие утверждают, что во время возвращения Святослава из неудачного похода на Византию Ярополк устроил в Киеве переворот, часть Святославовой дружины бросила своего князя и ушла к новому повелителю, Святослав не мог немедленно отправиться в ставшую враждебной столицу и вынужден был зазимовать с малым числом людей в районе днепровских порогов. Там его убили печенеги кагана Кури, который сделал из черепа Святослава чашу для вина.
Если все так и было, то Владимир отомстил Ярополку за то, что тот предал отца.
Судьба варягов, помогших ему прийти к власти, характеризует молодого Владимира как ловкого политика. Столкнувшись со своеволием и ненасытными материальными претензиями наемников, он удачно сплавил их на службу в Византию, а императору отправил письмо с дружеским советом распределить буйную ватагу по разным гарнизонам.
Цивилизационный выбор
Владимир княжил 37 лет — очень долго по меркам того времени.
Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что он был толковым и энергичным правителем: отражал вражеские набеги, сам ходил в походы, основывал города.
Владимир умел быть популярным: щедро награждал дружину (однажды велел перелить на жалованье «отрокам» личное столовое серебро), постоянно устраивал многолюдные пиры — в общем, вел себя так, как по тогдашним понятиям подобало правильному князю или королю. За что в народных былинах его называли Владимиром Красное Солнышко.
Но главным его деянием стало крещение Руси в 988 году.
Первые 10 лет правления Владимир, по примеру отца, был ярым приверженцем язычества и пытался превратить его из набора народных верований в официальный государственный культ: кодифицировал и упорядочил древнеславянский пантеон и обряды, провозгласил верховным божеством Перуна, построил над Днепром большой храм, устройство которого отражало установленную им иерархию богов.
Русь могла повторить путь Индии, оставшейся страной многобожия.
Причина решения о крещении очевидна: принятие христианства вводило страну в тогдашнее «мировое сообщество». Сторонником изоляционизма и самобытности Владимир не был, другое дело, что, видя Русь в Европе, хотел присутствовать там на равных.
«Кастинг богов»
«Повесть временных лет» рассказывает, что Владимир, выбирая религию для себя и народа, призвал представителей иудаизма, ислама, Ватикана и Константинопольского патриархата, дабы уяснить, во что, собственно, они верят и чья вера истинная.
«Великая схизма» 1054 года случилась через 66 лет, так что говорить о католиках и православных в эпоху Владимира не вполне корректно, но политические и богословские разногласия между Римом и Константинополем обозначились задолго до него, и имело колоссальное значение, кто назначит епископа в новообращенную землю.
Иудеев Владимир якобы отослал прочь, заявив, что Всевышний разгневался на них, рассеяв по миру и лишив отечества, следовательно, учиться у них нечему. Мусульманам сказал: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти», западным христианам — что «наши деды того не принимали», и выбрал греческое православие на том основании, что в тамошних церквях красиво поют.
Историки единодушно считают все это легендой. Хотя бы потому, что Владимир не был неотесанным варваром и о мировых религиях знал не понаслышке. В Киеве имелся еврейский квартал, и одни из ворот города именовались Жидовскими, в Новгороде немецкий квартал, мусульманские купцы и дипломаты тоже были не в диковину. За два года до крещения Руси Владимир направлял посольство в Хорезм.
Византия являлась единственной сверхдержавой того времени, центром цивилизации и культуры, своего рода наследницей великого Рима. Ее упадок был впереди, а принадлежать к Западной Европе сделалось интереснее и престижнее только лет через двести.
Предтечи
К тому же Владимир ничего нового не выдумал. Крестился еще Аскольд, военачальник Рюрика, ушедший от него со своими людьми, некоторое время правивший в Киеве и впоследствии убитый Вещим Олегом. В 867 году патриарх Фотий писал, что «народ Рос переменил языческую и безбожную веру», хотя, как оказалось, несколько поторопился.
Была христианкой бабушка Владимира княгиня Ольга, также причисленная церковью к лику святых.
В 957 году она отправилась за крещением в Константинополь, но базилевс Роман повел себя высокомерно: заставил долго ждать аудиенции, преподнес жалкий подарок в 700 золотых монет и называл не «сестрой», а «дочерью».
