Какие труды ломоносова вам известны: Какие труды Ломоносова вам известны

Михаил Ломоносов (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 86-88)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Проверьте себя 

1. Расскажите, в чём необычность курса обучения, пройденного М. В. Ломоносовым, и деяний его как учёного, поэта и общественного деятеля.  

         Ломоносов с детства тянулся к обучению. Оно получилось достаточно интенсивным. Он, скрыв свое происхождение и не получив разрешения отца, ушел в Москву учиться. Образование он получил экстерном. Ломоносов посвятил свою жизнь науке. Он стал профессором и совершил множество научных открытий. Его поэтическая деятельность проникнута подлинным новаторством. 

2. Какие жанры относятся к каждому из «трёх штилей»?  

         Каждому «штилю» соответствуют свои жанры: «высокому» — героические поэмы, оды, трагедии; «среднему» — драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии; «низкому» — комедии, эпиграммы, песни, басни.  

3. Используя статью учебника и материалы словаря «Русские писатели XVIII века», подготовьте устное сообщение о жизни М. В. Ломоносова. 

         Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовка, близ Холмогор, около Архангельска, в семье государственного крестьянина, который занимался земледелием и рыбным промыслом. С детства он помогал отцу, но это не помешало ему научиться читать и писать, а также освоить грамоту. 

         Михаил уехал учиться в Москву, где получил достойное образование, изучил латынь и другие науки. Он вернулся в Петербург, где и началась его деятельность как академика. Ломоносов стал инициатором открытия университета в Москве. 

         Он также написал множество сочинений, всего себя он посвятил науке и ее развитию.   

         В своих произведениях Ломоносов поднимал тему России, подчеркивая ее могущество. 

 

Размышляем о прочитанном 

1. К каким «штилям» относятся приведённые в учебнике произведения Ломоносова? 

         Оба произведения относятся к высокому штилю. 

2. Какова главная мысль каждого из них? 

         “К статуе Петра Великого” прославляет Петра, возносит его достижения.  

         «Ода на день восшествия…» о талантливых умах России. 

3. Какие труды Ломоносова вам известны? 

         Я читал такие его произведения: 

         «Я знак бессмертия себе воздвигнул» 

         «Ночною темнотою покрылись небеса…» 

         «Лишь только дневной шум замолк…» 

 

Обогащаем свою речь 

1. Посмотрите в словаре литературоведческих терминов значение слов ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким «штилям» относит эти жанры великий учёный и поэт. Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность? 

         Ода, поэма, трагедия — высокий “штиль”. 

         Драма, сатира — средний. 

         Эпиграмма — низший. 

         Особую торжественность приведенным отрывкам придают церковнославянизмы. Их использование характерно для высокого “штиля”. (Например: зрак, гласит, дерзайте, раченье, градской). 

2. Приведите примеры, в каких случаях можно использовать в современной речи слова слыл, дерзать, утеха. Как вы понимаете строки: …может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать, Науки юношей питают, /Отраду старым подают? 

Он слыл известным музыкантом.  

Дерзай, у тебя все еще впереди! 

Я придумал для нас хорошую утеху. 

         В этих строчках Ломоносов хочет сказать о том, какие есть молодые таланты в России, для которых ум — необходимость, а для стариков — радость.  

 

Творческое задание 

Подготовьте «Похвальные слово Ломоносову — поэту, учёному,  общественному деятелю», включив в его текст цитаты из произведений поэта. 

         Великий ум России, профессор и академик. Гордость нашей страны. Память о тебе жива до сих пор. “…Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде…”. 

         Невозможно выразить благодарность за такой бесценный вклад во многие сферы: литература, химия, физика, политика и т.д.  

 

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ 

М. В. Ломоносов. «Ода…» 

         В одах и поэмах Михаила Васильевича Ломоносова в высшей  степени проявились талант стихотворца, глубина мысли учёного, безграничная любовь к Родине гражданина и патриота. 

1. Послушайте внимательно чтение актёра. Подумайте, какой образ автора оды создаёт своим чтением актёр. 

         Актер своим чтением создал образ человека рассудительного, вдохновленного своим произведением и любящим Россию. 

2. Во всём ли вы согласны с актёром? Может быть, вы считаете, что некоторые строки можно прочитать по-другому? Обоснуйте свою позицию. 

