Содержание
Восточный поход Святослава | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ СВЯТОСЛАВЕ НА ХАЗАР
В год 6472 (964). […] И пошел [Святослав] на Оку реку и на Волгу, и набрел на вятичей, и спросил вятичей: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам по щелягу с сохи даем».
В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем каганом и сошлись биться, и в войне с ними одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов, и пришел в Киев.
В год 6474 (966). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.
Повесть Временных лет (перевод О.В. Творогова)
УДАЛЬ И УВАЖЕНИЕ
Сильнее всего развился дух удальства и предприимчивости при Святославе, когда удача следовала за удачей. Удалые толпы ходили с ним на степи, победили хазар, которым их предки некогда платили дань. Это должно было сильно возвысить народное чувство, еще более прикреплять народы к Киеву и внушать к нему уважение; ибо из Киева исходили такие славные подвиги.
Н.И. Костомаров. Черты народной южнорусской истории
Начальные слова предания о Святославе показывают набор дружины, удальцов, которые, как обыкновенно тогда водилось, прослышав о храбром вожде, стекались к нему отовсюду за славою и добычею. Поэтому Святослав совершал свои подвиги с помощию одной своей дружины, а не соединенными силами всех подвластных Руси племен: и точно, при описании походов его летописец не вы числяет племен, принимавших в них участие. Святослав набирал воинов многих и храбрых, которые были во всем на него похожи: так можно сказать только об отборной дружине, а не о войске многочисленном, составленном из разных племен. Самый способ ведения войны показывает, что она велась с небольшою отборною дружиною, которая позволяла Святославу обходиться без обозу и делать быстрые переходы: он воевал, ходя легко, как барс, т. е. делал необыкновенно быстрые переходы, прыжками, так сказать, подобно названному зверю.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен
ВОЙНЫ СВЯТОСЛАВА И КРУШЕНИЕ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА
Святослав приобрел известность как князь-воин. Первые походы он предпринял против Хазарского каганата. К X в. хазары утратили власть над Поднепровьем, и их главным форпостом на западных границах стал город Саркел (Белая Вежа) в нижнем течении Дона. Каганат сохранил власть над землями вятичей в бассейне Оки и Волги. Спор из-за того, кому собирать дань с вятичей, стал причиной столкновения Киевской Руси с Хазарией.
В 964 г. Святослав собрал дружину и, как повествует летописец, двинулся на Оку и Волгу. Там он «налез» на вятичей. На вопрос: «Кому дань даете?» — вятичи отвечали — «хазарам». Племя вятичей было многочисленным и воинственным. Леса надежно укрывали их от норманнских речных флотилий. Собравшись воевать с хазарами, киевский князь не стал ввязываться в войну с вятичами. Перезимовав в Поднепровье, киевский князь следующим летом двинулся на Хазарию. Полагают, что в ходе двух кампаний (965-969) войска Святослава разгромили главные города хазар — Саркел, Итиль и Семендер — и уничтожили Хазарский каганат.
История хазарской войны получила отражение в русских и арабских источниках. Киевские летописи сообщают, что в 965 г. Святослав с дружиной отправился на Дон к Саркелу, разгромил войско кагана и захватил крепость, после чего повернул на юг, победил яссов (осетин) и касогов (черкессов) и с Северного Кавказа ушел в Киев. Вторжение Святослава не могло быть непосредственной причиной крушения Хазарии. Киевский князь ограничился тем, что разорил западную окраину Хазарии.
Ценным дополнением к русским источникам служат восточные сочинения. В Записках арабского географа Ибн Хаукаля приведены сведения о нападении русов на хазарские города в Поволжье. Сообщение имеет особую ценность ввиду того, что в момент нападения в 968-969 гг. Ибн Хаукаль находился неподалеку от хазарских границ на южном побережье Каспийского моря. По словам арабского писателя, русы разорили город Булгар на Волге. Отсюда следует, что норманны пришли в Хазарию не со стороны Дона, а со Средней Волги. Волжский торговый путь из Скандинавии на Каспийское море был давно освоен и норманнами. Очевидно, следуя этим путем, русы спустились в низовья Волги и захватили столицу Хазарии Итиль. Затем их флотилия вышла на Каспий и там русы разорили старую столицу Хазарии Семендер.
