Как славян называли византийцы: Какими терминами называли славян византийские авторы 6 века

Византийцы против соседей • Arzamas

Как называли друг друга и что друг о друге думали византийцы, латиняне, армяне и арабы

Несмотря на то что наиболее распространенным языком в Византии был греческий, а официальным вероисповеданием — Восточное христианство, жители империи считали себя римлянами, а свою империю — Римской (и на то были весомые основания: Византия была восточной частью некогда единой Римской империи и на ее территории продолжало действовать римское законодательство). К окружающим народам византийцы относились с пренебрежением, считая их варварами. В то же время им приходилось пристально следить за самыми опасными из них, чтобы быть готовыми отразить возможные нападения. Тех, кто приходил с миром, византийцы были готовы принять и даже сделать равными себе — в том случае, если они примут христианство восточного образца, выучат греческий язык и будут соблюдать римские законы. Инородцы, согласившиеся на это, переставали быть варварами и становились полноправными жителями Византии.

Ниже мы рассмотрим представления византийцев о трех народах, с которыми они поддерживали активные связи на протяжении столетий. Это, с одной стороны, важные военные соперники Византии — арабы и латиняне (так византийцы называли всех представителей Западной Европы), а с другой, народ, которому лучше других удалось интегрироваться в состав империи, — армяне.

ПОДРОБНЕЕ ПРО КОНТЕКСТ:

 

Таймлайн византийской истории — в 22 пунктах

Шпаргалка с важнейшими датами и короткими пояснениями об истории и культуре

 

Целый курс про историю Византии

Подробный последовательный рассказ — в приложении «Радио Arzamas»

Три панели из «Каталонского атласа» Авраама и Иехуды Крескесов. 1375 год Карта мира состоит из шести пергаментных листов, созданных по заказу короля Арагона Хуана I. © Wikimedia Commons

Византийцы

о латинянах

Латиняне

о византийцах

Византийцы

об армянах

Армяне

о византийцах

Византийцы

об арабах

Арабы

о византийцах

Византийцы о латинянах

Византийцы использовали разнообразную, но довольно бессистемную терминологию для обозначения западных народов. Наиболее общим термином, под который подпадали все жители Запада, был «латиняне». Зачастую он использовался также для обозначения конфессиональной принадлежности западных народов к католической церкви.

Наряду с этим общим термином существовало множество более узких, относившихся к одному народу. В таких случаях использовались как античные этнонимы, такие как германцы, галлы или кельты, так и более современные, например франки и италы. При этом один и тот же термин мог употребляться разными авторами для обозначения разных народов. Например, в X веке византийский император Константин VII Багрянородный называл франками народы, проживавшие к северу от Альп, на территории современной Франции, а Анна Комнина, византийская принцесса и писательница XII века, — нормандцев.

Отношение византийцев к латинянам было сложным. Византийские императоры никогда не признавали претензий западных правителей на императорский титул, а византийские патриархи часто вступали в конфликты с римскими папами, венцом которых стала схизма 1054 года. Все это, однако, не мешало византийским императорам нанимать на военную службу выходцев из Западной Европы, а порой напрямую обращаться к западным правителям за помощью. Кроме того, императоры часто женились на представительницах западных королевских домов или выдавали своих дочерей замуж за западных королей.

На бытовом уровне византийцы относились к латинянам достаточно холодно, считая их коварными, грубыми, неразумными и заносчивыми. Как писал византийский историк рубежа XII–XIII веков Никита Хониат, «между нами и ими утвердилась величайшая пропасть вражды, мы не можем соединиться душами и совершенно расходимся друг с другом, хотя и бываем во внешних сношениях и часто живем в одном и том же доме»  Перевод под ред. В. И. Долоцкого..

Негативное отношение византийцев к латинянам достигло апогея во время Четвертого крестового похода, когда войска крестоносцев захватили и разграбили Константинополь.

Латиняне о византийцах

Константинополь. Фрагмент «Каталонского атласа» Авраама и Иехуды Крескесов. 1375 год © Wikimedia Commons

Жители Западной Европы предпочитали называть византийцев греками, а византийского императора — императором греков, подчеркивая тем самым, что византийцы не могут считаться настоящими римлянами, а их император — императором Рима, то есть вселенским императором.

Отношения жителей Западной Европы с византийцами всегда были достаточно натянутыми. Со времен Карла Великого западноевропейские короли оспари­вали у византийских василевсов титул императора, а Западная церковь в лице римских пап боролась с константинопольским патриархом за авторитет в христианском мире.

Подлинное знакомство жителей Европы с Византией произошло лишь в конце XI века, с началом Крестовых походов, когда толпы западноевропейских рыцарей хлынули на Восток ради защиты Святой земли от мусульман. Дружелюбным это знакомство не было. Так, Анна Комнина рассказывает, что когда ее отец, император Алексей Комнин, устроил прием предводителям Первого крестового похода, один из них демонстративно уселся на император­ский трон. На упрек другого крестоносца он ответил: «Что за деревенщина! Сидит один, когда вокруг него стоит столько военачальников»   Перевод Я. Н. Любарского.. Сказалось различие в культурном опыте Византии и Запада: с точки зрения крестоносцев, сеньор не мог сидеть в присутствии вассала, это было оскорбительно прежде всего для сеньора, в то время как по правилам византийского церемониала император принимал гостей и подданных сидя, это подчеркивало его высшее достоинство.

Непонимание между византийцами и жителями Запада накапливалось еще век и в конечном итоге привело к захвату Константинополя участниками Четвер­того крестового похода в 1204 году.

