Киевская Русь. История киевской руси


Что нужно знать о Киевской Руси

Когда появилась "Киевская Русь"?

Жители Киевской Руси не называли то место, где они живут, Киевской Русью. Ивана IV, Ивана III и других царей не называли с числовыми обозначениями их современники. И термин "Киевская Русь", и многое другое в истории, к чему мы привыкли относиться как к готовой формуле придумали историки.

До начала XIX века термина "Киевская Русь" просто не существовало. Первым его использовал Михаил Максимович в своем труде "Откуда идет русская земля", написанном им в год смерти Пушкина.

Здесь важно уточнить, что использовал он его не в значении "государство", а в ряде других "Русей" - Червонной, Суздальской и так далее. То есть учитывался только географический, а никак не государствообразующий фактор.В том же значении употребляли этот термин и Соловьев, и Костомаров.

Термин "Киевская Русь" в XIX веке так и не получил своего, привычного нам сегодня значения. Даже националистично настроенные украинские историки во главе с Михаилом Грушевским сторонились его, поскольку он подразумевал, что кроме Киевской Руси есть и другие "Руси". Грушевский обозначал древнерусское государство как "Киевское государство" или "Руська держава", ставя её в противовес "государству московскому".

Государством "Киевская Русь" стала уже в годы правления Иосифа Сталина. Сохранилась история о том, как академик Греков работал над своей "Киевской Русью" и "Культурой Киевской Руси". Один из его подопечных вспоминал, что Борис Дмитриевич спрашивал у него: "Вы же партийный, посоветуйте, вы должны знать, какая концепция понравится Ему".

Употребив термин "Киевская Русь", историк считает нелишним пояснить, что "... в своей работе я имею дело с Киевской Русью не в узкотерриториальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле "империи Рюриковичей", соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц".

Даже теоретик государственности Киевской Руси напрямую не называет Киевскую Русь государством. А была ли она государством и уж тем более - империей?

russian7.ru

КИЕВСКАЯ РУСЬ, Возникновение Киева - История Украины Библиотека русских учебников

Возникновение Киева

Киевская летопись под 862 р упоминает о том, что в городе правили два князья. Аскольд и. Дир. По мнению ряда ученых, они были последними представителями местной династии. Кия. Другие исследователи считают, что. Дир и и. Аскольд правили в разное время. Авторы данной книги в этом вопросе придерживаются собственной версии. Дир был действительно последним князем из рода. Кия, о чем свидетельствует и его славянское имя. Аскольд - имя явно ска ндинавське, это был главарь одной из варяжских дружин, пришедшие в. Киев. Опираясь на поддержку своих воинов, которые представляли несомненную ценность для защиты города,. Аскольд навязал. Дыру совместное пр авлиння. Таким образом, в. Киеве появились одновременно два князя: местный. Дир и варяжский. Аскольд. В пользу этого предположения говорит и тот факт, что в. Киеве известна только. Аскольдова могила, но не известно захоронения. Дира. Это связано с тем, что. Аскольда и. Дира убил варяг. Олег, который считал нужным похоронить достойно только своего соплеменникплемінника.

В середине IX в в северных славянских землях обострились междоусобные противоречия. Местные князья приняли компромиссное решение пригласить на княжение варягов"Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами", - с такими словами, по летописи, северные славяне обратились к варягам. Последние не заставили себя долго ждать. В 862 г на север-нословьянськи земли с с воимы женами пришли трое братьев:. Рюрик,. Синеус и. Трувор. Воцарившись на этих землях, они сделали своей столицей город. Ладогу, где княжил старший из братьев. Рюрыший з братів. Рюрик.

Однако северные земли были не такие богатые и развитые, как южные во главе с. Киевом. Именно процветающий. Киев становится мечтой варяжских князей. В 882 г организуется военный поход на юг. В настоящее время. Рюр рика уже не было в живых, он умер в 879 г ного наследник,. Игорь, был еще малолетним, и поход возглавил воевода. Рюрика. Олег. Олег посадил свою жену на ладьи и спустился по. Днепру до. Киева. Здесь, на кру тех склонах. Днепра, он начал переговоры с киевскими князьями. Аскольдом и. Диром, во время которых предательски убил их. Таким образом,. Олег захватил власть в. Киеве и перенес сюда свою столицу, объединив тем с амим северные и южные славянские земли. Образовалась новая государство, получившее название. Киевская. Русь, а 882 г стал считаться годом создания этой государствєї держави.

Княжение. Олега (882 - 912 гг). Олег, прозванный"Вещим", правил в. Киеве до своей смерти в 912 г. Он смог подчинить своей власти соседние славянские племена - древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев и к кривичей. Также были покорены и неславянские племена на севере - чудь и меря. Все покоренные народы платили. Киеву установленную. Олегом дань. Разумеется, это не понравилось хазарам, которые ранее собирали дан ину из славян. Олег был вынужден вести войну с. Хазарским каганатом, в ходе которой совершил ряд походов в низовья. Волги и на. Каспий, разрушив здесь порты и города хазар. В результате. Киевская. Русь уже не платила дань хазарамила данину хозарам.

Активное политику вел. Олег и по отношению к. Византии. В летописи описывается его поход в 907 г. на. Константинополь, русские называли. Царьградом. Возможно, летописец несколько приукрашивает это событие, говоря п о 2 000 русских кораблей, или о том, как. Олег приказал поставить ладьи на колеса и, таким образом, с попутным ветром подошел к стенам. Царьграда. Однако поход действительно оказался успешным и завершился уплате той византийцами дани и предоставлением русским купцам ряда льгот в торговле с. Византиейтією.

Не менее известен и поход на. Царьград, осуществлен. Олегом в 911 г. По летописной версии. Олег даже прибил свой щит к главным воротам города. Следствием правления. Олега было создание единой централизованной й восточнославянского государства, занявшая видное место среди европейских краяїн.

. Игорь (912 - 945 гг). После. Олега правил сын. Рюрика -. Игорь. Княжение. Игоря началось с восстаний подвластных. Киеву племен древлян и уличей протяжении нескольких лет. Игорь со своей женой осуществлял карательные и походы против мятежников, и в результате вновь заставил их уплате данейнини.

Игорю удалось расширить территорию своего государства, присоединив к ней восточный. Крым (западный был под контролем византийцев). Таманский полуостров, где находилось. Тмутараканское княжество

Поскольку мирный договор. Олега с. Византией потерял свою силу,. Игорь был вынужден в 941 г осуществить поход против. Константинополя. Однако этот поход окончился полной неудачей киевлян, поскольку весь их флот был уничтожен византийцами"греческим огнем"- специальной горючей смесью, рецепт которой греки держали в большом секрете. Новый поход, осуществленный в 944 г, был удачным и привел к подписанию мирного д оговору с. Византией в 945 г. Между обеими сторонами заключался мир и организовывалась взаимовыгодная торговля. Игорь обязался не нападать на византийские владенияські володіння в

Крыму,. Византия и. Русь должны были оказывать друг другу в случае необходимости военную помощь

В период княжения. Игоря в южнорусских степях впервые появились кочевники-печенеги. Летопись отмечает их присутствие здесь с 915 г. Игорю удалось заключить с печенегами мирный договор, и они безперешкод дно перекочевали к границам. Византии. Однако отношения с печенегами не отличались стабильностью. Уже в 920 р. Игорь вел с ними войну, а в 944 г печенеги участвовали в походе киевлян против. Византиизантії.

протяжении всей зимы киевские князья занимались сбором дани с покоренных племен, а весной возвращались к своему городу. В 945 г, при попытке собрать дополнительную дань с древлян, князь. Игорь был ими впитыв итиий.

. Ольга (945 - 964 гг). В 945 г. Вдова князя. Игоря,. Ольга, заняла киевский престол, поскольку сын. Игоря. Святослав был еще несовершеннолетним. Летописные источники представляют. Ольгу как красивую, смелую, хитрую и мудрую правительницу. За годы своего княжения она объездила всю. Киевскую. Русь, побывала во всех ее городах, чтобы лучше ознакомиться со своей странааїною.

Княгиня провела важную реформу, которая укрепила централизованное государство. Основа реформы сводилась к упорядочению сбора дани. По всей стране создавались погосты - укрепленные пункты для сбора дани, куд ди направлялись представители княжеской власти. Размер дани точно устанавливался заранее и не мог быть изменен. Значительно расширилась и украсилась столица государства -. КииКиїв.