         Я считаю, что последние четыре строчки можно было прочитать более торжественно, повысив голос, тем самым показать гордость за свою страну. 

3. Подготовьте выразительное чтение отрывка из оды. 

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

труды. Названия научных трудов Ломоносова. Научные труды Ломоносова в химии, в экономике, в области литературы

Первый всемирно известный русский ученый-естествоиспытатель, просветитель, поэт, основоположник знаменитой теории «трех штилей», которая впоследствии дала толчок к становлению русского литературного языка, историк, художник – таким был Михаил Васильевич Ломоносов. Труды его подобны пылающему огню в сумраке непроницаемой тьмы. Ведь именно ему удалось пролить свет на существующие пробелы в системе отечественного образования, сделав его в первую очередь доступным не только представителям высших сословий, но и крестьянам. Сегодня известные труды Ломоносова переведены на многие языки и находят применение во многих областях. Итак, какие труды Ломоносова известны?

Химия

Михаил Васильевич выступал ярым противником иррационального подхода к изучению химических явлений. Он скептически относился к наукам прошлого, не получившим разумного объяснения. Кроме того, он был против теории «о невесомых флюидах» и значения, которого ей присуждали при разъяснении всевозможных физико-химических феноменов того времени.

Химическими исследованиями Михаил Васильевич начал заниматься в студенческие годы. Он был первым, кто в своих трудах преподнес химию в виде науки, а не искусства. Большинство из исследований он осуществлял в построенной по его указу лаборатории.

По мнению Ломоносова, истинному химику необходимо исполнять две роли: и теоретика, и практика. Иначе говоря, находить применение своим гипотезам в соответствующей практической деятельности. Согласно зарекомендованной им корпускулярной философии, он подразделял химические вещества на так называемые «начала», «составные» и «смешанные».

После получения требуемых препаратов, в 1744 году, Ломоносов провел длительную серию исследований по расщеплению солей и металлов. Проведенные процессы растворения он подразделял на две группы: с выделением и с поглощением тепла. Ведь, как уже известно, процесс диссолюции металлов в кислоте характеризуется выделением тепла, а в процессе растворения солей в воде оно, наоборот, поглощается.

Сами процессы диссолюции Ломоносов описывал с механических позиций, присущих его эпохе. Важно также заметить, что свои наблюдения он описывал очень точно, контролируя химические процессы с помощью микроскопа с 360-кратным увеличением.

Проведение экспериментов по расщеплению солей в воде послужило предпосылкой к возникновению так называемого явления сольватации в водных растворах (гидратации). На основании этого феномена, при взаимодействии с водой, соль рассыпается на ионы, а те, в свою очередь, оказываются вплотную окружены примыкающими к ним макромолекулами воды.

Спустя некоторое время он выпускает учение «О металлическом блеске», а нескольким позже — «О рождении и природе селитры».

М. В. Ломоносов предполагал, что в химии существует две группы особых качеств химических тел. К первой группе он относил тела, находящиеся в постоянной зависимости от возможного переплетения частиц, ко второй группе – их колорит, кристальность, вкус, запах и другие качества.

Также этим ученым была исследована теория, на основании которой, любой цвет (за исключением черного), можно разделить на три – желтый, красный и голубой.

Несмотря на большое число проводимых им физико-химических опытов, большинство из них так и остались незаконченными. По всей вероятности, причиной тому была уникальная разносторонность ученого.

Научные труды Ломоносова в химии способствовали формированию необходимой базы для проведения последующих наблюдений. Его заслуги в области физической химии послужили формированию этой науки в России. Научные труды Ломоносова в химии способствовали такому сдвигу в развитии этой науки, что даже спустя время, личности ученого уделяется много внимания со стороны последователей.

Но главным его достижением являлась пропаганда химической грамотности. Самым ярким образцом такого лозунга считается «Слово о пользе химии», прочтенное им на Академическом собрании в 1751 году.

Физика

Его по праву считали «отцом» русской физики. Приемы и методологические взгляды Ломоносова имели отличительную особенность. В отличие от большинства соратников, он широко использовал гипотезы в исследованиях и был первым, кто выявил наличие в природе молекулярных и атомистических частиц субстанции.

Еще в студенческие годы, он заинтересовался физикой, а точнее – теорией строения вещества. В любой науке его привлекали главным образом фундаментальные аспекты, имеющие философский характер.

