Как звали ленина: Дворянин, еврей, калмык?.. О запутанной родословной Ленина — VATNIKSTAN

Дворянин, еврей, калмык?.. О запутанной родословной Ленина — VATNIKSTAN

В год 150-летия со дня рож­де­ния Вла­ди­ми­ра Ильи­ча Лени­на мы навер­ня­ка не один раз услы­шим о нис­про­вер­же­нии мифов и рас­кры­тии тайн вокруг его лич­но­сти. В каче­стве одной из таких тайн пре­под­но­сит­ся про­ис­хож­де­ние Лени­на, кото­рое на самом деле уже дав­но пере­ста­ло быть запрет­ной темой. Хотя в совет­ское вре­мя мно­гие фак­ты из родо­слов­ной семьи Улья­но­вых оста­ва­лись неиз­вест­ны­ми в науч­ной лите­ра­ту­ре. Что же мож­но рас­ска­зать о пред­ках осно­ва­те­ля Совет­ско­го госу­дар­ства сегодня?


Дворянин из крепостных крестьян

Обра­тим­ся для нача­ла к вопро­су о сослов­ном про­ис­хож­де­нии Вла­ди­ми­ра Улья­но­ва. В офи­ци­аль­ной био­гра­фии Лени­на 1940 года под автор­ством пар­тий­но­го идео­ло­га Еме­лья­на Яро­слав­ско­го читаем:

«Отец Лени­на Илья Нико­ла­е­вич Улья­нов был в то вре­мя (год рож­де­ния Лени­на, 1870‑й. — Ред. ) инспек­то­ром народ­ных учи­лищ Сим­бир­ской губер­нии, а до это­го в тече­ние мно­гих лет был учи­те­лем физи­ки и мате­ма­ти­ки в Ниж­нем Нов­го­ро­де и Пен­зе. Илья Нико­ла­е­вич Улья­нов про­ис­хо­дил из очень бед­ных мещан г. Астрахани».

Семья Ильи и Марии Улья­но­вых. Буду­щий осно­ва­тель СССР — вни­зу спра­ва. 1879 год

На круп­ных чинов­ни­чьих долж­но­стях в Рос­сий­ской импе­рии слу­жи­ли дво­ряне, посколь­ку за свою служ­бу они так или ина­че полу­ча­ли опре­де­лён­ный чин Табе­ли о ран­гах. В 1870 году Илья Улья­нов имел чин кол­леж­ско­го совет­ни­ка, даю­щий лич­ное дво­рян­ство. А в 1877 году он стал дей­стви­тель­ным стат­ским совет­ни­ком, на тот момент самым низ­шим чином Табе­ли о ран­гах, обес­пе­чи­вав­шим потом­ствен­ное дво­рян­ство. Дво­рян­ское досто­ин­ство было утвер­жде­но за семьёй Улья­но­вых в 1886 году ука­зом Сена­та после смер­ти Ильи Улья­но­ва, и оно рас­про­стра­ни­лось в том чис­ле на 16-лет­не­го под­рост­ка Володю.

Но сам род Улья­но­вых был дале­ко не дво­рян­ским. Самым ран­ним пред­ком Лени­на по пря­мой муж­ской линии, о кото­ром утвер­ди­тель­но гово­рят иссле­до­ва­те­ли, был его пра­пра­дед Ники­та Гри­го­рье­вич Улья­нин (1711−1779), дво­ро­вый кре­стья­нин поме­щи­цы Мар­фы Мяки­ни­ной (урож­дён­ной Пано­вой), жив­ший в селе Анд­ро­со­во Ниже­го­род­ской губер­нии. Попыт­ки про­ве­сти эту линию даль­ше упи­ра­ют­ся в недо­ста­ток све­де­ний. Более ран­ние запи­си гово­рят об отце Ники­ты Гри­го­рии Андре­еви­че Улья­нине, кре­пост­ном кре­стья­нине дерев­ни Ероп­ки­но, при­над­ле­жав­шим в 1646 году поме­щи­ку Андрею Пано­ву. Впро­чем, исто­ри­ки спо­рят, точ­но ли это отец Ники­ты Улья­ни­на, посколь­ку меж­ду 1646 и 1711 года­ми слиш­ком боль­шой вре­мен­ной разрыв.

Сын Ники­ты Васи­лий вме­сте со сво­ей семьёй был отдан поме­щи­ку Сте­па­ну Бре­хо­ву. В 1791 году тот отпу­стил сына Васи­лия Нико­лая на оброк — то есть Нико­лая Улья­нин мог сво­бод­но зара­ба­ты­вать день­ги на сто­роне, но оста­вал­ся в кре­пост­ном состо­я­нии. Улья­нин посе­лил­ся в Аст­ра­хан­ской губер­нии, где затем попал под дей­ствие ука­за о пере­во­де поме­щи­чьих кре­стьян дру­гих губер­ний в рас­по­ря­же­ние Ниж­не­го зем­ско­го суда. Так дед Лени­на полу­чил сво­бо­ду задол­го до отме­ны кре­пост­но­го права.

Илья Улья­нов. 1850–1860‑е годы

В 1808 году Нико­лай Улья­нин был при­пи­сан к мещан­ско­му сосло­вию и всту­пил в цех порт­ных. Судя по все­му, дела шли не глад­ко — взнос в 10 руб­лей в кас­су ремес­лен­ной упра­вы Улья­нин так и не упла­тил до самой смер­ти в 1838 году. (Кста­ти, где-то в нача­ле XIX века фами­лия семьи по доку­мен­там транс­фор­ми­ро­ва­лась в Улья­но­вых.) Уди­ви­тель­но, как млад­ший из четы­рёх детей Улья­но­вых Илья смог добить­ся потря­са­ю­ще­го карьер­но­го роста в эпо­ху Вели­ких реформ.

Таким обра­зом, Воло­дя Улья­нов при рож­де­нии был ещё меща­ни­ном, а после смер­ти отца полу­чил дво­рян­ство. Дан­ные обсто­я­тель­ства в совет­ской лите­ра­ту­ре, в общем, не скры­ва­лись, но и осо­бо­го вни­ма­ния не полу­ча­ли. А вот наци­о­наль­ное про­ис­хож­де­ние его пред­ков часто было окру­же­но сомни­тель­ны­ми дис­кус­си­я­ми и даже запретами.