Киевские летописи не сообщают ни слова о походе войск Святослава на Волгу и Каспийское море, арабский географ не упоминает о походе русов на Дон. Очевидно, речь шла о разных и разновременных походах, в которых участвовали разные силы. Мнение, будто всеми действиями русов на обширном пространстве от Дуная до Закавказья руководили из единого центра — Киева, не соответствует действительности. В 968-969 гг. Святослав вел трудную войну с Болгарским царством на Дунае, затем освобождал Киев от печенегов, после чего вновь вернулся на Балканы. Ни он, ни его войско не имели возможности участвовать в хазарском походе. Разгром Хазарии, описанный Ибн Хаукалем, мог быть осуществлен лишь очень крупными силами. Эти силы (при том, что Киев не принял участия в походе) могли быть собраны лишь в Скандинавии. В X в. множество норманнских отрядов и армий действовали в Восточной и Западной Европе и инкубатором их оставались в основном Скандинавия и Дания…
Пока Хазария сохраняла мощь, силы норманнов были связаны. Разгром каганата высвободил эти силы, и они немедленно обрушились на Византию. Отдаленным последствием крушения Хазарского царства было усиление натиска кочевников, рвавшихся через низовья Волги в Восточную Европу.
Хазарская элита, как полагают, проводила своекорыстную политику, принесшую много несчастий соседним народам и самим хазарам, из-за чего Хазарский каганат превратился в химеру (Л. Н. Гумилев). Факты опровергают такую оценку. В течение нескольких веков каганат служил своего рода барьером, затруднявшим проникновение кочевых орд из Азии в Европу. Теснившие хазар орды обладали огромным численным перевесом, но Хазария противостояла им с помощью сравнительно небольшой армии и хорошо налаженной дипломатической службы. Хазары выдержали длительную войну с Арабским халифатом. Арабы одержали победу, но отвоевать Северный Кавказ у Хазарии они так и не смогли. Прекрасные мореходы — норманны были грозой для приморских городов. Но их флотилии не могли вести войну со степными кочевниками. Сравнительно легко пройдя через финские и славянские земли, они надолго задержались у границ Хазарии. Каганат избежал затяжной войны с русами, открыв перед ними путь в Каспийское море. Торговые экспедиции русов чередовались с военными набегами, отвечавшими целям хазарской дипломатии.
Скрынников Р.Г. Древнерусское государство
РЕЗУЛЬТАТЫ БЫЛИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫ
Описание Хазарского похода Святослава в летописи с двух сторон обрамлено упоминанием вятичей, плативших ранее дань (проездную пошлину?) хазарам. Это в какой-то мере определяет маршрут похода, во время которого русские войска воевали в Волжской Болгарии, в земле буртасов и в Хазарии, где взяли Итиль и древнюю столицу каганата — Семендер на Каспийском море. Затем были покорены народы Северного Кавказа — ясы (осетины) и касоги (адыгские племена). Поход был закончен на Таманском полуострове, который с этого времени стал русской Тмутараканью…
Протяженность похода — около 6 тысяч километров. На его осуществление потребовалось, надо полагать, не менее трех лет с зимовками где-то на Волге и Северном Кавказе. Какие именно это годы, сказать трудно; комбинируя данные летописи и Ибн-Хаукаля, можно допустить, что грандиозный поход состоялся в промежуток 965-968 годов… Результаты похода были совершенно исключительны: огромная Хазарская империя была разгромлена и навсегда исчезла с политической карты Европы. Пути на Восток были расчищены; Волжская Болгария перестала быть враждебным заслоном и, кроме того, Саркел и Тмутаракань, два важнейших города юго-востока, стали русскими центрами. Изменилось и соотношение сил в полувизантийском, полухазарском Крыму, где Керчь (Корчев) стала тоже русским городом.
Рыбаков Б.А. Рождение Руси
Святослава походы
Святослава походы | |
X век | ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Святослава походы
Святослава походы (Русско-хазарские войны, X в. ). Походы киевского князя
Хазары не ожидали удара с севера. Они были дезорганизованы подобным маневром
После этого дружина Святослава двинулась к Дону, где взяла штурмом и
Использованы материалы кн.: Николай Шефов. Битвы России.
Далее читайте:
Русь в X веке
«Повесть временных
Карамзин Н.М. История государства Российского
Соловьев Сергей Михайлович — История России с
Сахаров Андрей Николаевич
Ломоносов М.В. Древняя российская история.
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав |
Видеообращение Блаженнейшего Святослава.
11 июля. 138-й день войны – Украинский католический кризисный медиа-центр
Слава Иисусу Христу!