Ольга проводила активную внешнюю политику, стремясь при этом достигать своих целей мирным дипломатическим путем. В 957 г она посетила с визитом. Константинополь, это был первый в истории мирный визит ки иивських правителей к. Византии. В. Константинополе. Ольга с большим уважением была принята византийским императором. Константином. Багрянородным. В беседах с императором рассматривались вопросы взаимоотношений между двумя странами, а также возможность распространения христианства византийского образца в. Киевской. Руси. По летописи, сама. Ольга приняла крещение в. Константинополе от патриарха, причем ее крестным отцом стал сам. Константин. БагрянороднийБулы установлены также дипломатические отношения с. Германией. Ольга и германский император. Оттон обменялись посольствами. Налаживались дипломатические и торговые связи и и с другими европейскими странами. Итогом правления. Ольги было заметный рост международного авторитета. Киевской. Руси. Впоследствии православная церковь канонизировала княгиню. Ольггиню. Ольгу.

. Святослав (964 - 972 гг). За время своего недолгого княжения. Святослав проявил себя как выдающийся полководец, прирожденный воин и мудрый государственный деятель. Киевская. Русь во времена. Святослава расширила свои границы и зн начно окрепшейіла.

Много времени. Святослав проводил в военных походах и сражениях. В первый же год своего правления 22-летний князь отправился в дальний поход на восток. Его первоочередной целью было покорение славянского племя мне вятичей, жившее в долине реки. Оки вятичи не входили в состав. Киевской. Руси и платили дань хазарам. Великого сопротивления. Святославу они не оказывали, и, подчинившись. Киеву, начали платить дань своем новом правителейтелю.

Потом жена. Святослава на ладьи спустилась вниз по. Волге и разгромила. Волжскую. Булгарию, которая была союзником. Хазарского каганата. В 965 г. Святослав нанес сокрушительный удар по давним врагам русичей -. Х. Хазарском каганата. Разгромив войско хазар, он захватил их столицу. Итиль и разрушил этот город. Тем самым навсегда покончено с угрозой набегов хазарарів.

В 968 г. Святослав вступил в военный союз с. Византией, направленный против. Болгарского царства. Князь со своей женой вступил в. Болгарию и захватил ряд важных придунайских городов. Святославу спо одобались эти земли, поэтому он сделал своей ставкой город. Переяславец на. Дунае (современный. Рущук) и серьезно обдумывал возможность перенесения сюда столицы своего государства. Только известие об очередном втор. Гненный печенегов заставила князя срочно вернуться в. Киев. Однако на родине он пробыл недолго. Отразив кочевников,. Святослав оставил править в. Киеве своего старшего сына. Ярополка, а сам опять по вернулся на. Дунай. Одновременно средний княжеский сын. Олег был отправлен в древлян, а младший. Владимир - в. Новгородвгороду.

Вернувшись в. Болгарию в 969 г,. Святослав продолжил войну и захватил болгарскую столицу. Пловдив. Успехи русичей на. Балканах встревожили византийцев, которые вовсе не желали иметь рядом с собой таких войовн твенных и агрессивных соседей. Поскольку. Святослав добровольно покидать. Болгарию не собирался,. Византия начала войну против своего недавнего союзникаика.

Решающая битва между. Святославом и византийским императором. Иоанном. Цимисхием произошла 21 июля 971 г у города. Доростола. Русские воины, храбро сражались, явно уступали византийцам в численности и были вынуждены укрыться за стенами города. Началась осада, завершившаяся подписанием мирного соглашения, достаточно почетной для. Святослава. Русская жена с оружием и провиантом свободно возвращалась на родителей щину, но. Святослав был вынужден отказаться от болгарских земель. Так закончилась попытка. Киевской. Руси расширить свое влияние на. Балканахлкани.

Путь домой оказался последним походом. Святослава. У днепровских порогов его ожидали заклятые враги - печенеги. Кочевые племена печенегов появились в приазовских и причерноморских степях еще по ч времена князя. Игоря. С тех пор существовала постоянная опасность нападений степняков на южнорусские земли. У древних днепровских порогов печенеги внезапно напали на сильно поредевшую в боях жену. Святослава и убили князейнязя.

. Владимир. Великий (978 - 1015 гг). После смерти. Святослава, не успел назначить своего официального наследника, на. Руси начались первые усобицы. В 977 г. Ярополк пошел своим войском на брата. Олега, который правил в земле древлян, в. Овруче. В ожесточенной битве жена. Олега была разбита, а сам он погиб. Не желая разделить судьбу своего брата,. Владимир бежал из. Новгорода в. Швецию, где приступил к набору варяжских д. Ружин в 978 г он вернулся на. Русь и начал войну с. Ярополком. Последний скрылся в небольшой крепости на реке. Рось, где и был убит дружинниками. Владимира. Таким образом,. Владимир стал единовластным пра витель. Киевской. Руської. Русі.

Прежде. Владимир укрепил свою власть над рядом славянских племен в 981 и 982 гг он ходил на вятичей, в 984 г вновь покорил радимичей, а в 993 г ??совершил поход против белых хорватов. Результатом этих походов было укрепление централизованной власти киевского князя над всеми восточнославянскими племенами. Местные удельные князья окончательно теряли свою власть, и все управление страной сосредоточено в руках правящей в. Киеве династии. Рюриковичей. Владимир начал чеканить собственные серебряные и золотые монеты, на одной стороне которых было его изображение, а на другом - трезубец, ставший впоследствии национальным украинского ских гербов гербом.

Значительное внимание было уделено и вопросам религии. Владимир приказал собрать в одном святилище в. Киеве верховных божеств всех славянских племен. Однако языческое многобожие не могло служить прочной идео ологичною опорой централизованной власти, кроме того, языческая. Русь противопоставляла себя соседним христианским государствам. Необходима была радикальная религиозная реформрма.

К этому времени. Владимир достиг больших успехов в отношениях с. Византией. В 985 г византийский император. Василий. П обратился к. Владимиру за помощью в подавлении мятежа в. Малой. Азии. Владимир предоставил в военную помощь императору, но потребовал в жены его сестру. Анну. В ответ византийцы выдвинули свое условие:. Анна может выйти замуж только за христианина. Возникла конфликтная ситуация, розвьяза ты какую. Владимир попытался силой оружия. В 988 г он взял греческий город. Херсонес, которое русичи называли. Корсунем. Владимир был крещен в. Корсуне, а, вернувшись в. Киев, устроил массовое крещение его жителей в реке. Почайне, притоке. Днепра. Обряд крещения проводили византийские служители культа, которые прибыли с. Владимиром в. Киев. Таким образом, христианство стало государственной религией. Киевской. Руси, а. Владимир был впоследствии канонизирован церковью и назван. Святым. Понятно, крещение. Руси не было одномоментным актом, до XIII в в отдельных местах еще стояли языческие идолы, но христианство неуклонно в ходило в жизни и души русских людей. Принятие христианства для. Руси было, бесспорно, прогрессивным актом и имело огромное значение для исторических судеб ее народелі її народів.

Ярослав. Мудрый (1019 - 1054 гг). После смерти. Владимира, оставил многочисленных потомков, на. Руси вновь вспыхнули княжеские усобицы. Старший сын. Владимира (приемный). Святополк, что был прозван в народе"Окаянным",. Напа ав на своих младших братьев. Бориса и. Глеба и убил их. Борис и. Глеб были очень молоды, праведники любимые народом их жизнь и мученическая смерть позволили церкви канонизировать. Бориса и. Глеба. Они стали пер шими русскими святымруськими святими.

Против. Святополка выступил его сводный брат. Ярослав, княживший в. Новгороде. Битва между их женами произошла в 1016 г на. Днепре близ города. Любеча. Победу получил. Ярослав, и. Святополк был вимуше ений бежать к своему тестю, польского короля. Болеслава. И. В 1018 г. Болеслав. И захватил. Киев и вернул престол. Святополку. Ярослав отступил в. Новгород, где начал собирать новое войско. В. Киеве поляки п оводилися как оккупанты, что вызвало против них народное восстание. Болеслав. И вернулся в. Польшу, а. Святополк обратился за помощью к печенегам. В 1019 г. Святополк с печенегами выступил на. Киев но на реке. Альте его встретило войско. Ярослава. После кровопролитной битвы. Святополк бежал, а. Ярослав занял киевский престокий престол.

