История коловрата: Недопустимое название | Русская История Вики

Настоящая легенда о Евпатии Коловрате

П. Литвинский. Евпатий Коловрат

Как то я вам рассказывал о своих впечатлениях после просмотра российского фильма «Легенда о Коловрате». Ну что касается фильма, то все там. А вот что же это за былина хорошо бы узнать подробнее.

Евпатий Коловрат — былинный русский богатырь, рязанский боярин или воевода, герой народных сказаний времен нашествия Батыя на Русь. О его подвиге рассказывает древнерусская «Повесть о разорении Рязани Батыем». Данная повесть сохранилась в списках, самые старые из которых датируются концом XVI века. При этом в трех древнейших списках были отражены три разновидности данного текста согласно классификации академика Дмитрия Лихачева.

Несмотря на отдаленность событий, касающихся этой личности, Евпатий Коловрат является известной фигурой, которая была достаточно широко представлена в русской литературе, главным образом в стихах, поэмах и балладах.

Вот что там говорится. ..

Фрагмент диорамы «Оборона старой Рязани в 1237 году»

История Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагичных эпизодов истории Руси — Монгольским нашествием, также известным как Нашествие Батыя. Это было вторжение войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237-1240 годах в рамках Западного похода монголов 1236-1242 годов. Серьезная внешняя угроза пришла на Русь в не самый подходящий для нее момент, русское государство находилось в состоянии феодальной раздробленности и не могло противостоять силам захватчиков объединенными силами. С другой стороны противостоять монгольской армии того периода не могли и объединенные племена и государства, о чем свидетельствует завоевание крупных государств Китая, Кавказа и Средней Азии.

Непосредственно вторжение монголов на Русь началось в конце 1237 года. Первым под каток Нашествия Батыя попало Рязанское княжество. Разбив объединенное войско рязанского князя Юрия Игоревича и муромских князей Юрия Давыдовича и Олега Юрьевича на реке Воронеж, монголы двинулись вглубь русских земель. Сам рязанский князь уцелел в этом сражении и вернулся в Рязань, к осаде которой монгольское войско приступило 16 декабря 1237 года. Первые приступы рязанцы смогли отбить, однако силы защитников таяли, а к монголам подходили все новые и новые отряды, которые возвращались из-под взятого 16-17 декабря Пронска, Ижеславля и иных городов. Стоит отметить, что Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых находились высокие дубовые стены с бойницами. Укрепления зимой поливались водой, которая замерзала, делая их еще более неприступными для штурмующих войск.

Защитники Рязани героически обороняли город в течение пяти дней, обрушивая на головы монголов камни, стрелы, кипящую смолу, сражались в рукопашных схватках. Однако на шестой день их силы практически иссякли, многие воины к тому моменту были убиты и ранены, а остававшиеся в строю практически бессменно вели бой на стенах, тогда как монголы могли давать своим войскам отдых, проводили ротацию и получали подкрепления. К тому же на заключительном этапе штурма монголы широко использовали стенобитные машины. Последний штурм города начался в ночь с 20 на 21 декабря, после упорного боя монголы ворвались в город, он пал на шестой день. При этом захватчики устроили в городе резню, уничтожив подавляющее большинство жителей Рязани, включая детей и грудных младенцев, погиб и рязанский князь Юрий Игоревич. Укрепления также были полностью разрушены, а сам город больше никогда не восстанавливался на этом месте. При этом монголы разорили не только Рязань, но и все княжество, уничтожив большое количество городов и городищ. Некоторые из них историки не могут идентифицировать и сегодня. К примеру, неизвестно точное месторасположение Белгорода Рязанского, который был стерт туменами Батыя с лица земли и так и не был восстановлен.

К моменту нашествия монголов на Русь Евпатию Коловрату было порядка 35 лет. По всей видимости, он занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был боярином или скорее воеводой. Также он был достаточно опытным воином, талантливым командиром и обладал большой физической силой. Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани и смерти князя.

