Иван николаевич крамской краткая биография: картины, биография. Произведения Ивана Николаевича Крамского.

Краткая биография Крамского Ивана Николаевича

ФИО: Крамской Иван Николаевич
Дата рождения: 27 мая (8 июня) 1837 г.
Место рождения: Острогожск
Знак зодиака: Близнецы
Деятельность: Художник, живописец
Дата смерти: 24 марта (5 апреля) 1887 г. (49 лет)

Содержание:

  • Детство и юность
  • Краткая биография
  • Личная жизнь
  • Вклад и память

Детство и юность

Иван Николаевич Крамской родился 27 мая (08 июня по новому стилю) 1837 г. в городе Острогожске Воронежской губернии.

Его отец, был писарем, служил в городской думе. О матери сведений не сохранилось. Родители мечтали, чтобы Ваня пошёл по стопам отца, но мальчик с раннего детства увлёкся рисованием. Этому способствовало соседство с художником-самоучкой Михаилом Борисовичем Тулиновым, который дал Ивану несколько уроков живописи и научил писать акварельными красками.

Окончив Острогожское уездное училище, юноша недолго поработал писарем. Также он почти год был учеником в местной иконописной мастерской, а затем устроился ретушёром к харьковскому фотографу Якову Петровичу Данилевскому. Вместе с ним Иван побывал в разных российских городах, и в 1856 г. приехал в Петербург. Здесь молодой человек продолжил заниматься ретушью у известного художника-фотографа Ивана Фёдоровича Александровского.

Иван Крамской в молодости

Краткая биография

  1. В 1857 г. Иван Крамской был принят в петербургскую Академию художеств, представив в качестве вступительной работы набросок с гипсовой головы Лаокоона. Его преподавателем стал профессор Алексей Тарасович Марков.
  2. В 1863 г. картина «Моисей источает воду из скалы» принесла автору малую золотую медаль.
  3. От участия в том же году в конкурсе Академии на большую золотую медаль и пенсионерскую поездку за границу Крамской отказался. В историю это событие вошло как «бунт 14-ти». 14 лучших выпускников во главе с Иваном Крамским были возмущены тем, что для конкурсной работы им предложили очередной мифологический сюжет, а предоставлять свободную тему совет учебного заведения отказался. Молодые художники хотели уйти от скучного академизма и изображать реальную жизнь. В результате выпускники демонстративно покинули Академию.
  4. После скандального ухода из учебного заведения художники по инициативе Крамского образовали независимую творческую организацию — Артель. Руководителем был избран Иван Николаевич. Благодаря ему Артель вскоре начала получать заказы, заработки художников возрастали. Но вместе с тем начались проблемы – некоторые участники скрывали свои доходы, чтобы не платить членские взносы. Изнурённый этим глава артели в 1870 г. вышел из состава, а сама организация без него просуществовала до 1871 г.
  5. В 1863 живописец устроился преподавателем в Рисовальную школу при Обществе поощрения художников. Проработал он там до 1868 г. Одним из его учеников был Илья Репин, вспоминавший об учителе как о строгом, очень деятельном, умном и сдержанном человеке.
  6. В 1865 г. художник получил большой заказ на роспись купола московского храма Христа Спасителя. В помощники он взял Богдана Венига и Николая Кошелева.
  7. В 1867 г. Крамской написал свой автопортрет. А в 1868 г. запечатлел на холсте своего первого учителя – М. Б. Тулинова, – которому был признателен всю жизнь.
  8. Скопив денег, Иван Николаевич в 1869 г. отправился в самостоятельную заграничную поездку, посетил знаменитые европейские музеи, оставившие у него неоднозначные впечатления.
  9. В том же году художнику было присвоено звание академика.
  10. В 1870 г. было создано Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ), одним из организаторов которого выступил Иван Николаевич.
  11. Спустя год на первой выставке ТПХВ Крамской представил мистическую картину «Майская ночь», хорошо принятую публикой и критиками.
  12. В 1872 г. художник закончил работу над картиной «Христос в пустыне», задумку которой он вынашивал 5 лет. За это полотно Академия хотела присудить живописцу звание профессора, но тот отказался. Картину для своей галереи приобрёл Павел Третьяков.
  13. В 70-80-е гг. по заказу Третьякова Крамской пишет портреты знаменитых современников: писателей, художников, учёных. В 1873 г. из-под кисти живописца вышли портреты Льва Толстого и Ивана Шишкина. С Шишкиным Крамской дружил, и позже, в 1880 г., создал ещё один его портрет.
  14. В 1876 г. художник пишет портрет самого Павла Михайловича, с трудом уговорив коллекционера позировать.
  15. В 1877 г. живописец приступил к созданию портрета Николая Некрасова. Поэт на тот момент уже был серьёзно болен. Несколько дней художник работал у него дома над эскизом. Закончил картину он в 1878 г., уже после смерти Некрасова.
  16. В 1879 г. мастер написал портрет писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина.
  17. В 1883 г. художник создаёт одну из самых значительных своих картин – «Неизвестная». Её часто называют «русской Джокондой». На полотне запечатлена проезжающая по Петербургу в открытом экипаже девушка, одетая по последней моде 80-х гг. О модели, ставшей прототипом «Неизвестной» исследователи спорят до сих пор.
  18. В 1884 г. появилась картина «Неутешное горе». Задумана она была после постигшей художника личной трагедии – смерти сына.
  19. 24 марта (5 апреля по новому стилю) 1887 г. в возрасте 49 лет во время работы над очередным портретом Иван Николаевич Крамской скончался. Причиной смерти стала аневризма сердца.