Переплетение поволжских этносов

В анке­те деле­га­тов XI Все­рос­сий­ской кон­фе­рен­ции РКП/б/ в 1921 году Ленин ука­зал свою наци­о­наль­ность как «вели­ко­росс», то есть про­сто рус­ский. В импер­ском обще­стве, ори­ен­ти­ро­ван­ном на рели­ги­оз­ную иден­тич­ность, мно­гие наци­о­наль­но­сти сти­ра­лись, и «рус­ски­ми», «рос­си­я­на­ми» мог­ли счи­тать­ся люди пра­во­слав­но­го веро­ис­по­ве­да­ния, к кото­рым фор­маль­но отно­сил­ся и Вла­ди­мир Улья­нов, и его отец.

Одна­ко поволж­ское про­ис­хож­де­ние рода Улья­но­вых остав­ля­ет для нас мно­го зага­док, посколь­ку реги­он был богат на пред­ста­ви­те­лей раз­ных этно­сов. Бла­го­да­ря филь­му Ста­ни­сла­ва Гово­ру­хи­на «Рос­сия, кото­рую мы поте­ря­ли» полу­чи­ла рас­про­стра­не­ние вер­сия, что дед Лени­на Нико­лай Улья­нин-Улья­нов был чува­шем. Так ли это?

В доку­мен­тах ука­зы­ва­лось, что он «корен­но­го рос­сий­ско­го про­ис­хож­де­ния», но, как уже ска­за­но, это мог­ло озна­чать пра­во­слав­ное веро­ис­по­ве­да­ние. В при­ка­зе Аст­ра­хан­ско­го зем­ско­го Ниж­не­го суда кон­ца XVIII века, прав­да, сохра­ни­лось опи­са­ние Нико­лая Улья­ни­на, где ука­за­но, что у него «воло­сы на голо­ве, усы и боро­да свет­ло-русые, гла­за карие, лицом бел, чист». Под такое опи­са­ние под­хо­дят не толь­ко рус­ские и неко­то­рые чува­ши, но и, ска­жем, морд­ва. А ещё в Ниже­го­род­ской обла­сти жили чере­ми­сы, тата­ры… Рас­крыть эту загад­ку нам вряд ли удастся.

Иллю­стра­ция из кни­ги этно­гра­фи­че­ских очер­ков «Наро­ды Рос­сии. Выпуск 3. Ино­род­цы лесов» (М., 1900)

Муж­ская линия рода Лени­на содер­жа­ла след ещё одной наци­о­наль­но­сти, свя­зан­ной с исто­ри­ей Повол­жья. В 1930‑е годы писа­тель­ни­ца и жур­на­лист Мари­эт­та Шаги­нян соби­ра­ла мате­ри­ал для рома­на «Семья Улья­но­вых», про­ве­дя насто­я­щее гене­а­ло­ги­че­ское иссле­до­ва­ние про­ис­хож­де­ния Лени­на. Ей уда­лось най­ти доку­мен­ты, гово­ря­щие о том, что Анна Алек­се­ев­на Смир­но­ва, жена Нико­лая Улья­но­ва и мать Ильи Нико­ла­е­ви­ча, про­ис­хо­ди­ла из кре­щё­ных кал­мы­ков. Пуб­ли­ка­ции с эти­ми све­де­ни­я­ми вызва­ли недо­воль­ство на самом вер­ху — в 1938 году Полит­бю­ро ЦК ВКП/б/ при­ня­ло поста­нов­ле­ние «О романе Мари­эт­ты Шаги­нян „Билет по исто­рии“», где при­зна­ва­ло её про­из­ве­де­ние «идео­ло­ги­че­ски враждебным».

Поче­му? Сама Шаги­нян счи­та­ла, что факт об «ази­ат­ских» кор­нях Лени­на мог бы исполь­зо­вать­ся в фашист­ской про­па­ган­де в Евро­пе — подоб­ное офи­ци­аль­ное обос­но­ва­ние в кон­це 1930‑х годов име­ло место. Но так­же воз­мож­но, что идео­ло­ги­че­ская уста­нов­ка 1930‑х годов на созда­ние сво­ей «наци­о­наль­ной исто­рии» с геро­иза­ци­ей рус­ских пол­ко­вод­цев и дру­гих геро­ев про­шло­го пред­по­ла­га­ла, что излишне под­чёр­ки­вать мно­го­на­ци­о­наль­ное про­ис­хож­де­ние Лени­на не нужно.

Шаги­нян утвер­жда­ла, что доку­мент о кал­мыц­ком про­ис­хож­де­нии аст­ра­хан­ско­го меща­ни­на Алек­сея Лукья­но­ви­ча Смир­но­ва она виде­ла в мест­ных аст­ра­хан­ских архи­вах. Но впо­след­ствии этот доку­мент обна­ру­жить ни уда­лось, отче­го воз­ни­ка­ет соблазн счи­тать, что он был сек­рет­но уни­что­жен. Дожив­шая до наших дней ску­пая инфор­ма­ция о пра­де­де Лени­на Смир­но­ве не поз­во­ля­ет гово­рить о его наци­о­наль­но­сти. Воз­вра­ща­ясь к уже ска­зан­ной мыс­ли о сме­ше­нии поволж­ских этно­сов под вли­я­ни­ем еди­ной рус­ской куль­ту­ры и пра­во­слав­ной веры, оста­ёт­ся лишь поста­вить оче­ред­ной знак вопроса.

Кни­га Мари­эт­ты Шаги­нян «Семья Улья­но­вых», выдер­жав­шая несколь­ко совет­ских переизданий

Так­же кал­мы­ки неожи­дан­но всплы­ли в исто­рии некой «дво­ро­вой дев­ки» Алек­сан­дры Улья­но­вой, кото­рая в 1825 году была «отсуж­де­на от раб­ства», как об этом писал при­каз Аст­ра­хан­ской казен­ной пала­ты, и по хода­тай­ству того же само­го Алек­сея Смир­но­ва при­чис­ле­на к меща­нам. «Отсуж­дён­ная от раб­ства» — это не «отпу­щен­ная на волю», как гово­ри­ли о кре­пост­ных кре­стья­нах. Фор­маль­но раба­ми про­дол­жа­ли назы­вать, напри­мер, каза­хов или кал­мы­ков. Шаги­нян, рас­ко­пав­шая эту исто­рию, пред­по­ло­жи­ла, что Алек­сандра Улья­но­ва мог­ла быть род­ствен­ни­цей того же Нико­лая Улья­ни­на-Улья­но­ва, жены доче­ри Смир­но­ва. Ста­ло быть, если одна Улья­но­ва — кал­мыч­ка по про­ис­хож­де­нию, то и сам род Улья­но­вых калмыцкий?..

