Содержание
Куликовская битва . Вехи истории. От Александра Невского до Михаила Романова
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13)
Сын Даниила Московского и внук Александра Невского, московский князь Иван Данилович Калита продолжил собирание Русских земель под рукой Москвы. В 1328 году Иван Калита получил от хана великокняжеский стол, который с тех пор уже больше не выходил из-под власти московских князей. Иван Калита придал своему стольному городу значение церковной столицы, пригласив митрополита Петра переехать из Владимира в Москву, и всероссийский митрополит Петр выбрал ее местом своего пребывания. По смерти митрополита Петра, его преемник митрополит Феогност окончательно утвердил митрополичью кафедру в Москве на Крутицком подворье. Позже Иван Калита отписал свою вотчину «Калитники» (территория Таганки) Крутицкому архиерейскому дому. (История Москвы. Хрестоматия. Т. 1. М. 1997.).
Скульптура у часовни Святителю Алексию Митрополиту Московскому в Самаре. Скульптор Иван Мельников. 2000 год
Памятник Святому Сергию Радонежскому в Самаре. Скульптор Иван Мельников. 2001 год
Святитель Алексий митрополит Московский и преподобный Сергий Радонежский – это две ключевые фигуры, сыгравшие основную роль в деле подготовки Куликовского сражения. Митрополит Алексий был опекуном, наставником и руководителем малолетнего Дмитрия Иоанновича, впоследствии получившего прозвание Донской. По смерти Иоанна II, митрополит Алексий был некоторое время правителем государства и помог молодому князю Дмитрию удержать великокняжеское достоинство, которое пытался присвоить себе Суздальский князь. В 1354 году святитель Алексий был утвержден Вселенским Константинопольским Патриархом Каллистом в звании Всероссийского митрополита. В том же году и преподобный Сергий был возведён в сан игумена. С этого времени тесная и святая дружба соединила их и не прекращалась до самой кончины святителя Алексия. Вместе они делили радость и горе, вместе служили Церкви и Родной Земле. В эти тяжелейшие для Русской земли времена пустынножитель Сергий принимает решение действовать не только как служитель Церкви Христовой, но и как гражданин земного Отечества, как православный русский человек и патриот, становится советником князей и печальником всей Русской земли. «…Преподобный Сергий, не оставляя подвижнических трудов обращается к подвижническому деланию». (М. Дунаев. Газетная публикация «Преподобный Сергий и русская культура»).
Крест-памятник Дмитрию Донскому в Москве на Таганке. Выполнен по эскизам В. М. Васнецова скульптором Н. Орловым и автором проекта Д. Гришиным.
Часто приходилось Предстоятелю Церкви, Митрополиту Алексию бывать в Орде. Митрополит был весьма уважаем ханом Чанибеком. После чудесного исцеления святителем Алексием ханской жены Тайдулы между ханом и митрополитом установились доверительные отношения. В память об этом чудесном событии святитель основал впоследствии (Чудов монастырь в Кремле, на землях, любезно подаренных ханшей в знак благодарности за исцеление. Многими своими славными деяниями святитель Алексий внушал доверие и почтение к православной религии, но при этом был кроток, сдержан и не отказывался идти в Орду ходатайствовать за благо земли Русской. Так, когда новый хан, свирепый Бардибек, потребовал от русских князей новой дани и собирался на них войной, святитель Алексий по просьбе князей отправился в Орду. В беседе он укротил гнев грозного властелина и избавил русские княжества от великой беды.
Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу. Художник Я.Ф. Капков. 1848
Иногда своей духовной властью святитель Алексий заставлял удельных князей, действовавших по злому умыслу или от непонимания во вред Москве, повиноваться Великому князю Московскому, предавая их церковному отлучению.
Памятник Дмитрию Донскому в Коломне. Архитектор С. Шаров, скульптор А. Рукавишников
Из этих, далеко не всех фактов из жития митрополита Московского Алексия можно понять, насколько напряженным было его служение. Именно такого служения требовала тогда покоренная, разоренная и страдающая Русь. И, несмотря на хаос, беззакония и смятение, охватившие русский народ, Предстоятель Церкви смог привлечь внимание удельных князей к идее необходимости сплочения вокруг централизованной власти, указав при этом способ реализации этой цели. (Из жития святителя Алексия, митрополита Московского).
Приходилось и преподобному Сергию бывать во многих княжеских уделах и с помощью кротких бесед и увещеваний приводить князей к мирному решению возникавших между ними споров. Великий князь Дмитрий Иоаннович часто призывал Преподобного и лично просил его воздействовать на упрямых князей.
Из Троицкой Лавры в Москву преподобный Сергий ходил пешком. Его маршрут отмечен и поныне почитаемыми святыми местами в Подмосковье, где Преподобный останавливался по пути в престольный град. Это – селение Хотьково, где находится древний Покровский женский монастырь. Далее – Абрамцево и местечко Радонеж, известное вышедшими оттуда многими подвижниками – Радонежскими святыми. Здесь же находится целебный источник, Радонежская церковь и памятник преподобному Сергию. Такое средоточие святынь близ Сергиевой обители свидетельствует об огромном духовном авторитете святого.
Памятник-бюст Дмитрию Донскому в Московском Казачьем Кадетском корпусе им. Шолохова
В Русской земле пробуждалось сознание нужды сплотиться воедино, дабы сбросить с себя общими усилиями ненавистное рабское иго, сплотиться во имя создания сильного независимого государства. В это время Московский митрополит Алексий и преподобный Сергий Радонежский принимают решение о создании по всей Руси сети крупных монастырей, которые могли бы содействовать объединению под рукой Москвы разрозненных русских княжеств. В монастырях русские князья могли получить мудрое наставление и духовную поддержку, а в случае военных действий мощные монастырские стены могли бы обеспечить надежный тыл и оборону для княжеских дружин. Монастыри также служили средством оповещения о нашествии врагов и местом сбора вооруженных ополчений для отпора нашествий. Руководить строительством таких монастырей был поставлен Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский, у которого уже был опыт создания крупных обителей. Само же строительство Сергий поручил своим лучшим ученикам.
Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле
Один из первых монастырей-крепостей был заложен в Москве на высоком берегу Яузы в 1360 году лучшим учеником Сергия Радонежского – преподобным Андроником, который и был первым игуменом новооснованного монастыря. Этот дорогой сердцу каждого москвича древний монастырь, названный Спасо-Андрониковым, находится на территории нынешней Таганки на Андроньевской площади. Главный собор монастыря освящен во имя Нерукотворного Образа Спасителя. По преданию, этот образ был привезен митрополитом Алексием из Константинополя в конце 50-х годов XIV столетия и позже помещен им в иконостас центрального Спасского собора новооснованного Спасо-Андроникова монастыря.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Фото 1882 года
Недалеко от Андроньевской площади, на улице Сергия Радонежского, стоит часовня Проща, выстроенная на месте прощания братии Андроникова монастыря с преподобным Сергием Радонежским, часто посещавшим обитель, и в память об окончании закладки этого монастыря. Помимо Андроникова монастыря, лично преподобным Сергием были подобраны места для строительства общежительных обителей: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на реке Киржач, московского Симонова монастыря, Голутвинского – в честь Святого Богоявления, Высоцкого монастыря на реке Наре в Серпухове, на реке Дубенке – в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Памятник Дмитрию Донскому на Куликовом поле
Со святых мест Крутицкого холма открывается вид на великую святыню Москвы – Симонов монастырь, заложенный преподобным Сергием Радонежским первоначально в местечке Старое Симоново. Монастырь был перенесен впоследствии игуменом монастыря Феодором Симоновским на новое место. В Ново-Симоновом монастыре, по преданию, захоронены павшие в Куликовской битве воины из именитых боярских родов.
Качественно новый этап сопротивления завоевателям начинается с возвышения Москвы, которая постепенно собирает «вотчины» и «дедины» в единое государство. Первое общерусское сражение с Ордой было связано с именем Дмитрия Ивановича Донского. К этому времени создались предпосылки для открытой борьбы с завоевателями. Были созданы условия для развития ремесел, сельского хозяйства и торговли.
Если Иван Калита вынужден был для накопления сил поддерживать с ордынскими ханами мирные отношения, то уже внук Калиты, князь Дмитрий Донской, открыто выступал против завоевателей и отказывался повиноваться ярлыкам хана.
Памятная стела в честь Дмитрия Донского и победы русского оружия. Архитектор А. П. Брюллов. Установлена на Куликовом поле в 1850 году
В 1373 году, когда ордынцы появились в Рязанской земле, князь Дмитрий Иванович вышел с войском к реке Оке и отогнал врага. Спустя три года он отогнал другое ордынское войско. В 1378 году в Рязанской земле на реке Воже русскими полками было наголову разбито сильное ордынское войско во главе с полководцем Бегичем. Это сражение историки по праву назвали генеральной репетицией Куликовской битвы. Под угрозой оказалась сама власть Орды над Русью, и незаконно захвативший власть в Орде темник Мамай начал готовиться к большому походу на русские земли.
Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Центральная часть триптиха За Землю Русскую. Художник Ю.П. Пантюхин
«…По мнению Л. Н. Гумилева, причиной Куликовской битвы стал «переворот Мамая и разрыв традиционного союза Руси и Золотой Орды» в 1362 году: «Мамай изменил традиционной ордынской политике охраны русских земель от наступавшего католицизма и заключил союз с литовским князем Ягайлом и крымскими генуэзцами. Победа Дмитрия Донского на Куликовом поле, неожиданная для всего мира, отсрочила решительное наступление литовцев на Москву…»
Мамай тщательно готовился к войне с Русью. Он заключил военный союз с Великим князем литовским Ягайло, который был обеспокоен ростом могущества Москвы. Обещал Мамаю свою помощь и Олег Рязанский. Силы Мамая были весьма значительными. К ордынскому войску присоединились отряды наемников. Войско монгола Мамая с генуэзской пехотой и татарской конницей двинулось к русским границам. Продвижение Мамая было медленным и осторожным. Он поджидал литовскую помощь, которую ему обещали послы Ягайло. Дмитрий получил известие о движении войска Мамая, и далеко за пределами русских земель, возле Дона, им была поставлена застава. «Сторож» Андрей Попов, прискакав в Москву, сообщил князю: «Идет на тебя, Государь, царь Мамай со всеми силами ордынскими, а ныне на реке Воронеже!» Дмитрий назначил полкам собираться в Коломне… (В. В. Каргалов. Ю. Ф. Прудников. Куликово поле. М. 1980).
Ослябя. Художник Павел Рыженко. 1996
Князья, собравшиеся под знаменами Московского князя Дмитрия Донского, готовы были идти на Мамая и сбросить ненавистное иго. Перед Куликовской битвой князь обратился за благословением к преподобному Сергию Радонежскому на великую брань с грозным врагом. Понимая, что не все еще готово для окончательной победы, преподобный Сергий все же дает свое благословение на битву. В этом событии военный аспект играет второстепенную роль. Своим благословением преподобный Сергий призывает смириться перед Высшей Волей и напоминает князю строки из Евангелия: «Нет большей любви, как если кто положит душу за друзей своих».
Николо-Угрешский монастырь
После трапезы святой старец сказал Дмитрию: «Венец тебе еще не готов, но многие венцы плетутся мученические. Бог тебе да будет помощником, победишь врага, над государством твоим довлеющего, но вначале почти дарами и честью нечестивого Мамая. Господь увидит твое смирение и вознесет тебя, а его неукротимую ярость низложит». Князь отвечал, что пробовал уже много раз смирить гордыню врага и предлагал мирное сосуществование и посильную дань. Но Мамай хочет сверх того. Если уступить ему, это приведет к разорению Руси. Тогда Преподобный сказал: «Если так, то ждет его погибель, а тебя слава от Господа». Дмитрий опустился на колени, и преподобный Сергий осенил его крестом. Помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников – Александра, прозываемого Пересвет, и Андрея по прозвищу Ослябя и повелел им готовиться, а вместо тленного щита и шлема возложил Сергий на них схиму. (Из жития преподобного Сергия Радонежского).
Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Художник священник Сергей Симаков. 1998
Великое знамение получил князь Дмитрий Иоаннович перед битвой. Когда стоял он с войском недалеко от Москвы, явилась ему икона древнего святого, Николая Чудотворца. Исполненный трепета и умиления, он пал перед иконой на колени. Икона спустилась, и благочестивый князь сподобился принять ее. Обрадовавшись такому видению, Дмитрий Иоаннович воскликнул: «Вся сия угреша сердце мое!». Так святитель Николай успокоил, «угрел», воодушевил князя на решительную борьбу с врагом. Позже в честь этого события Дмитрий Донской заложил в этом месте храм (в 15 верстах от Москвы) во имя святителя Николая, где впоследствии была устроена иноческая обитель – Николо-Угрешский монастырь, вокруг которого со временем разросся город Угреша. В советские времена город Угреша был переименован в Дзержинск, по местонахождению здесь дивизии им. Дзержинского.
Утро на Куликовом поле. Художник А.П. Бубнов. 1947
Наконец войска прибыли на Куликово поле, расположенное между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча. Настал месяца сентября 8-ой день – великий праздник Рождества Богородицы. Было туманное утро. Укрепив полки, снова вернулся под свое знамя великий князь. И вот полки двинулись вперед. Передовой полк ведет князь Дмитрий Всеволодович да брат его, князь Владимир Всеволодович. А с правой руки полк ведет Николай Васильевич с коломенцами, а с левой руки полк похваляясь. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и выступил из рядов и сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться». И был на голове его куколь, вооружен он схимою по повелению игумена Сергия. Бросился на печенега, сказав: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!» И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней, и скончались.
Победа Пересвета. Художник Павел Рыженко. 2005
И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, и не только от оружия, но и от большой тесноты, под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться на том поле Куликове: было то поле тесное между Доном и Мечею. Падали шлемы и головы богатырские коням под ноги, а ордынские и вдвое того падали. Несколько раз ранили Дмитрия в этом бою, и ослаб Великий князь, и не мог уже биться, когда воины сняли его с коня… (По рассказу о Куликовской битве «Задонщина» и Симеоновской летописи о Куликовской битве).
Удар засадного полка. Художник Павел Попов и Виктор Маторин. 1991
Половина русской рати полегла на поле Куликовом. Повсюду высились горы убитых. Но к великокняжескому знамени все подтягивались те, кто остался в живых. Когда же все собрались, увидели, что Великого князя Московского Дмитрия Иоанновича нет среди них. Наконец, отыскали Великого князя, лежащего без памяти под срубленным деревом. Вокруг высилась груда тел. Доспехи на нем были все изрублены. Князя привели в чувство, сообщили о победе. Медленно поехал он, осматривая Куликово поле. Страшное зрелище открылось перед Великим князем. Глубоко опечаленный, то и дело останавливал он коня возле павших «другов и братьев».
Сам считал он число убитых и, прощаясь с ними, сказал: «Здесь суждено вам пасть, меж Доном и Днепром, на поле Куликовом, на речке Непрядве. Здесь сложили вы головы… за Землю Русскую… Вечная вам память и слава!»
Храм Всех святых на Кулишках. Фото 1882 года
Стоял князь Великий за Доном «на костях» восемь дней, пока не отделили христиан от нечестивых. Тела христиан в землю погребли. На Куликовом поле был основан храм Рождества Пресвятой Богородицы. Особо знатных павших воинов отвезли в их уделы и удельные столицы. Пересвета и других погибших отвезли в дубовых колодах в Симонов монастырь и с ними, согласно преданию, еще 40 бояр московских, которых придали земле в Симоновом монастыре. Есть в Коломне курганы, под которыми покоятся павшие в сражении воины. У стен Спасо-Андроникова монастыря находится братская могила. Рядом с могилой возводится ныне часовня во имя Святого благоверного князя Дмитрия Донского. На территории завода «Динамо» в Старом Симонове тоже есть братское захоронение. На кладбище московского храма Всех святых на Кулишках, основанного Дмитрием Донским во имя всех павших в Куликовском сражении, предположительно, также были похоронены герои Куликовской битвы.
Фигура Дмитрия Донского на памятнике 1000-летие России в Великом Новгороде. Авторы проекта: скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. 1862 год
После последних погребений на Куликовом поле князь и войско русское, перейдя через Дон, направились домой. Приехали к Москве на великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы. «Митрополит Киприан СО всем священным СОбором встретил Великого князя в Андрониковом монастыре. И возжелал Дмитрий слушать литургию и молился Богу за дарованную победу перед иконой Спаса Нерукотворенного. Вышел князь Дмитрий с братией своей из монастыря… И встретила его жена с двумя сыновьями во Фроловых воротах». (Полетописной повести о Куликовской битве).
Быстро пронеслась по лицу Русской земли и ее окрестностям молва о победоносном благословении, полученном Великим князем в Свято-Троицкой Лавре от великого пустынника Сергия Радонежского. Достигла эта весть и Золотой Орды. Хан Тохтамыш, казнив поверженного в Куликовской битве Мамая, решил вновь потребовать подтверждения покорности от русских князей. Но послы его не решились пойти в Москву требовать дани. Тогда обрушил Тохтамыш свой гнев на основанные преподобным Сергием монастыри и крепости. Когда Дмитрий Донской распустил остатки войска, внезапно появился в Москве Тохтамыш в 1382 году: Чудов, Симонов, Андроников и другие монастыри были разорены. Тохтамыш искал самого преподобного Сергия, чтобы убить его. Преподобный в это время удалился из своей обители в Тверь. Вражья рука не коснулась Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, укрытой в дремучих лесах.
Памятник Дмитрию Донскому в Дзержинске (ранее Угреша). Скульптор Вычеслав Клыков. 1997
Хотя Дмитрий Донской на Куликовом поле не смог полностью разгромить Золотую Орду и окончательно сбросить иго, но победоносное Куликовское сражение продемонстрировало Орде и ее союзникам сплоченность удельных князей под московскими знаменами. Решительные совместные действия митрополита Московского Алексия, Игумена Сергия Радонежского и великого князя Дмитрия Донского возымели решающее влияние на дальнейший ход русской истории, когда, по словам Л. Н. Гумилева, пошли на поле Куликово рати разрозненных княжеств, а вернулся единый русский народ. (Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М. 1936.)
