Строительство русской избы и ее устройство. Изба внутри


Крестьянская изба внутри | Русь деревянная

Продолжение, первая часть тут.Самое почетное место в русской избе — красный угол, красный кут, он же — передний угол. Это обычно наиболее бросающаяся в глаза часть, первое, что видел входящий в избу. Обычно это самый освещенный угол, с восточной стороны, по диагонали от печи, между боковой и фасадной стенами. Здесь висели иконы и стояли большой стол и большая лавка. Место за ним называлось «большим местом»: тут сидел глава семьи и важные гости. Далее вдоль стены шли: прямой стол, за ним, если не хватало места — кривой стол: так как ставили его перпендикулярно к прямому. Члены семьи садились в порядке старшинства, начиная с главы семьи, последнее место за кривым столом называлось полатный брус, потому что находилось под потолочным брусом, на который укладывали полати.

Важное место занимала печь: в холодном климате без печи было не выжить, да и в течение года в ней готовили, сушили ягоды и грибы, пекли хлеб, спали и даже лечились. Печь фигурирует даже в русских сказках: то Илья Муромец на ней лежит, то Баба Яга детей поджаривает. Русская печь отличается шириной, массивна и долго сохраняет тепло. Нередко печь имеет выемки и ниши, где хранится кухонная утварь. В центральных районах России печь стояла в правом углу от входа. Строили ее на отдельном фундаменте — небольшом срубе, набитом песком, камнями и проч. Это было необходимо, чтобы печь не перекосила избу. Изначально избы топились по-черному, то есть дым скапливался в избе и выходил через открытые двери и окна. Но с появлением потолка все чаще крестьяне стали делать печи с трубами — избы стали «белыми».

Мебель была представлена неподвижными широкими лавками, расставленными вдоль стен и одним концом прикрепленными к ним. На них и сидели, и спали. Возле печи находилась «судная» или «посудная» лавка, где хозяйничала самая старшая женщина. Та часть избы, где она располагалась, считалась женской половиной, мужчинам сюда ходить было нежелательно, а уж посторонним — тем более.

Над лавками крепились полки-надлавочники («полавочники»). Передвижная лавка называлась «скамья», а с 19 века появились стулья. Кроме лавок, обязательной мебелью был сундук. На сундуках также спали: они могли быть длинными — до 2 м., и широкими. Но уже с 18-19 в. стали появляться шкафы. До этого времени вещи либо лежали в сундуках, либо висели в избе на стенах и шестах. Также одежду хранили в холодных горницах, сенниках и клетях.

Рассказывая про устройство избы, нередко опускают столь важную деталь, как туалет или «задок». Все потому, что туалет либо делали на улице либо отгораживали от основной избы, чтобы запах не проникал в помещение.

woodcountry.ru

Русская изба: взгляд изнутри | Кладка камина

Отопительно варочная печь В. А. Потапова

Русский дом, построенный по традиционной технологии, включает в себя: сени и теплое отапливаемое помещение.

    Русская изба: взгляд изнутри
Фото: Внешний вид избы
Планировка избы 

1 Основное назначение сеней – изолировать внутренние комнаты от холода. То есть дверь из теплого помещения открывалась сначала в сени, а только потом наружу.  Но слово «сени» изначально имело другое значение. В 14 веке так называли крытую галерею на верхнем этаже теремов дворян. И только спустя многие десятилетия, сенями стали именовать прихожую и они стали выполнять ту функцию, которая нам знакома.

Сени применялись в хозяйстве в качестве подсобного помещения. Например, в жаркие летние ночи здесь было комфортно спать. Если сени имели большую площадь, то в них даже проводились встречи молодежи или посиделки зимой.  Из сеней в избу вела небольшая одностворчатая дверь. Она делалась из твердых сортов дерева, например, дуба. На изготовление одной двери требовалось 2-3 широких полотна. Готовая дверь обрамлялась дверной колодкой, которая состояла из косяков (2-х толстых тесаных плах из дуба), высокого порога и верхнего бревна. 

    Русская изба: взгляд изнутри
Фото: Русская изба: взгляд изнутри
Значение печи в русской избе

2 После сеней шло основное отапливаемое помещение избы, большую часть площади которого, занимала печь. Иногда она бывала таких больших размеров, что создавалась впечатление, что весь дом построен вокруг нее. 

Традиционно печь располагалась сразу около входной двери, справа. Ее устье было направлено к передней стенке дома. Если печь находилась слева от входа, то такие избы русские крестьяне пренебрежительно именовали «непряхами».  С этим названием связана следующая история. Когда женщины начинали прясть, то они садились на «бабью лавку», которая находилась на противоположной от печи стороне. Если печь была слева, то лавка – справа. То есть рукодельницы оказывались спиной к свету, что было очень неудобно. Пройдя через века, русская печь мало изменилась. Она была настоящим центром жизни избы. В ней не только готовили еду. Она применялась для отапливания комнаты и для вентиляции, на печке просушивали зерно, хранили домашнюю утварь и спали. Зимой здесь же держали мелких животных и птицу. Помимо этого в печи мылись. 

В деревнях считалось, то пар из печи намного полезнее, чем воздух в бане. Парению в печи приписывались различные целебные качества. Такой пар излечивал от многих болезней. Веру в целительную силу рукой печи можно понять из следующего примера. Если младенец начинал болеть, то его называли «недопеченым». С грудным ребенком проводили следующий обряд. Младенца «припекали», то есть на время помещали в протопленную, но остывшую печь.

 План избы
Фото: План избы

Видео: Устройство древнерусской избы

Русская изба: взгляд изнутри / Kladka-kamina.ru

Отопительно варочная печь В. А. Потапова

kladka-kamina.ru

Внутреннее обустройство русской избы

  • Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

  • Стол украшают гости, а дом - дети.

  • Тот не умирает, кто детей не покидает.

  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

  • Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

  • Дайте детству созреть в детях.

  • Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

  • Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Изба была самым главным хранителем семейных традиций для русского человека, здесь проживала большая семья, и воспитывались дети. Изба являлась символом уюта и спокойствия. Слово «изба» произошло от слова «истопить». Истопка – это отапливаемая часть дома, отсюда и слово «истьба».

Внутреннее убранство традиционной русской избы было простым и удобным: стол, лавки, скамьи, стольцы (табуретки), сундуки, - всё делалось в избе своими руками, тщательно и с любовью, и было не только полезным, красивым, радующим глаз, но несло свои обережные свойства. У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках - расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи выскреблены.

