Иван 4 й: ИВАН IV ВАСИЛЬЕВИЧ • Большая российская энциклопедия

Иван Васильевич Грозный



Иван Васильевич Грозный

1530-1584

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ



XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Иван IV Васильевич Грозный

Иван (Иоанн) IV Грозный (25 8. 1530, с. Коломенское — 18.03.1584, Москва) —
первый русский царь (с 1547), проводил жесткую политику укрепления
централизованного государства, сыграл большую роль в разработке официальной
идеологии «самодержавства». Собственно теоретических соч. не оставил, свои
политические взгляды изложил в посланиях, дипломатической переписке, в переписке
с Курбским. В них Иван IV преследовал две задачи: обосновать легитимность
царской власти в России и доказать ее абсолютный характер. Природа власти
русских князей, считал он, носит сакральный характер, она не только исходит от
Бога, но и по своей сущности близка власти самого Бога. Это
философско-религиозное обоснование легитимности монархической власти он дополнил
историко-генеалогической аргументацией, имевшей важное значение для политической
практики феодального общества. Еще Василий III, отец Ивана IV, ввел в чин
венчания чтение своей родословной, начиная с Августа, через Рюрика, который
объявлялся прямым потомком Пруса — родственника римского императора. Царский
статус московских князей Иван IV обосновывал тем, что византийский император
вручил в свое время царский венец Владимиру Мономаху. Иван IV стремился не
оставить какого-либо сомнения не только в законности своей власти, но и в
степени ее совершенства и могущества, называя себя «величайшим христианским
государем». Будучи сторонником абсолютистской формы монархии, он определял ее
как «вольное царское самодержавие». Это значило, что царь волен по своему
усмотрению «жаловать и казнить своих подданных», власть царя и закон
несовместимы. Если современники Ивана IV — сторонники идей «некасаемости царя»,
— встраивали в механизм абсолютной власти моральный ограничитель властного
беспредела, сам царь устраняет этот ограничитель, а по существу, и
ответственность за свои действия перед Богом, перекладывая ее на подданных.
Наработанное веками содержание понятия «царской грозы» («Царь грозен, но
справедлив») он сводит лишь к жесткости (причем непосредственной) по отношению к
подданным. При этом наказывать, по его мнению, следовало не только за дела, но и
за мысли, ибо замыслы людей более опасны, чем их дела. Как утверждал
А. Курбский
в своей полемике с Иваном IV, он «затворил русскую землю, сиречь свободное
естество человеческое, аки в адовой твердыне». Основываясь на идее
безграничности царской власти, Иван IV отвергал традиционное представление о
том, что церковь печется о спасении души человека, а государство — о его земных
интересах, считая, что царское правление должно «заботиться о телах и душах
многих людей». Такое понимание вело к политике огосударствления церкви путем
превращения ее в одно из ведомств царской власти. Со священниками, в которых
Иван IV усматривал своих противников, он расправлялся так же беспощадно, как и с
боярами. Во всей истории русской православной церкви известен только один
случай, когда ее глава был уничтожен по приказу царя, — это удушение митрополита
Филиппа по приказу Ивана IV. Политические взгляды Ивана IV развивались в духе
идей иосифлян (стяжателей), считавших, что как царь служит делу церкви, так и
церковь должна служить государству, не отделяя себя от него. Их учение в
конечном счете легло в основу официальной государственной идеологии российской
монархии. Отказавшись от идеи превосходства духовной власти над светской,
выступая с позиций сакральности самодержавия, единственное ограничение
прерогатив последнего Иосиф Волоцкий видел в невмешательстве царя во внутренние
дела церкви. Филофей позже пересмотрел и это положение, отнеся к компетенции
царя назначение епископов, борьбу с ересями и др., заложив тем самым
теоретические основы той реформы, которую Петр I осуществил 2 века спустя. Идея
Филофея о том, что подданные обязаны беспрекословно повиноваться монарху, не
имея права даже на мысленный протест, вызвала симпатии у Ивана IV. Опираясь на
взгляды этих идеологов единого централизованного русского государства, он в
своей политической практике сыграл важную роль в становлении и утверждении
абсолютистской традиции в России.

