Содержание
В России вступил в силу обновленный закон о религиозных объединениях
2 октября 2021, 21:25
МОСКВА, 3 октября. /ТАСС/. Изменения в российском федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», запрещающие для отдельных лиц быть руководителем, участником религиозной группы, вступают в силу с 3 октября.
Речь идет о Федеральном законе № 68-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который был принят весной и подписан президентом России Владимиром Путиным в апреле нынешнего года.
Документ, в частности, запрещает возглавлять религиозные группы и участвовать в их деятельности лицам, подозреваемым в финансировании терроризма и в действиях которых суд обнаружил признаки экстремистской деятельности. Аналогичный запрет устанавливается для иностранцев и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания и проживания в России.
По мнению опрошенных ТАСС экспертов, изменения в законе с одной стороны помогут защитить верующих и национальную безопасность страны, а с другой — при его реализации могу возникнуть проблемы, связанные с соблюдением прав законопослушных членов религиозных объединений.
Профилактический характер закона
Первый заместитель председателя Синодального отдела Русской православной церкви по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ, доктор политических наук Александр Щипков считает, что обновленный закон носит профилактический характер. «Закон просто не будет допускать лиц, совершающих противоправную деятельность, к управлению религиозными организациями и участию в них. Потому что религиозную организацию они используют как «крышу». Во-вторых, они вводят в заблуждение добропорядочных верующих граждан, которые являются членами этой организации и не подозревают, что их руководители могут быть преступниками. Таким образом, этот закон направлен, с одной стороны, на защиту национальной безопасности России, а другой — на защиту добропорядочных верующих, которых могут использовать в неблаговидных, преступных целях», — пояснил ТАСС Щипков.
Он уточнил, что закон направлен на то, что ограничить участие в религиозных объединениях лиц, о которых известно, что они занимаются легализацией, отмыванием денежных средств, доходов, полученных преступным путем, или доходов, связанных с финансированием терроризма, в некоторых случаях — для лиц, в действиях которых выявлены и доказаны признаки экстремистской деятельности. «Или же речь идет об иностранном гражданине, имущество которого или средства которого заблокированы в связи с подозрением на противоправные действия, в первую очередь на действия, связанные с пособничеством терроризму», — добавил Щипков.
По его мнению, российское законодательство, касающееся деятельности религиозных организаций и объединений, в настоящее время является «очень либеральным», поскольку позволяет иностранным гражданам возглавлять религиозные организации и группы. Обновленный закон лишь ограничивает участие некоторых групп иностранцев в деятельности таких организаций и групп. «В ряде стран иностранным гражданам — с иностранной пропиской, подданством — вообще не разрешается руководить религиозными организациями. У нас такого положения нет, и наше законодательство в этом случае очень либеральное», — подчеркнул Щипков.
Возможные проблемы при реализации закона
Российский религиовед, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин предположил, что при реализации обновленного закона могут возникнуть проблемы. В частности, могут пострадать законопослушные верующие.
«То есть полицейский приходит и видит: там что-то происходит — какая-то религиозная деятельность. Также, как и миссионерская деятельность — он если видит, что что-то проповедуют, это все и есть миссионерская деятельность. Соответственно, любая проверка документов в этой группе может потенциально выявить какого-то человека, из-за которого пострадает вся религиозная община. Исходя из того, как написан закон, я думаю, что тут тоже он [полицейский] не будет вставать на сторону верующих, лидеров объединений и общин, которые не знали о том, что к ним в группу, в мечеть, в дом молитвы, на чтение священного писания какого-либо пришел такой «темный» человек», — пояснил ТАСС Лункин.
Также может возникнуть проблема определения состава общины, объединения или группы, считает религиовед.
«Как правило, у православных, скорее всего, есть какой-то состав приходского актива, но не во всех приходах это есть. У протестантов, особенно у баптистов, есть списочных состав крещеных членов церкви, которые ходят на богослужения. Но это внутренний документ, то есть он не предоставляется органам, власти. Органы власти по конституции не вправе запрашивать такие внутренние документы. Соответственно, для того чтобы выявить участника, члена, который, например, у мусульман или у протестантов, читает запрещенную литературу, то выявить такого участника может только совершив рейд с полицией», — отметил Лункин.
