Как жили древние славяне: Жизнь древних славян — Русская историческая библиотека

Читать онлайн «Когда-то. Жизнь и быт древних славян», Римма Харламова – ЛитРес

© Римма Харламова, 2017

ISBN 978-5-4485-7526-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

О светло-светлая и красно украшенная Земля Русская!

Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми разными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными… … Всего ты исполнена, Земля Русская!

Слово о погибели Русской земли (перевод Ю.К.Бегунова)

Люди живут недолго, а помнят и того меньше. И друг друга не успевают запомнить: мамы и папы рядом с нами живут подольше, бабушки и дедушки – меньше, а уж прабабушек и прадедушек мало кому удается застать. Их давняя жизнь (когда нас с вами еще не было) кажется какой-то невзаправдашней, ненастоящей, будто старая сказка, то страшная, то смешная. Кажется, что они мало знали и мало умели, жили скучно и бедно, голодно и холодно… А как на самом деле жили наши далекие предки, пра-пра-прадедушки и пра-пра-прабабушки? Ведь это они придумали жилища – и мы не погибли от зимней стужи. Они занялись земледелием – и мы больше не зависим от удачи на охоте или в собирании диких плодов, мы не голодаем на нашей земле. Они, наши предки, приручили домашних животных и отбились от стай диких зверей. Они победили врагов и обрели друзей. Вот поэтому мы живы, здоровы и такие, какие есть. Спасибо им! Будем помнить их долго и благодарно.

Где жили славяне. Как их называли. Какие славянские племена стали нашими предками

Две тысячи лет тому назад на Востоке Европы на обширных землях между Карпатскими горами и Балтийским морем жили грозные и многолюдные племена венедов. Эти коренные жители Европы населяли ее еще в древние времена, в каменном и бронзовом веках. Венеды стали предками славян. По их имени Балтийское море в ту пору называли Венедским заливом Северного океана. Могучие венеды завоевывали новые и новые земли на Западе и на Востоке Европы. Через пять веков восточные племена венедов стали называть антами, а западные – славянами. Постепенно все народы, говорившие на славянских языках, стали называться славянами.

Так же и те славяне пришли и поселились по Днепру и назвались смоляне, а другие древляне, поскольку обитают в лесах; а другие сели между Припятью и Двиною и прозвались дреговичами.

…И так разошелся славянский язык и грамота прозвалась славянской.

Повесть временных лет

Славянских племен множество, хотя в каждом отдельном племени народу немного. Названия племен всегда связаны или с местом, в котором это племя живет, или с происхождением этого племени, или с его привычками. Сразу понятно, что поляне живут в открытой степи, среди полей, древляне – в лесах, среди деревьев, северяне – на севере, а новгородцы – новое селение построили!

…Род их стал держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у словен в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От них же произошли кривичи… от них же и северяне. На Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере меря же. А по реке Оке – мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане… И жили между собой в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Имели они свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав.

Летопись

От восточнославянских племен пошли русский, белорусский и украинский народы, которые и сейчас часто называют восточными славянами. Жили восточные славяне вначале в густых неприступных лесах между реками Днестр и Днепр – удобные для жизни, знакомые места, близ широких рек, там поставлены привычные жилища, там могилы предков.

Лучше на своей земле костьми лечь, чем на чужой славну быть.

Сказание о траве полынь

Но потом восточные славяне начали продвигаться на север, вверх по Днепру. Потом еще дальше… они были исполнены любопытства и тяги к лучшему. Они искали новые земли – леса, богатые зверем, реки, полные рыбы. Находили – и оставались жить, смешиваясь с местными народами. Дети их подрастали и снова шли дальше. Это великое переселение охватило огромные пространства в Европе и продолжалось до тех пор, пока оставались свободные малолюдные земли. К шестому веку славяне стали оседлыми, остановились. Но где бы ни жили славяне, где бы ни основали свои селения, семьи и роды – они сохраняли свои обычаи, характер, язык.

Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей.

Стратегикон

Внешность древних славян

Как выглядели древние славяне? Об этом до сих пор спорят ученые разных стран. Казалось бы, все должно быть ясно без споров, потому что многие иноземные путешественники, побывавшие в славянских краях, оставили подробные записки. Но нет! Разные путешественники описывают внешность древних славян совершенно по-разному. Например, большинство византийских и арабских писателей VI – IX веков считают славян высокими и светловолосыми, белокурыми. Но некоторые византийцы считают славян… рыжими! А некоторые арабские писатели – русыми!

Славяне очень сильны, высокого роста, цвет волос имеют ни темный, ни слишком светлый, но все они рыжие.