В 1023 г против. Ярослава выступил его брат. Мстислав, князь. Тмутаракани. Решающая битва между ними произошла под. Черниговом, и хотя битву выиграл. Мстислав, обе стороны оказались чрезвычайно ослабленными. В 1026 г в городе. Городце на. Десне брать подписали мир, по которому. Мстислав получил. Чернигов и земли к востоку от. Днепра. Ярослав возвращался в. Новгород, но получал все русские земли к западу от. Днепра. Киев не достался никому. В 1036 г. Мстислав умер, и вся. Русь перешла под власть. Ярослава, который перебрался в. Киевдо. Києва.

Период княжения. Ярослава. Мудрого считается расцветом. Киевской. Руси. В 1036 г. Ярослав нанес у стен. Киева страшное поражение печенегам, от которой они уже так и не смогли оправиться

Совершив военные походы на запад и на север,. Ярослав присоединил к своему государству земли. Червонной. Руси (ранее занятые поляками), а также земли балтийских и финских племен. В 1043 г он провел неудачников алу войну против. Византии, после чего в 1046 г. был подписан прочный мир с императоромром.

Значительное внимание. Ярослав уделял церкви и строительству. В 1051 г митрополитом. Киевским впервые был назначен местный уроженец. Иларион, который демонстрировал определенную независимость русской церкви от. Константы инополя. В. Киеве были построены прекрасный. Софийский собор и. Золотые ворота с надвратной церковью, которые и сегодня являются шедеврами мировой архитектуры. Всего в столице во времена. Ярослава насчитывалось близкими в 400 златоверхих храмов. Город был обнесен мощными оборонительными валами длиной в 3,5 км, высотой 14 м и толщиной 30 м. На валах возвышались крепкие дубовые стены. Перед валами были выкопаны глубокие рвы, заполненные водой. Киев вызывал восхищение у современников и не уступал лучшим городам мирстам світу.

Ярославу. Мудрому принадлежит и первый русский сборник законов -"Русская правда"Внимательное изучение этого документа позволяет сделать вывод о том, что во времена. Ярослава. Киевская. Русь была уже достаточно разовьете. Нено феодальным государством. Русь времен. Ярослава поражала иностранцев своей грамотностью, распространенной не только среди знатных людей, но и в простонародье. Сам князь собрал уникальную библиотеку, которая, на жал ь, не сохранилась до наших дней в. Киеве действовали несколько школ, чего еще не было в подавляющем большинстве европейских месопейських міст.

Международный престиж. Киевской. Руси был поднят на небывалую высоту. Об этом свидетельствуют династические браки, связывавшие семью. Ярослава с правящими европейскими дворами. Сам. Ярослав был женат на шведс ской принцессе. Ингигерде, его дочери. Елизавета,. Анна и. Анастасия были женаты соответствии с королями. Норвегии,. Франции и. Венгрии, невестками. Ярослава были: сестра польского короля, внучка немецкие го и дочери византийского императораів.

Ярослав. Мудрый умер в. Киеве в 1054 г и был похоронен в. Софийском соборе. Перед смертью. Ярослав распределил русские города между своими сыновьями: старший -. Изяслав - начал княжить в. Киеве,. Святослав - в. Черн нигови,. Всеволод - в. Переяславле,. Игорь - на. Волыни, а. Вячеслав - в. Смоленске. Внуку. Ростиславу было отдано. Галицкой землемля.

uchebnikirus.com

Историческое развитие Киевской Руси, Историческое значение Киевской Руси

В истории. Киевской. Руси можно выделить четыре качественно отличных периоды. Содержание и особенности этих периодов приведены ниже

И период

Включая княжение

Олега (882-912 гг). Игоря (912-945 гг). Ольги (945-964 гг). Святослава (964-972 гг). Это период быстрого территориального роста. Руси и постепенной консолидации государства

Князья объединили почти все восточнославянские племена, подчинили себе важнейшую торговую артерию по. Днепру. Консолидации племен способствовала борьба с кочевниками и. Византийской империей. Ответств дно восточный и южный направления были главными во внешнеполитической деятельности киевских князьяів.

В княжение. Олега и. Игоря в состав государства вошли поляне, северяне, древляне, кривичи, радимичи, уличи, ильменские словене, а также неславянские племена - чудь и меря. Осуществляя походы на восток - - до. Каспия и против. Византии, князья укрепляли границы государства и обеспечивали. Руси рынки сбыту.

Київська. Русь за князів Ігоря,. Ольги та. Святослава (912-972 рр.)

. Киевская. Русь за князей. Игоря,. Ольги и. Святослава (912-972 гг)

Жена. Игоря -. Ольга, во внешней политике отдавала предпочтение дипломатии. Она совершила налоговую реформу (первую на. Руси), четко определив размеры данные и места ее сбора. Ольга первой среди крупных к киевских князей приняли христианствово.

Сын. Игоря и. Ольги -. Святослав увеличил территорию государства, распространив власть на вятичей, обитавших в междуречье. Волги и. Оки. Князь осуществлял чрезвычайно активную внешнюю политику, присоединив территории. Д. Дунайской. Болгарии и. Северного. Кавказа (позже эти территории были утрачены). Святослав разгромил. Хазарский каганат, но место хазар заняли более воинственные печенегги.

II период

Включая княжение

Владимира. Великого (985-1015 гг). Ярослава. Мудрого (1019-1054 гг)

Это период экономического и культурного расцвета. Киевской державы, достижения им вершины политического могущества

В княжение сына. Святослава -. Владимира - в целом завершилось формирование территории. Киевской. Руси ее площадь стала крупнейшей в. Европе

Административная реформа. Владимира, о которой уже упоминалось, укрепила систему государственной власти

Владимир обеспечил защиту. Руси от печенегов, укрепив пограничные земли системой валов и укрепленных городков

Чрезвычайно важным было введение. Владимиром в 988 г христианства, обусловлено необходимостью укрепления единства. Руси, княжеской власти, поднятие международного авторитета государства, ее сближения с в высокоразвитой. Византией. Принятие христианства способствовало развитию древнерусской культуры, вхождению. Руси в семью европейских народеів.

Пам'ятник. Володимиру. Великому в. Києві

. Памятник. Владимиру. Великому в. Киеве

После смерти. Владимира. Великого между его сыновьями вспыхнула междоусобная борьба, в которой победил. Ярослав, прозванный в народе. Мудрым

Одной из величайших заслуг. Ярослава считается введения на. Руси первого сборника законов -"Русской правды"

Благодаря поддержке. Ярослава росла церковь, стремительно развивалась культура. Он основал. Киево-Печерскую. Лавру, построил много церквей, среди которых был и. Софийский собор, возведенный в. Киеве в честь стираем оги над печенегами.

Русь за часів князювання. Володимира та. Ярослава (978-1054 рр.)

. Русь во времена княжения. Владимира и. Ярослава (978-1054 гг)

Ярослав. Мудрый укрепил отношения. Руси с европейскими государствами, правители которых считали за честь иметь брачные связи с киевской династией. Жена. Ярослава была шведской принцессой, трое его сыновей одр ружилися с европейскими принцессами, а три дочери вышли замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Поэтому неудивительно, что историки называют. Ярослава. Мудрого тестем. Европпи.

Правление. Ярослава. Мудрого было апогеем могущества. Руси

Пам'ятник. Ярославу. Мудрому в. Києві

Памятник. Ярославу. Мудрому в. Киеве

III период

Период феодальных междоусобиц, которые разворачиваются после смерти. Ярослава. Мудрого

Наиболее известные князья -. Владимир. Мономах (1113-1125 гг). Мстислав (1125-1132 гг)

Это период постепенного политического ослабления. Киевской. Руси. Вступив в полосу феодальных междоусобиц,. Русь фактически распалась на отдельные княжества

Некоторое время единство русских земель поддерживал триумвират старших сыновей. Ярослава -. Изяслава,. Святослава и. Всеволода. Братья совместно решали государственные дела (издавали законы, ходили в походы, перемещали ли младших братьев из одного удела в другой). Стремление. Изяслава,. Святослава и. Всеволода увеличить собственные владения за счет младших. Ярославичей вызвало недовольство. Ярославичей и породило усобицы в кон XI в. После поражения 1068 г на реке. Альте в битве с половцами триумвират распался, что привело к усилению междоусобной борьбы с целью ее устранения и объединения сил против половецкой угрозы в 1097 г в. Любече князья собрались на свой первый съезд. Участники съезда закрепили владения уделами, сложившееся к тому времени и провозгласили принцип наследственного подражания -"Пусть каждый обладает отчиной свое ютчиною своєю".

