Содержание
«А если подумать?» Что знают подростки о Гагарине и планетах
«А если подумать?» Что знают подростки о Гагарине и планетах — Газета.Ru
Семья и Дети
close
100%
Накануне 12 апреля — Дня космонавтики — корреспондент «Газеты.Ru» попросила детей в возрасте от 14 до 18 лет ответить на короткие вопросы о Юрии Гагарине, планетах и СССР. Никто из них заранее не готовился, поэтому некоторые факты вызывали у ребят искреннее недоумение.
61 год назад первый человек в мире полетел в космос. Юрий Гагарин стал героем Советского Союза. Почти все участники стрит-тока «Газеты.Ru» правильно посчитали количество лет, которое прошло с первого полета в космос, а примерно половина из них угадали отчество Юрия Гагарина.
Никто из опрошенных нами подростков не знал ответов на вопросы о том, кто был запасным космонавтом Гагарина и кто вторым полетел в космос.
Интересные предположения возникали у детей в процессе обсуждения самой маленькой планеты в Солнечной системе и того, почему Гагарин приземлился не там, где планировалось.
Почти не вызвали сомнений вопросы, которые касались возраста Земли и причины исключения Плутона из списка планет.
Каждый участник был уверен в причине, почему Гагарин решил написать прощальное письмо жене и детям перед полетом. Все школьники считали, что космонавт боялся умереть и не вернуться домой. Однако в своем письме сам космонавт признавался, что ему хотелось разделить радость первого полета в космос с семьей, которая не присутствовала на космодроме.
«Газета.Ru» публикует видео с ответами школьников на вопросы о событиях вокруг исторического запуска первого человека в космос.
Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Новости
Дзен
Telegram
Как я смогла простить лучшей подруге роман с моим мужем
Продавец из Одинцова — о дружбе и верности
«Советские детские книги проигрывают современным по всем пунктам»
Мама-филолог – о советских детских книжках
«Пустили прожорливого сына близких друзей пожить на несколько дней и до сих пор не можем выгнать»
Финансист из Москвы – о вынужденном гостеприимстве
«Муж хочет секса три раза в день, а мне достаточно раз в месяц»
Домохозяйка из Иркутска – о разнице сексуальных темпераментов
«Не отпущу мужа на встречу класса, если туда придет его первая любовь»
Бухгалтер из Воронежа – о сохранении семьи
Найдена ошибка?
Закрыть
Спасибо за ваше сообщение, мы скоро все поправим.
Продолжить чтение
Журнал Международная жизнь — Как человечество «поехало» в космос
В апреле 2011 года на специальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН странами-участницами организации была принята резолюция, которая официально провозгласила 12 апреля Международным днём полета человека в космос. Соавторами данной резолюции стали более чем 60 государств мира. Таким образом, праздник День космонавтики, который ранее отмечался в СССР, а затем и в России, получил международный статус и признание.
В СССР трезво оценивали риски, связанные с первым полетом человека в космос. Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года совершил настоящий подвиг. И дело не только в том, что до него ни один человек не летал в космос, а в том, что этот полет мог стать для него первым и последним. При этом проблемы могли возникнуть даже на финальной стадии полета во время торможения и входа спускаемого аппарата в атмосферу Земли.
Советский Союз не собирался скрывать информацию о полете первого человека в космос вне зависимости от исхода полета. На всякий случай в ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза) заготовили сразу три варианта сообщения.
Первое – торжественное на случай успешного полета. Второе – на случай, если корабль с космонавтом приземлиться не в заданном районе и не на территории СССР. Это сообщение должно было предупредить страны, что на их территории может приземлиться космонавт и ему понадобится помощь. Третье заготовленное ТАСС сообщение было трагическим, на случай гибели Гагарина.
К счастью для Юрия Гагарина и для всех нас, первый полет в космос завершился успешно. Жители Земли услышали 12 апреля 1961 года торжественное сообщение, которое ознаменовало собой новый этап – космическую эру человечества.
Фраза «Поехали!» стала по-настоящему крылатой, она была произнесена первым космонавтом Юрием Гагариным во время старта 12 апреля 1961 года. Существует несколько версий того, откуда именно взялась данная фраза, но все эти версии объединяет летчик-испытатель Марк Галлай, который был методистом и инструктором первого отряда советских космонавтов. При взлёте Галлай вместо уставной фразы «Экипаж, взлетаю!» часто говорил именно «Поехали!», эта же фраза начинала упражнения на тренажерах, имитирующих космический корабль. Возможно, именно это побудило Гагарина произнести фразу, ставшую в итоге знаменитой.