Об основных конфессиях
Данные нововведения закона коснуться деятельности традиционных религиозных организаций России, пояснили в Духовном управлении мусульман России.
«Данные поправки никак не касаются религиозных организаций, поскольку в отношении религиозных организаций данные ограничения уже ранее были прописаны в федеральном законе. Это коснется религиозных групп, которые создаются без образования юридического лица, теперь данные ограничения будут распространяться и на религиозные группы», — говорится в сообщении, поступившем в ответ на запрос ТАСС. Это же подтвердили агентству и в Синодальном отделе Русской православной церкви по взаимоотношениям церкви и СМИ.
Теги:
Россия
Что такое религия и какова ее роль в жизни общества: Статьи общества ➕1, 18.03.2022
Религия — это система взглядов, основанная на безусловной вере в сверхъестественное. Она включает в себя свод догматов, моральных норм, правил поведения, обрядов и объединяет людей в соответствующие организации (община, церковь и т. д.). Исторически сложилось различное отношение к религиозному мировоззрению: одни называют веру смыслом жизни, другие — отрицают необходимость существования религии.
Фото: Rahul Verma / Pexels
Религия зародилась в первобытные времена. Одной из самых ранних ее форм стал тотемизм — вера в мистическую связь между людьми и животными или растениями. Реже его последователи поклонялись неодушевленным предметам и явлениям природы. Тотемизм встречается и сейчас. Так, североамериканские индейцы оджибва считают своими тотемами медведя, волка, бобра и других животных. Они признаны покровителями и помощниками, которые защищают род и даруют силу.
Еще одна ранняя форма религии — анимизм. Это вера в существование бессмертной души человека и живых существ. Вера в духов также относится к анимизму. Этнографы считают, что так люди пытались объяснить тени, эхо, отражения и другие явления, природа которых была им непонятна.
Первобытные люди наделяли магической силой конкретные предметы: камни необычной формы, зубы животных, фигурки, вырезанные из дерева. Так появился фетишизм (от португальского feitiço — амулет, магическая вещь). Одной из его форм является идолопоклонство.
В дальнейшем религии начали усложняться. Люди стали поклоняться множеству богов. А на смену языческому пантеону пришло единобожие — возник монотеизм. Сейчас он представлен такими мировыми религиями, как иудаизм, христианство и ислам.
Фото: Chinh Le Duc / Unsplash
Большинство стран мира не обязывает своих граждан придерживаться религиозных канонов. За редким исключением (например, в Саудовской Аравии, Судане, Афганистане и других исламских странах отступничество от веры грозит смертной казнью), люди добровольно становятся верующими, участвуют в церковных богослужениях, соблюдают пост. Это желание может быть связано со следующими причинами:
Поиск смысла жизни. Нам нужна уверенность в том, что мы все делаем правильно и стремимся к важной цели. Для верующего человека целью становится духовное самосовершенствование, основанное на исполнении религиозных предписаний.
Страх смерти. Что произойдет, когда земное существование оборвется? Мы подсознательно хотим верить в то, что смерть станет лишь одним из этапов нашего пути.
Стремление к справедливости. Мы хотим, чтобы хорошие люди были вознаграждены, а плохие — наказаны. Осознание того, что злодеев так и не настигнет справедливая кара, способно вогнать в депрессию, поставить крест на духовном развитии.
Попытка объяснить то, что непонятно. Ученый-когнитивист Джастин Барретт утверждает, что именно особенности человеческой психики заставляют человека поверить в то, что нельзя доказать. Например, если после молитвы прошла головная боль, верующие считают, что им помогли высшие силы.
Желание ощутить единство с другими людьми. Говоря «Я христианин», «Я мусульманин» и так далее, мы объединяемся с многомиллионным сообществом верующих. Все эти люди становятся нашими единомышленниками.
Как я умерла, чтобы жить
Психолог Марго Беккер — об опыте осознанного умирания
В царской России религия была частью государственной системы управления, а любые попытки отказаться от веры осуждались. Доминирующим вероисповеданием было православие, а одним из органов власти — Святейший Синод. Высказывания церковнослужителей тех времен: «Царская власть — Богом данная власть», «Бог, по образу своего небесного единоначалия, устроил на земле царя».