Комнат в доме не было, поэтому всё пространство разделялось по зонам, согласно функциям и назначению. Разделение производилось с помощью своеобразной тканевой занавески. Таким способом отделялась хозяйственная часть от жилой.

Центральное место в доме отводилось под печь. Печь порой занимала почти четверть избы, и чем массивнее она была, тем больше тепла накапливала. От её расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи». Печь являлась неотъемлемой частью не только русской избы, но и русской традиции. Она служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна; использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь, порою, олицетворяла всё жилище, её наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой). Приготовление пищи в русской печи являлось сакральным действом: сырое, неосвоенное превращалось в варёное, освоенное. Печь - душа дома. Добрая, честная Матушка-печь в присутствии которой не смели сказать бранного слова, под которой, согласно поверьям предков, обитал хранитель избы - Домовой. В печке сжигали сор, так как его нельзя было выносить из избы.

Место печи в русском доме видно по тому, с каким уважением относился народ к своему очагу. К печи пускали не каждого гостя, а если разрешали кому-то посидеть на своей печи, то такой человек становился особенно близким, желанным в доме.

Печь устанавливали по диагонали от красного угла. Так называли самую нарядную часть дома. Само слово "красный" означает: "красивый", "хороший", "светлый". Красный угол располагали напротив входной двери, чтобы каждый входивший мог по достоинству оценить красоту. Красный угол был хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна. К убранству красного угла относились особенно трепетно и старались содержать его в чистоте. Он являлся самым почётным местом в доме. Здесь располагали особо важные семейные ценности, обереги, кумиры. Всё размещалось на полке или столике, выстланном расшитым рушником, в особом порядке. Согласно традиции, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Как правило, повсеместно в России в красном углу находился стол. В ряде мест его ставили в простенке между окнами - против угла печи.   Стол всегда был местом, где происходило единение членов семьи.

В красном углу, подле стола, стыкаются две лавки, а сверху - две полки полавочника. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь, за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья; происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома её увозили; привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.

Напротив красного угла располагался печной или «бабий» угол (кут). Там женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили, вышивали и т. д. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют ещё жерновым. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда, и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. Закрытый дощатой перегородкой печной угол, образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб". Он являлся своеобразным женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы.

Сравнительно небольшое пространство избы было организовано таким образом, что в нём с наибольшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал своё место в общем пространстве. Мужчины работали, отдыхали днём на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол и лавку около входа. Женщины и дети находились днём на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Спальные места располагались на лавках и даже на полу. Под самым потолком избы, между двумя смежными стенами и печью на особую балку настилали широкий дощатый помост - «полати». Особенно любили сидеть на полатях дети — и тепло и всё видно. На полатях спали дети, а иногда и взрослые, сюда же складывали одежду, здесь сушили лук, чеснок и горох. Под потолком, закрепляли детскую колыбель.

Весь домашний скарб хранился в сундуках. Они были массивными, тяжёлыми, и порой достигали таких размеров, что на них вполне можно было спать взрослому человеку. Сундуки делались на века, поэтому укреплялись с углов кованым металлом, такая мебель жила в семьях десятилетиями, передаваясь по наследству.

В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. В старинных избах лавки украшались "опушкой" - доской, прибитой к краю лавки, свисавшей с неё подобно оборке. Такие лавки назывались "опушенными" или "с навесом", "с подзором. Под лавками хранили различные предметы, которые, в случае необходимости, легко было достать: топоры, инструменты, обувь и прочее. В традиционной обрядности и в сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так, входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. То же касается и сватов - они проходили к столу и садились на лавку только по приглашению.

В русской избе было много ребятишек, и колыбель - люлька была столь же необходимым атрибутом русской избы, как стол или печь. Распространёнными материалами для изготовления колыбелей был луб, камыш, сосновая дранка, кора липы. Чаще люльку вешали в задней части избы, рядом с подтопком. В толстое потолочное бревно вбивали кольцо, на него вешался «качок», на который и крепилась на веревках люлька. Качать такую люльку можно было при помощи специального ремешка рукой, а в случае занятости рук, ногой. В некоторых регионах колыбелька подвешивалась на очеп – деревянную, довольно длинную жердину. Чаще всего для очепа использовалась хорошо гнущаяся и пружинящая берёза. Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: у потолка скапливался самый тёплый воздух, что обеспечивало обогрев ребёнку. Существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом дитё, так он лучше растёт и накапливает жизненную энергию. Пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть: души умерших, привидения, домовые. Чтобы защитить от них ребёнка, под люльку обязательно клали обереги. А на изголовье люльки вырезали солнце, в ножках - месяц и звёзды, крепились разноцветные тряпицы, деревянные расписные ложки. Саму люльку украшали резьбой или росписью. Обязательным атрибутом был полог. Для полога выбиралась самая красивая ткань, его украшали кружевами и лентами. Если же семья была бедная, в дело пускали старый сарафан, который, несмотря на лета, выглядел нарядно.

Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Лучина являлась единственным источником освещения в русской избе на протяжении многих веков. Обычно в качестве лучины использовали берёзу, которая горела ярко и не дымила. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники - небольшие плошки с загнутыми вверх краями.

Занавески на окнах были однотонные или с рисунком. Ткались они из натуральных тканей, украшались обережной вышивкой. Белыми кружевами ручной работы были украшены все предметы текстиля: и скатерти, и занавески и подзор простыни.

В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.

В качестве основной цветовой гаммы для избы  использовалась золотисто-охристая, с добавлением красного и белого цветов. Мебель, стены, посуду, окрашенные в золотисто-охристые тона, успешно дополняли белые полотенца, красные цветы, а также красивая роспись.

Потолок также мог быть расписан в виде растительных орнаментов.

Благодаря использованию исключительно натуральных материалов при строительстве и внутреннем убранстве, в избах всегда летом было прохладно, а зимой тепло.

В обстановке избы не было ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имела своё строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является отличительной чертой характера русского жилища.

 

Так же рекомендуем посмотреть

zarenica.net

Внутренний мир русской избы

Сборник докладов 14-го Всероссийского интернет-педсовета

Александрова Наталья Викторовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 п. Победа, Республика Адыгея, учитель ИЗО, педагог-психолог.