Вернувшись в родные края, он застал город и княжество разоренными и разграбленными. Он встретил лишь выжженную землю и пепелища, заваленные трупами убитых. Коловрат был потрясен жестокостью завоевателей. Возможно, он вернулся в родные земли уже с небольшим отрядом рязанских воинов, находившихся при посольстве к черниговскому князю. На месте он пополнил свои силы уцелевшими людьми, которые находились вне стен города и прятались в лесах. Всего ему удалось собрать отряд общей численностью до 1700 человек. С этими небольшими силами Евпатий Коловрат пустился в погоню за монголами.

Настигнуть завоевателей отряду удалось уже на территории Суздальских земель. Нападения с тыла монголы не ожидали, уверенные в том, что рязанские дружины уже уничтожены полностью. Атаки Евпатия Коловрата на арьергарды монгольского войска оказались для последних внезапными. Скорее всего, Коловрат использовал также тактику партизанских действий, нападения из засад, из леса. В любом случае он с небольшими силами нанес противнику серьезные потери. Монголы, которые не ожидали нападения со стороны разоренного Рязанского княжества, были в ужасе, считая, что это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя. При этом, сколько именно боев провел отряд Евпатия Коловрата доподлинно неизвестно, никакого единого мнения на этот счет не существует. Считается, что их могло быть несколько и они были достаточно успешными, так как смогли посеять в тылах монгольского войска настоящую панику.

Происходящее в тылу взволновало Батыя, и он развернул против нападавших значительные силы. В конечном итоге подавляющее преимущество в численности войск решило исход противостояния. Монголы смогли навязать отряду Евпатия Коловрата полевое сражение, фактически в полном окружении. При этом Батый послал против Коловрата брата своей жены Хостоврула. Он похвалился хану, что привезет ему Коловрата живым, однако сам погиб в бою. Как отмечалось в летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем», Коловрат рассек его мечом пополам, прямо до седла.

Согласно преданиям, Батый, который не хотел больше терять своих людей, выслал к русским воинам посла с вопросом: «Чего вы хотите?». «Только умереть!» — последовал ответ. В конечном итоге, видя упорство, с которым сражается горстка русских воинов, монголы использовали против них пороки (камнеметные машины, предназначенные для разрушения укреплений). Именно под градом камней погибли последний русские воины из дружины Коловрата и сам богатырь. Считается, что восхищаясь храбростью Евпатия Коловрата, а также в знак уважения его мужеству Батый отпустил захваченных в плен ранеными рязанских воинов из его отряда с телом убитого витязя, чтобы они похоронили его согласно своим обычаям.

Личность Евпатия Коловрата, как и многих персонажей и событий XIII века, по понятным причинам окутана множеством вопросов и тайн. К примеру, достаточно часто обсуждаются вопросы был ли Евпатий христианином или язычником? Считающие его язычником указывают на его имя и фамилию. По их мнению, коловрат — это славянский языческий символ солнца, а имени Евпатний нет в Святцах. Неверными являются оба утверждения. Не существует ни одного этнографического источника, который подтверждал бы древнеславянское языческое происхождение слова коловрат и его отношение к солнцу. Напротив, достоверно известно, что коловратом самострельным называли зубчатое приспособление для взведения станковых самострелов, установленных на особом станке — раме с колесами (на Руси самострелами называли арбалеты). И фамилия Евпатия может иметь прямое отношение к данному устройству или арбалетному делу.

Если же говорить про само имя Евпатий, то это видоизмененная форма греческого имения Ипатий. В Древней Руси оно было достаточно распространенным, так как было связано с почитаемым святым священномучеником Ипатием Гангрским. В честь него в Костроме даже был сооружен один из самых старых русских монастырей. При этом небольшие изменения в произношении и написании имени Ипатий связаны с особенностями языковой традиции и не представляют собой чего-то особенного. То же греческое имя Георгий в славянской традиции видоизменилось сразу в два разных производных имени — Егор и Юрий.

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

Также существует версия о том, что Евпатий — это собирательный образ, который может символизировать собой даже не различных людей, а всю Русь, которая гибнет, но не сдается захватчикам. Той же «Повести о разорении Рязани Батыем» характерны черты эпичных былинных песен XIII-XIV веков. Данное произведение можно рассматривать больше как художественное, нежели историческое. На это же может указывать символизм и гипербола, которые присутствуют в повествовании, также в тексте повести имелись многочисленные неточности, связанные с историческими персонажами. Однако даже если Евпатий Коловрат — это лишь красивая легенда и сам он собирательный образ лучших русских богатырей или даже всей Руси, она все равно важна для нашей истории. Как бы там ни было, во время Монгольского нашествия на Русь вполне можно было встретить русских людей невиданной силы духа, способных на совершение самых разных подвигов. Благодаря таким людям русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются, как заслуживающий уважения народ.

