Итоги правления игоря рюриковича: Правление князя Игоря Рюриковича (кратко)

Содержание

Внутренняя и внешняя политика князя Игоря в 912–945 годах: исторический портрет, итоги правления

История

12.11.21

10 мин.

После смерти Рюрика власть перешла к Вещему Олегу. Дружинник был регентом при малолетнем сыне первого правителя. До 34 лет законный наследник оставался в тени своего наставника. Во внутренней и внешней политике князя Игоря в 912−945 гг. были как провалы, так и значительные достижения. Он не боялся рисковать, часто действовал жестоко и бескомпромиссно. Этот государственный деятель является самой неоднозначной фигурой в истории России X века.

Оглавление:

  • Столкновения с печенегами
  • Русско-византийская война
  • Мирный договор с Константинополем


Внутренняя политика князя

Исторический портрет правителя представлен в «Повести временны́х лет», византийских договорах и западноевропейских документах. До 34 лет князь Игорь не принимал прямого участия в управлении государством. Он помогал дружинникам в военных походах, упоминался в официальных документах, но все решения принимал Вещий Олег.

Игорь, по мнению большинства историков, был простым военачальником. Он не отличался выдающимся умом, терпением и милосердием. Благодаря своей дерзости и храбрости завоевал доверие в русской армии. Современники князя дали ему прозвище «Старый», которое указывало на принадлежность к роду основателей династии.

Внутренняя и внешняя политика Игоря была направлена на централизацию власти и расширение государственных границ. Новому князю досталась огромная страна, которая простиралась от Ладоги до Киева в длину, и от Мурома до Волыни в ширину. После смерти Вещего Олега, покорённые племена, решили выйти из состава государства.

Для усмирения бунтовщиков Игорь Старый предпринял несколько военных походов. Особенно жестоко он подавлял восстания древлян. Дружинники чинили грабёж, убивали местных жителей. Игорь обложил племя высоким налогом. Дань собиралась с апреля по ноябрь. Население отдавало меха, урожай, мёд, воск. Такая система налогообложения называлась полюдьем. Игорю Рюриковичу платили дань племена:

  • древлян;
  • дреговичей;
  • кривичей;
  • радимичей;
  • северян.

Чуть позже он завоевал земли уличан и тиверцев. На Таманском полуострове правитель заложил город Тмутаракань.

Главная проблема заключалась в том, что размер налога и сроки сбора не были регламентированы. Дружинники, которые богатели за счёт полюдья, всегда требовали больше, чем могли дать мирные жители. Отсутствие правил сбора породило проблемы в социальной сфере.

За счёт полюдья Игорь увеличил размер дружины в несколько раз. Правитель создал первую систему управления государством. Всю территорию он разделил на 6 уделов. Власть находилась в руках бояр. Княжеская администрация содержалась за счёт местных жителей.

Завоевательные походы Игоря

Во внешней политике Игоря Рюриковича выделялось 2 направления: восточное и южное. С одной стороны, князь хотел обезопасить границы своего государства. С другой стороны, заключить выгодный торговый договор с Византией.

Столкновения с печенегами

В 913 году князь вместе с дружиной совершил грабительский рейд в Персию. Правитель желал пополнить казну за счёт богатых каспийских племён. Цель была достигнута, но по пути домой на войско Игоря Старого напали хазары. Почти вся добыча была утрачена, много воинов погибло во время битвы.

В 915 году на приграничные районы государства стали нападать печенеги. Это кочевое племя поджигало и грабило населённые пункты, а после этого быстро исчезало. Оказывать печенегам организованное сопротивление было бессмысленно, поэтому князь Игорь решил заключить с неприятелем мирный договор сроком на 5 лет. Тюркоязычное племя регулярно нарушало условия соглашения. Поэтому уже в 920 году великий князь сам возглавил поход против кочевников. О войне с печенегами кратко упоминается в Никоновской летописи. Русская армия разбила неприятеля, но набеги продолжались вплоть до 1036 года.

Русско-византийская война

После смерти Вещего Олега византийцы перестали платить дань и исполнять условия мирного договора. В 941 году Игорь Рюрикович собрал огромное войско и флот численностью в 10 тыс. кораблей, и направился к Константинополю. Но застать греков врасплох русской армии не удалось.