Однако прекратить междоусобицы ни этот, ни последующие съезды не смогли

Внук. Ярослава. Мудрого -. Владимир. Мономах, заняв великокняжеский престол, прекратил междоусобицы и объединил 3-4 территории. Руси, возродил ее престиж. Владимир. Мономах осуществлял успешные походы против половцев в, заняли место печенегов, и остановил их натиск на. Русь.

Талантливый и опытный политик,. Владимир. Мономах сумел держать удельных князей в повиновении, ликвидировать остроту социальных противоречий в обществе

Сын. Владимира. Мономаха -. Мстислав - продолжал централистских политику отца, и после его смерти. Русь вступает в полосу раздробленности

Какие же причины обусловили раздробленность. Киевской. Руси?

-. Отсутствие тесных экономических связей в условиях господства натурального хозяйства

Развитие и подъем удельных княжеств и земель, что способствовало росту местного сепаратизма и обострению междукняжеских взаимоотношений

Усиление роли боярства, которое ставило местные интересы выше общегосударственных

Изменение торговой конъюнктуры. Западная. Европа начала торговать непосредственно с. Ближним. Востоком, а торговая артерия"из варяг в греки"упадок

Раздробленность, охватившей. Русь, получила название феодальной, поскольку она была закономерным следствием эволюции феодальных отношений (развитие феодального землевладения - вотчин, усиление власти удельных них князей и бояр.

Раздробленность квалифицируют также как политическую, потому что она вызвала изменения в государственном устройстве. Руси, а именно - децентрализацию системы управления. Киевский князь потерял контроль над удельными княжествам мы, власть в которых сосредоточилась в руках местных князьяв.

Централизованная форма государственной власти сменилась полицентрическую

Раздробленность, вызвав политическое ослабление. Киевской. Руси, все же не привела к упадку экономической и культурной жизни княжеств и земель

IV период (1132 - 1237-1241 гг)

Количество княжеств, на которые распалась. Русь, увеличилась за это время с 15 до 50

В княжествах формируются местные княжеские династии:

Ольжичи,. Ростиславичи,. Мономаховичи,. Мстиславович и другие. Это период полицентризации. Киевской. Руси, который продолжался до монголо-татарского нашествия 1237-1241 гг

Изменение государственного устройства не означала, что. Киевская. Русь прекратила свое существование, ведь:

- во-первых, распад государства происходило в течение длительного периода, и политическое единство. Руси терялась постепенно;

М во-вторых, сохранялись такие элементы обще-русского государства, как ее границы, единое законодательство, система церковной организации, совместная борьба княжеств с внешним врагом;

в-третьих, чрезвычайно сильны были объединительные тенденции политической жизни. Князья, соревнуясь за политическое лидерство, стремились к восстановлению единства и консолидации. Киевского государства

Однако, любые попытки прекратить междоусобные распри, восстановить единство. Руси, реставрировать самодержавную власть киевского князя были неудачными

Наиболее заметная роль в политической жизни. Руси периода раздробленности принадлежала. Новгородской земле,. Полоцком,. Смоленском,. Владимиро-Суздальском,. Черниговском,. Переяславском,. Волынском и. Галицкому княжеству.

Именно. Волынское и. Галицкое княжества постепенно стали играть роль консолидирующего центра древнерусских земель. История. Галицкого и. Волынского княжеств будет рассмотрена далее, а сейчас отметим, щ что волынский князь. Роман. Мстиславович в 1199 г объединил. Волынь и. Галичину, создав сильное. Галицко-Волынское княжество. В 1202 г к своим владениям он присоединил. Киев, распространил границы княжества от. Карпат до. Днепра. Смерть. Романа. Мстиславича во время похода в 1205 г привела к распадозпаду

Завершальний етап розвитку. Київської держави (до сер. XII ст.)

. Завершающий этап развития. Киевского государства (к середине XII в)

его государства и разрушила планы князя объединить под своей властью всю. Южную. Русь

сын. Романа. Мстиславича -. Даниилу. Галицкому - удалось в 1238 г возродить мощное. Галицко-Волынское княжество и возобновить процесс консолидации древнерусских земель

И все же,. Древнерусское государство так и не смогла выйти из кризиса ее эволюционное развитие было насильственно прервано монголо-татарским нашествием 1237-1241 гг

Монгольские полчища. Батыя захватили земли. Руси (непосредственно украинские земли были захвачены в течение 1239-1241 гг), ограбили их, истребили сотни тысяч людей. На длительное время русские земли попали п под власть. Золотой. Орды - государства монгол - папыар.

Золотая. Орда

конце 1237 г началось наступление монголо-татарских войск под предводительством хана. Батыя на русские земли течение 1237 - 1238 гг. Северо-Восточная. Русь была завоевана и опустошена. Весной 1239 г монголо-тат тары захватили. Переяслав, разрушили и сожгли его. Того же года такая же участь постигла и. Чернигов -"город взят и сожжен огнем", как сказано в летописи. Осенью 1240 г монголы подступили к. Киеву и взяли его в осаду. Более 10 недель продолжался штурм укреплений города. Наконец пала последняя твердыня киевлян - град. Владимира, монголо-татары ворвались в киевский детинец, последние защитники держались в. Десятинные и церкви. От ударов стены храма рухнули, похоронив под руинами последних воинов-защитников. Киева 6 декабря 1240 г монголо-татары окончательно захватили город и полностью разрушили его, а"люди от мала д в большое все убеша мечом", - отметил суздальский летописец зазначив суздальський літописець.

После взятия. Киева монголо-татары двинулись на. Галицко-Волынское"землю"Несмотря на героизм воинов, волынские города. Каменец,. Изяслав,. Колодяжин,. Луцк,. Владимир были взяты и разрушены. Во. Гали ич монголо-татарские полчища подошли соединенными силами и после трехдневной осады взяли штурмом. В 1241г монголо-татары вышли на западные рубежи. Руси, вторглись на территорию. Польши и. Венгрии. Встретив сопротивление на чешских и польских землях, ослабленные войска хана. Батыя в 1242 г вернулись на восток. В низовьях. Волги монголо-татарские феодалы основали государство -. Золотую. Орду (со столицей в г. Сарай). Русские земли не входили в состав основанной монгольскими ханами в низовьях. Волги государства, а находились в вассальной зависимости от нее. Разумеется, это обстоятельство имело влияние на экономический, политический, культурный развитие объединенных ранее в состав. Киевской. Руси земелиївської. Русі земель.

Киевский период в истории Украины завершился

Историческое значение Киевской Руси

Киевская. Русь сыграла большую роль в украинской и мировой истории

-. Впервые объединила все восточнославянские племена в одну государственную организацию, а также положила начало государственности во многих неславянских народов (угро-финское население. Севера,. Поволжья)

- способствовала формированию у восточных славян более прогрессивных социально-экономических структур, развития культуры (возникла письменность, право, библиотеки, храмы и тд)

-. Укрепила обороноспособность восточнославянского населения, защитив его от физического уничтожения со стороны кочевников

-. Подняла авторитет восточных славян в. Европе, о чем свидетельствуют широкие международные связи. Киевской. Руси, брачные союзы с королевскими династиями. Западной. Европы

-. Способствовала защиты. Европы от кочевых орд. Востока

В исторической науке существует проблема наследия. Киевской. Руси

Концепция российского историка. М. Погодина:. Киевская. Русь - начальный этап истории. России; преемницей. Киевской государства стала. Московское государство

Концепция украинского историка. М. Грушевского история и культура. Киевской. Руси создавались, в первую очередь, украинский, ведь основной территорией формирования государства служила. Среднее. Приднепровье с центром в. Киеве, где испокон веков жил украинский народ, никуда из них не переселялся, создав здесь свои обычаи, язык, литературу, искусство. Наследником. Киевской. Руси является украинский народ, а преемник м. Киевского государства стало. Галицко-Волынское княжествво.