Ольга крестилась, но затаила обиду. Когда на следующий год в Киев прибыло византийское посольство просить военной помощи против болгар, она отказала, заявив: «Пусть император явится сюда и подождет у киевской пристани столько, сколько я его ждала в Золотом Роге».
В 959 году Ольга решила обратиться за духовным окормлением к Ватикану. Факт, замалчиваемый официальными российскими историками, но подтвержденный многочисленными европейскими анналами.
Спустя два года крестить Русь прибыл епископ Адальберт с клириками, но получил от ворот поворот. Ватиканские хронисты сильно возмущались «обманом русов».
Вероятно, дело было в том, что Адальберт долго раскачивался. За это время вошел в возраст и взял бразды правления сын Ольги Святослав, не желавший слышать о христианстве ни в какой версии.
«Повесть временных лет» цитирует слова Святослава, что дружина-де станет над ним смеяться. Однако в дружине к тому времени хватало христиан, а Святослав был не тот человек, над кем могут издеваться подчиненные. Приказал бы — все крестились бы как миленькие.
Скорее, мироощущению отважного рубаки, не любившего ничего сложного, были ближе воинственные боги предков. Почитать Того, Кто позволил бичевать и распять себя, вместо того, чтобы разразить врагов молниями, он находил странным.
Ярополк также проявлял интерес к христианству, а по некоторым данным, и принял крещение. Не исключено, что Владимир первое время культивировал язычество в пику свергнутому брату.
Разговор на равных
Решив креститься, Владимир учел опыт Ольги, да и соотношение сил несколько изменилось.
Первым делом он взял греческий город Херсонес, находившийся на месте нынешнего Севастополя, и отписал базилевсу Василию II, что крещение Руси пройдет только «в пакете» с его женитьбой на сестре императора Анне.
Брак с багрянородной принцессой считался неслыханной честью, в которой отказали германскому императору Оттону II и французскому королю Гуго Капету.
Долго спорить Василию не пришлось. Его трон шатался из-за мятежа, поднятого военачальником Вардом Фокой.
Получив желаемое, Владимир направил войско и вместе с новым родственником разбил Варда Фоку.
Это было уже не челобитье вождя варваров просветить и взять под высокую руку, а как минимум равноправная сделка.
Двоеверие
Став христианином, Владимир, судя по всему, уверовал искренне: будучи большим женолюбом, распустил свой вышгородский гарем и даже первым в мире на какое-то время отменил смертную казнь, объяснив: «Боюсь греха». Византийские священники облегчили его колебания, сказав, что князь — не простой смертный и не всегда должен следовать заповедям буквально.
Не то было с подданными Владимира.
Как практически все реформы на Руси, обращение в христианство осуществлялось сверху и насильственно.
Катехизации населения не проводилось. Первые священники из местных появились только при сыне Владимира Ярославе. Греческие церковнослужители творили обряды, смысла которых новообращенные христиане не понимали.
Даже в Киеве, где княжеская власть была наиболее сильна, жители толпой бежали за сброшенным с кручи в реку Перуном, крича: «Выдыбай [выплывай], Боже!». В конце концов, отягощенный золотыми и серебряными украшениями деревянный идол утонул, что было представлено как доказательство его слабости и ложности.
Крестить Новгород Владимир послал своего дядю по матери Добрыню и воеводу Путяту. Даже расположенный к Рюриковичам неизвестный автор «Повести временных лет» отметил, что «Добрыня крестил огнем, а Путята мечом».
Языческие волхвы ушли в леса. Контролировать, как жили и во что верили люди за пределами городов, власть не могла.
Владимир стал в крещении Василием, но остался для всех Владимиром. Его сыновья и внуки имели по два имени: христианское и традиционное.
По оценкам историков, на Руси примерно 200 лет сохранялось двоеверие.
Окончательному торжеству православия способствовало монгольское нашествие. В годину бедствий церковь осталась единственным объединяющим общество институтом и духовной опорой.
Археологи указывают, что языческий обычай класть в могилы еду и утварь ушел только в XIV веке. Другие традиции, например, празднование Масленицы, прыжки через костер на Ивана Купалу и девичьи гадания на суженого в бане, оказались еще более живучими.
