Как выглядел евпатий коловрат: Кольчуга Ильича – Огонек № 23 (5469) от 12.06.2017

Кольчуга Ильича – Огонек № 23 (5469) от 12.06.2017










14K







2






3 мин.





























У рунета новый герой — памятник Евпатию Коловрату в Рязанской области. Монумент не свежий, но только на прошлой неделе блогеры разглядели в нем подозрительно знакомые черты, вызвав нешуточную бурю в сетевом сообществе: типа, вот он, символ новой России! Откуда у бронзового богатыря ленинский прищур, выяснял «Огонек»


Как выглядел исторический Евпатий Коловрат, никто не знает, но образ получился узнаваемый

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ  /  купить фото

Никита Аронов

В Шиловской районной администрации Рязанской области впервые узнали, что их Евпатий Коловрат похож на Ленина, от корреспондента «Огонька». Но принимать этот факт чиновники отказываются.

— Какая глупость! Даже не представляю, кто такие сплетни распространяет! — возмущается глава районного отдела культуры Ирина Жарикова.

Ирине Александровне сейчас не позавидуешь — уже на следующий день после нашего звонка в район пришел запрос из Министерства культуры. Местных чиновников заставили отчитаться, не переделали ли они самовольно памятник Ленину в памятник Евпатию Коловрату — такова популярная в Сети версия происхождения монумента. Работникам администрации пришлось писать отчет и фотографировать памятник, вернее — оба памятника.

— Тот, кто написал это в интернете, должен был просто спросить местных, и ему показали бы нашего Ленина,— в голосе создателя Шиловского краеведческого музея Андрея Гаврилова звучит искренняя обида.— Ильич у нас гипсовый, его установили в 1938 году, когда селу был присвоен статус рабочего поселка. А в 1967 году перенесли к новому зданию райкома партии, где теперь располагается суд. И вообще, наш Коловрат похож скорее на Николая II.

Последнее сомнительно, потому что памятник изваяли еще в 1988 году, когда увековечивать последнего царя никому не пришло бы в голову. Как, впрочем, и переделывать Владимира Ильича. Хотя без вождя мирового пролетариата в этой истории все-таки не обошлось.

Как выяснил «Огонек», дело было так. В 1988 году в Шиловском районе праздновали 600-летие со дня первого упоминания райцентра в летописи. В честь славного события был сделан большой заказ московским художникам: 50 картин с местными пейзажами, малые архитектурные формы и два памятника. Увековечить хотели легендарного рязанского воеводу XIII века Евпатия Коловрата, прославившегося во время нашествия Батыя, и борца с бандитизмом 1920-х годов Василия Исаева, ставшего известным по решению партийных инстанций. Обоих отлили в срок, но на постаменты денег не хватило. Так что устанавливали обе скульптуры уже при новой власти.

— Я сразу заметил, что Коловрат у нас здорово на Ленина похож, только подбрить чуток — и один в один Ильич,— вспоминает скульптор Александр Молостов.

Сам он делал для села Шилова въездную арку, но видел, конечно, и остальные работы масштабного проекта на скульптурном комбинате в Москве.

— Объяснялось все просто. Коловрата делала молодая девочка, звали ее, кажется, Лена. Помню, когда скульптура была еще в глине, я обратил внимание, что тело слеплено откровенно плохо, а вот голова — ничего. Я спросил, кто голову лепил. И девочка призналась, что ей помог папа. Фамилии не помню, но это был один из тех советских скульпторов, которые всю жизнь лепили лениных,— рассказывает Александр Молостов.

К сожалению, 30 лет спустя установить личность автора памятника не удается. Кто-то из участников того проекта умер, кто-то все детали позабыл. Даже Любовь Кожина, которая в те годы распределяла заказы на скульптурном комбинате, уже не помнит большую часть исполнителей.

Это был в прямом смысле слова комбинат — производство монументов было налажено почти конвейерным способом. Желающие подзаработать скульпторы заранее записывались на разные виды работ (кто-то, например, предпочитал горельефы, кто-то полноростовые статуи, кто-то бюсты), а потом на каждый заказ от местных органов власти отбирали исполнителей в порядке очередности. Когда пришел заказ на Коловрата, первой в очереди оказалась девушка Лена — значит ей и делать. Принимал работы совет из заслуженных скульпторов. Но решающее значение имело слово заказчика.

