История коловрат: Евпатий Коловрат – перунов солдат или воин Христа? / Православие.Ru

Праздник Евпатий Коловрат (история, легенды, обычаи и так далее)

Летние месяцы богаты на памятные даты, связанные с историческими и религиозными событиями. В самом конце лета, 24 августа, отмечается народный праздник Евпатий Коловрат, а Церковь в этот день вспоминает мученика Евпла. Эти два исторических персонажа жили в разные эпохи, но каждый испил свою чашу испытаний до дна. Русские люди относятся к ним с одинаковым почтением, считая их истинными борцами за Веру и Отечество.

Евпатий празднуется ежегодно в один и тот же день — 24 августа.

Содержание

  1. История появления праздника
  2. Приметы и суеверия
  3. Традиции и обычаи
  4. Интересные факты
  5. Идеи подарков
  6. Подарки своими руками
  7. Крестики-нолики в мешочке (видео)
  8. Подставка под горячее из шерсти (видео)
  9. Поздравительные открытки
  10. Интересный экскурс по легендам об Евпатии Коловрате (видео)

История появления праздника

Священномученик Евпл Сицилийский — это один из самых известных и почитаемых Церковью архидиаконов. Он жил при императорах-богоборцах Диоклитиане и Максимиане и принял мученическую смерть в 304 году от Рождества Христова. Святой Евпл служил в сицилийском городе Катане и проповедовал язычникам о Христе. Однажды его схватили, предали мучениям, а после длительных истязаний приговорили к смертной казни. Даже перед лицом смерти он продолжил читать Евангелие и объяснять народу священное писание. Смерть Евпла не была напрасной, он доказал, что слово Божие несет в себе свет и радость познания истины. Этот пример верного служения Богу заставил многих язычников уверовать во Христа.

Евпатий Коловрат — это легендарный русский богатырь (около 1200 — до 11 января 1238), сумевший дать отпор многочисленному войску хана Батыя. Он встал на защиту Русской земли, имея в своем распоряжении небольшую дружину воинов. Этот смелый воевода не побоялся вступить в решительную схватку с татаро-монгольским войском, полностью разорившим Рязань в 1237 году. Он не искал спасения и милости у грозного хана Батыя, проявил себя как отважный воин и пал на поле боя. Хан оценил безрассудную храбрость русского богатыря: тело Евпатия Львовича отдали его дружине, а сами воины были отпущены с миром. Его имя увековечено в народном эпосе, а Православная Церковь почитает его как воина Христа.

Приметы и суеверия

  1. По народным поверьям в ночь на Евпатия лучше обходить стороной кладбища. Считается, что с наступлением сумерек души умерших появляются на своих могилах в виде мерцающих огоньков. По традиции в такое страшное время нельзя употреблять спиртные напитки, иначе усопшие предки рассердятся и накажут пьяницу.
  2. Особенно впечатлительные люди боятся увидеть в эту ночь белую лошадь. Согласно народным поверьям, на местах былых сражений появляется боевой конь, который ищет своего всадника. Его могут окружать павшие воины, а все это действо сопровождается печальным свистом и тихим пением.
  3. Если в этот день тепло и сухо, то и в сентябре почти не будет осадков.

Традиции и обычаи

По одной из народных традиций — на Евпатия начинают стричь овец. До наступления холодов остается не так много времени, поэтому мастерицы берутся за спицы, чтобы успеть связать теплые вещи к зиме.

Выше мы уже рассказывали, про призрак коня, блуждающий в ночи в поисках потерянного всадника, так вот, возможно, с этой легендой связана традиция проводить 24 августа конно-спортивные состязания. Ежегодно в Рязанской области проходит праздник, гости которого знакомятся с народными промыслами, участвуют в мастер-классах, проводимых местными умельцами. Ну а кульминация праздника — конно-спортивные соревнования на кубок «Евпатия Коловрата». Этот конный праздник очень почитается в Рязани, так как Евпатий – выходец былых рязанских земель, некогда почти полностью уничтоженных татаро-монголами.