Византийцы об армянах

Византийцы использовали несколько терминов для обозначения армян. Наиболее часто в византийских источниках встречается традиционное наименование «армяне» (Αρμένιοι). Но поскольку большинство армян были монофизитами  Монофизиты не принимали православного учения, утвержденного на IV Халкидонском вселенском соборе, о наличии двух природ во Христе — божественной и человеческой, полагая, что в Нем только одна природа. , византийцы часто использовали наименование «армяне» в конфессиональном ключе, обозначая им также других представителей этой христианской конфессии — сирийцев и коптов. Им противопоставлялись армяне, признавшие решение Халкидонского собора, так называемые армяне-халкидониты, которых византийцы называли «иверами» (Ἴβηροι). Этот термин использовался также для обозначения грузин.

Кроме того, византийцы отождествляли армян с древним библейским народом амаликитяне, проживавшим к югу от Палестины. Причины такого отождест­вления не совсем ясны, но, возможно, оно восходит к самоназванию одной из многочисленных армянских общин, живших на территории Византийской империи.

Отношение византийцев к армянам на первый взгляд может показаться пара­доксальным. С одной стороны, византийские императоры не раз пытались завоевать армянские земли и обратить армян в православие и византийское общество было достаточно открытым для представителей армянских родов, отказавшихся от монофизитства. Многие армяне занимали в империи важные государственные посты, служили в армии, даже становились императорами. Но при этом в византийской литературе можно встретить немало колких инвектив в адрес армян. Так, известная византийская поэтесса IX века монахиня Кассия писала об «ужаснейшем народе армян», которые «дурны в своем бесславии, и чем славнее, тем дурней они становятся»  Перевод А. Стрелецкого.. А византий­ский ученый рубежа XIII–XIV веков Максим Плануд приводит поговорку, которая гласит: «Если у тебя в друзьях водится армянин, не мечтай о худшем враге»  Перевод А. Стрелецкого..

Возможно, отрицательное отношение византийских авторов к армянам как раз и объясняется тем, что последние удачно конкурировали с представителями традиционных византийских родов за положение в империи.

Немаловажную роль в византийско-армянских отношениях играла религия. Византийские полемисты не раз высмеивали армян-монофизитов в своих трактатах, и их полемика стала особенно едкой в XII веке, когда территория армянского Киликийского царства ненадолго перешла под власть Византии.

Армяне о византийцах

Армяне использовали два основных термина для обозначения Византии и ее жителей — йон (греки; от греч. Ἴωνες [iones]) и хором (римляне). Так же как и византийцы, армяне смешивали конфессиональные и этнические определения, поэтому термином «хором» стали со временем обозначать всех православных христиан. Столица Византийской империи именовалась в армянских источниках то Константинополем, то Византием. Знали армяне и слово «Византия», но использовали его не в отношении Византийского государства, а лишь в отношении Византийского патриархата.

С начала Крестовых походов и в особенности после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году термин «хором» стал реже использоваться для обозначения византийцев и постепенно перешел к западным христианам и тюркам-сельджукам, отвоевавшим у Византии Малую Азию и основавшим там свои государства.

Отношение армян к византийцам тоже было достаточно сложным. Армения имела незавидное географическое положение — между двумя сверхдержавами, сначала Византией и Персией, затем Византией и Арабским халифатом. В силу того что армяне были христианами, изначально они тяготели к Византийской империи: армянские писатели прославляли ранневизантийских императоров Константина и Феодосия и противопоставляли греческую мудрость «абсурд­ным и невнятным сказкам персов». Известный армянский ученый V века Мовсес Хоренаци даже называет Грецию «матерью и кормилицей наук».

В V веке Армянская церковь начала постепенно отдаляться от Византийской, связи между государствами стали ослабевать, а отношение армян к византий­цам — портиться. Накапливались противоречия как в религиозной, так и в политической сфере. К XI веку, когда многочисленные попытки византий­ских императоров подчинить себе территорию Армении нако­нец увенчались успехом, отношение армян к византийцам окончательно испортилось, а визан­тийские императоры из наместников Христа превратились в армянском представлении в предтеч Антихриста. После 1204 года византийцы постепенно теряют первенствующее положение в армянской картине мира, уступая его западным христианам.

Византийцы об арабах

Поздняя копия карты мира Мухаммеда аль-Идриси из «Книги Рожера» (оригинал не сохранился). 1553 годПолное название труда — «Отрада страстно желающего пересечь мир». Аль-Идриси работал над ним при дворе сицилийского короля Рожера II до 1152 года и пользовался при его составлении большим количеством источников, в том числе арабскими картами X века. © MS. Pococke 375 / The Bodleian Library, University of Oxford

Помимо этнонимов «арабы» и «сарацины», византийцы использовали для обозначения арабских народов еще два наименования — «исмаилитяне» и «агаряне»: византийцы считали арабов потомками Исмаила, первого сына библейского пророка Авраама от рабыни Агари. После обращения арабов в ислам эти наименования стали использоваться византийцами в расширительном ключе для обозначения мусульман.

До поры до времени византийцы не обращали на арабов внимания, считая их одним из многочисленных варварских племен к востоку от своих границ. Но в VII веке, после появления ислама, грянули арабские завоевания, лишив­шие Византию самых плодородных и развитых областей — Сирии, Палестины и Египта. Эти завоевания настолько шокировали византийцев, что долгое время они говорили об арабах исключительно в апокалиптическом ключе. Оправившись от первого шока, византийцы стали активно взаимодей­ствовать с арабами как на поле брани, так и в мирное время.