Императора Византии предупредили о наступлении. Неприятель тщательно подготовился к нападению:

  1. Было собрано огромное войско, состоящее из местных жителей и наёмников.
  2. Часть кораблей была оснащена устройствами для метания зажигательных смесей. Греческий огонь не гасился водой.
  3. В море вышла вся византийская флотилия.

Сначала армию князя Игоря разбили на суше. Воины грузились на корабли и отступали от побережья. Судна, оснащённые зажигательными смесями, метали огонь в сторону русского флота. Воины князя с ужасом бросались в воду, но из-за тяжёлых доспехов и оружия сразу шли ко дну. Разгром завершила византийская флотилия.

Спастись удалось только воинам, оказавшимся на мелководье, вблизи малоазиатского побережья Чёрного моря. Дружина грабила посёлки, жгла храмы, убивала мирных жителей. Ближе к зиме их разгромила византийская пехота.

Игорь Рюрикович вернулся домой без войска и трофеев. В греческих летописях указано, что от княжеского флота осталось всего 10 целых кораблей. Первый поход правителя на Византию можно охарактеризовать, как провальный.

Мирный договор с Константинополем

В 944 году Игорь Рюрикович вновь собрал войско и флот. На этот раз он нанял не только представителей славянских племён, но и печенегов. Византийский император Роман не стал дожидаться нападения, а отправил послов навстречу Игорю. Князь согласился взять дань и вернулся в свою столицу.

Через год Роман отправил в Киев своих представителей для заключения нового мирного договора. В документе содержались следующие положения:

  1. Заключался военный союз между Русью и Византией.
  2. Прописывались принципы торговли.
  3. Беспошлинная торговля отменялась.
  4. Русь обязывалась не нападать на Херсонес и земли в устье Днепра.

Византийский император возобновил выплату дани, и торговые отношения между государствами наладились. Игорю удалось существенно расширить границы страны и обезопасить народ от нападений неприятеля.

Основные события и итоги внутренней и внешней политики Игоря в таблице.

Внутренняя политикаВнешняя политика
912 г. — подавление восстания древлян.915−920 гг. — борьба с печенегами.
912−945 гг. — основание города Тмутаракань.941 г. — первый поход на Византию. который закончился поражением русской армии.
945 г. — восстание древлян и убийство князя Игоря.944 г. — второй поход в Константинополь и заключение мирного договора.

Правление Игоря Рюриковича длилось 33 года. В 945 г. он вместе с дружиной собирал полюдье с подвластных племён. Князь, подстрекаемый своими соратниками, решил взять дань с древлян дважды. Жители города Искоростень, которые и без того не любили правителя, взбунтовались. Местный князь Мал и его войско схватили Игоря и его дружинников и приговорили к смертной казни. Рюриковича привязали к верхушкам согнутых деревьев, а затем отпустили стволы. Тело правителя было разорвано на несколько частей.

Так нелепо закончилась жизнь первого наследного князя. Несмотря на множество провалов во внутренней и внешней политике, Игорь Рюрикович внёс большой вклад в развитие государства.

Карта похода Игоря | Занимательные факты по литературе (9 класс):

Опубликовано 06.01.2021 — 9:03 — Марина Михайловна Коростик

Таблица «Войны и походы князя Игоря Рюриковича»

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Таблица «Войны и походы князя Игоря Рюриковича»

В таблице перечислены походы князя Игоря Рюриковича, а также походы, проведённые по его приказу. Кроме перечисленных ниже событий в период правления князя Игоря Рюриковича произошли два т.н. «каспийских похода русов» в 913/914 и 943/944 годах. Описание этих походов отсутствуют в летописях, и не содержат явных указаний на прямое или косвенное участие князя.

Название/дата

Причины

Итоги

 914

Поход на древлян

После смерти Олега Вещего древляне перестали выплачивать дань

Игорь Рюрикович проводит поход против древлян, вынуждая их возобновить выпалату дани.

 920

Поход на печенегов

Неизвестно

Неизвестно

 937-940

Покорение уличей

Уличи не покорились Олегу Вещему, Игорь решил включить это славянское племя, проживающее вблизи от Киева, в сферу своего влияния. По его приказу воевода Свенельд начал войну против уличей

Большая часть земель уличей была завоевана быстро, но главный город Свенельд едва взял, осаждая его три года. Дань на уличей была наложена аналогичная древлянской.

