Россия в 70-е годы XX века | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1970-1979 | ХРОНОС. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
CCCP в 70-е годы XX века
Десятилетия: | 1-е |
Литература и источники:
Российская и мировая история в таблицах. Автор-составитель Ф.М. Лурье. СПб,
Хронология российской истории. Энциклопедический справочник. Под руководством
Хроника мировой культуры. М., «Белый город», 2001.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав |
СССР в 1920-е годы | Проект «Исторические Материалы»
Весьма непростой период — завершение Гражданской войны, Новая Экономическая политика, начало индустриализации. Также внутрипартийная борьба и многое другое.
Начну с изложения работы:
Плеханов А.М. ВЧК-ОГПУ в годы новой экономической политики. 1921-1928. М., 2006.
По принятой традиции синим шрифтом — цитаты, обычным — изложение фактов, приводимых автором и порой собственные мысли.
В нашей исторической литературе сложилось мнение о том, что двадцатые годы были мирным периодом развития страны. Но это не совсем так. Ведь многие регионы еще жили по законам военного времени, о чем свидетельствуют следующие факты: местными органами власти и управления в Сибири, на Дальнем Востоке (от Урала до Тихого океана) и на Северном Кавказе были не советы, а ревкомы вплоть до 1925 г.; в Закавказье ЧК были преобразованы в отделы ГПУ только в 1926 г. До 1925 г. в ряде районов Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, Карачаево-Черкессии, а до 1927 г. в Туркменском национальном районе Ставрополья, также существовали не Советы, а ревкомы.
Во второй половине 1922 г. в 9 губерниях сохранялось военное положение. Решениями ВЦИК и СНК оно было введено еще в 29 губерниях, областях и автономных республиках.
Не все гладко было в положении рабочих:
Разруха в промышленности и на транспорте, прекращение работы многих заводов и фабрик привели к сокращению численности рабочих, превращению части из них в кустарей, к уходу в деревню, к безработице. (В середине 1923 г. общее число безработных составило 500 тыс. человек.) Многие рабочие или погибли на фронтах Гражданской войны и в борьбе с интервентами, или после нее перешли на советскую и хозяйственную работу. Перебои в снабжении продовольствием, топливом, предметами первой необходимости вызвали недовольство всего населения. Рабочие высказались за ослабление ограничения мелкой торговли и обмена, за отмену заградительных отрядов, которые препятствовали ввозу в города продуктов, вымененных в деревне. Их раздражало и отступление от эгалитаристского принципа военного коммунизма. Требования к уравнению в потребностях рядового и ответственного работника, как отмечалось на X съезда РКП(б), «проходит красной нитью по всем постановлениям и резолюциям беспартийных ораторов на любом рабочем собрании»
1921-1922 гг. — забастовки, кроме того, выборы в советы в те годы проходили в условиях бойкота со стороны рабочих.
Налаживалось все тяжело, и в 1926 г. в стране произошло 873 забастовки, в которых участвовало 105 176 человек, причинами выступлений были: недовольство уровнем зарплаты, расценками выработки, задержками выплаты зарплаты и др.
С крестьянством ситуация еще сложнее. С одной стороны, крестьяне получили землю, с другой стороны — в первые годы после революции столкнулись с продразверсткой. Крестьянские выступления начала 1920-х хорошо известны, автор о них упоминает, я пока особо останавливаться не буду. Приводит высказывание В.И. Ленина о главной причине недовольства крестьян — они не видели улучшения от итогов революции.
После войны возникла еще одна проблема: в деревню вернулись как демобилизованные красноармейцы, так и бывшие солдаты белых армий, амнистированные участники мятежей. Получилась так, что вчерашние враги — победители и побежденные оказались соседями (только в Тамбовскую губернию к августу 1922 г. прибыло из лагерей и ссылки до 20 000 человек), и отношения между ними налаживались далеко не сразу.
Еще один камень преткновения в деревне — религиозный вопрос — большинство крестьян по-прежнему оставались верующими, а советская власть в то время уже нацелилась на борьбу не только с церковью, но и с религией. Атеизм внедрялся насильственно при отсутствии специалистов и умения объяснять. О работе «красных агитаторов» говорит курьезный случай в одной из деревень. На пасху из Москвы прибыл агитатор, и в самом большом деревенском доме устроили митинг. Говорил москвич о том, что религия — опиум для народа, долго и нудно. И когда он окончил выступление, то предложил желающим высказать свое мнение. Из ряда поднялся старик священник в скромной поношенной рясе. «Могу вам дать только три слова», — заявил председательствующий. «Да мне и нужно всего три слова сказать», — ответил священник и поднялся на кафедру. «Братья, Христос воскрес!», — провозгласил он. «Воистину воскрес!» — ответил в один голос зал. Священник сошел в зал. Митинг закончился.