Ломоносовым впервые было высказано предположение о существовании так называемого, абсолютного нуля температуры. Затем, при введении такого измерительного прибора, как весы, ему удалось обосновать ошибочность мнения об увеличении удельного веса металлов при их обжигании. Таким был М. В. Ломоносов. Научные труды его во многом заложили хорошую основу для развития современной физики.

Именно он впервые сформулировал предположение о взаимосвязи электрических и световых явлений, о вертикальных потоках как источниках атмосферного давления, об электрическом происхождении полярного сияния.

Труды Михаила Васильевича Ломоносова по части физики стали весомым вкладом в эту науку. Он много времени посвящал анализу и разъяснению природы световых явлений, а также учению о цветообразовании. Первый, кто предпринял попытки определить взаимосвязь между процессами, существующими в природе, был М. В. Ломоносов. Труды его содействовали ощутимому сдвигу в развитии почти всех областей физики.

Он посвящал много времени изучению электрических явлений. В то время вопрос существования статического электричества почти не ставился. Представления соратников об отношении к электричеству как к необъяснимой мифической жидкости, перетекающей в электризуемый сосуд, были не по нраву материалисту Ломоносову. Ученый подходил к объяснению феномена электричества тем же образом, что и при интерпретации явления света и теплоты. Ломоносовым было написано несколько работ, посвященных изучению атмосферного и статичного электричества.

Но этим известные труды Ломоносова не ограничились. Нельзя не упомянуть его молекулярно-кинетическую теорию теплоты, которая базируется на учении об организации материи из атомов и молекул. Более подробно она описана в его сочинении «Размышления о причине теплоты и холода».

Такие вопросы о природе физических явлений решал М. В. Ломоносов. Труды и исследования ученого по части физики послужили тому, что в начале двадцатого века физика стала лидирующей наукой в области естествознания.

Первый русский астрофизик

Интерес к небесным феноменам возник у Ломоносова еще в раннем детстве, когда он наблюдал величественные картины полярных сияний. Он прославил себя как первый русский астрофизик, учредитель научных астрономических экспедиций.

Уже в первые годы своей профессиональной деятельности он принес в мир немало открытий на астрономическом поприще. Внимательно наблюдал за движением планет солнечной системы в астрономической обсерватории, изучал солнечные пятна, кометы и другие небесные объекты, — таким был известный ученый-астрофизик Ломоносов. Научные труды его и по сей день пользуются особой популярностью в среде астрономических исследователей.

Одним из наиболее уникальных достижений Михаила Васильевича в астрономии было выявление климата на Венере. Это открытие представляло собой результат конечных наблюдений ученым редчайшего явления – продвижения Венеры по диску Солнца. Его научный отчет так и назывался: «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук Майя 26 дня 1761 года».

Нескольким позже он поручился за подготовку этих наблюдений и дальнейшего отправления в Сибирь двух астрономических походов. Астрономы большинства европейских стран подготавливались к созерцанию этого редчайшего феномена. В свете этих событий Академия наук впервые принимала участие в мероприятии такого масштаба. Ломоносов проводил также цикл самостоятельных наблюдений в своей обсерватории.

Обнаружение атмосферы на Венере стало предпосылкой для дальнейшего становления астрофизической науки в России.

Металлургия, минералогия и горное дело

Основные труды Ломоносова, написанные по горному ремеслу, представляли собой уникальное пособие для работников горнодобывающей промышленности.

Землетрясение в Португалии, унесшее жизни более восьмидесяти тысяч людей, побудило его к исследованию причин и следствий землетрясений. В своих трудах он подробно изложил сложнейший процесс развития земной поверхности. Внезапные движения земной коры, по его мнению, могли быть вызваны как естественными причинами — подземными толчками, извержениями вулканов, оползнями, — так и другими сильнейшими природными катаклизмами. Названия научных трудов Ломоносова по рудному делу знакомы каждому горняку или металлургу. Например, такое широко известное «Слово о рождении металлов от трясения земли».

В своих трудах он систематизировал и описывал уже имеющиеся гипотезы о добывании и выплавке металлов. Именно им в свое время было обнародовано пособие «Первые основания металлургии, или рудных дел». Это учение по праву послужило весомой находкой в изучении горнодобывающей промышленности. Он совершенствовал уже известные принципы добычи полезных ископаемых, занимался разработкой новых машин и механизмов.