 941

Первый поход на Царьград

Узнав об отказе Византии о выплате дани, Игорь решил прервать перемирие и выступил в поход на Константинополь

Полное поражение на суше, разгром флота русов на море византийцами с помощью «греческого огня».

 943

Второй поход на Царьград

Ко второму походу Игорь нанял варягов и печенегов, построил огромный флот — ему необходимо было восстановить свой авторитет после прошлого разгрома

Византийский император присылает на встречу войску русов послов с дарами и предлагает мир

 Карта с походами времен князя Игоря Рюриковича

                                                              

Карта похода Игоря на

Царьград-Константинополь в 941 году                              Карта похода Игоря в 943 году

 

                                                                                                                                   

        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Военные походы фараонов»

Урок в 5 классе. Цель урока:Формированиеу учащихся представлений о причинах,характере, последствиях военных походов.

Технологическая карта урока «Военные походы фараонов» 5 класс ФГОС ООО

Технологическая карта урока Предмет история Класс 5  Тема урока    «Военные походы фараонов»Базовый учебник:     Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С….

Технологическая карта урока «Военные походы фараонов»

В работе представлена технологическая карта урока  и презентация по истории 5 класс «Военные походы фараонов». Урок составлен с требованиями ФГОС…

Урок истории 5 класс «Поход Александра Македонского на восток» (технологическая карта)

Разработка урока истории 5 класс по теме «Поход Александра Македонского на восток». (технологическая карта)Имеется 6 приложений: раздаточный материал, лист самооценки, кроссворд, презентация, самоанал…

Презентация к песне «Комарово» музыка Игоря Николаева, слова Михаила Танича. из репертуара Игоря Скляра.

Презентация содержит краткие сведения об авторах песни, Игоре Скляре; история песни, текст….

Технологическая карта 7-класс » Русская эпическая опера А.

П. Бородина » Князь Игорь» Образы главных героев»

Технологическая карта к уроку 7- класс » Русская эпическая опера А.П. Бородина » Князь Игорь» Образы главных героев»- это важный материал для подготовки учителя к уроку музыки….

Технологическая карта урока «Музыкальные и художественные выразительные средства оперы «Князь Игорь»

Технологическая карта урока «Музыкальные и художественные выразительные средства оперы «Князь Игорь&raquo…

Поделиться:

 

Игорь I (Ингвар) КИЕВСКИЙ

Игорь I (Ингвар) КИЕВСКИЙ (-945)

             
      Игорь Киевский     Игорь Киевлянин, первый справа. Иллюминация из Радзивилловской летописи.    
 
Имя: Игорь I (Ингвар) КИЕВСКИЙ
1
Пол: Самец
Отец:
Мать:

Отдельные события и атрибуты

Род занятий от 0914 до 0945 Князь Киевский
Смерть 0945 Искоростень
Религия Язычник
Членство в группе/касте Династия Рюриковичей

Дополнительная информация

Смерть Причина: погиб при сборе дани с древлян

Лев Диакон описывает, как Игорь встретил свою смерть: «Пригнули две березы
деревья к ногам принца и привязали их к его ногам; затем они позволили деревьям
снова выпрямитесь, тем самым разорвав тело принца на части». [2]

Брак

                 
      Святая Ольга Михаил Нестеров     Святая Ольга Михаил Нестеров     Святослав на пути в Царьград. Скульптура Эжена Лансере (1886 г.)    
 
Супруга Хельга (Святая Ольга) КИЕВСКАЯ (879-969)
Дети Святослав I КИЕВСКИЙ (942?-972)
Брак 0903

Индивидуальное примечание 1

Игорь был варяжским правителем Киевской Руси с 912 по 945 год. Сведения о нем в основном поступают из Первой летописи. Согласно документу, Игорь был сыном Рюрика, первого царя Киевской Руси:[1]

 

63786387 (870879). На смертном одре Рюрик завещал свое царство Олегу, принадлежавшему его роду, и поручил Олегу руки своего сына Игоря, ибо тот был очень молод.