Прокопий Кесарийский, ближайший советник полководца Велизария

Славяне народ с румяным цветом лица и русыми волосами.

Известный арабский путешественник Абу Мансур

Может быть, по сравнению со смуглыми и черноволосыми арабами и греками (византийцами) славяне и вправду кажутся светлее, чем на самом деле? Ведь даже своих собственных сородичей, если они отличались сравнительно светлой кожей и темно-русыми (не черными) волосами арабы в шутку называли славянами! Темнокожие индусы тоже были очень удивлены, впервые увидав непривычно светлых (хотя и загоревших за время путешествия) путешественников из славянских краев. Тоже, наверное, славяне казались им совсем белыми, белокурыми. А непривычно смуглые индусы казались славянам… чернокожими.

А мужи и жены все черные. Куда я ни пойду – за мной людей много: дивятся белому человеку.

Афанасий Никитин «Хожение за три моря»

Правда, за шесть веков великого переселения народов славяне смешались со многими племенами. Дети, внуки и правнуки славян, живших среди черемисов, мордвы или меря, могли унаследовать черты тех и других. И чем дальше расселялись славянские племена друг от друга, чем больше смешивались они с новыми соседями, тем сильнее их потомки разнились внешне.

Славяне, как и германцы и галлы, принадлежали первоначально к одному типу – длинноголовому и светлому… и еще в начале исторической эпохи они были сходны между собой. Нынешний славянский тип… надо объяснять или тем, что славяне с очень древних времен смешивались… с разными… племенами… или же тем, что с течением веков тип их изменился… Теперь славяне представляют собой племя вполне короткоголовое и… с темными волосами и глазами.

Профессор Нидерле

Славяне разделяются на два типа: светловолосые, небольшого роста и темноволосые, высокого роста. Так и сейчас в Европе живут два типа славян: например, украинцы, чехи, словаки чаще всего темноволосые, а русские, поляки и белорусы чаще всего светлые.

Профессор Ами

Во всяком случае одно нам известно наверняка: славяне были сильными, красивыми и мужественными. В этом согласны все путешественники, ученые и иноземные гости, побывавшие в славянских землях. А сами славяне считали так: не по хорошу мил, а по милу хорош! Значит, добрый, храбрый и умный человек кажется милым, красивым… Может, это и правильно?

Мстислав, сын Ростислава, был роста среднего, лицом красив и всею добротой украшен. Он всех любил. Был Мстислав дороден, краснолиц, с большими очами, храбр в сражениях, милостив.. Был он крепок на рати и… так говорил своей дружине: «Если мы останемся живы, то слава богу. Если же мы умрем – то все равно, надобно же когда-нибудь умирать». И говоря так он вселял дерзость в своих воинов и бился от всего сердца за отчину свою… И не было такой земли на Руси, которая не хотела бы его иметь у себя или не любила бы его. И плакала о нем вся Русская земля, не в силах забыть доблести его…

Летопись

Доклад «Жизнь древних славян» 4 класс

Доклад о жизни древних славян 4 класс может использовать чтобы узнать о как жили и чем занимались древние славяне, в каких богов верили. Сообщение на тему «Жизнь древних славян» поможет понять в каких условиях жили наши предки.

Содержание

  1. Доклад «Жизнь древних славян» 4 класс
  2. Какая была жизнь древних славян?
  3. Основные занятия древних славян
  4. Верование славян

Славяне начали расселяться с территории Прикарпатья и верховий Днестра, вдоль Дуная, Днестра, Вислы, Эльбы, Волги и Оки. Горы и степи не были интересны нашим предкам, поэтому селились они рядом с равнинными реками — вырубали леса, строили жилища на лугах. Этот фактор значительно повлиял на формирование быта и даже характера славянского этноса.

Первые поселения славян возникали по берегам рек, которые давали не только питьевую воду, но и воду для полива пахотных земель, и возможность торговать с соседями пользуясь лодками.

Поселения часто были небольшими, на одну-две родовых общины, ограждались частоколом и состояли иногда из обычных землянок, врытых в землю избах, покрытых сверху покатыми крышами. Конечно в более богатых поселениях были и более богатые дома.

Какая была жизнь древних славян?

Особой изысканностью жизнь славян не отличалась. У наших предков жилище располагалось частично в земле. Крыши были соломенные. Во время холодов и дождей оконные проемы закрывались досками. В доме стояли деревянные лавки и столы, печь из камней и глины. Спали славяне частенько на охапках сена, поверх которых стелили звериные шкуры. Посуда была вся тоже из глины. Одежду носили изо льна. Жилище топилось по черному. Дым выходил из окон. Для сохранения тепла в доме, дверные проемы были невысокие.