Положение церкви изменила революция в 1917 году. Коммунистическая партия высмеивала и отрицала веру в высшие силы, многие храмы были разрушены. Власти активно пропагандировали атеизм, называя религию «пережитком прошлого» и «опиумом для народа».
Возрождение религии началось в 1988 году, когда Михаил Горбачев признал религиозные права верующих. Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза назвал период угнетения церкви «трагической ошибкой» и пригласил духовенство к сотрудничеству в поддержании нравственности.
Современная Россия является светским государством. В то же время власти поддерживают традиционные конфессии, отмечая, что они укрепляют моральные ценности.
В 2015 году ВЦИОМ провел опрос, показавший, как изменилась роль религии в жизни россиян за 25 лет. Выяснилось, что люди стали хуже относиться к увеличению числа верующих в обществе. В 1990-м 61% опрошенных согласились с тем, что распространение религиозных убеждений приносит пользу, а спустя четверть века так считала только треть респондентов (36%).
О вреде религии для общества стали говорить чаще: с 5% в 1990 году до 23% в 2015-м. При этом 48% респондентов одобрили возведение возле их дома культовых сооружений, но только если там будут проводиться богослужения их веры. Когда речь зашла о других религиозных объектах, позитивный настрой сохранили лишь 20% опрошенных.
Люди могут прийти к вере на любом этапе жизни. Институт религии обладает следующими преимуществами.
Польза религии заключается в создании ценностных ориентиров, которые остаются за рамками юридических законов. Конечно, церкви далеко не всегда удается убедить людей следовать религиозно-этическим нормам — не лгать, не завидовать, не поклоняться золотому тельцу. Но глубоко верующие стараются не нарушать заповеди.
Специалисты Исследовательского центра Пью в США выяснили, что люди, которые регулярно участвуют в церковных службах, чувствуют себя более счастливыми, меньше страдают различного рода зависимостями. Даже неверующие приходят в храмы, чтобы отвлечься от будничной суеты, послушать песнопения, обрести спокойствие.
Осознание того, что все равны перед богом или высшим началом и каждому воздастся по делам его, помогает преодолевать проявления вражды, ненависти, жажду мести. Религиозные организации оказывают социальную помощь неимущим и побуждают каждого следовать их примеру. Например, при Русской православной церкви организовано более 90 приютов для бездомных, 500 благотворительных столовых, а также пункты обогрева и первой медицинской помощи. Религиозный человек не откажет нуждающемуся в поддержке: материальной (одежда, подаяние, кров), душевной (сострадание) или духовной (молитва, совет).
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
В сложных жизненных ситуациях многие люди ищут утешения в религии. Нельзя сказать, что исповедь и молитва полностью заменяют психотерапевта, а тем более — психиатра. Это признают и сами священнослужители.
Но в тяжелые моменты психология религии эффективнее светской, считает Михаил Хасьминский, руководитель кризисного центра при московском храме Воскресения Христова. Например, при потере близкого родственника или постановке смертельного диагноза сложно привести доводы, которые вернут человека к нормальному существованию. Священник помогает переключиться с жизни, которая кажется лишенной смысла, на другую, вечную.
Религия призывает людей подчиняться строгим правилам, например соблюдать пост, придерживаться патриархата, посещать богослужения по выходным. Эти правила можно расценить как ограничение свободы, хотя никто не заставляет им следовать. Иногда религиозные убеждения человека могут причинить вред как ему самому, так и его ближним.
Некоторые религиозные движения побуждают своих последователей отказываться от лечения и прибегать к духовному исцелению. Чаще всего речь идет о сектах — группах, отделившихся от основного направления религии и создавших собственное учение.
Так, основательница организации «Церковь Христа» Мэри Бейкер Эдди утверждает, что болезни и смерть — это несуществующая реальность, созданная Сатаной. По ее мнению, достаточно признать нереальность недугов и сосредоточиться на Боге, чтобы исцелить себя. Еще одно религиозное движение, отказывающееся от обязательного лечения, — Свидетели Иеговы (запрещенная в России экстремистская организация). Ее представители считают переливание крови неприемлемым, даже если речь идет о спасении жизни. Это обосновывают тем, что в крови якобы находится душа. Исключения не делаются даже для детей.