 

63886390 (880882). Олег выступил, взяв с собою многих воинов из числа варягов, чуди, славян, мерян и всех кривичей. Таким образом, он прибыл со своими кривичами под Смоленск, захватил город и поставил там гарнизон. Оттуда он пошел и захватил Любеч, где также поставил гарнизон. Затем он пришел на горы Киевские и увидел, как там царствовали Аскольд и Дир. Он спрятал своих воинов в лодки, а других оставил позади, а сам пошел вперед, неся младенца Игоря. Таким образом, он подошел к подножию Венгерского холма и, спрятав свои войска, отправил гонцов к Аскольду и Диру, представившись чужеземцем, направлявшимся в Грецию с поручением к Олегу и Игорю, сыну князя, и прося их выйти вперед, чтобы поприветствовать их как членов их расы. Тотчас вышли Аскольд и Дир. Тогда все воины выскочили из лодок, и сказал Олег Аскольду и Диру: вы не князья и даже не княжеского рода, а я княжеского рода. Затем выдвинули Игоря, и Олег объявил, что он сын Рюрика. Они убили Аскольда и Дира и, отнеся их на холм, похоронили там, на холме, ныне известном как Венгерский, где ныне стоит замок Ольмы.

 

Он дважды осаждал Константинополь, в 941 и 944 годах, и, несмотря на то, что часть его флота была уничтожена греческим огнем, заключил с императором выгодный договор, текст которого сохранился в хронике. В 913 и 944 годах русы грабили арабов в Каспийском море во время каспийских походов русов, но не ясно, имел ли Игорь какое-либо отношение к этим походам.

 

Игорь погиб при сборе дани с древлян в 945 (Лев Диакон описывает, как Игорь встретил свою смерть: «Две березы пригнули к ногам князя и привязали к ногам его; потом опять дали деревьям выпрямиться, разорвав таким образом тело князя».[2] ) и отомщен его женой Ольгой Киевской. Основная хроника винит в его смерти его собственную чрезмерную жадность, указывая на то, что он пытался собрать дань во второй раз за месяц. В результате Ольга изменила систему сбора дани (полюдие), что можно считать первой правовой реформой, зарегистрированной в Восточной Европе.

 

Кардинально пересматривая хронологию «Первой летописи», Константин Цукерман утверждает, что Игорь действительно правил три года, между летом 941 года и своей смертью в начале 945 года. ошибочная авторская интерпретация византийских источников.[3] Действительно, никакая деятельность Игоря не упоминается в летописи до 941 года. http://www.utoronto.ca/elul/English/218/PVL-selections.pdf. ; см. также [1]

2 Коростень (Искоростень) — Маленький городок с большой историей, Леонид Тарасенко (07.11.2008)

3 Цукерман, Константин. О дате обращения хазар в иудаизм и летоисчислении царей Руси Олега и Игоря. Исследование анонимного хазарского письма из генизы Каира. // Revue des tudes byzantines. 1995. 53. С. 237270. 2

Индивидуальная записка 2

Потомок Рюрика (Хрчерека), легендарного варяга (варяга), князя овгородского, умершего в 879 г..

Источники

1 Вейс, Фредерик Льюис и Шеппард, Уолтер Ли-младший, «Наследственные корни некоторых
Американские колонисты, приехавшие в Америку до 1700 года: родословная Альфреда I
Великий, Карл Великий, Малькольм Шотландский, Роберт Сильный и другие исторические
Физические лица». С. 218, 241-2.
2 «Википедия». http://en.wikipedia.org/wiki/Игорь,_Великий_Князь_Киевский.

 

Был ли Рюрик на самом деле?

«Рюрик сделал древнерусское государство великим.
Напротив, если древнерусское государство сделало свое имя,
Иначе было бы забыто в истории».
Владелец Трилобита, из обсуждений на сайте «Военное обозрение»

Рюрик . В последнее время в исторической науке набирает популярность мнение о том, что на самом деле Рюрик — личность легендарная и реальная в том виде, в каком она представлена ​​в летописях, не существовало. Что заставило некоторых исследователей усомниться в самом реальном существовании этого исторического персонажа?

Такой подход обусловлен несколькими причинами:

А) отсутствием в русских летописях каких-либо конкретных сведений о Рюрике («пошел», «сказал»), привязанных к конкретным датам в рамках его царствования, кроме сведений о его воцарении и смерти;

Б) наличие в этих летописях в отношении повести о Рюрике многочисленных штампов, в изобилии нарисованных летописцами Священного Писания и фольклора, что должно подрывать доверие к исторической достоверности их сведений;

В) отсутствие каких-либо упоминаний о Рюрике в валтопинских источниках XV века;

Г) отсутствие, в отличие от европейских традиций княжеского (царского) именования, популярности имени Рюрика, основателя династии, его потомков.