— Помню, один раз для Калмыкии скульптор сделал Ленина с откровенно калмыцкими чертами лица,— говорит Любовь Кожина.— Комиссия засомневалась, но заказчикам понравилось. «Мы именно таким Ленина и видим»,— сказали они.

Вот и заказчики в Шиловском районе остались довольны памятником. Он и сейчас всех местных вполне устраивает.

— В конце концов, кто видел Коловрата в лицо, чтобы говорить, что у нас он неправильный? — спрашивает Ирина Жарикова.

И возразить ей нечего…

Защитник русской чести Евпатий Коловрат

Евпатий Коловрат — былинный русский богатырь, рязанский боярин или воевода, герой народных сказаний времен нашествия Батыя на Русь. О его подвиге рассказывает древнерусская «Повесть о разорении Рязани Батыем». Данная повесть сохранилась в списках, самые старые из которых датируются концом XVI века. При этом в трех древнейших списках были отражены три разновидности данного текста согласно классификации академика Дмитрия Лихачева.

Несмотря на отдаленность событий, касающихся этой личности, Евпатий Коловрат является известной фигурой, которая была достаточно широко представлена в русской литературе, главным образом в стихах, поэмах и балладах. В Советском Союзе в 1985 году про данного русского героя был снят мультфильм «Сказ о Евпатии Коловрате» режиссера Романа Давыдова, составляющий цикл, посвященный древней и средневековой истории Руси, в него вошли также мультфильмы «Детство Ратибора» (1973 год, о становлении российской государственности) и «Лебеди Непрядвы» (1980 год, о Куликовской битве). Также данному герою в СССР было посвящено сразу несколько диафильмов. 30 ноября 2017 года на экраны страны выходит фильм «Легенда о Коловрате». Смело можно утверждать, что данный герой по-прежнему является важной составной частью российского эпоса и важной фигурой для формирования собственной российской идентичности, которая начала закладываться еще на рубеже XI — XII веков.

История Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагичных эпизодов истории Руси — Монгольским нашествием, также известным как Нашествие Батыя. Это было вторжение войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237-1240 годах в рамках Западного похода монголов 1236-1242 годов. Серьезная внешняя угроза пришла на Русь в не самый подходящий для нее момент, русское государство находилось в состоянии феодальной раздробленности и не могло противостоять силам захватчиков объединенными силами. С другой стороны противостоять монгольской армии того периода не могли и объединенные племена и государства, о чем свидетельствует завоевание крупных государств Китая, Кавказа и Средней Азии.

Фрагмент диорамы «Оборона старой Рязани в 1237 году»

Непосредственно вторжение монголов на Русь началось в конце 1237 года. Первым под каток Нашествия Батыя попало Рязанское княжество. Разбив объединенное войско рязанского князя Юрия Игоревича и муромских князей Юрия Давыдовича и Олега Юрьевича на реке Воронеж, монголы двинулись вглубь русских земель. Сам рязанский князь уцелел в этом сражении и вернулся в Рязань, к осаде которой монгольское войско приступило 16 декабря 1237 года. Первые приступы рязанцы смогли отбить, однако силы защитников таяли, а к монголам подходили все новые и новые отряды, которые возвращались из-под взятого 16-17 декабря Пронска, Ижеславля и иных городов. Стоит отметить, что Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых находились высокие дубовые стены с бойницами. Укрепления зимой поливались водой, которая замерзала, делая их еще более неприступными для штурмующих войск.

Защитники Рязани героически обороняли город в течение пяти дней, обрушивая на головы монголов камни, стрелы, кипящую смолу, сражались в рукопашных схватках. Однако на шестой день их силы практически иссякли, многие воины к тому моменту были убиты и ранены, а остававшиеся в строю практически бессменно вели бой на стенах, тогда как монголы могли давать своим войскам отдых, проводили ротацию и получали подкрепления. К тому же на заключительном этапе штурма монголы широко использовали стенобитные машины. Последний штурм города начался в ночь с 20 на 21 декабря, после упорного боя монголы ворвались в город, он пал на шестой день. При этом захватчики устроили в городе резню, уничтожив подавляющее большинство жителей Рязани, включая детей и грудных младенцев, погиб и рязанский князь Юрий Игоревич. Укрепления также были полностью разрушены, а сам город больше никогда не восстанавливался на этом месте. При этом монголы разорили не только Рязань, но и все княжество, уничтожив большое количество городов и городищ. Некоторые из них историки не могут идентифицировать и сегодня. К примеру, неизвестно точное месторасположение Белгорода Рязанского, который был стерт туменами Батыя с лица земли и так и не был восстановлен.