В настоящее время в нашей стране существует три памятника, посвященных Евпатию Коловрату. Все три расположены на территории Рязанской области. Первый был размещен в городе Шилово, по некоторым источникам именно этот населенный пункт и был родиной Коловрата. Второй памятник, он же самый известный, в 2007 году установили в самой Рязани, он расположен в центре города на Почтовой площади и находится сравнительно недалеко от Кремля. Третий памятник был установлен на выезде из деревни Фролово в сторону деревни Ряссы (в Шиловском районе области).

П.С. Прежде чем вы начнете разбирать в деталях эту легенду, я поинтересуюсь у вас, а про Илью Муромца вы тоже будете разбирать правильно ли он со Змеем Горынычем воевал или нет? Илья то Муромец — точно реальный человек

[источники]источники
Юферев Сергей
https://cyrillitsa. ru/past/44993-evpatiy-kolovrat-chem-znamenit-russki.html
http://www.aif.ru/society/history/kak_Evpatii_Kolovrat_zashchishchal_russkuiu_chest
http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/heros/evpatii-kolovrat.html
https://topwar.ru/127693-evpatiy-kolovrat-russkiy-bylinnyy-geroy.html

Для того, чтобы быть в курсе выходящих постов в этом блоге есть канал Telegram. Подписывайтесь, там будет интересная информация, которая не публикуется в блоге!

Tags: История

Laurin & Klement RK/M (1921): любимый гоночный автомобиль графа Александра Коловрата-Краковского

14.04.2021

Laurin & Klement RK/M (1921): любимый гоночный автомобиль графа Александра Коловрата-Краковского

RK/M — один из немногих сохранившихся автомобилей, в котором отразилась история слияния компании Laurin & Klement, сегодня известной как ŠKODA AUTO, и автомобильной фабрики RAF из города Райхенберг (ныне – Либерец)

Laurin & Klement вместе с компанией приобрел передовую для своего времени американскую технологию бесклапанных бензиновых двигателей системы Найт (Knight). Эти моторы отличались исключительно тихой работой

В 1921 году легендарный гонщик граф Александр Коловрат-Краковский (Alexander Kolowrat-Krakowsky) участвовал в разработке спортивного автомобиля RK/M на основе Laurin & Klement RK

Хорошо сохранившийся RK/M — один из самых ценных экспонатов Национального технического музея в Праге

Млада-Болеслав, 14 апреля 2021 г. – Предприниматель-визионер граф Александр Коловрат-Краковский (Alexander Kolowrat-Krakowsky) многим известен как человек, стоявший в начале XX века у истоков австрийской киноиндустрии, но кроме того, он был еще и выдающимся гонщиком. Граф, которого часто называли просто Сашей, инициировал создание уникального автомобиля Laurin & Klement, созданного на основе модели, доставшейся от Райхенбергской автомобильной фабрики (RAF).

Модель Laurin & Klement RK напоминает нам об интересной, но почти забытой главе истории, посвященной Райхенбергской автомобильной фабрике (RAF). Эта компания, располагавшаяся на территории нынешнего города Либерец (Чехия), специализировалась на производстве элитных автомобилей по индивидуальному заказу. Ее основателем был барон Теодор фон Либиг (Theodor von Liebieg), один из первых автовладельцев в Центральной Европе. В 1912 году барон продал свою не сильно прибыльную фабрику компании Laurin & Klement, в которой состоял одним из членов совета директоров.

Важное достоинство выставленного на продажу актива заключалось в том, что у фабрики было право производить бесклапанные двигатели системы Найт (Knight) для выпускаемой ей модели RAF 18/50 HP. Лицензию фон Либиг приобрел незадолго до сделки у немецкого инженера Даймлера. Двигатель модели RAF 18/50 HP был основан на изобретении американца Чарльза Найта и считался передовыми для своего времени. В моторе действительно не было клапанов, а впуск рабочей смеси и выпуск отработавших газов осуществлялся за счет сложного золотникового механизма, в нужное время открывавшего и закрывавшего окна в стенках цилиндров. Ключевое преимущество системы Найт – очень тихая работа двигателя, обеспечивавшая повышенный, премиальный уровень комфорта.