Попробуем разобраться в этих аргументах по порядку.

Хроника

Для начала подробно рассмотрим летописные свидетельства о правлении Рюрика, благо их совсем немного. На самом деле о правлении Рюрика после вокняжения мы говорим только эти строки: «И взял он всю власть одного Рюрика и стал раздавать мужчинам их города — на Полоцк, сей рост, другой Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население на новгородских славян, полоцких — на кривичей, Ростов — Меря, Белоозеро — весь, в Муроме — Муром, а из тех всех господствовал Рюрик» . Далее в летописи следует рассказ об Аскольде и Дире, их «отделении от Рюрика и начале княжения в Киеве, завершившемся кратким «Рюрик княжил в Новгороде» .

Все эти сведения изложены в одной статье 862, но с оговоркой, что эти события произошли через два года, а именно после смерти Синея и Трувора, то есть получается, что в 864 г. Текста летописи создается впечатление, что все это произошло как бы разом; смерть братьев Рюрика, принятие ими личной власти и раздача городов его сподвижникам, после чего следующее свидетельство сообщает летопись о смерти Рюрика в 879 г. , — пятнадцать лет. Вот этот пятнадцатилетний разрыв и смущает исследователя. Странно было бы думать, что за эти пятнадцать лет не произошло, не было разнообразных, не было военных походов, конфликтов и прочих событий, которых предостаточно в истории раннего средневековья.

Впрочем, можно заглянуть в Хроники и с другой стороны. Из археологических источников известно, что все названные в этом произведении «Повести временных лет» города либо существовали до прихода Рюрика в Ладогу (Полоцк, Ростов, Муром, быть может, Белоозеро), либо находились на пороге начала своего существования. княжение (Новгород). В существовавших городах с IX века отчетливо виден «нордический след», то есть там были какие-то торговые фактории, с постоянными гарнизонами, и были, таким образом, собственной властью какие-то местные, а скорее пришлые, скандинавские лидеры. Был ли авторитет Рюрика и его свиты в том, что эти вожди, до поры до времени никому не подчинявшиеся, безропотно и без всякого сопротивления отняли у него власть, позволив вместо него поставить «своих мужей»? Это предположение кажется по меньшей мере сомнительным. Скорее всего, они считали Рюрика, по крайней мере, равным себе и вряд ли добровольно отреклись от престола в его пользу. Так что процесс рассадки «своих мужей» городов, вероятно, был весьма растянут во времени и сопровождался некоторыми, мягко говоря, «разногласиями» с местными правителями, которые Рюрик, вероятно, допускал, поскольку это было нормой в том жестоком, но его справедливый мир — путем устранения всех противников, включая детей, чтобы исключить больше потенциальных и династических конфликтов в будущем.

Учитывая удаленность перечисленных городов друг от друга, процесс «раздачи» их «мужьям» мог затянуться лет на пятнадцать то не покажется таким уж долгим, особенно если принять во внимание, что управление было поставлено обширная территория и очень протянутые речные коммуникации, с множеством волоков.

Итак, пятнадцатилетний пробел в летописях можно объяснить просто тем, что в одной единственной статье 862 умещается не двухлетний, а семнадцатилетний период. Отсутствие более конкретных известий о походах, битвах и переговорах, их итогах можно объяснить стремлением летописца исключить в летописях какие-либо упоминания об альтернативных правителях на территории, входившей в состав Империи Рюрика. Хотя в итоге этой информации все же просочилось ему достаточно, чтобы вспомнить тех же Аскольда и Дира, Древлянского Малого и Рогволода Полоцкого. Из той же «альтернативной» династии, вероятно, произошла и Ольга.

Популярные хроникальные рассказы

Рассмотрим хронику штампов, подрывающих, по мнению некоторых исследователей, достоверность источников.

Первое клише определенно происходит из христианской мифологии – Троица. Не нужно объяснять сакральное значение числа «три» для христианина, особенно православного, и особенно православного монаха, каким были все русские летописцы. Троицкая красная нить прослеживается через всю летопись: трое сыновей Ноя поделили между собой землю (Русь в числе прочих владений досталась Иафету), трое братьев Кий, Хорив и Секн основали «мать городов русских» Киев, три брата Рюрик, Синеус и Трувор основали государство Русь. Но этого мало – Святослав также делит Русь на три части, отдавая ей трех братьев, Ярополка, Олега и Владимира, последний из которых будет впоследствии Крестителем Руси.

