История основание москвы: Как Москва строилась: история основания города

Истории основания Москвы * Москва

Время прочтения: 5 минут(ы)

За последнюю пару десятилетий появилось немало «других» историй того, когда и кем была создана, как развивалась Москва. По-разному эти исторические изыскания отвечают на вопрос, почему именно Москва стала столицей мощного и огромного Российского государства. Эти истории Москвы получили название «альтернативных» историй, потому что они оперируют источниками, и научными изысканиями, не использовавшимися в курсе так называемой основной или официальной истории Москвы и России, которая начала создаваться еще в царствование династии Романовых в 18 веке при императрице Екатерине II, затем стала главенствующей в российской исторической науке 19 века, соответственно, практически без изменений, перекочевав в учебники советского времени, а затем и в сегодняшний официальный курс истории Москвы и России.

Однако в последние четверть века вдруг, как грибы после дождя, стали возникать альтернативные гипотезы и теории, одна причудливей другой, и при этом совершенно не согласные с основной господствующей уже на протяжении 250 лет историей России. Но если задуматься, то в этом нет ничего удивительного. Когда мы представляем себе будущее, то оно выступает перед нами во многих вариантах, будущее может идти по совершенно разным сценариям развития. Но люди как правило принимают один из таких вариантов и прикладывают немалые усилия для того, чтобы двигаться вперед в будущее именно по этому варианту.

Скажем, в начале 20 века таких основных сценариев развития было три – капиталистический, коммунистический и нацистский. Вся история 20 века представляла собой историю борьбы за осуществление этих сценариев. И только к концу 20 века, наконец, определились, что предпочтительней будет сценарий капиталистический. Сейчас, к примеру, в борьбу вступили глобалистский и антиглобалистский сценарии развития – сколько продлится борьба между ними, неизвестно.

Многовариантность прошлого и будущего

Но точно так же, как существуют различные варианты движения в будущее, существуют и различные варианты того, что было в прошлом. Что такое прошлое? Это не только и не столько руины каких-то замков, остатки каких-то цивилизаций и культур – это прежде всего информация, своего рода договор о том, что когда-то, якобы, было. Сегодня находятся десятки каких-то летописей, артефактов, свидетельств и воспоминаний, на которые в прошлом не обращали внимания, или даже вообще стремились уничтожить, как не соответствующие или противоречащие той стройной логически объяснимой исторической линии, которую начали выстраивать еще при императрице Екатерине II, которой почему-то хотелось основание Москвы закрепить за князем Юрием Долгоруким.

Основание Москвы Юрием Долгоруким

Действительно, закрепили и даже памятник на Тверской поставили, который, судя по описаниям внешнего облика Юрия, на него абсолютно не похож – это скорее какой-то абстрактный богатырь, больше похожий на Александра Невского, чем на Юрия Долгорукого. Да и киевский великий князь Юрий Долгорукий, более известный тем, что сжег свой же Киев, Москву вовсе не основывал, как не придумывал и имени Москва. Просто попировал в 1147 году в селении уже называвшимся Москвой, и принадлежавшим некоему боярину Кучке, коего князь Юрий там же убил, а жену его сделал своей наложницей, а дочь выдал за своего сына Андрея Боголюбского – вот и весь «подвиг» Юрия Долгорукого по поводу Москвы. Продолжение у этой истории тоже весьма мало оптимистичное – сыновья боярина Кучки в отместку убили князя Андрея Боголюбского – вот и все. Москва в этом случае выступает лишь как место очередной шекспировской или древнегреческой трагедии.

Юрий Долгорукий – портрет из царского титулярника

Но Екатерине II почему-то очень важно было заявить, что Москва была основана киевским князем Юрием Долгоруким в 1147 году. Может быть ей хотелось отнять право первенства в основании Москвы у предыдущей династии Рюриковичей, чей представитель, младший сын Александра Невского стал первым именно московским князем, и с которого Москва стала постепенно подниматься в своем значении среди других русских княжеств. Может быть, ей непременно хотелось таким образом соединить Москву с Киевом, от крещения которого и началась история христианской Руси. А от Киева цепочка, естественно, шла к Византии, второму Риму, а третий Рим – соответственно, Москва. Так или иначе, но соответствующие правки были внесены в летописи. Вдобавок появились «новые» старые летописи, в которые подтверждали данную версию.

Памятник Юрию Долгорукому на Тверской

Впрочем, есть и другая версия, утверждающая что Юрия Долгорукого (или Юрий — загребущие руки) вознесли на олимп лишь  в сороковых годах 20 века, конкретно в 1947 году решив отпраздновать 800-летие Москвы. Тогда же и было решено возвести памятник Юрию, который и поныне изображает его этаким Ильей Муромцем, тогда как, по описанию историка Татищева «Сей великий князь был роста немалого, толстый, лицом белый, глаза не весьма великие, нос долгий и искривленный, борода малая, великий любитель женщин, сладкой пищи и пития; более о веселиях, нежели об управлении и воинстве прилежал, но все оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев… Сам мало что делал, все больше дети и князи союзные…».