Большую роль в жизни славяне играли дары леса. Древние славяне строили из древесины дома, использовали дрова для приготовления пищи, питались дичью, ягодами, грибами, медом. Кроме того, славяне жили рядом с реками, для того, чтобы иметь возможность заниматься рыболовством и земледелием, им нужна была вода. Одежду древние славяне изготавливали в основном из льна, шкур и шерсти домашних и диких животных.

Основным транспортным средством были лошади запряженные в различные повозки.

Хозяйство было полностью натуральным, то есть люди на 100% сами себя обеспечивали во всем своим трудом.

Как видим быт крестьян оставался в основном неизменным на протяжении веков, и даже тысячелетий.

В барак вступали рано из-за нехватки рабочих рук: парни в 16-17 лет, девушки в 12-14 лет. После женитьбы девушка принадлежала роду мужа. У славянских князей было несколько жен и множество наложниц.

Каждого мальчика обязательно обучали военному делу. Только, овладев военным делом, юноша мог вступить в брак. Их рано учили держаться в седле. В 9-11 лет мальчиков посвящали в члены рода: в избушке в лесу проводился особый ритуал. Девочек с малых лет обучали вести домашние дела, которые пригодятся ей в семейной жизни: делать пряжу, ткать ткани и др.

Основные занятия древних славян

Занимались славяне разведением скота, сельским хозяйством, для чего часто приходилось подрубать и сжигать лес, освобождая место для пахотных земель, бортничеством, и конечно охотой, рыбалкой и собирательством. В то время леса были богаты пушным зверем и славяне добывали ценные шкуры, обрабатывали их, носили сами и продавали купцам.

Земледелие было у славян основным занятием. Чтобы обеспечить землю под посадки, леса выжигали, а пепел использовали как удобрение. Для обработки земли использовали сохи и мотыги. Сажали пшеницу, рожь, просо, овес.

Бортничество (сбор меда) было популярно уже тогда. .Сахар заменяли медом, также из него готовили хмельные напитки. Его пили мужчины уже, имевшие минимум одного ребенка, по большим праздникам. Женщинам, пить алкоголь, было запрещено.

Славяне занимались разными ремеслами (изготовление изделий из глины, кузнечным делом, производство одежды из шерсти и льна, березовой коры и пеньки). Одним из важных людей в поселке был кузнец — ведь все орудия труда изготавливали кузнецы (топоры, копья, украшения, серпы). Богом кузнечного дела древние славяне считали Сварога.

Верование славян

Славяне поклонялись разным божествам, устанавливали деревянные Идолы, которые были сожжены в эпоху христианства. Считается, что главным богом у древних славян был бог Рода, ему подчинялся бог грома, молнии и дождя Перун, мир природы для для славян живым, одушевленным. Бог скотоводства — Велес. Сварог — бог огня, покровитель кузнецов. Ярило — бог солнца. Божеством воды низшего порядка у древних славян был водяной.

Для славян основой всего было понятие рода. Они жили родами. У славян был бог, который отвечал за род, которого так и именовали – Род.

Смелая смесь новостей и идей



Проблема средневекового проживания славян в Центральной и Восточной Европе находится в центре внимания исследователей уже более века.


Петр Шалковский

Проблема средневекового обитания славян в Центральной и Восточной Европе находится в центре внимания исследователей уже более века. Участие и вклад археологии в эту тематику напрямую связаны с ее развитием во второй половине ХХ века. До этого скромные письменные источники мало способствовали раскрытию славянской среды обитания. Например, Прокопий и легенда о Святой Деметре повествуют о «разбросанных кругом ветхих хижинах»(1). Псевдо-Маурикиос упоминает, что славяне «живут в лесах у источников воды, и их жилища имеют много выходов», (2) Ибн Руста (10 век) описывает славянский дом как углубление в земле, снабженное каменной печью и с остроконечной деревянной крышей. . Анонимный персидский географ пишет: «Славяне зимуют в дуплах и подземных хижинах» (3).

Упоминания о месте обитания чаще встречаются с 11 века, например, в сводах Штефана I, Ладислава и Коломана, а также в других документах. Однако в этих материалах отсутствуют какие-либо подробности относительно внешнего вида и конструкции бывших домов. Гельмонд из Босау в XII веке отмечает простые плетеные жилища у ран. Епископ Ото из Фризинга, проезжая через Венгрию летом 1147 г., дает, вероятно, наиболее конкретное описание бывших домов. Он пишет, что жители Венгрии (вероятно, низменности) живут в очень ветхих жилищах, построенных из лозы, редко из дерева, почти никогда из камня, и все лето проводят в палатках (5). В различных письменных документах XI-XIII вв. упоминается повсеместное наличие наземных домов из дерева, иногда из камня. Кроме того, известны названия некоторых построек в графских резиденциях X–XII вв. Однако нам не хватает упоминаний о земниках, хотя мы знаем, что их развитие продолжалось (6).