(в скобках замечу — отношения крестьянства к церкви было уже в то время, а по сути дела — и до революции, не столь однозначным, многие занимали уже антицерковную позицию, особенно это проявилось в годы НЭПа, когда многие священнослужители себя дискредитировали, при этом крестьяне оставались религиозными).
Позже продолжу.
США и Россия: 30 лет после распада СССР, в это Рождество царит напряженность
Президент СССР Михаил Горбачев выглядит подавленным, когда объявляет о своей отставке на телекадре, снятом в Москве 25 декабря 1991 года. Таким образом, Горбачев положил конец почти семи годам правления и положило конец Советскому Союзу, начавшемуся в 1917 году революцией.
AFP/Getty Images
Эта история была взята из выпуска CNN «Тем временем в Америке» от 22 декабря, ежедневной электронной почты о политике США для читателей со всего мира. Нажмите здесь, чтобы прочитать прошлые выпуски и подписаться.
Си-Эн-Эн
—
На этот раз, 30 лет назад, Рождество действительно возвестило эру мира.
Советский Союз окончательно распался, когда его последний лидер Михаил Горбачев ушел в отставку 25 декабря 1991 года. Его распад положил конец холодной войне между коммунизмом и Западом, в которой сотни миллионов людей жили в пределах четырехминутного предупреждения о ядерном уничтожении.
Но этот праздничный сезон, спустя ровно три десятилетия, приносит самое серьезное противостояние между НАТО и Россией с тех пор, как над Кремлем был спущен красный флаг с серпом и молотом. Президент Владимир Путин, для которого распад Советского Союза стал историческим позором, держит Европу в напряжении, методично наращивая российские силы на границе с Украиной по мере роста опасений вторжения.
В то время как у Запада и России были свои неловкие моменты с 1991 года — из-за Сербии, Ливии и Грузии — нынешняя конфронтация является самой серьезной, потому что Путин сознательно бросает вызов европейскому порядку после холодной войны. Не сумев подавить прозападные импульсы в бывшей советской социалистической республике Украина политически и дипломатически, он угрожает сделать это силой с помощью вторжения, которое затмит аннексию Крыма в 2014 году.
Администрация Байдена предпочла бы заняться растущим Китаем, а не вековыми конфликтами в Европе. Но Путин является мастером проверки решимости противников, которые отвлеклись и разошлись во мнениях, поскольку после фиаско в Афганистане остаются вопросы относительно стойкости Запада. Он потребовал гарантий безопасности, в том числе заверения Украины, что она никогда не вступит в НАТО, и вывода войск альянса из бывших членов Варшавского договора, вступивших в альянс. Это говорит об ощущении Россией угрозы после расширения НАТО, но Запад рассматривает их как попытку воссоздать сферу влияния в советском стиле в Восточной Европе, которую он никогда не мог принять.
США и Европа предлагают вести переговоры, видимо, надеясь предотвратить вторжение, но не делая при этом никаких уступок, которые коренным образом изменили бы безопасность континента. Они рисуют суровую картину расходов, которые последуют за вторжением. Москва примет к сведению колонку журналиста Washington Post Дэвида Игнатиуса, в которой рассказывается о дебатах в Вашингтоне по поводу финансируемого США повстанческого движения в афганском стиле против России на Украине.
Тот факт, что официальные лица разыгрывают катастрофическую опосредованную войну между США и Россией, воплощает в себе предчувствие Рождества, когда давно затихшие и кровопролитные конфликты в Европе снова бушуют.
Украинские солдаты идут на линии разграничения с пророссийскими повстанцами возле Катериновки, Донецкая область, Украина, 7 декабря 2021 года.
Андрей Дубчак/AP
Хотя НАТО готово к «содержательному диалогу» с Россией, оно не уступает очевидным попыткам Путина воссоздать гегемонию старой Москвы над своими соседями советской эпохи, предупреждает генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг.
«Продолжается наращивание», — сказал Столтенберг о российской мобилизации на границах Украины, предупредив, что любая дальнейшая агрессия против страны «будет иметь очень высокую цену».
«Эпоха сфер влияния закончилась», — добавил он.
Посмотрим, что думает об этом Путин.
Каково было купить и владеть автомобилем в СССР
Когда вы думаете о советских автомобилях, какое слово приходит вам на ум? Наверное, «некачественный». Или «ужасно». Или «ненадежный». Возможно, «мусор».
