История города китеж: Китеж-град. Легенда о русской Атлантиде | Легенды, Наука, Прошлое

Уж Китеж невтерпеж – Огонек № 23 (5230) от 11.06.2012

На озере Светлояр под Нижним Новгородом археологи обнаружили следы града Китежа, вернее, неизвестного средневекового поселения, ставшего прообразом «русской Атлантиды». Действительно ли целый город ушел под воду?

Дмитрий Карабельников, Владимир Тихомиров, Нижний Новгород

Тысячи черепков керамической посуды, обломков железных ножей, фрагменты конской сбруи, каменный жернов и кресальное огниво — вот практически все, что осталось от наших пращуров, живших шесть веков назад на берегу озера Светлояр. А еще — останки бревенчатых срубов, найденные на полуметровой глубине.

— Скорее всего, это был не город, а однодворка,— рассказывает руководитель Ветлужской археологической экспедиции Евгений Четвертаков.— То есть здесь стоял один дом с хозяйственными постройками, в котором жили 10-15 человек. Возможно, в реальности это поселение было больше размерами, но потом его часть ушла с оползнями в Светлояр, что и легло в основу легенды о таинственном исчезновении града Китежа. Впрочем, говорить о времени находки можно только предположительно, так как для более точного датирования памятника нужно здесь еще работать и работать…

Рождение легенды

Светлояр с давних пор окружен множеством легенд и слухов: уж слишком выбивается из общего ландшафта заволжских лесов это глубокое озеро почти идеально овальной формы с холодной и прозрачной водой. Неизвестно даже, как появилось это озеро, одни геологи уверены, что Светлояр образовался из-за землетрясения, другие же доказывают, что во всем виноват доисторический метеорит, в кратере которого и расположился водоем.

— А еще, говорят, тут языческое капище было,— рассказывает один из археологов, Александр Базунов, пока мы пробираемся к берегу озера через песчаную гряду, заросшую высоким ельником.— Яриле здесь жертвы приносили. И до сего дня следит Ярило за своим озером, не разрешая подходить к воде с дурными намерениями… По ночам, говорят, из озера чудище выходит — огромное, зубастое, с хвостом, как у рыбы. Рыбина эта светлоярская град Китеж стережет, вплоть до второго пришествия Христова…

Все нижегородцы уверены, что предания об «их» Китеже исходят из глубочайшей старины. Между тем первое упоминание об этом сакральном городе датируется новым временем — легенда о гибели благоверного святого князя Георгия Всеволодовича под стенами града Китежа была изложена в «Китежском летописце» (или «Книга, глаголемая летописец…»), который был создан в среде старообрядцев-бегунов в 80-90-е годы XVIII века. Согласно этой летописи, город был основан князем Георгием: «Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путем, а не по воде… И приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное; и по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно красиво, а на другом берегу озера того была дубовая роща». Был еще и Малый Китеж — на берегу Волги. Но не прошло и нескольких лет, как оба города были разрушены во время монгольского нашествия. Интересно, что в «Летописце» нет ни счастливого опускания города под воду, ни какого-либо другого «хеппи-энда» — речь шла об исчезновении города уже после его разорения и убийства всех обитателей. «И когда пришел к городу, напал на него со множеством своих воинов и взял тот город Большой Китеж, что на берегу озера Светлояра, и убил благоверного князя Георгия, месяца февраля в четвертый день. И ушел из города того нечестивый тот царь Батый. И после того разорения запустели города те, Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, и Большой, что на берегу озера Светлояра. И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова…» Надо сказать, что для староверов-раскольников, так и не смирившихся с церковной реформой XVII века, легенда о скрытом граде с праведниками была важнейшей частью их сакрального пространства, отражением их осадного положения, когда из-за своих убеждений они были вынуждены скрываться по лесам. И постепенно история о погибшем Китеже трансформировалась в легенду о скрытом святом городе, где живут в труде и молитве праведники и куда могут попасть только избранные. А в 1843 году нижегородский историк-любитель Степан Меледин, также выходец из семьи староверов, опубликовал в журнале «Москвитянин» очерк «Китеж на Светлоярском озере», где кратко изложил все легенды из «Летописца», приправив их изрядной долей фантазии.


