Как убили игоря князя: Смерть Игоря (Убиение Игоря древлянами)

КНЯЗЬ ИГОРЬ: несправедливый приговор истории

Оксана Слипушко

20 декабря, 2002 — 00:00

История может быть жесткой и несправедливой к деятелям определенной эпохи, но рано или поздно она расставит соответствующие объективные акценты. Преемник Олега на киевском столе князь Игорь не стал героем в эпической традиции, народная фантазия не наградила его сверхъестественными способностями, а летописец в «Повести временных лет» хоть и называет Игоря храбрым и мудрым, но осуждает его жестокость и относится к нему не очень-то благосклонно. Клеймо осуждения на образе князя остается. И это в то время, как Игорь возглавлял колоссальную политическую систему, состоявшую из двадцати княжеств, правители которых не принадлежали к роду Рюриковичей. Понятно, что ему было нелегко найти с ними общий язык. Игорь подписал выгодное соглашение с Византией, отличался толерантностью в делах религиозных (в его княжение мирно сосуществовали язычники и христиане), отношение князя к женщине может послужить примером и для современников. Но почему же в народном творчестве Игорь — князь без военной удачи, что является худшим приговором для воина? Попробуем найти ответы на эти вопросы, потому что они перекликаются с нашим временем.

Игорь стал великим киевским князем после смерти Олега в 913 году (как пишет Ипатьевский список «Повести временных лет»). Что касается его происхождения, то «Повесть» под 879 годом упоминает, что Рюрик перед смертью передал княжение Олегу. Летопись не говорит, когда родился Игорь, но указывает, что в 903 году он женился на Ольге, а в 942 г. (т.е. в довольно преклонном возрасте) у них родился сын Святослав. Эти даты наводят на размышления… Михаил Грушевский в «Истории Украины-Руси» допускает, что Игорь мог стать великим киевским князем значительно позже, а между Олегом и Игорем, возможно, правил еще какой-то князь, имя которого история не сохранила. В 948-953 гг. Игоря в живых уже не было, потому что Константин Порфирородный в своем трактате «Об управлении государством» пишет об этих временах как об эпохе Ольги и Святослава, сына Игоря.

По летописи, правил Игорь до 945 года, то есть приблизительно 33 года. После смерти Олега покоренные им племена, в частности древляне, уличи, отказывались повиноваться Киеву и новому князю. Перед Игорем возникла необходимость подавить эти тенденции, чтобы не допустить распада Руси. В 914 году Игорь выступил в поход на древлян. Одержав полную победу, он наложил на них дань, даже большую, чем Олег. Кроме того, как свидетельствуют многочисленные исторические изыскания, Игорь уничтожил политическую организацию в пределах княжества древлян. Три года Игорь вел борьбу с уличами. В результате он захватил их столицу Пересичень и обложил уличей непосильной данью. Места на Руси им не было, поэтому уличи покинули Среднее Поднепровье и выступили в нижнее междуречье Днестра и Южного Буга.

Осуждать или оправдывать Игоря за эти действия? Бесспорно, каждый народ имеет право на собственное самоопределение, но отделение от Киева удельных княжеств было опасно — возле границ Руси уже стояли орды печенегов. В 915 году Игорь впервые встретился с ними. Летопись отмечает, что он заключил с печенегами мир, поэтому они пошли на Дунай; Русь на некоторое время избежала варварского нашествия. Летопись также упоминает, что Игорь воевал против печенегов и в 920 году. Вряд ли Игорь пошел войной на печенегов, если бы они не угрожали Руси. Историки допускают, что вмешался кто-то третий. Любимым методом военной стратегии Византии было одолевать врага силами другого народа. Возможно, страх перед Русью, которая становилась все сильнее, побуждал Византию содействовать военным выступлениям печенегов против нее. В то же время Русь продолжала быть до 30-х гг. военным союзником Византии.

По-видимому, узнав о двойной политике византийских императоров, Игорь в 941 году выступил на Константинополь. Летопись описывает жестокость Игоря и его дружины: «И кого брали, тех разрубали, других как мишени расставляли и стрелами расстреливали и спины ломали… И святых церквей множество огню предали». Последнее вызывает противоречивые мнения, ведь религиозная политика Игоря в Киеве была толерантной. В результате прихода подмоги Цареграду из 40 тысяч «греческих мужей» битву Игорь проиграл: горели руские ладьи, а воины прыгали в море, но только некоторые из них спаслись. Тогда Византия победила Русь с помощью удивительного оружия — пускания огня из труб на руские ладьи (кстати, тогда русичи еще не использовали огнестрельных веществ — селитру, серу, нефть).