Интересные факты

  • В 2017 году состоялась премьера фильма «Легенда о Коловрате».
  • В России есть одноименная рок-группа.
  • В переводе с греческого Евпатий означает «благочестивый», «чувствительный».
  • Коловратом называется главный символ славянского возрождения.
  • «Коло» у славян – круг, «врат» — ворота, в итоге получается «ворота солнца».

Знак «Коловрат».

Идеи подарков

Традиционно в этот день не принято употреблять алкоголь, поэтому лучше воздержаться от пышного застолья. Зато можно приготовить к праздничному столу вкусные подарки, подойдет: шоколад, конфеты, фруктовая корзинка, чай или кофе в подарочной упаковке. Подарки могут быть самыми разными, ведь это дата — напоминание обо всех защитниках Отечества и истинно верующих людях. Можно подарить книгу о рязанском воеводе Евпатии Львовиче Коловрате или о жизни мученика Евпла.

Вполне уместный подарок — шерстяные вещи, ведь в этот день принято стричь овец. Это может быть теплый плед или красивый шарф. Хорошо подойдут сувенирные валенки, ведь их изготавливают из шерсти. Этот сувенир придется по душе и взрослым, и детям. Женщинам можно подарить колье, сережки или брошь из войлока. Обязательно пригодятся нарядные сумочки и стильные шляпки из фетра. А букет из войлочных цветов никогда не завянет, поэтому будет долго напоминать о дарителе.

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани.

Если в этот день тихая погожая погода без ветра, значит, в ближайшие дни будут благоприятные погодные условия.

Подарки своими руками

Крестики-нолики в мешочке (видео)

Подставка под горячее из шерсти (видео)

Если в этот вечер зажечь костер, и дым по земле будет стелиться, то в ближайшее время пройдет дождь.

Поздравительные открытки

Ниже мы подготовили несколько виртуальных открыток, которые вы можете бесплатно скачать на смартфон, телефон или компьютер, а затем переслать свом близким людям, путем использования любого месседжера.

Интересный экскурс по легендам об Евпатии Коловрате (видео)

Вот таким, интересным и занимательным, получился сегодняшний обзор! Очень надеемся, что вам у нас понравилось, и вы пригласите к нам своих друзей. Для того, чтобы они тоже узнали об этот великом человеке, и праздник Евпатий Коловрат почитался еще много-много лет, нажмите на кнопочки социальных сетей. До новых встреч в следующих обзорах!

«Легенда о Коловрате» (рецензия Евгений Киселева)

Хорошие российские фильмы подобны уссурийским тиграм – они точно существуют, но очень редко встречаются. В прошлом году вышли «28 панфиловцев», в этом – «Аритмия», так что лимит на хорошие фильмы оказался исчерпан, и в него не попала «Легенда о Коловрате». А жаль! Ведь этот герой уже не первый век вдохновляет многих на прекрасные произведения.

Как уже принято, прежде чем переходить к разбору фильма, разберемся, о чем он. Итак, в «Повести о разорении Рязани Батыем» есть фрагмент:

«И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингоревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разоренный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляясь в сердце своем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которых бог сохранил вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.

И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю. Царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, слуги великого князя Юрия Ингоревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингоревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую». Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков, и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали они царю: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются — один с тысячею, а два — со тьмою. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых захватили в битве. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.»

Эти два абзаца уже много лет вдохновляют наших писателей и поэтов. В 1859 г. поэт Лев Александрович Мей (по его драмам в стихах «Царская невеста» и «Псковитянка» композитор Римский-Корсаков написал оперы) выпустил поэму «Песня про боярина Евпатия Коловрата» (прочитать её можно здесь: http://militera.lib.ru/poetry/russian/mei/02.html ), в 1912 г. совсем юный Сергей Есенин написал «Песнь о Евпатии Коловрате» (http://az.lib.ru/e/esenin_s_a/text_0410.shtml ), во время войны, в 1942 г., вышел до сих пор остающийся популярным роман Василия Яна «Батый», где описан эпизод с Евпатием Коловратом и его отрядом. В 1947 г., когда отмечалось 800-летие Москвы, вышла поэма Натальи Кончаловской «Наша древняя столица», один из фрагментов которой был посвящен Евпатию Коловрату:

 

…Бежали те, что уцелели.