К моменту нашествия монголов на Русь Евпатию Коловрату было порядка 35 лет. По всей видимости, он занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был боярином или скорее воеводой. Также он был достаточно опытным воином, талантливым командиром и обладал большой физической силой. Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани и смерти князя.

Вернувшись в родные края, он застал город и княжество разоренными и разграбленными. Он встретил лишь выжженную землю и пепелища, заваленные трупами убитых. Коловрат был потрясен жестокостью завоевателей. Возможно, он вернулся в родные земли уже с небольшим отрядом рязанских воинов, находившихся при посольстве к черниговскому князю. На месте он пополнил свои силы уцелевшими людьми, которые находились вне стен города и прятались в лесах. Всего ему удалось собрать отряд общей численностью до 1700 человек. С этими небольшими силами Евпатий Коловрат пустился в погоню за монголами.

Настигнуть завоевателей отряду удалось уже на территории Суздальских земель. Нападения с тыла монголы не ожидали, уверенные в том, что рязанские дружины уже уничтожены полностью. Атаки Евпатия Коловрата на арьергарды монгольского войска оказались для последних внезапными. Скорее всего, Коловрат использовал также тактику партизанских действий, нападения из засад, из леса. В любом случае он с небольшими силами нанес противнику серьезные потери. Монголы, которые не ожидали нападения со стороны разоренного Рязанского княжества, были в ужасе, считая, что это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя. При этом, сколько именно боев провел отряд Евпатия Коловрата доподлинно неизвестно, никакого единого мнения на этот счет не существует. Считается, что их могло быть несколько и они были достаточно успешными, так как смогли посеять в тылах монгольского войска настоящую панику.

Происходящее в тылу взволновало Батыя, и он развернул против нападавших значительные силы. В конечном итоге подавляющее преимущество в численности войск решило исход противостояния. Монголы смогли навязать отряду Евпатия Коловрата полевое сражение, фактически в полном окружении. При этом Батый послал против Коловрата брата своей жены Хостоврула. Он похвалился хану, что привезет ему Коловрата живым, однако сам погиб в бою. Как отмечалось в летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем», Коловрат рассек его мечом пополам, прямо до седла.

Кадр из диафильма 1988 года «Сказание о Евпатии Коловрате»

Согласно преданиям, Батый, который не хотел больше терять своих людей, выслал к русским воинам посла с вопросом: «Чего вы хотите?». «Только умереть!» — последовал ответ. В конечном итоге, видя упорство, с которым сражается горстка русских воинов, монголы использовали против них пороки (камнеметные машины, предназначенные для разрушения укреплений). Именно под градом камней погибли последний русские воины из дружины Коловрата и сам богатырь. Считается, что восхищаясь храбростью Евпатия Коловрата, а также в знак уважения его мужеству Батый отпустил захваченных в плен ранеными рязанских воинов из его отряда с телом убитого витязя, чтобы они похоронили его согласно своим обычаям.

Личность Евпатия Коловрата, как и многих персонажей и событий XIII века, по понятным причинам окутана множеством вопросов и тайн. К примеру, достаточно часто обсуждаются вопросы был ли Евпатий христианином или язычником? Считающие его язычником указывают на его имя и фамилию. По их мнению, коловрат — это славянский языческий символ солнца, а имени Евпатний нет в Святцах. Неверными являются оба утверждения. Не существует ни одного этнографического источника, который подтверждал бы древнеславянское языческое происхождение слова коловрат и его отношение к солнцу. Напротив, достоверно известно, что коловратом самострельным называли зубчатое приспособление для взведения станковых самострелов, установленных на особом станке — раме с колесами (на Руси самострелами называли арбалеты). И фамилия Евпатия может иметь прямое отношение к данному устройству или арбалетному делу.

Если же говорить про само имя Евпатий, то это видоизмененная форма греческого имения Ипатий. В Древней Руси оно было достаточно распространенным, так как было связано с почитаемым святым священномучеником Ипатием Гангрским. В честь него в Костроме даже был сооружен один из самых старых русских монастырей. При этом небольшие изменения в произношении и написании имени Ипатий связаны с особенностями языковой традиции и не представляют собой чего-то особенного. То же греческое имя Георгий в славянской традиции видоизменилось сразу в два разных производных имени — Егор и Юрий.