Вернувшись на Русь, Игорь начал «множество воинов сплачивать и послал за варягами за море, искушая идти на греков, ибо сам снова хотел идти на них». Это свидетельство того, насколько силен в то время на Руси был закон кровной мести. В 943 году Игорь снова пошел на Царьград и заключил мир. Под годом 944 летопись повествует о том, как Игорь собрал много воинов из варягов, руси, полян, словинов, кривичей, печенегов и пошел против греков на ладьях и лошадях, ибо «хотел отомстить за себя». Следует подчеркнуть, что Игорь избрал очень удачный момент для нападения, потому что тогда Византия была ослаблена борьбой с болгарами и арабами, а также дворцовыми интригами. Византийскому императору Роману сообщили, что «русь море покрыла кораблями». Греки предложили Игорю золото, и он вернулся в Киев.

В 945 (944) году Византия прислала в Киев послов, чтобы «возобновить предыдущий договор». Некоторые достижения договоров Олега были потеряны. Так, введено ограничение на покупки русскими купцами паволоки, ликвидирована беспошлинная торговля, внесены статьи о возврате рабов, бежавших от своих господ, о выкупе пленных и др. Текст договора содержит статью «О Корсунской войне», где говорится об обязательстве русского князя не нападать на греческую колонию Корсунь (Херсонес) в Крыму. В этом договоре есть интересное упоминание о том, что раньше купцы, послы, уезжая в Царьград, должны были иметь золотые и серебряные печати, а ныне — писаные грамоты от киевского князя к византийскому императору. Это свидетельствует о развитии письменности на Руси.

Текст договора был на «двух хартиях», то есть в двух экземплярах. Сначала соглашение подписали в Византии в присутствии русских послов, а потом в Киеве при византийских послах. Здесь интересно отметить упоминание летописца о том, что утверждение договора было осуществлено как бы в двух измерениях. Во-первых, летопись упоминает, что русичи, принявшие крещение, «поклялись церковью святого Ильи» и «предположенным правдивым крестом». Во-вторых, «некрещеная русь» клялась возложением своих щитов и обнаженных мечей. А дальше вывод договора: «Если же кто-то из князей или из людей руских, христиан ли, некрещеных ли, нарушит все же написанное на хартии этой, — заслужит смерти от своего оружия и пусть будет проклят от Бога и от Перуна как клятвопреступник». Игорь позволял русским людям принимать христианскую религию, не преследовал христиан, а даже считался с ними. Точно не известно, были ли христиане местного происхождения, или варяжского. В одной из статей договора говорится: «Если убьет христианин русина, или русин христианина, пусть кровный убитого возьмет убийцу и казнит его». Это касалось не только международных отношений (между Византией и Русью), но и внутренних отношений, когда при ратификации договора международного характера русская сторона выступает и как христианская, и как языческая, имеющие равные права.

В отношении к своей жене Ольге Игорь предстает как истинный рыцарь. Их первая романтическая встреча овеяна легендами (летопись ничего не говорит об этом). А вот памятники более позднего времени, в частности «Житие Ольги» по списку ХVII в., русская «Степенная книга» ХVI в., а особенно широко Дмитрий Туптало в своих «Четьях- Минеях» (киевский том 1705 года) рассказывают нам историю их знакомства. Встреча произошла во время охоты Игоря на куницу; Ольга пленила Игоря своим умом. В ответ на желание молодого князя взять девушку в лесу силой, она сказала: «Меньше взяв, больше потеряешь!» Ольга презрела силу, ибо уважала ум, поэтому посоветовала Игорю руководствоваться не страстью, а разумом. Князь Игорь, влюбленный в силу и военное дело, в охоту и брань, склонился перед умом Ольги. Легенды не дают и однозначного ответа на то, из какого рода происходила Ольга. Одни выводят ее родословную из Пскова- Новгорода, другие — из Болгарии. Женившись на Ольге, Игорь признал, что «добрая жона — венец мужу своему от печали».