Аннотация

Знание истоков отечественной культуры, нравов, обычаев своего народа необходимо для того, чтобы понять и объяснить многие моменты истории страны. Чтобы пробудить интерес к бытовой истории, натолкнуть на размышления о нитях, связывающих прошлое и настоящее. Посмотреть на себя, как на прямых потомков и наследников крестьянской России.

Эта содержательная информация чрезвычайно важна для формирования мировосприятия учащихся. Она позволяет по-новому взглянуть на внутреннее жилое пространство русской избы, на деревенский, бесхитростный, но мудро организованный быт, воспроизводящий в образной форме гармонию Великого космоса.

Введение

Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Первоначально это были земляные дома (землянки), затем по мере развития человечества появились деревянные и каменные. Из истории России мы знаем, что уже в ХVI - XVII веках большинство зданий на Руси строилось из дерева.

Слово "изба" (а также его синонимы "ызба","истьба", "изъба", "истобка", "истопка") употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение.

Кроме того, у всех трех восточнославянских народов - белорусов, украинцев, русских - сохранялся термин "истопка" и обозначал опять-таки отапливаемое строение, будь то кладовая для зимнего хранения овощей или жилая изба крохотных размеров, но непременно с печью.

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными.

При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым, и вместе с тем учитывалась его ритуальная ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачными для строительства было место, где прежде хоронили людей, где раньше проходила дорога или стояла баня.

Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Русские предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили.

В крестьянских домах было, как правило, одно или два, реже три жилых помещения, соединенных сенями. Наиболее типичным для России был дом, состоящий из теплого, отапливаемого печью помещения и сеней. Их использовали для хозяйственных нужд и как своеобразный тамбур между холодом улицы и теплом избы.

Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана.

Внутреннее убранство русской избы

Особенно интересно в интерьере русской избы устройство печи. Её ставили в одном из углов, отступив, во избежание пожара, от стен. Небольшое пространство в углу между печью и стенами – запечье – использовалось для хозяйственных нужд. Угол, противоположный печи по диагонали, назывался красным. Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла, - а может быть, даже и первым.

Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб". Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.

С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым.

Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов.

Под окнами избы делались лавки, которые не принадлежали к мебели, но составляли часть пристройки здания и были прикреплены к стенам неподвижно. Короткая лавка - лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины. Лавка, находившаяся около печки, называлась кутной. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб.

Лавка пороговая шла вдоль стены, где расположена дверь. Она использовалась женщинами вместо кухонного стола и отличалась от других лавок в доме отсутствием опушки по краю.

Лавка судная - лавка, идущая от печи вдоль стены или дверной перегородки к передней стене дома. Уровень поверхности этой лавки выше, чем других лавок в доме. Лавка спереди имеет створчатые или раздвижные дверцы или закрывается занавеской. Внутри нее расположены полки для посуды, ведер, чугунков, горшков.

Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь - под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное - на лавке под полатями или на помосте около печи. Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать.

Мебель и утварь

Необходимым элементом убранства жилья являлся стол, служащий для ежедневной и праздничной трапезы. Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели, хотя наиболее ранние столы были глинобитными и неподвижными.

Покрывался стол скатертью. В крестьянской избе скатерти изготавливали из домотканины как простого полотняного переплетения, так и выполненной в технике бранного и многоремизного ткачества. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ пестряди, как правило с клеточным узором (расцветка самая разнообразная) или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды или снимали, или покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кружевная прошва между двумя полотнищами, кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани.

В русском быту различали следующие виды скамей: переметную, переносную и приставную. Скамья переметная - скамья с перекидной спинкой ("переметом") служила для сидения и спанья.

Скамья переносная - скамья с четырьмя ножками или двумя глухими досками, по мере необходимости приставлялась к столу, использовалась для сидения. Если не хватало места для спанья, скамью можно было перенести и поставить вдоль лавки, чтобы увеличить пространство для дополнительной постели. Переносные скамьи являлись одной из древнейших форм мебели у русских.

Скамья приставная - скамья с двумя ножками, расположенные лишь на одном конце сиденья, другим концом такую скамью клали на лавку. Нередко такого типа скамьи изготавливали из цельного куска дерева таким образом, что ножками служили два корня дерева, обрубленные на определенной длине.

Кроватью в старину служила прикрепленная к стене скамья или лавка, к которой приставляли другую лавку. На этих лавах клали постель, состоявшую из трех частей: пуховика или перины, изголовья и подушек.

Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие — длиной до 2 м и маленькие 50-60 см (укладки). Опорная часть решалась либо в виде невысоких ножек, либо в виде профильного плинта. Крышка была прямой или немного выпуклой. Иногда сундуки обивали со всех сторон звериной шкурой с коротким ворсом (лося, оленя). Укрепляли сундуки металлическими деталями, которые одновременно служили и украшениями. В металлических полосках делали прорезной орнамент, отчетливо выступающий на фоне покрашенного в яркий цвет (зеленого или красного) сундука. Затейливо украшали ручки, размещенные с боков сундука, личины замков и ключи. Замки делали со звоном, даже мелодией и хитрым способом замыкания и отмычки. Резьбой и росписью сундуки украшали и внутри, наиболее распространенной темой был растительный узор. Особенно богато и ярко расписывали свадебные сундуки. Высоко ценились сундуки из древесины кедра, специфический запах которой отпугивает моль.

Посуду ставили в поставцах: это были столбы с многочисленными полками между ними. На нижних полках, более широких, хранили массивную посуду, на верхние полки, более узкие, ставили мелкую посуду.

Главное украшение домов составляли иконы. Иконы ставились на полочку или открытый шкафчик называемый божницей. Она изготовлялась из дерева, нередко украшалась резьбой и росписью. Она располагалась всегда в красном углу избы. На божницу часто вешалась занавеска, закрывавшая иконы, или божник. Такого рода полочка или шкафчик были распространены во всех русских избах, так как, по мнению крестьян, иконы должны были стоять, а не висеть в углу избы. Божник представлял собой узкое, длинное полотнище домотканого холста, украшенное вдоль одной стороны и на концах вышивкой, тканым орнаментом, лентами, кружевом. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывали лики.

Фото. Рушники.

Для праздничного убранства избы использовались рушники- полотенца белой ткани домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, блестками, позументом, тесьмой, бахромой. В день свадьбы полотенце использовалось невестой в качестве фаты. Накинутое на голову, оно должно было предохранить ее от дурного глаза, порчи в самый ответственный момент ее жизни. Такая символика полотенца исключала использование его для вытирания рук, лица, пола. Для этой цели пользовались рукотерником, утиркой, утиральником и т.д.