Все негативное в византийских представлениях об арабах было связано с их религией, а все позитивное — с ученостью. Византийские полемисты едко высмеивали «лживо писанные речения» мусульманского пророка Мухаммеда, который «совратил» свой народ в «страшное лжеучение». Впрочем, их усилия не всегда достигали желаемого эффекта: если верить византийскому эпосу, жители приграничных земель довольно часто переходили из одной религии в другую и обратно.

В то же время византийские ученые старались не уступать своим арабским конкурентам в сфере тогдашних высоких технологий — астрологии и алхимии. Эти «звездные войны» зашли так далеко, что, по свидетельству Лиутпранда Кремонского, западного дипломата, посетившего Константинополь в X веке, во время войн византийцы и арабы сверяют свои данные по одним гороскопам, так что, когда византийцам предрекается победа, они наступают, а арабы бегут, и наоборот. Впрочем, несмотря на взаимную конкурентоспособность арабов и византийцев, уже к концу X века престиж арабской науки в Византии настолько возрос, что византийским ученым зачастую приходилось выдавать себя за арабов, чтобы достичь успеха у современников.

Арабы о византийцах

Средиземное и Черное моря. Фрагмент карты мира Мухаммеда аль-ИдрисиВ карте мира, составленной аль-Идриси, Север находится внизу, а Африка — наверху. © MS. Pococke 375 / The Bodleian Library, University of Oxford

Арабы называли Византию Румом или Бану аль-Асфаром. Оба этих термина использовались в арабском языке для обозначения Рима. Примечательно, что для обозначения Константинополя в арабском языке использовалось не только слово «Кюстантиния», но и словосочетание «эстин-болин», которое восходило к простонародному византийскому названию столицы εις την Πόλιν [eis tin polin] («в город»). Через много веков это словосочетание превратится в официальное турецкое название города — Стамбул.

Отношение арабов к византийцам было неоднозначным. Византию ценили в качестве источника античной мудрости, которая была очень популярна в арабском мире. Арабские халифы не раз обращались к византийским императорам с просьбой поделиться с ними трудами тех или иных античных авторов, и те зачастую удовлетворяли эти просьбы, пользуясь возможностью пощеголять перед иноземными правителями ученостью своей страны.

В то же время арабы старались отделять древнегреческих мыслителей от современников-византийцев, которые, по их мнению, впали в невежество под тлетворным влиянием христианства. Как едко замечал арабский богослов и полемист IX века аль-Джахиз, «в действительности „Логика“, трактат „О возникновении и разрушении“, „Метеорология“ и другие труды принад­лежат Аристотелю, который не был ни римлянином, ни христианином; „Альмагест“ принадлежит Птолемею, который не был ни римлянином, ни христианином; „Евклидова геометрия“ принадлежит Евклиду, который не был ни римлянином, ни христианином» — и так далее. «Если бы мусульмане знали, что христиане, и в особенности византийцы, не имеют ни наук, ни литературы, ни глубоких познаний, но всего лишь мастера в ремеслах… то они бы никогда не удостоили их звания цивилизованных людей и вычеркнули их имя из книги философов и ученых»  Перевод А. Стрелецкого., — утверждал аль‑Джахиз.

Впрочем, арабы высоко отзывались о внешнем облике византийцев, считая их одними из красивейших людей на земле. Так, арабский писатель X века аль‑Масуди называет византийского императора «царем людей», поскольку «на всей земле нет народа с лучшей физиогномией и более тонкими чертами лица»  Перевод А. Стрелецкого.. Особенной популярностью у арабов пользовались византийские женщины, которые также представлялись источником опасных соблазнов для арабских мужчин. Согласно жизнеописанию Мухаммеда, составленному Ибн‑Хишамом, однажды мусульманский пророк предложил своему привер­женцу Джадду пойти войной на византийцев, на что тот ответил: «О Послан­ник Аллаха! Разреши мне остаться и не соблазняй! Ей-богу, все мои родичи знают, какой я поклонник женщин, и я боюсь, что не удержусь, увидев женщин Бану аль‑Асфар»  Перевод Н. Гайнуллина..  

Русские варяги: на службе у византийского императора

Народ сей двинулся с севера с тем,
чтобы дойти до втораго Иерусалима,
и люд сей устремился с конца земли,
неся с собой стрелы и копья.
Он грозен и не милует.
Голос его как шум моря.

Фотий

С началом упадка Византийской империи и потерей обширных территорий в Италии и на Ближнем Востоке императоры ромеев все чаще обращаются к помощи иностранных наемников, они служат в регулярных войсках, защищая империю, а также в личной гвардии басилевса. И русские воины здесь играют далеко не последнюю роль, их призывают на войну за Византию и на Сицилии, и на Балканах, и с арабами на южных границах империи.

Как византийцы называли русских

По византийским источникам, русских могли называть скифами, варягами, росами, русами и просто славянами, причем часто русскими или росами называли не всех славян, живших на Русской равнине, а только определенные племена. Кроме того, русских порой даже могли называть франками. Еще одно византийское название для русских – дромиты. Один из византийских авторов так описывает это название: «Дромитами они назывались потому, что могли быстро двигаться».