Глазунов «Внуки госмысла». На шлеме Рюрика отчетливо видно изображение трезубца. На самом деле трезубец, как личная тамга князя, появился значительно позже и к шлемам не относился. «Сокол Рюрик», рожденный от трезубца — такая же легенда, как и происхождение Рюрика от госмысла.

Полный круг – один из трех братьев является родоначальником народа России, один из трех братьев дает название столицы России, один из трех братьев является родоначальником правителей России, один из трех братьев , становится баптистом. Все очень аккуратно и прямо-таки канонично. Изменение на любом этапе этого сакрального числа в изрядную сторону исказило бы картину, поэтому летописец, живший, по-видимому, во времена Ярослава Мудрого, считая, что правильно все сделал, написал это.

Другая табличка, распространена значительно шире и представлена ​​даже в значительно удаленных от Европы местах – тема раздора и беспорядка в стране вплоть до прихода к власти новой династии, прекращения междоусобиц и установления порядок после. Примеры таких конструкций можно найти у древних греков и даже древней Кореи.

Третье клише Также весьма распространено призвание правителя-инопланетянина, поскольку человек, вовлеченный во внутренние конфликты между местными элитами, способен, следовательно, быть объективным и отстаивать закон и порядок. То есть власть, нацеленная со стороны, имеет большую легитимность. Это клише также может быть выведено из Священного Писания (рассказ о призвании царства Саула) и незадолго до Рюрика было использовано при составлении легенды о Хенгисте и Коне.

Собственно, легенда о Хенгисте и Коне, или, как ее еще называют, «легенда о призвании саксов» очень похожа на легенду о призвании викингов – прямо бросается в глаза, а местами и не буквальный. Не останавливаться на цитатах, взятых из хроники Видукинда См. «Деяния саксов», написанные во второй половине Х века, описывающие речь послов бриттов к саксам: «…бритты, истощенные постоянными нашествиями неприятелей и так очень тесно, прослышав о славных победах, одержанных тобой, послал нас к тебе с просьбой не оставлять без помощи. Обширная, необъятная страна твоя, изобилующая разнообразными благами, готов отдать свою силу» .
При сопоставлении с русской летописью «Сказали Руси чуди, неряхи, кривичи и все: Земля наша велика и богата, а платья нет. в переводе», возникает мысль не просто о совпадении, а о прямом заимствовании, во всяком случае, о значительном влиянии «Деяний саксов» на русского летописца.
Эффект этот, причем представляется возможным, что «Повесть временных лет» была составлена, как полагают исследователи, при дворе князя Мстислава Владимировича Великого, который был сыном саксонской принцессы Гиты Герольдовой. Не исключено, что вместе с Гитой в Россию попал и экземпляр «Деяний саксов», впоследствии изученный у Мстислава. Мстислав, в свою очередь, вероятно, принимал активное участие в написании «Повести» и может сделать соответствующие пассажи.

Таким образом, то, что называется в исторической науке понятием «источниковедческая критика», приводит нас к выводу, что «Сказание о призвании варягов» насквозь проникнуто повторяющимися в разных (от Библии до европейских хроник) источниками мифологических мотивов и вряд ли с исторической точностью отражает реальные события тех лет, о которых повествует.

Вальтопина источники

Однако сам по себе этот не сказать чтобы полный «мифический» герой и «Легенда», не опровергающий само его существование. Рюрик, даже с учетом этих соображений, мог существовать в реальности и то, что он действует через несколько столетий, сама мифология не может сомневаться в его реальности. Посмотрим, упоминалось ли имя Рюрика в каких-либо древних источниках, кроме летописей.