«…В 20-х годах XX столетия в русской «миграции образовалась историческая школа «евразийцев» – ученых, рассматривающих историю России как результат симбиоза Востока и Запада, Азии и Европы. Н. С. Трубецкой, Э. Хара-Даван и Г. В. Вернадский, следуя схеме Карамзина-Ключевского, признавали всестороннее влияние монгольского государства на экономику, военное дело, право, администрацию и другие сферы жизни русских княжеств; объединительный путь Руси, превращающейся в «восточную деспотию», также, по мнению евразийцев, был подсказан опытом монгольской государственности. Единственный итог Куликовской битвы, признаваемый евразийцами, – вызванный Мамаевым побоищем рост русского национального самосознания. Ч. Гальперин, сопоставляя Русь со средневековой Валенсией, латинским королевством в Иерусалиме и Оттоманской портой, где, как и на Руси XIV века, христианский мир соприкасался с миром ислама, признает движение Руси к централизации результатом «внутренних процессов», однако обширное перечисление признаков, которые, по мнению Гальперина, свидетельствуют о монгольском влиянии на русскую государственность, значительно сужает пределы «самостоятельности» русских, превращая их в покорных исполнителей татарской «воли». Куликовская битва в описании Гальперина больше похожа на поражение, потому что русские потеряли свои дружины, а Мамай собрал еще большее войско, но, «к счастью для Москвы», явился Токтамыш. Тимур сделал для ослабления Орды больше, чем Дмитрий Донской, а единственное значение Мамаева побоища – в том, что оно «подняло престиж Москвы».
Куликовская битва как бы вскрыла национальное самосознание. Но всё же, рост его начался задолго до этого события. Постепенно происходило рождение Московского государства и становление его нового церковного и политического центра – града Москвы. В сложнейшие для Русской земли времена в процессе подготовки Куликовской битвы наши предки, может быть, впервые объединились через элементы того, что мы сегодня называем демократией. Объединились добровольно. Из различных слоев общества (сословий) выделились наиболее активные люди, для которых идея объединения Руси под Московскими знаменами представляла собой единственно возможный путь спасения от внешних и внутренних врагов. В результате терпеливых действий этих лидеров народ признал Московского князя единым правителем всей Русской земли. С этого момента Русское государство стало укрепляться. Идея единого, сильного государства и живительный дух Православия сплотили удельных князей и весь многонациональный русский народ, создав условия для рождения будущей Великой Российской Империи.
Благоверный князь Димитрий Донской
Московский князь Димитрий, нареченный Донским, сын великого князя Иоанна Иоанновича Красного и великой княгини Александры, родился в 1350 году. О детстве его известно немного: «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, – говорится в «Слове о житии…» Димитрия Иоанновича, – и с младенческих лет возлюбил Бога. Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, непристойных слов не любил и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал».
Детские и юношеские его годы прошли под влиянием святителя Алексия, митрополита Московского, который был духовным другом и наставником отца юного Димитрия – князя Иоанна Красного. Когда же в 1359 году великий князь Иоанн скончался, митрополит стал фактическим главой русских княжеств: на него, возглавившего боярскую думу, легла ответственность за весь ход политических дел на Руси, а малолетнему новому князю он на долгое время заменил отца. Его пример, наставления и духовное руководство, безусловно, оказали влияние на формирование личности и развитие высоких нравственных качеств молодого Димитрия. Под руководством митрополита князь постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия, и постепенно приобретал ту духовную мудрость государственного правителя, за которую впоследствии был особенно почитаем современниками.
Ни одного значительного государственного решения не принимал он без благословения Церкви. Так, в 1359 году им было предпринято путешествие в Орду, связанное с двумя совпавшими событиями: кончиной русского великого князя и очередной переменой на ханском престоле. Поездки в Орду для русских князей всегда сопровождались большим риском: ничего хорошего от татар на Руси не ждали, и необходимость предстать пред очи хана каждый раз грозила опасностью не вернуться обратно живым. Однако святитель Алексий благословил Димитрия на путешествие – видимо, принимая во внимание тот неоценимый опыт, который эта поездка должна была принести ему как будущему главе государства: во-первых, по пути, проплывая по трём русским рекам, молодой князь мог обозреть всю Русскую землю, которой ему надлежало править. Кроме того, он получал возможность собственными глазами увидеть положение дел в Орде и лично соприкоснуться с врагом, уже более века мучившим Русь, что было чрезвычайно важно: ведь каждому князю надо было научиться тонко и грамотно выстраивать дипломатические отношения с постоянно сменяющими друг друга ордынскими ханами. Молитвами святителя Алексия путешествие прошло мирно, и князь Димитрий благополучно возвратился в Москву.
Помимо митрополита, ещё две личности, облеченные священным саном и благодатью Божией, оказались ключевыми для земного и духовного пути Димитрия Иоанновича: это были преподобный Сергий Радонежский и святитель Феодор, архиепископ Ростовский. Занимая особенное место в жизни князя и влияя своими мудрыми советами в том числе и на его политические решения, все они сыграли важную роль в судьбе земли Русской.
Силами великого князя Москва возвышалась и укрепляла свои первенствующие позиции по отношению к другим княжествам. В 1366 году в утверждение союза с Суздалем Димитрий Иоаннович взял в жены дочь суздальского князя – княжну Евдокию Димитриевну. Основой уклада великокняжеского дома стало благоговейное соблюдение во всём истинно христианского благочестия. Автор «Слова о житии…» Димитрия Донского находит точные и глубокие слова для описания праведной семейной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу, и одна у обоих добродетельная жизнь; на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались».
В качестве основной личной черты великого князя древний книжник называет необыкновенную любовь его к Богу: одно из имен, которым он наделяет Димитрия Иоанновича в похвале ему – «с Богом всё творящий и за Него борющийся». «Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных. Землею Русскою управляя и на пpecтоле сидя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а крест Христов на плечах носил, божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресенье Святых Таинств приобщался. С чистейшей душой пред Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и небесный человек».
Однако политическое положение московского князя оставалось непростым, и связано это было не только с господством Орды, но и с агрессией соседних Литовских земель, а также с сильными противниками внутри самой Руси – в лице Нижегородского, Рязанского и Тверского княжеств.
В 1368 году войска Ольгерда литовского вторглись на Русские земли и, разоряя деревни и грабя мирных жителей, двинулись к Москве. Великий князь, не имея достаточных сил для военного столкновения с сильным противником, вместе с митрополитом Алексием затворился в Москве. Ольгерд начал осаду, но вид каменного Кремля смутил его: сам облик крепких городских стен и новых каменных построек красноречиво свидетельствовал об уверенности москвичей в своих силах и готовности стойко защищать родной город. Постояв в виду Москвы три дня, Ольгерд снял осаду и ушел в Литву, но в отместку все окрестные земли были опустошены литовскими воинами. Однако это не сломило воли Димитрия и не заставило его отказаться от объединительной политики: московский князь отправляет послов в вечевые республики Новгород и Псков для укрепления отношений и заключения союза против захватчиков. А соседние княжества, поддержавшие войска Ольгерда, понесли серьезное наказание – Святослав Смоленский и Михаил Тверской были в назидание отлучены митрополитом Алексием от Церкви.
В 1370-е гг. великий князь Димитрий Иоаннович начинает борьбу с Золотой Ордой. В 1376 году состоялся поход на Волжскую Булгарию, бывшую тогда одним из ордынских улусов. Русские осадили столицу Булгарии и, несмотря на наличие у защищавшихся пушек – невиданного по тому времени оружия – вынудили неприятеля сдаться. Это был значительный успех Москвы, её первая наступательная победа в борьбе с татарами.
В 1378 году Мамай послал на Русь большое войско, во главе которого стоял темник Бегич; в июле татары вторглись в рязанские земли. Князь Димитрий выступил навстречу врагу и разбил его полки в битве на реке Воже. Эта, уже вторая, победа над татарами ещё больше укрепила боевой дух русских воинов и стала как бы генеральной репетицией сражения на Куликовом поле.
Приближался грозный 1380 год. Узнав о приготовлениях Мамая, великий князь московский начал собирать силы для отпора: он понимал, что Русской земле угрожает повторение страшных ударов 1237-1240 гг. Наступил решающий момент его жизни; все предшествующее было лишь подготовкой сентября 1380 года. Димитрий Иоаннович был готов к осуществлению промыслительно возложенной на него задачи: под влиянием великих святых-современников его дух приобрел крепость и свободу, в душе сформировалась и укрепилась идея единой Русской земли. Противостояние татарам мыслилось ему не одинокой оппозицией Москвы, но отпором врагу со стороны союза всех русских княжеств, стремившихся не только освободить родную землю, но и защитить православную веру.