Пред­по­ло­же­ние не нашло ника­ких под­твер­жде­ний. Тем не менее, это не поме­ша­ло писа­те­лю Вла­ди­ми­ру Соло­ухи­ну в нача­ле 1990‑х годов без­до­ка­за­тель­но объ­явить, что Алек­сандра Улья­но­ва, осво­бож­дён­ная Смир­но­вым, и дочь Смир­но­ва Анна — один и тот же чело­век. А зна­чит, брак меж­ду Алек­сан­дрой-Анной Улья­но­вой и Нико­ла­ем Улья­но­вым был близ­ко­род­ствен­ным, то есть, гру­бо гово­ря, инце­стом. Отсю­да и облы­се­ние Лени­на ещё в моло­дом воз­расте, нерв­ные болез­ни, агрес­сив­ность и дру­гие при­зна­ки дур­ной наслед­ствен­но­сти. Раз­би­рать подоб­ное «раз­об­ла­че­ние», навер­ное, не стоит.

Пер­вая стра­ни­ца ука­за о при­суж­де­нии дво­рян­ства чле­нам семьи Улья­но­вых. 1886 год


Сруль Мойшевич Бланк

Самый инте­рес­ный наци­о­наль­ный вопрос до сих пор будо­ра­жит умы неда­лё­ких пуб­ли­ци­стов. Свя­зан он с жен­ской лини­ей рода Ленина.

Мария Алек­сан­дров­на Улья­но­ва при рож­де­нии носи­ла при­ме­ча­тель­ную фами­лию Бланк, и её дедом был Мой­ша Ицко­вич Бланк, жив­ший в уезд­ном горо­де Ста­ро­кон­стан­ти­но­ве Волын­ской губер­нии. Про­ве­сти линию Блан­ков даль­ше кон­ца XVIII века не уда­ёт­ся, но факт оста­ёт­ся фак­том — Мой­ша Бланк был чле­ном еврей­ской общи­ны. С ней он осо­бо не ладил, пере­ехал в губерн­ский центр Жито­мир, при­нял пра­во­сла­вие под име­нем Дмит­рий Ива­но­вич, а в 1846 году даже обра­тил­ся с прось­бой к импе­ра­то­ру Нико­лаю I. В пись­ме царю он про­сил спо­соб­ство­вать пере­хо­ду евре­ев в хри­сти­ан­скую веру, вве­дя запре­ты на рели­ги­оз­ные тра­ди­ции и наци­о­наль­ную одеж­ду, и добав­лял, что не толь­ко он, но и его роди­те­ли «нико­гда не ходи­ли к раввинам».

Алек­сандр Дмит­ри­е­вич Бланк

В отли­чие от Мой­ши-Дмит­рия, его жена Марьям оста­ва­лась набож­ной иудей­кой. Имен­но поэто­му Дмит­рий Бланк смог кре­стить­ся толь­ко после её смер­ти. Их дети тоже пере­шли в пра­во­сла­вие, и один из сыно­вей Изра­иль (или, по умень­ши­тель­но­му име­ни, Сруль) стал Алек­сан­дром. Отец отпра­вил Алек­сандра, как и его бра­та Дмит­рия (Абе­ля), учить­ся в рус­скую шко­лу, ещё раз под­черк­нув свой раз­рыв с еврей­ской тра­ди­ци­ей. Впо­след­ствии оба бра­та уеха­ли поко­рять Петер­бург, посту­пив в Меди­ко-хирур­ги­че­скую ака­де­мию. Вра­чеб­ная карье­ра деда Лени­на Алек­сандра Блан­ка была успеш­ной и раз­но­об­раз­ной: он слу­жил уезд­ным вра­чом в Смо­лен­ской губер­нии, затем вра­чом при поли­цей­ской части в сто­ли­це, был про­из­ве­дён в штаб-лека­ри, слу­жил в Мор­ском ведом­стве, был орди­на­то­ром боль­ни­цы Свя­той Марии Маг­да­ли­ны, и так далее.

Под конец карье­ры в 1840‑е годы ува­жа­е­мый дво­ря­нин Алек­сандр Бланк при­об­рёл име­ние Кокуш­ки­но в Казан­ской губер­нии. Так исто­рия семьи Блан­ков пере­ме­сти­лась в Повол­жье, где в Пен­зе его дочь Мария позна­ко­ми­лась с пер­спек­тив­ным учи­те­лем Ильёй Улья­но­вым. Бланк дослу­жил­ся до чина надвор­но­го совет­ни­ка, и, соглас­но зако­но­да­тель­ству до 1845 года, имел пра­во на полу­че­ние потом­ствен­но­го дво­рян­ства. Так что еврей­ское куль­тур­ное насле­дие через «Сру­ля Мой­ше­ви­ча» ни его доче­ри Марии, ни вну­ку Вла­ди­ми­ру не пере­да­лось. Фак­ти­че­ски Воло­дя Улья­нов родил­ся в семье двух рус­ских дво­рян, и пото­му ника­ко­го лукав­ства в его наци­о­наль­ном само­опре­де­ле­нии не было.

Если источ­ни­ки о кал­мыц­ких кор­нях Улья­но­вых весь­ма ску­пы и спор­ны, то исто­рию Алек­сандра Блан­ка про­сле­дить нетруд­но. По этой при­чине инфор­ма­ция о еврей­ском про­ис­хож­де­нии Блан­ков то и дело всплы­ва­ла в СССР. Стар­шая сест­ра Лени­на Анна Улья­но­ва-Ели­за­ро­ва вспо­ми­на­ла, что в их семье на эту тему не гово­ри­ли, хотя Алек­сандр Бланк под­дер­жи­вал отно­ше­ния с отцом, умер­шим не ранее сере­ди­ны XIX века — то есть уже при жиз­ни и взрос­ле­нии его вну­ков, вклю­чая мать Лени­на Марию. Воз­мож­но, рас­ска­зы­вать об этой семей­ной исто­рии мате­ри Улья­но­вых не хоте­лось из-за попу­ляр­но­сти анти­се­мит­ских взгля­дов в Рос­сий­ской империи.

Анна Ильи­нич­на Ели­за­ро­ва (Улья­но­ва) во дво­ре Дома-музея Лени­на в Улья­нов­ске. 1931 год

Когда же в совет­ское вре­мя об этом ста­ло воз­мож­но гово­рить, Анна Ели­за­ро­ва писа­ла руко­во­ди­те­лю Ист­пар­та Миха­и­лу Ольминскому:

«…Этот факт, к[ото]рый, вслед­ствие ува­же­ния, кото­рым поль­зу­ет­ся сре­ди них (народ­ных масс. — Ред.) Вла­ди­мир Ильич, может сослу­жить боль­шую служ­бу в борь­бе с анти­се­ми­тиз­мом, а повре­дить, по-мое­му, ниче­му не может.