Колыбель трех народов
В канун 1000-летия смерти Владимира Святого в Москве озаботились возведением ему памятника, да чтобы непременно больше, чем тот, что с 1853 года стоит над Днепром.
По мнению наблюдателей, дело не столько в памятной дате, сколько в обострении отношений между Россией и Украиной. Посыл ясен: не присваивайте!
С тем, что Древней Русью надо гордиться, согласны все. Спор о том, кого считать прямыми наследниками славных предков и отцов-основателей, а кого побочной ветвью.
Украинская сторона выдвигает два аргумента.
Во-первых, Владимир, что ни говори, княжил в Киеве, а не в Москве, которой тогда и в проекте не было.
Во-вторых, Древней Руси были чужды холопство и подобострастное отношение к власти. Князь, как все европейские правители раннего средневековья, не был самодержцем, бояре и дружинники обладали большими личными правами, в городах имелись веча.
Политическая культура Великороссии, утверждают украинские историки, восходит не к Руси Владимира и Ярослава, а к Золотой Орде, там и ищите своих предтеч!
С российской точки зрения, основным, если не единственно важным элементом национального существования является государственность. Кто сумел ее сохранить и приумножить, те и главные, а кто утратил на столетия — младшие братья, которым надлежит старших почитать и слушаться.
В лондонском районе Бэйсуотер стоит отлитый на средства общественников-энтузиастов маленький памятник Владимиру. В надписи на постаменте он назван «украинским князем».
Звучит достаточно юмористически, учитывая, что «Украина» как географическое понятие впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1187 годом, а нация сформировалась и того позже.
С другой стороны, и к современным русским подданные Владимира относятся примерно так же, как галлы к французам.
Восточные славяне вообще не имели родового имени. Были племена полян, древлян и так далее.
Происхождение слов «Русь» и «русский» точно не известно, и вряд ли когда-нибудь в данном вопросе появится абсолютная ясность.
Многие исследователи возводят его в древнескандинавскому ruotsi — гребцы. Русы — народ гребцов.
Если гипотеза верна, то так изначально называли викингов, передвигавшихся по рекам и морям на своих драккарах. Славянин становился русом, поступив на княжью службу. Впоследствии имя касты завоевателей распространилось на все население.
Вероятно, правильнее всего называть Владимира так, как называл себя он сам и как называли современники: князем киевским. А применительно к последующим событиям признать наиболее взвешенной и научно выверенной советскую позицию: Киевская Русь — колыбель трех народов, русского, украинского и белорусского, близких, но не тождественных, и одинаково заслуживающих уважения.
Спекуляции о том, кто главнее и истиннее, кто «ополячился», а кто «сбежал в леса и болота и оторвался от цивилизации», хорошим отношениям не способствуют. Особенно если ведутся не в академическом ключе, а с желанием уязвить друг друга.
28 июля отмечают День крещения Руси
28 июля отмечается День крещения Руси. В 988 году киевский князь Владимир Святославович раз и навсегда изменил духовную жизнь русского народа. Как это происходило, и какие события повлек за собой переход в христианскую веру, рассказываем в материале 5-tv.ru.
Князь Владимир — до принятия крещения
День крещения Руси отмечается ежегодно 28 июля. В этот день православные поминают князя Киевского Владимира (около 960–1015 — Прим. ред.) — крестителя Руси.
Великий киевский князь Владимир жил в X–XI веках. Его мать была из древлян, дочерью казненного святой Ольгой князя Мала за убийство ее супруга Игоря. Ольга смилостивилась над его детьми Добрыней и Малушей и взяла с собой. Добрыня стал хорошим помощником Владимиру в делах военного и государственного управления, а Малуша вышла замуж за сына княгини Святослава, хотя она и не одобряла брак с рабыней и ключницей.
В 970 году Святослав поделил Русскую Землю между тремя сыновьями: Киев — Ярополку, Овруч — Олегу, Новгород — Владимиру. Первые годы княжения Владимир позиционировал себя как яростный язычник. Он возглавляет поход против брата Ярополка-христианина и завладел киевским престолом, «покорив окрестные страны, одни — миром, а непокорных — мечом».