Историки располагают относительно небольшим корпусом письменных источников, которые можно с уверенностью отнести к X–XIII вв. Еще меньше из них вальтопины. И то очень немногое из тех, из которых мы можем почерпнуть сведения генеалогического характера, так как подавляющее большинство этих текстов имеют религиозное содержание, исключение, пожалуй, составляет только «Слово о полку Игореве». Тем не менее, эти источники есть.
И самая ранняя из них – «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Она была написана в царствование Ярослава Мудрого и достойна глубокого изучения, но в рамках темы Рюрика имеет смысл упомянуть следующее. В той части текста, где Иларион восхваляет отца Ярослава, князя владимирского, он перечисляет его предков — Игоря и Святослава: «…хвалите, Велика и Дивья, клади наш учитель и наставник, великаго каган, земли нашей Володимир, внука старааго славного славного Игоря, сына Святослава славного, иные во, своа лето…» , и др. О Рюрике это не слово. Может ли этот факт объяснить «забывчивость» митрополита или он предполагает, что о Рюрике в его время ничего не знали? Или отсутствие имени Рюрика в этом списке связано с тем, что, согласно традиции, предки конкретного человека должны были перечисляться только до второй степени, создавая некое подобие священной Троицы? Однозначный ответ на эти вопросы дать, на мой взгляд, невозможно.

Тогда можно упомянуть источник как «Память и хвала русскому князю Владимиру» Якова Мнича, созданного также в XI веке Есть строки типа: «…како просветить благодатью Божиею сердце князя Володимер Руско, Святославу сын, внук Игорев, и возлюбишь любящий Бога. .. И Бог ему в помощь, и скажи Киеву вместо отца его Святослава и деда его Игоря» . Рюрик тоже не упоминается, но в данном случае это можно объяснить тем, что автор перечислил именно киевских князей, а Рюрик в Киеве княжил.

В «Слове о полку Игореве», несмотря на обилие упоминаемых в этом имени, Рюрик также не упоминается, хотя, справедливости ради, следует отметить, что в соответствующем контексте можно было бы сказать, что «здесь должен был быть «В работе нет. Тот «буйный Рюрик», о котором упоминается в тесте «Слово», есть князь Рюрик Ростиславич, внук Мстислава Великого и современник, описанный в «Слове».

Первые упоминания о Рюрике, основателе правящей династии, встречаются уже в XV веке. В стихотворении «Задонщина» есть следующие строки: «…Мир Русько Князь славы: слава великого князя Киевского Игоря Рюриковича, второго великого князя Киевского Владимира Святославича, третьего великого князя Ярослава Володимировича» . Здесь мы впервые встречаемся, пусть и не упоминая напрямую Рюрика, но хотя бы упоминая отчество князя Игоря – Игорь Рюрикович, что явно впервые говорит нам о том, что Рюрик воспринимается автором как отец Игоря и, соответственно, родоначальник всей династии. Но ведь это XV век! Со времени призвания варягов, спустя шесть веков! Не слишком ли большой пробел для первого упоминания значимой фигуры?

Князь именослов

Теперь рассмотрим третий аргумент сторонников чисто легендарного Рюрика, касающийся князя именослова.

Ведь, например, среди потомков Карла Великого в Европе имя Карл пользовалось большой популярностью, только французских королей с этим именем насчитываются десятки, не говоря уже о других герцогах и принцах крови. Или, например, первый известный польский король из династии Пястов Мешко I повторил свое имя в потомках не менее четырех раз, а основатель сербской королевской династии Неманич Стефан Урос дал свое имя доброму десятку детей, и таких примеров много.

Можно, однако, привести массу примеров обратного, когда имя основателя династии становится самым почитаемым и в какой-то мере запретным для потомков, но в этих случаях оно вообще не употребляется, в то время как имя Рюрик до сих пор используется среди его потомков, по крайней мере, дважды.

Попробуем разобраться, кем и когда в Древней Руси использовалось имя «Рюрик» для княжеского наречения.
Впервые это имя мы находим у правнука Ярослава Мудрого князя Рюрика Ростиславича Перемышльского. Рюрик Ростиславич был старшим правнуком Ярослава Мудрого и, если бы на Руси существовала практика наследования по прямой нисходящей мужской линии, стал бы первым кандидатом со времен своего отца Ростислава Владимировича и отца Владимира Ярославича в Великий стол. Однако его дед, Владимир Ярославич, князь новгородский, старший сын Ярослава Мудрого, умер раньше отца, не побывав на великом княжении, и тем самым лишил всех своих потомков права верховной власти на Руси, сделав их изгоями. .
Ростислав Владимирович, не в силах противостоять своим дядям Изяславу, Святославу и Всеволоду, организовавшим своеобразный триумвират, вынужден был бежать «из России» и поселился в Тмутаракани. Там он проявил себя очень способным правителем и энергичным воином, что вызвало серьезное беспокойство в греческом Херсонесе. В 1067 году Ростислав, достигнув тридцатилетнего возраста, стал жертвой отравления, совершенного приславшим его греческим сановником.