Художник Иван Крамской

Личная жизнь

Женой художника стала Софья Николаевна Прохорова, с которой он познакомился, будучи ещё студентом Академии. У Софьи были отношения с женатым художником, что создало ей не самую лучшую репутацию. Но это не остановило Крамского, он полюбил свою избранницу всей душой и прожил с ней счастливую жизнь.

Картина «За чтением» (жена Софья)

Нежное отношение к супруге видно на её многочисленных портретах кисти Ивана Николаевича.

У супругов родилось 6 детей: Николай, Софья, Анатолий, Марк, Иван и Сергей. Двое сыновей (Марк и Иван) умерли в раннем детстве. Любимая дочь художника, Софья, пошла по стопам отца.

Вклад и память

Иван Николаевич Крамской был выдающимся русским художником, непревзойдённым мастером реалистичного психологического портрета. За свою недолгую жизнь он создал обширную портретную галерею знаменитых современников и представителей простого народа.

Крамской был не только первоклассным живописцем, но и вдумчивым критиком, публиковавшим серьёзные аналитические статьи на темы развития искусства и общества.

Участник «бунта 14», создатель Санкт-Петербургской артели художников и один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок, он остро чувствовал назревшую необходимость изменений в современном изобразительном искусстве, ухода от изжившего себя сухого академизма и консерватизма и обращения к реальной жизни.

Крамской внёс огромный вклад в формирование русской школы живописи и развитие жанра русского реализма.


 

Крамской Иван Николаевич — краткая биография художника для детей, интересные факты

  • Главная
  • Крамской Иван Николаевич

Крамской – величайший художник XIX века. Он был талантливым живописцем и организатором, создал Артель свободных художников. Данное сообщество позволило его сокурсникам иметь жилье, мастерские, получать заказы. Позднее он вошел в число основателей не менее значимого объединения — Товарищества передвижных выставок.

СОДЕРЖАНИЕ

Детство.

Будущий художник появился на свет в 1837 году в Острогожске. Отец его работал делопроизводителем. У родителей была мечта, что их сын станет писарем, но с раннего возраста Иван проявлял интерес к рисованию. По соседству с семьей Крамских жил художник Тулинов, который самостоятельно выучился рисовать акварелью. Именно он научил Крамского ретушировать фотографии. Иван был увлечен рисованием, и однажды в его жизни произошла знаковая встреча. Его город посетил Драгунский полк, при котором был и фотограф. Он взял юношу к себе на работу ретушером. Позднее Крамской продолжил заниматься этим видом деятельности, но уже в Петербурге.

Становление художника.

Крамской считал, что его поступление в Академию художеств невозможно, поскольку он не обучался рисованию. В этот момент в Петербурге находился и его сосед Тулинов, который посоветовал Ивану освоить рисование с гипса. Данное направление искусства входило в число академических дисциплин. Начинающий живописец сделал набросок согласно рекомендации друга. Работа стала его визитной карточкой при поступлении в Академию художеств.

За время учебы в Академии художник был дважды награжден медалями. Оставалось только принять участие в конкурсе, предусмотренном Академией. Конкурс был тематический, и преподавательский совет выбрал для написания картин один из мифологических сюжетов. В этот период времени в кругу художников были популярны другие работы, изображавшие повседневность. Среди студентов произошло разделение – одни проповедовали новаторский подход в живописи, а другие склонялись к привычному традиционному творчеству.