Даже лингвистические источники носят только местный характер. В разных славянских языках до сих пор используются исходные термины для обозначения землицы — земянка, землянка, земница. В старых, обычно неславянских языках, употребляются также термины: колиба (приют), хижина, халупа (изба), бурдей, к более молодым названиям относятся: куца и салаш (пастушья изба) (7). Снова отсутствуют какие-либо детали, описывающие формальный вид и способы постройки отдельных типов домов.

Что же тогда представляет собой смутная картина обитания славян, нарисованная археологическими исследованиями? Прежде всего следует подчеркнуть, что при реконструкции строительных работ славян, живших в районах за Дунаем и в окрестностях Нитры, предков нынешних словаков(8), мы должны учитывать географически широкую славянскую исходную базу, использовать отдаленные аналогии, где из-за лучших почвенных условий больше участков, пригодных для реконструкции строительной техники, интерьера, а также функции зданий. Еще одним достоверным показателем присутствия славян на территории Среднего Дуная является появление различных техник и форм, несмотря на то, что они могли быть не доказаны археологически (9).).

Жилые помещения – дома, используемые для постоянного проживания, могут быть охарактеризованы как здания, оборудованные отопительным прибором. Они также были достаточно большими, чтобы обеспечить место для одного человека или небольшой семьи (обычно более 4 м2). Основные характерные черты дома лучше всего отражаются на его плане. Классификация традиционных типов домов основана на технологических критериях строительства, на основании которых славянские жилища можно разделить на две основные группы – подземные и наземные. В пределах этого деления дома подразделяются на подгруппы по форме в плане, более или менее отличительным особенностям конструкции и материала стен, а также несущим устройствам крыш. Здесь нет места для более подробного описания славянской строительной техники, поэтому в данной статье представлены лишь ее краткие характеристики, дополненные планами и чертежами реконструкций.

Общеизвестно, что земляницы были основным типом славянских жилищ. Как одна из универсальных форм обитания они появились в районах Центральной и Восточной Европы еще с эпохи палеолита. В Центральной Европе они были широко известны со времен Гальштата (10). Однако в Западной и Центральной Европе в дославянских позднеримских культурах земники встречались очень редко. Тем не менее они появились в различных модификациях к востоку от Карпат в поселениях зарубинецкой, позднее киевской и эроачевской культур, а также в культуре карпатских курганов по бассейнам рек Прут, Днестр и центральный Днепр (11). Таким образом, земники появились вместе с типично славянской культурой (12) на рубеже 4 и 5 веков на территориях, считавшихся славянской страной происхождения. Оттуда эта форма среды обитания распространилась в другие места, несомненно, благодаря славянской миграции (13). В соотнесении с большим разнообразием европейского сравнительного материала земли славянского поселения можно разделить на четыре основных типа: квадратные земли (тип 1), длинные прямоугольные земли (тип 2), овальные (тип 3) и круглые земли (тип 4). .

Наиболее распространенные квадратные земники образуют до четырех пятых известных местонахождений. С точки зрения конструкции квадратные земли имеют несколько вариантов. Доминировали бесворсовые землицы (вариант 1). Они имели разнообразную, преимущественно деревянную конструкцию, заложенную изнутри или по периметру фундамента, либо не имели стен. Распространены были и земники, опирающиеся на две статуи (вариант 1Ba). Технологически это были легкие или невысокие срубные постройки, а иногда и без стен, со статуей, поддерживающей крышу. Земницы с угловыми и пристенными сваями (вариант 1Бб) имели колонную или шпунтовую конструкцию с двух- или четырехскатной крышей. Иногда, однако, планы земли предполагают только сваи, поддерживающие деревянные стены.

Некоторые из земляниц, опирающихся на множество свай, имели легкие плетеные стены на уровне земли. На рисунках 6 и 7 представлены иллюстрации возможных реконструкций отдельных вариантов земниц, опирающихся на отсутствие свай, на две статуи или на множество свай. Каменные печи были типичным отопительным устройством квадратной земли (до 60%). Только десятая часть домов на славянском Западе и Северо-Западе была оборудована камином.