И к ним, как воин и как брат,

Горя упорной жаждой мщенья,

Пришёл рязанец Коловрат

И стал готовить ополченье.

Их тысяча семьсот пришло.

Они зашли ордынцам с тыла.

Батый, взобравшись на седло,

Оцепенел: «Какая сила!

Откуда? Где она была?

Неужто мёртвые восстали?

Рязань сгорела вея дотла,

Над пеплом вороны летали!.

 

Впервые дрогнула орда,

От ужаса теряя разум.

И двинул Коловрат тогда

Всю силу на ордынцев разом.

Не обучали эту рать,

Людей, случайно уцелевших,

Но каждый шёл врага карать

За родичей, в огне истлевших,

И за потопленных в Оке

Готов был каждый мстить монголам,

А меч у мстителя в руке

В бою не кажется тяжёлым

В декабрьской стуже бой суров,

И вражий рог ревёт сердито,

И шлемы валятся с голов

Горячим коням под копыта.

Пускай у русских меньше сил,

Но страха Коловрат не знает,

Уже свой меч он затупил,

Он меч монгольский поднимает.

Батый с него не сводит глаз, —

Какое русское упорство!

Он шурину даёт приказ:

Вступить с врагом в единоборство.

Смотри теперь, Батый, смотри,

Как в снежной и колючей пыли

От двух сторон богатыри

Перед войсками в бой вступили.

Взметнулись конские хвосты,

В зрачках коней огонь пожаров,

И расщепляются щиты

От сокрушительных ударов.

А с двух сторон войска стоят, —

Морозный воздух полон гулом,

И вдруг Евпатий Коловрат

Заносит меч над Хостоврулом.

Удар! В сугроб зарылся щит:

Батыев шурин пал — убит!..

И яростный Батыя крик

Застыл над снежной пеленою,

И оба войска в тот же миг

Друг другу в стык пошли стеною…

И столько жизней смерть взяла,

Что под снегами твердь стонала,

 

Пока рязанского орла

Шакалов стая окружала.

..И вот у ног Батыя он —

Евпатий Коловрат убитый.

А хан Батый? Он окружён

Угрюмых полководцев свитой.

Он, сам с собою говоря,

Стоит и смотрит, потрясённый,

На строгий лик богатыря,

Бессмертьем в смерти осенённый.

Монгольский меч в руке зажат —

Тот меч, которым дрался лихо

Рязанский воин Коловрат.

И хан Батый бормочет тихо:

«Когда б тот воин был моим,

Близ сердца я б держал такого!..»

А над землёй клубился дым,

Он гнал людей, лишённых крова,

В леса, на страх ордынским ханам,

На славу первым партизанам.

 

В 1952 г. вышла повесть для детей «Евпатий Коловрат» Василия Ряховского. В 1969 г. в Рязани был издан сборник повестей местного писателя Владимира Ерохина, где была и повесть «Евпатий Коловрат», которая и дала название всему сборнику. В 1976 г. автор многочисленных приключенческих и детективных книг Станислав Гагарин выпустил в журнале «Уральский следопыт» повесть «Евпатий Коловрат», а в следующем десятилетии Коловрату повезло ещё больше – в 1984 г. детское издательство «Малыш» опубликовало книгу писателя, инженера и мемуариста Сергея Михайловича Голицына «Сказание о Евпатии Коловрате» (она  была переиздано в 1987 г. и суммарный тираж составил небывалую для нашего времени цифру – 300.000 экземпляров), а в 1985 г.вышел 20-минутный мультфильм Романа Давыдова «Сказ о Евпатии Коловрате» ( https://www.youtube.com/watch?v=JZUmCIvlHuo ), завершивший его трилогию мультфильмов о Древней Руси, начатую картинами «Детство Ратибора» (об антах) и «Лебеди Непрядвы» (о Куликовской битве). В наше время о Коловрате пишут, увы, только родноверы и неонацисты, что придаёт этим книгам, мягко говоря, специфический привкус.