<…>

Очень жалею, что факт наше­го про­ис­хож­де­ния, пред­по­ла­гав­ший­ся мною и рань­ше, не был изве­стен при его (Лени­на. — Ред.) жизни».

Но голос разу­ма не был услы­шан. Эле­мен­ты анти­се­ми­тиз­ма в раз­ные пери­о­ды исто­рии СССР впле­лись в совет­скую дей­стви­тель­ность под видом «борь­бы с кос­мо­по­ли­тиз­мом» и дру­гих явле­ний, отче­го ненуж­ные, с точ­ки зре­ния вла­стей, вер­сии ста­но­ви­лись запретными.


Немцы и шведы

После рус­ско­го отца и, воз­мож­но, кал­мыц­кой мате­ри Ильи Нико­ла­е­ви­ча и еврей­ско­го отца Марии Алек­сан­дров­ны сто­ит обра­тить вни­ма­ние на послед­нюю ветвь гене­а­ло­ги­че­ско­го дре­ва Лени­на — линию мате­ри Марии Анны Грос­с­шопф. Немец­кий род Грос­с­шоп­фов упо­ми­на­ет­ся в запи­сях Рат­це­бург­ско­го собо­ра в Гер­ма­нии аж за 1362 год. В тече­нии веков из это­го семей­ства выхо­ди­ли мест­ные мель­ни­ки. Не исклю­че­ни­ем был и пра­пра­пра­дед Лени­на Иоахим Эрнст Грос­с­шопф (1704−1769), чьи даты рож­де­ния мы точ­но можем уста­но­вить. Его внук Иоганн Гот­либ в 1780‑е годы при­е­хал в Петер­бург для рабо­ты в любек­ской фир­ме «Фри­дрих Шаде и К°», зани­мав­шей­ся экс­пор­том хле­ба из России.

Мария Улья­но­ва (Бланк). 1863 год

Там он встре­тил Анну Беа­те Эстедт, дочь пре­по­да­ва­те­ля Ака­де­мии худо­жеств Кар­ла Фри­дри­ха Эстед­та, выход­ца из Шве­ции. Отец само­го Кар­ла Фри­дри­ха, в свою оче­редь, был пер­ча­точ­ни­ком родом из Лиф­лян­дии, а про­ис­хож­де­ние его фами­лии оста­ёт­ся туман­ным — неко­то­рые исто­ри­ки выска­зы­ва­ют пред­по­ло­же­ние, что Эстедт был не шве­дом, да и его фами­лия мог­ла быть ново­об­ра­зо­ван­ной. Тем не менее, семья Анны Эстедт при­е­ха­ла из Шве­ции, а в её роду в XVII–XVIII веках по раз­ным вет­вям мож­но най­ти капи­та­на тор­го­во­го суд­на Бер­ти­ла Йён­со­на, шляп­ни­ка Симо­на Нове­ли­уса или, ска­жем, сер­жан­та артил­ле­рии швед­ской армии Кар­ла Петер­со­на Нима­на. Склон­ность неко­то­рых швед­ских пред­ков Анны Эстедт к узким ремес­лен­ным про­фес­си­ям юве­ли­ров и шляп­ни­ков поз­во­ли­ла уже упо­мя­ну­то­му Соло­ухи­ну счи­тать их швед­ски­ми евре­я­ми — но оста­вим это мне­ние на его совести.

В Рос­сии Иоганн Гот­либ и Анне Беа­те Грос­с­шоп­фы ста­ли Ива­ном Фёдо­ро­ви­чем и Анной Кар­лов­ной. Попро­бо­вав себя в роли госу­дар­ствен­но­го слу­жа­ще­го, Иван Фёдо­ро­вич воз­вра­тил­ся к пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти, зара­бо­тав целое состо­я­ние. Это поз­во­ли­ло ему купить два дома и целый особ­няк в Петер­бур­ге, а так­же содер­жать вось­ме­рых детей. Одним из них была дочь Анна, встре­тив­шая в Петер­бур­ге талант­ли­во­го вра­ча Алек­сандра Бланка.

Семья Улья­но­вых в пред­став­ле­нии худож­ни­ка Нико­лая Лями­на из нашей пуб­ли­ка­ции «Детям о Ленине». 1980 год
Сле­ва — участ­ник поку­ше­ния на Алек­сандра III Алек­сандр, за сто­лом — Володя.


* * *

Слож­ная родо­слов­ная Лени­на инте­рес­на как иссле­до­ва­те­лям, так и при­мкнув­шим к ним пуб­ли­ци­стам. Неко­то­рые из них обра­ща­ют вни­ма­ние, что дво­рян­ское про­ис­хож­де­ние Вла­ди­ми­ра Улья­но­ва всту­па­ет в про­ти­во­ре­чие с ролью про­ле­тар­ско­го вождя Лени­на, одна­ко при­мер Ильи Улья­но­ва пока­зы­ва­ет, что соци­аль­ный ста­тус — не при­го­вор. Воз­мож­но, судь­ба отца и его при­вер­жен­ность демо­кра­ти­че­ским взгля­дам эпо­хи Вели­ких реформ заро­ди­ла в малень­ком Воло­де эле­мен­ты буду­щей рево­лю­ци­он­ной идео­ло­гии, направ­лен­ной на все­об­щее равен­ство и раз­ру­ше­ние сослов­но­го порядка.

Дру­гие авто­ры с любо­пыт­ством сма­ку­ют этни­че­ский харак­тер той или иной вет­ки семьи Улья­но­вых. Что ж, об этом в совет­ские годы дей­стви­тель­но писа­ли ред­ко. Но попыт­ки сде­лать из этих фак­тов выво­ды о лич­но­сти и харак­те­ре дея­тель­но­сти Лени­на отда­ют взгля­да­ми, совсем не похо­жи­ми на интер­на­ци­о­на­лист­ские воз­зре­ния Ильича.


При рабо­те над ста­тьёй исполь­зо­ва­лись мате­ри­а­лы кни­ги Миха­и­ла Штей­на «Улья­но­вы и Лени­ны. Тай­ны родо­слов­ной Вождя» (М.: Алго­ритм, 2013).

Поделиться

Тайны предков Ленина. Самые засекреченные документы в СССР · Город 812

В советское время вопрос о предках В.И. Ленина был одним из самых засекреченных. Все документы, касающиеся деда Ленина – Александра Дмитриевича Бланка и  прадеда Ленина – Мойши Ицковича Бланка, оседали в архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и после этого никогда не публиковались. Так получилось, что я интервьюировал двух известных историков, которые подробно изучали вопрос о еврейских предках В.И.Ленина.