До принятия христианства молодой Владимир был известен как «великий распутник». У него было около 7 жен, в том числе наложница-вдова брата Ярополка, и 23 ребенка. Все изменилось, когда молодой князь попросил руки византийской царевны Анны взамен военной помощи императорам в виде войска варягов. По тем временам это было неслыханной дерзостью, ведь девушку царских кровей не могли выдать замуж за иноверца. Однако в сложных условиях Константинополь был вынужден согласиться с одним условием — если жених примет крещение и перейдет в христианскую веру.
Как крестили Русь: Из язычников в христиан
Владимир Святославович принял крещение, а вместе с ним обряд прошли некоторые его слуги, сыновья, жены (язычники могли иметь много жен) и часть боярского сословия. При этом от своих жен он отказался и позволил им выйти замуж снова, либо остаться одинокими.
Греки, в свою очередь, не спешили со свадьбой. Князбь Владимир, ыыполнив свою часть сделки, сильно разгневался и отправил войско на захват Херсонеса. Неприступный доселе оплот византийского господства на Черном море пал, а послы доставили Анну вместе с митрополитом Михаилом и свитой на венчание из Константинополя в Херсонес. Также ради совершения равного брака византийцы наделили Владимира цесарским (императорским) титулом.
Великий князь весной 988 года отправился с супругой через Крым, Тамань, Азовские земли обратно в Киев. Перед процессией с молебнами и песнопениями несли кресты, иконы и святые мощи. И вот в водах Днепра произошло историческое крещение киевлян. Накануне Владимир объявил: «Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг». Желание правителя было исполнено беспрекословно.
Фото: Владимир Медведев / ТАСС
Во всех городах по велению князя начали свергать языческих идолов, возводить церкви и крестить людей. Где-то приходилось менять веру «огнем и мечом». С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников.
Следом в Киеве возвели храм Софии — Премудрости Божией и кафедральный собор Пресвятой Богородицы. Тогда же ввели церковную десятину.Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира: по воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии.
В 1007 году князь перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга Анна. После ее кончины князь вступил в новый брак — с младшей дочерью немецкого графа, внучкой императора Оттона Великого. По другим данным, последней женой стала неизвестная пленница.
В следующие годы правления Владимир сдерживал на рубежах Руси врагов, возводил города, крепости. Им построена первая в русской истории «засечная черта» — линия оборонительных пунктов против кочевников. Эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления Руси.
В 1013 году князь пережил заговор против себя. Сын Святополк Окаянный хотел завладеть киевским престолом, опасаясь, что отец выберет себе другого наследника. Принесший притворное покаяние Святополк был оставлен на свободе. После сын Ярослав решил отделиться от отца, не платить дань и обрести независимость. 73-летний Владимир готовился к походу на Новгород, однако тяжело заболел и умер в загородной резиденции в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Приближенные постарались скрыть смерть от Святополка и избежать внутриусобной войны. Тело князя обернули ковром и тайно вывезли ночью в Киевскую Десятинную церковь, где и похоронили. Святые мощи положили в мраморной раке в Климентовском приделе Десятинного Успенского храма рядом с такой же мраморной ракой царицы Анны.
История праздника
Празднование равноапостольному Владимиру было установлено Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.
Впервые День крещения Руси отметили в 1888-м. Тогда по Российской империи прошли широкие праздничные гуляния. В Российской Федерации и православных странах СНГ праздник утвердили благодаря инициативе патриарха Алексия II. Епископ обратился к руководству страны с предложением добавить День памяти святого князя Владимира в список государственных памятных дат. Документ был подписан спустя два года.
Традиции праздника
По благословению патриарха Кирилла, ежегодно 28 июля ровно в полдень совершают праздничный колокольный звон. Также в храмах в этот день крестят В День крещения Руси в Москве стало традицией совершать крестный ход к памятнику князю Владимиру на Боровицком холме. Священнослужители проводят молебен святому.
В храмах проходят торжественные службы, православные молятся святому князю Владимиру. В городах устраивают народные гуляния и проходят различные мероприятия:
- концерты и гуляния;
- театрализованные представления.