Ломоносов грезил о проведении масштабной исследовательской деятельности с вовлечением и других научных представителей нашей страны. На основании этого, отовсюду ученому начали присылать всевозможные образцы руд и минералов. Одним словом, в подборе необходимых для исследования образцов участвовало около ста двадцати заводов России.

К великому сожалению, Ломоносову не удалось воплотить задуманное в жизнь. Эта его работа была благополучно завершена только по прошествии лет академиком В. М. Севергиным, а уникальный минерал впоследствии был назван ломоносовитом в честь своего первооткрывателя.

Оптика

Ломоносовым было спроектировано и сконструировано больше десяти изобретений в области оптики. Он полностью отдавал себя науке. Ломоносов не прекращал и до конца своих дней заниматься произведением на свет приборов для ночных наблюдений.

Первым, кто спроектировал и построил оптический батоскоп, был М. В. Ломоносов. Труды его всегда вызывали большой интерес у публики. Также не остался без внимания и сконструированный им механизм «горизонтоскопа» — большого устройства для наблюдения за далеко расположенными предметами на горизонтальной поверхности.

Технологию производства цветных стекол также описал М. В. Ломоносов. Труды эти впоследствии применялись в промышленности при варке цветного стекла, а также при изготовлении деталей из него. Изготовление стекла было одним из главных пристрастий Ломоносова. Постигая таинства данного материала, Ломоносов никогда не думал использовать результаты своих исследований в личных целях. Михаил Васильевич желал как можно скорее поделиться плодами своих трудов с народом, принести их на пользу государства.

Талантливейшим изобретателем и приборостроителем, основоположником русской теоретической оптики был Ломоносов. Труды его дали толчок к дальнейшему становлению оптической науки в России.

Лингвистика, филология

В начале восемнадцатого века русский язык пестрил иностранными и церковнославянскими словами, разговорной речью. Ломоносова всегда беспокоила его чистота и безупречность. Немало времени он посвятил описанию его литературных канонов. Труды Ломоносова в литературе породили небезызвестную «Риторику», публикация которой представлялась важным культурным событием того времени. В этой работе ученый-лингвист упомянул о том, что держащему перед аудиторией речь лектору необходимо обращать внимание на возраст слушателей, их гендерную принадлежность, воспитание и уровень образования. Само же выступление ритора должно быть понятным, содержательным, аргументированным и эмоциональным. «Риторика» была преподнесена простым языком и предназначалась для широкой публики.

Другой колоссальный труд Ломоносова под названием «Российская грамматика», стал первым в своем роде пособием по изучению грамматики русского языка. Первым, кто предпринял попытки обозначить артикуляционные нормы русского языка, был Михаил Васильевич Ломоносов. Труды его были направлены на повышение значимости родного языка, на сосредоточение духовного наследия.

Еще будучи студентом, он написал сочинение «Письмо о правилах российского стихотворства», где описал основы русского стихосложения, рассмотрел известные формы стихов и размеры.

Позднее и зрелое сочинение под названием «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» рассматривает учение Ломоносова о «Трех штилях» включающее в себя «высокий, посредственный и низкий штиль». Каждый приходится к определенному литературному жанру:

  • поэмам о героизме, одам, торжественным речам соответствует высокий «штиль»;
  • театральным сценариям, дружеским письмам – средний;
  • низкий «штиль» характеризует непосредственные бытовые беседы, песни, баллады.

Ломоносов по праву считается создателем русской научной и технической терминологической базы. Ученым было введено много новых формулировок, создан стиль научного изъяснения материала. Труды Ломоносова в области литературы очень многообразны: это и стихотворения, и оды, торжественные речи, трагедии и многое другое. Поэтическое наследие занимают в большинстве своем оды, написанные в честь какого-либо события или персоны.

География и метеорология

У Ломоносова проснулся интерес к географии еще в начале профессиональной карьеры. На протяжении многих десятков лет его интересовал Северный морской путь и возможность его изучения. В руководстве под названием «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» он дает описание такого прохода и самостоятельно подготавливает его план.

Ломоносов даже дал обещание снабдить членов экспедиции необходимыми приспособлениями, инструментами, но увидеть результаты экспедиции ему было не предначертано. Поход состоялся в 1765 году, когда Михаила Васильевича уже не было в живых.