В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. Деревянная утварь по технике изготовления могла быть долбленой, долбленой, бондарной, столярной, токарной. В большом употреблении была также утварь, изготовленная из бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть предметов приобреталась на ярмарках

Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей.

Металлическая утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная или серебряная. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи, ее бережливости, уважения к семейным традициям. Такую утварь продавали только в самые критические моменты жизни семьи.

Для подачи на стол кушаний использовалась такая столовая утварь, как блюдо. Оно было обычно круглой или овальной формы, неглубоким, на невысоком поддоне, с широкими краями. В крестьянском быту были распространены главным образов деревянные блюда.

Для питья и приема пищи служила чаша. Деревянная чаша представляет собой сосуд полусферической формы на небольшом поддоне, иногда с рукоятями или кольцами вместо ручек, без крышки. Часто по краю чаши делали надпись.

Для питья различных напитков применяли кружку. Кружка - это цилиндрическая посуда разного объема с ручкой. Глиняные и выточенные из дерева кружки украшались росписью, а деревянные - резьбой, поверхность некоторых кружек покрывалась плетением из бересты. Их использовали в повседневном и праздничном обиходе, были они и предметом обрядовых действий.

Для питья хмельных напитков пользовались чаркой. Она представляет собой небольшой сосуд круглой формы, имеющий ножку и плоское дно, иногда могла быть ручка и крышка. Чарки обычно расписывались или украшались резьбой. Этот сосуд употреблялся как индивидуальная посуда для питья браги, пива, хмельного меда, а позднее - вина и водки в праздничные дни, так как пить разрешалось только по праздникам и подобного рода напитки были праздничным угощением для гостей. Пить было принято за здоровье других людей, а не за себя. Поднося гостю чарку вина, хозяин ждал от него ответной чарки.

Единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки, служили ложки. В основном они были деревянными. Ложки украшались росписью или резьбой.

Ступы могут иметь различную форму и размеры, от неглубокой миски до высоких, более метра в высоту, ступ для размалывания зерна.

Традиционной утварью для русского застолья являлись ендовы, ковши, братины, скобкари. Ендовы не считались ценными предметами, которые необходимо выставлять на самое лучшее место в доме, как это, например, делалось с братиной или ковшами.

Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью.

Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.

С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти.

Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом. Помело представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка. При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Вся эта утварь участвовала в тех или иных обрядовых действиях.

Цеп (чеп, молотило) — примитивное орудие для обмолота, состоит из двух подвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м) рабочая часть, ударяющая по злакам.

Бочка (бачонок, кухвель, кухля) представляла собой деревянную емкость, выпуклой формы, применяемую для хранения воды и прочих сыпучих веществ. Традиционно она состояла из дубовых «клепок». Мастера старались, как можно надежнее, стянуть обручами сосновые, еловые, ольховые, кленовые и осиновые «клепки».

В начале прошлого века одни из лучших «бондарей» в нашей местности были мастера, проживавшие в окрестностях с. Литовня Апраксинской волости Севского уезда. Модернизированные бочки и бочонки используются в хозяйствах жителей нашего района до настоящего времени.

Для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы использовались кадки. Как правило, кадки были бондарной работы, т.е. делались из деревянных дощечек - клепок, стянутых обручами. они делались в форме усеченного конуса или цилиндра. они могли иметь три ножки, являвшиеся продолжением клепок. Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Это делалось для того, чтобы соления и мочения всегда находились в рассоле, не всплывали на поверхность. Крышка берегла продукты от пыли. У кружка и крышки имелись небольшие ручки.

Плетухи, севалки и кошели были сами распространенными видами плетеной тары, которую применяли для доставки урожая на хранение, а также на рынки и базары. Основным материалом для этих целей служила речная ивовая лоза или верба, которая росла вдоль побережья рек, озер и других водоемов. В нашем крае художественное лозоплетение было развито слабо, поэтому заготовленные прутья после специальной «отмочки» в кипящей воде и очистки, чаще всего пускали на изготовление утилитарных предметов крестьянского быта.

Лукошком называлась открытая цилиндрическая емкость из луба, дно плоское, из деревянных досочек или коры. Делалось с ручкой-ложкой или без нее. Размеры лукошка определялись назначением.

В деревнях были свои гончары. Изготавливали вот такую глиняную посуду.

Кувшин (глечик, жбан) был одним из видов глиняной посуды, немного расширенной в нижней части, с прямыми стенками и высоким горлом, иногда с ручкой и носиком, который с давних пор применялся для хранения молока и молочных продуктов.

Коромысло —дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.

На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок - утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом, имеющим низкий венчик, круглым туловом, плавно сужающимся к донцу. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200-300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Держали скот: изготавливали масло, сметану. Масло получали при помощи маслобойки.

Вилы (рогачи, рагули, ямки, бармаки, бурмаки) предназначались, в основном, для укладывания в копы («капения») сена и соломы. Также при помощи них складывали в кучи навоз и на песчаных почвах выкапывали картофель. Следует отметить, что «рогачами» и «ямками» жители нашего края именовали также ухват, при помощи которого доставали горшки из печи. Название «рогачи» закрепилось за вилами от внешнего вида, напоминающего рога животных, «вилы» - от глагола «навивать», а «ямки» - от «имать», то есть «брать» или «отнимать».

Возможно, что в более древние времена «ямки» были не только орудием труда, но и предметом быта. Для копки и погрузки картофеля, а также других овощей применялись специальные железные вилы с тупыми, закругленными и расплюснутыми на концах зубьями.

Коса (касцы, литовка) была одним из древних и самых распространенных крестьянских орудий труда, применяемых при летних и осенних полевых работах. Обычно в нашей местности коса состояла из двух частей: железной рабочей части – «косицы» и деревянной ручки с выбранным «гнездышком» под пяточный выступ на широком конце, которую также называли «касье» или «держаки».

Серп-орудие труда для уборки зерновых культур.

Всю одежду крестьяне делали сами. Ее так и называли- домотканая. Льняные нити получали из волокна, содержащегося в стеблях этого растения. Стебли льна сначала долго вымачивали в воде. Когда наружная оболочка сгнивала, внутреннюю часть стебля сушили, а затем мяли и трепали во дворе, чтобы избавиться от ненужной части ствола.