Осенью 945 года Игорь традиционно выступил собирать дань с древлян. Князь поступил не совсем разумно, поскольку «к первой новую еще дань примыслил. И насилие им с мужами своими учинял». Кроме того, собрав первый раз дань, Игорь возвращается с полпути, взяв с собой малую дружину, чтобы взять еще! Тогда древляне во главе со своим князем Малом сделали исторический вывод: «Если волк повадится по овцу, по одной все выносит он стадо, если не убьют его. Так и этот: ежели не убьем его, то нас всех погубит». Древляне убили Игоря и похоронили «в Деревьях, и доныне есть его могила возле Искоростеня». Летопись не дает точного описания смерти князя, упоминая о его гибели в бою. Византийский историк Лев Диакон пишет, что древляне привязали Игоря к двум наклоненным деревьям, а потом отпустили деревья и разорвали таким образом князя.

По сравнению со своим предшественником Олегом и преемником Святославом Игорь в «Повести временных лет» описан без симпатии. Это князь без военного счастья и корыстолюбивый, что было большим недостатком. Разумеется, Игорь допускал ошибки и был жестоко за них наказан. И это тогда, когда именно он, продолжая политику Олега, консолидировал Русь, объединив под властью Киева около двадцати «светлых князей русских», а в Новгороде посадил своего сына Святослава. Большое значение Игорь придавал экономическому росту городов государства, которые платили Киеву дань. Михаил Грушевский убежден, что против неблагосклонных характеристик Игоря свидетельствует то место, которое он занимает в эволюционном процессе Русского государства. Так что очевидно, что был он государственником энергичным и талантливым, мудрым и сильным, так как не дал развалиться такой колоссальной империи.

После смерти Игоря на киевский стол взошла Ольга — первая наша правительница, которая была христианкой. Ее политика в силу характера великой женщины была абсолютно отличной от политики двух Рюриковичей — Олега и Игоря…

Оксана СЛИПУШКО, кандидат филологических наук (Киевский Национальный университет имени Тараса Шевченко)

Газета: 

№235, (2002)

Рубрика: 

Украина Incognita

Головні новини

Помер перший президент України Леонід Кравчук

Антисемитские выпады лаврова в сторону президента Украины и евреев абсолютно неприемлемы, — МИД

Северодонецк может попасть в осаду по мариупольскому сценарию, – глава ОВА




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Проекты/Инициативы

ИГОРЬ, КНЯЗЬ КИЕВСКИЙ | Энциклопедия Кругосвет

ИГОРЬ (?–945) – князь киевский (с 912), фактический родоначальник династии Рюриковичей (согласно древнейшей русской летописи – Повести Временных лет – сын Рюрика), первый из русских князей, упомянутый зарубежными историками – Симоном Логофетом, Львом Грамматиком и др.

Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Княжил в Киеве после смерти своего предшественника Олега с 912, покорив восставшие племена древлян и угличей, заставив их платить «полюдье» (дань). Согласно русской летописи, в 913 женился на Ольге, псковитянке из знатного рода, возможно варяжского (по одной из легенд ему избрал ее Олег в 903, по другой – он сам встретил ее на речном перевозе во Пскове). В том же году под его предводительством был совершен поход на побережье Каспийского моря. Двигаясь вдоль побережья Каспийского моря, подступы к которому находились под контролем хазар, войско Игоря подошло к Баку. В качестве платы за «пропуск» хазарам была обещана половина добычи. Добыча действительно была огромной и половину ее русичи, как и обещали, отдали хазарам. Из-за второй половины, на которую также стали претендовать хазары, разгорелась страшная битва, в результате которой почти все войско князя Игоря было уничтожено.

Вернувшись в Киев, Игорь вынужден был собирать новую дружину для нового похода: территория русичей впервые подверглась нападению печенегов. Как и угры, булгары, авары, пришли с востока; они вели кочевой образ жизни. Встретясь сильным войском Игоря, печенеги вынуждены были удалиться в Бесарабию, где также наводили ужас на соседей. Заключив мир с Игорем в 915, они пять лет не тревожили русских, но с 920, как пишет составитель Повести Временных лет, начали вновь вторгаться в просторы Руси.