Бату-хан

По другой версии Москву основал вовсе и не Долгорукий, а Бату-хан — где-то в 1250-х гг., когда Москва впервые упоминается в татарских источниках как город, куда свозили налоги с финских и русских городов колонии Залески, вошедшей в состав Орды. Сюда в самом деле было удобно свозить налоги с муромских, мещерских и мерянских земель. Вероятно, именно будучи центром «налоговой инспекции» Орды Москва так быстро и выросла в город, претендующий на главенство во Владимирской Руси. Авторы этой теории находят так же, что внук Чингисхана был очень схож с изображенным на Тверской в бронзе богатырем. Нетрудно догадаться, что авторы подобных исторических гипотез отнюдь не горят любовью ни к Москве, ни к Московской Руси. Для них они – город и страна «укравшая» победу и возможность самостоятельного исторического развития другой Руси – Великого княжества Литовского, когда-то вмещавшего в себя значительную часть современной Польши, Белоруссии и Прибалтики.

Литовская Русь и Московская Русь в 15 веке

Итак, допустим, традицию торжественно, на государственном уровне, отмечать праздник основания Москвы заложил в 1947 году сам Сталин. Послевоенной стране нужны были такие праздники. Генералиссимус обратился к историкам: уточнить дату основания Москвы. И академик М.Н. Тихомиров, автор книги «Древняя Москва», представил все имеющиеся на то время сведения по сему вопросу. Тогда Сталин и принял решение о первом праздновании основания Москвы. Ему особо понравилась круглая дата: 800 лет городу, хотя Тихомиров предлагал и другие даты – например, привёл известие об основании Москвы Олегом Вещим. Обращал академик внимание и на упоминание в монгольских рукописях о разорении Москвы войсками Батыя и убиении 270 тысяч её жителей, откуда следовало, что ко времени «основания» города в Москве, скорее всего, уже жили десятки, если не сотни тысяч жителей, а значит, она уже была крупнейшим городом Европы.

Дьяково городище в Коломенском

Принятая ныне дата «основания Москвы» исходит из первого упоминания о Москве в христианских летописях, но датировки археологические совсем иные, и они подтверждают ведические источники. К примеру, археологами доказано, что на территории Москвы люди жили со II тысячелетия до н. э. Раскопано также сильно укреплённое Дьяковское городище, в коем люди жили с VII века до н. э. Находили в Москве и монеты всех времён, начиная с кладов парфянских (II век до н. э.) и римских монет (III век н. э.). Согласно  «Книги Велеса», в подлинности которой пока что сильно сомневаются, дата основания Москвы отодвигается в VI век. Но есть основания и эту дату считать не самой древней, ибо по «Ярилиной книге» дата основания Москвы отодвигается ещё на два столетия – в начало IV века. А это значит, что Москве исполнилось уже 1700 лет.

Мосох Иафетович

В XVII веке на Руси было очень популярно предание о том, что Москву основал после Всемирного потопа патриарх Мосох, внук Ноя, младший сын Иафета. Вот как говорится об этом событии в «Описании…» инока Тимофея Рвовского: «И созда же тогда Мосох Князь и градец себе малый на предвысоцъей горе той, над юстии Явузы ръки, на мъсте оном первоприбытном своемъ, имено Московском, идеже и днесь стоит на горе оной церковь каменная святого и великаго мученика Никиты». По одной из версий, он назвал град по имени своему и своей жены Квы, получилось – Москва. »

Древние москвичи, реконструкция по М. Герасимову

Эта библейская легенда, изложенная русским летописцем, содержит также и отзвуки действительно бывших событий. Во-первых, роду библейского патриарха Иафета (и сына его Гомера) соответствует род славянского патриарха Имира, или Богумира (по «Книге Велеса»), прародителя славян-киммерийцев. Да и сами имена прародителей, в том числе имя Мосоха (библ. Мешеха), упоминаемые в первых главах Библии, древними евреями были взяты из книг филистимлян-пеласгов, родственников славян. Так что имя Мосоха – разновидность древнего праславянского имени патриарха.

Славянские фрески о Великом потопе

Само имя Мосох (летописный вариант – Мосх) в Библии передаётся как Мешех. То есть русский летописец даёт особую славянскую форму имени патриарха. И так разрешает многие вопросы, ибо имя это явно индоевропейское. Сие слово принадлежит к целому «кусту» слов, корень коих «мосх» – «моск» суть способ произношения слова «мозг» со значением «мудрость» (ср. авестийск. Ахурамазда – Господь Мудрость). Сие имя могли принимать как священное вожди и князья, которые вставали во главе племенных союзов и почитались мудрейшими. Это династийное имя. Потому и вождей с именем «Моск» либо «Мосъка» могло быть несколько, так же как несколько было Ариев, Киев, Словенов, Бусов.

Русские — потомки Мосоха, внука Ноя, отсюда — и название Москва

Моска Святоярич

В земле вятичей князь Моска со своими родами пришёл после войны с волохами-ромеями из Дунайского царства, то есть из земель древней Волыни. Однако в самой Волыни роды Моска оказались после исхода с Кавказа, так что легенда о пребывании Мосоха Иафетовича на Кавказе может относиться и к родам Моска Святоярича.

597–598 годах род Моска (Мусокия) был вынужден переселиться на Север с Дуная (античного Истра). В новые земли, согласно «Книге Велеса», пришли роды радимичей и вятичей. Об этом же говорит и «Повесть временных лет», в коей сказано, что вятичи ведут свой род от патриарха Вятки, пришедшего вместе с братом Радимом «от ляхов», точнее – из Волыни. Они же были волынянами-месками (москами, мосоками, москалями и пр.).

