Содержание
Дворянин, еврей, калмык?.. О запутанной родословной Ленина — VATNIKSTAN
В год 150-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина мы наверняка не один раз услышим о ниспровержении мифов и раскрытии тайн вокруг его личности. В качестве одной из таких тайн преподносится происхождение Ленина, которое на самом деле уже давно перестало быть запретной темой. Хотя в советское время многие факты из родословной семьи Ульяновых оставались неизвестными в научной литературе. Что же можно рассказать о предках основателя Советского государства сегодня?
Дворянин из крепостных крестьян
Обратимся для начала к вопросу о сословном происхождении Владимира Ульянова. В официальной биографии Ленина 1940 года под авторством партийного идеолога Емельяна Ярославского читаем:
«Отец Ленина Илья Николаевич Ульянов был в то время (год рождения Ленина, 1870‑й. — Ред. ) инспектором народных училищ Симбирской губернии, а до этого в течение многих лет был учителем физики и математики в Нижнем Новгороде и Пензе. Илья Николаевич Ульянов происходил из очень бедных мещан г. Астрахани».
Семья Ильи и Марии Ульяновых. Будущий основатель СССР — внизу справа. 1879 год
На крупных чиновничьих должностях в Российской империи служили дворяне, поскольку за свою службу они так или иначе получали определённый чин Табели о рангах. В 1870 году Илья Ульянов имел чин коллежского советника, дающий личное дворянство. А в 1877 году он стал действительным статским советником, на тот момент самым низшим чином Табели о рангах, обеспечивавшим потомственное дворянство. Дворянское достоинство было утверждено за семьёй Ульяновых в 1886 году указом Сената после смерти Ильи Ульянова, и оно распространилось в том числе на 16-летнего подростка Володю.
Но сам род Ульяновых был далеко не дворянским. Самым ранним предком Ленина по прямой мужской линии, о котором утвердительно говорят исследователи, был его прапрадед Никита Григорьевич Ульянин (1711−1779), дворовый крестьянин помещицы Марфы Мякининой (урождённой Пановой), живший в селе Андросово Нижегородской губернии. Попытки провести эту линию дальше упираются в недостаток сведений. Более ранние записи говорят об отце Никиты Григории Андреевиче Ульянине, крепостном крестьянине деревни Еропкино, принадлежавшим в 1646 году помещику Андрею Панову. Впрочем, историки спорят, точно ли это отец Никиты Ульянина, поскольку между 1646 и 1711 годами слишком большой временной разрыв.
Сын Никиты Василий вместе со своей семьёй был отдан помещику Степану Брехову. В 1791 году тот отпустил сына Василия Николая на оброк — то есть Николая Ульянин мог свободно зарабатывать деньги на стороне, но оставался в крепостном состоянии. Ульянин поселился в Астраханской губернии, где затем попал под действие указа о переводе помещичьих крестьян других губерний в распоряжение Нижнего земского суда. Так дед Ленина получил свободу задолго до отмены крепостного права.
Илья Ульянов. 1850–1860‑е годы
В 1808 году Николай Ульянин был приписан к мещанскому сословию и вступил в цех портных. Судя по всему, дела шли не гладко — взнос в 10 рублей в кассу ремесленной управы Ульянин так и не уплатил до самой смерти в 1838 году. (Кстати, где-то в начале XIX века фамилия семьи по документам трансформировалась в Ульяновых.) Удивительно, как младший из четырёх детей Ульяновых Илья смог добиться потрясающего карьерного роста в эпоху Великих реформ.
Таким образом, Володя Ульянов при рождении был ещё мещанином, а после смерти отца получил дворянство. Данные обстоятельства в советской литературе, в общем, не скрывались, но и особого внимания не получали. А вот национальное происхождение его предков часто было окружено сомнительными дискуссиями и даже запретами.
Переплетение поволжских этносов
В анкете делегатов XI Всероссийской конференции РКП/б/ в 1921 году Ленин указал свою национальность как «великоросс», то есть просто русский. В имперском обществе, ориентированном на религиозную идентичность, многие национальности стирались, и «русскими», «россиянами» могли считаться люди православного вероисповедания, к которым формально относился и Владимир Ульянов, и его отец.
Однако поволжское происхождение рода Ульяновых оставляет для нас много загадок, поскольку регион был богат на представителей разных этносов. Благодаря фильму Станислава Говорухина «Россия, которую мы потеряли» получила распространение версия, что дед Ленина Николай Ульянин-Ульянов был чувашем. Так ли это?
В документах указывалось, что он «коренного российского происхождения», но, как уже сказано, это могло означать православное вероисповедание. В приказе Астраханского земского Нижнего суда конца XVIII века, правда, сохранилось описание Николая Ульянина, где указано, что у него «волосы на голове, усы и борода светло-русые, глаза карие, лицом бел, чист». Под такое описание подходят не только русские и некоторые чуваши, но и, скажем, мордва. А ещё в Нижегородской области жили черемисы, татары… Раскрыть эту загадку нам вряд ли удастся.