Как уже упоминалось, на все свои деяния великий князь стремился получить благословение Церкви, ибо в каждый ответственный момент своей жизни он желал иметь духовную поддержку. Именно за ней он обратился к великому молитвеннику – уже при жизни прославившемуся чудесами и почитаемому святым преподобному Сергию Радонежскому. На второй день Успения, когда в окрестностях Москвы уже собирались войска, приходящие на его зов с разных концов Русской земли, Димитрий Иоаннович со свитой отправился по Владимирской дороге в Троицкий монастырь. После литургии состоялась беседа преподобного Сергия с князем. Святой благословил его с упованием на Бога идти на битву, обещал молитвенную помощь, предсказывал победу, говорил о венцах, уготованных многим православным воинам в предстоящем сражении. Самого же великого князя, по словам преподобного, смертная участь должна была миновать. Димитрий Иоаннович попросил снарядить с ним на битву двух монахов Троицкого монастыря – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Будучи прежде боярами Брянской земли и могучими ратниками, они ни в чём не уступали лучшим воинам димитриевской дружины, однако не это заставило князя просить их себе в помощь у угодника Божьего: в их лице Димитрий хотел иметь духовную опору и видимый знак преподобнического благословения для укрепления боевого духа и веры своих воинов. В виду смертельной опасности перед дорогой монахов постригли в схиму – по словам святого, схимническое облачение должно было заменить им шлем и доспехи. Получив духовное укрепление и благословение преподобного Сергия, Димитрий Иоаннович со своей дружиной возвратился в Москву.
Перед выступлением войска на битву произошло чудесное событие, воспринятое множеством людей как знамение свыше: во Владимире были открыты мощи благоверного князя Александра Невского, прадеда князя Димитрия. Инок-пономарь, ночью спавший на паперти той церкви, где находилась гробница Александра Невского, увидел во сне, будто свечи, стоявшие в храме перед иконами, сами собой загорелись, после чего из алтаря вышли два старца и, подойдя к гробнице, обратились к лежавшему там князю, победителю Невской битвы и освободителю Русских земель, понуждая его встать и выйти на помощь правнуку, идущему на бой с иноплеменниками. Князь Александр восстал из гробницы, после чего видение рассеялось. Наутро инок поведал об этом дивном сне священнику; гроб был выкопан, и в нём обнаружились нетленные мощи святого князя-воина. Об этом событии сообщили Димитрию Иоанновичу, для которого сие чудо стало достоверным свидетельством незримой помощи и молитвенного предстательства великого прадеда Александра пред Престолом Всевышнего.
Сбор войска Русской земли был назначен в Коломне; на призыв великого князя откликнулись практически все княжества – за исключением Рязанского, Нижегородского и Тверского. 20 августа после молебна в Кремле собравшееся войско вышло из трех кремлевских ворот, возле которых стояли священники, благословлявшие ратников и кропившие их святой водой. Полки двинулись к Коломне. По пути, проходя через село Брашево, великий князь положил начало новому монастырю. Произошло это так. Проезжая по лесу, Димитрий Иоаннович, тревожимый мыслями о грядущем сражении, вдруг узрел на древе образ святителя Николая. Восприняв это явление как благоприятный знак, он воскликнул: «Сие место угреша мя!». Построенный на этом месте после Куликовской битвы Николо-Угрешский монастырь, с редким по тем временам белокаменным храмом, стал благодарностью князя Богу и святителю Николаю за согретое сердце и победу. Также в память о Куликовской битве были впоследствии выстроены князем монастырь Рождества Богородицы на Куликовом поле, Успенский монастырь на реке Дубенке и московский храм Всех Святых на Кулишках.
Между тем Мамай с «несметными силами» неспешно продвигался к реке Дон. Перед русскими военачальниками встал вопрос: следует ли им переправлять своих людей через Дон навстречу Мамаю? И то, что великий князь высказался за переправу, весьма знаменательно. Через Дон русские войска перешли 7 сентября – накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Летописец вкладывает в уста Димитрия Иоанновича вдохновенную речь, произнесенную в тот день. В ней – глубокое религиозное переживание приближающейся битвы, смирение возвышенной православной души: «Пришло, братия, время брани нашей и настал праздник Царицы Марии, Матери Божией Богородицы и всех небесных чинов, Госпожи всей вселенной и святого Ея Рождества. Если останемся живы – ради Христа, если умрем за мир сей – ради Господа! ».
Накануне битвы в русский стан из Троицкого монастыря была принесена грамота с благословением преподобного Сергия: великий святой молитвенно поддерживал русское воинство, сам же, как повествует его жизнеописатель, в духе видел весь ход битвы – вплоть до ее исхода, до имен погибших воинов, произносимых святым прозорливцем в течение боя и поминаемых им за отслуженной после сражения панихидой.
Наутро, в день битвы, над Куликовым полем стоял туман; когда же он рассеялся, то обнаружились две рати, словно знаменующие своим обликом противостояние света и мрака. Татарские полчища виделись темными; «доспехи же русских сынов», как замечает летописец, «будто вода, что при ветре струится, шлемы золоченые на головах их, словно заря утренняя в ясную погоду, светятся, яловцы же шлемов их, как пламя огненное, колышутся». А посреди войска развевалось алое великокняжеское знамя с изображением Нерукотворного Спаса. Начало сражения было предварено молитвой благоверного князя перед этим образом. Затем Димитрий обратился к воинам со словом: «Отцы и братия мои! Господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры ради христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная; и ни о чем, братия, земном не помышляйте, не отступим ведь, и тогда венцами победными увенчает нас Христос Бог и Спаситель душ наших». Летописцы также упоминают о мощевике с частицей Честного Древа Животворящего Креста Господня: эту великую святыню благоверный князь с молитвой и благоговением хранил возле сердца. Древние источники говорят о знаменательном поступке князя Димитрия перед боем: подозвав к себе боярина Михаила Бренка, он снял с себя великокняжеские доспехи и возложил их на него, сам же облачился в одежду простого ратника. Это было его ответом на просьбы приближенных отойти в тыловую часть войска, чтобы оттуда, будучи в безопасности, наблюдать за сражением. Горячим стремлением предводителя русского войска было желание лично принять участие в битве, им руководила готовность сразиться за православную веру и пострадать за Христа.
Начало битве было положено поединком татарского богатыря Челубея и принявшего его вызов инока Александра Пересвета: призвав на помощь молитвы преподобного Сергия, с копьем наперевес инок ринулся на татарина, и оба воина, столкнувшись друг с другом с неимоверной силой, пали первыми жертвами Куликовского сражения. Однако победа осталась за Пересветом: в то время как татарин Челубей оказался выбит из седла и повержен на землю, раненый воин-монах не пал с коня и сумел вернуться к русскому войску, где товарищи-соратники приняли его, умирающего, на свои руки. Это символическое событие явилось предзнаменованием победы русского войска в сражении с грозным, могучим и доселе непобедимым врагом.
Битва была многочасовой, яростной и кровопролитной для обеих сторон. «И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный, – повествует летописец. – От сотворения мира не было такой битвы у русских князей, как при этом великом князе всея Руси». Люди гибли не только от мечей, копий и под копытами коней, – многие задыхались от страшной тесноты и духоты. Куликово поле не вмещало борющиеся рати, земля прогибалась под их тяжестью, как пишет один из древних авторов. Князя Димитрия воины видели в самой гуще сражения, переносившимся на коне от полка к полку, крепко бьющимся с татарами и выдерживающим порой атаку нескольких воинов единовременно. Первая половина боя проходила под знаком успеха татар, но исход был решен вступлением в сражение запасного русского полка, находившегося в засаде. Во главе его стояли князья Димитрий Михайлович Волынский и Владимир Андреевич Серпуховской, прозванный Храбрым. Свежая конница врезалась в татарское войско – и Мамай со своими полками позорно бежал, побросав обозы…
…А чистым сердцем людям открывалось в эти часы духовное существо происходящего: они видели ангелов, помогающих воинам-христианам. Во главе «трисолнечного» полка стоял Архистратиг Михаил, по небесам шествовали рати святых мучеников и с ними – святые воины Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, страстотерпцы Борис и Глеб. От духовных воинств на татар летели тучи огненных стрел. Видели и то, как над русским войском явилось облако, из которого на головы православных воинов опустилось множество венцов…
Вернувшись уже по окончании битвы на Куликово поле, покрытое теперь телами погибших ратников, князь Владимир Андреевич принялся расспрашивать всех о великом князе. Свидетельствовали о том, что он сражался в первых рядах, что был окружен множеством врагов; кто-то говорил о его ранении. Принялись искать его среди мертвых, но Господь хранил Димитрия Иоанновича: несмотря на многочисленные удары, принятые им от врагов, он не получил серьезных ранений. Его нашли в роще неподалеку лежащим в беспамятстве. Услышав голоса, князь пришел в себя, а известие о победе окончательно вернуло ему силы.
Победа в Куликовской битве дорого досталась русскому воинству: погибла едва ли не большая часть войска; многие ратники были похоронены тут же, на поле Куликовом. А силами живых на поле брани была построена кладбищенская церковь, которую посвятили празднику Рождества Пресвятой Богородицы. За победу на Куликовом поле князь Димитрий стал именоваться в народе Донским, а само событие явилось победой не только сил Русской земли, но и Русской Церкви, подготовившей, вдохновившей и поддержавшей отпор русских войск татарам. Вернувшись в Москву, великий князь незамедлительно отправился к преподобному Сергию. В Троицком монастыре по погибшим воинам служились многочисленные панихиды; был учрежден особый день ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой. Позднее по благословению Священноначалия Русской Православной Церкви эта суббота стала днем общего воспоминания усопших предков, вождей и воинов, за веру и Отечество живот свой положивших. Так память о Куликовской битве была увековечена в церковной традиции.