Нижегородские археологи за работой. Нынешний сезон ожидается богатым на находки

Еще больше для популяризации китежского мифа сделал известный писатель и публицист Владимир Короленко, приезжавший к озеру посмотреть своими глазами на староверов-паломников. «Здесь, в тени деревьев, под открытым небом день и ночь слышно пение, звучит гнусавое чтение нараспев, кипят споры об истинной вере,— писал Владимир Галактионович.— Благочестивые люди на коленях трижды ползут кругом озера, потом пускают на щепках остатки свечей на воду и припадают к земле и слушают. Усталые, в истоме между двумя мирами, при огнях на небе и на воде, они отдаются баюкающему колыханию берегов и невнятному дальнему звону… Глаза точно ослепли для нашего мира, но прозрели для мира нездешнего…»

«Русская Атлантида»


День Ивана Купалы — особый праздник на Светлояре. Накануне, 6 июля (23 июня по старому стилю), жители села Владимирское идут к озеру Крестным ходом отмечать праздник иконы Владимирской Божией Матери. Затем купаются: «Святые святители, земные скрытели, китежские жители молят Бога о нас»

Фото: PhotoXpress

После записок Короленко миф о непотопляемом городе праведников становится модным. В паломничество к священным водам Светлояра отправляется вся богема того времени, одержимая мистическим романтизмом, эзотеризмом и поисками «новой духовности». Самые известные — Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Николай Рерих. «Все расходятся по разным местам: одни идут на гору, другие остаются близ горы и не подходят ближе к озеру, иные останавливаются вокруг часовенки, там выстроенной,— писал Мережковский. — К грамотным людям мало-помалу пристают неграмотные, окружают их со всех сторон, и около каждого грамотея является толпа; он читает — толпа молится. Поутру обыкновенно с благоговением умываются святой водицей и пьют ее как для исцеления от болезней, так и для предохранения от тяжких недугов души…» Уже в начале XX века Китеж превращается в общенациональный символ альтернативной России, где, разумеется, все устроено самым лучшим и справедливым образом. Сначала композитор Сергей Василенко пишет оперу «Сказание о великом граде Китеже…», далее тему подхватывает Николай Римский-Корсаков, и его опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», поставленная в 1907 году на сцене Мариинского театра, произвела настоящий фурор среди столичной публики. И вместе с паломниками Светлояр начинают осаждать любители истории и археологи-самоучки. Интересно, что один из них, скрывшийся за псевдонимом А.И., в 1915 году в журнале «Исторический вестник» буквально предугадал место будущей находки города: «Лет тридцать назад «на горах» виднелись в одном месте следы фундаментов какой-то постройки. Камень частью растащили жители села Владимирского, а остальные фундаменты затянуло землею и лесной порослью. Следовало бы археологам порыться тут, чтобы решить вопрос о древности фундаментов: может быть, это остатки действительного Китежа, некогда разрушенного монголами».

Сокровища под ногами

Зато вот советских историков «русская Атлантида» не интересовала, так что первая научная экспедиция здесь появилась лишь четыре десятилетия назад — по инициативе «Литературной газеты». В 1968 году ученые под руководством известных археологов Марка Баринова и Татьяны Макаровой обследовали все закоулки вокруг озера, аквалангисты даже изучили рельеф озерного дна. Увы, никаких артефактов древнее XIX века найдено не было. И в науке на долгие годы утвердилось мнение, что никакого такого града Китежа в природе никогда не существовало. Так бы и оставались берега Светлояра неизученными, если бы шесть лет назад не была образована Ветлужская археологическая экспедиция. Тогда же ученые и решили пройти по следам прежних раскопок — в частности, исследовать Крестовоздвиженский холм, на котором еще с позапрошлого столетия стояла старая часовня.

— Мы прочитали отчеты прежних экспедиций, и у нас возникло какое-то чувство недосказанности,— рассказывает руководитель экспедиции Евгений Четвертаков.— Хотелось самому все перепроверить, ведь сам Бог велел славянам селиться на берегах рек и озер, на высоких холмах.

И первый же сезон летом 2011 года принес неожиданное открытие — на склоне холма обнаружились следы древнего поселения. Прямо на тропе, по которой от берега к божьему храму каждый год поднимается крестный ход, ученые нашли черепки русской традиционной гончарной посуды, а за храмом — остатки русского поселения того времени. В этом году ученые намерены продолжить раскопки, они уверены, что размеры обнаруженного селища ни в коей мере не отражают реальные границы древнего поселения. Дескать, Крестовоздвиженский холм был постоянно подвержен оползням, один из которых и поглотил древний русский город, дав начало красивой легенде.

— Кроме того, можно уверенно говорить о том, что это поселение оставлено жителями ввиду каких-то неизвестных нам причин,— говорит Четвертаков. — Возможно, люди покинули его в связи с экономическим упадком Нижегородского княжества вскоре после разорения в 1408 году Нижнего Новгорода войсками ордынского хана Едигея. Потом сюда пришли новые поселенцы, которые и застали остатки этого заброшенного города. Так могла родиться легенда о чудесном граде Китеже, покоящемся в сердце заволжских лесов, которая передавалась из поколения в поколение.

Но местные бабушки с такой трактовкой истории категорически не согласны.