Изображение отряда варяжской стражи из «Мадридского Скилицы», рукописи хроники Иоанна Скилицы. Видны боевые топоры — излюбленное оружие северных народов в средние века

Источник: upload.wikimedia.org


Походы князя Олега на Византию и установление взаимоотношений

Первые активные контакты между славянами и византийцами относятся к середине I тысячелетия. Именно в V веке учащаются набеги славян на Византию, некоторые племена уже выступают в качестве союзников империи. Однако активная фаза сближения двух государств и установление торговых и политических связей начинается со второй половины X века. Этому предшествует череда крупных походов киевских князей на Константинополь и заключение ряда торговых и иных договоров. Первым из наиболее известных походов становится поход 907 года под предводительством Олега на столицу империи. Нестор-летописец в «Повести временных лет» говорит, что, победив византийцев, Олег прибивает свой щит к вратам Царьграда. Возможно, это было символом защиты Византии, то есть того, что Русь теперь будет помогать империи. Так как с этого времени славяно-русские войска участвуют в пограничных византийских войнах с арабами, на Сицилии и в других местах. Но главным достижением этого похода стал русско-византийский договор.

Византийский император в окружении своей варяжской охраны

Источник: pinterest.ru


На основании статей этого договора устанавливаются первые межгосударственные отношения, оговаривается взаимопомощь, русские купцы получили привилегии на торговлю товарами из Руси на византийских рынках. Кроме того, статьи договора предусматривали выдачу преступников и возвращение беглых и украденных рабов, а также освобождение за выкуп византийцев и русских, попавших в рабство в третьих странах и привезённых на продажу в Византию (русских) или на Русь (византийцев). Отдельная статья предусматривала свободное право для русских поступать на службу к императору и ограничения срока пребывания иноземцев в Константинополе. Доказательством выполнения достигнутых договоренностей может стать упоминание императором Константином Багрянородным русских вспомогательных судов, участвовавших в критской экспедиции 910 года. Но в 911 году Олег вновь направил свои войска на Константинополь, и снова византийцам пришлось просить о мире. Результатом этого похода стало подтверждение ранее достигнутых договоренностей и добавление новых статей. Именно эти два договора становятся основой отношений между Русью и Византией. Опираясь на них, члены княжеских семей, русские военачальники, купцы и простые воины нанимаются на службу к императорам ромеев. При этом в одной из статей поздних версий договора напрямую говорится об условиях возврата имущества умершего наемника семье. Местные власти должны были взять под контроль вещи усопшего и обязаны были передать их родственникам через послов или торговые караваны.

Русские войска на византийской службе

Русские войска в то время играли достаточно заметную и важную роль в боевых действиях на стороне Византии, договоренность об этом была достигнута в ходе дипломатической миссии княгини Ольги. Продолжатель Феофана так пишет об участии русских отрядов в отвоевании Крита у арабов: «…он (самодержец Роман – Авт.) приказал начальникам тагм и фем, армянам, росам, славянам и фракийцам наступать на крепость. Одни теснили, другие оттесняли, схватились друг с другом, метали камни и стрелы, а когда продвинулись к стенам и бойницам гелеполы, напали на наглецов страх и ужас. И после короткого сражения наши взяли город».В дальнейшем при участии русских соединений уже в правление Никифора Фоки у арабов отвоевываются Кипр, Киликия, Антиохия (969 г. ). А в 964 году дружина росов участвовала в неудачном походе византийского флота на Сицилию. В 1016 году брат князя Владимира по просьбе императора Василия II участвует в подавлении восстания в византийской провинции Хазария. Тогда же русы участвуют в битве с болгарами при Пелагонии и получают треть добычи. В 1018 году воюют в Апулии и на Сицилии. В 1030 году русские наемники сражаются с арабами под Алеппо. В 1031 году русы участвуют в захвате города Эдессы на Евфрате. В 1034 году русские отряды в составе византийской военной помощи для эмира ибн Заира отправляются в Египет против его халифа. В 1034 году воюют в Армении. В 1041 году русские наемники участвуют в сражении при Малфи против норманнов. В 1042-м – наемники из Руси участвуют в свержении Михаила V.

Внешний вид варяга-гвардейца

Источник: pinterest.ru


Но в 1043 году в ходе конфликта с Константином Мономахом всякое участие русских войск в военных операциях Византии прекращается. Конфликт, по записям историка Иоанна Скилица, начался из-за ссоры купцов на константинопольском рынке, в ходе которой один знатный русский был убит. Охлаждению отношений также способствовали бесчинства ромеев в русском монастыре на Афоне. После заключения мирного договора Русь вновь обязуется давать своих воинов Византии. В 1047 году с помощью русских подавляется восстание Льва Торника, идут бои с сицилийскими норманнами. В 1050 году росы участвуют в битвах с печенегами на территории Фракии и Македонии. В 1053-м – участвуют в кампании против сельджуков в Грузии. В 1057 году русские наемники воюют с сельджуками в Армении. В 1064 году участвуют в битве у Отранто против норманнов. В 1071 году продолжают теснить сельджуков в Армении, а в 1074-м – и в Грузии. Активное участие в военных операциях византийцев принимает и русский флот. Почти всегда часть кораблей византийского флота была усилена русскими ладьями. А если учесть, что к 1204 году у Византии почти не осталось своего флота, то наличие нескольких русских кораблей было весьма ощутимо. Так, еще в 935 году военная экспедиция в Италию включала 7 русских судов с экипажем в 415 человек. В 949 году 629 русских воинов на 6 кораблях атаковали остров Крит. В этих сражениях русские наемники снискали себе славу мужественных, бесстрашных и искусных воинов.