Последние годы жизни князя Димитрия Донского, великого собирателя земли Русской, стали для него временем особой милости Божией и приготовлением к вечности. Уже осенью 1380 года, как свидетельствуют летописи, его посетили тяжелые болезни, которые благоверный князь переносил, согласно слову Святого Евангелия, с кротостью, терпением и благодарностью ко Господу. И Господь укреплял веру русского народа, посылая ему испытания, которые вместе с тем являлись последствием отступления от правды Божией и напрасно пролитой крови в междоусобных распрях. Ведь «кого любит Господь, того и наказует», и никогда не даёт больше меры, оставляя время для покаяния и открывая возможность раскаявшимся грешникам понести наказание за свои беззакония здесь, в земном мире, и через это, очистившись, обрести мир и покой в Его Небесном Царстве.
Летом 1382 года новый татарский хан Тохтамыш с огромным войском двинулся на Москву, разоряя русские земли. Захватив Серпухов и предав его огню, Тохтамыш подошел к Москве. Из-за разногласий среди бояр великий московский князь не смог собрать достаточного для отпора татарам войска; тогда, чтобы найти людей, он отправился в Переяславль, а затем в Кострому. В Москве остался митрополит Киприан, однако, будучи не в силах умирить начавшиеся беспорядки, он решил покинуть город. Его примеру последовала также и великая княгиня с детьми. С трудом удалось им выйти за городские стены. Митрополит направился в Тверь, княгиня – к мужу в Кострому.
Началась осада Москвы, и три дня город держался, но на четвертый татары ворвались внутрь крепостных стен. Страшен был учиненный в Москве погром: убивали подряд людей, грабили церкви, оскверняли алтари; сокровищница великого князя была расхищена; сжигались книги, свезенные со всех окрестностей в московские храмы. В конце концов подожжен был и весь город. Уничтожив Москву фактически до основания, враг двинулся в другие русские земли. Были захвачены Звенигород и Можайск; жители Переяславля, узнав о приближении Тохтамыша, отплыли на лодках на середину своего озера и так спаслись. Лишь Волоколамск, у которого стояло войско князя Владимира Андреевича, оказал татарам сопротивление и обратил их в бегство, но даже отступая на юг, дыша злобой и местью, разгневанный хан захватил Коломну и разграбил Рязанскую землю…
Когда великий князь Димитрий вернулся в Москву, он застал город разоренным и опустевшим и, по преданию, предавая земле убиенных, скорбел со слезами у оскверненных святынь Кремля.
Другим большим горем стало возобновление старой вражды с Тверью. Тверской князь Михаил отправился к новому ордынскому хану просить для себя великокняжеский ярлык, и Димитрий Иоаннович для отстаивания ярлыка за Москвой был вынужден отправить в Орду своего старшего сына, одиннадцатилетнего Василия. Лишь ценой возобновления ежегодной дани Москве удалось оставить ярлык за собой: Михаил потерпел неудачу, но юный Василий был на два года задержан в Орде заложником. Бедами Москвы решил воспользоваться и князь Олег Рязанский, внезапно начавший с князем Димитрием спор из-за Коломны. Разрешить эту многотрудную тяжбу помог князьям преподобный Сергий: дивный старец пришел к князю Олегу и своим кротким словом убедил его заключить мир с Москвой. Это решение, по обычаям того времени, было закреплено браком между сыном князя Олега Феодором и дочерью Димитрия Донского Софией.
Находясь на одре болезни, князь Димитрий по благословению Божию сподобился ведения о приближающейся смерти, о чем оповестил своего духовного наставника, преподобного Сергия. Игумен земли Русской, опекавший князя в течение всей его жизни, причастил его Святых Христовых Тайн и пособоровал. Духовно укрепившись и осознавая свою ответственность перед детьми, москвичами и народом русским, благоверный князь, ссылаясь на Священное Писание, заповедал детям глубоко почитать мать, а к приближенным боярам обратился с напутствием, призывая их хранить мир между собой и честно служить делу укрепления Русской земли.
19 мая 1389 года великий князь Димитрий Иоаннович отошел ко Господу и был погребен в Архангельском соборе, рядом с гробницами своего отца, деда и прадеда.
После кончины Димитрия Иоанновича его супруга, великая княгиня Евдокия Димитриевна, фактически стала во главе Московского княжества, оставаясь хранительницей мира и блюстительницей справедливого престолонаследия среди своих сыновей. Евдокия Димитриевна вела подвижническую жизнь, большое внимание, как и её супруг, уделяя заботе о Церкви. В Москве и Переяславле-Залесском ею было построено несколько храмов и монастырей – в том числе храм Рождества Богородицы в Московском Кремле, возведенный в память о Куликовской битве. В 1407 году Евдокия Димитриевна удалилась от мирской суеты в основанный ею ранее Вознесенский монастырь, приняв монашество с именем Евфросиния, а спустя несколько недель мирно отошла ко Господу и была погребена в строящемся новом Вознесенском соборе. Вся земная жизнь княгини была ознаменована аскетическими подвигами и чудесами, и Господь не оставил Свое верное чадо без награды: по смерти преподобная Евфросиния была причислена к лику святых.
Праведный подвиг великого князя Димитрия не был забыт православным народом, который и до нынешних пор видит в его облике пример святой и спасительной любви к ближним и к Отечеству. По свидетельству многочисленных источников, памятников письменности и иконографии, сначала в Москве, а потом и по всей Руси началось прославление благоверного князя Димитрия Донского. Уже вскоре после его кончины было написано «Житие» и «Похвальное слово», текст которого вошел в состав русских летописей. Сохранились и иконографические изображения великого князя – на фреске Архангельского собора и в Грановитой палате. Описание образа угодника Божия можно прочитать и в «Иконописных подлинниках» (под датой 9 мая).
Память о великом князе Димитрии жила в народе всегда и особенно усиливалась в годы войн и опасностей. Так, в Великую Отечественную войну в патриотических посланиях патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия имя благоверного князя Димитрия стояло рядом с именем святого князя Александра Невского: оба князя-воина призывались в помощники страждущему Отечеству. Тогда же именем Димитрия Донского была названа танковая колонна, созданная на средства верующих, а в начале XXI века − самая большая в России атомная подводная лодка.
Такая народная память понятна: ведь благоверный князь положил начало освобождению Руси от вражеского ига. Кроме того, деятельность его отличалась мудрой мерой и высокой моралью, он избегал обращаться к тем бесчестным и жестоким политическим методам, которые были присущи его времени.
Великий князь московский Димитрий Иоаннович Донской был канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 году в чине святых благоверных – на основании его великих заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную заповедь о пожертвовании собой даже до крови ради блага ближних и утверждения православной веры.
Тропарь благоверному князю Димитрию Донскому,
глас 3
Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия, тако, княже Димитрие, Христу Богу молися, даровати нам велию милость.
Кондак благоверному князю Димитрию Донскому,
глас 2
Подвиги твоими, святе Димитрие, страну нашу Бог сохрани, давый тебе силу непобедимую. И ныне, предстателю крепкий, соблюдай молитвами святыми град твой Москву невредим от всех навет вражиих.
Молитва благоверному князю Димитрию Донскому
О, святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтим святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Дни памяти святого благоверного Димитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского
- 5 февраля — Собор Костромских святых
- 22 мая (Празднование в Греческой Православной Церкви)
- 1 июня
- 19 июля — Собор Радонежских святых
- Собор Московских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 8-м сентября)
- 5 октября — Собор Тульских святых
вид изнутри Одессы
Опубликовано 8 лет назад
Пол МакГью
, зарегистрируйтесь или подпишитесь, чтобы сохранить статьи на потом.
Объявление
Одесса: Пестрая компания маршировала по мощеным бульварам Одессы, элегантного города, основанного на северном берегу Черного моря Екатериной Великой. Среди них было около 100 ветеранов войны, которые говорили о победе Советского Союза над немцами и поражении в Афганистане.
Как вероятные зачинщики бунта и революции, они не совсем подходят. Они не маршировали; они бродили. Когда они пели, это было фальшиво – номер времен Второй мировой войны о девушке, ожидающей возвращения своего возлюбленного с боя.
Женщина плачет в сгоревшем Доме профсоюзов в Одессе, Украина, через несколько дней после того, как более 40 пророссийских демонстрантов погибли в огне. Credit:AP
Но Одесса — это город, подаривший нам восстание 1905 года экипажа линкора «Потемкин», которое Владимир Ленин описал как генеральную репетицию своей успешной революции 12 лет спустя. А в пятницу демонстранты направились на место действия еще одного взрывного момента в местной истории — ада 2 мая у роскошного одесского Дома профсоюзов, в котором погибло более 40 пророссийских демонстрантов, некоторые из которых упали с подоконников, когда они пытались спастись от дыма и пламени. Еще сотни получили ранения.