Иллюстрация из книги этнографических очерков «Народы России. Выпуск 3. Инородцы лесов» (М., 1900)
Мужская линия рода Ленина содержала след ещё одной национальности, связанной с историей Поволжья. В 1930‑е годы писательница и журналист Мариэтта Шагинян собирала материал для романа «Семья Ульяновых», проведя настоящее генеалогическое исследование происхождения Ленина. Ей удалось найти документы, говорящие о том, что Анна Алексеевна Смирнова, жена Николая Ульянова и мать Ильи Николаевича, происходила из крещёных калмыков. Публикации с этими сведениями вызвали недовольство на самом верху — в 1938 году Политбюро ЦК ВКП/б/ приняло постановление «О романе Мариэтты Шагинян „Билет по истории“», где признавало её произведение «идеологически враждебным».
Почему? Сама Шагинян считала, что факт об «азиатских» корнях Ленина мог бы использоваться в фашистской пропаганде в Европе — подобное официальное обоснование в конце 1930‑х годов имело место. Но также возможно, что идеологическая установка 1930‑х годов на создание своей «национальной истории» с героизацией русских полководцев и других героев прошлого предполагала, что излишне подчёркивать многонациональное происхождение Ленина не нужно.
Шагинян утверждала, что документ о калмыцком происхождении астраханского мещанина Алексея Лукьяновича Смирнова она видела в местных астраханских архивах. Но впоследствии этот документ обнаружить ни удалось, отчего возникает соблазн считать, что он был секретно уничтожен. Дожившая до наших дней скупая информация о прадеде Ленина Смирнове не позволяет говорить о его национальности. Возвращаясь к уже сказанной мысли о смешении поволжских этносов под влиянием единой русской культуры и православной веры, остаётся лишь поставить очередной знак вопроса.
Книга Мариэтты Шагинян «Семья Ульяновых», выдержавшая несколько советских переизданий
Также калмыки неожиданно всплыли в истории некой «дворовой девки» Александры Ульяновой, которая в 1825 году была «отсуждена от рабства», как об этом писал приказ Астраханской казенной палаты, и по ходатайству того же самого Алексея Смирнова причислена к мещанам. «Отсуждённая от рабства» — это не «отпущенная на волю», как говорили о крепостных крестьянах. Формально рабами продолжали называть, например, казахов или калмыков. Шагинян, раскопавшая эту историю, предположила, что Александра Ульянова могла быть родственницей того же Николая Ульянина-Ульянова, жены дочери Смирнова. Стало быть, если одна Ульянова — калмычка по происхождению, то и сам род Ульяновых калмыцкий?..
Предположение не нашло никаких подтверждений. Тем не менее, это не помешало писателю Владимиру Солоухину в начале 1990‑х годов бездоказательно объявить, что Александра Ульянова, освобождённая Смирновым, и дочь Смирнова Анна — один и тот же человек. А значит, брак между Александрой-Анной Ульяновой и Николаем Ульяновым был близкородственным, то есть, грубо говоря, инцестом. Отсюда и облысение Ленина ещё в молодом возрасте, нервные болезни, агрессивность и другие признаки дурной наследственности. Разбирать подобное «разоблачение», наверное, не стоит.
Первая страница указа о присуждении дворянства членам семьи Ульяновых. 1886 год
Сруль Мойшевич Бланк
Самый интересный национальный вопрос до сих пор будоражит умы недалёких публицистов. Связан он с женской линией рода Ленина.
Мария Александровна Ульянова при рождении носила примечательную фамилию Бланк, и её дедом был Мойша Ицкович Бланк, живший в уездном городе Староконстантинове Волынской губернии. Провести линию Бланков дальше конца XVIII века не удаётся, но факт остаётся фактом — Мойша Бланк был членом еврейской общины. С ней он особо не ладил, переехал в губернский центр Житомир, принял православие под именем Дмитрий Иванович, а в 1846 году даже обратился с просьбой к императору Николаю I. В письме царю он просил способствовать переходу евреев в христианскую веру, введя запреты на религиозные традиции и национальную одежду, и добавлял, что не только он, но и его родители «никогда не ходили к раввинам».
Александр Дмитриевич Бланк
В отличие от Мойши-Дмитрия, его жена Марьям оставалась набожной иудейкой. Именно поэтому Дмитрий Бланк смог креститься только после её смерти. Их дети тоже перешли в православие, и один из сыновей Израиль (или, по уменьшительному имени, Сруль) стал Александром. Отец отправил Александра, как и его брата Дмитрия (Абеля), учиться в русскую школу, ещё раз подчеркнув свой разрыв с еврейской традицией. Впоследствии оба брата уехали покорять Петербург, поступив в Медико-хирургическую академию. Врачебная карьера деда Ленина Александра Бланка была успешной и разнообразной: он служил уездным врачом в Смоленской губернии, затем врачом при полицейской части в столице, был произведён в штаб-лекари, служил в Морском ведомстве, был ординатором больницы Святой Марии Магдалины, и так далее.
Под конец карьеры в 1840‑е годы уважаемый дворянин Александр Бланк приобрёл имение Кокушкино в Казанской губернии. Так история семьи Бланков переместилась в Поволжье, где в Пензе его дочь Мария познакомилась с перспективным учителем Ильёй Ульяновым. Бланк дослужился до чина надворного советника, и, согласно законодательству до 1845 года, имел право на получение потомственного дворянства. Так что еврейское культурное наследие через «Сруля Мойшевича» ни его дочери Марии, ни внуку Владимиру не передалось. Фактически Володя Ульянов родился в семье двух русских дворян, и потому никакого лукавства в его национальном самоопределении не было.