Дорогие братья и сестры во Христе!
Сегодня уже понедельник 11 июля 2022 года и украинский народ, Украинское государство уже 138 дней сдерживает полномасштабное военное вторжение российской армии на нашу Родину.
Вновь за минувший день и эту ночь украинская земля содрогалась от бомб, ракет, различных видов оружия, которыми русские обильно полили украинскую землю. Горят города и села Украины. Наиболее ожесточенные бои идут в Донецкой области и на востоке Харьковской области. Уже известные нам города Славянск, Бахмут, Краматорск становятся как бы огненным треугольником, на котором противник сосредоточил большую часть своей армии, пришедшей на нашу землю. Минувшей ночью мирный город Харьков снова подвергся ракетному обстрелу. Почти в центре города российская ракета вновь попала в жилой дом. Рано утром противник обстрелял наш Николаев ракетами. Горит земля Херсонская, горят украинские поля, полные хлеба, и враг не дает возможности потушить эти пожары. Сумская и Черниговская земли, на нашей границе с Россией, ежедневно подвергаются сильным артиллерийским обстрелам с российской стороны.
Но Украина стоит. Украина воюет. И Украина молится.
А мы с тобой продолжаем наш путь христианской мудрости к победе, к победе над злом и его слугами. Сегодня я хотел бы поразмышлять с вами о другом таком же коварном и малоизвестном грехе, о такой греховной страсти, называемой печалью или унынием, а потом мы поговорим о добродетели радости, являющейся средством исцеления этой страсти.
Мы знаем, что человеку свойственно грустить. Печаль – это то, что переживает человек как существо, путешествующее, ожидающее полноты жизни и счастья на своей небесной родине. Поэтому печаль для Бога есть нечто хорошее. Апостол Павел говорит: «Ибо скорбь ради Бога производит покаяние, ко спасению и не приносящее сожаления, а скорбь мирская производит смерть» (2 Коринфянам 7:10). Так что грустить иногда нужно, это часть нашего психического здоровья. Иногда нам даже нужно время, чтобы прийти в себя, когда мы теряем кого-то особенно дорогого или близкого нам человека. Но эта грусть или уныние, о которых мы сейчас говорим, это нечто немного другое. Это некое состояние разложения человеческого духа, которое внушается дьяволом. Мы иногда находим в писаниях отцов Церкви описание такого состояния, как момент, когда приходит полуденный дьявол, и тогда человеку кажется, что он находится в самом худшем месте на земле. Тот дьявол вытаскивает ее из того места, где она находится, потому что она думает, что любое другое место на земле лучше, а здесь она в худшем положении, самый несчастный человек в мире. Иногда такая страсть ломает человека, поэтому таких людей иногда называют слабонервными, и этот вид страсти, уныния, может быть двух видов.
Первый тип, это когда человек что-то себе запланировал, чего-то очень хочет, а потом в какой-то момент он не может этого желания исполнить, и он теряет дух, его все рушит, он больше не хочет ничего делать в этот мир. И другой вид этого греховного состояния, когда человек чрезмерно хочет полностью распоряжаться своей жизнью, и когда он так чрезмерно заботится о своем будущем, которое всегда неопределенно и неизвестно, и его личная жизнь как бы ускользает из-под его полного контроля, человек впадает в такое состояние единодушия, как состояние недоверия к Богу, доверия к Тому, в чьих руках мое завтра. Этот тип страсти очень опасен, особенно во время войны, когда мы ищем уверенности в неопределенном настоящем.
Что нам следует делать, когда нас постигает такое духовное состояние? Мы должны просить благодати Святого Духа, потому что радость, которой исцеляется эта страсть, есть радость во Святом Духе. Восстанавливает силы человека. Эта радость, которую вливает в сердце человека Святой Дух, делает человека активным и способным видеть положительное даже среди очень неблагоприятных жизненных обстоятельств.
Апостол Павел говорит всем нам, особенно сегодня во время войны: «Радуйтесь всегда в Господе; еще скажу: радуйтесь. Пусть все люди знают ваше терпение. Господь рядом. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Филиппийцам 4:4–6).
Сегодня я хочу, чтобы мы помолились за всех тех, кому приходится нелегко во время этой войны, всех тех, кто падает духом, кто переживает особые духовно-психологические состояния разочарования, утраты смысла жизни, чтобы христианин оптимизм, эта благодать, которую Святой Дух дает нам возможность радоваться каждому прожитому дню. Сегодня мы радуемся и благодарим Бога и Вооруженные Силы Украины за то, что мы живы, и это должно быть поводом радоваться Богу и делать добро в этот день, который дает нам Господь.