Тогда они пришли на берега реки, названной ими Москвой-рекой. Поселились они и на подмосковной речке, названной ими Истрой (в память об Истре-Дунае). Тогда и основали они Москов град, то есть град Моска Святоярича. Именно так, в притяжательной форме, как град, принадлежащий Моску и его роду, он впервые упомянут в летописи (подобно этому Киев град – это град, основанный Кием). Лишь в поздние времена он был переименован в Москву.

Арабский дирхем X века, найденный на месте раскопок бассейна «Москва», где ныне храм Христа Спасителя

О единстве родов славян при Моске Святояриче говорит не только «Книга Велеса». Арабский историк X века аль-Масуди дал описание северной страны славян и среди прочего указал, что одно из славянских племен – валинана (то есть волыняне) «имело в древности власть над всеми славянами, и его царя называли Мажак (т. е. Моск)». «Мажак, царь Валинаны, которое племя есть одно из коренных славянских, оно почиталось между их племенами и имело превосходство между ними. Впоследствии же пошёл раздор между их племенами, и порядок их был нарушен». Итак, арабы в X веке помнили о вожде Моске Святояриче, который был вождем всех славянских народов.

Моска Светоярич – основатель Москвы

Когда Моска Святоярич приехал на остров пустынника Букала, согласно легенде, у него было видение. И узрел он «зверя превелика и пречудна, троеглава и красна зело». Сопровождавший Моска Святоярича мудрец Василий-гречанин так истолковал сие видение: «На месте сём созиждется град превелик, и распространится царствие твое треугольное, и в нём умножатся разных орд люди». Так мудрец истолковал видение Великого Триглава. Три главы – суть образ треугольного царства, разные цвета – суть то, что в сём граде – Москве – будут жить люди со всех стран света. По этому предсказанию по прошествии «шести лет» после 597 года, то есть в 603 году, и была заложена Москва князем Моском Святояричем.

Читать «Из истории Москвы 1147-1913» — Назаревский В. В. — Страница 1

В.  В. Назаревский

Из истории Москвы 1147–1913

Иллюстрированные очерки

Посвящается 850-летию основания города Москвы

Предисловие автора к изданию 1913 года

В 1896 году мы выпустили в свет свою книгу «Из истории Москвы. 1147–1703. Очерки, с 212 рисунками». За несколько лет это издание разошлось все и стало библиографической редкостью, но спрос на него все еще продолжался. Это побуждало нас повторить наше издание, но мы были отвлечены от исполнения этого печатанием нашего курса «Русской истории. 862-1894» и, только окончив его, получили возможность заняться и названной книгой.

Пересмотр ее побудил продолжить ее с 1703 года, когда из Москвы был перенесен центр нашей государственной жизни в северную столицу — Петербург, до настоящего переживаемого нами времени.

Работая над этим, мы отказались от предлагавшегося нам с разных сторон плана превратить нашу книгу в исторический путеводитель по Москве, «в своего рода гид», который бы стал практическим руководством для осматривающих ее экскурсантов.

Признавая необходимость в издании и такого отдельного, краткого и справочного руководства, мы полагаем, что раньше экскурсионных обозрений Москвы, еще до пользования таким справочным изданием, необходимо пройти систематически, в главных чертах, всю историю Москвы, от самого ее основания до нынешнего периода ее жизни. Тогда только обозрение ее вещественных памятников, столь важных для изучения нашей истории за семь с половиной веков, даст всю свою пользу.

Основываясь на этом, мы оставили за своим пересмотренным и дополненным изданием характер книги для чтения в школе и дома, книги полезной особенно для тех, кто проходит в основных чертах курс русской истории и готовится к экскурсиям по Москве, для ознакомления с ее вещественными историческими памятниками.

История Москвы, в ее памятниках, имеет свою обширную литературу и может быть изложена в многотомном издании, вроде того, начало которому положено покойным И. Е. Забелиным, который, однако, разработал одну только историю московского Кремля в увесистом фолианте. Но такие издания, как бы ни велик был их научный интерес, доступны лишь нескольким десяткам, от силы сотням читателей, уже основательно подготовленных в истории и археологии.

Мы же в своей книге даем сравнительно сжатое, научно-популярное издание. Особой нашей заботой было систематически иллюстрировать его снимками с памятников, скрывающимися во множестве малодоступных специальных изданий.

Правдивы слова И. Е. Забелина, которые мы привели в первом издании нашей книги:

«Москва, в своем составе, вся сложена из памятников своей истории. Ее кремлевские святыни, ее круговые стены, каждое ее урочище, каждый храм, каждая улица и площадь хранят в себе целые повести о радостях и печалях этого средоточного города, о его тревогах в дни бед и общего горя, о его торжестве в славные дни одоления врагов или избавления от наступавшей погибели». Но вместе с тем эти памятники, кроме освещения общего хода нашей истории, прекрасно иллюстрируют эволюционные перемены нашего быта и движение нашей культуры.