Легендарная Лада, лимузин ЗИС, двухколесный ИЖ… список можно продолжать и продолжать. Ужасность конструкции этих автомобилей уже широко задокументирована. Но что вы слышали о том, каково было использовать эти машины каждый день?
Реклама
Выросший справа от Берлинской стены в Вильнюсе, Литва, я был свидетелем многих советских автовладельцев. Ну, я не вырос ни с той, ни с другой стороны. СССР аннексировал Литву во время Второй мировой войны, и она была его частью до 1990 года. Поскольку я родился в конце 1990 года, у меня не было возможности жить в СССР. Впрочем, так поступали все мои собеседники.
Я разговаривал с отцом, бабушкой и дедушкой и тетей. Вдобавок ко всему, во время изучения истории я накопил обширные знания о советской эпохе. И хотя Стену стерли за год до моего рождения, некоторые привычки, связанные с автомобилями, сохранились до сих пор.
Приобретение автомобиля
Помните знаменитую шутку Рональда Рейгана о покупке автомобиля в Советском Союзе? Если нет, то дело обстоит так: парню в советской стране говорят, что ему нужно ждать машину 10 лет.
Этот человек положил деньги, и ответственный парень сказал ему: Приходи через 10 лет и возьми свою машину.
Объявление
Мужчина ответил: Утро или день?
А парень за прилавком сказал: Через десять лет какая разница?
И он сказал: Ну, сантехник утром придет.
Забавно, потому что в основном это правда. Получить машину в СССР было настоящей проблемой. Дело было не в том, чтобы посетить местного дилера, выбрать правильный цвет и правильное устройство. Нет, в СССР все было немного сложнее.
Реклама
Допустим, вы работали на заводе по производству бензопил. Ну, где бы вы ни работали, все компании принадлежали государству. Вам не разрешалось даже думать о создании собственного бизнеса. Интересно, что у заводских рабочих было больше шансов получить разрешение на транспортное средство, чем у врача или профессора университета. Некоторые профессии вообще не давали возможности иметь машину. Я предполагаю, что это была какая-то советская итерация классового равенства.
Не знаю, как бы отнесся к этому Карл.
Так или иначе, карьера на заводе бензопил была довольно хорошей для тех, кто действительно хотел машину. Да, я серьезно. Прежде всего, нужно было пойти к своему работодателю или в профсоюз и подать письменное заявление о том, что ваша страсть к личному автомобилю вышла из-под контроля. Затем ваш запрос был обработан. Под обработанным я подразумеваю, что была проведена проверка ваших биографических данных. Сколько цепей ты успел наточить в прошлом году? Вы старались изо всех сил? Участвовали ли вы в пионерской деятельности в школьные годы? Знаете ли вы основные ценности коммунизма? Вы были на последней дискотеке рабочих завода бензопил в столовой?
Объявление
Примерно через год вы узнаете, одобрен запрос или нет.
В данном случае Профсоюз был местом, где потребности людей соответствовали фактическим правительственным квотам. Это место, где все числа начинаются со знака минус. Дефицит товаров был повседневной нормой, императивом для выполнения основной социалистической борьбы. За исключением того, что профсоюзу, или кому-либо еще, наплевать на «социалистическую борьбу». Фактическая роль профсоюза была проста: он получал квоты на транспортные средства от правительства и перераспределял их между конкретными компаниями. Затем компания решила, кто из ее сотрудников получит автомобиль первым.
На работе на заводе по производству бензопил вы были одним из 300 рабочих. У большинства из них не было машины, и они очень хотели ее приобрести. Допустим, профсоюз выделил вашему предприятию пять автомобилей в год. (Это не означает, что все компании будут получать по пять автомобилей в год, это всего лишь оценка, основанная исключительно на информации, полученной в ходе интервью. Количество выделяемых автомобилей менялось на протяжении многих лет в зависимости от отрасли, размера компании и во всяком случае, пять машин в год — это слишком оптимистичная оценка, по мнению некоторых рецензентов моей статьи. )
Первыми в очереди за ВАЗом, ЗАЗом или ГАЗом были те, кто успешно прошел проверку биографических данных. Это будут самые продуктивные, квалифицированные или иным образом выдающиеся сотрудники. Вы знаете, тип работника месяца. Конечно, не помешало и членство в коммунистической партии. В любом случае, если бы вы были обычным рабочим, шансы на то, что ваша машина прибудет в тот год, когда вы ее заказали, были бы нулевыми. То же самое было и в следующем году. И на следующий.
Объявление
В советское время средняя очередь на машину составляла от 7 до 10 лет и более. Скрестим пальцы за то, что ваш сантехник не приедет в счастливый день доставки.