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

Также существует версия о том, что Евпатий — это собирательный образ, который может символизировать собой даже не различных людей, а всю Русь, которая гибнет, но не сдается захватчикам. Той же «Повести о разорении Рязани Батыем» характерны черты эпичных былинных песен XIII-XIV веков. Данное произведение можно рассматривать больше как художественное, нежели историческое. На это же может указывать символизм и гипербола, которые присутствуют в повествовании, также в тексте повести имелись многочисленные неточности, связанные с историческими персонажами. Однако даже если Евпатий Коловрат — это лишь красивая легенда и сам он собирательный образ лучших русских богатырей или даже всей Руси, она все равно важна для нашей истории. Как бы там ни было, во время Монгольского нашествия на Русь вполне можно было встретить русских людей невиданной силы духа, способных на совершение самых разных подвигов. Благодаря таким людям русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются, как заслуживающий уважения народ.

В настоящее время в нашей стране существует три памятника, посвященных Евпатию Коловрату. Все три расположены на территории Рязанской области. Первый был размещен в городе Шилово, по некоторым источникам именно этот населенный пункт и был родиной Коловрата. Второй памятник, он же самый известный, в 2007 году установили в самой Рязани, он расположен в центре города на Почтовой площади и находится сравнительно недалеко от Кремля. Третий памятник был установлен на выезде из деревни Фролово в сторону деревни Ряссы (в Шиловском районе области).

Источники информации:
https://cyrillitsa.ru/past/44993-evpatiy-kolovrat-chem-znamenit-russki.html
http://www.aif.ru/society/history/kak_Evpatii_Kolovrat_zashchishchal_russkuiu_chest
http://slavyanskaya-kultura. ru/slavic/heros/evpatii-kolovrat.html
Материалы из открытых источников

«ЯРОСТНАЯ» ОЦЕНКА СЕРЖА ТАНКЯНА СРЕДИ ЛУЧШИХ ОЦЕНОК 2017 ГОДА, ЕВРОПЕЙСКОЕ ED

предыдущий |
Next

From FilmMusicDaily

Хорошие ребята из Movie Music UK выпустили седьмую часть своих подборок лучших саундтреков, выпущенных в Европе, и Сержа Танкяна саундтрек к Furious (теперь идет в некоторых кинотеатрах по всей Европе) ) входит в восьмерку шорт-листа. Если вы следите за карьерой Сержа Таннина вне System of a Down, то этот альбом вам обязательно нужно послушать. Партитура позволила ему «использовать этнические народные инструменты, огромный напыщенный оркестр и перкуссию, а также чертовы гитары в стиле хэви-метал и несколько ударных» (9).0013 Loudwire ) Ниже представлен полный обзор от Movie Music UK. См. полный список по адресу Movie Music UK .

ЯРОСТЬ: ЛЕГЕНДА О КОЛОВРАТЕ – Серж Танкян

Неистовство: Легенда о Коловрате – или Легенда о Коловрате – российский исторический боевик режиссера Ивана Шурховецкого. В нем рассказывается история «Разрушения Рязани», средневековой военной повести о взятии города Рязани монголами в 1237 году, в которой благородный витязь по имени Евпатий Коловрат ведет свой народ в отчаянную борьбу против Батыя, внука Чингисхан, стремящийся расширить империю своего легендарного предка. В фильме снимались Илья Малаков, Полина Чернышова и Александр Чой, и он имел огромный кассовый успех в России, когда он был показан в кинотеатрах в ноябре 2017 года.

Партитура для Furious принадлежит маловероятному источнику: армяно-американскому рок-певцу и автору песен Сержу Танкяну, который до этого был наиболее известен как фронтмен рок-группы System of a Down. Однако, в отличие от большинства рокеров, ставших композиторами, Танкян всегда имел в своей музыке оперный, почти симфонический оттенок и часто включал этнические элементы и инструменты даже в свои самые агрессивные песни, чтобы придать им интересный тон. Кроме того, Танкян изучает музыку для фильмов — в недавнем интервью журналу Loudwire он сказал, что, скорее всего, будет слушать Джона Барри в своей машине, а не что-либо еще в своей машине, и только в прошлом году он был приглашенным вокалистом в игре Рамина Джавади. концертного тура Thrones. В том же интервью Loudwire Танкян описал свой саундтрек к «Форсажу» как «большой эпический фэнтезийный саундтрек, основанный на истории», который позволил ему использовать «этнические народные инструменты, огромный напыщенный оркестр и перкуссию, а также чертовы гитары в стиле хэви-метал и несколько барабанов. ” и это идеальное описание того, как звучит партитура.