В разговоре с протестующими, собравшимися, некоторые со слезами на глазах, перед обгоревшим фасадом пятиэтажки в городском парке Куликово Поле, выяснилось, что они действительно были материалом для революции. Все, что нужно, — это уродливый инцидент, такой как ад, и линия риторики, чтобы они повторяли.
Акции памяти: Ветераны на церемонии в память о жертвах Великой Отечественной войны в День Победы в пятницу в Донецке, Украина. Кредит: Getty Images
И в битве за будущее бывшей советской республики, ставшей независимой Украиной после распада Советского Союза в 1991 году, промосковская фракция одержала замечательную победу в этой риторической войне. То, что прокиевская сторона называет борьбой за сохранение единства страны и ее воссоединение с Европой, сторонники России представляют как войну с фашизмом, в которой можно победить, только отступив в лоно русской родины.
Предполагалось, что эти выходные будут плохими в Украине, особенно на беспокойном востоке, но это не совсем так.
Ожидалось, что другие регионы последуют примеру Крыма в голосовании за выход из состава Украины и за присоединение к России, после референдума в Донецком районе. А здесь, в Одессе, местные жители с ужасом говорили о пятничном праздновании Дня Победы и о том, что празднование капитуляции Германии перед Советским Союзом в 1945 году, вероятно, спровоцирует еще большее насилие.
Под мрачным небом, в сопровождении мрачной военной музыки и марша почетного караула одесские гражданские, военные и религиозные деятели возложили венки к могиле Неизвестного солдата, обелиску на открыточном побережье Черного моря.
Объявление
Награды: Девушка дарит цветы ветерану у памятника Неизвестному матросу во время празднования Дня Победы в Одессе. Ветераны Великой Отечественной войны салютуют у военного мемориала во время празднования Дня Победы. Credit:AP
Провокации были в изобилии, но, что примечательно, все стороны отказались поддаться на провокации.
Пророссийцы несли сдержанные плакаты – доски формата А4 с надписями «мы не забудем 2 мая» и «позор фашистам». Мужчина, водрузивший флаг с изображением Иосифа Сталина, явно провокационен.
Вывешивание флага: Пророссийские активисты держат флаг Донецкой республики во время празднования Дня Победы у мемориала Великой Отечественной войны. Credit:AP
Людей, связанных с Киевом, движением Майдана, попросили не носить синие и желтые ленты, национальные цвета; но многие из промосковской банды щеголяли георгиевскими лентами оранжево-черных оттенков колорадского жука, отсюда их название в местных соцсетях — «колорадики».
Кажущееся нежелание промосковских сторонников петь гимн Украины, особенно после того, как они так восторженно аплодировали старому советскому гимну, оскорбляло чувства Майдана. А когда милиционер вытащил дубинку без видимой причины, молодой сторонник Майдана отметил его готовность насмешливым «наконец-то» — имея в виду поразительную неспособность городской полиции предотвратить пожар 2 мая и расстрел четырех Майдана. сторонников за несколько часов до пожара.
Ветераны Великой Отечественной войны несут цветы, подаренные им участниками празднования Дня Победы в пятницу. Фото:AP
Игорь Палица — новый губернатор Одессы, назначенный Киевом вместе с новым начальником местной милиции после фиаско с охраной в день пожара. Возложив венок к памятнику, 40-летний бизнесмен и независимый депутат сказал: «В Одессе войны нет, и я буду бороться с провокаторами, которые попытаются ее развязать, — со мной будет бороться вся Одесса»9.0003
Основная точка зрения г-на Палицы заключалась в том, что жители его города могли видеть, что происходит в общинах Донбасса примерно в 700 километрах к востоку; и дальше в Крыму. Одесситы ничего этого не хотят.
Сообщение для голосования: Президент России Владимир Путин в крымском порту Севастополь в пятницу. Фото: AFP
Признавая наличие вокруг себя моря стареющих бойцов, г-н Палица сказал через переводчика: «Ветераны говорят, что война ужасна, поэтому мы не должны браться за оружие. У нас одна страна, наша родина — если вы проевропейцы, объясните; и вам не нужно прибегать к оружию, чтобы доказать, что вы пророссийски настроены».
Не так сценарий разыгрывался в толпе у Дома профсоюзов, где из разбитых окон свешивалась молодежь, а группа молодых людей, выбравшись на крышу, вызвала восторженные возгласы, установив пророссийский красный флаг на крыше. парапет и кричать «мы победим» толпе внизу.
На дворе здания было усыпано столько же цветов, сколько было возложено к могиле Неизвестного солдата. Одежда некоторых жертв также была оставлена среди цветочных подношений вместе с деревянными дубинками и импровизированным защитным снаряжением, которые они использовали. Неподалеку куски битума, которые были разорваны для использования в качестве снарядов, образовали на обочине угрожающую мозаику.
Вотивные свечи в контрапункте к вечному огню у воинского мемориала и взрывы патриотической песни при выводе из здания плачущих женщин подтвердили пропагандистское значение огня для пророссийского лагеря.
Ранее основную массу убитых в ходе этого кризиса составляли сторонники Майдана, расстрелянные в феврале силовиками свергнутого пророссийского президента Виктора Януковича.
Теперь у пророссийской группировки появились свои мученики и силовик, который позволяет им свалить вину на киевскую власть, которая уже раскрыла свою неприглядную сторону с кратким порывом формального отказа от особого статуса пользуются русским языком в Украине. Не имело значения, что позже он отменил ход — его намерения были раскрыты.
А когда на этой неделе киевские силовики задержали лидера повстанцев, радикальный политик Олег Ляшко разместил на своем сайте фотографии, на которых он допрашивает заключенного, раздетого до нижнего белья, со связанными за спиной руками.
Во дворе Дома профсоюзов скандировали «Одесса не сдастся». Были проданы сильно преувеличенные отчеты об аде и его последствиях — число погибших исчислялось сотнями, а не десятками; а тела жертв были изрублены на куски.
Было слышно, как мужчина говорил своему товарищу: «Люди на другой стороне должны быть напуганы — назначенные ими новые чиновники скоро умрут». толпа с криками «мы отомстим». Когда я подошла к ней, она помедлила, назвав только свое имя — Людмила. Подбадривающая ее подруга представилась просто Светланой.
Но эти двое были откровением, доказательством пророссийского успеха в переписывании нарратива этого конфликта как войны с фашизмом, а не попыткой расчленить условно независимую страну.
«Мы украинцы — но мы русские», — сказала мне Людмила. «Одесса всегда была русским городом, и мы выступаем за русский язык и [свободную федеративную систему правления в Украине]. Но мы хотим быть сами по себе, мы не хотим фашистов».
На вопрос, связано ли будущее Одессы с сепаратистским голосованием, как в Крыму, Светлана ответила: «Я не знаю, что нас ждет в будущем — просто нет. фашисты. Мы не хотим так называемой единой земли, потому что нормальные, простые люди не могут объединяться с фашистами».
Василий Полищук, офицер пограничной службы в отставке, член горсовета, был в парадной военной форме и тоже сводил очень сложное уравнение к упрощенному скандированию: никакого фашизма.
Ссылаясь на зверства фашистов в течение долгого времени, он добавил к списку смертей в Доме профсоюзов.
Но и он не ответит на отколовшийся вопрос. «Одесса никогда не хочет отделяться от Украины, она просто не хочет быть частью фашизма».
Он хотел путинизма? «Мы просто хотим Украину без фашизма».
Ходили слухи о задержании групп незнакомцев боеспособного возраста при попытке проникновения в Одессу. Полдюжины университетов города были закрыты на неделю. А сети блокпостов на Майдане снова приписывали срыв пророссийских усилий по захвату общественных зданий, как они делали это в других местах, превращая их в платформы для громкой и яростной кампании против временного правительства в Киеве — если это действительно так. был сепаратистским планом для Одессы.
Несмотря на успехи сепаратистов дальше на восток, где проживает большинство этнических русских в Украине и могущественная бизнес-элита, которая жестко контролирует экономические и политические рычаги власти Украины с момента обретения независимости, воскресенье стало моментом истины для отрывное движение.
Соломинки на ветру Донбасса ставят под сомнение исход и легитимность референдума о сепаратизме, который должен состояться в воскресенье в Донецке, Луганске и Славянске, несмотря на то, что можно было бы воспринять как убедительный призыв в середине недели российского лидера Владимира Путина к голосование отложить. Лидеры повстанцев не испугались, заявив, что Путину будет уместно прочитать результаты в СМИ вместе с остальным миром.
Если бы День Победы должен был стать русским праздником, жители Донецка были бы совершенно не впечатлены. Сообщается, что явка составила всего 5000 человек, что составляет десятую часть от обычной посещаемости церемонии.
В Мариуполе, в 110 километрах к югу, поступали противоречивые сообщения о насилии, когда украинские вооруженные силы проводили кампанию по возвращению правительственных зданий, захваченных сепаратистами.