Варяжская гвардия в бою

Источник: pinterest.ru


Византийский историк Лев Диакон так рассказывает в своей книге «История» о поведении росов в бою, правда, относящемся к сражению войска Святослава с византийской армией у Доростола: «Росы, стяжавшие среди соседних народов славу постоянных победителей в боях, считали, что их постигнет ужасное бедствие, если они потерпят постыдное поражение от ромеев, и дрались, напрягая все силы». Особенно византийцы ценили русскую конницу, которая являлась ничем иным, как княжеской дружиной. Именно со своей дружиной русские князья и нанимались на службу к византийским императорам. В 1022 году некий Хрисохир из киевского княжеского рода вместе с дружиной прибыл в Царьград, чтобы наняться на службу к императору. Однако он не соглашается предстать перед басилевсом безоружным и ввязывается в открытую войну с Византией. На Абидосе он разбивает пропонтидского стратига, однако на Лемносе его отряд окружают и полностью уничтожают.

Варяжская гвардия

Однако самое ценное вооруженное соединение на службе византийского императора – так называемая варяжская гвардия (palatio varangoi или варанга). Впоследствии эта гвардия выступала в качестве личной охраны самодержца. Императоры очень ценили северных наемников, одаривали их, всегда держали при себе, северяне отплачивали верностью и неутомимостью в бою. Недаром дочь императора Анна Комнина, рассказывая о том, как Алексей I спрашивал совета у кесаря, кого легче подкупить, чтобы проникнуть в Константинополь, приводит слова кесаря: «Что же до варягов, носящих мечи на плечах, то они рассматривают свою верность императорам и службу по их охране как наследственный долг, как жребий, переходящий от отца к сыну; поэтому они сохраняют верность императору и не будут даже слушать о предательстве». В период смут и восстаний византийские императоры даже больше полагались на иноземную личную гвардию, считая, что свои войска без всяких раздумий могут перейти на сторону мятежников или других кандидатов на трон, а наемников от этого удерживали деньги. При Мануиле I Комнине наемники даже стали добиваться государственных постов, все больше оттесняя местную знать.

Ещё один пример варяга-гвардейца

Источник: pinterest.ru


Самое первое упоминание варяжской гвардии, в которую входили русские, относится к IX веку. В «Книгах царств» Генесия есть упоминание о пехотинцах из «этерий (товарищество по оружию, гвардия) скифов из Таврики». Кроме того, по условиям русско-византийского договора 860 года предусматривалось ежегодное выделение русской стороной отряда наемников в 600-700 человек для нужд империи, что можно расценивать как формирование гвардии.

Варяжская гвардия во время боя в лагере

Источник: pinterest.ru


Однако более точное упоминание варяжской гвардии из русских воинов мы получаем веком позже. В 989 году киевский князь Владимир помог императору Василию II Болгаробойцу подавить восстания в стране с помощью шеститысячного русского корпуса, за это он получил в жены сестру императора Анну при условии, что Русь примет христианство и оставит своих воинов, участвовавших в усмирении бунтарей. Именно эти оставшиеся и сформировали варяжскую дружину. О том, что именно русские составляли значительную часть этой гвардии, мы можем судить и по четырем актам второй половины XI века из архива Лавры св. Афанасия на Афоне. В них перечисляются иностранные наемники, квартировавшиеся как раз вблизи монастыря. Среди них русские, варяги, кулпинги (колбяги), болгары и др. В императорских хрисовулах от 1060, 1079 и 1082 годов вновь следует перечисление наемников, и русские с варягами вновь занимают первое место среди других народов. Однако с 70-х годов XI века в списках наемников начинают упоминать британцев, а количество русских постепенно уменьшается. Вытеснение русских гвардейцев скандинавами и британцами, возможно, связано со сражением при Диррахии 1081 года. В этой битве гвардейские части были практически уничтожены, поэтому варяжский корпус стал ощущать нехватку людей, и на место русских скоро пришли наемники с северо-запада Европы. К XII веку русские в составе варяжской гвардии практически не упоминаются, их вместе с истинными варягами заменили франки, то есть, западноевропейские рыцари. Но именно русские воины, по всей видимости, положили начало создания этого элитного боевого соединения.

Варяги-гвардейцы

Источник: pinterest.ru


Отличие гвардейцев-варангов от других типов гвардии заключалось в том, что они составляли костяк византийской армии, то есть непосредственно участвовали в сражениях, а не просто охраняли дворец императора. Это было одно из трех крупных постоянных иноземных воинских соединений. В составе варяжской гвардии служило от 600 до нескольких тысяч воинов. Командиром этой этерии был этериарх, и она делилась на великую, среднюю и третью. Точных данных о внешнем виде гвардейцев не существует. Считается, что они воевали в той одежде и доспехах, в которых поступали на службу. Однако для них была предусмотрена и специальная форма – белые льняные рубахи, поверх кольчуга, позолоченный шлем, иногда поножи и наручи. Однако варяги обычно также носили алые плащи, широкие холщовые штаны, кожаные сапоги и большие круглые щиты. Отличительная черта варяжской гвардии – рисунок черного ворона на щите. Все это напоминает тип одежды русского воина, но в руках у них были огромные двуручные боевые топоры или секиры. Хотя некоторые средневековые авторы говорят, что на торжественных церемониях топоры иногда заменялись ромфайей (длинный двуручный меч). Во время боя, чтобы орудовать топором или ромфайей, необходимо было освободить руки от щита, его обычно закидывали на спину или просто отбрасывали. Так же есть упоминания, что у каждого варанга на поясе висел меч, и биться они могли не только секирами, но и копьем, и тем же мечом.