В 941 князь Игорь предпринял поход на Царьград «на десяти тысячах судов» (преувеличение византийского хрониста, перепуганного опустошением города, обращением в пепел храмов, селений, монастырей). Однако поход закончился для русского войска печально: византийцы ответили Игорю так называемым «греческим огнем» (сера, смола и известь в бочках и горшках). Большая часть русского войска была уничтожена.

Игорь отступил и вновь пошел на греков в 943. Предупрежденные болгарами и хазарами «о руси[чах] без числа», византийцы предложили мир на выгодных для князя Игоря условиях. Посоветовавшись с мудрыми дружинниками, русский правитель принял предложение византийского императора. На следующий год Киев и Царьград обменялись посольствами и заключили новый мирный договор, третий по счету (после договоров 907 и 911) в русской истории. Договор 944 устанавливал «мир вечный до тех пор, пока солнце сияет и весь мир стоит», оговаривал более благоприятные, чем раньше, условия для торговли русичей с Византией, закреплял согласие помогать друг другу военными силами. Составители договора с византийской стороны отметили, что «аще ли [какой-то правитель вражеской земли] хотети начнеть наше царство от нас [отъимати], да пишем к великому князю вашему, и поедет к нам, елико же хочем…»

Это был первый международный документ, упоминавший страну под именем Русская земля. Не удивительно, что русский летописец внес текст этого договора под 944 в Повесть Временных лет – столь велико его значение. Договор 944 назвал русских князей, сопровождавших Игоря («архонтов»), по именам, что позволяет видеть в существовавшей во времена Игоря системе управления раннефеодальную монархию. Чтобы управлять обширной территорией, князь должен был разделить Русь между родственниками и союзными «архонтами» или конунгами. Важно отметить, что в «дележе» участвовали не только «мужи», но и жены князей и старших конунгов, «архонтессы» Предслава и Сфандра, владевшие огромными городами («ярлствами»). Эти знатные, женщины также послали своих послов в Царьград, в том числе жена Игоря Ольга, владевшая как «ярлством» городом Вышгородом, ведавшая государственными делами и вершившая суд в отсутствие мужа. Выделение «игорева рода» из прочей массы «великих князей» (конунгов) и завоевание им исключительного права на киевский трон имело характер длительного процесса. Решающими его факторами были становление новой системы управления и формирование опоры династии – боярства.

После похода 944 князь Игорь больше не воевал и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. В дружине Игоря скоро стали роптать: «Отроки (дружинники) Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги. Пойди, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы!». После долгих уговоров князь Игорь отправился в 945 со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав собранное полюдье недостаточным, князь с дружинниками вернулся, чтобы собрать дань еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня порешили: «Повадился волк к овцам ходить – так перетаскает все стадо. Лучше нам убить его!». Маленький отряд Игоря был разбит древлянским князем Малом, самого Игоря – по свидетельству византийского историка Льва Дьякона – убили, привязав к склоненным верхушкам двух соседних деревьев. По сведениям летописи, за смерть мужа Ольга жестоко расправилась с древлянами и во избежания подобных конфликтов в дальнейшем «ввела уставы и уроки» (определила места, периодичность и размеры собираемой дани).

К концу правления Игоря власть русичей распространилась по обе стороны верхнего и среднего Днепра, на юго-восток – до Кавказа и Таврических гор, на севере – до берегов Волхова. Незадолго до гибели Игоря в его семье появился наследник – Святослав, которому (по словам византийского историка Константина Багрянородного) он сразу же отдал во владение город Новгород. Согласно русской летописи, ребенок был совсем мал в год гибели отца и едва мог держаться на коне. Высказывались сомнения в том, что Игорь был отцом Святослава (Л.Н.Гумилев).

Идея сближения, сплочения и объединения славянских народов, «прочтенная» в истории древнерусских походов и сражений начала 10 в. в русских летописях современным скульптором Н.Можаевым, художником В.Горбулиным и архитектором М.Поздняковым, положена в основу композиции, посвященной князю Игорю и возведенной в 2003 над рекой Северный Донец на Луганщине (Украина).

Лев Пушкарев

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «История в фактах»

Как звали девушку, которая пробыла королевой Англии всего 9 дней?