Из 15-ти студентов 14 отказались воспроизвести на холстах тему, предложенную учебным заведением. Таким образом художник принял участие в нашумевшем протесте студентов, вошедшим в историю как «Бунт четырнадцати». Учащиеся потребовали от совета преподавателей свободы выбора конкурсной темы и настаивали на публичном рассмотрении студенческих работ и аргументации принятого решения. Крамского выбрали в качестве, так называемого, депутата от протестующей группы. Иван озвучил ректору и совету преподавателей предъявляемые требования. В ответ он услышал отказ и покинул аудиторию, не сдав экзамен. Его единомышленники поступили аналогичным образом – студенты ушли вслед за Крамским.

Организаторские способности художника.

Молодые художники столкнулись с трудностями – им всем нужно было покинуть мастерские Академии. Студенты там не только работали. Помещения учебного заведения служили им жильем. Некоторые даже жили в этих мастерских с родственниками. У выпускников не было средств для того, чтобы снимать комнаты и мастерские для работы. Крамской придумал оригинальное решение – создание организации: Артели свободных художников.

Совместными усилиями художники взяли в аренду здание небольших размеров, и все разместились в нем. Каждый имел здесь свою мастерскую. Вскоре художники стали получать заказы. Они создавали художественные копии известных картин, работали портретистами, рисовали книжные иллюстрации. Художникам больше не грозила нищенское положение, более того, организация процветала. Поиском заказов занимался Крамской, он распределял заработанные деньги среди художников. Известный живописец Репин обучался у Крамского. Позднее он вспоминал, какое сильное воздействие на учеников оказывало веское мнение художника.

В 1865 году Крамской работал в Москве над росписью храма Христа Спасителя. Через год он осуществил поездку за границу, хотел познакомиться с европейским искусством. Интересно, что, побывав в других странах, он не разделил восхищенных отзывов своих коллег. По возвращению в Артель, у Крамского возник конфликт с одним из художников, нарушившим правила «четырнадцати». Результат оказался плачевным. Крамской покинул Артель. После его ухода объединение прекратило свое существование.

Крамской же переключился на новое дело. Он вошел в число организаторов другого сообщества – Товарищества передвижных художественных выставок. Целью этого сообщества была популяризация отечественного искусства. Благодаря им провинциальные жители имели возможность посещать мероприятия, учились воспринимать искусство. Выставки перемещались по многим городам России, что расширяло возможности художников. Картины живописцев могло увидеть большое количество людей, что позволяло облегчить их сбыт.

Творческий расцвет.

На выставке, состоявшейся в 1871 году, экспонировалась работа художника «Майская ночь». Она была написана Крамским под воздействием впечатления от прочитанной повести Гоголя. Сюжет картины шел вразрез с программой передвижников, но не вызвал никакого противостояния. Картину единодушно одобрили как художники, так и критики. После окончания выставки работа Крамского была уже куплена. Картина стала частью знаменитой коллекции Павла Третьякова.

В 1870-х гг. у художника было множество заказов на написание портретов. Наиболее известные среди них – портреты Толстого, Шишкина, Третьякова, Шевченко.

Крамской умел аргументировано выражать свое мнение, писал статьи. Он критически оценивал ситуацию, сложившуюся в искусстве. Он ратовал за обучение в частных мастерских. Крамской считал, что небольшие школы под руководством опытного мастера более продуктивны, он создают лучшие возможности для молодых художников, позволяют им сохранить собственный стиль.

Живописец ушел из жизни в 1887 году. Как истинный мастер, он умер, находясь в своей мастерской. По странному совпадению Крамской в данный момент рисовал портрет именно врача. Попытки лекаря реанимировать умирающего не привели к желаемому результату. Великий живописец похоронен в Петербурге.

Личная жизнь.

Художник был женат на Софье Николаевне, с которой познакомился еще в годы студенчества. У супругов родились дочь и 5 сыновей. В период существования Артели свободных художников жена помогала своему супругу. Именно она вела хозяйственную деятельность в данной организации. Художник был сильно привязан к дочери, которая пошла по стопам своего знаменитого отца. Девушка стала художницей, но была репрессирована в 30-е годы.

Интересные факты.

1. «Христос в пустыне» — так называлось одно из выдающихся полотен художника. Интересна трактовка Крамского по поводу написания этой картины. Как говорил живописец, этот образ постоянно стоял перед ним. Художник написал его, чтобы отделаться от навязчивого видения. Холст приобрел Третьяков, выложив за картину огромную сумму денег.

2. Работа художника «Майская ночь» обладала мистической притягательностью. Однажды дочерей Третьякова – коллекционера, который купил картину, не застали в спальне ночью. Девочек обнаружили перед изображением русалок. Они завороженно стояли и смотрели на них.

