Какой год крещения руси: Крещение Руси в 988 году

что нельзя делать 28 июля 2022 года – народные традиции и приметы – Учительская газета

28 июля 2022 года православная церковь вспоминает равноапостольного великого князя Владимира и отмечает день Крещения Руси. В народном календаре – праздник, посвященный Кирика и Улите. В старину считали, что в это время нельзя смотреть на небо, жаловаться на судьбу, спорить и рукодельничать.

Фото: Екатерина Иванова

28 июля православная церковь празднует день памяти равноапостольного князя Владимира, которого называли Владимиром Красное Солнышко.

Равноапостольный князь Владимир

Великий князь Владимир был сыном князя Киевского Святослава и внуком княгини Ольги, которая вошла в историю православной церкви как первый правитель, принявший христианство. Она сумела передать своему внуку веру во Христа.

И если княгиня Ольга запомнилась серьезными реформами, связанными с налогами, а также строительством каменных храмов, великий князь Владимир вошел в историю, как правитель, принявший решение о крещении Руси. Датой принятия православной веры на уровне государства считается 988 год. Известно, что князь Владимир к моменту своего крещения был незрячим. Но после того, как его окрестили, прозрел.

Фото: mari.mitropolia.ru

Святые мученики Кирик и Иулитта

28 июля православная церковь чествует святых Кирика и Иулитту, которые пострадали из-за веры в Иисуса Христа. Иулитта была молодой вдовой знатного человека, который оставил после себя сына Кирика. Когда по указанию римского императора Диоклетиана начались гонения на приверженцев православной веры, женщину схватили, чтобы отправить в тюрьму.

Ее начали избивать на глазах трехлетнего сына. И тогда мальчик вступился за мать, заявив, что тоже является христианином. Ребенка сбросили с высокого моста в реку, а Иулитту обезглавили.

Народный календарь: день Кирика и Улиты

Праздник, который на Руси посвятили святым Кирику и Иулитте, в народном календаре называют днем Кирика и Улиты. У него есть и другое название – Матушка Улита. По сути 28 июля (15 июля по старому стилю) является серединой лета. Считалось что в день, посвященный князю Владимиру, мученикам Кирику и Иулитте солнце светит особенно ярко.

Наши предки считали, что в это время надо широко распахивать окна, открывать двери. Это делали для того, чтобы солнечные лучи, обладающие благотворным влиянием, прогоняли все, что связано с темными силами и злыми духами.

Что нельзя делать 28 июля, в день памяти князя Владимира, Кирика и Иулитты

Фото: pixabay.com

Согласно народным традициям день памяти равноапостольного князя Владимира – неудачное время для домашней работы. В это время любой труд: уборка, стирка, дела, связанные с огородом, были под запретом для главных хлопотуний – женщин.

В день памяти князя Владимира, мучеников Кирика и Улиты также запрещается:

  • Смотреть на небо. Если в эту ночь человек видел падающую звезду, считалось, что его ждут очень большие неприятности. Падающие звезды наши предки называли душами грешников. Видеть их – это очень опасно.
  • Заниматься жатвой. Люди, пренебрегающие запретами, могли увидеть плохое предзнаменование – такие видения назывались маньяками. После этого в жизни могла начаться черная полоса, которая затягивалась надолго.
  • Бездельничать. Этот запрет касался мужчин, женщинам, наоборот, запрещалось работать. От сильной половины ждали помощи в повседневных делах. Мужчины могли поработать в огороде, правда, все, что делалось в праздник равноапостольного князя Владимира, было связано с семьей и ее нуждами.
  • Начинать какие-то принципиально новые дела. Ничего из этого не получится, все развалится.
  • Жаловаться на жизнь. Проблемы стенаниями не решишь, а вот усугубить их на Кирика и Улиту можно.

В это время старались не совершать большие покупки, связанные с крупными расходами. Деньги после этого начнут незаметно покидать дом, ища новых хозяев, которые ведут себя более рачительно и разумно.

Фото: Светлана Лобова

Народные приметы: Кирик и Улита

28 июля, связанное с днем памяти великого князя Владимира, святых мучеников Кирика и Иулитты, считали знаковым числом. Наши предки по нему судили об осени.

Они хорошо усвоили, что если утром будет дождь, днем непременно выйдет яркое солнышко. Если вечером земля покроется туманом, следующий день будет дождливым. Если на липе находили желтые листья, понимали, что осень придет поздно. Если после дождя на небе не было радуги – к хорошей погоде.