Период нашей истории с 1147 до 1703 года, до основания Петербурга, и создал Москву во всех ее самобытных особенностях, запечатлел на ней своеобразный тип, отличающий ее от всех древних и новых русских городов. В этом воплотился свой исторический гений или дух Москвы, который, как незримая сила, больше, чем все другое, дает ей характер если не средоточия государственной власти, то центра нашей жизни с ее национальной мыслью, с ее народными чувствами и стремлениями, с особенностями русского быта. Громадная по своему населению, сильная своими промышленностью и торговлей, Москва все же сильнее всего этого своими историческими преданиями, которые делают ее принципом нашей жизни. Вот отчего соприкосновение с нею в каждом русском, велик ли, или мал он, поднимает и крепит русские чувство, мысль и волю. Здесь, а не в другом месте, бьется сердце России…

Мы будем удовлетворены, если читатели, следя по нашему изданию за минувшими судьбами Москвы, обновят в себе национальное сознание. Здесь, а не в других наших центрах, выковалась государственность русского народа, сложилось великое Русское Царство, выработались разные стороны нашего быта, коими до сих пор объединяется и укрепляется громадная Россия. Правду сказал поэт:

Любовь к отчизне, как струя,

От сердца к сердцу пробегает,

По целой Руси из Кремля.

В дополнение к сказанному нами в 1896 году считаем нелишним присоединить несколько слов о культурном значении Москвы.

То, что дали Руси Новгород, Киев и Владимир как наши государственные центры, Москва не только сохранила, но и развила и видоизменила, создав из всего переданного ей свою руководящую идею, которая не утратила в нашей жизни своего значения и при переживаемом новом петербургском периоде нашей истории даже в XX столетии.

Наши западники все еще склонны утверждать, что Москва или пользовалась только чужим, заимствованным, или создавала свое отрицательное и неуклюжее. Но объективное и всестороннее исследование показывает, что всему полученному по наследству она давала свои очень ценные видоизменения, а в своем новом создала много такого, что имеет положительное значение вклада в историю культуры.

Укажем некоторые примеры. Если русское зодчество переработало византийские архитектурные мотивы в свой особый стиль, то этим мы обязаны не Киеву и Владимиру, а Москве, которая создала храм Василия Блаженного, Коломенский дворец, царские терема и множество изящных храмов Романовской эпохи. Не то же ли нужно сказать и о нашей живописи и орнаменте? И здесь византийские и восточные стихии подверглись русификации и дали много прекрасных образцов в произведениях таких московских художников, какими были Андрей Рублев, Симон Ушаков и царские писцы, создатели орнаментированных рукописей чудной красоты. Точно так же эмалевое и чеканное дело и другие отрасли производств в Москве разве не представили весьма много нового? Если сойти с западнической точки зрения, изменяешь свой взгляд и на московскую письменность, которая еще ждет своей оценки. Но то, что она дала в тяжелые времена монгольского ига и в XVI и XVII веках, из коих последний был отмечен Смутным временем, право, не так малоценно, как казалось до сих пор. Московские летописи, проникнутые идеей государственного единства, жития святых, произведения митрополита Макария Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, переписка Курбского с Иоанном IV, творения святого патриарха Гермогена, письма царя Алексея Михайловича и т. д. доказывают, что Москва не стояла в деле письменности на одном месте, а постоянно двигалась в своем просвещении и даже не оказалась неспособной к усвоению образованности, основанной на возрождении наук и искусств, как то показывает Славяно-греко-латинская академия, давшая России такого ученого и писателя, каким был наш великий Ломоносов, и глубоко образованных иерархов.

Очевидно, Москва не коснела в застое в культурном отношении. Не случайно же она была родиной Михаила Феодоровича Романова, царя Алексея Михайловича, Петра Великого, местом воспитания Ломоносова, родиной Суворова и Пушкина, местом работ Карамзина и множества других носителей нашего просвещения в различных отраслях его проявления.

1. Основание Москвы и Юрий Долгорукий

казание о том, будто Москва возникла в IX столетии, еще при Олеге, есть вымысел позднейших книжников. Впервые мы имеем летописное известие о существовании Москвы от конца первой половины XII века. Это — время наибольшего развития удельной системы, ослабившей Россию перед нашествием татар: это была пора образования отдельных областных княжеств и время ожесточенной борьбы из-за Киева между Мономаховичами и Ольговичами и даже в роде первых. В этой громадной борьбе, которую, по выражению летописей, «взмялась» и в коей «разодралась» вся Русская земля, принимали участие все князья: и северные, и южные, и западные, и восточные. Их дружины крестили и бились по всей Руси; но в то же время заканчивался киевский период Руси и подготовлялся новый. И Москва в первый раз упоминается как город в летописи именно в эту горячую пору, в 1147 году.

200 лет Музеям Московского Кремля

История старейшего музея России, ныне именуемого Историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», имеет долгую историю. Его многочисленные коллекции возникли в XIV-начале XV веков, в период правления первых великих князей Московских – Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Василия I. В своих завещаниях они завещали своим потомкам золотые шапки, сабли, столовую посуду и драгоценные пояса. -ремни, которые вскоре стали рассматриваться современниками как реликвии предков, «защищавшие семью» и символизирующие ее политическую власть.

Шапка Владимира Мономаха. Восток, конец XIII – начало XIV вв.

На рубеже конца XV ​​– начала XVI вв. в Москве, столице мощного централизованного Русского государства, выросшего из разрозненных княжеств на северо-востоке Руси, произошел всплеск строительства. . Русские и итальянские зодчие строили крепкие валы и башни Московского Кремля, возводили соборы и великолепные дворцы, величественная красота которых поражает и сегодня. Именно в это время встречаются первые упоминания о сокровищницах нового «царского двора» — Фиск (или, Общественная казна), Оружейной палате, Конюшенной казне, Государевой личной казне и других. Кремль был хранилищем главных сокровищ страны: фиска, официальных регалий великих князей, а затем и царей, драгоценной посуды, роскошных одежд, оружия и парадной конской упряжи. Все те предметы, которые так поражали публику во время величественных церемоний, использовались повседневно и, самое главное, представляли в глазах общественности образ России и ее правителей.