Делали это при помощи специальных приспособлений- мялки и трепалки. После этого лен чесали гребнем с редкими и длинными зубьями. Постепенно получали льняную кудель- волокно для прядения нитей.

Пряли кудель вручную, использую прялку.

Прялка (самапрядка, самапрялка, санапрядка) по данным ряда этнографов прошлого века была двух видов: «лежак» и «стояк».

В прялке-«лежаке» или «самапрядке» «вьюшка» (катушка) с нитью была расположена по горизонтали, на одной линии с колесом. Такой вид прялки, по мнению ряда историков и этнографов, считается «более древним».

И прялка-«стояк» была более распространена в начале прошлого столетия, в которой катушка с нитью располагалась над колесом.. Прялки всех типов изготавливали из кленового дерева и состояли из различных частей.

Верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни была прялка. С детства, с 6-8 лет девочки в крестьянских семьях начинали готовить себе приданое к свадьбе: пряли нитки на прялке для того, чтобы потом наткать полотна для полотенец, рубах и сарафанов.

Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец- дочери. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Творческая фантазия не имела границ. Считалось: у кого самая красивая прялка, ту больше всех любит жених. Прялка была гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушке к внучке.

Долгими зимними вечерами женщины пряли пряжу, ткали полотно. Обычно они собирались в доме по несколько человек, пряли, пели песни, вели разговоры.

Обычно к весне прядение заканчивалось. Прялку откладывали и принимались за ткачество. Из сарая приносили ткацкий стан.

Из готового полотна шили одежду.

Одежду гладили при помощи рубеля. На круглые палки наматывалось полотно и при помощи рубчатого верхнего элемента, разглаживали полотно. Значительно позже появляется тяжелый железный утюг.

Пральник (валька, валек) применялся с давних времен для ручного обмолота зерна, в основном льна и конопли, Со второй половины прошлого века «пральники» в нашей местности стали применять только для стирки белья, а в сельском хозяйстве их также вытеснили молотилки.

На полу обычно лежали домотканые половики.

Таким образом, русская изба, с ее особым, хорошо организованным пространством, неподвижным нарядом, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина.

Заключение

Дом – это жилая постройка, но дом – это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем.

Изучая тему «Внутренние убранство русской избы», понимаешь, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому.

Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, во внутреннем убранстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение.

В настоящее время все вытесняется прагматическим, утилитарным подходом, но мы все равно стараемся соблюдать обряды русского народа, которым насчитывается уже много веков. Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках, в русских народных сказках

Знать историю народа, его быт необходимо, так как это часть истории, которую нельзя забывать. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в последние годы происходит переосмысление всего исторического наследия, переоценка всех духовно – нравственных ориентиров, рост национального самосознания и восстановление исторической и культурной памяти. Создаются новые ценности, на фоне еще сохранившихся старых. Этим обстоятельством, в первую очередь, обусловлена актуальность исследуемой проблемы. Знание истоков отечественной культуры, нравов, обычаев своего народа необходимо для того, чтобы понять и объяснить многие моменты истории страны. Чтобы пробудить интерес к бытовой истории, натолкнуть на размышления о нитях, связывающих прошлое и настоящее. Посмотреть на себя, как на прямых потомков и наследников крестьянской России.

Конечно, пожилое население сохраняет в домах часть старых вещей, но большинство, особенно молодое поколение, в том числе наши мамы и папы предпочитают обзаводиться современными вещами. К ним относятся современная мебель, аппаратура, всевозможные украшения для внутреннего убранства квартиры.

Разработка открытого урока

по изобразительному искусству на тему:

«Народное жилище. Единство конструкций и декора.»

Цели:

1. Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора.

2. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре.

3. Развивать творческую и познавательную активность.

4. Формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передать единство формы и декора избы (на доступном для данного возраста уровне).

5. Развивать умение работать в коллективе.

Оборудование и материалы:

1. Иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема.

2. Шаблоны-развёртки для выполнения модели избушки (раздаточный материал).

3. Художественные материалы для выполнения эскиза, изготовления и росписи модели избушки.

4. Музыкальный эпиграф: колокольные звоны.

5. Схема-таблица с изображением русской избы.

ПЛАН УРОКА

1. Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением.

2. Постановка художественной задачи.

3. Индивидуальная работа по изготовлению и росписи избушки по собственному эскизу.

4. Оформление коллективной композиции «Вот моя деревня» с использованием индивидуальных работ учащихся.

5. Подведение итогов и получение задания для подготовки к следующему уроку.

Х о д у р о к а

Музыкальный эпиграф.

Вводная беседа учителя.

Ребята! С давних времён голос колокола сопровождал весь жизненный путь человека. Он созывал новгородцев и псковичей на вече, предупреждал о появлении врагов и звал на бой. Случись где пожар, особый колокольный звон позовёт на помощь. Заблудился в непогоду в лесу – колокольный звон ведёт тебя к жилью.

О каком же событии в жизни человека рассказывают эти перезвоны?

14 октября – праздник Покрова Святой Богородицы. К этому дню увозились с полей последние снопы и складывались на риге, где уже шла молотьба, убирались овощи с огородов, заканчивалась вспашка зяби. Сёла наполнялись обычным в эту пору многолюдьем, с отходных промыслов возвращались домой сельские мастеровые. Достаток входил в каждый дом. С покрова наступало время весёлых игрищ и гуляний. Покров был непременной порой сельских свадеб.

Семьи на Руси были большие, патриархальные, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Скопом легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить. А если приходила необходимость раздела (изба становилась тесной для всех), отделяли младшего сына с молодой женой, старший продолжал род и принимал после отца семью. Младший создавал основы своего рода.

Знакомство с основными элементами жилища.

Новая жизнь – новый дом. И строительство его спешки не терпит, всему свой черёд и свой порядок, который установили деды и прадеды, нарушить устой – не будет тебе жилья в новом доме.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая из разрозненных частей на пустом месте что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.

Как же представляли себе свой мир языческие славяне? Они делили его на три части: верхний мир – ПРАВЬ, мир добра и богов, где хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей – «хляби небесные». В хлябях небесных есть остров Ирий, где живут прародители всех птиц и зверей, туда улетают перелётные птицы, они же являются посланниками Правого мира. Средний мир – ЯВЬ, живой мир, мир людей и домашних животных. Нижний мир – НАВЬ, мир мёртвых, ночная сторона, мир зла, тьмы и покойников. К покойникам на Руси относились двояко. Своих родных мёртвых уважали, называли «дедами», «предками», они покровительствовали и помогали всей семье.