«Двадцать террористов уничтожены», — заявили в киевском правительстве; восемь сепаратистов убиты, по словам г-на Ляшко, который любит размахивать вилами в рекламных кадрах; По данным медицинских источников в Донецке, «трое убитых и 25 раненых».
Попытка отвоевать полицейский участок явно закончилась ничьей. Он был уничтожен в пламени огня.
Как и в Афганистане, где талибов часто обвиняют в насилии, совершаемом местными полевыми командирами и влиятельными представителями племен, есть сообщения о подобной анархии на востоке Украины, где большая часть насилия приписывается сведению личных и деловых счетов.
Существует местная версия одесского заявления о том, что чужаки проникают, чтобы вызвать проблемы, но на востоке лазутчики, по общему мнению, прибывают с запада страны. А местные лидеры при поддержке Москвы месяцами оттачивали антифашистскую риторику.
Захват заложников и запугивание журналистов. Сообщается, что в сельской Константиновке сепаратисты захватили весь тираж местной газеты, выпуск которой они не одобрили.
Проукраинцы на востоке, в общем, замёрзли. Многие местные чиновники бегут, а полиция испаряется или переходит на сторону сепаратистов. Активист, связанный с Киевом, недавно сказал The Independent в Лондоне: «У промосковских людей скоро должен состояться этот референдум [об отделении], они пригрозили, что после этого действительно займутся нами».
Несмотря на заявления сепаратистов о контроле над участками территории, имеются противоречивые данные о количестве избирательных участков, которые они получат для проведения референдума. Есть сообщение от одного сообщества, что урну нужно нести по домам для сбора голосов в отсутствие официального избирательного участка.
Киев призвал местных жителей бойкотировать выборы как политическую махинацию.
В какой-то момент так называемая Донецкая Народная Республика заявила, что у нее будет 1200 избирательных участков и 53 центра подсчета голосов для обработки более 3 миллионов бюллетеней, которые были обработаны на фотокопировальных машинах. Но, по некоторым данным, их территориальные притязания сильно преувеличены — в области, которую Daily Telegraph в Лондоне, по оценкам, размером с Уэльс, газета сообщает, что помимо их контроля над городом Славянск, контроль сепаратистов в других местах был ограничен рядом правительственных зданий в дюжине центров.
Киев поставил под сомнение легитимность голосования, обнародовав якобы запись телефонного разговора, в которой два боевика-сепаратиста обсуждают, как можно было сфальсифицировать результаты голосования.
Сайт украинской службы безопасности, разместивший на своем сайте звонок, утверждает, что один из мужчин, говорящих из Москвы, является высокопоставленным ополченцем в Донецке – Александром Баркашовым. Служба утверждает, что он разговаривает с Дмитрием Бойцовым, еще одним донецким сепаратистом.
Среди множества проклятий голос, идентифицированный как г-н Бойцов, призывает отказаться от голосования, но г-н Баркашов утверждает, что нет, что все это должно быть мошенничеством.
Насмешливо, он, кажется, намекает, что никогда не было намерения провести надлежащее голосование: «Ты собираешься ходить и собирать бумаги? Ты с ума сошел? Скажем, 89 процентов проголосовали за Донецкую республику и все».
В четверг самозваный мэр Славянска Вячислав Пономарев показал журналистам образец бюллетеня, в котором на русском и украинском языках задан всего один вопрос: «Вы поддерживаете провозглашение независимости Донецкой Народной Республики?»
Г-н Пономарев был уверен, что многие проголосуют «за», что, как он утверждал, проложит путь к более тесным связям с Москвой и, возможно, к будущему союзу. «Пока мы должны просто обозначить для себя, что мы должны окончательно отделиться от Киева, а потом мы сами решим, по какому пути идти», — сказал он.
То, как люди голосуют, станет захватывающим показателем разрыва между тем, что они думают на самом деле, и тем, что им говорят думать.
Согласно опросу общественного мнения, опубликованному Pew на этой неделе, только 14% респондентов на востоке высказались за отделение, а 70% хотели, чтобы Украина оставалась единым целым. За пределами Крыма лишь меньшинство русскоязычных жителей Украины одобрило роль Москвы в стране — 41%.
Если бы проголосовали «за» и если бы Москва приняла меры, Киев увидел бы, что еще 16 000 квадратных километров территории и 10 процентов его населения пойдут по тому же пути, что и Крым. Донецк с населением 4,5 миллиона человек является самым густонаселенным регионом страны и домом для значительной части украинской экономики.
Украина разваливается, потому что этим ее гонит Москва, и Киев не в силах это остановить.
Несмотря на чириканье Запада, российский лидер, похоже, все это время был за рулем — от отказа Киева от сделки с Европейским союзом до его хоум-рана с Крымом как новым российским государством — все время настаивая на своей цели переписать конституцию Украины, чтобы создать слабую федерацию, над которой Москва могла бы иметь больший контроль.
По той же причине Москва требует переноса президентских выборов, назначенных на 25 мая. Его аргумент о введении в первую очередь безопасности и конституционной реформе воспринимается как прикрытие его беспокойства о том, что поддерживаемый Москвой кандидат плохо себя покажет в нынешних условиях.
Ответ Киева столь же нелеп. Страна достаточно безопасна и безопасна для президентских выборов, но, по словам временного правительства, недостаточно для конституционного референдума. Так что он планирует действовать, советоваться с людьми о том, кто должен управлять страной, а не о том, как следует управлять страной.
Несмотря на заявления НАТО о том, что г-н Путин не отреагировал на его последнее заявление о выводе войск от границы России с Украиной, риторика Москвы истолковывается как уменьшение шансов дальнейших территориальных вторжений за пределы того, что Запад считает территорией Кремля. хватать в Крыму.
Подобно тому, как г-н Путин позиционировал себя как дипломатический «хороший парень», призывая отказаться от донецкого референдума, Москва также налетела на этой неделе, направив посланника для успешных переговоров об освобождении группы европейских военных наблюдателей, которые были захвачен сепаратистами 25 апреля – четыре немца, чех, датчанин и поляк.
Точно так же, несмотря на обвинения в том, что Москва предприняла последнюю попытку глобального дипломатического урегулирования кризиса, г-н Путин призывает к новым переговорам для разрешения кризиса.
Возможно, самой большой провокацией выходных стало то, что г-н Путин появился в недавно аннексированном Крыму на праздновании Дня Победы, во время которого он читал лекции Украине и миру.
На военном параде в Севастополе на берегу Черного моря он сказал: «Я уверен, что 2014 год войдет в летопись всей нашей страны как год, когда живущие здесь народы твердо решили быть вместе с Россией, утверждая верность исторической правде и памяти наших предков».
Но современная борьба Украины за будущее с Европой и ее прошлое с Москвой длится дольше, чем Путин мог бы помнить.
Иван Бешофф, последний выживший после потемкинского мятежа, умер в 1987 году в возрасте 102 лет, более чем через 70 лет после переселения в Дублин, где он владел магазином рыбы и чипсов.
Загрузка
От наших партнеров
Загрузка стороннего рекламного контента
Загрузка стороннего рекламного контента
Загрузка стороннего рекламного контента
Загрузка стороннего рекламного контента
Реклама
Тяжелые времена в жизни Одессы
Смута, охватившая Украину в последние месяцы, не обошла стороной и Одессу. Этот обычно спокойный и расслабленный город сейчас напряжен так, как не было десятилетиями. Одесситы, которые обычно предпочитали говорить о погоде, искусстве, спорте, теперь задыхаются в бесконечных политических дебатах. Горожане разделены; вокруг много обвинений. Город, похваливший себя за толерантность (несмотря на некоторые некрасивые события в прошлом, такие как антиеврейские беспорядки в начале XX века, например), не может соответствовать этому статусу на данный момент.
Одесса оказалась в эпицентре драматических событий в этой стране с 30 ноября, когда группа студентов была избита милицейским спецназом на главной площади Киева – Майдане Независимости. Этот город наиболее тепло отнесся к экс-президенту Виктору Януковичу и его «Партии регионов». Они набрали здесь много голосов на серии президентских и парламентских выборов подряд. Не вдаваясь в подробности того, почему это факт, можно указать по крайней мере на один важный фактор — лингвистический. Искусственно созданный страх перед «насильственной украинизацией», страх перед чистками русскоязычных глубоко укоренился во многих одесситах. «Партия регионов» пообещала отстаивать свои права как носителей русского языка, поэтому многие люди стремились сплотиться вокруг этой политической силы.
Несколько лет правления Януковича разочаровали многих украинцев, и одесситы не стали исключением. Разгул коррупции, тяжелое экономическое положение, невыполнение объявленных социальных программ и реформ – все это и многое другое надоело людям. Так, с началом Майдана 2 (первый в конце 2004 г.) некоторые одесситы пересмотрели свою позицию по отношению к режиму Януковича. Глядя на сцены жестокого избиения этих мирных подростков сотрудниками «Беркута» (специальное подразделение милиции), взгляды даже многих бывших сторонников Ямуковича изменились. Одесса была втянута в эту борьбу, как и любой другой украинский город. Сформировались Одесский Евромайдан и Антимайдан (с последним — людей в основном либо заставляло участвовать начальство, либо просто платили за участие). Город, который часто цитировали за его политическую пассивность, теперь был заряжен энергией. Действительно, Одесса постоянно демонстрирует самые низкие показатели явки избирателей на протяжении многих лет. Абсентеизм здесь был обычным явлением, когда люди были убеждены, что их голоса и общее политическое участие не имеют значения. Многие одесситы предпочли приспособиться к любому политическому деятелю или партии, пришедшей к власти. Но теперь эта пассивность должна была исчезнуть для многих горожан.