В. И. Коваленко

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное.
Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014,
с. 206.

Сочинения: Послания Ивана Грозного. М.; Л.. 1951; Переписка Ивана Грозного с
Курбским. Л., 1979; Соч. Спб., 2000.

Литература: Виппер Р. Ю. Иван Грозный. 3-е изд. М.; Л., 1944; Скрынников Р.
Г. Иван Грозный. М., 1975; М.. 2003; Флоря Б. Н. Иван Грозный. 3-е изд. М.,
2003; Емельянов Е. М. Иван Грозный — создатель или разрушитель: Исследование
проблемы субъективности интерпретаций в истории. М.. 2004; Перевезенцев С. В
Духовно-политическая концепция царя Ивана IV Васильевича Грозного // Вестник
Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2006. № 4.

Вернуться : Иван IV Васильевич Грозный
(Биографические материалы — главная страница).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

Читать онлайн «Царь Иван IV Грозный», Д.

В. Лисейцев – ЛитРес

© ИД «Комсомольская правда», 2015 год

* * *

Кто умер, но не забыт, тот бессмертен.

Лао-цзы

Всякая историческая фигура, тем более фигура значительная, масштабная, вызывает различные оценки как современников, так и потомков. Однако редкая персона может похвастаться тем, что споры о ее исторической роли в судьбе страны не смолкают на протяжении нескольких столетий. В этом смысле Иван Васильевич Грозный, бесспорно, заслужил бессмертие. Полемика среди ученых о личности Ивана Грозного, значении его государственной деятельности не прекращается, историки дают первому русскому царю самые разные характеристики. Одни видят в нем «царственного параноика» или «творца русского деспотизма», другие – «создателя централизованного государства», «борца с боярской крамолой и сепаратизмом». Споры о личности царя Ивана не ограничиваются академическими аудиториями – на страницах газет и журналов, на просторах интернета оценки Ивана Грозного колеблются в широчайшем диапазоне, от попыток канонизации «Святого Благоверного Царя» до проклятий в адрес «Тирана и Зверя Земли Русской».

«Копенгагенский портрет» Ивана Грозного, XVI век

Персона царя Ивана Васильевича вызывала пристальный интерес потомков давно.

Младший современник Ивана Грозного князь Иван Михайлович Катырев-Ростовский коротко, но емко охарактеризовал этого государя: «Муж чудного рассуждения, в науке книжного поучения доволен и многоречив зело, ко ополчению дерзостен и за свое отечество стоятелен. На рабы своя, от Бога данные ему, жестокосерд вельми, и на пролитие крови и на убиение дерзостен и неумолим; множество народу от мала и до велика при царстве своем погуби, и многие грады свои поплени, и многие святительские чины заточи и смертию немилостивою погуби, и иная многая содея над рабы своими, жен и девиц блудом оскверни. Той же царь Иван многая благая сотвори, воинство вельми любяща и требующая ими от сокровища своего неоскудно подаваше. Таков бо бе царь Иван».

Россия и европейские государства в начале правления Ивана Грозного

Первый император России, Петр I, в конце своего правления, рассуждая об Иване Грозном, заявил: «Сей государь есть мой предшественник и образец; я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и воинских делах, но не успел еще в том столь далеко, как он. Глупцы только, коим не известны обстоятельства его времени, свойства его народа и великие его заслуги, называют его мучителем». Как видно, и в начале XVIII в. значение государственной деятельности Ивана IV оценивалось довольно противоречиво. Интересно, что в середине XIX в. почитатели Петра I, «западники», представители общественно-политического и исторического направления в российском либерализме, забывая о словах своего кумира, будут противопоставлять великие свершения Петра Великого деспотическому сумасбродству первого московского царя.