В начале 18 века деятельность кремлевских сокровищниц и мастерских пошла на убыль, так как сотни лучших мастеров, включая художников, резчиков по дереву, ювелиров и оружейников, были переселены в новую столицу, Санкт-Петербург. Административные офисы также часто реструктурировались. В 1727 г. все они были объединены в единое учреждение — Мастерскую и Оружейную палату под надзором Сената. Палата стала хранилищем исторической памяти страны, ее реликвий и древних символов, которые на протяжении 18-19 вв.го века регулярно выставлялись на самых важных официальных церемониях.

В истории старинных московских сокровищ началась новая эпоха, когда они стали частью знаменитого музейного собрания. Этому периоду посвящена основная юбилейная выставка Музеев Московского Кремля «Императоры российские и Оружейная палата». Выставка охватывает огромный период, с начала 18 века до начала 20 века, рассказывая историю создания правителями России первого музея русской национальной истории и культуры.

Выставка состоит из двух разделов, размещенных в двух залах музея. Первая часть находится в Одностолпной палате Патриаршего дворца и посвящена XVIII веку.

Когда столица была перенесена в Санкт-Петербург, Москва перестала быть главным политическим центром Российского государства. Москва и ее исторический центр Кремль приобрели новый статус — старой столицы, хранительницы национальных, политических и государственных традиций. Москва была выбрана великим реформатором местом проведения ключевой церемонии нации — коронации императора. Новую традицию ввел Петр I, короновав себя и свою супругу Екатерину 7 мая 1724 года в Успенском соборе Московского Кремля, «по обычаям, принятым во всех христианских народах».

Новый титул российских правителей Император потребовал изменения всего набора символов власти, а именно государственных регалий. При первой коронации в России к скипетру и глобусу были добавлены корона и плащ, которые были непременными атрибутами при интронизации в России еще с XVI-XVII веков. В указе, изданном Комиссией по коронации императрицы Елизаветы Петровны от 16 апреля 1742 г., наряду с короной, скипетром, глобусом и плащом упоминались меч и народное знамя. Меч был выбран из Оружейной палаты — лучший из «хранящихся там». Знамя с изображением государственного герба с «печатями» (символами) всех земель, принадлежащих империи, было изготовлено из желтого атласа и украшено бахромой с золотым шитьем и кистями. Интересно, что честь нести первое в России государственное знамя во главе шествия удостоилась «генерал-повар», кавалер ордена Святого Александра Невского и «директор» Мастерской и Оружейной палаты Михаил Волков. . В отличие от других императорских регалий, государственное знамя и меч хранились в Мастерской и Оружейной палате, а не в Санкт-Петербурге. В 18 и 19го века Палата была местом, где после завершения официальных церемоний размещались различные королевские коронационные одежды, одежда и аксессуары.

Перестраивая деятельность кремлевских мастерских и казначейств, русские правители стремились не только сохранить, но и приумножить накопленные за многие века коллекции. В 1709 году по приказу Петра I в Московский Кремль были отправлены военные трофеи с полей Лесной и Полтавской битв, где русские сражались со шведами. Еще раньше, в 1705 году, из Спасо-Преображенского дворца в хранилище Кремля было отправлено одеяние самого монарха. В марте 1723 года Кремль получил маскарадный костюм, который Елизавета I надела на празднество в Москве, посвященное годовщине Ништадтского мирного договора. Царским указом, изданным Анной Иоанновной 20 декабря 1737 г., предписывалось присылать в Палату сабли украшенные драгоценностями и злато- и серебряно-окаймленные, ружья, конскую сбрую, украшения «из алмаза и других камней», потому что «палате подобает храните любопытные предметы».

Еще в 18 веке были предприняты первые попытки сделать некоторые коллекции доступными для всеобщего обозрения. В 1718 году по указу царя Петра I кремлевские древности (короны, украшенные драгоценностями шейные украшения, украшенные религиозными изображениями, глобусы, скипетры, украшения, бывшие в употреблении царские парадные одежды) впервые были выставлены на обозрение в Мастерская Fisc в витринах, позволяющая уважаемой публике увидеть их «такими, какие они есть». Работы по демонстрации сокровищ и украшению интерьера продолжались и в царствование императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Екатерина II повелела изготовить новые шкафы из ольхи для коронационных платьев и футляры для хранения старинных государственных регалий, которые должны были разместиться в Мастерской и Оружейной палатах. Кроме того, были изготовлены деревянные муляжи для демонстрации древних доспехов. Манекены были сделаны «в пропорции человека», в разных позах и высотой не менее 2,25 аршина (63 дюйма), потому что «карлики не носят корсетов». В старых документах есть многочисленные упоминания о дворянах, совершающих экскурсию по сокровищницам.

Однако, несмотря на усилия по охране и отслеживанию сокровищ, многие проблемы продолжали сталкиваться с руководителями Мастерской и Оружейной палаты. Помещения находились в неудовлетворительном состоянии, в результате чего хранящиеся предметы были повреждены. Пожар, случившийся 29 мая 1737 г., нанес кремлевской коллекции большие потери. Часть древностей будет изъята, отправлена ​​в Петербург и даже передана в личное пользование как правителям, так и их фаворитам.