Концепция советских историков: наследие. Киевской. Руси - общий достижение трех народов - украинского, российского и белорусского;

В современной исторической науке этот вопрос остается дискуссионным, тесно связанным с политическими интересами

украинские историки в новейших научных исследованиях ("История Украины:. Новое видение"-. Гуржий,. Я. Исаевич,. М. Котляр, -. Моця и другие -. К, 1996,"История Украины"-. Под общ ред. В. Смолия -. К, 1997) слюючы отечественную историю с современных позиций, приходят к выводу, что. Киевская. Русь дала начало трем народам - ??украинском, русском и белорусском, стала истоком государственности и культуры каждого из них. А историки. В. Шевчук и. М. Тара-ненко ("История украинской государственности"-. К, 1999), соглашаясь в целом с этим выводом, одновременно отмечают,"что украинская имеют все же больше оснований, чтобы пре тендуваты на историческое наследие. Киевской. Руси претендувати на історичну спадщину. Київської. Русі".

uchebnikirus.com

Киевская Русь

которых было Среднее Приднепровье с Киевом во главе. Киевская Русь охватывала огромную территорию — от Таманского полуострова на Ю., Днестра и верховьев Вислы на З. до верховьев Северной Двины на С., являясь одним из крупнейших государств Европы. Образованию Киевская Русь предшествовал период (6—8 вв.) появления предпосылок феодальных отношений и созревания их в недрах военной демократии.

  За время существования Киевская Русь восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность, ставшую впоследствии основой для формирования трёх братских народностей — русской, украинской и белорусской. Киевская Русь положила начало государственности у восточных славян, объединение которых в пределах единого Древнерусского государства способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию.

  История Киевская Русь условно делится на 5 этапов. 1-й этап (до 882) — образование феодального государства со столицей в Киеве, которое охватывало ещё не всех восточных славян и ограничивалось территорией племён полян, руси, северян, древлян, дреговичей, полочан и, возможно, словен. 2-й этап (882—911) — захват власти в Киеве Олегом, по всей вероятности, предводителем варяжской дружины (см. Варяги), 3-й этап (911—1054) — расцвет раннефеодальной монархии Киевская Русь, обусловленный подъёмом производительных сил, развитием феодальных отношений, успешной борьбой с кочевниками-печенегами, Византией и варягами. В этот период Киевская Русь объединила почти все восточнославянские племена, 4-й этап (1054—93) — появление первых ощутимых элементов распада Киевская Русь Одновременно происходит рост производительных сил, связанный с прогрессивной ролью феодальной формации в это время, 5-й этап (1093—1132) — усиление феодальной монархии, так как князья в связи с натиском половцев в конце 11 в. стремились консолидировать свои силы. Снова создаётся более или менее единое государство, но развитие феодальных центров, возросшая роль бояр усиливали стремление его отдельных частей к самостоятельности. В 1132 Киевская Русь распалась, начался период феодальной раздробленности.

  Хозяйство. Письменные источники дают несколько терминов для обозначения деревенского поселения: «погост» («мир»), «свобода» («слобода»), «село», «деревня». Изучение древнерусской деревни археологами позволило выявить различные типы поселений, установить их размеры и характер застройки. В эпоху образования Киевская Русь пашенное земледелие с упряжными почвообрабатывающими орудиями постепенно повсеместно (на севере несколько позднее) сменило мотыжную обработку почвы. Появилась трехпольная система земледелия. Выращивались пшеница, овес, просо, рожь, ячмень и др. Летописи упоминают хлеб яровой и озимый. Население занималось также скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. Деревенское ремесло имело второстепенное значение. Ранее всего выделилось железоделательное производство, базирующееся  на местной болотной руде. Металл получали сыродутным способом.

  Основой общественного строя являлась феодальная собственность на землю, с постепенно возрастающим закрепощением свободных общинников. Результатом закабаления деревни явилось её включение в систему феодального хозяйства, основанного на отработочной и продуктовой ренте. Наряду с этим сохраняются и элементы рабовладения (холопство).

  В 6—7 вв. в лесной полосе места поселений рода или небольшой семьи (городища) исчезают, и на смену им появляются неукрепленные деревенские селища и укрепленные дворы феодалов. Начинает складываться вотчинное хозяйство. Центр вотчины — «княждвор», в котором временами жил князь, где, кроме его хором, находились дома его слуг — бояр-дружинников, жилища смердов, холопов и др. Вотчиной управлял боярин — огнищанин, распоряжавшийся княжескими тиунами. Представители вотчинной администрации имели как экономические, так и политические функции. В вотчинном хозяйстве существовало ремесло. С усложнением вотчинной системы усадебная замкнутость несвободных ремесленников начинает исчезать, возникают связь с рынком и конкуренция с городским ремеслом.

  Развитие ремесла и торговли обусловило появление в Киевская Русь городов (см. Город в России). Наиболее древние из них — Киев, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Ростов, Ладога, Псков, Полоцк и др. Центром города был торг, где реализовалась ремесленная продукция. В городе существовали различные виды ремесел: кузнечно-слесарное, оружейное, обработка цветных металлов (ковка и чеканка, тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), гончарное, кожевенное, портняжное и др. Во 2-й половине 10 в. появляются клейма мастеров. Под влиянием Византии возникает сложное производство эмалей (конец 10 в.). В крупных городах существовали особые торговые подворья для заезжих торговцев — «гостей ».

  История торговли Киевская Русь делится на 2 периода, 1-й (9—середина 11 вв.) характеризуется усилением роли арабских купцов, укреплением связей с Византией и Хазарией. Киевская Русь экспортировала в Западную Европу меха, воск, лен, полотно, серебряные изделия. Ввозились дорогие ткани (византийские паволоки, парча, восточные шелка), серебро и медь в диргемах, олово, свинец, медь, пряности, благовония, лекарственные растения, красящие вещества, византийская церковная утварь, 2-й период (середина 11—12 вв.) — изменение международной обстановки (крушение арабского Халифата, нападение половцев на южнорусские земли, 1-й крестовый поход 1096—99 и т.д.) и нарушения торговых путей, связывавших многие государства с Русью. Проникновение иностранных купцов в Чёрное море, конкуренция генуэзцев и венецианцев парализовали торговлю Киевская Русь на Ю., и к концу 12 в. она была в основном перенесена на С. — в Новгород, Смоленск и Полоцк. Торговый путь в Иран и Арабский халифат проходил по Волге, через Итиль и далее по Каспийскому морю. Путь в Византию и Скандинавию (путь «из варяг в греки»), помимо главного направления (Днепр — Ловать), имел ещё ответвление и через Западную Двину. На 3. вели два направления: из Киева в Центральную Европу (Моравия, Чехия, Польша, Южная Германия) и из Новгорода и Полоцка через Балтийское море в Скандинавию и Южную Прибалтику.

  Социально-политический строй и классовая борьба. Основной формой государства в Киевская Русь была раннефеодальная монархия. Власть принадлежала киевскому князю, который был окружен дружиной, зависящей от него и кормившейся в основном за счёт его походов. Некоторую роль играло в это время и вече. Управление осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, т. е. по признаку военной организации. Доходы князя имели различные источники. В 10—начале 11 вв. это в основном «полюдье», дань — «уроки», получаемые ежегодно с городов. В 11—начале 12 вв. в связи с появлением крупного землевладения с различными видами феодальной ренты функции князя расширились. Владея собственным крупным доменом, князь вынужден был вести в нём сложное хозяйство, назначать посадников, волостелей, тиунов и т. д., руководить всей многочисленной администрацией. Он был военным руководителем государства, но теперь ему приходилось организовывать не столько дружину, сколько феодальное ополчение, приводимое вассалами, нанимать иноземные войска. Усложнились мероприятия по укреплению и защите внешних границ. Деятельность князя, в общем не ограниченная, все же контролировалась и направлялась верхушкой класса феодалов — боярством. Роль веча снизилась. Оно всецело находилось в руках бояр. Княжеский двор стал административно-бюрократическим центром, куда сходились все нити управления государством. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями княжеского управления. Во главе городов стоял городской патрициат, образовавшийся в 11 в. из крупных местных землевладельцев — «старцев» и дружинников, имена которых тесно сплетаются с историей того или иного города (например, род Яна Вышатича, Ратибора, Чудина — с Киевом, Дмитра Завидича — с Новгородом и т. д.). Большим влиянием в городе пользовалось купечество. Необходимость охраны товара при перевозках обусловила вооруженность купцов, и среди городского ополчения они занимали первое место. Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники как свободные, так и зависимые. Особое место занимало духовенство, делившееся на чёрное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе церкви стоял обычно назначаемый константинопольским патриархом митрополит, которому подчинялись епископы. Монастыри с игуменами во главе подчинялись епископам и митрополиту.