Музыка огромная, смелая, дерзкая и бесконечно интересная, но что особенно впечатляет, так это то, насколько утонченно она звучит. Танкян (очевидно, с помощью своих оркестраторов) четко ориентируется в оркестре, и несколько реплик выделяются неожиданной красотой, деликатностью или инструментальной изобретательностью. Среди наиболее примечательных оркестровых реплик: «Принц», легкое скачущее скерцо; «Семья» и «Настя» с интимными соло для арфы, цимбал и деревянных духовых инструментов; «Предупредите наших людей», танцевальная и ритмичная; «Рязань ушла» и «Неужели они совсем аутисты» — эмоциональные и с пышным струнным письмом; «Woodland Spirits», вызывающая воспоминания и похожая на сон, но немного тревожная из-за того, как в ней используются обработанный вокал и тщательно обработанный струнный дрон; и духовно звучащая «Come Kill Us», в которой используются виолончели и сольный вокал для навязчивого эмоционального эффекта.

Конечно, поскольку Танкян есть Танкян, есть много случаев, когда он показывает свои рок-корни: такие реплики, как «Засада», «Патруль Орды», «Возвращение Орды», «Крови нет», вторая половина «Uragsha», «Bear Attack», «Battle Cry» и «Hold the Line» пульсируют огромными пульсирующими электрогитарами и огромной ударной установкой, в сочетании с оркестром и хором создают непреодолимую стену звука и ярости. Некоторые из них очень похожи по тону на Ганса Циммера, но что выделяет эту партитуру среди всех других подражателей Циммера, так это множество возникающих этнических идей, начиная от монгольских горловых певцов и заканчивая деревянными духовыми инструментами с древним звучанием. Через все это переплетается большая и парящая главная тема, которая получает несколько эффектных исполнений, в том числе сольное исполнение женского вокала в начале «Орда здесь», эпическая оркестровая версия в «Смерти Коловрата» и в концертном исполнении. версия в завершающей «Теме Коловрата».

Все это завершается оригинальной песней «Прекрасное утро, чтобы умереть», написанной и исполненной Танкяном с участниками белорусской рок-группы IOWA, солистка которой Екатерина Иванчикова обладает нежной, интимной, но глубокой эмоциональный тон. Песня основана на главной теме Коловрата Танкяна и очень хороша. Иванчикова поет по-русски, а Танкян поет по-английски, и вместе они достигают вполне оперных высот.

Единственным недостатком альбома в целом является его длина — средняя часть имеет тенденцию немного затягиваться — но в остальном это очень впечатляющий саундтрек от человека, которого вы не ожидаете, что сможете писать так. Учитывая это, а также более захватывающий и вдумчивый саундтрек к документальному фильму Intent to Destroy, который также был выпущен в 2017 году, становится ясно, что у Танкяна есть все шансы добиться успеха в качестве композитора для фильмов, и он стоит на голову выше многих других хард-рокеров, которые пытались их рука в киномузыке в последнее время.

Трек-лист: 1. Интро (2:21), Засада (2:17), Ордынский патруль (1:20), Принц (0:47), Семья (0:40), Настя (0: 47), Орда здесь (1:05), В глушь (1:05), Монгольский лагерь (2:43), Предупредите наш народ (1:11), К оружию! (1:26), Последний бой Федора (1:54), Ты должен добывать (2:03), Рязань ушла (4:30), Настин свисток (0:53), Орда возвращается (2:35), Травяное зелье (3:18), Святая Мать (0:46), Крови нет (0:46), Лесные духи (2:19), Замешательство (3:01), Урагша (3:40), Атака медведя ( 4:48), Дети (2:01), Действительно ли они наши? (2:13), Подготовка к битве (1:46), Боевой клич (3:59)), Держи строй (3:08), Убей нас (3:46), Парус (2:56), Смерть Коловрата (3:15), Плечом к плечу (1:00), Тема Коловрата (3: 07), A Fine Morning To Die (написано Сержем Танкяном, Екатериной Иванчиковой, Евгением Раевскисом и Дмитрием Раевскисом, исполнено Сержем Танкяном при участии IOWA) (3:47).