Такая ситуация не могла не ударить по совести россиян, прекрасно осознававших огромное национальное, историческое и художественное значение предметов, хранящихся в Мастерской и Оружейной палате.

Первым, кто попытался изменить ситуацию, был А.М. Аргамакова, будущего декана Московского университета и коллежского советника, — он направил в Сенат рапорт о «ненадлежащем содержании сокровищ и архива». Он предложил научную систематизацию фондов, издание иллюстрированного каталога (в том числе на русском и других языках) и устройство в Кремле специальной галереи для коллекций древностей, куда посетителей допускали бы не реже одного раза в год. неделя. Иными словами, идея заключалась в том, чтобы создать в Московском Кремле настоящий музей. По проекту известного русского архитектора Д.В. Ухтомского, строительство галереи началось в конце 1756 года у Благовещенского собора. Однако едва построенное здание было снесено в 1768 году из-за планов построить новый грандиозный дворец по проекту Василия Баженова. Только в начале 19ХХ века были предприняты последние шаги по охране коллекций кремлевских древностей и превращению их в музей.

Истории создания и развития музея в XIX веке посвящен второй раздел выставки, расположенный в Успенской звоннице.

В 1801 году энергичный администратор П.С. Валуев был назначен начальником Строительного управления Кремля, в состав которого в 1805 году вошли Мастерская и Оружейная палата. указ от 10 марта 1806 г. «О правилах управления и содержания в порядке и сохранности древностей, хранимых в Мастерской и Оружейной палате». В том же году на участке у Троицкой башни по проекту архитектора И.В. Еготова началось строительство здания Палаты, которое должно было быть закончено в 1810 г. Уставом 1806 г. предписывалось начать реставрационный проект «без малейшего промедления». План состоял в том, чтобы сделать новую инвентаризацию владений и составить «исторический каталог», который будет финансироваться Императорским кабинетом. Эта задача была возложена на А. Ф. Малиновского, почетного члена Оружейной палаты и хранителя архива Форин-офиса. В 1810 году Валуев представил «описание комнат» будущего музея императору Александру I, который ознакомился со всеми предложениями, одобрил и утвердил их.

Вторжение армии Наполеона сорвало планы музея. За день до Бородинского сражения все палатные коллекции были оперативно упакованы в ящики и отправлены автомобильным транспортом в Коломну, откуда водным путем проследовали в Нижний Новгород, перед окончательным вывозом во Владимир. В 1813 году коллекция была возвращена в Москву.

Устройство первой постоянной музейной экспозиции в Оружейной палате, а также ремонт повреждений, нанесенных французами Кремлю, производились под руководством графа Николая Юсупова, который в 1814 году был назначен Начальник Строительного управления Кремля и Мастерской и Оружейной палаты. Именно при нем были заложены традиции организации музейной работы, выставочной деятельности и приема посетителей.

Любая экскурсия по музею, начиная с октября 1814 года, обычно начинается с Тронного зала, где экспозиция регалий предков подтверждает идею о том, что власть царя дается Богом и может быть прослежена, политически и духовно, до византийских императоров. Также на выставке был представлен оригинал Кодекса Собора 1649 года. За показом регалий последовала выставка «венцов покоренных царств», на которой прослеживалась история роста и расширения России. Положение России в мире стало темой следующего зала, где были представлены посольские дары, сгруппированные по дарителям и получателям. Раздел «Вооружение» музея был посвящен военной мощи страны, демонстрируя главные военные регалии России – меч, щит и государственные знамёна. Отдельно были выставлены военные трофеи самых известных побед. Так, Мастерская и Оружейная палата в первой четверти XIX в.ХХ века стал первым в России национальным историческим музеем, каждый экспонат которого отражал идею «вечной славы и могущества» Отечества.

В 1831 г. императорским указом вводились новые правила, по которым музей отныне именовался Оружейной палатой, и вводилась должность директора музея, который должен был иметь если не специальное образование, то хотя бы «общение» с наука история. В 1840-1880-е годы директорские посты занимал ряд выдающихся личностей в русской науке и культуре — писатели М. Н. Загоскин и А.Ф. Вельтман, историк С.М. Соловьев. В 1837 г. собрание документов Палаты по судебным управлениям начал разбирать И.Е. Забелин, ставший впоследствии одним из виднейших исследователей русской дворцовой жизни и основателем Исторического музея.

В 1851 году архитектор Константин Тон построил новое здание музея на юго-западном углу Кремля, у Боровицких ворот, где музей находится и по сей день. Здание является частью Большого Кремлевского дворца; Высокие пересекающиеся своды парадных залов, стройные колонны с красивыми капителями и огромные двухэтажные окна придают интерьеру музея торжественный и величественный вид. Когда в середине XIX века в Оружейной палате была создана новая экспозиция, она была выполнена в соответствии с традицией прошлого. Было организовано девять тематических залов. На втором этаже располагались Доспеховый, Оружейный, Добычный, Коронный и Серебряный залы, на первом этаже — Молитвенный, Портретный, Каретный и Хозяйственный залы (последний также назывался Иконным залом). Концептуальным центром выставки стал Коронный зал, представивший синтезированный образ Российской монархии, где образы русских правителей, государей и императоров соседствовали с «древними атрибутами наследственного царствования и священной интронизации Государей Российских». Современные исследователи считают, что пространство зала, жестко организованное и насыщенное символами, выполняло функцию сакрального места русской истории. Не случайно с 1855 года этот зал служил парадным залом, где за день до коронации на царя освящалось государственное знамя России.