Обложка: pinterst.ru


Смотрите также:

Щит на вратах Царьграда. Византийский триумф Олега Вещего

Словно вчера было. К годовщине битвы при Ниневии

Хазарский урок, или Почему развалился великий каганат

Печенеги: беспокойные соседи, растворившиеся в Руси

Покоритель Византии

 

Смелая смесь новостей и идей


Картина Лаурица Туксена, изображающая епископа-христианина, вытесняющего изображение языческих славянских божеств в процессе христианизации славянской культуры. За это время большая часть славянской мифологии и преданий была утеряна. / Фото Лаурица Туксена, Wikimedia Commons


Славяне — наименее задокументированная группа среди так называемых «варваров», врагов Рима в поздней античности.


Кристиан Виолатти / 09.10.2014
Историк


Термин «славяне» обозначает этническую группу людей, которые имеют длительную культурную преемственность и говорят на ряде родственных языков, известных как славянские языки (все они относятся к индоевропейской языковой семье). Мало что известно о славянах до того, как они упоминаются в византийских записях VI века н.э., и большая часть того, что мы знаем о них до этого времени, в основном получена из археологических и лингвистических исследований. Византийские авторы называют славян «склавенами».

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯН

Славяне являются наименее задокументированной группой среди так называемых «варваров», врагов Рима в поздней античности, поэтому нет единого мнения ученых относительно их происхождения. Авторы, писавшие о славянах, не согласны: одни говорят, что славяне были кочевниками, другие утверждают, что они жили на постоянных поселениях, расположенных в лесах и болотах; в одних источниках говорится, что они жили под властью короля, а в других — что они приняли форму демократии. Вдобавок к этим несоответствиям мы должны иметь в виду, что большинство этих описаний наполнено предвзятостью римлян, которые считали все варварские народы примитивными, нецивилизованными и жестокими.

Некоторые авторы прослеживают происхождение славян до коренных племен железного века, живших в долинах рек Одер и Висла (на территории современной Польши и Чехии) около 1 века н.э. Однако это все еще предмет обсуждения. Основываясь на археологических данных, мы знаем, что протославяне уже были активны к 1500 г. до н.э. на территории, которая простиралась примерно от западной Польши до реки Днепр в Беларуси. Вместо того, чтобы иметь центр происхождения славянской культуры, кажется более разумным рассматривать обширную территорию, на которой ее жители разделяли общую культурную черту.

Лингвистические данные свидетельствуют о том, что на каком-то этапе в ранние времена территория славян достигла западного региона России и южнорусских степей, где они вступили в контакт с ираноязычными группами. Это основано на том, что славянские языки разделяют поразительное количество слов с иранскими языками, что можно объяснить только путем диффузии из иранского языка в славянский. Позже, продвигаясь на запад, они вступили в контакт с германскими племенами и снова заимствовали несколько дополнительных терминов из германских языков. Интересно, что польский мыслитель по имени Юзеф Ростафинский заметил, что во всех славянских языках слова, обозначающие бук, лиственницу и тис, заимствованы из иностранных языков, а это означает, что в ранние времена эти типы деревьев были неизвестны славянам. быть использовано в качестве ключа, чтобы определить, где зародилась славянская культура.

СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

У нас очень мало славянского мифологического материала; письменность не была введена в славянскую культуру до 9-го и 10-го веков нашей эры, во время процесса христианизации.

Одним из важных богов славян был Перун, который был связан с балтийским богом Перкуно. Подобно скандинавскому богу Тору, Перун был богом-громовержцем, которого некоторые славяне считали верховным богом, точно так же, как Тор считался самым важным богом у некоторых германских народов. Мужской бог юности и весны по имени Ярило (или Ярило) и его женский аналог Лада, богиня любви, также занимали высокое место в славянском пантеоне. И Ярило, и Лада были богами, которые умирали и воскресали каждый год, и Ярило, в частности, мог иметь связь с мотивами плодородия. Во время подъема христианства Ярило сыграл важную роль, так как имел некоторые общие черты с Иисусом Христом.

Несколько многоголовых богов также были включены в славянскую мифологию, например, Свантовит (или Свантевит), бог войны, у которого было четыре головы, две из них мужские и две другие женские; Поревит с пятью головами, представляющими лето; Руджевит, семиликий, воплощение осени; и Триглав, показавший три головы и одновременно смотрящий в небо, землю и преисподнюю.

СЛАВЯНЕ В ПОСЛЕДУЮЩУЮ РИМСКУЮ ИМПЕРИЮ

В середине V века н.э. политический вакуум затронул весь регион Балкан в результате падения Гуннской империи. Походы Аттилы оставили большие территории к югу от Дуная непригодными для жизни и поэтому пустыми. Границы Римской империи на Балканах удерживались с трудом, так как в опустошенном регионе двигались новые группы. Среди этих новых групп были славяне.

Между 531 и 534 годами н.э. римские войска участвовали в серии военных кампаний против славян и других групп. В течение 550-х годов н.э. славяне продвинулись к Фессалонике, войдя в район реки Хебрус и фракийского побережья, разрушив несколько укрепленных поселений и (согласно римским источникам) превратив женщин и детей в рабов и убив взрослых мужчин. Однако они не смогли достичь своей цели: Фессалоника была спасена от катастрофы благодаря присутствию римской армии под командованием Германа. Позже, в начале 580-х годов нашей эры, славяне объединились с аварами, чтобы захватить Грецию, Фракию и Фессалию.

Римляне заключили договор с аварами, которые получали ежегодную выплату в размере 100 000 золотых солидов в обмен на то, что оставили границы Рима нетронутыми. Славяне, с другой стороны, не участвовали в соглашении и двинулись на Константинополь в 585 г. н. э., но были отброшены обороной римлян. Славяне продолжали нападать на другие поселения и, наконец, основали первые славянские постоянные поселения в Греции.