После себя Ростислав оставил троих сыновей, Рюрика, Володара и Василька. Имена для княжеских именословов не имеют тенденции, более того, все эти три имени в княжеских именословах встречаются впервые. О чем думал князь-изгой, лишивший своих дядей прав наследования, дав своим сыновьям такие имена? Какое сообщение он хотел донести до своих родственников у руля? Если так, он хотел подчеркнуть их принадлежность к княжескому роду, оправдать попрание ими закона о престолонаследии, то это могло означать, что уже в начале 60-х годов XI века русские князья видели себя потомками Рюрика. Так думают некоторые исследователи, объясняя выбор имен остальных сыновей Ростислава аллюзиями на имена Крестителя Руси князя Владимира, получившего христианское имя Василий, Володар и Василько. Однако это объяснение кажется неубедительным. Почему Володар, а не Владимир? И почему третьего сына Ростислава называют искаженным крестильным именем его прадеда, а не, например, повседневным именем деда Ярослава. Тогда сообщение, о котором говорят сторонники этой точки зрения, было бы куда более явным – трое сыновей, одного назвали в честь основателя династии, второго в честь Крестителя Руси, третьего – в честь ближайшего общего с ним предка. обидчики-дяди. Думаю, выбор князем Ростиславом имен для своих сыновей был обусловлен другими причинами, неизвестными нам и неизвестными, но не связанными с попыткой подчеркнуть их принадлежность к княжескому роду.

Второй и последний случай крещения князя от имени основателя династии фиксируется уже в двенадцатом веке, относится к упомянутому выше князю Рюрику Ростиславичу из Смоленского княжеского дома. Родился этот князь около 1140 года, когда содержание летописи Нестора было, конечно, хорошо известно, и копия была в каждом княжеском доме. Рюрик был вторым сыном своего отца, князя Ростислава Мстиславича Смоленского, а его братья все имели имена, распространенные среди князей: Роман (Чучело), ​​Святослав, Давыд и Мстислав. Какие причины могли побудить отца дать второму сыну такое «экзотическое» в княжеском окружении имя, опять же остается только догадываться. При этом князь не был изгоем, наоборот, он владел и управлял одним из самых могущественных и густонаселенных княжеств на Руси, был одним из самых влиятельных дворян древнерусского государства, поэтому доказывать свою принадлежность к правящему клану он был не нужен.

Произошли также какие-либо значимые события в Смоленском княжеском доме или на Смоленской земле во время рождения Рюрика.

Таким образом, мы не можем объяснить ни в одном, ни в другом, почему князья называют своих детей именем «Рюрик». Но, что гораздо важнее, мы не можем объяснить, почему, несмотря на то, что таких случаев было, что свидетельствует об отсутствии табуированности этого имени, всего два из них. Единственным удовлетворительным объяснением видится то, что, с одной стороны, никаким сакральным значением это имя для русских князей почему-то не обладало, а с другой, опять же, по каким-то причинам, не пользовалось большой популярностью. Возможный ответ на этот вопрос лежит в христианско-мистической плоскости, но каких-либо достоверных исследований в этой области я не нашел.

Заключение

Подводя итог сказанному, следует констатировать, что позиция исследователей, утверждающих полное легендарное Рюрика, достаточно подкреплена фактами и рассуждениями для того, чтобы быть серьезно рассмотренной научным сообществом и существовать в качестве научной гипотезы.

Если говорить о «проблеме Рюрика» в целом, то в настоящее время по совокупности источников, которыми владеют исследователи в этой области, можно сделать определенные выводы обо всех интересующих профессиональных исследователей и любителей истории обстоятельствах его жизни, правление и его личность невозможна. Однако историческая наука постоянно развивается, во всяком случае, поставить точку в спорах о происхождении Рюрика ей, на мой взгляд, удалось вполне успешно. Возможно, в будущем откроются новые археологические или текстовые источники, что позволит ученым углубить и конкретизировать свои знания в этой области. Будем надеяться, что загадки истории столь эпохального и противоречивого персонажа, каким был и остается Рюрик в нашей истории, со временем будут разгаданы.