В своих мемуарах летчик-испытатель писал, что испытывал к фразе «Экипаж, взлетаю!» самую настоящую неприязнь. Она развилась у него после того, как Галлай однажды услышал эту фразу от летчика, который летал на легкомоторных самолетах. Предназначалась фраза для «экипажа» в составе одного человека.
При этом писатель Олег Дивов, лично знакомый с Марком Галлаем, придерживался несколько другой версии событий. По его словам, фраза была из любимого анекдота летчика-испытателя: «Поехали! – сказал попугай, когда кошка потащила его из клетки за хвост». Когда на тренировках в центре подготовки космонавтов Марк Галлай произносил эту фразу, космонавты понимали, что он имел ввиду. При этом Гагарину нравились и фраза, и юмор инструктора.
К отправке человека в космос ведущие советские специалисты готовились очень тщательно. Претенденты на роль первого космонавта (изначально их было 20) не являлись самыми лучшими летчиками, но в этом и не было необходимости — их отбирали по другим параметрам. Сергею Королёву, главному конструктору корабля-спутника «Восток-1» и пионеру практической космонавтики, требовался пилот до тридцати лет, весом до семидесяти двух килограмм и ростом до ста семидесяти сантиметров, имеющий великолепное психофизическое здоровье.
Такие требования были продиктованы сложностью космических полётов и конструкцией кабины модуля «Восток-1» — в ней помещался только один человек с определёнными данными. Плюс ко всему было необходимо, чтобы космонавт был настоящим коммунистом, а не беспартийным.
При конструировании «Востока» было придумано несколько простых, но весьма эффективных решений, которые потом использовались и на других космических ракетах. Сделать некоторые вещи в срок не получилось, и, например, по этой причине было принято решение не вставлять в корабль систему аварийного спасения при старте. Вдобавок ко всему из конструкции уже строящегося корабля удалили дублирующую тормозную систему. Отказ от неё обосновали тем, что «Востока-1», выйдя на не слишком высокую орбиту (до 200 километров), всё равно в течение десяти суток слетел бы с неё из-за торможения о высокие атмосферные слои и возвратился бы обратно на нашу планету. И систем жизнеобеспечения на корабле-спутнике тоже хватало максимум на десять суток.
Сергей Королёв хотел как можно быстрее запустить в космическое пространство свой аппарат, ведь имелась информация, что Штаты планируют осуществить нечто аналогичное уже во второй половине апреля 1961 года. Сначала из 20 претендентов на выбрали 6, а окончательное решение, кто именно должен лететь, приняли на одном из заседаний госкомиссии — была одобрена кандидатура Юрия Гагарина (дублёром назначили Германа Титова). А в качестве даты для запуска «Востока-1» было выбрано 12 апреля.
«Восток-1», пилотируемый Юрием Гагариным, стартовал с Байконура 12 апреля 1961 года в 09:07 (время московское). Руководителем старта являлся ракетный инженер Анатолий Кириллов — он давал команды по стадиям пуска ракеты и осуществлял контроль за их выполнением, следя за ситуацией из командного пункта. Особенности космического корабля «Восток», на котором Юрий Гагарин полетел в космос, не предполагали совершения мягкой посадки. Такая система была необходима для безопасного приземления аппарата, но на советском корабле её на тот момент не было. В СССР такой технологии на тот момент времени ещё не успели создать, а без неё космонавт мог просто умереть при резком ударе о землю.
Для решения данной проблемы была придумана схема с катапультированием из спускаемого корабля за 10 минут до посадки и приземлением космонавта на парашюте. Юрий Гагарин так и поступил. На высоте 7 километров, руководствуясь планом полета, Гагарин катапультировался и продолжил спуск на парашюте отдельно от аппарата.
При этом первый летчик-космонавт мог приземлиться в воды Волги, но здесь помогла хорошая предполетная подготовка первого космонавта. Управляя стропами, Юрий Гагарин сумел увести парашют от поверхности реки, приземлившись в поле примерно в 1,5-2 километрах от речного берега.