Таким образом, создателям фильма 2017 года выпал редкий шанс на успех – снять первый в истории полнометражный фильм о герое, на рассказах о котором было воспитано не одно поколение. Однако, режиссер и сценарист Джаник Файзиев решил не искать легких путей (взять, да и экранизировать всё то, что было в «Повести о разорении Рязани Батыем» и «Батые»), а изрядно разбавил сюжет отсебятиной. Впрочем, это было вполне ожидаемо для человека, который в свою экранизацию  хорошо написанного шпионского детектива «Турецкий гамбит» зачем-то добавил пещерных гомосексуалистов и пролет барлога сквозь кристаллическую решетку карандашного грифеля, хотя ни первого, ни второго, ни множества других сомнительных режиссерских «находок» (вроде того, что шпионом оказался совсем другой человек, нежели в книге, при сохранении остальных сюжетных линий) сюжет фильма не требовал.

Вот сейчас из Евпатия он сделал не просто воина рязанского князя, а ещё и инвалида: полученная в детстве травма головы привела к тому, что он страдает от провалов памяти и каждое утро мучительно припоминает: «Это мой дом… это Рязань…», не помнить ни жены, ни брата; каждый день вырезает свистульку для дочери князя и каждый день признается ей в любви – этакий День сурка в старой Рязани. Но при этом князь доверил ему обучение воинов! Монголам в фильме повезло ещё меньше – хан Батый и его приближенные своими накрашенными и инкрустированными лицами напоминают массовку спектакля театра Романа Виктюка, а стремленние режиссера сделать монголов похожими на персов в фильме Зака Снайдера «300 спартанцев» просто брызжет на зрителей через экран. Отправляя своих воинов в атаку, хан любуется зрелищем и ест орешки – как наш современник на трансляции футбольного матча, хорошо хоть пивом не запивает!

Требовать в таких условиях каких-то логичных поступков персонажей просто не стоит, так что уже и не удивляешься, что именно инвалиду с амнезией князь доверил охрану посольства к Батыю и своего сына, ибо когда переговоры провалились, Коловрат бросил раненого княжича прикрывать отход посольства. Ставка Батыя находилась  прямо перед стенами Рязани в поле, но обратно посольству предстоял долгий путь через лес в снежную бурю (которая волшебным образом не действовала на монголов), а пока они пробирались – монголы сожгли Рязань. Ордынцы бросаются в лес, видят стоящего к ним спиной одинокого воина на поляне – но вместо того, чтобы расстрелять его из луков или заарканить, начинают рукопашную: иначе не покажешь, как «Main Road Post» умеет делать слоу-мо уже, правда, изрядно надоевшие всем за последнее десятилетие! Отшельник натравливает на монголов медведя размером с носорога – а затем берет, да и отпускает его на волю, лишив Коловрата и его отряд такого чудо-оружия! Напоследок, обе стороны решили показать зрителям, что им по плечу новый уровень слабоумия: сначала Батый бросает своих воинов в атаку на высокий обледенелый склон (вместо того, чтобы расстрелять или луков или осадных машин – что в итоге и было сделано, но не сразу), а бойцы Коловрата спокойно смотрят на повторную атаку монголов и дают тем вскарабкаться по склону, а не спихивают их вниз ногами и рогатинами…

С другой стороны, не всё в фильме плохо. Если убрать режиссерско-сценарную отсебятину, то в сухом остатке получается довольно неплохой фильм – и уж как минимум большой шаг вперед по сравнению с «Викингом» (точнее, шаг назад к нормальным советским историческим фильмам как «Александр Невский», «Ярослав Мудрый», «Русь изначальная» и т. п.) – ведь здесь наши предки не покрыты грязью с ног до головы и не совокупляются в грязи посреди толпы, не снимая штанов.