Первое интервью дал доктор исторических наук Генрих Маркович Дейч (1913 – 2003). Летом 1991 года, когда он приехал из США в Ленинград, он был профессором русской истории и почетным консультантом библиотеки Йельского университета. С собой он привез только что выпущенную брошюру «Еврейские предки Ленина: Неизвестные архивные документы о Бланках» (Нью-Йорк: Телекс, 1991) и хотел ее обнародовать в СССР. Ученик Генриха Марковича, Борис Колоницкий, направил его в редакцию еженедельника «Час пик», где я тогда вел полосу «Архив ЧП».

Я взял у Дейча краткое интервью и подготовил полосу, названную «Бланк особого учета, или Еврейские предки Ленина» (Час пик. 1991. 22 июля. № 29). Материалы полосы – это сокращенный мною текст брошюры, которую мы ксерокопировали, а я прямо на этой копии вычеркнул все, так сказать, лишнее, что не помещалось в полосу газеты. (интервью с Г. Дейчем и материалы его брошюры  см. тут).

А в 2000 году, к 130-летию со дня рождения Ленина я сделал интервью с другим историком-лениноведом – Михаилом Гиршевичем Штейном (1933 – 2009), с которым я часто встречался в Публичной библиотеке и был хорошо знаком. Интервью Штейна под названием «Тайна родословной» под общим заголовком «Дорисованный портрет» было опубликовано в газете «Московские новости» (2000. 18 – 24 апреля. № 15). Имелось в виду стихотворение Николая Полетаева 1923 года: «Портретов Ленина не видно: / Похожих не было и нет. / Века уж дорисуют, видно, / Недорисованный портрет. / Перо, резец и кисть не в силах / Весь мир огромный охватить, / Который бьется в этих жилах / И в этой голове кипит».

Штейн – автор фундаментальной книги «Ульяновы и Ленины: Тайны родословной и псевдонима» (СПб.: ВИРД, 1997), которую он мне подарил с инскриптом.

Интервью Штейна было перепечатано под заглавием «Пятый пункт Ленина» в журнале «Эхо планеты» (Тель-Авив. 2000. 22 мая. С. 52 – 53), а его содержание оперативно изложено в статье Александра Гранта «Владимир Ильич, правнук Мойше Ицковича…» (Новое русское слово. Нью-Йорк. 2000. 24 апреля).

Владимир Ульянов: механизмы «второго рождения». К 130-летию со дня рождения

Беседа обозревателя «МН» М. Золотоносова с петербургским историком-лениноведом Михаилом Гиршевичем Штейном, кандидатом экономических наук, автором книги «Ульяновы и Ленины. Тайны родословной и псевдонима», самым авторитетным сегодня исследователем ульяново-ленинской генеалогии.

– Итак, юбилей — 130-летие со дня рождения Ленина…

– На самом деле юбилеев много. В марте исполнилось 165 лет со дня рождения Марии Александровны Ульяновой, 24 мая исполнится 100 лет с того дня, когда Владимир Ильич Ульянов подписал свое письмо Г.Д.Лейтейзену псевдонимом «Ленин». И немногим более 35 лет назад в ленинградском ЦГИА СССР были обнаружены документы о происхождении деда Ленина Александра Дмитриевича Бланка.

– Собственно говоря, вы же и обнаружили первым документы о Бланке?

– Это не совсем так. Первым документы обнаружил внештатный старший научный сотрудник Музея истории Ленинграда Александр Григорьевич Петров. И сообщил о  своей находке Мариэтте Сергеевне Шагинян. Я же работал совершенно самостоятельно над темой о жизни и деятельности Бланка и обнаружил эти документы 3 февраля 1965 года в фондах Медико-хирургической академии. Выявленные документы свидетельствовали о том, что Александр Дмитриевич Бланк, дед Владимира Ильича, и Дмитрий Дмитриевич Бланк в мае 1820 г. приехали в Петербург для поступления в академию, и в июле 1820 года перешли из иудаизма в православие. Инициаторами крещения братьев Бланк были их отец Мойша Ицкович (принял православие 1 января 1835 г., стал именоваться Дмитрием Ивановичем) и сенатор Дмитрий Осипович Баранов, который в апреле – мае 1820 года был с ревизией в Волынской губ. и встречался с Мойшей Бланком, и они беседовали о судьбе детей Бланка. До крещения братьев Бланк звали Дмитрия – Абелем, а Александра – Израилем. Православные имена были даны в честь сенатора Баранова (Дмитрий) и графа Апраксина (Александр), отчества – в честь сенатора Баранова.

– Очевидно, что интерес к национальности предков Ленина в то время был остро криминальным. Ленин, по мнению властей и органов, мог быть только русским. Почему вы этим вопросом занялись, по чьему заданию вы решили «переродить» Ленина евреем?

– Я прочитал роман Шагинян «Семья Ульяновых» (точнее, это сборник ее работ, выпущенный в 1959 году, куда также входит статья «Предки Ленина в отцовской стороны» и ряд других), и меня заинтересовала история предков родителей Ленина – Марии Александровны и Ильи Николаевича. Шагинян указывала, что фамилия отца Марии Александровны была Бланк и что он был врачом. Больше о его происхождении практически ничего не было. Об Илье Николаевиче говорилось, что его отец был крепостным, а мать происходила из крещеного калмыцкого рода. В сборнике в очерке «Предки Ленина…» говорилось о калмыцком происхождении бабушки Ленина. Но я знал, что в 1938 г. именно из-за упоминания калмыцкого корня Ленина роман Шагинян «Билет по истории» (первоначальное название «Семьи Ульяновых») был запрещен политбюро по инициативе Сталина (и только в 1956 г. постановлением ЦК роман был реабилитирован и разрешен к печати). Я обратил внимание, что в романе «Билет по истории» национальность Бланка указана: малоросс, а в романе «Семья Ульяновых» про национальность ничего не говорится, но ни в одном из романов не названо место рождения Бланка, я его обнаружил в книге А.Аросева, указавшего на Староконстантиновский уезд Волынской губ., входившей в черту оседлости. Это и навело на мысль о том, что Бланк мог быть по национальности евреем.   С этим я поделился со своим институтским товарищем Гришей Ханиным (ставшим впоследствии известным экономистом, одним из авторов знаменитой перестроечной статьи «Лукавая цифра»). Ханин мне не поверил, и я обещал  представить доказательства. Так я оказался в ЦГИА.