В день памяти равноапостольного князя Владимира именины отмечают Василий, Петр, Владимир. Это крепкие, уверенные в себе люди, которые не боятся жизненных трудностей.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказало о праздновании дня Казанской иконы Божией Матери. О традициях праздника, связанного с днем памяти святой равноапостольной княгини Ольги.

А также о том, как раньше отмечали Петров день и Ивана Купалу. Специальная рубрика UG. RU «Народный календарь» посвящена старинным русским традициям, событиям, праздникам.

28 июля Россия отмечает День Крещения Руси

В православном церковном календаре эта дата (по старому стилю – 15 июля) – день памяти равноапостольного князя Владимира (960–1015). 

Впервые дату Крещения Руси отметили на официальном уровне в 1888 году. По всей стране прошли торжественные церковные службы и крестные ходы, праздничные народные гулянья. 

Почти через 100 лет, в 1987 году, XXIV сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО призвала отметить грядущее «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре». Большого праздника не проводили, но научные и общественные мероприятия, приуроченные к юбилею, состоялись. Кроме того, накануне церкви были возвращены некоторые монастыри, в том числе Свято-Данилов монастырь в Москве, Свято-Введенская Оптина пустынь в Калужской области и Толгский монастырь в Ярославле.  

Спустя ещё 20 лет, в 2008-м, патриарх Алексий II обратился к руководству России, Украины и Беларуси с предложением ввести день памяти святого князя Владимира в перечень государственных памятных дат. В нашей стране соответствующий документ был подписан в 2010 году. В этот день в православных церквях по всей стране совершаются богослужения по уставу великого праздника. А ровно в полдень по местному времени в каждом храме начинают звонить колокола. Причем эта традиция получила распространение не только в России, но и в некоторых других странах постсоветского пространства, например в Белоруссии и Молдавии. Именно 988 год считают началом новой эпохи древнерусского государства. В этом году Владимир принимает крещение. Произошло это в захваченной им византийской Корсуни (это Херсонес, что под Севастополем). Там же он уже по христианскому обряду женится на сестре византийских императоров Анне. Вернувшись в Киев, Владимир приказывает разгромить все языческие капища и начинает обращать в христианство сначала своих детей и приближенных, а потом и остальных киевлян. 

Массовое крещение жителей города произошло при впадении реки Почайны в Днепр, где согласно летописи «сошлось там людей без числа». После Киева православие последовательно приняли и остальные города Древней Руси, правда, не всегда процесс проходил быстро и гладко. Так, например, вятичи сопротивлялись новой вере ещё столетие спустя. По мнению историков, принятие христианства Владимиром было обусловлено как его личными духовными исканиями, так и рядом внутри- и внешнеполитических причин. Язычество не устраивало князя в качестве государственной идеологии, так как противоречило идее централизации государственной власти. Кроме того, принятие христианства позволяло ввести Русь в число ведущих европейских держав своего времени и значительно повысить ее международный статус. Также историки отмечают, что к принятию христианства Владимира могла подтолкнуть память о матери его отца, княгине Ольге, которая крестилась в Византии в 950-х годах. 

Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества. Апостол Павел писал в Послании галатам: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного», а в Первом послании коринфянам: «…все мы одним Духом крестились и одно тело… Тело же не из одного члена, но из многих».  

Вместе с сознанием равенства пришло на Русь и сознание общей истории всего человечества и участие в этой истории всех народов. 

В Российской государственной библиотеке для слепых (РГБС) вы можете более подробно ознакомиться с этой темой. 

В читальном зале вас ждут следующие издания: Алексеев С.В. «Крещение Руси и Владимир Святой», М., 2017; «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков, М., 1988. 

В отделе абонемента вы можете взять книгу Лебедева Л. – «Крещение Руси, 988–1988 годы», выпущенную Московской патриархией в 1987 году и записанную на три кассеты, а также книги, изданные по системе Брайля: Никольский Н.М. «История русской церкви» М., 1985; Титов В.Е. «Православие» М., 1976.

Первые русские баптисты – возвещай и защищай

53

АКЦИИ

Рик Бэрри

Последнее десятилетие [до 2002 года] стало свидетелем почти беспрецедентных возможностей для христианского служения в России. Сегодня русские церкви, в том числе баптистские, наслаждаются свободами, о которых они едва ли могли мечтать на протяжении большей части 20-го века, переживая бури коммунистических преследований.