Кроме того, иногда критика фильма (начавшаяся задолго до его выхода на экраны) была не вполне обоснованной. Например, говорят, что Коловрата не существовало, поэтому и фильм снимать не стоило. Да, создание «Повести о разорении Рязани Батыем» относят к началу XVI века, но англичане не спешат почему-то на таком же основании отказываться от не менее легендарных короля Артура и Робин Гуда, а швейцарцы – от Вильгельма Телля. Кроме того, в названии фильма русским языком было сказано «Легенда о…». Другой распространенный упрек фильму заключается в том, что он – не про победу. Чистая правда, но не про победу были и средневековые «Песнь о Роланде» и «Слово о полку Игореве», и фильмы «Чапаев», «Мост слишком далеко», «Брестская крепость» — они тоже все не про победу. Зато читатели и зрители видят, что и трудных условиях надо сражаться до конца – тогда тебя будут помнить.

Словом, фильм «Легенда о Коловрате» трудно назвать однозначно плохим или однозначно хорошим. Пусть каждый сам решает, стоит его смотреть или нет.

Коловрат — Скандинавские символы — Символ мудреца

Раскрытие информации о партнерских программах

Содержание

Коловрат — древний символ, изначально использовавшийся для обозначения положительных понятий. Однако, как и в случае с большинством символов, со временем он приобрел некоторую негативность, поскольку рассматривается как разновидность свастики. Какова история этого символа и что он на самом деле представляет? Давайте посмотрим на Коловрат и что он символизирует.

Происхождение Коловрата

Коловрат также является древним символом, который, как полагают, возник 12 000 лет назад. Первое изображение символа было обнаружено в Восточной Европе, выгравировано на статуе из слоновой кости. Хотя сам символ древний, название коловрат более новое, появившееся в 20 м веке.

Итак, если термин «коловрат» появился только в 1900-х годах, как он первоначально назывался? Это большое неизвестное, и лучшей заменой будет 9.0017 Свастика , которых существует множество разновидностей.

Свастика была древним и очень почитаемым символом, пока не была испорчена нацизмом. Тем не менее, он продолжает оставаться уважаемым символом во многих восточных культурах.

Коловрат представляет собой вариант свастики с восемью согнутыми концами, направленными против часовой стрелки. К сожалению, более экстремистская субкультура также приняла его в качестве символа своих убеждений. Нацистский символ черного солнца , по-видимому, основан на коловрате, но имеет 12 радиальных рун вместо 8. Свастика обычно имеет 4 луча или спицы, тогда как коловрат традиционно имеет 8.

Что символизирует коловрат?

Для славян коловрат имел большое значение, поскольку он считался изображением Солнца и был замечен начертанным на некоторых ранних славянских могилах как указание на вечную жизнь. Хотя коловрат, по-видимому, имеет славянское происхождение, он распространился в разных культурах и разных эпохах, в которых он, казалось, претерпевал трансформацию не только в образе, но и в символике.

  • Битва добра и зла — Традиционно считалось, что это указывает на бесконечный цикл борьбы между славянскими богами — Перуном и Велесом. Пеун — глава славянского пантеона богов, представленный огнем, громом и молнией, тогда как Велес — бог подземного мира, а также воды и земли. Говорят, что Велес всегда крадется в сухость и теплоту мира Перуна и ворует коров, а также близких членов семьи у Перуна. В результате Перун постоянно гоняется за Велесом. Таким образом, конфликт между ними бесконечен и цикличен. Битва света и тьмы, добра и зла.
  • Цикл жизни – Другая интерпретация коловрата – бесконечный цикл жизни. Подобно тому, как солнце восходит и заходит, обеспечивая жизнь в вечном вращении вокруг Земли, так и жизнь циклична с бесконечным рождением, смертью и возрождением.
  • Правда – Коловрат также символизирует правду и ложь. Когда человек выходит из мрака лжи, его глаза открываются для света и озарения истины.
  • Сила . Кроме того, глядя на происхождение термина «коловрат», который, как говорят, представляет собой соединение коло (колесо) и врат (спицы), предполагается, что этот символ означает мирское а также духовная сила.
  • Реинкарнация — Если учесть, что коловрат — это свастика, то мы можем найти его представление в восточных религиях, особенно в индуизме и чаще в буддизме, где он рассматривается как Колесо Жизни. В восточных религиях, если мы рассматриваем свастику как урезанную версию коловрата, мы обнаруживаем, что она представляет цикл жизни и реинкарнации, а также предзнаменование, символ удачи.
  • Крест – В христианстве коловрат может представлять крест и, следовательно, Иисуса, побеждающего смерть.