Фото: Mehdi Sepehri / Unsplash
Некоторые религии, в том числе ислам, требуют подчинения жены мужу или родственникам мужского пола — отцу, братьям. Роли в традиционной семье строго распределены: муж должен обеспечивать семью, а жена — посвятить себя дому и детям. В некоторых странах и в определенных кругах получить образование и устроиться на работу можно только с разрешения супруга или родителей. Существуют и другие ограничения, такие как ношение закрытой одежды и запрет на прогулки в одиночестве. Все они мешают достичь гендерного равенства в современном понимании и могут расцениваться как нарушение прав человека.
Каждый год более 3 млн девочек переносят калечащие операции на половых органах
11 фактов о практике, наносящей увечья женщинам и детям
Сейчас все больше женщин стремятся защитить свои права и доказать, что, например, трактовка ислама с патриархальной точки зрения ошибочна. Эту точку зрения поддерживают эксперты Организации Объединенных Наций. Спецдокладчик ООН Ахмед Шахид заявил, что законодательство, основанное на религиозных убеждениях, должно быть пересмотрено. В первую очередь речь идет о законах, оправдывающих гендерное насилие, в том числе уголовное преследование женщин за нарушение супружеской верности.
Считается, что это самый опасный вид террористической деятельности. Когда мотивация становится религиозной, люди зачастую перестают реагировать на рациональные доводы. Применение мер наказания, в том числе смертной казни, расценивается террористами как награда. Они верят, что после смерти их ждет встреча со Всевышним, воле которого они следовали до конца.
Традиционные религии мира не побуждают к насилию и вражде. Но социально-политические группировки используют их как прикрытие для террористических и экстремистских действий. Так, адепты «Аум Синрикё», одной из самых опасных экстремистских организаций, запрещенной в России, организовывали теракты для «Истребления грешников в войне Добра и Зла».
В мире есть немало тоталитарных религиозных организаций, способных нанести серьезный вред здоровью человека. Проблемы возникают, когда духовный лидер стремится подавить волю прихожан, а понятия вроде греха, ада и рая используются ради манипуляции. Кроме того, чрезмерное увлечение религией может заставить человека забыть о создании семьи, саморазвитии, карьере. После выхода из сект и других подобных организаций людям приходится полностью пересмотреть свои взгляды и понимание реальности. Из-за этого человек может столкнуться с депрессией, подавленностью и тревогой. Американские психологи называют это состояние «синдром религиозной травмы». Большинству людей требуется 2-3 года, чтобы вернуться к нормальной жизни.
Некоторые религиозные каноны расходятся с целями, к которым стремится современное общество, — толерантность, равенство прав людей независимо от их сексуальной ориентации и гендерной принадлежности. Но в целом религия как социальный институт может быть полезна как для отдельных людей, так и для государства. Вера учит нравственности, избавляет от тревоги и побуждает думать о ближних. Поэтому каждый должен самостоятельно определить роль религии в своей жизни.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Вера Жихарева
Religion in Russia — Wikiwand
- Introduction Religion in Russia
- History
- Study approaches
- DemographicsChronological statisticsReligions by federal districtReligions by federal subjectReligions by ethnic groupOther surveys
- ReligionsAbrahamic religionsChristianityOrthodoxyRussian OrthodoxyOld BelieversCatholicismProtestantism and Other ChristiansIslamJudaismEthnic and shamanic religions, paganism и тенгрианствоИндийская, иранская и дальневосточная религииБуддизмИндуизмСикхизмДаосизмЯзидизмЗороастризмНовые религиозные и духовные течения
- Свобода вероисповедания Испытание Бхагавад-Гиты
- См. также
- Примечания
- Ссылки
- ИсточникиДополнительная литература
- Внешние ссылки
лет или студент колледжа
Религия в России разнообразна, причем христианство, особенно русское православие, является наиболее широко исповедуемой верой, но со значительным меньшинством нерелигиозных людей и приверженцев других вер.[1] А 1997 Закона о религии признает право на свободу совести и вероисповедания за всеми гражданами, духовный вклад православного христианства в историю России, уважение к «христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям и вероисповеданиям, составляющим неразрывное часть исторического наследия народов России»[3], в том числе национальные религии или язычество, сохраненные или возрожденные[4]. По закону любая религиозная организация может быть признана «традиционной», если она уже существовала до 1982, и каждая вновь созданная религиозная группа должна предоставлять свои полномочия и ежегодно перерегистрироваться в течение пятнадцати лет, а тем временем до окончательного признания оставаться без прав. [3]
Религия в России (Исследование Атласа «Среда Арена», 2012 г.)[1]
Русское православие (41,1%)
Другие христиане[нижний альфа-1] (6,3%)
Мусульмане[нижний альфа-2] (6,5%)
Неоязычники и тенгрианцы[нижний альфа-канал 3] (1,2%)
Буддисты (0,5%)
Другие религии[lower-alpha 4] (0,7%)
Верующие, но не приверженцы какой-либо конкретной религии (25,2%)
Атеисты (13%)
Необъявленные (5,5%)
Русский православный собор Василия Блаженного в Москве является объектом Всемирного наследия.