Путешествию в полярных льдах, по мнению Ломоносова, всегда мешали «ледяные горы в северных морях», которые уже долгое время волновали ученого. Им была представлена характеристика полярных льдов, разъяснены возможные причины возникновения. Эти рассуждения и на сегодняшний день представляются значимыми. Вдохновленный возможностью постижения Северного морского пути, географ взялся за составление карты Северного Ледовитого океана.

Большинство его предположений были подтверждены только через двести лет. Ломоносов предугадал местонахождение подводного хребта, который впоследствии был найден и исследован. Впоследствии этот хребет назван именем своего открывателя.

Неоценимый вклад внес в становление отечественной «физики атмосферы» Ломоносов. Труды о «Явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» рассказывают о возможных метеорологических феноменах. С особым почтением Михаил Васильевич относился к прогнозам синоптиков, настаивал на необходимости основания сети метеостанций.

История

В начале восемнадцатого века стал возрастать в России интерес к отечественной истории. Важную роль в развитии исторического учения сыграл и М. В. Ломоносов.

Его интересовало дальнейшее развитие Древнерусского государства. Своевременно изучив источники и современную периодику, Ломоносов подверг сомнению предположения историков, что основу нашему государству заложили норманны.

Ломоносов полагал, что чужаки были славянами, и великодержавное государство началось с них. Михаил Васильевич высказывал утверждения в отношении того, что русскоязычный народ еще до прихода к власти Рюрика проделал длительный путь развития и становления самобытной культуры.

В 1751 году Ломоносов принялся за работу над масштабным исследованием «Древняя Российская история». Часть первая была выпущена в свет только после его кончины и вскоре была переведена на многие языки.

В 1760 году, взяв за основу летописи и другие значимые исторические документы, Михаил Васильевич выпустил «Краткий российский летописец с родословием», содержащий опись шумных эпохальных событий, начиная с правления Рюрика и до кончины Петра Великого.

Михаил Васильевич любил родину, он свято веровал в силу и единство своего великого народа.

Ломоносов был из тех, кто видел Россию как государство с изобилующей культурой и высоким уровнем образования. Такое государство, по мнению реформатора, должно находиться в постоянном изменении, оно должно неустанно шагать вперед, двигаться в направлении развития сильной и независимой державы.

Наибольший интерес он проявлял в отношении металлургии и рудной промышленности. Кроме всего прочего, Ломоносов проявлял немало внимания в отношении развития сельского хозяйства и выступал сторонником прироста народонаселения.

Материальное благополучие Российского государства, по мнению Ломоносова, полностью зависит от исполнения им его экономических функций.

Специальные труды Михаила Ломоносова в экономике сохранились плохо, что значительно усложняет изучение его экономический воззрений.

На основании существующих работ можно сделать вывод, что основное внимание Ломоносова было направлено на изучение экономики России. На благо обществу была разработана полноценная экономическая стратегия государства, проиллюстрированная совокупностью практических указаний.

Именно ему, Ломоносову, мы должны быть признательны за появление такой дисциплины, как «Экономическая география». На протяжении профессиональной деятельности Ломоносов следовал традициям русской экономической школы, значительно обогатил и укрепил ее положения, невзирая на то что многие из основных трудов Ломоносова не оказали необходимого влияния на современников. Тем не менее экономические задумки, положенные в работах великого ученого, и сегодня подлежат дальнейшему осмысливанию.

И в заключение

«Громкие» названия трудов Ломоносова известны каждому его последователю из той или иной научной области. В его посланиях отражена сила, единство и мудрость русского народа. Ломоносов слыл новатором, внесшим выдающийся вклад в различные области познания – от естественных наук до астрономии. Его труды уже при жизни были переведены на многие языки. Михаил Васильевич стремился служить во благо народу. Многие его изобретения и исследования послужили прочным фундаментом для становления сегодняшней науки в целом.

Заседание Попечительского совета МГУ имени М.В. Ломоносова • Президент России

На заседании обсуждались планы развития университета до 2020 года, а также создание на его базе научно-технологического кластера «Воробьевы горы».

* * *

Выступление на заседании Попечительского совета МГУ

Президент Владимир Путин : Добрый день, друзья и коллеги.