Если источники о калмыцких корнях Ульяновых весьма скупы и спорны, то историю Александра Бланка проследить нетрудно. По этой причине информация о еврейском происхождении Бланков то и дело всплывала в СССР. Старшая сестра Ленина Анна Ульянова-Елизарова вспоминала, что в их семье на эту тему не говорили, хотя Александр Бланк поддерживал отношения с отцом, умершим не ранее середины XIX века — то есть уже при жизни и взрослении его внуков, включая мать Ленина Марию. Возможно, рассказывать об этой семейной истории матери Ульяновых не хотелось из-за популярности антисемитских взглядов в Российской империи.
Анна Ильинична Елизарова (Ульянова) во дворе Дома-музея Ленина в Ульяновске. 1931 год
Когда же в советское время об этом стало возможно говорить, Анна Елизарова писала руководителю Истпарта Михаилу Ольминскому:
«…Этот факт, к[ото]рый, вследствие уважения, которым пользуется среди них (народных масс. — Ред.) Владимир Ильич, может сослужить большую службу в борьбе с антисемитизмом, а повредить, по-моему, ничему не может.
<…>
Очень жалею, что факт нашего происхождения, предполагавшийся мною и раньше, не был известен при его (Ленина. — Ред.) жизни».
Но голос разума не был услышан. Элементы антисемитизма в разные периоды истории СССР вплелись в советскую действительность под видом «борьбы с космополитизмом» и других явлений, отчего ненужные, с точки зрения властей, версии становились запретными.
Немцы и шведы
После русского отца и, возможно, калмыцкой матери Ильи Николаевича и еврейского отца Марии Александровны стоит обратить внимание на последнюю ветвь генеалогического древа Ленина — линию матери Марии Анны Гроссшопф. Немецкий род Гроссшопфов упоминается в записях Ратцебургского собора в Германии аж за 1362 год. В течении веков из этого семейства выходили местные мельники. Не исключением был и прапрапрадед Ленина Иоахим Эрнст Гроссшопф (1704−1769), чьи даты рождения мы точно можем установить. Его внук Иоганн Готлиб в 1780‑е годы приехал в Петербург для работы в любекской фирме «Фридрих Шаде и К°», занимавшейся экспортом хлеба из России.
Мария Ульянова (Бланк). 1863 год
Там он встретил Анну Беате Эстедт, дочь преподавателя Академии художеств Карла Фридриха Эстедта, выходца из Швеции. Отец самого Карла Фридриха, в свою очередь, был перчаточником родом из Лифляндии, а происхождение его фамилии остаётся туманным — некоторые историки высказывают предположение, что Эстедт был не шведом, да и его фамилия могла быть новообразованной. Тем не менее, семья Анны Эстедт приехала из Швеции, а в её роду в XVII–XVIII веках по разным ветвям можно найти капитана торгового судна Бертила Йёнсона, шляпника Симона Новелиуса или, скажем, сержанта артиллерии шведской армии Карла Петерсона Нимана. Склонность некоторых шведских предков Анны Эстедт к узким ремесленным профессиям ювелиров и шляпников позволила уже упомянутому Солоухину считать их шведскими евреями — но оставим это мнение на его совести.
В России Иоганн Готлиб и Анне Беате Гроссшопфы стали Иваном Фёдоровичем и Анной Карловной. Попробовав себя в роли государственного служащего, Иван Фёдорович возвратился к предпринимательской деятельности, заработав целое состояние. Это позволило ему купить два дома и целый особняк в Петербурге, а также содержать восьмерых детей. Одним из них была дочь Анна, встретившая в Петербурге талантливого врача Александра Бланка.
Семья Ульяновых в представлении художника Николая Лямина из нашей публикации «Детям о Ленине». 1980 год
Слева — участник покушения на Александра III Александр, за столом — Володя.
* * *
Сложная родословная Ленина интересна как исследователям, так и примкнувшим к ним публицистам. Некоторые из них обращают внимание, что дворянское происхождение Владимира Ульянова вступает в противоречие с ролью пролетарского вождя Ленина, однако пример Ильи Ульянова показывает, что социальный статус — не приговор. Возможно, судьба отца и его приверженность демократическим взглядам эпохи Великих реформ зародила в маленьком Володе элементы будущей революционной идеологии, направленной на всеобщее равенство и разрушение сословного порядка.
Другие авторы с любопытством смакуют этнический характер той или иной ветки семьи Ульяновых. Что ж, об этом в советские годы действительно писали редко. Но попытки сделать из этих фактов выводы о личности и характере деятельности Ленина отдают взглядами, совсем не похожими на интернационалистские воззрения Ильича.
При работе над статьёй использовались материалы книги Михаила Штейна «Ульяновы и Ленины. Тайны родословной Вождя» (М.: Алгоритм, 2013).
Поделиться
Тайны предков Ленина. Самые засекреченные документы в СССР · Город 812
В советское время вопрос о предках В.И. Ленина был одним из самых засекреченных. Все документы, касающиеся деда Ленина – Александра Дмитриевича Бланка и прадеда Ленина – Мойши Ицковича Бланка, оседали в архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и после этого никогда не публиковались. Так получилось, что я интервьюировал двух известных историков, которые подробно изучали вопрос о еврейских предках В.И.Ленина.