  Сельское население Киевская Русь состояло из крестьян-общинников, ещё не попавших под власть феодала (число их всё уменьшалось), и уже закрепощенных. Существовала также группа крестьян, оторванных от общины, лишённых средств производства и являвшихся рабочей силой внутри феодальной вотчины.

  Рост крупного феодального землевладения, закрепощение свободных общинников и рост их эксплуатации привели к обострению классовой борьбы в 11—12 вв. (восстания в Суздале в 1024; в Киеве в 1068—69; на Белоозере около 1071; в Киеве в 1113). Восстания в большинстве случаев были крайне разобщены, в них участвовали служители отмирающей религии язычества — волхвы, использовавшие недовольных крестьян для борьбы с новой идеологией. Особенно сильная волна народных выступлений прокатилась по Киевская Русь в 60-х и 70-х гг. 11 в. в связи с голодом и нашествием половцев. В эти годы был создан сборник законов «Правда Ярославичей», ряд статей которого предусматривал наказания за убийство служащих администрации феодальной вотчины.

  Борьба с кочевниками. Киевская Русь была вынуждена постоянно вести борьбу с азиатскими кочевыми ордами, попеременно жившими в причерноморских степях: хазарами, уграми, печенегами, торками и половцами. Кочевья печенегов в конце 9 в. заняли степи от Саркела на Дону до Дуная. Набеги печенегов заставили Владимира Святославича укреплять южные границы Киевская Русь («ставить городы»). Ярослав Мудрый в 1036 фактически уничтожил западное объединение печенегов. Но в причерноморских степях появились торки, которым в 1060 объединёнными силами князей Киевская Русь было нанесено поражение. Со 2-й половины 11 в. степи от Волги до Дуная начали занимать половцы, овладевшие важнейшими торговыми путями между Европой и странами Востока. Крупную победу половцы одержали в 1068. Затем натиск половцев Киевская Русь выдержала в 1093—96, для чего потребовалось объединение всех её князей. В 1101 отношения Киевская Русь с половцами улучшились, но уже в 1103 половцы нарушили мирный договор. Последовала целая серия походов Владимира Мономаха к половецким зимовьям в глубь степей, завершившаяся в 1117 откочёвкой их на Ю., к Северному Кавказу и Грузии. Сын Владимира Мономаха Мстислав оттеснил половцев за Дон, Волгу и Яик.

  Политическая история Киевская Русь известна по древнерусским летописям, составленным в Киеве и Новгороде монахами (см. Летописи в России). По данным «Повести временных лет», первым князем Киевская Русь был легендарный Кий (см. Кий, Щек и Хорив). Датировка фактов начинается с 852. Позднее в летопись была добавлена легенда о призвании варягов (862) во главе с полулегендарным князем Рюриком, ставшая в 18 в. основой научно несостоятельной норманской теории о создании государства в Киевская Русь варягами (норманнами). По той же легенде, два боярина, бывшие в подчинении у Рюрика,— Аскольд и Дир двинулись на Царьград по Днепру, подчинив по дороге Киев. После смерти Рюрика власть перешла к варяжскому князю Олегу (ум. 912), который, якобы расправившись с Аскольдом и Диром, захватил Киев (882), а в 883—885 подчинил древлян-северян, радимичей и в 907, 911 совершил походы на Византию. Преемник Олега князь Игорь продолжал активную внешнюю политику. В 913 через Итиль он прошёл всё западное побережье Каспия, дважды (941, 944) нападал на Византию. Непомерные требования дани с древлян послужили причиной их восстания и убийства Игоря (945). Его жена Ольга одной из первых на Руси приняла христианство, упорядочила управление на местах и установила нормы дани («уроки»). Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (княживший в 964—972) обеспечил Киевская Русь свободу торговых путей на восток, через земли волжских болгар и хазар, упрочил международное положение Руси. Русь при Святославе обосновалась на Черном море и на Дунае (Тмутаракань, Белгород, Переяславец на Дунае), но после неудачной войны с Византией Святослав был вынужден отказаться от завоеваний на Балканах. При возвращении на Русь он был убит в бою с печенегами. Святославу наследовал его сын Ярополк, убивший конкурента — брата Олега древлянского (977). Младший брат Ярополка Владимир Святославич с помощью варягов двинулся на Киев. Ярополк был убит, и Владимир стал великим князем (княжил в 980—1015). Настоятельная необходимость замены старой идеологии родоплеменного строя идеологией народившегося феодализма побудила Владимира ввести на Руси в 988—989 христианство в форме византийского православия. Первыми восприняли христианскую религию социальные верхи, народные массы ещё долго держались языческих верований (см. Крещение Руси). Княжение Владимира — вершина расцвета Киевская Русь, границы которой необычайно расширились (от Прибалтики и Карпат до причерноморских степей). После смерти Владимира (1015) возникла усобица между его сыновьями, в которой были убиты два из них: Борис и Глеб, причисленные позднее церковью к лику святых. Убийца Святополк бежал после борьбы со своим братом Ярославом Мудрым, ставшим киевским князем (1019—54). В 1021 против Ярослава выступил Брячислав полоцкий (княжил в 1001—44), союз с которым был куплен ценой уступки ему ключевых позиций на торговом пути «из варяг в греки» — Усвятского волока и Витебска. Через 3 года против Ярослава выступил его брат — Мстислав Тмутараканский. После битвы у Листвена (1024) Киевская Русь была поделена по Днепру: Правобережье с Киевом досталось Ярославу, Левобережье — Мстиславу. После смерти Мстислава (1036) единство Киевская Русь было восстановлено. Ярослав Мудрый вёл энергичную деятельность по укреплению государства, устранению церковной зависимости от Византии (образование в 1037 самостоятельной митрополии) и расширению градостроительства. При Ярославе Мудром значительно укрепились и расширились политические связи Киевская Русь с государствами Западной Европы. Помимо Византии, Польши и Норвегии, Киевская Русь имела династические и др. политические связи с Германией, Францией, Венгрией и др. государствами. Наследовавшие Ярославу его сыновья поделили владения отца, причём Изяслав Ярославич получил Киев, Святослав Ярославич — Чернигов, Всеволод Ярославич — Переяславль Южный. Пытаясь первое время всемерно сохранять единство Киевская Русь и, действуя сначала заодно, Ярославичи не смогли всё же предотвратить феодального распада Киевская Русь Положение осложнилось натиском половцев, в битве с которыми Ярославичи потерпели поражение. Народное ополчение потребовало оружия для оказания сопротивления врагу. Отказ привёл к восстанию 1068 в Киеве, бегству Изяслава и вокняжению в Киеве полоцкого Всеслава Брячиславича, изгнанного в 1069 объединёнными силами Изяслава и польских войск. Вскоре среди трёх Ярославичей возникли распри, приведшие к изгнанию Изяслава в Польшу (1073), который возвратился в Киев только после смерти Святослава (1076), но вскоре был убит в бою (1078). Ставший киевским князем Всеволод Ярославич (княжил в 1078—93) не смог сдержать процесс распада единого государства. Лишь под влиянием нашествий половцев (1093—96 и 1101—03) было создано временное объединение князей вокруг киевского князя для отражения общей опасности. В крупнейших центрах Руси княжили: Святополк Изяславич (1093—1113) в Киеве, Олег Святославич в Чернигове, в Переяславле — сын Всеволода Владимир Всеволодович Мономах — тонкий политик, убеждавший князей объединиться для борьбы с половцами. Созванные им для этого съезды князей себя не оправдали (см. Любечский съезд 1097, Долобский съезд 1103). После смерти Святополка (1113) в Киеве вспыхнуло городское восстание. Мономах, приглашенный на киевское княжение, издал компромиссный закон, облегчавший положение должников (уступка восставшим), затем он усилил свои позиции, усмирив новгородцев, и посадил своих сыновей в Переяславле, Смоленске и Новгороде. Он почти единовластно распоряжался всеми военными силами Киевская Русь, направлял их не только против половцев, но и против непокорных вассалов и соседей. В результате половецкая опасность была временно ликвидирована. Но, несмотря на усилия Мономаха, объединить Киевская Русь не удалось. Объективные исторические процессы продолжали развиваться, что выразилось прежде всего в быстром росте местных центров — Чернигова, Галича, Смоленска и др., тянувшихся к самостоятельности. Сыну Мономаха Мстиславу Владимировичу (княжившему в 1125—32) удалось ещё победить половцев и выслать их князей в Византию (1129). После смерти Мстислава (1132) Киевская Русь распалась на ряд самостоятельных княжеств. Начался период феодальной раздробленности Руси.