3. В 1880-х гг. произошло новое событие, знаменательное в мире искусства. Художник нарисовал картину «Неизвестная», которую назвали «русской Джокондой». Дама, смотревшая на зрителя с холста, интриговала, восхищала. Ценители искусства дали высокую оценку мастерству художника, который крайне качественно вырисовал лицо незнакомки и ее одежду.

Смотрите еще:

Крамской Иван Николаевич — Портретист — Академия Рисунка

Статья Владимира Лондона, преподавателя Академии Рисунка

Крамской Иван Николаевич (род. 8 июня 1837 г.) происходил из незнатного происхождения из г. Острогожска. Он получил только начальное образование, но занимался и занимался искусством самостоятельно. С шестнадцати лет он работал цветокорректором в фотографии, в конце концов переехав в Санкт-Петербург.

В 1857 году он поступил в Академию художеств, поразив преподавателей своим умением рисовать. Он также стал лидером своих сокурсников, возглавив протесты против нелепых произведений, которые Академия требовала от своих художников. После окончания университета он помог сформировать коллектив под названием «Санкт-Петербургская команда», основанный в духе сотрудничества и духовного сочувствия.

Крамской развивался как портретист, используя навыки, которые он приобрел в своей фотографической карьере, для рисования известных фигур на протяжении 1860-х годов, таких как Чистяков , Морозов и Шишкин . Его точные, но скупые картины не только вызывали восхищение в художественных кругах, но и воплощали его демократические идеалы. В это же время (1863-1868) Крамской становится преподавателем Рисовальной школы.

К концу 1860-х годов петербургская команда утратила свой авторитет; хотя Крамской покинул группу, вскоре он помог сформировать группу художников-реалистов, выступавших против академической критики: Передвижники . Одной из первых картин, которые он показал после образования этой новой группы, была Христос в пустыне , работа над которой длилась несколько лет.

Христос в пустыне

Задумчивый Христос сидит в одиночестве на скалистом выступе, размышляя о трудностях, с которыми он столкнется. Другая картина, Смех , осталась незаконченной, но изображала унизительное путешествие Христа на гору Голгофу.

Смех

Несмотря на красоту его сдержанных религиозных произведений, наибольшую известность ему принесли портреты. В 1870-х и 1880-х годах он рисовал великих людей России, в том числе Льва Толстого , Петра Третьякова и Ивана Шишкина (снова). Он также снимал изображения обычной жизни, иногда сочетая портретную живопись и крестьянство, как, например, в Незнакомец и Безутешное горе , изображающий обычных людей посреди эмоциональных и повествовательных сцен.

Незнакомец

Безутешное горе

Умер 5 апреля 1887 года, работая за мольбертом над другим портретом.

9

Enlug0009

Оплатите курс в 3 простых платежа

  • Получайте 15 новых видео ежемесячно (всего 45)
  • Невероятная скидка – 4 164 доллара США
  • Бонусы — электронные книги и видео об изобразительном искусстве
  • Диплом об окончании Академии рисования после окончания курса через 3 месяца
  • Персональный коучинг от преподавателей Академии рисования
  • Пожизненное членство. Бесплатно после 3-го месяца

Общая стоимость: 291 долл. США долл. США (3 x 97 долл. США)

Получите все видеоуроки за единовременную оплату

  • Немедленный доступ ко всем 45 видеоурокам
  • Невероятная скидка – 4198 долларов
  • Бонусы — электронные книги и видео об изобразительном искусстве
  • Диплом об окончании Академии рисования после окончания курса через 3 месяца
  • Персональный коучинг от преподавателей Академии рисования
  • Пожизненное членство. Нет больше платежей

Общая стоимость — всего 257 долларов США долларов США

Христос в пустыне (1872) – Основная история

Факты искусства:

  • Художник: Иван Николаевич Крамской
  • В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
  • Исходный размер: 72” х 84” дюймов
  • Эта работа связана с Луки 4:1-13

О художнике:

           Крамской Иван Николаевич (1837-1887) известен как талантливый портретист и исторический художник. Он родился в Острогожске Воронежской губернии в России, в небольшой семье подчиненного. Он с раннего детства проявлял интерес к искусству и при каждом удобном случае пытался зарисовать все, что видел. Он также был заядлым читателем в детстве.

            В 1850 году, в возрасте 13 лет, Иван закончил сельскую школу и начал работать. Сначала он работал писателем, а затем ретушером у фотографа, ретуширующего фотографии. Эта работа привела его к поездке вдоль и поперек России. В том же году Иван осуществил свою мечту и поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств.