– Как я понимаю, Ханин вам проспорил. Куда же вы могли понести итоги своих разысканий, кроме как Ханину? Вряд ли власти обрадовались тому, что их любимый Ленин «заново родился» евреем…

– В деле о зачислении братьев Бланк в Медико-хирургическую академию я сразу нашел указание на то, что они были крещены в Сампсониевском соборе Петербурга. В архиве Ленинградской области в фондах Сампсониевского собора я обнаружил документы, которые свидетельствовали о переходе братьев Бланк из иудаизма в православие. Ханин поздравил меня с победой. Но это были последние документы о братьях Бланках, которые мне удалось увидеть в 1965 г. В это же время мне пришел ответ из Житомира, в котором говорилось, что в их архиве имеются документы о Мойше Ицыковиче Бланке, его сыновьях Абеле и Израиле и задавался вопрос: действительно ли о предках Ленина они нашли документы? Я ответил положительно, и тогда директор житомирского архива Давид Шмин пошел в обком и сообщил о находке в архиве. Немедленно Шмин и Евгения Шехтман (обнаружившая в архиве крамольные документы) были сняты с работы. Шагинян, которой сообщил о своей находке упомянутый выше А.Петров, приехала в Ленинград и сделала фотокопии с выявленных документов. А потом обратилась в ЦК за разрешением их опубликовать. ЦК категорически запретил, я был вызван в ленинградский обком, где этими исследованиями запретили заниматься и мне. То же самое сказали А.Петрову. Документы были изъяты. В том числе из личного архива Шагинян после ее смерти. И только через 20 лет я вновь вернулся к исследованиям о предках Ленина. А 15 октября 1990 г. в ленинградской «Литератор» была опубликована моя статья «Генеалогия рода Ульяновых, или Какие тайны хранят сейфы Центрального партийного архива Института марксизма-лениннизма при ЦК КПСС?».

– Итак, партийные и гэбэшные органы все реквизировали, увезли куда в Москву, и никаких слухов не осталось? Почему бард в эти годы пел: «И где гарантия, что жид и в мавзолее не лежит?». Видимо слухи ходили? И, может быть, и до ваших находок?

– После погромов 1965 года в ленинградских и в житомирских архивах по Москве и Ленинграду стали ходить разговоры о наших находках. Например, в своем письме от 24 октября 1967 г. она свидетельствовала: «Недавно вернулась из-за рубежа… Друзья встретили такой новостью: оказывается, вовсе не вы “открыли”, кто был отец М<арии> А<лександровны>, а историк Штейн из Ленинграда, вся Москва об этом говорит».

Кроме того, я выкинул «хулиганский» поступок: послал статью в «Медицинскую газету» (А.Бланк был врачом), в которой рассказал о своих находках. Через некоторое время мне сообщили, что статья не представляет интереса и потому не будет напечатана. Я понимал, что посылая статью в газету, автоматически увеличивало число лиц, знающих о происхождении Бланка. О находке я сообщил и Илье Эренбургу. Он меня поблагодарил за доверие и пожелал успехов. Спустя некоторое время при встрече с автором книги «Мать Ленина» Рахилью Ковнатор, которая лично знала членов семьи Ульяновых (Ковнатор в 1917 г. была секретарем Петроградского райкома партии в Петрограде, а в 1948 г. являлась ответственным работником Еврейского антифашистского комитета, за что и пострадала), я узнал, что сестры Ульяновы говорили о еврейском происхождении Бланка в 1920-е гг. в Центральном партархиве. Пройдет много лет, и в 1992 г. в журнале «Отечественные архивы» № 2 будут опубликованы два письма А.И.Ульяновой-Елизаровой Сталину о том, что в конце 1924 года в материалах ленинградского отделения Центрархива обнаружены документы о еврейском происхождении Бланка. В связи с ростом антисемитизма в СССР, в том числе и среди коммунистов, Анна Ильинична просила Сталина разрешить ей опубликовать эти документы. Сталин категорически запретил это делать. Документы были увезены Анной Ильиничной в Москву и сданы в Институт Ленина, там они и сейчас. Кстати, так и не опубликованы.

– А после вас, Петрова и Шагинян в ЦГИА находили что-то о еврейских предках вождя? Работники Главархива СССР хорошо все зачистили?

– К счастью, эти работники, приезжавшие в 1965 г. в Ленинград и в Житомир для изъятия опасных документов, были недобросовестны в отношении к своим должностным обязанностям и, на мой взгляд, не обладали должными профессиональными качествами, поэтому долг выполняли поверхностно. В ЦГИА доктор исторических наук Генрих Дейч в 1977 году нашел еще около десятка документов, в которых говорилось о еврейском происхождении братьев Бланк. Тогда Дейч никому о находке не сказал, только тихо скопировал документы. В 1991 году опубликовал в Нью-Йорке. Благодаря публикации Дейчем документов я смог обнаружить в фондах Еврейского комитета письмо прадеда Ленина, Дмитрия Бланка, на имя Николая I, в котором он предлагает меры для повального перехода евреев в православие. Это письмо я опубликовал. Все опубликованные документы о Бланках, а их около 20, свидетельствуют об их еврейском происхождении. Эти документы по-разному интепретировались и интерпретируются. Одни антисемиты их начисто отрицают, другие антисемиты их используют при изложении великодеравжынх взглядов. Только подлинные ученые не придают национальности деда Ленина ни малейшего значения, кроме фактического и исторического (об этом мне писала Мариэтта Шагинян в письме от 7 мая 1965 года).

– А прадед Ленина был антисемитом или просто «конфессиональным патриотом»?

– По своему характеру он был исключительно конфликтным человеком. В течение первой половины XIX века он все время с кем-нибудь судился и конфликтовал. На мой взгляд, он был антисемитом.

– Теперь я понимаю, откуда в нашем дорогом Ильиче такая агрессивность… А сам Владимир Ильич знал о своих еврейских корнях?

– Если верить Юнгу, то именно от прадеда Владимир Ильич унаследовал некоторые своеобразные черты своего характера. Точных же сведений о том, знал ли Ленин о национальности Бланка, нет. Но если в Кокушкино в семье Александра Бланка, отца Марии Александровны, сохранялись письма ее деда, то они могли быть написаны только на идиш, т.к. Бланк-дед писать на другом языке не умел. Кстати, заявление на имя Николая I было написано им на идиш (оригинал не сохранился, в архиве я читал перевод).

– Я еще могу понять, почему партийные органы так испугались открытий еврейских следов в происхождении своего главного символа. Но почему криминал был усмотрен и в калмыцкой линии? И как сложилось изучение ее?