В начале 600-х годов н.э. Рим организовал кампанию против славян, но безрезультатно. Славяне и авары снова объединились, сформировав огромные силы в 626 г. н.э., и с помощью булгар осадили Константинополь. Коалиция варваров почти добилась своей цели, но римлянам удалось отразить нападение. После этого события аваро-славянскому союзу пришел конец. Славянская оккупация Греции продолжалась до 9 в.н.э., когда византийцы окончательно изгнали их. К тому времени славяне имели прочное присутствие на Балканах и в других регионах Центральной и Восточной Европы.

КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ СЛАВЯН

В начале Средневековья славяне занимали большой регион, что способствовало возникновению нескольких независимых славянских государств. Начиная с 10 века н.э. славяне претерпели процесс постепенного культурного расхождения, в результате которого образовался набор близкородственных, но взаимно непонятных языков, классифицированных как часть славянской ветви индоевропейской языковой семьи.

Сегодня все еще говорят на большом количестве славянских языков, включая болгарский, чешский, хорватский, польский, сербский, словацкий, русский и многие другие, простирающиеся от Центральной и Восточной Европы до России.


Первоначально опубликовано Энциклопедией древней истории под лицензией Creative Commons: Attribution-NonCommercial-ShareAlike 3.0 Неперенесенная лицензия.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Комментарии

Комментарии

Византийская империя | История, география, карты и факты

Собор Святой Софии: мозаика

Смотреть все СМИ

Основные события:
Падение Константинополя
Битва при Манцикерте
Битва за Косово
Осада Антиохии
Осада Рима
Ключевые люди:
Константин I
Юстиниан I
Диоклетиан
Эдвард Гиббон
Ираклий
Похожие темы:
Восточное православие
римское право
Купол Скалы
Византийское искусство
монофизит
Похожие места:
Римская империя
Стамбул
Иерусалим
древний Египет
Сицилия

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Когда существовала Византийская империя?

Византийская империя существовала примерно с 395 г. н.э., когда Римская империя была разделена, до 1453 г. Она стала одной из ведущих цивилизаций в мире, прежде чем пала под натиском турок-османов в 15 веке.

Чем Византийская империя отличалась от Римской империи?

Византийская империя была восточной половиной Римской империи и просуществовала более тысячи лет после распада западной половины. Ряд региональных травм, включая эпидемии, войны, социальные потрясения и нападение арабов-мусульман в 630-х годах, ознаменовали его культурную и институциональную трансформацию из Восточной Римской империи в Византийскую империю.

Как Византийская империя получила свое название?

Современные историки используют термин Византийская империя, чтобы отличить государство от западной части Римской империи. Название относится к Византии, древнегреческой колонии и перевалочному пункту, который стал местом расположения столицы Византийской империи, Константинополя. Жители Византийской империи называли себя ромеями или римлянами.

Где находилась Византийская империя?

В наибольшей степени Византийская империя покрывала большую часть земель, окружающих Средиземное море, включая то, что сейчас является Италией, Грецией и Турцией, а также части Северной Африки и Ближнего Востока. Он достиг своего пика в 6 веке при императоре Юстиниане I, но значительно уменьшился к 11 веку из-за внутренних конфликтов и вторжений извне, включая турок-сельджуков и норманнов.

Византийская империя исповедовала христианство?

Граждане Византийской империи четко идентифицировали себя как христиан, так же, как они идентифицировали себя как римляне. Императоры, стремясь объединить свое царство под одной верой, признали христианство государственной религией и наделили церковь политической и юридической властью. При некоторых императорах язычникам было приказано посещать церковь и креститься, а евреям и самаритянам запрещалось получать приданое или наследство, если они не обращались.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Византийская империя , восточная половина Римской империи, просуществовавшая тысячу лет после того, как западная половина распалась на различные феодальные королевства и окончательно пала под натиском турок-османов в 1453 году.

Само название Византийская иллюстрирует заблуждения, которым часто подвергалась история империи, поскольку ее жители вряд ли сочли бы этот термин подходящим для себя или для своего государства. По их мнению, империя была не чем иным, как Римской империей, основанной незадолго до начала христианской эры по благодати Божией, чтобы объединить Свой народ в подготовке к пришествию Его Сына. Гордясь этим христианским и римским наследием, убежденные, что их земная империя настолько похожа на небесный образец, что он никогда не изменится, они называли себя ромеями, или римлянами. Современные историки согласны с ними лишь отчасти. Термин Восточный Рим точно описывал политическую единицу, охватывавшую восточные провинции старой Римской империи до 476 г. , когда было еще два императора. Тот же термин может использоваться даже до второй половины VI века, пока люди продолжали действовать и мыслить в соответствии с моделями, мало чем отличающимися от тех, что преобладали в более ранней Римской империи. Тем не менее в течение тех же столетий произошли настолько глубокие изменения в их кумулятивном эффекте, что после VII века государство и общество на Востоке заметно отличались от своих более ранних форм. Стремясь признать это различие, историки традиционно описывали средневековую империю как Византийскую.

Последний термин происходит от названия Византии, основанной колонией древнегреческого происхождения на европейской стороне Босфора, на полпути между Средиземным и Черным морями. Город был, в силу своего расположения, естественным перевалочным пунктом между Европой и Малой Азией (Анатолией). Возрожденный как «новый Рим» императором Константином I в 330 году, он наделил его именем Константинополь, город Константина. Происхождение от Византии наводит на размышления, поскольку оно подчеркивает центральный аспект византийской цивилизации: степень, в которой административная и интеллектуальная жизнь империи была сосредоточена в Константинополе с 330 по 1453 год, год последней и безуспешной обороны города при 11-м (1453 г. ) или 12-й) Константин. Обстоятельства последней защиты также наводят на размышления, поскольку в 1453 году древний, средневековый и современный миры, казалось, ненадолго встретились. Последний Константин пал, защищая новый Рим, построенный первым Константином. Стены, прочно державшиеся в раннем Средневековье против германцев, гуннов, аваров, славян и арабов, были в конце концов прорваны современной артиллерией, секретам которой европейские техники научили самых успешных из центральноазиатских захватчиков: турок-османов.