  Культура Киевская Русь уходит своими корнями в глубины народной культуры славянских племён. В период образования и развития государства она достигла высокого уровня и была обогащена влиянием византийской культуры. В результате Киевская Русь стала в ряд передовых по культуре государств своего времени. Средоточием феодальной культуры был город. Грамотность в Киевская Русь была сравнительно широко распространена среди народа, о чём свидетельствуют берестяные грамоты и надписи на хозяйственных предметах (на пряслицах, бочках, сосудах и т. д.). Есть сведения о существовании на Руси в это время школ (даже женских).

  Литература Киевская Русь До наших дней дошли пергаментные книги, написанные в эпоху Киевская Русь: переводная литература, изборники, богослужебные книги и др.; среди них древнейшая — «Остромирово Евангелие». Наиболее образованными в Киевская Русь были монахи. Выдающимися деятелями культуры были киевский митрополит Иларион, новгородский епископ Лука Жидята, Феодосий Печерский, летописцы Никон, Нестор, Сильвестр. Усвоение церковно-славянской письменности сопровождалось перенесением на Русь при болгарском посредстве основных памятников раннехристианской и византийской литературы: библейские книги, сочинения отцов церкви, жития святых, апокрифы («Хождение Богородицы по мукам»), историография («Хроника» Иоанна Малалы), а также произведений болгарской литературы («Шестоднев» Иоанна), чехо-моравской (жития Вячеслава и Людмилы). В Киевская Русь переводились с греческого языка византийские хроники (Георгия Амартола, Синкелла), эпос («Девгениево деяние»), «Александрия», «История иудейской войны» Иосифа Флавия, с древнееврейского — книга «Есфирь», с сирийского — повесть об Акире Премудром. Освоение памятников иностранной литературы сопровождалось творческим отношением к переводу. Со 2-й четверти 11 в. развивается оригинальная литература (летописание, жития святых, проповедь). В «Слове о законе и благодати» митрополит Иларион с риторическим искусством, не уступавшим византийскому красноречию, трактовал проблемы превосходства христианства над язычеством, величия Руси среди других народов. Киевское и новгородское летописание было проникнуто идеями государственного строительства. Летописцы обращались к поэтическим преданиям языческого фольклора. Нестор пришёл к осознанию родства восточнославянских племён со всеми славянами. Его «Повесть временных лет» приобрела значение выдающейся хроники европейского средневековья. Житийная литература насыщалась актуальной политической проблематикой, и ее героями стали князья-святые («Жития Бориса и Глеба»), а затем подвижники церкви («Житие Феодосия Печерского», «Киево-Печерский патерик»). В житиях впервые, хотя в схематической форме, изображались переживания человека. Патриотические идеи выражались в жанре паломничества («Хождение» игумена Даниила). В «Поучении» к детям Владимир Мономах создал образ справедливого правителя, рачительного хозяина, примерного семьянина. Литературные традиции Киевская Русь и богатейший устный эпос подготовили возникновение «Слова о полку Игореве».

  Архитектура и изобразительное искусство. Вековой опыт восточнославянских племён в области деревянного зодчества и сооружения укрепленных поселений, жилищ, святилищ, их высокоразвитые ремесленные навыки и традиции художественного творчества были усвоены искусством Киевская Русь В быстром решении сложных идейно-художественных задач, которые возникали в ходе установления феодальных отношений, огромную роль сыграли веяния, шедшие из-за рубежа (из Византии, балканских и скандинавских стран, Закавказья и Ближнего Востока) с развитием торговых и политических связей. В относительно краткий период расцвета Киевская Русь древнерусские мастера освоили новые для них приёмы каменного зодчества, искусство мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюры.

  Типы рядовых поселений и жилищ, техника возведения деревянных зданий из горизонтально уложенных брёвен ещё долго оставались теми же, что и у древних славян. Но уже в 9—начале 10 вв. в некоторых сёлах появились обширные дворы вотчинников, а в княжеских владениях — деревянные замки (Любеч). Из укрепленных посёлков развиваются города-крепости с жилыми домами внутри и с хозяйственными постройками, примыкающими к оборонительному валу (Колодяжненское и Райковецкое городища, оба в Житомирской области; города разрушены в 1241).

  На торговых путях у слияния рек или у речных излучин из крупных поселений славян вырастали города и основывались новые. Они слагались из крепости на холме (детинец, кремль — резиденция князя и убежище для горожан при нападении врагов) с оборонительным земляным валом, рубленой стеной на нем и со рвом извне, и из посада (порой укрепленного). Улицы посада шли к кремлю (Киев, Псков) или параллельно реке (Новгород), местами имели деревянные мостовые и застраивались в безлесных районах мазанками (Киев, Суздаль), а в лесных — бревенчатыми домами в один-два сруба с сенями (Новгород, Старая Ладога). Жилища богатых горожан состояли из нескольких связанных между собой срубов разной высоты на подклетах, имели башню («повалушу»), наружные крыльца и размещались в глубине двора (Новгород). Дворцы в кремлях с середины 10 в. имели 2-этажные каменные части, либо башнеобразные (Чернигов), либо с башнями по краям или посредине (Киев). Порой дворцы вмещали залы площадью более 200 м2 (Киев). Общими для городов Киевская Русь были живописность их силуэта, где доминировал кремль с его красочными дворцами и храмами, сиявшими позолотой кровель и крестов, и органическая связь с окружающим ландшафтом, возникавшая благодаря искусному использованию рельефа местности не только в стратегических, но и в художественных целях.