Первое интервью дал доктор исторических наук Генрих Маркович Дейч (1913 – 2003). Летом 1991 года, когда он приехал из США в Ленинград, он был профессором русской истории и почетным консультантом библиотеки Йельского университета. С собой он привез только что выпущенную брошюру «Еврейские предки Ленина: Неизвестные архивные документы о Бланках» (Нью-Йорк: Телекс, 1991) и хотел ее обнародовать в СССР. Ученик Генриха Марковича, Борис Колоницкий, направил его в редакцию еженедельника «Час пик», где я тогда вел полосу «Архив ЧП».
Я взял у Дейча краткое интервью и подготовил полосу, названную «Бланк особого учета, или Еврейские предки Ленина» (Час пик. 1991. 22 июля. № 29). Материалы полосы – это сокращенный мною текст брошюры, которую мы ксерокопировали, а я прямо на этой копии вычеркнул все, так сказать, лишнее, что не помещалось в полосу газеты. (интервью с Г. Дейчем и материалы его брошюры см. тут).
А в 2000 году, к 130-летию со дня рождения Ленина я сделал интервью с другим историком-лениноведом – Михаилом Гиршевичем Штейном (1933 – 2009), с которым я часто встречался в Публичной библиотеке и был хорошо знаком. Интервью Штейна под названием «Тайна родословной» под общим заголовком «Дорисованный портрет» было опубликовано в газете «Московские новости» (2000. 18 – 24 апреля. № 15). Имелось в виду стихотворение Николая Полетаева 1923 года: «Портретов Ленина не видно: / Похожих не было и нет. / Века уж дорисуют, видно, / Недорисованный портрет. / Перо, резец и кисть не в силах / Весь мир огромный охватить, / Который бьется в этих жилах / И в этой голове кипит».
Штейн – автор фундаментальной книги «Ульяновы и Ленины: Тайны родословной и псевдонима» (СПб.: ВИРД, 1997), которую он мне подарил с инскриптом.
Интервью Штейна было перепечатано под заглавием «Пятый пункт Ленина» в журнале «Эхо планеты» (Тель-Авив. 2000. 22 мая. С. 52 – 53), а его содержание оперативно изложено в статье Александра Гранта «Владимир Ильич, правнук Мойше Ицковича…» (Новое русское слово. Нью-Йорк. 2000. 24 апреля).
Владимир Ульянов: механизмы «второго рождения». К 130-летию со дня рождения
Беседа обозревателя «МН» М. Золотоносова с петербургским историком-лениноведом Михаилом Гиршевичем Штейном, кандидатом экономических наук, автором книги «Ульяновы и Ленины. Тайны родословной и псевдонима», самым авторитетным сегодня исследователем ульяново-ленинской генеалогии.
– Итак, юбилей — 130-летие со дня рождения Ленина…
– На самом деле юбилеев много. В марте исполнилось 165 лет со дня рождения Марии Александровны Ульяновой, 24 мая исполнится 100 лет с того дня, когда Владимир Ильич Ульянов подписал свое письмо Г.Д.Лейтейзену псевдонимом «Ленин». И немногим более 35 лет назад в ленинградском ЦГИА СССР были обнаружены документы о происхождении деда Ленина Александра Дмитриевича Бланка.
– Собственно говоря, вы же и обнаружили первым документы о Бланке?
– Это не совсем так. Первым документы обнаружил внештатный старший научный сотрудник Музея истории Ленинграда Александр Григорьевич Петров. И сообщил о своей находке Мариэтте Сергеевне Шагинян. Я же работал совершенно самостоятельно над темой о жизни и деятельности Бланка и обнаружил эти документы 3 февраля 1965 года в фондах Медико-хирургической академии. Выявленные документы свидетельствовали о том, что Александр Дмитриевич Бланк, дед Владимира Ильича, и Дмитрий Дмитриевич Бланк в мае 1820 г. приехали в Петербург для поступления в академию, и в июле 1820 года перешли из иудаизма в православие. Инициаторами крещения братьев Бланк были их отец Мойша Ицкович (принял православие 1 января 1835 г., стал именоваться Дмитрием Ивановичем) и сенатор Дмитрий Осипович Баранов, который в апреле – мае 1820 года был с ревизией в Волынской губ. и встречался с Мойшей Бланком, и они беседовали о судьбе детей Бланка. До крещения братьев Бланк звали Дмитрия – Абелем, а Александра – Израилем. Православные имена были даны в честь сенатора Баранова (Дмитрий) и графа Апраксина (Александр), отчества – в честь сенатора Баранова.
– Очевидно, что интерес к национальности предков Ленина в то время был остро криминальным. Ленин, по мнению властей и органов, мог быть только русским. Почему вы этим вопросом занялись, по чьему заданию вы решили «переродить» Ленина евреем?