– Шагинян говорила, что в нацистской газете «Ангриф» в 1938 г. было написано с осуждением о калмыцком происхождении Ленина. Мариэтта Сергевна писала, что она держала в руках документ о калмыцком происхождении бабушки Ленина по отцовской линии. Но почему-то этот документ о крещении ею не был опубликован. Почему Сталин решил, что такое происхождение позорит Ленина, мне непонятно. Но бесспорно, Сталин бы более жестко поступил в отношении Шагинян, если бы ее высказывания о калмыцком происхождении не было подкреплено документально. Этот документ так и не опубликован, и его дальнейшая судьба мне не известна. Но могу твердо сказать, что член-корреспондент АН Армянской ССР, доктор филологических наук, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда М.С.Шагинян не допускала в своей работе никаких вымыслов. Она строго опиралась на документы. Это была смелая и мужественная женщина, перед которой можно преклоняться.

– Механизм «второго рождения» Владимира Ульянова как еврея и как калмыка мы проследили. Но было еще и «второе рождение» под фамилией «Ленин»? Говорят, в честь какой-то Елены… Мне нравится такая романтическая добавка к образу «великого душегуба». Она его хотя бы немного утепляет.

– Никакого отношения к псевдониму «Ленин» женщина по имени Лена не имеет. Проблема решается просто. В 1900 году, когда Владимиру Ульянову необходимо было выехать за границу, он подал прошение о выдаче заграничного паспорта на имя псковского губернатора. Однако опасался, что из-за революционной деятельности паспорт не получит. Поэтому Надежда Константиновна обратилась за помощью к своей подруге по вечерней школе Ольге Николаевне Лениной. Та попросила своих братьев, Сергея и Николая, которые знали Владимира Ульянова по Вольному экономическому обществу. Сергей во время командировки в Псков вручил Ульянову паспорт своего отца, Николая Егоровича Ленина, в паспорте была подделана дата рождения в соответствии с возрастом Ульянова. Николай Ленин был статским советником. В 1900 году Владимир Ульянов впервые воспользовался этим псевдонимом, чем-то он ему полюбился, и он его при жизни применил около 800 раз. А после смерти именем Ленина были названы города, поселки, улицы…

– А потом народ рассказывал анекдоты про духи «Запах Ильича» и мочалку «По ленинским местам».

– Любопытно, что впервые фамилия «Ленин» упоминается в новгородской переписной книге 1500 года («Переписная окладная книга по Новугороду Вотьской пятины 7008 года») . Куземка Ленин был жителем Васильева острова, находившегося на территории будущего Петербурга, там была какая-то деревня. Никакого отношения к предкам Николая Егоровича Ленина он не имеет. Не менее любопытно, что псевдонимом «Ленин» пользовался секретный сотрудник Волынского охранного отделения, а впоследствии агент заграничной охранки заславский мещанин Бенцион Моисеев-Мошков Долин.

– Кругом евреи!

Михаил Золотоносов

Интервью с доктором исторических наук Генрихом  Дейчем, автором брошюры “Еврейские предки Ленина: Неизвестные архивные документы о Бланках” – см. здесь.

  • «Московские новости» (2000. 18 – 24 апреля. № 15)
  • Новое русское слово. Нью-Йорк. 2000. 24 апреля
  • М. Штейн. «Ульяновы и Ленины: Тайны родословной и псевдонима» (СПб.: ВИРД, 1997)
  • Статья М.Штейна «Генеалогия рода Ульяновых», опубликованная в газете «Литератор» 12 октября 1990 г., и перепечатанная в брошюре Г.Дейча.

Ленин и Сталин — настоящие имена

Исследование Томаса ДеМишеля
Опубликовано — 22 августа 2016 г.
Последнее обновление — 29 сентября 2016 г.

Действительно ли имена Ленина и Сталина Ленин и Сталин?

Ни Ленин, ни Сталин не настоящие имена. Владимир Ленин родился Владимиром Ильичем Ульяновым, а Иосиф Сталин родился Иосифом Виссарионовичем Джугашвили. [1]

Теория состоит в том, что Ленин назвал себя в честь реки Лена в Сибири, где он был политическим ссыльным, и что Сталин примерно переводится как «[человек] из стали». Он также назвал себя.

Многие революционеры, принимавшие участие в событиях, приведших к русской революции 1917 года (включая радикалов, интеллектуалов, коммунистов, социалистов, анархистов и ленинских большевиков), использовали псевдонимы.

Объяснение русской революции: обзор всемирной истории.

TIP : Гражданская война в России была между «красными» (большевиками), «белыми» или антисоциалистическими фракциями и небольшевистскими социалистами, такими как меньшевики. Ошибочно считать фракции одними и теми же, так же как ошибочно думать, что Гитлер и Сталин «по сути одинаковы» (если не считать усов). Ленин и Сталин были лидерами одной страны и оба участвовали в коммунистическом восстании, но у каждого из них были совершенно разные философии и стили правления.

СОВЕТ : Красный — традиционный цвет либералов, отсюда и красные розы в коммунистической пропаганде, красные флаги и термин «красные». Большинство стран используют красный цвет для либеральной партии и синий цвет для консервативной партии. Америка уникальна тем, что окрашивает консерваторов в красный цвет, а либералов — в синий. Америка исторически играла в горячую картошку с политическим красным цветом, особенно после «Красной угрозы». (См. историю Америки). Вся эта история с «красным штатом» и «синим штатом» началась с выборов 2000 года.

Откуда фамилия Ленин?

Ленин принял псевдоним «Ленин» в 1901 году после ссылки в Сибирь за попытку издать нелегальную газету «Рабочее дело».

Псевдоним Ленин, который он себе выбрал, был образован от названия реки Лены в Сибири. Считается, что название самой реки произошло от первоначального названия «Элю-Эне», что означает «большая река». [2]

Другие теории о Ленине включают в себя выбор им имени после забастовки на шахтах у реки Лены и то, что он взял имя реального человека Николай Ленин, чтобы получить паспорт для пересечения границы.

История против Владимира Ленина – Алекс Гендлер. Ленин был радикальным революционером. Он был вспыльчивым парнем, который считал, что убийство, ограбление банка и расплавление плоти политического оппонента кислотой — все это оправдано для общего блага. НО, Ленин как маленький щенок по сравнению со Сталиным. Ленин действительно заботился о политической философии и думал, что марксизм поднимет участь рабочего человека. Он умер до того, как создал ту Россию, которую хотел, а после его правления Сталин сразу же выступил как жестокий деспот.

Откуда фамилия Сталин?