Во второй половине XIX века музей стал одним из важнейших научно-методических центров России. В состав группы исследователей входили видный археолог и искусствовед Г. Д. Филимонов, специалист по вооружению Л. П. Яковлев, археограф А. Е. Викторов. В начале ХХ века музей возглавляли два хранителя, известный искусствовед, археолог и нумизмат В.К. Трутовский и историк Ю.В. Арсеньев. В 1860–1880-х годах музейщики осуществили беспрецедентный для того времени проект — составление и издание Описи Московской Оружейной палаты, которая и по сей день остается авторитетным источником.

Москвичи и туристы проявили живой интерес к музею. Посетители допускались три раза в неделю в будние дни и одно воскресенье каждого месяца на два часа. Музей посещали учащиеся Строгановского художественного училища; когда он был закрыт для посетителей, в нем работали художники. Многие экспонаты музея послужили моделями для картин Константина Маковского, Василия Сурикова, Виктора Васнецова и Ильи Репина, скульптур Михаила Антокольского. В книге почетных гостей Оружейной палаты есть автографы великих русских писателей Ивана Тургенева, Федора Достоевского и Льва Толстого.

С наступлением 20 века начался период мировых войн и революционных смут, в которых Кремлевскому музею предстояло сыграть заметную роль. В годы Первой мировой войны Оружейная палата, носитель древней традиции присмотра за дворцовыми сокровищами, приняла на хранение многие тысячи уникальных предметов и коллекций, эвакуированных из царских дворцов и музеев Санкт-Петербурга. В первую очередь туда были перемещены государственные регалии и коронные регалии российской царской семьи. После Октябрьской революции в музей поступили также реликвии и артефакты русского православного искусства из монастырей и соборов Московского Кремля и Патриарших ризариев, ценные предметы из закрытых или снесенных церквей и монастырей. Когда нация страдала от голода и разрухи, молодая Советская республика нуждалась в деньгах. Предметы искусства были конфискованы в пользу Фонда помощи голодающим, а драгоценности короны и другие ценности были переданы в распоряжение Наркомата финансов, который приказал их переделать или продать с аукциона. Был реальный шанс, что многие уникальные архитектурные памятники Московского Кремля будут снесены. В те смутные годы сотрудники музея оказались настоящим достоянием Кремля. Небольшая команда под руководством первых директоров Михаила Сергеева и Дмитрия Иванова сделала все возможное для защиты вверенных им объектов. В 1920 Оружейная палата более чем усердно работала над возвращением в Эрмитаж и Русский музей коллекций, эвакуированных в Москву с началом Первой мировой войны. Особенно трудной была задача сортировки коронных драгоценностей, в состав которых входили государственные регалии, украшения, драгоценные камни, имеющие историческое значение, и украшения. Последний раздел выставки посвящен подвигам сотрудников музея по спасению регалий императорской короны.

В музее началась новая эпоха. При советской власти Оружейная палата уже не могла существовать как музей, ориентированный на историю государственной власти Российской империи, и вся ее концепция была изменена. С тех пор функция музея заключалась в том, чтобы представлять историю русского и зарубежного изобразительного и прикладного искусства, подчеркивая их мастерство, а не историческую значимость.

При советской власти Музеи Московского Кремля претерпели множество изменений. Было время, когда они были практически закрыты для посетителей, но с 1960-х по 1990-е годы в них наблюдался всплеск всех видов деятельности. Сегодня тысячи москвичей и гостей города приезжают сюда, чтобы увидеть лучшие образцы русской и мировой культуры. Переходя из одного зала в другой, от одной витрины к другой, они лакомятся уникальными по своей красоте предметами, которых нельзя найти нигде, кроме Московского Кремля, предметами, тесно связанными с историей России, ревностно оберегаемыми нашими предками через самые трудные годы истории.

Иллюстрации

Национальные цвета России. Россия, 1896 год

Сабля в ножнах
Подарок императрицы Екатерины II великому князю Александру Павловичу. Россия, Санкт-Петербург, конец 18 века

Шлем царя Михаила Федоровича. Оружейная палата Кремля, 1621
Никита Давыдов

Корона императрицы Анны Иоанновны. Санкт-Петербург, 1730
Готлиб Вильгельм Дункель (?)

Бармас (украшенные драгоценностями шейные украшения с религиозными изображениями) из клада, найденного близ г. Рязани. Конец XII–XIII вв.
Хранится в Оружейной палате по приказу императора Николая I

Жезл Карла (Карла) XII с вензелем Густава II Адольфа. Швеция, начало XVII века

«Филофеевская ставротека» (Реликвия «Честный и Животворящий Крест от Патриарха Филофея Коккина»)
Константинополь, 12 век

Пантера – декоративный сосуд. Лондон. 1600–1601

Коронационное платье императрицы Екатерины I. Россия, 1724

Дмитрий СТРУКОВ. Витрина в Коронном зале Оружейной палаты. Акварель. Вторая половина 19 века

Табакерка . Париж, 1773–1774
Из личного кабинета императора Николая II

Тарелка «Коронование Екатерины I». Москва, 1724–1727

Петр ГЕРАСИМОВ. Вид на старое здание Оружейной палаты Кремля. Акварель. Первая половина XIX века

Портрет Петра Валуева. От: Дмитрий Ровинский
Большая энциклопедия русского портретного офорта. СПб., 1886, т. 1, с. 47

Неизвестный художник. Портрет императора Александра I. Россия. Вторая четверть 19 века. Деталь

О компании | Гараж

Музей современного искусства «Гараж» был основан в 2008 году Дашей Жуковой и Романом Абрамовичем и первоначально располагался в здании бывшего Бахметевского автобусного гаража на улице Образцова в Москве, что и дало название музею.