Украина разрушает имперское видение русской церкви
Анализ. После распада Советского Союза в 1991 году политические лидеры Украины работали над достижением независимого статуса Киевского патриархата, бросая прямой вызов геополитическим взглядам и амбициям базирующейся в Москве Русской православной церкви. В этом конфликте Москва сталкивается с возможностью геополитической неудачи, пишет старший научный сотрудник UI Игорь Торбаков.
В кипящем конфликте на востоке Украины Россия одерживает верх. Но когда дело доходит до будущего Православной церкви в Украине, Москве грозит геополитическая неудача.
Прошлые разногласия являются основным источником неприязни между базирующейся в Москве Русской Православной Церковью (РПЦ) и отколовшимся Киевским Патриархатом. Вражда предшествовала российско-украинскому политическому конфликту, который начался в 2014 году с российской оккупации Крыма и продолжает кипеть в Донбассе на востоке Украины.
После распада СССР в 1991 году политические лидеры Украины усердно работали над тем, чтобы добиться признания независимости Киевского Патриархата. Тем временем истеблишмент РПЦ на каждом шагу пытался помешать усилиям Киева, мотивируя это главным образом желанием отстоять свои претензии на роль духовного хранителя тысячелетней православной цивилизации, зародившейся на «исторической Руси».
Истории Украины и России были симбиотически связаны с самого начала восточного славянства. И Украина, и Россия ведут свое происхождение от Киевской (Киевской) Руси, свободной конфедерации раннесредневековых восточнославянских княжеств. В последние десятилетия каждая страна по-разному интерпретировала свою общую историю.
Патриарх Кирилл (слева) и Президент Путин на торжественной церемонии на Соборной площади Кремля, 28 июля. Фото Кремля.ру
Два недавних памятных события иллюстрируют глубину этого давнего спора, который только усилился на фоне конфликта последних нескольких лет. 28 июля в Москве и Киеве прошли литургии и крестные ходы по случаю 1030-летия крещения Руси Владимиром (Владимиром) Великим, «равноапостольным святым». В то время как в центре празднеств в обеих странах стояла одна и та же историческая личность, Москва и Киев выдвигали разные нарративы о том, чем властвовал древний славянский князь и кого именно он крестил.
Выступая на торжественной церемонии на Соборной площади Кремля, российский лидер Владимир Путин заявил, что «крещение [Руси в 988 году] стало отправной точкой для развития российской государственности».
Президент Украины Петр Порошенко высмеял заявление Путина. «Князь Владимир Киевский крестил не Россию, а Украину», — заявил Порошенко накануне юбилея в интервью сербскому телевидению. «Матерь-Церковь Украины – это [Патриархат] Константинопольский; исторически Украина выступала матерью Русской Православной Церкви. Это было именно так, а не наоборот».
Эти заявления перекликались с почти дословными заявлениями двух лидеров за три года до этого, когда 28 июля 2015 года в обеих странах отмечалось тысячелетие со дня смерти князя Владимира. В своем обращении по этому поводу Путин определил Владимира как князя, который «положил начало формированию единой русской нации», «крестив в христианство народа Руси».
Напротив, украинский президент в то время называл Владимира «киевским князем», христианизировавшим « Киевская Русь — Украина ».
Президент Петр Порошенко на православной пасхальной службе во Владимирском соборе Киевского Патриархата. Фото: Сергей Чузавков/Shutterstock
Празднование Киевом двухлетия говорит о том, что украинское руководство стремится поддержать исторический нарратив, который датирует раскол исторических путей Украины и России еще в раннем Средневековье.
Большинство профессиональных историков видят проблемы в обеих версиях истории: Киевская Русь не была ни украинским, ни русским государством, а некоторые ученые даже сомневаются, была ли она вообще полноценным государством. По иронии судьбы, первым ученым, прямо заявившим, что Киевская Русь не была ни Россией, ни Украиной, и что это было не государство, а, скорее, свободная федерация княжеств, оказался XIX век.Русский историк и журналист ХХ века Николай Полевой.
На карту в этой украинско-российской исторической полемике поставлен важный геополитический момент, а именно, сможет ли РПЦ и дальше играть роль «мегацеркви», то есть квазиимперской духовной организации, обслуживающей нужды православных верующих в обширных, но нечетко очерченных границах «русского мира».