Имеет ли значение количество спиц коловрата?

Когда вы посмотрите на разные значки коловрата, вы увидите разные способы его изображения.

Версия с четырьмя спицами стала более узнаваемой из различных изображений из-за роста ее популярности в 20 веке, особенно среди правых групп.

Однако восьмиспицевый коловрат стал символом идентичности в некоторых славянских группах с различными интерпретациями, такими как:

  • Символ солнца
  • средство связи с прошлыми славянскими предками
  • отражение разумного человека
  • отражение круговорота жизни

Также считается, что восьмиспицевый коловрат содержит дважды такой же мощности, как у версии с четырьмя спицами.

Коловрат в моде и украшениях

Коловрат иногда используется в дизайне ювелирных изделий и изображается на декоративных предметах, таких как ковры, настенные ковры и произведения искусства. Его также иногда выбирают в качестве рисунка на одежде.

Причин для ношения коловрата столько же, сколько интерпретаций его значения. Для некоторых это напоминание о жизненном цикле. Для других он может указывать на тепло Солнца и его живительные лучи. Другие носят коловрат как средство божественной защиты и силы в качестве борьбы в бою (как физической, так и духовной). Для тех, кто хочет удачи, наличие коловрата в качестве украшения может помочь им почувствовать, что теперь они перевернут свою судьбу. Ниже приведен список лучших вариантов, выбранных редактором с символом коловрата.

Лучший выбор редактора

Серебро 925 пробы, ожерелье с черным солнечным колесом, подвеска Sonnenrad, древний оккультный символ Коловрат…

См. здесь

Amazon. com

GuoShuang Коловрат узел амулет славян ожерелье из нержавеющей стали кулон

См. здесь

Amazon.com

GuoShuang Коловрат узел амулет славян ожерелье из нержавеющей стали кулон

См. здесь

Amazon.com

Последнее обновление было: 7 ноября 2022 г. 21:11

Существует множество стилистических вариаций коловрата. Например, спицы иногда изображаются в виде рук, держащих ножи или лезвия, поворачивающихся влево или вправо, или в виде цветка или звезды.

Кратко

Коловрат имеет долгую историю и, несмотря на некоторые разногласия, продолжает оставаться любимым символом, особенно в Восточной Европе. Первоначально рассматриваемый как символ солнца и жизни, которую оно дает своим теплом и светом, коловрат с годами эволюционировал, чтобы представлять как негативные, так и позитивные концепции. Славяне до сих пор считают его эмблемой своего культурного наследия.

Славянский коловрат и свастика

FacebookTwitterPinterest

Индуистский храм со свастикой

Различные варианты древнего солярного символа, известного как свастика, стали печально известными из-за их незаконного присвоения гитлеровским Третьим рейхом. Свастика стала взаимозаменяемой со словом «нацист», и каждое изображение, напоминающее ее, вызывает подозрительные опасения.

Большинство людей забывают, отказываются или признают тысячелетнюю традицию этого символа, которая встречается в ряде древних цивилизаций — индуизме, джайнизме, буддизме и многих других. Мы даже находим свастику у коренных американцев [1] или на барабанах древних жителей Лапландии [2].

Одна особая форма свастики, известная как коловрат, была распространенным солярным символом у древних славян, и Знакомьтесь, славяне изображает ее на логотипе веб-сайта. В целях образования, а также для решения различных противоречий, эта статья попытается пролить свет на происхождение и развитие свастики и ее производного, славянского коловрата.

Оглавление

Свастика

Значение и происхождение

Слово «свастика» имеет индийское (санскритское) происхождение, но визуальный символ занимает еще большее место в истории. От Средиземного моря до Северного Ледовитого океана символ использовался в бронзовом веке как обычное декоративное средство. Он появляется на глиняной посуде, бронзовых фибулах и золотых предметах из древней Трои и древней Греции [3].