Длительное время в СССР скрывали сам факт приземления космонавта на парашюте отдельно от космического корабля. Дело было в том, что для фиксации рекорда согласно действовавшим правилам Международной авиационной федерации в момент приземления космонавты должны были находиться внутри спускаемой капсулы. Для того чтобы результаты первого полета не были дискредитированы, в СССР долгие годы скрывали детали приземления первого космонавта от западных коллег.
Полет Юрия Гагарина в космос сопровождали различные нештатные ситуации и неполадки на борту, которые при неблагоприятном развитии ситуации могли привести к трагедии. В своё время агентство ТАСС рассказало о 10 таких нештатных ситуациях на борту корабля «Восток-1». Все они лишь подчеркивали насколько героическим и трудным был этот полет как для самого Гагарина, так и для конструкторов, в первую очередь Сергея Королева, переживающего за жизнь космонавта.
Первая из нештатных ситуаций возникла перед самым стартом 12 апреля 1961 года. Когда Юрий Гагарин уже находился в своем кресле внутри кабины корабля «Восток», выяснилось, что люк с герметизирующей крышкой закрылся, но один из трех контактов «люк закрыт» не сработал и не замкнулся.
Этот контакт был очень важен для полета. За счет правильного срабатывания контакта во время спуска после отстрела крышки люка должен был активироваться таймер катапультирования космонавта из спускаемого аппарата. По указанию Сергея Королева люк пришлось открывать, контакт был поправлен, после чего его закрыли заново.
При этом откладывать пуск из-за такой незапланированной мелочи не хотели. В СССР среди осведомленных людей уже ходили слухи о том, что американцы планируют первый запуск человека в космос в ближайшие недели. Поэтому контакт поправили максимально оперативно. Бригада инженеров, работая со скоростью лучших механиков «Формулы-1», открутила более 30 гаек, подняла герметизирующий люк и поправила контакт, после чего люк снова закрыли.
Космонавт, естественно, понял, когда люк вновь открылся, что что-то пошло не так. Уже позднее Гагарин говорил, что Сергей Королев объяснил ему, что один контакт почему-то не прижимается, но всё будет нормально.
После приземления Гагарина случайно встретили жена лесничего и её внучка — они просто прогуливались в этих местах. Затем в районе приземления появились военные — они доставили пилота-космонавта в военную часть. Здесь он вышел на связь с командованием и сообщил, что поставленная перед ним задача выполнена.
Как только об этом стало известно Хрущёву, он позвонил министру обороны Малиновскому. В ходе разговора Хрущёв попросил о том, чтобы Гагарину как можно быстрее было присвоено звание майора. И, кстати, в сообщениях ТАСС от 12 апреля фигурировал уже майор Юрии Гагарин. А вот сам космонавт узнал о своём новом звании лишь после приземления. А ещё чуть позднее ему присвоили звание «Герой Советского Союза».
Изначально не планировалось никаких празднеств, связанных с появлением Гагарина в Москве. Но внезапно планы переменились, в спешном темпе была организована торжественная встреча. На самолёте Ил-18 космонавт прибыл в столичный аэропорт Внуково, где его уже ожидала восторженная толпа, представители СМИ, первые лица советского государства. Далее Гагарина повозили по главным улицам Москвы в автомобиле ЗИЛ с открытым верхом. Гагарин ехал стоя и приветствовал тех, кто пришёл его встречать. Со всех сторон звучали поздравления, многие принесли с собой плакаты. Какой-то мужчина даже пробрался сквозь выставленное оцепление и передал Гагарину цветы.
Потом на Красной площади космонавт, пройдя по красной ковровой дорожке, доложил об успешном полёте Никите Хрущёву. Некоторые люди, смотревшие эту кинохронику, обратили внимание на развязанный шнурок на Гагаринском ботинке. Эта забавная деталь сделала космонавта ещё более любимым в народе.
Легендарные кадры Гагарина в увесистом шлеме, говорящего «поехали!», были сняты не перед самим запуском, а значительно позже — то есть это чистой воды имитация. 12 апреля никому из главных участников запуска было не до съёмок. Потом эти кадры решили воссоздать — Юрий Гагарин и Сергей Королёв перед камерами повторили всё, что говорили и делали в утро перед запуском.