Были и чужие мёртвые – «навьи души» - это иноплемённые души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, с дерева падших, убитых молнией, самоубийцы). Эти навьи души на «злых ветрах» прилетают в живой мир человека, неся смерть и болезни. Напасть на человека они могут везде и отовсюду.

Но есть у человека надёжная защита – его мир, его дом. «Мой дом – моя крепость», - говорили на Руси. И для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение предавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинён особому ритуалу, корни которого – в преданиях наших далёких предков.

После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге(ведь под ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась поломка или - всего хуже – пролилась кровь. Ясно же, что подобное может произойти только в «худом» месте, где человеку лучше всего не находиться, а жить – и подавно!

После выбора участка молодой хозяин «очищал» его и освещал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг – замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре части. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил матёрый камень-валун, эти камни клались под углы дома. Тысячелетиями обкатываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома.

Русская изба:

1. Кровля.

2. Охлупень(конёк)

3. Причелина.

4. Полотенце.

5. Слуховое окно.

6. Красное окно.

7. Ставни(наличники).

8. Курица.

9. Сливень.

В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнительной защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог. Порог – это граница между мирами, миром живых и миром мёртвых. Хозяйка, заходя в дом, вытирает ноги о порог, отряхивает прах мира; заходя в чужой дом, гости переступают через порог, показывая, что пришли в этот дом с добром.

Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть вездесущие навьи. Щели в оконцах, сквозняки, зимний холод, всё, что могло причинить болезнь, - всё это преображалось в сознании древних людей в образы невидимых, неосязаемых навьих. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проём – это не только»окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно.

Посмотрите, ребята, как красивы наличники на окнах русских домов, с какой любовью и мастерством они выполнены!

Показ слайдов.

Крыша избы могла обозначать весь дом, «отчий кров», «жить под одной крышей – ходить под одним небом». Её завершал «охлупень», или «конёк».

Резная доска, закрывающая выход слег на фасад – причелина. Причелина с левого края кровли содержала символы восходящего утреннего солнца; с правого края – вечернее заходящее солнце. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин, - полотенце – полуденное солнце в зените.

Строительство дома завершено. Построенный на священной земле предков, освящённый специальным магическим обрядом, защищённый символикой солнца и небесных сил, находящийся под покровительством домового, дом готов принять новую семью и положить основу новому роду.

Постановка художественной задачи.

А теперь давайте посмотрим иллюстрации к сказкам – избы и терема. Решите, какой из них вы возьмёте за основу для своей объёмной модели из бумаги.

Кто-то выберет дом «трёх медведей», кто-то дом из сказки «Колобок», «Снегурочка», «Гуси-лебеди», а кто-то «избушку на курьих ножках» Бабы Яги. Выбирайте.

Практическое выполнение задания.

Работа над изготовлением модели своей избушки. При работе используются шаблоны, а вот декоративное решение выбирается детьми самостоятельно. Работа носит индивидуальный характер, но учитывая возрастные особенности, может выполняться в малых группах (2-3 человека).

Оформление коллективной композиции:

В конце урока, на заранее подготовленном учителем фоне (формат А1) ученики строят из своих избушек деревню. Придумывают ей название. Фоном можно выбрать лесную опушку, берег реки, зимний пейзаж и т.п.

Подведение итогов.

Готовые работы можно использовать для проведения экскурсии в начальных классах с рассказом о русском народном деревянном зодчестве.

Ресурсы

1. А. Терещенко Быт русского народа. М., 1997.

2. И.Е. Забелин. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900

3. М.Г. Рабинович. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988

4. М.Г. Рабинович. Очерки этнографии русского феодального города. М., 1978.

5. М.В. Короткова. Путешествие в историю русского быта.- М.: Дрофа, 2003.

6. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным: репринтное воспроизведение издания 1880 г. М., 1990.

7. С.К. Шамбинаго, "Древнерусское жилище по былинам", Юбилейный сборник в честь В.Ф. Миллера. М., 1900

globuss24.ru

Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (2): zidanio

На севере дробление семей и дележки просто немыслимы, так как только большими семьями здесь и жить-то можно; природа сама здесь старается, чтобы не допускать дробления дворов и хозяйств. Под жилым домом понимает здесь русский человек избу, одно- или двухэтажную, сенную связь и сарай с двором и хлевами. Изба всегда строится квадратная, а стены ее проведет хозяин в длину сажени на три. на четыре. Пол тоже зря настилать не станет, а поднимет его сажени на полторы от земли и займет все подполье либо летниками или летними горницами, либо скарбовым кутом.

В самом жилье, в горнице вышина от пола до потолка доходит до двух сажен, так что дышать всей семье есть чем. Окон в избе много. Во всякой горнице, как исстари повелось чуть ли не по всей земле русской, есть «большой угол» — место почетное, так как здесь образа помещаются, да и свету больше. В заднем углу помещается громадная печь. Лавки по всем четырем стенам приспособлены для сиденья, и под ними зачастую найдутся и краморы. Устье печи всегда обращено к заднему углу; к другой стороне печи, которая обращена к двери, приделывается лавка в аршин шириною, называемая «прилавком». В полу, под прилавком делается проруб такой же величины, как и прилавок; над прорубом устраивается рундук в поларшина вышиною от полу; затворяется он ставнем, который известен под названием «подпольницы»; вниз же под пол прилаживаются ступени, ведущие в нижние краморы. Если мужик живет победнее, то и уголков и краморов ему столько не нужно, и потому нижней краморы у него не имеется, хотя пол и поднимает он высоко над землею.

Сенная связь пристраивается к той стене избы, в которой вырублена дверь; она состоит собственно из сеней и двух кладовых, обращаемых летом в летние горницы, а зимою в краморы. Если хозяин человек запасливый, то он в одной из кладовых прорубит окна и устроит в ней жилую чистую горенку или боковушу, без которой ни один сколько-нибудь состоятельный крестьянин здесь не обойдется: в боковуше он спит после обеда, боковуша в жары — укромное местечко, где ни комар, ни муха не жалит и где прохладка даст сон тихий и спокойный; покройся потеплее, так пожалуй и зимою боковуша свою службу сослужит. Если из светлого чулана задумают сделать боковушу, то прежде всего сложат в нем кирпичную печку с выводом, а стены при самой рубке замшат, чтобы не сквозило; здесь уже нет ни полок, ни воронцев, и лавки нередко заменяются самодельными стульями. Главную принадлежность этой горницы составляют самовар и небольшой шкафик с чайными чашками: это вообще столовая, гостиная и приёмная комната.