Русская Православная Церковь, хотя ее влияние невелико в некоторых частях Сибири и на юге России, где наблюдается заметное возрождение дохристианской религии[5], действует как де-факто, , если не де-юре, привилегированная религия государства, претендующая на право решать, какие другие религии или конфессии должны получить право на регистрацию.[3] Некоторые протестантские церкви, которые уже существовали до русской революции, не смогли пройти перерегистрацию, а католической церкви было запрещено развивать свои собственные территориальные юрисдикции. [6] По мнению некоторых западных наблюдателей, с конца 1990-х и начала 2000-х годов уважение свободы вероисповедания со стороны российских властей снизилось.[7][8] Например, в настоящее время в России запрещена деятельность Свидетелей Иеговы. По данным International Christian Concern, в течение 2021 года «в России усилились репрессии против свободы вероисповедания»[9].]
После распада Советского Союза в 1991 г. произошло возрождение и распространение сибирского шаманизма[10] (часто с примесью православных элементов[11]), а также появление индуизма[12] и новых религиозных течений по всей России. Наблюдался «экспоненциальный рост новых религиозных групп и альтернативных духовных течений», восточных религий и неоязычества, даже среди самоопределяющихся «христиан» — термин, который стал общим описанием множества эклектических взглядов и практик. Россия была определена ученым Элиотом Боренштейном как «Южная Калифорния Европы» из-за такого расцвета новых религиозных движений, и последние воспринимаются Русской Православной Церковью как конкуренты в «войне за души». Однако многообразие религий в России было традиционным компонентом российской идентичности на протяжении сотен лет, способствуя устоявшемуся этнокультурному плюрализму[14].
В одной из поправок к Конституции России 2020 года есть конституционные отсылки к Богу[15].
Множественные морали и религии в постсоветской России
Под редакцией Джарретта Зигона
244 страницы, 5 иллюстраций, библиография, индекс
ISBN 978-0-85745-209-2 $135.00 /909.00£ Опубликовано (сентябрь 2011 г.)
ISBN 978-1-78238-053-5 $34,95/£27,95 / Pb / Опубликовано (ноябрь 2013 г.)
eISBN 978-0-85745-210-8 электронная книга0032
https://doi.org/10.3167/9780857452092
Просмотр корзиныВаша страна: — изменить
Купить электронную книгу! 34,95 долл. СШАинформация о формате epubЗапрос на обзорную или экзаменационную копию (в цифровом формате)
- Если вы являетесь периодическим изданием или другим изданием, рецензирующим наш контент.
- Если вы профессор, запрашивающий экзаменационную копию.