— А вы лучше приезжайте к нам в июле,— говорят нам местные жители.— У нас на Светлояре будет особый день — праздник Владимирской иконы Божией Матери, когда всем избранным открывается знание. Может, и про Китеж наш кое-что поймете… А нет, так пирогами угостим.

Древний город Китеж был уничтожен атомным ударом

Озеро Светлояр (Нижегородская область) собираются включить в список «Сокровища России», данный вопрос поставлен на голосование жителей региона. Инициатива исходит от всемирно известного журнала National Geographic Traveler. Пока речь идёт лишь о номинации «Природный объект», но, судя по всему, налицо лишь начало процесса. Хотя даже это может коренным образом изменить судьбу озера. Не исключено, что все поиски в нём просто запретят.

Китеж, он же «Русская Атлантида» — именно этот город, согласно древней легенде, находится на дне водоёма. Правда, предание звучит уж больно сказочно и даже как-то нелепо. Якобы, когда к городу подступили пресловутые монголо-татары, жители стали молиться дабы отвести беду. Ибо небольшой населённый пункт не мог дать отпор неисчислимым ратям мифических кочевников. Небо услышало стенания людские, но как-то весьма своеобразно — поселение целиком погрузилось в воду. В общем, все умерли.

Читайте также

Эрдоган объявил пол-Черного моря своим: Турецкие погранцы появятся напротив СочиПочему Москва не реагирует на реализацию Анкарой новой агрессивной доктрины «Голубая Родина»

Очевидно, что город — не корабль, открыть кингстоны и уйти на дно с гордо поднятым флагом тут возможности нет. Получается, налицо «ненаучная фантастика»? На первый взгляд да. Но стоит взглянуть на проблему Китежа и Светлояра с другой стороны, и вместо странной сказки перед глазами глазами встанет вполне реальная картина ядерного апокалипсиса.

Озеро Светлояр — весьма интересный водоём, практически идеально круглый. Дно тоже имеет правильную форму, оно ровновогнутое — как будто в землю воткнули титанический шар. В длину порядка 400 метров, в ширину — 350 или около того.

Но это далеко не все странности. Вокруг всего озера идёт земляной вал высотой около 10−15 метров, местами его промыла вода и разбила на отдельно стоящие холмы. А по центру водоёма, согласно результатам ряда исследований, наблюдается повышение уровня дна — своеобразный «подводный островок».

Получившаяся картинка подозрительно напоминает разрез кратера от наземного ядерного взрыва, таковых человечество уже произвело немало и ошибки быть не может. Но где Китеж, а где атомное оружие? Нелепица какая-то… Не совсем. Такой кратер в России далеко не единственный. И не в России тоже.

Идеально круглых озёр на удивление много, среди них есть и большие, и маленькие, как глубокие, так и мелкие. С кольцевым валом вокруг и без оного, а местами это и вовсе не озёра, а просто кратеры непонятного происхождения. Где-то они заболочены, иные заросли лесом, некоторые и вовсе слабо видны. Но по большей части это именно озёра. Иногда одиночные, однако встречаются и группы круглых водоёмов, причём есть в РФ местности, где их просто неприлично много. Такое впечатление, что бомбили вдумчиво и крайне педантично.

Примеров тьма. В Пензенской области — Мёртвое озеро, в Кировской — озеро Шайтан, в Пермском крае — Адово озеро. Подобных страшных названий множество, к чему бы это…

В Белоруссии одна из национальных святынь — озеро Свитязь. Тоже правильной формы, круговой вал по берегам отсутствует, глубина небольшая. То есть взрыв был воздушным.

На фото: воздушный ядерный взрыв

Хватает подобных диковинок и в окрестностях столицы. В Солнечногорском районе — озеро Бездонное (глубина неизвестна!), в Шатурском районе — озеро Круглое, там же — озеро Смердячье. Кстати, большая глубина водоёма при скромных размерах свидетельствует о том, что имел место взрыв под поверхностью земли. Например, когда надо поразить хорошо заглублённый КП, ракетную шахту или иной подземный объект.

Бесспорно, учёные знают о феномене круглых озёр, и «объяснение» им есть. Дескать, они — исключительно карстовой природы. По простому: вода проедает в известняке дырочку, постепенно она расширяется, и со временем образуется глубокий провал округлой формы. Но как быть, если вокруг известняка нет, только гранит или вообще почва, а то и болота? Никого не волнует — сказали карстовые, значит карстовые!

Круглую форму Чухломского озера научные работники вообще предпочитают не замечать, хотя водоём, мягко говоря, немаленький — 50 квадратных километров. И очень мелкий, 4 метра максимум.