Одно из первых доисторических проявлений свастики было найдено на территории Украины, которая впоследствии станет территорией, заселенной славянами. Британский археолог и профессор Стэнфордского университета Ян Ходдер пишет:

Те, кто знает свастику только как нацистский хакенкройц (крючковый крест), могут быть удивлены, узнав, что это один из древнейших и наиболее широко распространенных религиозных символов в мире. . Свастики появляются на палеолитических рисунках на бивне мамонта из Украины, датированных 10 000 г. до н.э. Свастика фигурирует на древнейшей чеканке в Индии…Санскритская свастика означала «да будет так» или «аминь» [4].

В Индии свастика была благоприятным символом, который приносил благословения на долгую жизнь, удачу и удачу. Он считался священным и связан с благословением. Он появлялся как по часовой, так и против часовой стрелки и символизировал Солнце [5].

Злоупотребление свастикой нацистами

Свастика как символ «арийской расы» была сконструирована, вернее, изобретена в девятнадцатом веке. Эта неакадемическая интерпретация была инициирована Майклом Змигродским в Париже в 1889 году. на художественной выставке[6], а позднее принят Гитлером.

Поскольку миф об «арийской расе» деконструирован и опровергнут современной наукой, мы не будем обращать внимание на неправильное использование свастики как «щита арийского человека». Скорее нас интересует описание славянского принятия этой эмблемы.

Коловрат

Коловрат, начертанный на деревянной статуе славянского бога

Славянский Коловрат можно считать вариантом «оригинальной» свастики и он разделяет солярную символику последней. Это атрибут славянского солнечного божества Сварога [7], соответствующим образом представленный циклической формой мотива.

Движение солнца обозначено вращением лучей символа, которые выглядят так, как будто они вращаются. Этимология мира, который можно было бы перевести как «вращающийся круг», подтверждает это визуальное впечатление.

Количество лучей коловрата разное, но все они арочные вверху. Некоторые из этих арок направлены по часовой стрелке, а другие против часовой стрелки. Наиболее распространены восьмилучевые и шестилучевые коловраты, но встречаются и коловраты только с тремя или четырьмя лучами [8].

Существуют различные интерпретации коловрата, помимо того, что он является символом солнца. Например, считается, что это означает вечный цикл жизни и смерти. Современные неоязыческие течения приписывают коловрату сложные интерпретации и часто наносят этот символ на различные предметы во время праздника Масленицы и на маленькие статуэтки, известные как «половецкие младенцы».

Кроме того, несколько географических пунктов (в Словении, Хорватии, Сербии) носят название «Коловрат». Это также функционирует как фамилия, особенно среди чехов.

Неправильное использование коловрата

Некоторые радикальные славянские движения, призывающие к дискриминации и этнической исключительности, также присвоили себе коловрат, что сделало этот символ противоречивым и вызвало нежелание и подозрения в отношении его использования.

Такие мощные, привлекающие внимание символы, простые по форме, но наполненные множеством смысловых слоев, всегда будут привлекательны для различных групп людей. Отказ от своего наследия, безусловно, не является стратегией борьбы с невежеством и экстремизмом. Вместо этого мы с гордостью принимаем коловрат и рассказываем о его происхождении нашим уважаемым читателям.

Источники

  1. https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/0015587X.1944.9717744?journalCode=rfol20#.VDWXhWd_uSo
  2. /gilibsilibu. viewcontent.cgi?referer=&httpsredir=1&article=2150&context=ocj&sei-redir=1&referer=http%3A%2F%2Fscholar.google.com%2Fscholar%3Fq%3Dswastika%2Borigin%26btnG%3D%26hl%3Den%26as_sdt%3D0% 252C5#search=%22swastika%20origin%22

  3. https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/0015587X.1944.9717744?journalCode=rfol20#.VDWXhWd_uSo
  4. цитируется в: The Swastika: Constructing the Symbol, by Malcolm Quinn, Routledge, 1994, page 12
  5. http://conference.khuisf.ac.ir/DorsaPax/userfiles/file/ pazhohesh/zamin%20mashad/177.pdf
  6. Свастика: создание символа, Малкольм Куинн, Routledge, 1994, стр.