            За время пребывания в Академии Иван Николаевич создал группу многих других активных молодых людей из академии. По окончании учебы Иван и другие выпускники основали Петербургскую артель. Артель — это в дореволюционной России кооперативное объединение ремесленников, живущих и работающих вместе. Иван Крамской нашел свое призвание как художник и портретист. В течение двух десятилетий с 1860 по 1880 годы Иван был заметной фигурой в культурной жизни России. Этот талантливый художник, тонкий критик, основатель Петербургской артели стал вдохновителем целого поколения, развивая новое для россиян направление искусства, известное как портретный реализм.

            Поскольку Русская православная церковь была одним из его основных благотворителей и клиентов, большая часть искусства Ивана вращалась вокруг портретов, заказанных церковью.

О картине:

           Его портрет «Иисус в пустыне» стал самым известным произведением его тяжелой и короткой жизни, на выполнение которой у него ушло пять лет. Крамской был глубоко погружен как духовно, так и эмоционально в свое творчество. Его цель состояла в том, чтобы «поставить перед лицами людей зеркало, благодаря которому их сердце разбудит звук будильника».

            Крамской черпал вдохновение для «Иисуса в пустыне» из Библии. В четвертой главе Евангелия от Луки читаем:   «Иисус, исполненный Духа Святого, отошел от Иордана и возведен был Духом  в пустыню, где сорок дней искушался диаволом». Крамской изображает Иисуса во время его изнурительного 40-дневного поста в пустыне. Там диавол начинает искушать Его голодом, велев Ему камни превратить в хлеб, гордостью и самонадеянностью велев призвать низвергнуться с высоты Храма и повелев ангелам нести Его на руках, и силой, обещая Ему неограниченную власть. над царствами этого мира, если бы Иисус склонился в поклонении сатане. Выражение лица, представленное на этой картине, — это крепко сжатые руки Иисуса, а задумчивая поза Иисуса отображает его внутреннюю борьбу. Представление статично, без движения. Тем не менее, это привлекает наше внимание к эмоциональному состоянию Иисуса и Его внутренней борьбе.

            В центре внимания этой картины — согнутая фигура Иисуса. Однако взгляд зрителя притягивается к Его переплетенным рукам, которые являются центром композиции. Художник не случайно акцентировал руки Христа; они представляют всю Его 40-дневную борьбу с силами тьмы вместе со всеми умственными и физическими усилиями в течение этих сорока дней.

            Оттуда взгляд зрителя фокусируется на лике Христа, а затем на пространстве вокруг Него. В Его лице мы видим смирение и принятие Его судьбы. Чаша искушения не пройдет мимо Иисуса, когда Он решит испить ее до дна. Его ноги изранены камнями пустыни, и нам кажется, что мы прикасаемся к чему-то болезненному. Окровавленные ноги Христа привносят в образ собственные переживания страданий. Глядя на них, мы понимаем, что перед Его утренним временем размышлений была долгая и бессонная ночь тьмы.

            Рассвет близок, и путешествие подходит к концу. Иисус сидит на камне и ждет восхода солнца. Линия горизонта делит полотно на два мира: холодную, безжизненную пустыню и заходящее солнце. Этот рассвет нового дня подобен провозглашению победы света. Позади Христа роза восходящего солнца пробивается сквозь горизонт, словно свет, рожденный в холодном мраке души человека. Волевая решимость Христа победит мрак и хаос внешнего мира.

            Ничто не прерывает диалога Христа и зрителя. Пейзаж пуст, как холодные скалы, а светлые тона создают особую атмосферу печали и надежды. Иисус стоит перед нравственным выбором. И хотя мы знаем, чем заканчивается история, полотно показывает эту битву — что сделает Иисус? Удастся ли дьяволу искушать Его? Что выберет Христос? Он не только Сын Божий; Он также обычный человек, который должен выбирать между добром и злом каждый день, особенно в этот день.

            Крамскойс размышлял над личностью Иисуса Христа почти десять лет и пять лет работал над этой картиной. Изначально изделие должно было быть вертикальным. Крамской многократно переделывал этот рисунок. В результате получилось произведение, которое с реалистической точностью отражало его собственные духовные размышления. Этот процесс творчества доставлял Крамскому радость. Это глубоко верующий, чуткий и сострадательный художник, который хотел запечатлеть Бога в человеческой плоти, которого мог понять и принять каждый. Крамской хотел показать момент нравственного выбора в жизни Иисуса. Иван Николаевич искал способ как можно точнее и святее представить Иисуса, не судящим существом великой силы, а человеком, наполненным Своей болью, бедами и душевными муками.

            Примечательно, что после публикации своей работы Крамской не пожелал слышать чужие мнения о своем творении. Несмотря на то, что произведение было номинировано на премию Академии художеств, художник отказался его принять.