– Я прочитал роман Шагинян «Семья Ульяновых» (точнее, это сборник ее работ, выпущенный в 1959 году, куда также входит статья «Предки Ленина в отцовской стороны» и ряд других), и меня заинтересовала история предков родителей Ленина – Марии Александровны и Ильи Николаевича. Шагинян указывала, что фамилия отца Марии Александровны была Бланк и что он был врачом. Больше о его происхождении практически ничего не было. Об Илье Николаевиче говорилось, что его отец был крепостным, а мать происходила из крещеного калмыцкого рода. В сборнике в очерке «Предки Ленина…» говорилось о калмыцком происхождении бабушки Ленина. Но я знал, что в 1938 г. именно из-за упоминания калмыцкого корня Ленина роман Шагинян «Билет по истории» (первоначальное название «Семьи Ульяновых») был запрещен политбюро по инициативе Сталина (и только в 1956 г. постановлением ЦК роман был реабилитирован и разрешен к печати). Я обратил внимание, что в романе «Билет по истории» национальность Бланка указана: малоросс, а в романе «Семья Ульяновых» про национальность ничего не говорится, но ни в одном из романов не названо место рождения Бланка, я его обнаружил в книге А.Аросева, указавшего на Староконстантиновский уезд Волынской губ., входившей в черту оседлости. Это и навело на мысль о том, что Бланк мог быть по национальности евреем. С этим я поделился со своим институтским товарищем Гришей Ханиным (ставшим впоследствии известным экономистом, одним из авторов знаменитой перестроечной статьи «Лукавая цифра»). Ханин мне не поверил, и я обещал представить доказательства. Так я оказался в ЦГИА.
– Как я понимаю, Ханин вам проспорил. Куда же вы могли понести итоги своих разысканий, кроме как Ханину? Вряд ли власти обрадовались тому, что их любимый Ленин «заново родился» евреем…
– В деле о зачислении братьев Бланк в Медико-хирургическую академию я сразу нашел указание на то, что они были крещены в Сампсониевском соборе Петербурга. В архиве Ленинградской области в фондах Сампсониевского собора я обнаружил документы, которые свидетельствовали о переходе братьев Бланк из иудаизма в православие. Ханин поздравил меня с победой. Но это были последние документы о братьях Бланках, которые мне удалось увидеть в 1965 г. В это же время мне пришел ответ из Житомира, в котором говорилось, что в их архиве имеются документы о Мойше Ицыковиче Бланке, его сыновьях Абеле и Израиле и задавался вопрос: действительно ли о предках Ленина они нашли документы? Я ответил положительно, и тогда директор житомирского архива Давид Шмин пошел в обком и сообщил о находке в архиве. Немедленно Шмин и Евгения Шехтман (обнаружившая в архиве крамольные документы) были сняты с работы. Шагинян, которой сообщил о своей находке упомянутый выше А.Петров, приехала в Ленинград и сделала фотокопии с выявленных документов. А потом обратилась в ЦК за разрешением их опубликовать. ЦК категорически запретил, я был вызван в ленинградский обком, где этими исследованиями запретили заниматься и мне. То же самое сказали А.Петрову. Документы были изъяты. В том числе из личного архива Шагинян после ее смерти. И только через 20 лет я вновь вернулся к исследованиям о предках Ленина. А 15 октября 1990 г. в ленинградской «Литератор» была опубликована моя статья «Генеалогия рода Ульяновых, или Какие тайны хранят сейфы Центрального партийного архива Института марксизма-лениннизма при ЦК КПСС?».
– Итак, партийные и гэбэшные органы все реквизировали, увезли куда в Москву, и никаких слухов не осталось? Почему бард в эти годы пел: «И где гарантия, что жид и в мавзолее не лежит?». Видимо слухи ходили? И, может быть, и до ваших находок?
– После погромов 1965 года в ленинградских и в житомирских архивах по Москве и Ленинграду стали ходить разговоры о наших находках. Например, в своем письме от 24 октября 1967 г. она свидетельствовала: «Недавно вернулась из-за рубежа… Друзья встретили такой новостью: оказывается, вовсе не вы “открыли”, кто был отец М<арии> А<лександровны>, а историк Штейн из Ленинграда, вся Москва об этом говорит».
Кроме того, я выкинул «хулиганский» поступок: послал статью в «Медицинскую газету» (А.Бланк был врачом), в которой рассказал о своих находках. Через некоторое время мне сообщили, что статья не представляет интереса и потому не будет напечатана. Я понимал, что посылая статью в газету, автоматически увеличивало число лиц, знающих о происхождении Бланка. О находке я сообщил и Илье Эренбургу. Он меня поблагодарил за доверие и пожелал успехов. Спустя некоторое время при встрече с автором книги «Мать Ленина» Рахилью Ковнатор, которая лично знала членов семьи Ульяновых (Ковнатор в 1917 г. была секретарем Петроградского райкома партии в Петрограде, а в 1948 г. являлась ответственным работником Еврейского антифашистского комитета, за что и пострадала), я узнал, что сестры Ульяновы говорили о еврейском происхождении Бланка в 1920-е гг. в Центральном партархиве. Пройдет много лет, и в 1992 г. в журнале «Отечественные архивы» № 2 будут опубликованы два письма А.И.Ульяновой-Елизаровой Сталину о том, что в конце 1924 года в материалах ленинградского отделения Центрархива обнаружены документы о еврейском происхождении Бланка. В связи с ростом антисемитизма в СССР, в том числе и среди коммунистов, Анна Ильинична просила Сталина разрешить ей опубликовать эти документы. Сталин категорически запретил это делать. Документы были увезены Анной Ильиничной в Москву и сданы в Институт Ленина, там они и сейчас. Кстати, так и не опубликованы.