Пройти тест

GP в Метрополитене: Князь Игорь | Об опере | Великие представления

Оперный шедевр Бородина Князь Игорь , первое представление которого состоялось в Метрополитене с 1917 года в начале этого года, будет транслироваться на Великих представлениях в Метрополитене в воскресенье, 22 июня 2014 года, в 12:00 на канале PBS (проверьте местные списки) . (В Нью-Йорке THIRTEEN покажут оперу в 12:30)

Знаменитая новая постановка режиссера Дмитрия Чернякова , дебют в Метрополитен, звезды Ильдар Абдразаков как героический титульный персонаж, правитель XII века, защищавший Россию от вторжения половецких войск. Джанандреа Нозеда, специалист по русской музыке, дирижирует новой редакцией оперы, незаконченной Бородиным во время его смерти в 1887 году, которая была специально создана для этой постановки Метрополитена.

В актерский состав также входят украинское сопрано Оксана Дыка в ее дебюте в Метрополитене в роли жены Игоря Ярославны; Анита Рахвелишвили в роли огненной половецкой княгини Кончаковны; Русский тенор Сергей Семишкур в своем дебюте в Метрополитен в роли сына Игоря, Владимира Игоревича; Михаил Петренко — брат Ярославны, князь Галицкий; и Штефан Коцан в роли хана Кончака, предводителя половецких войск.

Князь Игорь исполнялся в Метрополитене всего 10 раз с 1915 по 1917 год, всегда в итальянском переводе. Затем опера выпала из репертуара труппы, хотя ее продолжают регулярно исполнять в других местах, особенно в России, где она является частью стандартного оперного репертуара. В 1953, Роберт Райт и Джордж Форрест адаптировали части партитуры, а также другие композиции Бородина, в бродвейский мюзикл Kismet , наиболее известный по стандарту «Stranger in Paradise», который положен на музыку одного из произведений князя Игоря. Половецкие танцы.

Для постановки в Метрополитен Нозеда и Черняков создали новую редакцию оперы, используя последние исследования, которые включают в себя всю известную музыку и оркестровку Бородина. В этом издании также внесены существенные изменения в порядок сцен в опере и включены три пьесы с новой оркестровкой русского композитора и дирижера Павла Смелкова.

The New York Times назвала «Князь Игорь » Метрополитена «(а) разоблачительной постановкой… Прекрасная постановка [Чернякова] сказочна, мучительно человечна и внутренне театральна», восхваляя «впечатляющий актерский состав» и «Хор Метрополитена… в его великолепное лучшее. А New York Magazine заметил, что «[Поскольку страна] приветствовала мир на Зимних играх, Метрополитен-опера поставила собственное имперское русское зрелище… [с партитурой, которая] пузырится неотразимыми мелодиями и яркими контрастами, с экзотическими половцами. двигаясь в извилистых восточных танцах, а русские отвечают маршами на толстой подошве и честными народными песнями».

Бас-баритон Эрик Оуэнс ведет передачу.

Князь Игорь впервые был показан вживую в кинотеатрах 1 марта 2014 года в рамках новаторской серии The Met: Live in HD , которая транслирует живые выступления в более чем 2000 кинотеатров и центров исполнительских искусств в 66 странах мира. страны по всему миру.

Great Performances at the Met — это презентация компании THIRTEEN Productions LLC для WNET, одного из самых плодовитых и уважаемых медиа-провайдеров Америки.

За свою 40-летнюю историю на общественном телевидении Great Performances предоставил зрителям по всей стране беспрецедентную демонстрацию лучших произведений во всех жанрах исполнительского искусства, выступая в качестве самого престижного и устойчивого вещателя культурных программ в Америке. Сейчас, спустя пятое десятилетие, сериал стал домом для величайших артистов в области драмы, танца, музыкального театра, классической и популярной музыки, дав многим возможность впервые увидеться на телевидении.

Корпоративная поддержка Great Performances at the Met обеспечивается Toll Brothers, американским застройщиком элитных домов®. Дополнительное финансирование предоставлено благотворительной корпорацией Mercedes T. Bass и Национальным фондом искусств.

Презентация Great Performances финансируется Фондом Айрин Даймонд, Фондом искусств Анны-Марии и Стивена Келлен, Фондом Филипа и Дженис Левин, Фондом Агнес Варис и зрителями общественного телевидения.

Для Метрополитена Гэри Халворсон руководит телепередачей. Джей Дэвид Сакс — музыкальный продюсер, Миа Бонджованни и Елена Парк — продюсеры-супервайзеры, а Луиза Бричетти и Виктория Варивончик — продюсеры. Питер Гелб — исполнительный продюсер. Для Great Performances , Билл О’Доннелл — продюсер сериала; Дэвид Хорн — исполнительный продюсер.