На территории страны происхождения земляница уже была частично дифференцирована и находилась под влиянием культур соседства (например, глиняные печи, камины в центре, центральные статуи) (14). Заметные различия можно увидеть между тремя основными районами раннеславянской культуры – Прага – Коряк, Пековка и Колоеин. В процессе этногенеза природные условия, наряду с практическими потребностями и ресурсами сообщества, должны были играть главную роль в выборе типа среды обитания и устройства обогрева. Однако позже, когда тот или иной тип здания и отопительного прибора стал частью социальных традиций и средством выражения своего отношения к собственной культурной среде, природные условия стали иметь лишь второстепенное значение.

Реконструированная земляница

Нововведения в славянской строительной технике произошли в конце V — начале VI вв. во время миграции на север за Карпаты и на юго-восток по р. Дунай. Северная волна миграции характеризовалась появлением новых типов длинных прямоугольных и овальных земляниц с чашеобразным основанием, принятых некоторыми другими карпатскими регионами, в основном Восточной Словакией. Последний тип земниц с круговым планом был известен в обе волны миграции. Длинные прямоугольные землицы составляли относительно небольшую группу славянских поселений, где менее 5% домов были сосредоточены на территориях западных славян. Среди них были земляницы без опорных свай и с закрепленными снаружи деревянными стенами, в ряде случаев имели прислоненную к земле крышу, нередко они были оборудованы отопительными приборами открытого типа, в основном с очагом, облицованным камнями (до 56 %). ) и сравнительно чаще всего с глиняными межкомнатными печами (до 16%).

Длинные северо-западные землицы, судя по форме, конструкции, внутреннему устройству и генетике, родственны несколько более распространенным овальным земляницам и могут рассматриваться как выражение периферийного славянского инженерного строительства. Западные земницы по Дунаю – вытянутые и изогнутые прямоугольные земницы с глиняными внутренними печами могут быть восточного происхождения, возможно, салтовско-майского, аварского или иметь какие-то другие степные корни. Земницы с овальным планом составляли около 8% домов. Они были относительно наиболее распространены среди западных и северо-западных славян (50%/30%). Они представляют собой иное явление, так как оснащены каминами, украшенными и облицованными камнями, и в них отсутствуют каменные сводчатые печи. Протяженность этих домов на юго-востоке и востоке (частично и на западе) связана с протоболгарской и аварской сферами, проникавшими в смешанные славянские области как пример временного простого обитания. Круглые земницы и подземные юрты (тип 4 — Фото 9): 8 – 12) мало использовались для жилья. Они составляли менее 1% домов. Однако в низменностях Карпатской котловины и в низовьях Подунавья они встречались в большем количестве. Относительно часто их снабжали открытым камином. Круглые земники можно определить как жилища с цилиндрической, конической или сферической решеткой, закрепленной на складном каркасе стен и крыши внутри или снаружи строительного дупла. На рис. 10 приведены иллюстрации реконструкций длинных, овальных и круглых юрт, подобных земникам.

В южной волне расселения новые черты славянского ареала (глиняные купольные печи, глиняные (кубы) печи, более простые варианты статуй и тенденция к трапециевидной форме плана) можно рассматривать как влияние степных народов региона Черного моря и их интеграция в культуру пражского типа и типа пековки, а также продукт их синтеза с римско-византийской или проторумынской основой в Нижнем Дунае (16 – 17).

Инженерные сооружения аварского кагулара существовали в центральном районе реки Дунай с 7 века. Однако эти особенности не были так распространены на севере и западе от Дуная. Славянская строительная культура в большей степени обогащалась импульсами с Запада и Севера. Этим путем была создана основа север-юг с внутренними конструкциями для дальнейшей дифференциации славянского инженерного строительства в 8-9 вв.век. В то время все большее распространение получали деревянные дома на уровне земли и дома на свайном основании. Возникновение и технология строительства наземных жилищ наряду с традициями и социально-экономическим развитием находились под влиянием первично-влажных почв, а также малолесья и относительно благоприятного климата на Северо-Западе. Влажная переувлажненная почва и высокий уровень грунтовых вод привели в некоторых регионах к необходимости строительства жилищ на уровне земли, иногда даже на земляной насыпи или деревянной шпале (18). Хижины на уровне земли составляют около 6% мест обитания славян, несмотря на то, что изначально их могло быть намного больше.