Получить лицензию на производство двигателей Найта было очень сложным делом. Требовалось доказать свою способность выпускать детали мотора с высочайшим уровнем точности, чтобы все работало как надо. Правообладатели следили, чтобы никто не опорочил честь моторов Найта выпуском некачественной продукции. Правда, в итоге эта ветвь развития бензиновых двигателей внутреннего сгорания оказалась тупиковой. Сверхточные детали довольно быстро изнашивались, двигатели потребляли много масла и дымили. Путь технического прогресса полон проб и ошибок.

В 1913 году премиальный автомобиль в кузове ландо почти без изменений вошел в линейку Laurin & Klement под собственным именем RK, которое расшифровывалось как «Райхенбергская автомобильная фабрика – Найт» (RAF-Knight). Термин «ландо» пришел из каретного производства и обозначает тип кузова с мягким откидным верхом в задней части. Всего к 1915 году фабрика в Млада-Болеславе произвела 116 экземпляров RK.

Известно, что в 1914 году компания Laurin & Klement предлагала в России, на одном из важнейших для нее рынков, три модели с бесклапанными моторами мощностью 30, 50 и 50 л.с. Их можно было найти в фирменном каталоге марки на русском языке.

Спортивная версия модели RK для графа-гонщика Александра Коловрата была создана в 1913 году. Автомобиль массой 1 400 кг оснащался «топовым» четырехцилиндровым бесклапанным двигателем Найта объемом 4 712 см³, развивавшим 50 л.с. Сцепление – многодисковое, коробка передач – четырехступенчатая, с прямой высшей передачей. Передняя и задняя подвески – на продольных полуэллиптических рессорах. Интересной сегодня покажется тормозная система. Ножная педаль задействовала трансмиссионный тормоз (фактически, тормозился вал коробки передач), ручной рычаг активировал барабанные механизмы на колесах задней оси.

Граф Коловрат использовал Laurin & Klement RK в качестве машины на каждый день, что не помешало ему в 1913 и 1914 годах заявиться со своим автомобилем на Альпийском ралли, одной из самых популярных тогда гонок на длинную дистанцию. После начала Первой мировой войны Коловрату пришлось отдать автомобиль в распоряжение военных. К 1916 году машина без серьезных технических проблем проехала 70 тыс. км, что в начале XX века было прекрасным достижением. После окончания войны автомобиль вернулся к владельцу.

В 1921 году Александр Коловрат-Краковский с легкостью убедил руководство Laurin & Klement сделать «ребилд» своего автомобиля, вдохнуть новую жизнь в восьмилетнюю машину. Дело в том, что граф Саша был акционером Laurin & Klement, дружил со многими людьми в компании и не раз защищал честь марки на европейских гоночных трассах.

В результате он получил новый четырехцилиндровый гоночный мотор с верхним расположением клапанов (OHV) и систему двойного зажигания от магнето. Рабочий объем двигателя остался без изменений, 4,7 л, зато мощность поднялась до 75 л.с. После модернизации модель прибавила одну букву в названии и стала именоваться RK/M.

Увеличение мощности на 50% – c 50 до 75 л.с. – серьезно изменило динамические показатели автомобиля. Максимальная скорость увеличилась с 90 км/ч до 125 км/ч. Поскольку сам граф к тому периоду для участия в гонках времени практически не имел – он вовсю занимался производством кинофильмов на собственной киностудии – на трассы выезжал Франтишек Свобода (František Svoboda). За рулем Laurin & Klement RK/M он завоевал много наград, в частности, в 1921 году выиграл чехословацкую Международную гонку на выносливость.

В последующие десятилетия автомобиль Коловрата неоднократно усовершенствовался. В наши дни эта машина является одним из самых интересных экспонатов Национального технического музея в Праге (www.ntm.cz). Там, кстати, представлено немало моделей, рассказывающих об истории марки из чешского города Млада-Болеслав, которая с 1895 года называлась Laurin & Klement, а с середины 1920-х известна миру как ŠKODA.