Рекомендовать вашей библиотекеДоступно в GOBI®
Отзывы
«В этом томе обсуждение множественной морали, религий и секуляризма выдвигается также множеством голосов исследователей… представляющих разные уровни этнографической близости и теоретического участия. Хотя это несоответствие может оказаться недостатком, как это часто бывает с отредактированными томами, в данном случае оно хорошо дополняет сложность моральных миров информантов и неоднородность локальных моральных дискурсов… Этот том также обогащает изучение секуляризма, религии и морали. в постсоветских исследованиях и не только». • Социальный анализ
«Эта новаторская книга с высокими академическими стандартами сочетает в себе растущий интерес антропологов к изучению морали с особым вниманием к антропологии религии в контексте постсоветской России». • Славянское обозрение
«Этот сборник включает в себя впечатляющий список авторов, чтобы предложить множество анализов, специально посвященных отношениям между моралью и религией в постсоветской России… В целом этот том, несомненно, обогащает современное понимание постсоветской России. Это также способствует растущей озабоченности артикуляцией современной антропологии морали». • Журнал современной религии
«…очерки этого сборника выполняют две ценные функции: во-первых, предупреждать антропологов о важности и множественности (т. Русская религия и мораль». • База данных антропологических обзоров
«Одним из заметных вкладов тома является то, что он объединяет этнографии религиозных групп, которые до сих пор были недостаточно представлены в англоязычных этнографиях… сборник в целом выходит за заявленные теоретические рамки, что, безусловно, является достижением». • Антропос
«…сильный том, который дает прекрасный обзор морального упадка и восстановления в России. Это ценный вклад в быстро растущий объем англоязычных томов, посвященных различным аспектам религии и морали в бывшем Советском Союзе. Кроме того, это один из немногих англоязычных томов о Православной Церкви». • Матийс Пелкманс , Лондонская школа экономики
Описание
В постсоветский период мораль стала дискуссионным понятием, открытым для множества выражений и исполнений. От русского православия до ислама, от шаманизма до протестантизма, религии различного толка стали одними из первых возможных альтернативных моральных дискурсов и практик после падения советской системы. Это влияние остается сильным и сегодня. В российском контексте религия и мораль пересекаются в таких социальных областях, как облегчение социальных страданий, интерпретация истории, построение и реконструкция традиций, индивидуальное и общественное здоровье и деловая практика. Влияние религии также проявляется в том, что Русская православная церковь все чаще выступает в качестве морального голоса правительства. Широкий круг тем в этом этнографическом сборнике показывает широкое религиозное влияние как на дискурсивную, так и на повседневную мораль. Авторы показывают, что, хотя религия является важным аспектом различных моральных комплексов, как и в других частях мира, религия в постсоциалистической России не может быть отделена от политических, экономических или транснациональных институциональных аспектов морали.
Джаррет Зигон — доцент кафедры антропологии Амстердамского университета. Он является автором книг «Нравственность: антропологическая перспектива» (2008 г.), «Создание нового постсоветского человека: моральный опыт в современной Москве » (2010 г.) и «ВИЧ — это Божье благословение: восстановление морали в неолиберальной России » (2011 г.). ). Его статьи можно найти в A nthropological Theory , Ethnos и Ethos среди других журналов.
Тема: Антропология религиологии (Общая)
Область: Центральная/Восточная Европеия-Тихоокеанская. BISAC:
SOC039000 СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ/Социология религии;
REL000000 РЕЛИГИЯ/Общие
БИК:
JHM Антропология;
JFSR Религиозные группы: социальные и культурные аспекты
Содержание
Развернуть оглавление
Список иллюстраций
ЧАСТЬ I: ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Множественная мораль: дискурсы, практики и нарушения в постсоветской России
Джаррет Зигон
Глава 2. Изучение русской религиозности как источника нравственности сегодня
Александр Агаджанян
ЧАСТЬ II: МНОЖЕСТВО МОРАЛЬНОСТИ
Глава 3. Постсоветское православие в процессе становления: стратегии преемственности мышления у российских учителей средних школ
Агата Ладыковская
Глава 4. Политика правды: социальная справедливость среди христианских общин России
Мелисса Л. Колдуэлл
Глава 5. Этос родства: иностранная помощь и благотворительность на местах в двух православных приходах на Северо-Западе России
Детелина Точева
Глава 6. Новые времена, новые добродетели? Строительство нравственности в послевоенной Чечне
Иева Раубиско
Глава 7. Мораль, утопия, дисциплина: новые религиозные течения и советская культура
Панченко А.А.
Глава 8. Формирование морали вокруг царской семьи
Кэти Русселе
Глава 9. Святая Ксения как покровительница женских социальных страданий: очерк антропологической агиологии
Жанна Кормина и Сергей Штырков
Глава 10. Построено из золота или слез? Моральные беседы о церковном строительстве и роли предпринимательских пожертвований
Тобиас Кёлльнер
Послесловие: Множественные морали, множественные секуляризмы
Кэтрин Ваннер
Заметки об участниках
Библиография
Индекс
Наверх
Электронная почта библиотекаря:
Уважаемый библиотекарь,
Я хотел бы порекомендовать Множественные морали и религии в постсоветской России для библиотеки.