Есть два вида наземных домиков: оригинальные классические без свай, поддерживающих крышу (вариант 5А), а также домики, оборудованные фронтонными статуями, сигнализирующими об определенных вариациях в конструкции ферм крыши, а также в типах стен. Вписанные в каркас жилища (вариант 5Б) невозможно было отличить от оригинальных кают. Прогрессивные тенденции можно увидеть в одно-двухкомнатных домиках на каменном цоколе или сухой фундаментной стене по всему периметру (вариант 5С). Они послужили образцом для подобных трехкомнатных построек с разными модификациями пола из раствора или дерева. Кульминацией развития раннесредневековой славянской среды обитания стали деревянные дворцовые постройки либо без фундамента, либо построенные на сухих, возможно известковом каменном фундаменте (вариант 5D). Некоторые из них имели или могли иметь и каменные стены. Типичными отопительными приборами в каютах были открытые камины, обычно облицованные камнями (до 80%). Заметно влияние немецких неглубоких длинных каминов, так называемых «Лангфойеров».

Недостаток древесины на Северо-Западе Лабской реки и в районе Балтийского моря отражался не только во вторичном использовании древесины, но в большей степени в предпочитании построек, в которых древесины требовалось меньше, в основном более коротких кусков, досок, прутьев или лозы. Славянское инженерное строительство, несомненно, испытало влияние немецкой, скандинавской и норманнской культур с домами из плетеных стен. Славянские наземные дома свайной конструкции (6-й тип) составляют всего 3% всех памятников и почти отсутствуют на территории восточных и южных славян. Свайные дома редко помещают в каркас с плетеными стенами и деревянной внутренней стеной (вариант 6А). Дома гибридной конструкции из черепичных свай (вариант 6Б) трудно отличить от домов из плитчатых свай (вариант 6С). Были как однокомнатные, так и двухкомнатные дома такой постройки. Совсем рядом с северогерманским «Wohnstahlhäuser» стояли дома с плетеными стенами, заключенными в каркас стен из десятков плотно расположенных тонких свай.

Дома с частоколом встречались очень редко (вариант 6Е). Большие дома свайной конструкции (вариант 6Г) с плетеными стенами и внутренней или внешней несущей системой кровли строились по зарубежным, преимущественно немецким образцам. Особую категорию домов составляли изолированные длинные дома с залами – дворцовые постройки сверхнормативных размеров (вариант 6Н). Эти постройки разделены на 2–4 нефа, причем большая их часть могла быть двухэтажной. Дома с плетеными стенами были типичны для территории реки Бодра. Свайные дома имели такое же отопительное устройство, как и наземные избы, то есть открытые камины (около 80%). Однако на большей части славянских территорий преобладали хижины. На рисунках 12 и 13 представлена ​​подборка археологически изученных планов хижин и свайных домов.

Термин двухчастный дом встречается в письменных документах с 10 века. Разные названия зала: притвор – питвор (от притворити – прироби, прибудова), а также сы – сие доказывают наряду с другими археологическими находками его происхождение в подземных домах. Зал, первоначально являвшийся второстепенной небольшой частью дома, защищавшей вход от прямого воздействия непогоды или перекрывавшей соседний меньший хутор, сначала был входным местом. Постепенно она превратилась в отдельную комнату, разрослась и переняла роль своего рода представительного места без камина, тогда как другая комната называлась istba – jizba – izba (по-верхнемецки stuba, по-скандинавски stofa – комната с печкой). для бани, взятой, очевидно, с 3-го по 5-й век в период сосуществования славянских племен с германцами на территории к востоку от Карпат), оборудованной печью или камином, служившими для жилья. Гораздо позже, в средние века, когда под влиянием франко-германского образца зал был преобразован в кухню (ракушечник по-латыни, чучкина по-немецки) с отпаянной печью, соединенной с залом отверстием в стене, откуда он был нагрет (20). Последним значительным изменением планировки стало добавление третьей комнаты без камина. считается, что клет (klet, klijet по-сербски) изначально самостоятельное здание – амбар, кладовая, свинарник был пристроен со стороны зала, впоследствии известного как кладовая (от лат. camara, нем. kammer). В Северо-Восточной Словакии эта часть дом также известен как прикле, скорее всего, производного от славянского кле. Основной функцией камеры было хранение сельскохозяйственной продукции, консервов, текстиля и некоторых других вещей. Описанная эволюция пространственного и функционального деления славянского ареала происходила преимущественно в земледельческой среде, вероятно, в пределах низших и средних классов. Процесс происходил медленно и достиг кульминации в Средние века и Новое время.