Сегодня мы проводим первое заседание Попечительского совета МГУ. Приятно видеть здесь известных людей, людей не просто известных, а реально способных чем-то помочь ведущему вузу нашей страны — Московскому государственному университету. Они могут оказать ему интеллектуальную и финансовую поддержку и предоставить университетским инициативам необходимую административную поддержку.

Многое уже сделано. Если мы посмотрим на промежуточные итоги реализации Программы развития МГУ до 2020 года, то увидим, что уже проделана большая работа. Напомню, что Правительство утвердило эту программу в 2010 году. На нее было выделено 5 миллиардов рублей [более 150 миллионов долларов], я думаю, тогда из средств федерального бюджета, и еще 23 миллиарда рублей было привлечено из внебюджетных источников.

Эти деньги были потрачены в основном на развитие инфраструктуры университета и стимулирование приоритетных направлений исследований. Результаты видны всем.

Открыт Национальный центр коллективного пользования. Его компьютерная база может выполнять самые сложные расчеты и позволяет реализовывать уникальные исследовательские проекты и программы. Это также большой шаг в развитии математики и инженерного образования в России.

Медицинский научно-образовательный центр МГУ также начал работу. Здесь используется самое современное лечебное и диагностическое оборудование, и эта база поможет получать новые результаты в прикладных и фундаментальных исследованиях, а также способствовать обучению.

Космическая программа МГУ тоже получила ускорение. Завершено строительство Кавказской горной обсерватории. В этой обсерватории находится второй по мощности телескоп в России. Несколько спутников, оснащенных университетским оборудованием, выведены на орбиту, и один спутник «Ломоносов» готов к запуску.

В целом существенно укреплена научно-исследовательская база университета. Сейчас важно, чтобы это отразилось на результатах университета. За период с 2010 по 2012 год количество цитируемых публикаций сотрудников университета увеличилось в 3,5 раза, а доля публикаций ученых МГУ увеличилась в общем количестве научных публикаций в России.

Особенно важно, чтобы научные идеи и разработки не оставались на бумаге, а воплощались в реальность. Выручка инновационных предприятий вуза в прошлом году составила более 5,5 млрд рублей. Это показывает очевидный потенциал его человеческих ресурсов, а также показывает, что его новые инфраструктурные возможности позволяют университету ставить новые амбициозные цели и задачи.

Знаю, что в университете планируется создание научно-технического кластера — Воробьевы горы, кажется, так планировалось. Это даст студентам, молодым исследователям и ученым возможность реализовать прорывные проекты в приоритетных областях науки и инноваций. Речь идет о таких направлениях, как био- и нанотехнологии, моделирование и робототехника, изучение космического пространства и земельных ресурсов нашей страны.

Это уникальный проект, не имеющий аналогов в российских вузах. Сегодня мы услышим подробный доклад на эту тему и в общих чертах обсудим будущие задачи и задачи университета.

В заключение хочу отметить лишь один момент, а именно, что МГУ надо активнее работать со своими выпускниками. Среди выпускников вуза много известных и влиятельных людей во всех смыслах, людей, которые могут способствовать развитию эндаумента здесь и развитию университета в целом в самом широком смысле.

Большое спасибо за внимание.

<…>

Владимир Путин : Это была только наша первая встреча. Я уверен, что их будет больше, и они будут масштабными и ориентированными на развитие топового вуза России.

Я встречался накануне со студентами московских юридических факультетов, в том числе и потому, что сегодня День юриста. Если кто-то из вас здесь занимается юридической профессией, я вас тоже поздравляю с этим праздником.

Студенты задали много вопросов. Один из них был: «Что вы думаете о качестве образования сегодня?» Я поднимаю эту тему, потому что такие вещи, как кластерный проект и многие другие проекты развития, чрезвычайно важны, как и развитие материальной базы университета. Это касается и компьютерного оборудования, без которого не может быть современного учебного и исследовательского комплекса, и таких вещей, как медицинский центр, который мы сегодня тоже осмотрели.

Единственное, мы должны убедиться, что рост университета происходит не только за счет проектов развития. Образовательный контент также важен, как и такие вопросы, как жилье, для студентов, преподавателей и молодых исследователей. Качество образования очень важно; предоставление студентам современных знаний, которые помогут им в будущем.