Но возникает вопрос, а откуда взялись эти русские баптистские церкви? Ведь во времена правления российских царей Русская Православная Церковь была государственной церковью и с 9 года была88. На самом деле, еще до коммунистической революции российские цари постановили, что русский народ по своей сути является русским православным. Проповедь любой формы протестантской веры считалась оскорблением царя и его церкви. Так как же вообще туда попали русские баптисты?

Чтобы понять происхождение российских баптистов, мы должны вернуться в историю и познакомиться с другой религиозной группой в России, молоканами. Несмотря на главенствующую роль Русской Православной Церкви, молокане были потомками отошедших от нее Духовных Крестьян (это были пацифисты, отвергавшие военную службу и возражавшие против ряда православных практик, в том числе против использования икон в богослужении). Православная церковь определила определенные дни в году как постные дни, но поскольку крестьяне-молоканцы в эти дни игнорировали пост и пили молоко, православные заклеймили их «молоканами» («молокопьями», от русского слова «молоко», 9).0015 молоко ).

Молоканские семьи образовали свои общины, а проповедники-миряне преподавали на богослужениях. В 1860-х годах один молоканский учитель, купец Никита Иванович Воронин (1840–1905) прославился в городе Тифлисе (современный Тбилиси) ревностным искателем истинного, чистого христианства. Он также был известен своими оживленными спорами с молоканскими старейшинами, которых считал виновными в неверном истолковании учения Священного Писания о крещении и других ключевых вопросах.

В этом сценарии Господь послал немецкого баптиста по имени Мартин Кальвейт (1833–1819 гг.).18). В конце 18 века российские правители предлагали немецким поселенцам бесплатную землю, если они поселятся в малонаселенных районах вдоль европейских границ России. Немецким переселенцам была обещана свобода вероисповедания и освобождение от воинской повинности в России. Однако эти немецкие общины должны были держать при себе любые протестантские взгляды и воздерживаться от проповеди среди национальных русских.

Когда Воронин столкнулся с Кальвейтом, он узнал, что этот немецкий баптист уже проповедовал те же библейские толкования, к которым сам Воронин приходил после долгой внутренней борьбы и изучения Божьего Слова. Несмотря на то, что они были разных национальностей, эти двое признали друг друга братьями по одной вере.

Сразу же Никита Воронин выразил желание принять библейское крещение по исповеданию веры во Христа. Так, в ночь на 27 августа 1867 года Кальвейт крестил Никиту Воронина в реке Куре под покровом темноты. Таким образом, Воронин стал первым известным русским, принявшим титул «баптист».

Воронин очень громко делился своей верой, а в беседах и проповедях регулярно рассказывал о спасении по вере во Христа, за которым следует крещение верующих. Записано, что его дом стал местом «постоянных горячих бесед и молитв». В результате отъезда Воронина слухи о его «новом» учении распространились среди русского населения той местности, и люди стекались послушать его. Бог благословил рвение и проповедь Воронина, и купец основал первую в России баптистскую общину, которая была создана в Тифлисе.

Одним из самых заметных новообращенных Ворониным был Василий Павлов (1854–1924), которому было всего 16 лет, когда Воронин крестил его. Юный Василий стал одним из первых членов тифлисской церкви и еще в юности проявил дар проповеди и изучения иностранных языков. Поехав в Гамбург, Германия, для изучения богословия, Павлов вернулся домой, где был рукоположен. Проповедуя и обсуждая Библию в разных городах, Павлов был использован Богом для приведения бесчисленных душ ко Христу. Благодаря его служению были основаны новые церкви, и из них выросли еще другие пламенные проповедники Евангелия.

Спустя годы Никита Воронин был замешан в другом «первом». В 1882 году он издал Голос веры, сборник из 207 гимнов на русском языке.

Однако деятельность Воронина не ускользнула от внимания православного духовенства. Когда региональные православные лидеры направили губернатору список нарушителей спокойствия, которых они рекомендовали отправить на изоляцию, имя Воронина возглавляло список. В 1887 г. Воронина, его семью и Павлова отправили в Оренбург, где они прожили четыре года под полицейским надзором. Вернувшись на родину из этого первого срока ссылки, Воронин снова был насильно сослан, на этот раз в Вологду на пять лет. Эти годы, проведенные в ссылке, подорвали здоровье Воронина, и в 1905 он ушел в вечность во время съезда русских баптистов в Ростове-на-Дону.