По материалам Topwar.ru, knowhistory.ru, журнала «Международная жизнь»
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs
«Поехали!»: 5 вещей, которые нужно знать о космическом полете Гагарина
Космонавт Юрий Гагарин в понедельник стал первым человеком, побывавшим в космосе 60 лет назад, обеспечив победу Москве в гонке с Вашингтоном и отметив новую главу в истории космонавтики. исследование космоса.
Десятилетия спустя его путешествие стало окутываться мифами после того, как Советы годами держали в секрете многие детали исторической миссии.
Вот пять вещей, которые нужно знать о легендарном полете Гагарина:
‘Поехали!’
Обученный сталевар, ставший военным летчиком, Гагарин был выбран из тысяч кандидатов для прохождения серьезной подготовки, необходимой для космического полета.
Помимо отличных результатов в тестах, Гагарин, которому тогда было 27 лет, также, как сообщается, отличился тем, что снял обувь перед входом в космический корабль «Восток», предназначенный для миссии, что является обычаем в России при входе в дом.
12 апреля 1961 года, когда Гагарин взлетел с космодрома Байконур в Казахстане, он произнес свою культовую фразу «Поехали!» или «Поехали!» на русском.
Рискованное дело
Полет длился всего 108 минут, поскольку «Восток» совершил один виток вокруг Земли.
После того, как Гагарин благополучно вернулся домой, успех его миссии затмил тот факт, что не все пошло по плану.
Среди дюжины технических сбоев его космический корабль вышел на орбиту на большей высоте, чем ожидалось.
Если бы его тормозная система вышла из строя, Гагарину пришлось бы ждать, пока космический корабль не начнет снижаться самостоятельно. И хотя на «Востоке» было достаточно еды, воды и кислорода, чтобы продержаться 10 дней, большая высота означала, что ожидание было бы намного дольше, и у Гагарина закончились бы припасы.
К счастью для русского космонавта, тормоза сработали.
Подозрения в шпионаже
Но Гагарин приземлился за много миль от ожидаемой точки посадки, катапультировавшись из своей капсулы над Саратовской областью на юге России.
Он приземлился в поле, где первыми людьми, которых он увидел, были молодая девушка и ее бабушка, выкапывающие картошку.
Одетый в белый шлем и оранжевый скафандр, он сначала изо всех сил пытался убедить их в разгар холодной войны, что он не иностранный шпион.
Нация мочеиспускания
Легенда гласит, что перед взлетом Гагарин попросил водителя автобуса, доставившего его на стартовую площадку, остановиться, чтобы он мог облегчиться, прежде чем помочиться на заднее правое колесо.
В течение многих лет российские космонавты повторяли ритуал перед запуском в космос, но многолетнее суеверие может скоро уйти в отставку: новый дизайн российского скафандра, представленный в 2019 году, не оснащен мушкой и слишком тяжел, чтобы его ловко снять .
Человек, стоящий за Гагариным
Хотя имя Гагарина стало нарицательным в Советском Союзе, в течение многих лет никто не знал о вдохновителе космической программы страны: Сергее Королеве.
Советы даже отказались от Нобелевской премии, присужденной их «Главному конструктору», решив сохранить его личность в секрете. Только после его смерти в 1966 году стало известно его имя.
Под руководством Королева СССР отправил в космос не только первого человека, но позже и первую женщину, а также осуществил первый выход в открытый космос.
Почему Советский Союз лгал об историческом космическом полете Юрия Гагарина
Ровно шестьдесят лет назад, 12 апреля 1961 года, Восток-1 стартовал с космодрома Байконур вместе с космонавтом Юрием Гагариным в первый в истории полет человека в космос. Задача полета заключалась в том, чтобы достичь верхних слоев атмосферы, совершить один оборот вокруг Земли, а затем вернуться на Землю для безопасной посадки.
Несмотря на первоначальную задержку из-за того, что люк не закрылся должным образом, обратный отсчет запуска прошел по плану, и Гагарин смог взлететь на корабле, которому мало кто доверял. Половина всех советских запусков до настоящего времени были неудачными, но Гагарин был оптимистичен. Он попросил послушать музыку, пока ждет, пока техники починят неисправный люк. В то время как дублер Гагарина Герман Титов жаловался на боли в груди, Гагарин был расслаблен с пульсом 64 удара в минуту.