Везде и повсюду в Озерной области в сенях на поларшина от самой избы прорубается дверь для выхода на улицу, где вдоль стены примощается крытое крылечко с лестницею, а в северных местностях той же области на противоположной стене тоже прорубается дверь в сарай и во двор; для спуска в последний устраивается особая лестница. Под тою половиною сарая, которая ближе к избе, находится двор, а под дальнею ставятся хлевы, вход в которые устраивается со двора; тут скотине и привольно, и чисто. Для въезда с улицы в сарай делается бревенчатая кладка или взъезд. В сарае держат солому и сено, убирают туда же сани, дровни, сохи и всякую хозяйственную утварь. В Олонецкой и отчасти в восточных уездах Новгородской губернии (Тихвинском и Белозерском) иной крестьянин побогаче не удовольствуется и двумя этажами и делает еще один надстрой; тут уже непременно, кроме сенец, есть одна или две боковушки, а в иных раскольных местах и кельи, где либо от комаров и мух, либо, в последнем случае, от грехов сего мира спасается хозяин. Баня состоит обыкновенно из двух отделений — сначала сени, которые предназначаются для раздеванья, и затем уже сама баня.

zidanio.livejournal.com

Русская изба. Типовая планировка.

Одним из символов Руси, заложенных в нас, где то на генном уровне, является «Русская изба». Она воспета поэтами и художниками, и воспринимается нами как целостная система этических и этнических взглядов, обусловленных не только архитектурными нормами строительства, но и христианским мироощущением и наших предков, и нас. Коллективизация уничтожила глубинку, и традиционный крестьянский быт исчез из России, с его несуетным достоинством и элегическим строем старинных деревень. Навсегда ли?

В северной части Руси, с дремучими лесами и холодным климатом, пещера или землянка превратилась в избу, по мнению ученых и археологов, еще во втором тысячелетии до нашей эры. А с конца первого тысячелетия уже нашей эры, бревенчатый стиль жилища считается сложившимся и утвердившимся. Если поискать синонимы слову дом, в старославянском языке, то ответы будут - строение, бревно, крыша и потолок. Единство и относительная устойчивость хозяйственно-бытового уклада обусловили единообразие развития строительства жилого дома, который в России издавна назывался избой. Основой избы является сруб, с очагом внутри, то есть – печью, и во многих домах той эпохи, складывалось впечатление, что сам дом возводился вокруг печи. Именно возможность получать тепло и сохранять его, сделало жилье человека – домом. Поэтому изба – это символ семейного очага, потому что само слово – очаг – не мыслится без огня в печи; это памятное начало русской жизни, ее самобытный корень. А без этого корня увядает и самобытность русской архитектуры, и нашей жизни в целом.

Русская изба имела прямоугольное основание, ориентированное по сторонам света. Лицом, т.е. фасадом, дом смотрел на юг, вход старались делать с восточной стороны, а печь же располагали с северной. Если по каким либо причинам очаг располагали по левую руку, западной части, то работать приходилось спиной к свету, что было очень неудобно, но и такое строительство жилья было. Посмотрите, как сделан у вас вход в теплую часть жилья, и если так как описано, вам не нужен фэн-шуй, он уже в вашем доме.

Печь в доме была «царица», и обращались к ней «Госпожа». Занимая 1/3 или 1/4; всей площади, она не только обогревала жилье, но в ней готовили, мылись, на ней, или около нее спали, она была семейным центром. Стены у печи были глинобитные, с природным камнем в толщине стен, не знал народ раньше кирпича. Со всего селения собирались молодые люди и с песнями и прибаутками возводили за 2-3 часа очаг. На остатках глины хозяином дома устраивался честной пир. Топилась же печь по черному почти до середины XIX века, позднее – через приставную трубу, ну а сам потолок был не во всех избах. Дым выпускался через специальные проемы, дымоволоки, или через открытую дверь, а тепло в избе было за счет инерции печи, тепла накопленного при горении. Все было подчинено сохранению тепла, а низкая дверь хотя и заставляла кланяться при входе, но в основном не позволяла выходить теплу. Так же и высокий порог у двери, спотыкач, берег тепло, не впуская холодный воздух. Обязательной составляющей избы были сени, неотапливаемое помещение, выражаясь современным языком, температурный «порог», позволяющий сохранять тепло до 40%, отделяющие холод от тепла.

Дабы печь не разваливалась, углы у нее старались защитить, устанавливая «печные столбы». На них и стены опирались специальные балки, которые делили дом на женскую половину, мужской и красные углы. Эти балки от печной копоти всегда были черными и звались «воронцами», не единожды воспетые эпосом. Воронец, шедший к длинной стене, назывался полатным брусом, поскольку поверх его устраивали полати, излюбленное место детей и где спали. Воронец, шедший к передней стене, называли чуланным, и использовался хозяйкой для повседневной посуды, зачастую отгороженный, образуя небольшой чулан. Задний угол располагался под полатями у двери и был мужским, где делалась практически вся мужская работа, от сетей и лаптей, до конной сбруи. Печной угол – бабье царство, и не один мужчина не мог входить туда без особого дела. Здесь варили, шили, пряли, вязали, а у самого окна стояли жернова для помола зерна. Стены уставлены полками для посуды и утвари.

Самое большое и светлое место называлось красным углом. Тут на стене располагали иконы, на специальной полочке – божнице, под которой находился стол, за которым собиралась вся семья. Стол был стационарным, глинобитным, и был символом единства и неизменности, быть приглашенным за который, считалось великой честью. Красный угол и стол в нем, вот Алтарь и Престол, где вершилась жизнь семьи, где советом и миром формировалась наша ментальность, где и сватались, и провожали в последний путь. Столешница почиталась как «Божья ладонь», дающая хлеб, поэтому и по сегодняшний день не принято на Руси стучать по столу.

И еще, изба – колыбель русского человека, многоликая утешительница его печали. «Бревенчатая изба – как пушкинская поэзия, гениальна, прилично проста, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия» Н. В. Гоголь.

lerk.ru

Строительство русской избы и ее устройство

Строительство русской избы и ее устройство

Дерево в качестве основного строительного материала использовалось с древнейших времен. Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня и кирпича. Многие художественные и строительные приемы, отвечающие условиям быта и вкусам лесных народов, вырабатывались в течение столетий в деревянном зодчестве.

Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длиною до 18 метров и диаметром более полуметра. И таких деревьев было множество на Руси, особенно на европейском Севере, который в старину называли «Северным краем».

Свойства дерева, как строительного материала во многом обусловили особую форму деревянных сооружений.

Дом в экопоселенииДом в экопоселении

Бревно — его толщина — стала естественной единицей измерения всех размеров постройки, своеобразным модулем.

На стены изб и храмов шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки, использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу.

Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) — снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя — гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость.

Ренцо Пиано накрыл академию зелёными холмами

Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.

Основу деревянной постройки на Руси составлял «сруб». Это скрепленные («связанные») между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание — «ряж», который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.

По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь» (редко положенные). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе. При скреплении бревен «в лапу» концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой.

Травы кроют крыши чёрных островов городского теплаТравы кроют крыши чёрных островов городского тепла

Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен «в обло», при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова «оболонь» («облонь»), означающего наружные слои дерева (ср. «облекать, обволакивать, оболочка»). Еще в начале XX в. говорили: «рубить избу в оболонь», если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости — «выскабливались в лас» (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин «обло» относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом.

Сами ряды бревен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.

В плане срубы делали в виде четырехугольника («четверик»), либо в виде восьмиугольника («восьмерик»). Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства деревянных церквей (ведь восьмерик позволяет увеличить площадь помещения почти в шесть раз, не изменяя длину бревен). Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.

Новые башни близнецыНовые башни близнецы

Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался «клетью». «Клеть клетью, поветь поветью», — говорили в старину, стремясь подчеркнуть надежность сруба по сравнению с открытым навесом — поветью. Обычно сруб ставился на «подклете» — нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. А верхние венцы сруба расширялись кверху, образуя карниз — «повал». Это интересное слово, происходящее от глагола «повалиться», часто использовалось на Руси. Так, например, «повалушей» называли верхние холодные общие спальни в доме или хоромах, куда вся семья уходила летом спать (повалиться) из натопленной избы.

Двери в клети делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.

Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую — «самцовую». Для этого завершения двух торцовых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен, которые и называли «самцами». На них ступеньками клали длинные продольные жерди — «дольники», «слеги» (ср. «слечь, лечь»). Иногда, правда, самцами называли и концы слег, врубленные в стены. Так или иначе, но вся кровля получила от них свое название.

Участок, на котором вы строитеУчасток, на котором вы строите

Сверху вниз поперек в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли «курицами» (видимо за сходство оставленного корня с куриной лапой). Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно — «поток». В него собиралась, стекавшая с крыши, вода. И уже сверху на курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок — «конек» («князек»). Под ним укладывали толстую «коньковую слегу», а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном — «шеломом» или «черепом». Впрочем, чаще бревно это называли «охлупнем» — то, что охватывает.

Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями; то щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно чешуею, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дерном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту.

Самым же дорогим покрытием считался «тес» (доски). Само слово «тес» хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль, и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.

Покрывали крышу обычно в два слоя — «подтесок» и «красный тес». Нижний слой теса на кровле называли еще подскальником, так как часто он покрывался для герметичности «скалой» (берестой, которую скалывали с берез). Иногда устраивали крышу с изломом. Тогда нижнюю, более пологую часть называли «полицей» (от старого слова «пола» — половина).

Весь фронтон избы важно именовали «челом» и обильно украшали магической оберегающей резьбой. Наружные концы подкровельных слег закрывали от дождя длинными досками — «причелинами». А верхний стык причелин прикрывали узорной свисающей доской — «полотенцем».

Кровля — самая важная часть деревянной постройки. «Была бы крыша над головой», — говорят до сих пор в народе. Потому и стал со временем символом любого храма, дома и даже хозяйственного сооружения его «верх».

«Верхом» в древности называли любое завершение. Эти верхи в зависимости от богатства постройки могли быть самыми разнообразными. Наиболее простым был «клетский» верх — простая двускатная крыша на клети. «Шатровым» верхом в виде высокой восьмигранной пирамиды украшались обычно храмы. Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу. Таким верхом украшались терема. Довольно сложной в работе была «бочка» — двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями, завершающаяся острым гребнем. А ведь делали еще и «крещатую бочку» — две пересекающиеся простые бочки. Шатровые церкви, кубоватые, ярусные, многоглавые — все это названо по завершению храма, по его верху.

Потолок устраивали не всегда. При топке печей «по-черному» он не нужен — дым будет только скапливаться под ним. Поэтому в жилом помещении его делали только при топке «по-белому» (через трубу в печи). При этом доски потолка укладывались на толстые балки — «матицы».

Русская изба была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной — «перерубом»). При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения («крыльцо», «сени», «двор», «мост» между избой и двором и т. д.). В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.

Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это «брус».

В дом вело «крыльцо», которое часто устраивалось на «помочах» («выпусках») — концах длинных бревен, выпущенных из стены. Такое крыльцо называлось «висячим».

За крыльцом обычно следовали «сени» (сень — тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы. Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом».

Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. Помещения же над вторым этажом, где обычно находилась девичья, назывались «теремом».

На второй этаж особенно в хозяйственных постройках часто вёл «ввоз» — наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой, груженой сеном. Если крыльцо вело сразу на второй этаж, то сама площадка крыльца (особенно, если под ней находился ввход на первый этаж) называлась «рундуком».

Так как избы были почти все «курные», то есть отапливались «по-черному», то внутри до высоты человеческого роста стены были белые, специально вылощенные, а выше — черные от постоянного дыма. На дымовой границе вдоль стен обычно располагались длинные деревянные полки — «воронцы», препятствующие проникновению дыма в нижнюю часть помещения.

Дым выходил из избы либо через маленькие «волоковые окошки», либо через «дымник» — деревянную трубу, обильно украшенную резьбой.

В богатых домах и храмах вокруг сруба часто устраивали «гульбище» — галлерею, охватывающую здание с двух-трех сторон.

 

Источник: ruspravda.info

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП о существующих экопоселениях, Родовых поместьях, их истории создания и все об экодомах вы можете найти там, где вам максимально удобно ВКонтакте или В Фейсбуке Если у вас неправильно отображается страница, не воспроизводится видео или нашли ошибку в тексте, пожалуйста, нажмите сюда.

ecology.md