Тем временем Мартин Кальвейт продолжал поклоняться и проповедовать в баптистской церкви Тифлиса. Однако иностранного гражданства было недостаточно, чтобы избавить его от наказания внутренней ссылкой, и он был сослан в Герусы (ныне Гори, Армения), где жил под надзором полиции и не имел права собираться с другими верующими.

Несмотря на репрессии, Мартин Кальвейт дожил до 19 лет18 — достаточно долго, чтобы радоваться 50-летию баптистской церкви в Тифлисе, а также созданию множества подобных общин возрожденных верующих баптистов и даже организованного Русского баптистского союза.

Значительную роль в росте неправославных церквей в России сыграли и другие факторы, в том числе влияние немецких меннонитов и движение в Санкт-Петербурге, приведшее к формированию евангельской христианской деноминации (которая со временем слилась с баптистами в 1944 после десятилетий дружеских связей). Но, строго говоря, сегодняшние верующие баптисты в России ведут свое духовное наследие от Никиты Воронина.

С самого начала, как при царском режиме, так и при коммунистах, русские братья терпели дискриминацию, штрафы, ссылки, тюрьмы, трудовые лагеря и даже смерть за свою верность Слову Божию. Но, как сказал Господь Иисус в Евангелии от Матфея 16:18: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».

Источники:

Коваленко Леонид. Облако свидетелей Христовыx для народов России в веках. (Облако свидетелей Христа для народа России в XIX—XX вв.) Сакраменто, Калифорния, 1996.

Савинский С. Н. История Евангелических христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867–1917) Евангельские христиане-баптисты Украины, России и Белоруссии [1867–1917] // Санкт-Петербург, Россия: Библия для всех.99.

Винс Георгий Петрович. Тропою Верности. Элкхарт, Индиана: Русское евангельское служение. 1997.


Рик Бэрри пятнадцать лет (1987-2002) работал в Русском евангельском служении, а сейчас является внештатным писателем и редактором, проживающим в Индиане.

( Первоначально опубликовано в FrontLine • Сентябрь/октябрь 2002 г. Нажмите здесь , чтобы подписаться на журнал. )

Русский священник попал в горячую воду из-за насильственного крещения

Священник русской православной церкви был исключен из духовенства на один год после того, как появилось видео, на котором он совершает настолько насильственное крещение, что мать младенца подала жалобу в полицию.

На кадрах инцидента 10 августа в Мариенбургском Покровском храме в городе Гатчина Ленинградской области, в 40 км к югу от Санкт-Петербурга, видно, как священник, опознанный как отец Фотий, применяет значительную силу, пытаясь погрузить годовалого ребенка голова мальчика в купели.

После того, как отец Фотий в первый раз засунул голову брыкающегося и кричащего младенца под воду, можно увидеть, как отец Фотий отбивает попытки протестующей матери отобрать у него ребенка, когда он пытается снова погрузить его голову. В какой-то момент кажется, что священник закрывает мальчику нос и рот, явно пытаясь заглушить его крики.

В своем твиттере видео церемонии от 11 августа дружественный Кремлю местный новостной канал «5 канал» заявил, что ребенок был «чуть не убит», а на теле мальчика были синяки и ссадины в результате инцидента.

В этот же день Гатчинская епархия принесла официальное извинение от местного епископа Митрофана и сообщила, что отец Фотий отстранен от священнослужений, ношения церковных ряс и не может благословлять в течение одного года.

«Высокий чин священнослужителя обязывает его обладателя служить в образе Доброго Пастыря — Господа нашего Иисуса Христа — и совершать все священнодействия благоговейно, со страхом Божиим и чутким отношением к чадам церкви», — говорится в сообщении.

Епископ Митрофан, продолжает заявление, «надеется, что инцидент не станет препятствием для духовной жизни малыша и его семьи».

Видео и последовавшее за ним возмущение по всей России привлекли внимание вышестоящих властей столицы, а иеромонах Геннадий из отдела приходского образования Московского Патриархата назвал действия священника «безумием» в комментарии РИА Новости от 11 августа.

«Один неадекватный человек в святой одежде может стать непреодолимой преградой на пути к Богу не только для десятков, но и для тысяч людей, посмотревших это видео», — сказал он государственному информационному агентству.

Позже отец Фотий попытался оправдать свои действия, сообщил 5 каналу 12 августа, что родители ребенка незнакомы с церковными обрядами, и что им не объяснили значение крещения и как его следует совершать.