Помимо выставочной программы, «Гараж» накопил обширный архив по истории российского современного искусства, издает книги на самые разные темы, связанные с современной культурой, организует кинопоказы и переговоры, предлагает долгосрочные программы поддержка художников и региональных художественных учреждений.

В настоящее время «Гараж», расположенный в здании бывшего ресторана «Времена года», реконструированного Ремом Колхасом и OMA (Нидерланды), адаптирует павильон «Гексагон» в качестве нового здания Музея по проекту, разработанному архитектурным бюро САНАА (Япония).

Узнать больше об истории музея можно на сайте сchronicle.garagemca.org.

С 2008 по 2011 год «Гараж» занимал здание бывшего Бахметевского автобусного гаража на улице Образцова в Москве (отсюда и название музея), спроектированное архитектором-конструктивистом Константином Мельниковым. С 2012 по 2015 год Музей располагался во временном павильоне в Парке Горького по проекту японского архитектора Сигэру Бана. С 2015 года «Гараж» располагается в здании бывшего ресторана «Времена года» (1968), реконструированный Ремом Колхасом и OMA (Нидерланды).

С 2017 года «Гараж» совместно с архитекторами из разных стран строит временные павильоны на Гаражной площади, которые работают как летний кинотеатр Garage Screen.

В ноябре 2021 года музей представил дизайн-проект своего нового здания — павильона «Шестиугольник» (1923 г.), реконструируемого японской архитектурной фирмой SANAA (Sejima and Nishizawa and Associates).

После реконструкции «Шестиугольник» и «Времена года» станут единым пространством для различных арт-практик, включая перформативные и мультидисциплинарные проекты.

Прочие гаражные постройки
  • Образовательный центр (Парк Горького, открыт в 2013 г.)
  • Студии и резиденции художников «Гараж» (ВДНХ, открытие в 2019 г. )
  • The Hexagon

    The Hexagon станет пространством для социального взаимодействия и демонстрации различных художественных практик. В нем будут три выставочные галереи (две в фасадах здания и одна на подземном уровне), библиотека, книжный магазин и кафе. Внутренний двор здания станет общественным пространством. Функциональная площадь Hexagon составит 9, 500 квадратных метров.

    Узнать больше

УПРАВЛЕНИЕ

Даша Жукова

Даша Жукова является соучредителем Музея современного искусства «Гараж» и основателем Фонда ИРИС, некоммерческой организации, призванной содействовать пониманию и развитию современной культуры во всем мире. Мир. Она входит в попечительский совет Метрополитен-музея, Художественного музея округа Лос-Анджелес и Shed, где она является одним из основателей. Кроме того, она является соучредителем Artsy. Жукова принимала участие в ряде проектов в области моды и дизайна, в том числе в журнале GARAGE, который она основала в 2011 году. Она родилась в Москве, получила образование в Лос-Анджелесе, где окончила UCSB.

Подробнее

Роман Абрамович

Роман Абрамович — соучредитель Музея современного искусства «Гараж». Известный российский бизнесмен и меценат, бывший депутат Государственной Думы (1999–2001 гг.) и бывший губернатор Чукотского автономного округа (2001–2008 гг.). Г-н Абрамович участвует в широком спектре благотворительных проектов в Российской Федерации и за рубежом, поддерживая благотворительные фонды, работающие в сфере искусства и культуры, спорта, здравоохранения, детей, образования, ветеранов и других важных социальные проблемы. Он является попечителем Московского Большого театра и основным инвестором в развитии культурного центра «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге. Он также спонсирует ряд культурных учреждений и программ в Москве и Санкт-Петербурге, поддерживает российских и зарубежных художников, исполнителей и музыкантов на выставках и мероприятиях, участвует в образовательных проектах по современной культуре. Еврейский фонд Романа Абрамовича помогает многим евреям, а также предлагает помощь малоимущим членам общества по всей стране. Прошлые проекты включают фонды «Полюс надежды» и «Территория», которые внесли существенный вклад в улучшение условий жизни в российском регионе Чукотка, и Национальная академия футбола, которая за 10 лет построила более 100 спортивных сооружений и спонсировала обучение и подготовку молодых спортсменов по всей стране. Г-н Абрамович родился в Саратове и имеет диплом Московской государственной юридической академии.

Антон Белов

Антон Белов – директор Музея современного искусства «Гараж» с 2010 года. Выпускник Московского института стали и сплавов по специальности «физико-химия процессов и материалов». До прихода в «Гараж» Антон руководил некоммерческим проектом Gallery White в Москве, который он основал, работая с молодыми художниками над созданием новых работ. В 2009 году Антон запустил двуязычный журнал и интернет-ресурс Artguide, освещающий события в сфере современного искусства.