Тем временем родившийся в Грузии Сталин принял свой псевдоним примерно в 1910 году, что, вероятно, было попыткой, во-первых, запугать, а во-вторых скрыть от полиции свою настоящую личность, пока он был вовлечен в уклончивую революционную деятельность. Он был радикальным революционером, который грабил банки, чтобы финансировать коммунистическую повестку дня.

Сталин объединяет два слова «сталь» (сталь) и «Ленин», которые вместе образуют Сталина. До того, как его назвали Сталиным, он пользовался псевдонимом «Коба».

Я слышал две истории: Сталин означает «человек из стали» и что Сталин — это смесь «стали» и «Ленин». Скорее всего это игра слов.

Сталин познакомился с Лениным в 1905 году, и они уже знали друг друга и работали вместе в течение 5 лет, прежде чем Сталин принял его имя. [3]

Иосиф Сталин – Человек из стали. Сталин быстро превратил Россию в глобальную сверхдержаву. К сожалению, он сделал это, пожертвовав жизнями около 60 миллионов россиян. Если вы называете это «марксизмом», я думаю, вы читаете другого Маркса.

Что такое большевик и меньшевик?

Говоря о вещах, которые означают не то, что вы думаете, большевик означает «партию большинства», а меньшевик означает «партию меньшинства».

Ленин назвал обе эти партии; он решил, что его социалисты были «партией большинства», и начал называть других революционеров «партией меньшинства», хотя его партия редко, если вообще когда-либо, была большинством. По мнению Ленина, вы были либо «товарищем», полностью с ним согласным, либо «врагом». К врагам относились все остальные типы социалистов и революционеров. Сталин был намного жестче почти во всех отношениях.

СОВЕТ : Ленин был радикальным идеологом, который верил в созданную им самим радикальную версию классического марксизма, которую можно назвать ленинизмом или ленинизмом-марксизмом. Ленин возглавил революцию в России и попытался реализовать свой коммунизм. Ленин умер вскоре после революции. Сталин начал подниматься к власти в рядах Ленина и занимал при нем высокие посты. Ленин опасался амбиций Сталина, и после ранней смерти Ленина Сталин узурпировал его власть. (напрашиваются вопросы вроде «Убил ли Сталин Ленина?»). Вполне логично, что Сталин подражал своему бывшему лидеру, особенно если он боролся за свое место.

Сталин и Ленин — псевдонимы.

  • Настоящее имя Сталина было не Сталин, а Иосиф Виссарионович Джугашвили. Сталин грубо означает «человек из стали».
  • Настоящее имя Ленина было не Ленин, а Владимир Ильич Ульянов. Ленин назвал себя в честь реки Лены в Сибири, недалеко от которой он был сослан.
  • Многие революционеры-большевики («партия большинства»), принимавшие участие в событиях, предшествовавших русской революции 1917 года, использовали псевдонимы.

» Ленин и Сталин — настоящие имена » отмечен тегами: Лево-правая политика, пропаганда, Россия, социальная инженерия

Никогда не было человека по имени Владимир Ильич Ленин

от Andrew

Ленин за рабочим столом, 1918 год

Интересные факты к столетию русской революции:

Имя «Владимир Ильич Ленин» создано посмертно. У живого человека было много имен, но «Владимир Ильич Ленин» среди них не было.

Как нам его назвать? Вскоре после рождения в 1870 году его окрестили Владимиром Ильичем Ульяновым. «Ильич» — это отчество, означающее «сын Ильи». И все же для многих при жизни и после «Ильич» давал большее ощущение индивидуальности человека, чем «Владимир». Как только он начал свою революционную карьеру в начале 1890-х годов, нужды подполья заставили нашего героя дистанцироваться от своего имени. Сохранившийся экземпляр его первого крупного письменного произведения – Кто такие «Друзья народа» и как они борются с социал-демократами? (1893) – не имеет имени автора на титульном листе. В произведениях, легально изданных в 1890-х годах, наш герой принял не одно новое имя: К. Тулин или (за его выдающееся произведение 1899 года «Развитие капитализма в России») Владимир Ильин, псевдоним, едва скрывающий его настоящее имя. Вплоть до революции 1917 г. легально изданные произведения Вл. Ильин продолжал появляться. …

Свой «обычный литературный почерк» наш герой приобрел примерно в 1901 году, будучи одним из редакторов подпольной газеты «Искра», когда он стал подписывать свои изданные произведения как «Н. Ленин». Почему «Ленин»? Мы уже видели определенную любовь к псевдонимам, оканчивающимся на «-in». Но «Ленин», кажется, было именем реального человека, чей паспорт помог нашему человеку покинуть Россию в 1900. Этот паспорт был предоставлен Ленину из вторых или третьих рук в качестве семейного одолжения; в конце концов, ему не пришлось его использовать.

‘Н. Ленин», а не «В.И. Ленин». Его опубликованные работы до самого конца имеют «Н. Ленина на титульном листе. Что означает буква «Н»? Ничего такого. Революционные псевдонимы очень часто включали бессмысленные инициалы. Но когда Н. Ленин стал всемирно известным, возникла идея о том, что N означает Николай — действительно вызывающее воспоминания имя, объединяющее Николай Последний (царь заменен Лениным), Никколо Макиавелли и Старый Ник. В 1919 один из первых более или менее точных биографических очерков на английском языке провозгласил своим героем Николая Ленина. Президент Рональд Рейган еще говорил о Николае Ленине в 1980-х годах — и, возможно, это имя исторически столь же правомерно, как и «В. И. Ленин».

Во всяком случае, Ленин никогда не использовал «Владимир Ильич Ленин» в качестве подписи. Большинство его писем подписано просто «Ваш Ленин» или тому подобное. Конечно, Ленин не удосужился скрыть свое настоящее имя. В письме 1908 г. Максиму Горькому за подписью «Ваш, Н. Ленин», он приводит свой женевский адрес: «г. Вл. Ульянофф. 17. Рю де де Пон. 17 (чез Кюпфер)». Только в письмах к семье и к Инессе Арманд он обычно отказывается от своей обычной литературной подписи и подписывается как В.У. или В.И.

После 1917 года, подписывая официальные документы в качестве Председателя Совнаркома, Ленин, видимо, считал, что его фамилия нужна, и поэтому его официальной подписью на правительственных постановлениях было «Вл. Ульянов (Ленин)». Другие революционеры, чьи подпольные клички (псевдонимы) прославились, не сохранили таким образом свою фамилию — уж точно не И. В. Сталин (урожденный Джугашвили).

Представляется, что наш субъект по личным и служебным причинам боролся за сохранение различия между Владимиром Ильичем-личностью и Лениным-политическим институтом.