– А после вас, Петрова и Шагинян в ЦГИА находили что-то о еврейских предках вождя? Работники Главархива СССР хорошо все зачистили?
– К счастью, эти работники, приезжавшие в 1965 г. в Ленинград и в Житомир для изъятия опасных документов, были недобросовестны в отношении к своим должностным обязанностям и, на мой взгляд, не обладали должными профессиональными качествами, поэтому долг выполняли поверхностно. В ЦГИА доктор исторических наук Генрих Дейч в 1977 году нашел еще около десятка документов, в которых говорилось о еврейском происхождении братьев Бланк. Тогда Дейч никому о находке не сказал, только тихо скопировал документы. В 1991 году опубликовал в Нью-Йорке. Благодаря публикации Дейчем документов я смог обнаружить в фондах Еврейского комитета письмо прадеда Ленина, Дмитрия Бланка, на имя Николая I, в котором он предлагает меры для повального перехода евреев в православие. Это письмо я опубликовал. Все опубликованные документы о Бланках, а их около 20, свидетельствуют об их еврейском происхождении. Эти документы по-разному интепретировались и интерпретируются. Одни антисемиты их начисто отрицают, другие антисемиты их используют при изложении великодеравжынх взглядов. Только подлинные ученые не придают национальности деда Ленина ни малейшего значения, кроме фактического и исторического (об этом мне писала Мариэтта Шагинян в письме от 7 мая 1965 года).
– А прадед Ленина был антисемитом или просто «конфессиональным патриотом»?
– По своему характеру он был исключительно конфликтным человеком. В течение первой половины XIX века он все время с кем-нибудь судился и конфликтовал. На мой взгляд, он был антисемитом.
– Теперь я понимаю, откуда в нашем дорогом Ильиче такая агрессивность… А сам Владимир Ильич знал о своих еврейских корнях?
– Если верить Юнгу, то именно от прадеда Владимир Ильич унаследовал некоторые своеобразные черты своего характера. Точных же сведений о том, знал ли Ленин о национальности Бланка, нет. Но если в Кокушкино в семье Александра Бланка, отца Марии Александровны, сохранялись письма ее деда, то они могли быть написаны только на идиш, т.к. Бланк-дед писать на другом языке не умел. Кстати, заявление на имя Николая I было написано им на идиш (оригинал не сохранился, в архиве я читал перевод).
– Я еще могу понять, почему партийные органы так испугались открытий еврейских следов в происхождении своего главного символа. Но почему криминал был усмотрен и в калмыцкой линии? И как сложилось изучение ее?
– Шагинян говорила, что в нацистской газете «Ангриф» в 1938 г. было написано с осуждением о калмыцком происхождении Ленина. Мариэтта Сергевна писала, что она держала в руках документ о калмыцком происхождении бабушки Ленина по отцовской линии. Но почему-то этот документ о крещении ею не был опубликован. Почему Сталин решил, что такое происхождение позорит Ленина, мне непонятно. Но бесспорно, Сталин бы более жестко поступил в отношении Шагинян, если бы ее высказывания о калмыцком происхождении не было подкреплено документально. Этот документ так и не опубликован, и его дальнейшая судьба мне не известна. Но могу твердо сказать, что член-корреспондент АН Армянской ССР, доктор филологических наук, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда М.С.Шагинян не допускала в своей работе никаких вымыслов. Она строго опиралась на документы. Это была смелая и мужественная женщина, перед которой можно преклоняться.
– Механизм «второго рождения» Владимира Ульянова как еврея и как калмыка мы проследили. Но было еще и «второе рождение» под фамилией «Ленин»? Говорят, в честь какой-то Елены… Мне нравится такая романтическая добавка к образу «великого душегуба». Она его хотя бы немного утепляет.
– Никакого отношения к псевдониму «Ленин» женщина по имени Лена не имеет. Проблема решается просто. В 1900 году, когда Владимиру Ульянову необходимо было выехать за границу, он подал прошение о выдаче заграничного паспорта на имя псковского губернатора. Однако опасался, что из-за революционной деятельности паспорт не получит. Поэтому Надежда Константиновна обратилась за помощью к своей подруге по вечерней школе Ольге Николаевне Лениной. Та попросила своих братьев, Сергея и Николая, которые знали Владимира Ульянова по Вольному экономическому обществу. Сергей во время командировки в Псков вручил Ульянову паспорт своего отца, Николая Егоровича Ленина, в паспорте была подделана дата рождения в соответствии с возрастом Ульянова. Николай Ленин был статским советником. В 1900 году Владимир Ульянов впервые воспользовался этим псевдонимом, чем-то он ему полюбился, и он его при жизни применил около 800 раз. А после смерти именем Ленина были названы города, поселки, улицы…
– А потом народ рассказывал анекдоты про духи «Запах Ильича» и мочалку «По ленинским местам».
– Любопытно, что впервые фамилия «Ленин» упоминается в новгородской переписной книге 1500 года («Переписная окладная книга по Новугороду Вотьской пятины 7008 года») . Куземка Ленин был жителем Васильева острова, находившегося на территории будущего Петербурга, там была какая-то деревня. Никакого отношения к предкам Николая Егоровича Ленина он не имеет. Не менее любопытно, что псевдонимом «Ленин» пользовался секретный сотрудник Волынского охранного отделения, а впоследствии агент заграничной охранки заславский мещанин Бенцион Моисеев-Мошков Долин.