Боже, благослови Украину. Научи нас смеяться сквозь слезы и в радости Твоей побеждать врага, побеждать слабодушие, которому подвластен каждый из нас. И вместе, как народ, победить врага, который пытается запугать нас и парализовать нашу волю к свободе. Боже, благослови Украину.
Да пребудет на тебе благословение Господне по Его благодати и человеколюбию, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Слава Иисусу Христу!
Французский SAM-Cf-22_148-fr-11.07Скачать
Немецкий SAM-Cd-22_148-deut-11.07Скачать
Испанский SAM_Cs-22_148-sp-11.07Скачать
Итальянский SAM-Ci-22_148-ita-3Скачать 90.0003
Итальянский SAM-Ci-22_148-ita-11.07
Кто были последними защитниками Мариуполя?
Украинские силы, которые дали решительный последний бой на мариупольском сталелитейном заводе против российских войск, представляли собой смесь опытных солдат, пограничников, вызывающего неоднозначную реакцию полка национальной гвардии и добровольцев, взявшихся за оружие за несколько недель до вторжения России.
Поскольку Россия объявила о завершении захвата Мариуполя сдачей боевиков, которые служили последним препятствием, украинское правительство не подтвердило факт падения города. Ранее на этой неделе украинские официальные лица заявили, что их бойцы на сталелитейном заводе «Азовсталь» завершили свою миссию и эвакуируются, назвав их героями, выполнившими изнурительную задачу.
Взгляните на этих украинских военных, которые были взяты в плен русскими, когда они покидали завод, и на то, что они сделали:
Кем были защитники Мариуполя?
Министерство обороны России заявило, что с понедельника сдались в плен 2439 украинских бойцов металлургического завода, в том числе более 500 в пятницу, сообщает российское государственное информационное агентство РИА Новости. По данным украинской должностные лица.
Был полк «Азов», который входит в состав Национальной гвардии Украины; 36-я бригада специальной морской пехоты ВМС Украины и 12-я бригада Национальной гвардии. Их ряды пополнили сформированные незадолго до войны пограничники, полицейские и отряды территориальной обороны.
Основная часть этих сил была развернута для защиты Мариуполя, где находится стратегически расположенный порт, в начале российского вторжения. Морские пехотинцы 36-й бригады больше месяца удерживали порт и еще один крупный завод в Мариуполе, пока не закончились припасы и боеприпасы.
Они перебрались на сталелитейный завод «Азовсталь», чтобы присоединиться к полку «Азов», подразделению национальной гвардии с ультраправыми корнями, и некоторые из них были захвачены русскими.
Почему Россия называет их «националистами»?
Сообщая о захвате «Азовстали», глава пресс-службы Минобороны России назвал бойцов полка «Азов» гитлеровцами и сообщил, что их командира увезли на бронетранспортере из-за якобы ненависти жителей к нему «за многочисленные зверства».
Никаких доказательств того, что полк жестоко обращался с украинскими гражданами, сотни из которых укрылись под землей вместе с боевиками. Полк опубликовал несколько видеороликов, снятых внутри «Азовстали», на которых видно, как их бойцы общаются с мирными жителями и дарят детям сладости.
Российские официальные лица и государственные СМИ неоднократно высказывали негативные утверждения о полку «Азов».
Подразделение Национальной гвардии выросло из группы под названием «Батальон Азов», сформированной в 2014 году как одна из многих добровольческих бригад, которые поднялись для поддержки недостаточно финансируемых и сомнительно возглавляемых вооруженных сил Украины в борьбе против поддерживаемых Россией сепаратистов на востоке Украины.
Конфликт разгорелся после того, как массовые протесты привели к отстранению прокремлевского президента Украины.
Батальон «Азов» первоначально набрал бойцов из ультраправых кругов и вызвал критику за некоторые тактики. Его нынешние члены отвергли обвинения в национализме и радикализме. Святослав Паламарь, заместитель командира полка, в недавнем интервью с металлургического завода сказал, что предпочитает термин «патриотизм».
Что сделали защитники?
Поскольку Мариуполь стал символом страданий и сопротивления украинцев после того, как Россия вторглась в их страну, украинские официальные лица неоднократно подчеркивали роль бойцов «Азовстали» в защите города и препятствовании продвижению России в других местах.