  Со 2-й половины 9 в. летописи упоминают деревянные христианские храмы (Киев), число и размеры которых возрастают после крещения Руси. Это были (судя по условным изображениям в рукописях) прямоугольные, восьмигранные или крестообразные в плане постройки с крутой крышей и главкой. Позднее их венчали 5 (церковь Бориса и Глеба в Вышгороде близ Киева, 1020—26, зодчий Миронег) и даже 13 (деревянный Софийский собор в Новгороде, 989) верхов. Первая в Киеве каменная Десятинная церковь (989—996, разрушена в 1240) имела, возможно, 25 верхов. Она была сложена из чередующихся рядов камня и плоского квадратного кирпича-плинфы на растворе из смеси толчёного кирпича с известью (цемянка). В этой же технике кладки возводились появившиеся в 11 в, каменные проездные башни в городских укреплениях (Золотые ворота в Киеве), каменные крепостные стены (Переяслав-Хмельницкий, Киево-Печерский монастырь, Старая Ладога — все конца 11—начала 12 вв.) и величественные трёхнефные (Спасо-Преображенский собор в Чернигове, начат до 1036) и пятинефные (Софийские соборы в Киеве, 1037, Новгороде, 1045—50, и Полоцке, 1044—66) храмы с хорами вдоль трех стен для князей и их близких. Универсальный для византийского культового строительства тип крестово-купольного храма, по своему истолкованный древнерусскими зодчими, купола на высоких световых барабанах, плоские ниши (возможно с фресками) на фасадах, узоры из кирпича в виде крестов, меандра и пр. Указывают на связи зодчества Киевская Русь с архитектурой Византии, южных славян и Закавказья. В то же время в этих храмах проявляются и своеобразные черты: многоглавие (13 глав Софийского собора в Киеве), ступенчатое расположение сводов и отвечающих им на фасадах рядов полукружий-закомар, паперти-галереи с трех сторон. Ступенчато-пирамидальная композиция, величавые пропорции и напряженно-медлительный ритм, уравновешенность пространства и массы делают архитектуру этих значительных по высоте зданий торжественной и полной сдержанной динамики. Их интерьеры с контрастным переходом от невысоких, затененных хорами боковых нефов к просторной и ярче освещенной подкупольной части среднего нефа, ведущего к главной апсиде, поражают эмоциональной напряжённостью и вызывают богатство впечатлений, которые порождаются пространственными членениями и многообразием точек обзора. Наиболее полно сохранившиеся мозаики и фрески Софийского собора в Киеве (середина 11 в.) исполнены преимущественно византийскими мастерами. Росписи в башнях — полные динамики светские сцены плясок, охот, ристалищ. В изображениях святых, членов великокняжеской семьи движение порой лишь обозначено, позы фронтальны, лица строги. Духовная жизнь предается посредством скупого жеста и широко раскрытых больших глаз, взгляд которых устремлен прямо на зрителя. Это сообщает исключительную напряженность и силу воздействия изображениям, проникнутым высокой духовностью. Монументальным характером исполнения и композиционно они органически связаны с архитектурой собора. Миниатюра этой эпохи («Остромирово евангелие» 1056—57, Публичная библиотека им. М. Е.  Салтыкова-Щедрина, Ленинград) и красочные инициалы рукописных книг отличаются цветовым богатством и тонкостью исполнения. Они напоминают современную им перегородчатую эмаль, украшавшую виртуозные по исполнению великокняжеские венцы, подвески-колты и др. ювелирные изделия, которыми славились киевские мастера. В этих изделиях и в шиферных монументальных рельефах мотивы славянской и античной мифологии совмещаются с христианскими символами и иконографией, отражая типичное для средних веков двоеверие, долго удерживавшееся в народной среде. В 11 в. получает развитие и иконопись. Произведения киевских мастеров пользовались широким признанием, особенно иконы работы Алимпия, которые вплоть до монголо-татарского нашествия служили образцами для иконописцев всех древнерусских княжеств. Однако икон, безоговорочно относимых к искусству Киевская Русь, не сохранилось.

  Во 2-й пол. 11 в. на смену княжескому строительству храмов приходит монастырское. В своих крепостях и загородных владениях князья сооружают лишь небольшие церкви (Михайловская божница в Остре, 1098, сохранилась в руинах; церковь Спаса на Берестове в Киеве, между 1113 и 1125), а ведущим типом становится трехнефный шестистолпный монастырский собор, более скромный по размерам, чем городские, часто без галерей и с хорами только вдоль западной стены. Его статичный, замкнутый объем, массивные стены, разделенные на узкие части плоскими выступами-лопатками, создают впечатление богатырской мощи и почти аскетической простоты. В Киеве соборы однокупольные, иногда без лестничных башен (Успенский собор Киево-Печерского монастыря, 1073—78, разрушен в 1941). Новгородские храмы начала 12 в. увенчаны тремя куполами, один из которых — над лестничной башней (соборы Антониева, заложен в 1117, и Юрьева, начат в 1119, монастырей), или пятью куполами (Николо-Дворищенский собор, заложен в 1113). Величавая простота и мощь архитектуры, органичное слияние башни с основным объёмом собора Юрьева монастыря (зодчий Петр), придающее особую цельность его композиции, выделяют этот храм как одно из высших достижений древнерусского зодчества 12 в. В 12 в. заметно меняется и стиль живописи. В замечательных мозаиках и фресках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (около 1108, собор не сохранился; мозаики и фрагменты фресок главным образом в Софийском музее-заповеднике, Киев) выполненных византийскими и древнерусскими художниками, свободней становится композиция, изысканный психологизм образов усиливается живостью движений и индивидуализацией характеристик отдельных святых. Вместе с тем по мере вытеснения мозаики более дешёвой и доступной по технике фреской возрастает роль местных мастеров, которые в своих работах всё больше отходят от канонов византийского искусства и в то же время уплощают изображение, усиливают контурное начало. В росписях крещальни Софийского собора и собора Кирилловского монастыря (оба — в Киеве, 12 в.) преобладают славянские черты в типах лиц, костюмах, фигуры становятся приземистей, их моделировка цветом сменяется линейной проработкой, краски светлеют, исчезают полутона; образы святых становятся ближе к фольклорным представлениям.

  Художественная культура Киевская Русь получила дальнейшее развитие в период феодальной раздробленности в различных древнерусских княжествах, обусловленное особенностями их экономической и политической жизни. Возникает ряд местных школ (владимиро-суздальская школа, новгородская школа), сохраняющих генетическую общность с искусством Киевская Русь и некоторое сходство художественно-стилистической эволюции. В местных течениях приднепровских и западных княжеств, северо-восточных и северо-западных земель всё сильней дают себя знать народные поэтические представления. Выразительные возможности искусства расширяются, но слабеет пафос величавой формы. Высокие достижения искусства Киевская Русь, явившиеся вкладом в мировую историю культуры, служили для местных течений, а затем для русского, украинского и белорусского искусства критерием художественного вкуса и образцом, к которому они неоднократно обращались как к источнику вдохновения и подражания.

  Музыка. Разнообразные источники (народные песни, былины, летописи, произведения древнерусской литературы, памятники изобразительного искусства) свидетельствуют о высоком развитии в Киевская Русь музыки. Наряду с различными видами народного творчества важную роль играла военная и торжественно-церемониальная музыка. В военных походах участвовали трубачи и исполнители на «бубнах» (ударных инструментах типа барабана или литавр). При дворе князей и у представителей дружинной знати состояли на службе певцы и исполнители-инструменталисты, как отечественные, так и из Византии. Певцы воспевали ратные подвиги современников и легендарных богатырей в песнях и сказаниях, которые они зачастую сами слагали и исполняли под аккомпанемент гуслей. Музыка звучала во время официальных приёмов, празднеств, на пирах князей и др. именитых людей. В народном быту видное место занимало искусство скоморохов, в котором были представлены пение и инструментальная музыка. Скоморохи нередко появлялись и в княжеских дворцах. После принятия и распространения христианства широкое развитие получила церковная музыка. С ней связаны самые ранние письменные памятники русского музыкального искусства — рукописные богослужебные книги с условной идеографической записью напевов. Основы древнерусского церковно-певческого искусства были заимствованы из Византии, но дальнейшая постепенная их трансформация привела к образованию самостоятельного певческого стиля — т. н. знаменного распева, наряду с которым существовал ещё особый род т. н. кондакарного пения (см. Кондакарная нотация).

  Богатая и разносторонняя культура Киевская Русь явилась основой для последующего развития культур русского, украинского и белорусского народов.

  Существование Киевская Русь — важный период в истории славянских и других народов Восточной Европы. Киевская Русь сыграла огромную роль в дальнейшей истории восточных славян. Истоки общности и дружбы русского, украинского и белорусского народов восходят к периоду Киевская Русь С этого времени ведет свое начало сознание единства  происхождения, историко-культурной и этнической близости, родства и неразрывной связи всех частей возникшего в дальнейшем Российского государства.

 

  Источн.: Повесть временных лет, ч. 1 — 2, М.— Л., 1950; Памятники русского права, в. 1, М., 1952; Памятники права Киевского государства X — XII вв., М., 1952.

 

  Лит.: Татищев В. Н., История Российская, т. 1—2, М. — Л., 1962 — 63; Карамзин Н. М., История государства российского, т. 1 — 3, СПБ, 1903; Соловьёв С. М., История России с древнейших времён, кн. 1, М., 1959; Ключевский В. О., Соч., т. 1, М., 1956; Пресняков А. Е., Княжое право в древней Руси. Очерки по истории X—XII столетий, СПБ, 1909; Курс истории государства и права СССР, т. 1 — Юшков С. В., Общественно-политический строй и право Киевского государства, М., 1949; Очерки истории СССР. IX—XV вв., ч. 1 (IX — XIII вв.), М., 1953; Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; Тихомиров М. Н., Д

Статья про слово "Киевская Русь" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 25170 раз

Интересное

bse.sci-lib.com