Встречи с Франкской империей, норманнами и районом Средиземноморья вдохновили на более интенсивное применение новых моделей строительства на границах и в политических центрах первых славянских государств. Эти стимулы вместе с собственным социально-экономическим прогрессом были движущей силой развития славянского гражданского строительства в IX веке. Это привело к повышению качества застройки в районах вокруг замков, дворов и торговых центров, замене земельниц одно- или многокомнатными наземными домами. Особенностями, которые необходимо подчеркнуть, были крупные свайные и деревянные постройки в великоморавских центрах Чехии, особенно в Южной Моравии и частично в Юго-Западной Словакии. Они представляют собой не только прогрессивное экономическое развитие во времена Великой Моравии, но и значительную степень интернационализации или глобализации местной жизни и архитектуры. Состоятельные семьи – светская и духовная элита и особенно семьи графов жили здесь как минимум с начала IX в. го века в более крупных и многокомнатных домах. Для этих домов мог быть использован термин дворец (от латинского) как жилая часть замка, а также термины из 10 века, сохранившиеся в Киевской летописи, например: гридница (зал графа и его ретайм с 996 г. dvornica, двор, графский гарем с 945 и 980 гг.) у западных славян. Кроме того, некоторые бескровные жилища могут быть представлены как жилые помещения – казармы для гарнизона, некоторые гостевые дома для придворных и общежития для торговцев и богатых путешественников. Другие своеобразные планы местности указывают на то, что даже представители других, иногда экзотических этнических групп, служившие графу, или знатные просители убежища могли строить свои собственные дома. Ни один из этих фактов нельзя упускать из виду, даже при поиске ответов на вопросы, касающиеся создания, развития и территориального пространства Великой Моравии. В последние несколько лет появились весьма своеобразные, нелогичные, даже ненаучные мнения. Наряду с вышеперечисленными изменениями наиболее распространенными чертами остались консервативно-традиционные и конструктивные приемы деревенского жилища. В ближневосточной Европе земники преобладали как простой, практичный и дешевый тип жилья. Сначала это был основной, а затем альтернативный тип дома, обычно до высокого средневековья (13–15 века), а в некоторых периферийных сельскохозяйственных функциях они сохранились до наших дней. На западнославянскую жилищную культуру в начале 10 века повлияли обычаи венгерских племен, на которые оказали влияние салтовско-майцкая и восточнославянская строительная культура IX века.(они способствовали распространению глиняных печей и расширению подземных домов с легкими плетеными стенами). Сформировавшаяся таким образом народная архитектура деревенской среды сохраняла свои традиции вплоть до самого позднего Средневековья и наряду с региональной спецификой служила образцом для нашей традиционной народной архитектуры Нового времени.


Первоначально опубликовано Петером Шалковским, переиздано в образовательных некоммерческих целях.

Нравится:

Нравится Загрузка.. .

Комментарии

Комментарии

Воссоздание кулинарного вкуса древних славян

  • кулинария
  • экспериментальная археология
  • история
  • археология

Польские археологи воссоздали рецепты приготовления пищи, использовавшиеся славянами более тысячи лет назад. Они опубликовали 120 оригинальных рецептов, собранных в книге под названием «Kuchnia Słowian, czyli o poszukiwaniu wakeych smaków» («Славянская кухня – в поисках ароматов прошлого»).

Лепешки, тлокно (разновидность славянской каши), крапивные чипсы и квас – это то, что вы могли найти на столах славян, живших на польских землях тысячу лет назад? Ханна и Павел Лис приложили большие усилия, чтобы собрать те скудные сведения, которые у нас есть по этому вопросу, воссоздав блюда, которыми, вероятно, лакомились наши предки. Эта кулинарная одиссея привела к публикации уникальной книги Kuchnia Słowian, czyli o poszukiwaniu dailyych smaków 9.0060 (Славянская кухня – в поисках вкусов прошлого).

Все началось в Горде Жмиовиска, парке наследия в Люблинском воеводстве, который представляет собой реконструкцию славянского поселения IX века. С 2002 года Павел Лис, археолог из Надвислянского музея в Казимеже-Дольном, исследовал остатки построек, обнаруженных на песчаной возвышенности в деревне Жмийовиска у реки Ходелка. Поселение, вероятно, было домом для искателей железной руды. Набережная, защищающая доступ к поселению, была построена из деревьев, срубленных в 888 г. н.э. Археологам удалось воссоздать деревню Горд Жмийовиска, которая быстро стала полигоном для экспериментальной археологии, набирающей популярность в последние годы. Это метод исследования, направленный на реконструкцию древних предметов и ремесленных техник, о которых не осталось письменных свидетельств.

В Жмиовиске археологи воссоздают старинные методы формовки и обжига керамики, ткачества или приготовления пищи в глиняных горшках над каминами. Последним мастерством владеет Анна, жена Павла, библиотекарь по профессии и повар по призванию. Вместе они решили выяснить, какими могли быть старинные славянские вкусы и рецепты.