Поскольку город был разделен между сторонниками и противниками Януковича, основные сражения, решившие судьбу его режима, произошли в Киеве. Когда бывший президент бежал из столицы, а вскоре после этого отправился в изгнание за границу, на мгновение показалось, что самый острый кризис миновал. Однако, как вскоре выяснилось, на горизонте маячил еще более экзистенциальный вызов – российская агрессия. Это вынудило одесситов занять определенную позицию по ныне острому вопросу территориальной целостности Украины, в том числе по вопросу о будущем статусе города. С вмешательством России и последующей аннексией Крыма многие одесситы почувствовали, что, независимо от их взглядов на Януковича, они должны выступить в поддержку единой и объединенной Украины. Следует отметить, что все основные социологические опросы стабильно показывают сильное преобладание в численности сторонников единой Украины и пребывания Одессы в составе этой страны.
Проукраинский лагерь быстро сформировался маршами и демонстрациями, разнообразными акциями общественных активистов. Уважаемые писатели, журналисты, актеры, музыканты и другие люди поддержали идею единства Украины. Видео, на котором они призывают Владимира Владимировича (Путина) вернуться домой (и оставить Украину в покое), стало вирусным в Интернете. Одесский филармонический оркестр исполнил «Оду к радости» Бетховена на знаменитом городском продовольственном рынке «Привоз» (она была исполнена в ознаменование частичного подписания новым правительством Украины Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, для которому вышеупомянутое музыкальное произведение является неофициальным гимном).
Жители города изо всех сил старались помочь тем украинским войскам, которые были выведены из Крыма, который сейчас оккупирован Россией. Многие из них ушли в Одессу, а город стал штабом ВМС Украины (не говоря уже о пограничниках, десантниках и других, которые также были переброшены в Одесскую область). Одесса теперь была полна украинских национальных флагов – домов, машин и людей, которые привязывали полосы национальных цветов к своей одежде или сумкам.
Когда стало ясно, что Путин не собирается «уходить домой» и, более того, подумывает о новой интервенции в Украине и, возможно, о новых захватах там земель, дебаты в городе усилились. Теперь разногласия оказались более жесткими, так как пророссийские силы активизировались. Они расположились лагерем на одной из главных городских площадей – Куликовом поле. Пророссийские активисты, казалось бы, появившиеся из ниоткуда (чаще всего совершенно неизвестные местному сообществу), начали бомбардировать город своими заявлениями и обращениями. Они также начали свои случайные марши и другие общественные мероприятия. Теперь стала реальной опасность прямого физического столкновения между этими двумя лагерями.
Что подпитывало активизацию пророссийского лагеря? Российские деньги (не то чтобы других способов обеспечить активистов средствами не было, но надо иметь в виду, что Генеральное консульство России находится в Одессе) сделали. Украинская Православная Церковь (Московский Патриархат) покончила со своей многолетней практикой пророссийской и антиукраинской пропаганды. Ливень украинофобии со стороны российских медиаканалов с их безостановочным циничным и беззастенчивым искажением правды сформировал отношение многих. Очередная волна нагнетания страха по поводу возможных репрессий против русскоязычных немало поспособствовала. Все это было общей нитью повсюду на востоке и юге Украины. Одной из особенностей Одессы является ее географическая близость как к Приднестровью (самопровозглашенная непризнанная республика, пророссийский анклав на юге Молдовы), что было источником проникновения российской и пророссийской агентуры в Одесскую область. Крым, транспортное сообщение между которым и материковой частью Украины не прерывается, тоже недалеко.
Следует отметить, что ситуация с управлением и защитой Одессы становилась все более тяжелой. Город столкнулся с опасным сочетанием различных сил – коррупции, некомпетентности, безответственности и нелояльности. Вертикаль власти, существовавшая во времена Януковича, рухнула, когда он бежал из страны. Силовики города – все члены Партии регионов – устроили хамелеон, многие вышли из рядов партии и партийных фракций в парламенте, областных и городских советах. Где сейчас их лояльность — открытый вопрос. Город появился без консолидированной политической элиты, способной и желающей стабилизировать ситуацию. Многие, несомненно, испытывают неприязнь к действующему временному правительству в Киеве. Другие пытались навести мосты с новым правительством, возрождая страх перед коррупцией, переживший смерть старого режима.
Одесса оказалась неуправляемой. Избранный на последних выборах майор (г-н Костусев) подал в отставку, а город остался в руках смотрителя – г-на Брындака, которому явно не хватает поддержки и политического веса в городе. Губернатор, назначенный временным правительством в Киеве, г-н Немировский, изо всех сил пытался найти общий язык с гражданами, оказался неподготовленным к эффективному управлению регионом, не имел поддержки среди наиболее влиятельных фигур.
К этой и без того не радужной картине, похожей на рецепт беды, следует добавить, что местные сотрудники правоохранительных органов и службы безопасности вряд ли были фактором стабилизации ситуации в городе. Многие из них были верными слугами режима Януковича и теперь выглядели в лучшем случае растерянными. Некоторые явно решили подорвать действия нового киевского правительства саботажем и нелояльностью. В милиции широко распространены симпатии к сепаратистам (поскольку многие из них являются выходцами из одних и тех же социальных слоев украинского общества). Многочисленные обращения к милиции и службе безопасности Одессы о принятии мер против сепаратистов, явно нарушивших украинское законодательство, по большей части остались без ответа.
Поскольку сепаратистское движение при прямой поддержке и участии России активизировалось в Донецкой и Луганской областях, очевидно, планировалось, что Одесса станет следующей. Это сопровождалось заявлениями г-на Путина о том, что все эти регионы на юге и востоке Украины входят в состав так называемой «Новороссии» («Новороссии»), предположительно часть российского наследия и сферы контроля а не украина. Неудивительно, что в городе обострилась напряженность. Произошло несколько мелких столкновений, проукраинский блокпост подвергся нападению с применением ручной гранаты (7 человек получили ранения), бутылки с зажигательной смесью были брошены в несколько супермаркетов и банков, а одна – в дверь, ведущую в истфак Одесского Университет Мечникова. Безусловно, курс на дестабилизацию был взят, и это оказалось лишь репетицией того, что последовало.
Затем наступило 2 мая. Этот день, несомненно, станет одним из самых трагичных в истории города. Резня состоялась. Пророссийские бандиты при явном молчаливом одобрении и даже прямой поддержке полиции напали на мирный проукраинский марш в городе. Основными участниками марша стали футбольные болельщики местной команды «Черноморец», к которым присоединились болельщики приезжей команды «Металлист» (Харьков) (надо отметить, что футбольные болельщики, так называемые «ультрас», стали одним из самые громкие проукраинские силы в стране). К нам присоединились многие одесситы, некоторые со своими семьями и детьми. Именно тогда вооруженные сепаратисты напали. Первые убитые произошли из-за выстрелов. Многочисленные фото- и видеодоказательства указывают на частое применение вооруженными сепаратистами автоматического оружия. Последовали многочисленные уличные бои. Поскольку все это транслировалось в прямом эфире по телевидению, неудивительно, что многие одесситы возмутились штурмом их города и вышли на улицы. Другие присоединились к ним, покидая футбольный матч, который сейчас шел. Вскоре зачинщиков насилия стало значительно меньше. Некоторые из них были заблокированы в центре города. Другие захватили профсоюз на Куликовом поле, где несколько недель стоял палаточный лагерь сепаратистов. Их окружила разъяренная толпа, которая пришла в ярость, увидев, как в их друзей стреляли в центре города во время трагедии. Осада здания происходила с обеими сторонами кружащимися коктейлями Молотова, камнями, металлическими предметами. Предположительно, стрельба тоже имела место. Во время драки в здании вспыхнул пожар. Были предприняты попытки вывести людей из горящего здания, и несколько сотен из них смогли выбраться в безопасное место. Но позже выяснилось, что в здании было найдено 30 погибших и еще 8 прыгнули насмерть. Общее количество жертв – более 40 человек… Это определенно было самым большим кровопролитием в Украине со времен беспорядков в Киеве 18-20 февраля. Относительное спокойствие и невинность города теперь были жестоко разрушены.
С тех пор в Одессе довольно напряжённо. Город испытал глубокий шок и психологическую травму. Раскол как будто усилился. Призывы к мести и больше крови изобилуют. Были предприняты определенные шаги, чтобы успокоить ситуацию. Г-н Немировский был уволен через несколько дней после трагедии, и теперь ему на смену приходит новое лицо — г-н Палица — союзник одного из украинских олигархов г-на Коломойского, который теперь сам является губернатором — в Днепропетровской области и который сделал немало прославился в последнее время энергичными действиями против сил сепаратизма на Украине.