«Поехали!», — говорил Гагарин в микрофон, когда ракета отрывалась от стартовой площадки. Четыре навесных ускорителя оторвались в нужный момент, а через минуту освободился кожух полезной нагрузки, прикрывавший космический корабль, открыв маленькое окошко возле ноги Гагарина, чтобы он мог выглянуть наружу. «Видимость хорошая… Я почти все вижу», — ответил по рации Гагарин. «Я хорошо себя чувствую. Я в хорошем настроении», — добавил он.
Полет продолжился без препятствий. Когда «Восток» проходил над Сибирью, Гагарин докладывал: «Корабль работает нормально. Я вижу Землю в иллюминаторе «Взора». Все идет по плану».
Гагарин пролетел над северной частью Тихого океана и пересек ночь, к северо-западу от Гавайских островов. Двадцать три минуты спустя, когда Гагарин пересек Магелланов пролив на оконечности Южной Америки, солнце снова взошло. Еще через двадцать пять минут, как раз когда Гагарин пересек Африку, автоматические системы космического корабля привели его в требуемое положение и ориентацию для запуска тормозной ракеты. Пора было идти домой.
Траектория полета Гагарина. Фото: BBC
Жидкостный двигатель работал в течение 40 секунд над западным побережьем Африки, чтобы замедлить корабль и подготовить его к входу в атмосферу. Вот тогда и начались первые неприятности. Клапан в тормозном двигателе не смог полностью закрыться в начале горения, и часть топлива вытекла. В результате в двигателе закончился бензин, и он заглох раньше запланированного срока. Корабль был запрограммирован на выключение двигателя после того, как он замедлится на 136 метров в секунду, но из-за того, что двигатель выключился раньше, корабль замедлился только на 132 метра в секунду. Хотя этого было достаточно, чтобы подтолкнуть корабль к повторному входу в атмосферу, поскольку он не смог достичь заранее запрограммированной скорости, команда на выключение двигателя так и не была подана. В результате топливные магистрали двигателя остались открытыми после того, как он выработал топливо и заглох. Этот сжатый газ и окислитель продолжали выходить из главного сопла и рулевых двигателей, заставляя космический корабль бешено вращаться.
После полета Гагарин писал:
То вижу Африку, то горизонт, то небо. У меня едва хватило времени, чтобы прикрыться, чтобы защитить глаза от солнечных лучей. Я засунул ноги в иллюминатор, но не закрыл жалюзи.
Продолжая бесконтрольно вращаться, Гагарин столкнулся с другой проблемой. Возвратный модуль еще не отделился от служебного модуля. Две части ракеты должны были отделиться через десять секунд после окончания горения. Спускаемый модуль с космонавтом должен был упасть на землю, а служебный модуль сгорел в атмосфере. Но служебный модуль неожиданно остался прикрепленным к возвращаемому модулю пучком проводов, и оба кувыркались на землю. Наконец, на высоте около 150 км модули отсоединились, и спускаемый аппарат вышел на правильную траекторию входа в атмосферу.
Фото: Космический музей Дэна Бомонта/Flickr
По мере того как Гагарин продолжал спуск, экстремальные перегрузки разрывали его мышцы. Гагарин боролся, чтобы остаться в сознании:
Был момент, где-то 2-3 секунды, когда данные на контрольных приборах стали расплываться. У меня начало сереть в глазах. Я собрался и собрался. Помогло, все как бы вернулось на свои места.
Гагарин, как полагают, испытал около 8g во время входа в атмосферу.
На высоте 7 км был сброшен люк космического корабля и через несколько секунд из сферического модуля был выброшен Гагарин. Затем катапультное кресло Гагарина оторвалось, и через несколько мгновений раскрылся его парашют. Возвращаемый модуль свободно падал до раскрытия собственного парашюта на высоте 2,5 км. Через десять минут после катапультирования Гагарин мягко приземлился в чистом поле. Свежевспаханная земля смягчила его падение. И он, и космический корабль приземлились в 26 км к юго-западу от города Энгельс, в Терновском районе под Саратовом. Он упал более чем в 300 км от назначенного места посадки.