Несомненно, руководители РПЦ считают себя руководителями именно такого универсального учреждения. После распада Российской империи в 19 в.17, после распада СССР в 1991 году, РПЦ может претендовать на звание единственного сохранившегося института имперской эпохи, объединяющего под своей эгидой тысячи православных общин на своей «канонической территории» — землях, которые когда-то были частью разросшейся двухконтинентальная царская империя. Патриарх Кирилл любит хвастаться глобальным размахом Русского Православия, «границы которого простираются от одного конца земли до другого», и подчеркивает его первенство в «землях исторической Руси» — понятие, которое включает как минимум на территории современной России, Белоруссии и Украины.
Прихожане Московского патриархата Украинской православной церкви молятся на Владимирской горке в Киеве. Фото: Алексей Чумаченко/Shutterstock
Попытки Киева добиться автокефального (независимого) статуса своей национальной церкви в православии прямо бросают вызов геополитическим взглядам и амбициям РПЦ. Украинское руководство преследует двоякую цель: резко ограничить идеологическое влияние Москвы в Украине; и уврачевать раскол в украинском православии. В настоящее время православные верующие в Украине разделены на три государства — Украинскую православную церковь Московского патриархата, Украинскую православную церковь Киевского патриархата и крошечную Украинскую автокефальную православную церковь. На данный момент только первый считается каноническим.
Киев, кажется, полностью осознает , что играет в игру с высокими ставками. «Автокефалия, — заявил Порошенко в своем выступлении 28 июля, — это вопрос нашей независимости. Это вопрос нашей национальной безопасности. Это вопрос всей мировой геополитики».
Шансы Украины на успех во многом зависят от исторической интерпретации. Украинские лидеры не упускают возможности указать, что именно киевский князь получил свет христианства непосредственно из Константинополя. Они также утверждают, что передача Киевской митрополичьей кафедры под юрисдикцию Москвы в конце XVII века была омрачена нарушениями.
Московский Патриархат отвергает эту интерпретацию и продолжает утверждать, что РПЦ является Матерью-Церковью Киева, а Украина — ее «канонической территорией». По словам Патриарха Кирилла, с точки зрения РПЦ, «Киев — не обычный город среди других. … Для нашей Церкви Киев такая же святыня, как для всех православных христиан Царьград (Константинополь) или Иерусалим».
Патриарх Варфоломей. Фото: Shutterstock
Вселенский Патриарх Варфоломей из Константинополя (базирующийся в Стамбуле) — ключевая фигура в этой политико-церковной интриге, и он, похоже, поддерживает претензии Украины. В том, что казалось ответом на прямое обращение Порошенко, который лично просил Варфоломея предоставить Украинской национальной церкви автокефалию во время аудиенции в Стамбуле этой весной, патриарх насильно отстаивал право Константинополя самостоятельно решать украинский церковный вопрос.
Выступая 3 сентября на Архиерейском Соборе Вселенского Престола, Варфоломей заявил, что владение Киевской Митрополией Московским Патриархатом способствовало «незаконным выборам епископов и расколам, от которых благочестивый украинский народ до сих пор страдать. » Он добавил, что решил вмешаться только тогда, когда стало ясно, что РПЦ, которая «несет ответственность за болезненную ситуацию в Украине […], не может решить [проблему раскола] самостоятельно». Затем Варфоломей, не теряя времени, объявил 7 сентября, что направляет двух своих экзархов (специальных представителей) в Киев. Сообщается, что эмиссары Константинопольского патриархата работают над завершением процесса предоставления автокефалии Украинской церкви.
Примечательно, что это заявление было сделано сразу после встречи 31 августа в Стамбуле между Варфоломеем и патриархом Кириллом, главой РПЦ, на которой лидер русской церкви пытался отговорить Константинополь от поддержки стремления Киева к церковной независимости. Надо ли говорить, что руководители РПЦ возмущены. «Константинопольский патриархат сейчас открыто встал на путь войны», — заявил митрополит Иларион, влиятельный глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. «И эта война, — добавил он, — идет не только против Русской Церкви, не только против украинского православного народа.