Образ Ивана Грозного, как и любой другой исторической фигуры, в общественном сознании формируется главным образом под воздействием произведений искусства; влияние исторических трудов на сознание далекого от науки человека, как правило, вторично. Образ Ивана Грозного, как, впрочем, и все прошлое Отечества, стали достоянием массового читателя в первой четверти XIX века стараниями «Колумба российской истории», «последнего летописца и первого историка» – Н.  М. Карамзина, глубокое знакомство которого с историческими документами редчайшим образом сочеталось с недюжинным литературным талантом. Написанные Карамзиным тома «Истории государства Российского», посвященные эпохе Ивана Грозного, были опубликованы в 1818 и 1821 гг. Не жалея чувств своего читателя, стремившийся к объективности историк описал все темные стороны царствования Ивана Грозного. И это оказало влияние на восприятие образа царя во всей последующей отечественной культуре. Другой русский историк, младший современник Карамзина М. П. Погодин, в 1828 г. отозвался об Иване IV крайне нелицеприятно: «Злодей, зверь, говорун-начетчик с подьяческим умом, и только. Надо же ведь, чтобы такое существо, потерявшее даже образ человеческий, не только высокий лик царский, нашло себе прославителей». За что, кстати, был жестко отчитан шефом III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии графом А. Х. Бенкендорфом: власть очень нервно относилась к попыткам критиковать царей, пусть даже давно скончавшихся («Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно; что же касается будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение»).

Другой столп отечественной исторической науки, С. М. Соловьев, лет через пять после погодинского приговора Ивану Грозному, тринадцатилетним подростком открыл для себя труд Карамзина, и эпоха первого царя сразу привлекла его своей противоречивостью: «Самые любимые томы были: шестой – княжение Иоанна III и восьмой – первая половина царствования Грозного; здесь действовал во мне отроческий патриотизм: любил я особенно времена счастливые, славные для России; взявши, бывало, девятый том, я нехотя читаю первые главы и стремлюсь к любимой странице, где на полях стоит: “Славная осада Пскова”».

Портрет великого князя московского Василия III, отца Ивана Грозного

А еще через пять лет, в 1838 г., читатель впервые получил возможность прочесть посвященную самому мрачному эпизоду царствования Ивана Васильевича лермонтовскую «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». С этого времени в отечественной культуре надолго закрепилось негативное восприятие Ивана Грозного: перефразируя Пушкина, история была злободневнее свежих газет, поэтому осуждение самодержавия XVI века было своего рода формой протеста против самодержавия современного. Подобного рода «вольнодумство» не поощрялось правительством Николая I, но по завершении его царствования критика самовластия Ивана Васильевича вновь стала возможной, в немалой степени содержа в себе и завуалированное осуждение деспотизма Николая Павловича. На установленном в 1862 г. в Новгороде Великом грандиозном монументе «Тысячелетие России» Ивану Грозному места не нашлось (при том, что присутствуют скульптурные изображения его первой жены, царицы Анастасии Романовны, советников царя – Сильвестра и Алексея Адашева, а также полководца той эпохи – князя Михаила Воротынского). Год спустя был напечатан исторический роман А. К. Толстого «Князь Серебряный», также немало повлиявший на формирование у читающей публики негативного отношения к эпохе Ивана IV. Образ свирепого царя Ивана перешагнул за границы Российской империи, в Европу, где, впрочем, не сразу смогли разобраться что к чему. В авторитетной французской энциклопедии Larousse (1903 года издания), в частности, об Иване Грозном было сказано следующее: «Иван IV Ужасный, за свою жестокость прозванный Васильевичем»…

Впрочем, постепенно образ Ивана Васильевича в творчестве деятелей отечественной культуры начинает трансформироваться, приобретая большую глубину и психологическую сложность. Таково скульптурное изображение царя М. М. Антокольского, завершенное в 1870 г. и вскоре охотно купленное Александром II для Эрмитажа; неоднозначна трактовка личности царя в опере Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка», поставленной в 1873 г. в Мариинском театре. Тема глубокой личной трагедии Грозного, царя, теряющего по сюжету оперы только что обретенную внебрачную дочь, удивительным образом перекликается с законченным в 1885 г. великолепным полотном И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Впрочем, картина вызвала довольно резкую реакцию со стороны императора: Александр III в том же году запретил ее экспонировать (картина стала первым полотном, запрещенным российской цензурой). В 1913 г. старообрядец Абрам Балашов накинулся на картину с ножом, нанеся по фигуре Ивана Грозного три удара. А еще через сто лет в Министерство культуры было подано требование убрать картину из экспозиции Третьяковской галереи, поскольку она «клевещет на царя». И сейчас еще в интернете тиражируют заявления о том, что «у Ильи Репина после написания всем известной картины отсохла рука, и он ничего больше не смог писать». Игнорируя при этом тот факт, что после написания «всем известной картины» Репин прожил еще 45 лет, написав массу замечательных полотен, среди которых – несколько портретов Николая II, «Заседание Государственного совета», «Не ждали», «Арест пропагандиста», а также не менее известная картина – «Запорожцы»…