Таким образом, судьбы империи были тесно переплетены с судьбами народов, чьи достижения и неудачи составляют средневековую историю как Европы, так и Азии. Не всегда враждебность характеризовала и отношения между византийцами и теми, кого они считали «варварами». Хотя византийский интеллигент твердо верил, что цивилизация кончается границами его мира, он открывал его варвару при условии, что последний (со своим родом) примет крещение и окажет верность императору. Благодаря поселениям, возникшим в результате такой политики, многие названия, казалось бы, греческие, маскируют другое, иного происхождения: славянское, может быть, или турецкое. Вследствие этого варварская неграмотность затмевает ранние поколения более чем одной семьи, которым суждено занять видное место на военной или гражданской службе империи. Византия была обществом плавильного котла, для которого в предыдущие века характерна была степень социальной мобильности, противоречащая часто применяемому к ней стереотипу неподвижного кастового общества.

Будучи источником силы в раннем средневековье, центральное географическое положение Византии плохо сослужило ей службу после 10 века. Завоевания той эпохи поставили новые проблемы организации и ассимиляции, и императорам пришлось столкнуться с ними как раз в то время, когда старые вопросы экономической и социальной политики требовали ответов в новой и острой форме. Удовлетворительные решения так и не были найдены. Острая этническая и религиозная вражда отмечена в истории империи в последующие века, ослабляя Византию перед лицом новых врагов, надвигавшихся на нее с востока и запада. Империя окончательно рухнула, когда ее административные структуры больше не могли поддерживать бремя лидерства, возложенное на нее военными завоеваниями.

Империя до 867

Римское и христианское происхождение

Единство и разнообразие в поздней Римской империи

Римская империя, прародительница Византийской, удивительным образом сочетала единство и разнообразие, первая из которых более известна, поскольку его составляющие были преобладающими чертами римской цивилизации. Общий латинский язык, чеканка, «интернациональная» армия римских легионов, городская сеть, закон и греко-римское наследие гражданской культуры вырисовывались в наибольшей степени среди тех уз, которые, как надеялись Август и его преемники, принесут единство и мир. в средиземноморский мир, измученный веками гражданской войны. Чтобы укрепить эти жилы имперской цивилизации, императоры надеялись, что между несколькими провинциями может развиться оживленная и спонтанная торговля. На вершине этого мира стоял сам император, мудрый человек, который защитит государство от любых несчастий, которые мрачно скрыла судьба. Только император мог обеспечить такую ​​защиту, поскольку, как воплощение всех добродетелей, он в совершенстве обладал теми качествами, которые его отдельные подданные лишь несовершенно проявляли.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Римская формула борьбы с судьбой с помощью разума и тем самым обеспечения единства во всем Средиземноморском мире работала на удивление хорошо, учитывая давление разобщенности, которое в то время должно было умножаться. Завоевание привело к римскому правлению регионы с разнообразным прошлым. Восточные провинции были древними и густонаселенными центрами той городской жизни, которая на протяжении тысячелетий определяла характер средиземноморской цивилизации. Западные провинции только недавно вступили на свой собственный путь городского развития под не всегда мягким руководством своих римских хозяев.

Каждый из перечисленных выше аспектов единства имел свою оборотную сторону. Не все понимали или говорили по-латыни. Параллельно римскому праву, а иногда и влиянию на него, были местные обычаи и обычаи, по понятным причинам живучие по причине своей древности. Языческие храмы, иудейские синагоги и христианские баптистерии свидетельствуют о множестве организованных религий, с которыми официальные формы римского государства, в том числе культ императора, не всегда могли мирно сосуществовать. И отнюдь не объединяя римский мир, экономический рост часто создавал самодостаточные единицы в нескольких регионах, провинциях или крупных поместьях.

Принимая во внимание препятствия, с которыми боролись правители римского государства, совершенно примечательно, что римский патриотизм всегда был больше, чем пустая формула, что образованные джентльмены от Геркулесовых Столпов до Черного моря осознавали, что у них есть «что-то» в общем. Это «что-то» можно определить как греко-римскую гражданскую традицию в самом широком смысле ее институциональных, интеллектуальных и эмоциональных последствий. Благодарные за условия мира, которые способствовали этому, богатые и культурные люди посвящали свое время и ресурсы прославлению этой традиции, украшая города, которые ее олицетворяли, и обучая молодежь, которая, как они надеялись, сможет ее увековечить.

На этот мир варвары пришли примерно после 150 г. н.э. Чтобы защитить границу от них, воины-императоры тратили все силы, которые могли сэкономить от постоянной борьбы, на восстановление контроля над провинциями, где возникали местные режимы. Принимая во внимание последовавшие войны, широкое распространение болезней и быструю смену лиц, занимающих императорский трон, было бы легко предположить, что мало что осталось ни от традиционной ткани греко-римского общества, ни от бюрократической структуры, разработанной чтобы поддержать это.

Ни одно из предположений неверно. Опустошение было случайным, и одни регионы пострадали, а другие нет. На самом деле экономика и общество империи в целом в тот период были самыми разнообразными, какими они когда-либо были.