Как и следовало ожидать, плотность владения транспортными средствами по сравнению с общей численностью населения в СССР была значительно ниже, чем в США, всего около 45 автомобилей на 1000 человек к 1985 году. Не обманывайте себя, это произошло не благодаря антикоммерциализм, ни какое-то стремление к экономии невозобновляемых ресурсов. Это была просто нехватка человеческих и материальных ресурсов в сочетании с наихудшим управлением. Помните, рыба гниет с головы.
С другой стороны, у Красной Армии было 57 670 танков против жалких 12 320 танков вооруженных сил США во время холодной войны.
Другой способ купить машину
Реклама
Конечно, были и альтернативные способы приобрести машину. Вы могли быть близким другом высокопоставленного чиновника Коммунистической партии или главы профсоюза. Правительство с радостью нарушило бы правила для вас. Другая возможность заключалась в том, чтобы узнать, кто готов взять взятку. Эти варианты были настолько распространены, что у каждой машины была установленная неофициальная сумма взятки. Например, наклейка с ценой на ВАЗ 2101 (на фото) в 19 г.70-х стоил около 5500 рублей. Взятка за сокращение очереди составляла около 20 процентов от этой суммы.
Как насчет подержанных автомобилей? Зачем возиться с абсурдным и изнурительным процессом приобретения новой машины, если можно получить аналогичную подержанную за меньшие деньги? Вы не могли. Любой, кому посчастливилось владеть автомобилем, никогда даже не думал о его продаже. Ну, сказать, что нельзя было купить подержанную машину, не совсем правильно. Просто подержанная машина стоила до хрена дороже новой.
Например, мой дальний родственник купил Волгу в 1970-х у друга. Это был эквивалент нынешней BMW 5 серии или Е-класса. После 12 лет интенсивной эксплуатации решил продать. Вы знаете, сколько им удалось получить? Примерно на 30 процентов больше, чем оригинальная цена наклейки! СССР не выиграл холодную войну и не преуспел в управлении качеством, но добился значительных успехов в области амортизации.
Фактическое владение автомобилем
Реклама
Извините за резкость по отношению к вам, но давайте продолжим представлять, что вы типичный рабочий дрон в Советском Союзе. Назовем тебя Сергеем. Это твой счастливый день, Сергей! Вы стали счастливым обладателем Шрек Зеленый ВАЗ 2101. Вы поступили предусмотрительно, поэтому начали арендовать гараж незадолго до даты доставки. Теперь вы радостно прогуливаетесь по бульвару Красной Армии, хвастаясь автомобилем перед близкими. Вы хорошо покатались вместе. Что делать дальше?
Конечно же, вы не собираетесь оставлять свой новенький автомобиль на стоянке возле дома. Ни за что! Ты не идиот. Вы будете ехать примерно 40 минут до вашего недавно купленного гаража. Почему 40? Ну, в большинстве случаев в жилых кварталах не было гаражей. Пришлось ехать на окраину, где располагалось большинство гаражей. Если вам очень повезло, в вашем жилом районе было одно гаражное здание, рассчитанное на 40 или 50 автомобилей. В этом случае ваши 40 минут могут стать всего лишь десятью. Повезло тебе. Кстати, тот же процесс покупки автомобиля применялся и для получения места в гараже.
Объявление
В любом случае, гараж удобнее, чем парковать машину на улице только для того, чтобы обнаружить, что машина стоит на четырех кучах кирпичей, колеса украдены. Дефицит запчастей был настолько велик, что довольно часто приходилось откручивать щетки стеклоочистителей, антенны и другие легкосъемные аксессуары, оставляя машину не в гараже. Иначе твою машину просто поцарапают.
В случае неудачного ограбления у вас было два варианта. Вариант первый: надеть терпеливое лицо и стоять в очереди неизвестно сколько времени, чтобы купить нужную вещь в официальном магазине. Вариант второй: надеть свое «мне все равно на лицо» и просто выкупить вещь обратно на черном рынке. Это только создало больший спрос на краденые детали.
Еще хуже было то, что у людей появилась странная привычка накапливать любые автомобильные детали, которые были доступны, независимо от того, нужны они им или нет. Тормозные барабаны, лампочки, генераторы и т. д. Они надеялись, что когда-нибудь это пригодится.
Вот почему мы до сих пор можем найти много деталей, хранящихся у наших бабушек и дедушек. Я думаю, это было что-то вроде третьего варианта.
Реклама
Параноидальное отношение к своей машине
Воздействие окружающей среды также поощряет вас никогда не оставлять машину без защиты.