Елена Глинская, мать Ивана Грозного. Реконструкция облика по черепу

Фигура Ивана Грозного осталась одной из знаковых в отечественной культуре XX века. Причем, в духе эпохи, Иван Васильевич шагнул на киноэкраны. В 1935 г. М. А. Булгаков написал сатирическую пьесу «Иван Васильевич», которая при жизни драматурга не была ни напечатана, ни опубликована. Зато гораздо более завидная судьба уготована была дилогии А. Н. Толстого «Иван Грозный», написанной в 1942–1943 гг.: в 1946 г. автор посмертно был удостоен за нее Сталинской премии. Иосифу Виссарионовичу вообще фигура первого русского царя была симпатична (вероятно, ввиду определенных аналогий с собственной персоной). По его инициативе в годы Великой Отечественной войны знаменитый режиссер С.  М. Эйзенштейн начал съемки кинокартины, сюжет которой был утвержден лично Сталиным. В 1945 г. фильм вышел на экраны; режиссер и съемочная группа были удостоены Сталинской премии I степени. Эйзенштейн планировал снять трилогию, но успел создать только вторую часть, которая, в противоположность первой, вождю чрезвычайно не понравилась. Слишком ярко в фильме были показаны пьяные бесчинства царских опричников. В сентябре 1946 г. было опубликовано постановление Оргбюро ЦК ВКП(б), в котором картина была подвергнута уничтожающей критике: «Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов… а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером – слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета». В итоге съемки 3-й части были прекращены, а вторая часть, вызвавшая неудовольствие власти, вышла в прокат лишь в 1958 г., когда ни Сталина, ни Эйзенштейна уже не было в живых. И, наконец, всенародную популярность персоне Ивана Грозного принесла вышедшая на экраны в 1973 г. кинокартина Л. И. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». В основу сценария была положена пьеса Булгакова, а часть костюмов, использованных при съемках, была сшита еще для картины Эйзенштейна.

 

Церковь Вознесения в Коломенском, возведенная в честь рождения Ивана Грозного

Однако образ, формируемый средствами искусства, зачастую оказывается весьма далек от исторического прототипа. В настоящей книге мы проследим жизненный путь Ивана Грозного – от рождения до смерти, опираясь на исторические источники.

Иван Грозный timeline | Timetoast таймлайны

  • Это событие знаменательно тем, что отец Ивана Василий III был царем русским, следовательно, он родился в царской семье. Если бы Иван Грозный не родился, то ничего из того, что случилось при его жизни, не случилось бы. Это событие знаменательно тем, что если бы Иван не родился, то никто бы не занял престол после смерти его отца Василия III. (Иван IV 157)

  • Николя Вильеганьон родился в провинции в 1510 году. Отец Николя умер в 1521 году. Николя следовал идеям Мартина Лютера. (Grun 237)

  • Это знаменательное событие, потому что, когда Ивану Грозному было 3 года, он был провозглашен Великой пенсией Москвы, так как в том году умер его отец и он был следующим в очереди на престол, а его мать, Елена Глинская, была регентом в течение 5 лет. Она полагала, что Иван слишком молод и слишком незрел, чтобы нести такую ​​большую ответственность. Поэтому это событие знаменательно, потому что если бы она не умерла, то Иван Грозный не занял бы своего места на престоле. (Иван IV 158)

  • Это событие знаменательно тем, что Иван Грозный был первым царем всея Руси. Когда Иван Грозный был коронован царем и великим князем всея Руси, он получил полную власть. Помимо того, что Иван был коронован царем всея Руси, Москва стала столицей священной Российской империи. (Иван IV 158)