«Мы перерыли библиотеки и архивы в поисках ссылок на то, что славянские народы ели примерно в 10 веке», — рассказывает Павел Лис Polska.pl. «Найти было нечего, поэтому мы тщательно изучили археологические раскопки, так как они иногда дают такую ​​информацию. Действительно, на стенках кухонной посуды иногда обнаруживаются остатки пищи, но можно только сказать, что это были мясные, зерновые или вообще молочные продукты. Никаких подробностей».

Но Ханна и Павел не сдавались. Вдохновленные местными хозяйками, посетившими Жмиовиску, они проверили документы, составленные этнологами на рубеже XIX и XX веков, в которых содержались сведения о традиционной кухне. Его рецепты и пищевые привычки передавались от матери к дочери на протяжении многих поколений. Основываясь на собранной информации, Ханна и Павел начали сами готовить еду на костре в одной из хижин на Жмиовиске, используя сырье, доступное тысячу лет назад (идентифицированное в архивах и при раскопках), а также реконструированные старинные славянские инструменты. .

«В поисках старинных блюд я в основном ориентировалась на свой вкус, — говорит Ханна. «Мы считали результаты удовлетворительными, если они были ограничены продуктами, посудой и технологиями обработки пищи, которые были доступны тысячу лет назад, но доставляли удовольствие на вкус», — говорит соавтор Kuchnia Słowian (Славянская кухня).

«Мы не уверены на 100%, что эти блюда встречались бы на славянских столах, они больше похожи на предложения по сочетанию тех или иных ингредиентов, которые вытекают из доступности продуктов питания и кулинарной традиции славян», — отмечает Павел.

Меню, воссозданное супругами, включает в себя множество блюд, приготовленных из круп и муки, а также ферментированную муку (главным образом, закваску для хлеба и кислый ржаной суп, а также пиво), овощи, маринованные разными способами, а также копченые фрукты, мясо и сыр, а также широкий выбор супов. Многие из продуктов, используемых в этих необычных рецептах, — это растения, в том числе травы, а также дикорастущие грибы с лугов и лесов вблизи Жмийовиски. Все блюда готовились традиционным способом – на костре или на костре, но с таким же успехом их можно приготовить и на современной кухне, т.е. на газовой плите или в духовке. У них прекрасный вкус в любом случае.

Александра Станиславская

Рецепт для крапинчиков

10 горстков крапивы (целые растения 15–20 см от вершины)

2–3 ложки пшеничной муки

Знака соль

Fring Mize

Mince the Salt

Fring

Mince the Salt

Fring

Mince the Salt

крапивы, сбрызните водой, а затем добавьте муку и соль. Мешайте, пока мука не впитает влагу и не склеит крапиву. Обжарить до золотистого цвета. Подавать немедленно, лучше всего с чесночным соусом.

14.12.2015

Другие статьи этого раздела


21.06.2019

Мода на уличную еду в Польше находится в полном расцвете. Особой популярностью пользуются фуд-траки — в этих ресторанах на колесах подают блюда со всего мира. Как возникло это явление и действительно ли оно ново? Как развивается мобильная гастрономия в Польше? И, в первую очередь, где искать уличные деликатесы?


28.12.2018

Oscypek — традиционный сыр из овечьего молока, производимый в горном Подхале на юге Польши. Это самый популярный польский сыр, который давно завоевал сердца любителей сыра за границей. Не менее захватывающим является его вкус, а также то, как он сделан. Узнайте, что происходит в горных хижинах, где польские высокогорные пастухи живут несколько месяцев в году и производят сыр, когда гонят своих овец пастись на горных пастбищах.


18.12.2018

Бигос не является постным блюдом в канун Рождества, но его часто подают на Рождество и в День святого Стефана (бокс-день), и он широко ассоциируется с кануном Нового года и Новым годом. Он состоит из нескольких видов мяса и квашеной капусты. Его подготовка растягивается на три дня. Каждый день его готовят около часа.


18.12.2018

Традиционная кутья готовится из пшеницы с маком, изюмом и миндалем. Семена мака традиционно символизируют изобилие и плодородие. Он также считался необычным ингредиентом из-за его галлюциногенных свойств. Именно поэтому по польской традиции на рождественском столе должно быть хотя бы одно блюдо с маком. Почему бы не попробовать кутью?


18.12.2018

Пирожки с начинкой из теста – это символ польской кухни и обязательный атрибут ужина в Вигилия (Сочельник). Поскольку традиционно это постный день, квашеная капуста и грибы — одна из самых популярных начинок. Он также используется для наполнения ручных paszteciki (пирожков) и uszka (клецки в форме ушей).