Принц Игорь (TV Movie 1993)

  • CAST & CREW
  • Пользовательские отзывы

IMDBPRO

  • TV MIVIE ВАША ОЦЕНКА

    Фото

    Лучшие актеры

    Евгений Акимов

    • Владимир

    Sergei Alexashkin

    • Galitsky

    Olga Borodina

    • Konchakovna

    Valery Gergiev

    • Self — Conductor

    Galina Gorchakova

    • Yaroslavna

    Nikolai Putilin

    Vladimir Vaneev

    • Khan Кончак
    • Все актеры и съемочная группа
    • Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro

    Сюжетная линия

    Обзоры пользователей1

    Обзор

    Рекомендуемый обзор

    10/

    10

    Мариинский триумф и лучший Князь Игорь на DVD время смерти Бородина, возможно, большая часть того, почему это не исполняется часто. Однако персонажи интересны, а музыка Бородина (наиболее известные из них — Увертюра, Владимирская каватина и особенно «Половецкие пляски») великолепна.

    Конкурс DVD/видео скудный, но очень солидный, со всеми постановками (русская киноверсия, Мариинский, Метрополитен и это, выступление под управлением Бернарда Хайтинка также стоит посмотреть), имеющим огромное количество рекомендаций , все они творят чудеса с проблемной, но интересной оперой, которая заслуживает большей известности. Эта постановка 1993 года из Мариинской оперы является лучшей из всех, постановка Большого занимает второе место, но для меня Мариинский получает преимущество за лучшее качество изображения, лучшего Владимира и сохранение акта 3 нетронутым.

    Визуально спектакль выглядит очаровательно и вызывающе, с красиво иллюстрированными и очаровательно деревенскими декорациями (второй акт сделан особенно хорошо), атмосферным освещением, которое никогда не выглядит слишком безвкусным, исторически выглядящими костюмами и гримом (любовь облик хана Кончака и его племени). Как и в постановке Большого, но с гораздо более четким и менее мрачным качеством изображения, режиссура видео динамичная и ненавязчивая, демонстрирующая широкий взгляд на действие (позволяющая в полной мере насладиться зрелищем половецких танцев), не пытаясь сделать слишком много. или слишком мало. В то время как «Князь Игорь» является проблематичной оперой для постановки, эта постановка невероятно убедительно справляется с этим, основным актом постановки и оперы всегда будет акт 2, но в других местах также есть необходимое количество интенсивности и чувствительности. «Половецкие пляски» эффектно поставлены и очень похожи на то зрелище, которым должна быть сцена, хореография одновременно грациозна и живая, это, безусловно, лучшее исполнение сцены на DVD, и только постановка Большого приближается к ней.

    В музыкальном плане произведение выдающееся, с очень небольшим количеством явных недостатков. Оркестровая игра богата звуком и имеет такой красивый тон повсюду, с большим драматическим напряжением, чувствительными нюансами и энергией. В «Половецких плясках» хор будоражит и сносит крышу захватывающим образом (особенно у теноров очень напряженная партия и они прекрасно с ней справляются), не перепевая, а пляска завораживает своим задором, очень хорошо справляется с все более ускоряющейся скоростью Гергиева в конце сцены. Племя Кончака изображено очень красочно. Валерий Гергиев демонстрирует такую ​​драматическую напряженность и непосредственность нюансов, что его дирижирование в «Половецких плясках» поистине захватывающее. Звук резкий и резонансный. Спектакли действительно очень хорошие.

    Николай Путилин очень голосистый и благородный Игорь, я предпочитаю в роли Евгения Нестеренко (Большой) и Ильдара Абдразакова (Мет), но Путилин играет очень солидно и почти не сбивает постановку. Евгений Акимов значительно лучше Большого Владимира, и помогает то, что Владимир здесь более развитый персонаж. Акимов демонстрирует сладкое обаяние в своем голосе в Каватине, но и флегматичным он тоже не является. Галина Горчакова демонстрирует безупречный контроль над дыханием, экспрессивную, пронзительную игру и богатую красоту в роли Ярославны, а Ольга Бородина — очень соблазнительная и не слишком дива-кончаковна.