  • Иван, освобождающийся от бояр, знаменателен тем, что они над ним издевались. Также причина, по которой это событие столь значимо, заключается в том, что бояре, оскорблявшие Ивана, должны были быть его наставниками и заботиться о нем, поскольку оба его родителя умерли. Поскольку они жестоко обращались с Иваном, его жизнь ухудшилась, кроме того, что оба его родителя были мертвы. (Аксельрод 149)

  • Женитьба Ивана на Анастасии была важным событием в его жизни, потому что их брак был самым счастливым браком Ивана. Кроме того, она была единственным человеком, который мог контролировать его жестокость, не выходя из себя. Наконец, женитьба Ивана на Анастасии была важным событием, потому что она изменила его, сделав менее жестоким. (Мигилл 385)

  • В бильярд играли короли и простолюдины, президенты, душевнобольные, дамы, джентльмены и дельцы. Игра была перенесена в помещение. Игра в бильярд — очень старая версия пула. (Grun 245)

  • Тициан родился в Пьеве-ди-Кадоре. Тициан обучался у двух других художников. Портреты Тициана известны тем, что они, кажется, выражают психологическое измерение. (Grun 245)

  • Это событие знаменательно, потому что Иван был серьезно болен и нуждался в людях, чтобы позаботиться о его новорожденном сыне, если он умрет. Кроме того, бояре отказываются давать присягу, которая вызывает стресс у Ивана во время его выздоровления от болезни. Наконец, это событие знаменательно тем, что Иван не хотел, чтобы его сын пережил те же переживания, что и с ним в детстве. (Мигилл 386)

  • Это событие знаменательно тем, что с ее смертью у Ивана начался «плохой период». Знаменательным это событие делает и то, что после ее смерти Иван женился еще на нескольких женщинах, но его брак с Анастасией был самым счастливым браком в его жизни. Также это событие знаменательно тем, что Анастасия была матерью детей Ивана, поэтому, когда она умерла, Ивану пришлось взять на себя полную ответственность по уходу за своими детьми. (Иван IV 158)

  • Отъезд Ивана из Москвы — важное событие, потому что на нем была большая ответственность, и он просто уехал, ничего не сказав. Также это событие показывает, что Иван на самом деле ужасен, потому что он только что бросил Москву и даже не попытался столкнуться с препятствием, которое вообще заставило его покинуть Москву. Это событие знаменательно, поскольку показывает, что Иван был достаточно безответственным, чтобы оставить Москву без царя. Без царя в Москве был бы бардак, потому что решать за нее некому. (Мигилл 387)

  • (Грюн 255)

  • Катакомбы, обнаруженные в России, составляют в общей сложности 170 миль. (Грюн 257)

  • Отец Томас Стивенс отправился в Гоа 24 октября 1579 года. Отец Томас Стивенс работал над языком в Гоа до своей смерти в 1619 году. (Grun 257)

  • Это очень важное событие в жизни Ивана Грозного, потому что он не собирался убивать своего сына, он просто был очень зол. Также это большое и важное событие в жизни Ивана, потому что сын, которого он убил, был его старшим сыном. Следовательно, сын, которого он убил, был сыном, который должен был занять место на престоле после смерти Ивана. (Иван IV 157)

  • Это событие знаменательно, потому что оно положило конец ужасному правителю. Иван умер от инсульта во время игры в шахматы. Иван умер в 1584 году.

Иван Грозный

E4-4: Иван Грозный (EF)

Петр Великий

Иван Грозный, царь России

Глава 17

Иван Грозный Хронология

Лидеры России

Иван Грозный

Петр Великий

Иван Грозный

Иван Грозный: Царь России

Глава 14 Хронология

русская история

Петр Великий

Петр Великий

История Пан

Петр Великий

Иван Грозный

Петр Великий

Лидеры России

Российская историческая хронология

Иван Грозный

Петр Великий

Министерство Петра

Жизнь Петра Великого

Прижизненная история Петра Великого

Иван Грозный

Абсолютные монархи, лет.

История России

История России

Иван Грозный

Иван Грозный — Что свело этого правителя с ума?