Информация о марке, фотографии и видео доступны на российском медиа-сайте ŠKODA: http://press.skoda-avto.ru.

Славянский символ Коловрат — Ювелирный магазин ВАР▴ВАР

Со времен петроглифов известны солярные знаки. Значение их для предков было огромно, достаточно вспомнить, как уважительно отзывался народ о князе Ясном Солнушко. Его превозносили, в нем видели путеводную нить, способную вывести из всех напастей весь славянский род.

 

 

 

Солнце почитали, славяне выражали свое почтение, рисуя его символы на одежде, талисманах, предметах быта. Солярный символ повсюду сопровождал славян. Известным знаком, представляющим Солнце, была цифра 9.0011  Коловрат символ , а также огонь, священный дар, солнцестояние и др. Все они обозначали Солнце, его тепло и свет, олицетворяли собой все мироздание, поэтому их часто использовали в качестве амулетов.

Талисманы изображали символы Земли, воды, огня, Солнца, почвы, славянских богов и богинь , Зевса, Перуна, Сварога, Марии. Ожерелье с секирой Перуна и Лунула Славянские подвески и Ожерелье с луной также считались оберегами. Но самым популярным в те времена был Подвеска Коловрат .

Особенности амулета

 

Если внимательно присмотреться к внешнему виду амулета, то можно увидеть круг, колесо или вращающийся знак с восемью лучами, вращающимися вместе с солнцем в определенном направлении. Слово «коло» обозначает круг. Солнечный талисман символизирует постоянное вращение солнца, бесконечный цикл смерти и рождения , непрерывное движение жизни, которая дается и отнимается божествами.

Сакральный смысл знака скрыт в тайне движения светила по небу, а также связанных с Солнцем богов Сварога и Хорса. В древние времена считалось, что жизнь продолжается из-за постоянного движения и вращения Солнца. Коловрат символ   значение символизирует движение Солнца, наглядно демонстрируя взаимодействие главных почитаемых славянских мифических богов Перуна, Сварога и Даждьбога. У символа есть и другие названия: оберег Сварога, талисман Велеса, Летень, Ярило, Даждьбог, Хорса. На самом деле все это имена почитаемого бога Солнца.

 

 

Коловрат   украшение ( также коловратное кольцо)  были не просто красивые безделушки, как все славянские языческие украшения служили для них священной защитой и носили их для защиты тех , а значит носили их как амулет для защиты тех языческих , Они содержали природные элементы: землю, огонь, воду, воздух и времена года. В целом все эти элементы представляли собой восемь лучей талисмана. Амулеты с символом Коловрат приносили духовную силу и защиту своему владельцу.

Количество лучей коловрата

Символика амулета довольно сложная, поскольку может вмещать в себя несколько пар лучей. Это не случайно. Определенное количество лучей имеет свое обозначение.

  • 8 лучей обозначают силу солнечного пламени;
  • 4 луча символизируют огонь;
  • 6 лучей дают владельцу защиту от бога Перуна.

По часовой или против часовой стрелки?

 

Амулет мог иметь лучи, направленные в определенную сторону: по часовой стрелке – значит – по солнечному пути, против часовой стрелки – против его пути. В зависимости от того, какой эффект хотел получить человек, он выбирал себе Ожерелье Коловрат . Ожерелье с направлением лучей вместе с солнечным путем символизировало связь с миром светлых божеств, чистоту помыслов и намерений, мир и давало защиту и покровительство славянских мифологических Богов .

 

Если Коловрат – славянский символ имел лучи, направленные против солнечного пути, то он был связан с подземным миром. Он мог помочь раскрыть интуицию, предчувствие событий, послужить защитой от ведьм.

Какие материалы использовались при изготовлении талисмана?

В древней славянской культуре были амулеты, которые должны были быть сделаны из определенных материалов, но не Коловрат .

Ожерелье Коловрат купить может быть изготовлено из разных материалов:

  • дерево;
  • металлов и сплавов;
  • медь

  • ;
  • серебро

  • ;
  • золото

  • пробы;
  • латунь

  • .

Достаточно было изобразить основной символ Коловрата бесконечный цикл рождения, жизни и смерти в перерождении , чтобы получить защиту от божеств.