Возвращаемый аппарат корабля «Восток-1» после приземления. Фото: ESA
Местная жительница и ее пятилетняя внучка с недоумением наблюдали, как Гагарин в своем ярко-оранжевом костюме и каске шел к ним, волоча за собой парашют. Они отшатнулись от страха, но Гагарин обратился к ним: « Не бойтесь, я такой же советский, как и вы, спустившийся из космоса, и я должен найти телефон, чтобы позвонить в Москву! »
Командир зенитного дивизиона в этом районе майор Ахмед Гасиев, видевший спускавшегося Гагарина, прибыл на место через несколько минут. Он отвез Гагарина в свою часть, чтобы тот мог позвонить. Весь личный состав подразделения, а также их родственники стекались на место, чтобы увидеть человека, «сошедшего из космоса».
Ложь и секреты
Миссия «Восток» проводилась в условиях строжайшей секретности. Чиновникам запретили раскрывать многие детали миссии, в том числе местонахождение космодрома, откуда был запущен космический корабль. Через несколько дней после полета, когда представители советской космической программы подали отчет о миссии в Международную астронавтическую федерацию (ФАИ), они изобрели новый космодром — небольшой шахтерский городок под названием Байконур, расположенный в 320 км к северо-востоку от Ленинска, недалеко от Тюратама. настоящая стартовая площадка. Внезапно оказавшись в центре внимания, ошеломленные байконурцы воспользовались своей вновь обретенной славой, разместив заказы на дефицитное сырье, такое как цемент и древесина, чиновникам в Москве, и все это было доставлено в огромных количествах. Москве потребовалось некоторое время, чтобы понять, что они стали жертвами хитрой аферы. Три десятилетия спустя ложь стала правдой, когда в 1995 Ленинск был официально переименован в Байконур.
Космодром Байконур. Фото: Климов Владимир/Dreamstime
Международная астронавтическая федерация (ФАИ) была создана в 1905 году как неправительственная и некоммерческая организация для развития авиации и космонавтики во всем мире. В его обязанности входит проверка рекордных полетов и арбитраж споров по поводу рекордов. Если граждане двух разных стран претендуют на рекорд космического полета, задача FAI — изучить представленную документацию и принять решение о том, кто первым совершил этот подвиг.
FAI устанавливает определенные правила для космических полетов. Не обязательно, чтобы космическое агентство соблюдало эти правила, но если это космическое агентство захочет подать заявку на запись или возникнет спор, то FAI проследит за тем, чтобы правила соблюдались. Одно из условий космического полета требует, чтобы пилот приземлился внутри своего корабля, чтобы рекорд был действительным. Это требование было создано для того, чтобы пилоты не могли летать на летательных аппаратах, которые не могут безопасно приземлиться. FAI не хотела поощрять пилотов рисковать своей жизнью ради авиационного рекорда. Это правило стало проблемой для Гагарина, потому что он не приземлился внутри своего космического корабля. Советские инженеры еще не усовершенствовали тормозную систему, которая могла бы замедлить корабль настолько, чтобы человек мог пережить удар. Поэтому космонавта выбросили из корабля. Советские власти приложили все усилия, чтобы скрыть этот факт, и Гагарину много раз приходилось лгать во время пресс-конференций.
Герман Титов, Никита Хрущев и Юрий Гагарин на Красной площади в Москве 20 ноября 1961 года. Фото: Wikimedia Commons
собственный космический полет, став вторым человеком, вышедшим на орбиту Земли, и первым человеком, проведшим в космосе целый день. Но в отличие от Гагарина Титов говорил правду. Он признался, что выбросил себя. Показания Титова заставили FAI пересмотреть свое определение пилотируемого космического полета, признав, что запуск, выход на орбиту и безопасное возвращение человека сами по себе являются великим технологическим достижением, а способ приземления пилота не имеет значения.
Первое официальное признание истинной природы приземления Юрия Гагарина было сделано спустя целых десять лет после этого события, когда полет Гагарина был признан международным рекордом.
Юрий Гагарин погиб в 1968 году в результате трагической аварии, когда под городом Киржач разбился учебно-тренировочный МиГ-15, который он пилотировал. В память о нем ФАИ учредила Золотую медаль Юрия Гагарина, которая является второй по величине наградой за космические полеты, присуждаемой ФАИ.
Место, где приземлился Гагарин, теперь является парком памятников с монументом высотой 25 метров, состоящим из серебристого металлического ракетного корабля, поднимающегося на изогнутом металлическом столбе пламени с клиновидного основания из белого камня.