– Кругом евреи!
Михаил Золотоносов
Интервью с доктором исторических наук Генрихом Дейчем, автором брошюры “Еврейские предки Ленина: Неизвестные архивные документы о Бланках” – см. здесь.
- «Московские новости» (2000. 18 – 24 апреля. № 15)
- Новое русское слово. Нью-Йорк. 2000. 24 апреля
- М. Штейн. «Ульяновы и Ленины: Тайны родословной и псевдонима» (СПб.: ВИРД, 1997)
- Статья М.Штейна «Генеалогия рода Ульяновых», опубликованная в газете «Литератор» 12 октября 1990 г., и перепечатанная в брошюре Г.Дейча.
Ленин и Сталин — настоящие имена
Исследование Томаса ДеМишеля
Опубликовано — 22 августа 2016 г.
Последнее обновление — 29 сентября 2016 г.
Действительно ли имена Ленина и Сталина Ленин и Сталин?
Ни Ленин, ни Сталин не настоящие имена. Владимир Ленин родился Владимиром Ильичем Ульяновым, а Иосиф Сталин родился Иосифом Виссарионовичем Джугашвили. [1]
Теория состоит в том, что Ленин назвал себя в честь реки Лена в Сибири, где он был политическим ссыльным, и что Сталин примерно переводится как «[человек] из стали». Он также назвал себя.
Многие революционеры, принимавшие участие в событиях, приведших к русской революции 1917 года (включая радикалов, интеллектуалов, коммунистов, социалистов, анархистов и ленинских большевиков), использовали псевдонимы.
Объяснение русской революции: обзор всемирной истории.
TIP : Гражданская война в России была между «красными» (большевиками), «белыми» или антисоциалистическими фракциями и небольшевистскими социалистами, такими как меньшевики. Ошибочно считать фракции одними и теми же, так же как ошибочно думать, что Гитлер и Сталин «по сути одинаковы» (если не считать усов). Ленин и Сталин были лидерами одной страны и оба участвовали в коммунистическом восстании, но у каждого из них были совершенно разные философии и стили правления.
СОВЕТ : Красный — традиционный цвет либералов, отсюда и красные розы в коммунистической пропаганде, красные флаги и термин «красные». Большинство стран используют красный цвет для либеральной партии и синий цвет для консервативной партии. Америка уникальна тем, что окрашивает консерваторов в красный цвет, а либералов — в синий. Америка исторически играла в горячую картошку с политическим красным цветом, особенно после «Красной угрозы». (См. историю Америки). Вся эта история с «красным штатом» и «синим штатом» началась с выборов 2000 года.
Откуда фамилия Ленин?
Ленин принял псевдоним «Ленин» в 1901 году после ссылки в Сибирь за попытку издать нелегальную газету «Рабочее дело».
Псевдоним Ленин, который он себе выбрал, был образован от названия реки Лены в Сибири. Считается, что название самой реки произошло от первоначального названия «Элю-Эне», что означает «большая река». [2]
Другие теории о Ленине включают в себя выбор им имени после забастовки на шахтах у реки Лены и то, что он взял имя реального человека Николай Ленин, чтобы получить паспорт для пересечения границы.
История против Владимира Ленина – Алекс Гендлер. Ленин был радикальным революционером. Он был вспыльчивым парнем, который считал, что убийство, ограбление банка и расплавление плоти политического оппонента кислотой — все это оправдано для общего блага. НО, Ленин как маленький щенок по сравнению со Сталиным. Ленин действительно заботился о политической философии и думал, что марксизм поднимет участь рабочего человека. Он умер до того, как создал ту Россию, которую хотел, а после его правления Сталин сразу же выступил как жестокий деспот.
Откуда фамилия Сталин?
Тем временем родившийся в Грузии Сталин принял свой псевдоним примерно в 1910 году, что, вероятно, было попыткой, во-первых, запугать, а во-вторых скрыть от полиции свою настоящую личность, пока он был вовлечен в уклончивую революционную деятельность. Он был радикальным революционером, который грабил банки, чтобы финансировать коммунистическую повестку дня.
Сталин объединяет два слова «сталь» (сталь) и «Ленин», которые вместе образуют Сталина. До того, как его назвали Сталиным, он пользовался псевдонимом «Коба».
Я слышал две истории: Сталин означает «человек из стали» и что Сталин — это смесь «стали» и «Ленин». Скорее всего это игра слов.
Сталин познакомился с Лениным в 1905 году, и они уже знали друг друга и работали вместе в течение 5 лет, прежде чем Сталин принял его имя. [3]
Иосиф Сталин – Человек из стали. Сталин быстро превратил Россию в глобальную сверхдержаву. К сожалению, он сделал это, пожертвовав жизнями около 60 миллионов россиян. Если вы называете это «марксизмом», я думаю, вы читаете другого Маркса.
Что такое большевик и меньшевик?
Говоря о вещах, которые означают не то, что вы думаете, большевик означает «партию большинства», а меньшевик означает «партию меньшинства».
Ленин назвал обе эти партии; он решил, что его социалисты были «партией большинства», и начал называть других революционеров «партией меньшинства», хотя его партия редко, если вообще когда-либо, была большинством. По мнению Ленина, вы были либо «товарищем», полностью с ним согласным, либо «врагом». К врагам относились все остальные типы социалистов и революционеров. Сталин был намного жестче почти во всех отношениях.
СОВЕТ : Ленин был радикальным идеологом, который верил в созданную им самим радикальную версию классического марксизма, которую можно назвать ленинизмом или ленинизмом-марксизмом. Ленин возглавил революцию в России и попытался реализовать свой коммунизм. Ленин умер вскоре после революции. Сталин начал подниматься к власти в рядах Ленина и занимал при нем высокие посты. Ленин опасался амбиций Сталина, и после ранней смерти Ленина Сталин узурпировал его власть. (напрашиваются вопросы вроде «Убил ли Сталин Ленина?»). Вполне логично, что Сталин подражал своему бывшему лидеру, особенно если он боролся за свое место.
Сталин и Ленин — псевдонимы.
- Настоящее имя Сталина было не Сталин, а Иосиф Виссарионович Джугашвили. Сталин грубо означает «человек из стали».
- Настоящее имя Ленина было не Ленин, а Владимир Ильич Ульянов. Ленин назвал себя в честь реки Лены в Сибири, недалеко от которой он был сослан.
- Многие революционеры-большевики («партия большинства»), принимавшие участие в событиях, предшествовавших русской революции 1917 года, использовали псевдонимы.
» Ленин и Сталин — настоящие имена » отмечен тегами: Лево-правая политика, пропаганда, Россия, социальная инженерия
Никогда не было человека по имени Владимир Ильич Ленин
от Andrew
Ленин за рабочим столом, 1918 год
Интересные факты к столетию русской революции:
Имя «Владимир Ильич Ленин» создано посмертно. У живого человека было много имен, но «Владимир Ильич Ленин» среди них не было.
Как нам его назвать? Вскоре после рождения в 1870 году его окрестили Владимиром Ильичем Ульяновым. «Ильич» — это отчество, означающее «сын Ильи». И все же для многих при жизни и после «Ильич» давал большее ощущение индивидуальности человека, чем «Владимир». Как только он начал свою революционную карьеру в начале 1890-х годов, нужды подполья заставили нашего героя дистанцироваться от своего имени. Сохранившийся экземпляр его первого крупного письменного произведения – Кто такие «Друзья народа» и как они борются с социал-демократами? (1893) – не имеет имени автора на титульном листе. В произведениях, легально изданных в 1890-х годах, наш герой принял не одно новое имя: К. Тулин или (за его выдающееся произведение 1899 года «Развитие капитализма в России») Владимир Ильин, псевдоним, едва скрывающий его настоящее имя. Вплоть до революции 1917 г. легально изданные произведения Вл. Ильин продолжал появляться. …
Свой «обычный литературный почерк» наш герой приобрел примерно в 1901 году, будучи одним из редакторов подпольной газеты «Искра», когда он стал подписывать свои изданные произведения как «Н. Ленин». Почему «Ленин»? Мы уже видели определенную любовь к псевдонимам, оканчивающимся на «-in». Но «Ленин», кажется, было именем реального человека, чей паспорт помог нашему человеку покинуть Россию в 1900. Этот паспорт был предоставлен Ленину из вторых или третьих рук в качестве семейного одолжения; в конце концов, ему не пришлось его использовать.
‘Н. Ленин», а не «В.И. Ленин». Его опубликованные работы до самого конца имеют «Н. Ленина на титульном листе. Что означает буква «Н»? Ничего такого. Революционные псевдонимы очень часто включали бессмысленные инициалы. Но когда Н. Ленин стал всемирно известным, возникла идея о том, что N означает Николай — действительно вызывающее воспоминания имя, объединяющее Николай Последний (царь заменен Лениным), Никколо Макиавелли и Старый Ник. В 1919 один из первых более или менее точных биографических очерков на английском языке провозгласил своим героем Николая Ленина. Президент Рональд Рейган еще говорил о Николае Ленине в 1980-х годах — и, возможно, это имя исторически столь же правомерно, как и «В. И. Ленин».
Во всяком случае, Ленин никогда не использовал «Владимир Ильич Ленин» в качестве подписи. Большинство его писем подписано просто «Ваш Ленин» или тому подобное. Конечно, Ленин не удосужился скрыть свое настоящее имя. В письме 1908 г. Максиму Горькому за подписью «Ваш, Н. Ленин», он приводит свой женевский адрес: «г. Вл. Ульянофф. 17. Рю де де Пон. 17 (чез Кюпфер)». Только в письмах к семье и к Инессе Арманд он обычно отказывается от своей обычной литературной подписи и подписывается как В.У. или В.И.
После 1917 года, подписывая официальные документы в качестве Председателя Совнаркома, Ленин, видимо, считал, что его фамилия нужна, и поэтому его официальной подписью на правительственных постановлениях было «Вл. Ульянов (Ленин)». Другие революционеры, чьи подпольные клички (псевдонимы) прославились, не сохранили таким образом свою фамилию — уж точно не И. В. Сталин (урожденный Джугашвили).
Представляется, что наш субъект по личным и служебным причинам боролся за сохранение различия между Владимиром Ильичем-личностью и Лениным-политическим институтом.