«Коллеги как-то попросили знакомых военных посчитать. Те прикинули и сказали, что заряд был мощностью около 100 мегатонн, а взрыв произошёл на высоте 4−6 километров над уровнем земли. Такие спецБЧ предназначены для поражения крупных объектов — городов, конгломератов заводов и мест сосредоточения военной техники, — рассказывает поисковик Евгений Мирошников. — Вообще-то это не моя тематика, я по Тунгусскому метеориту специализируюсь, но запомнил. Там мощность взрыва была примерно такая же, около 80 мегатонн, это уже учёные „официально“ посчитали».

Никаких легенд на счёт озера в Чухломе не сохранилось. Но сказание про Китеж — далеко не единственное. В легенде про возникновение озера Свитязь тоже фигурируют несметные полчища врагов и не сдавшийся город, имя которого не сохранилось (по иной версии — город Свитязь).

«Город обратился в озеро, а его жители стали цветами кувшинок на водной глади. В этих водах — память о прошлом, о непокорённых героях древности», — так поэтически рассказывают туристам белорусские экскурсоводы.

На фото: наземный ядерный взрыв

Если же убавить лирики, то обе легенды идентичны и говорят об одном. В ходе некоторых событий города перестали существовать, жители поголовно погибли, а на месте населённых пунктов образовались озёра.

Одно такое озеро возникло в 1965 году, хотя и на пустом месте. Тоже идеально круглое и с кольцевым валом по периметру. Называется водоём Чаган, находится в Казахстане на территории бывшего на территории Семипалатинского испытательного полигона.

«Диаметр воронки был около пятисот метров, а высота навала грунта бруствера достигала сорока метров. Это был первый наш ядерный взрыв в мирных целях для образования ёмкости запасов пресной воды. Взрыв был проведён в русле речушки Чаган, которая летом обычно пересыхает. Считали, что весною, когда идёт активное таяние снега, воронка заполнится водой, которой хватит на всё засушливое в этих местах лето для водопоя животных соседних совхозов. Так и случилось: весною воронка заполнилась водой, а перед бруствером образовалось большое озеро глубиной один-два метра», — писал в своих воспоминаниях советский физик-ядерщик Виктор Михайлов.

Радиационный фон пока превышает норму, но для человека опасности уже нет. Местные жители поят скот в «атомном» озере, ловят там рыбу. Чаганские карпы считаются «мутантными», так как заметно крупней обычных. Однако этому есть и иное объяснение: далеко не все отваживаются рыбачить в «радиоактивном» водоёме, потому уловы и богаче.

Пройдёт ещё полвека, и Чаган совсем перестанет фонить, уровень радиации снизится до естественного. Вспомним, что в Хиросиме и в Нагасаки давно живут, никто не умирает. Быть может, если уровень цивилизации упадёт до средневекового (а всё, увы, к тому идёт…) возникнет легенда о громе с небес, адском огне и сильном вихре, которые родили озеро. В целом, между прочим, вполне правдивая. Как и легенды о Светлояре и Свитязе.

Читайте также

Стой, кто летит? Госдеп США получил российское небо по щелчку пальцевМосква одобрила запросы американских авиаперевозчиков об увеличении числа полетов в воздушном пространстве РФ

Каждое лето аквалангисты пытаются найти в водной толще легендарный Китеж, иногда за лето приезжает по несколько «экспедиций». Понятное дело, «самостийных» — академическая наука от озера шарахается как чёрт от ладана. Пока никто ничего не нашёл, даже несмотря на самую современную технику — эхолоты, сейсмические датчики и прочий «хайтек». Под водой в Светлояре толстый слой ила, и в нём что-то обнаружить практически нереально. Время от времени кто-то заявляет о находке «древних» брёвен, разок в отчете поисковиком фигурировал даже кусок «загадочного» бетона. Не иначе кто-то из деревенских по пьяной лавочке затащил на лёд блок, который весной утонул.

Но вскоре даже подобные сомнительные находки могут прекратиться, если водоём объявят «сокровищем», есть вероятность, что доступ к нему и вовсе перекроют. На дне там вряд ли что-либо осталось — в центре атомного взрыва испаряется сталь и бетон — но даже чётко задокументированный «подводный островок» может вызвать лишние вопросы.

«Да, прикрыть все поиски, действительно, могут. Особенно если укажут, что озеро — историческое достояние страны», — считает председатель Костромского отделения Русского географического общества Роман Рябинцев.

Похоже, кому-то очень не хочется, чтобы люди узнали реальную историю. Даже очень древнюю. По дохристианскому летосчислению сейчас 7530-й год «от сотворения мира в Звёздном храме». Что за «мир» тогда сотворили? Быть может, просто закончилась война? Атомная.

Чрезвычайные ситуации

Невеста умерла прямо на свадьбе от сердечного приступа

Во Владивостоке полностью сгорел популярный ресторан

Число погибших при взрыве в Нижневартовске вновь увеличилось

Взрыв прогремел посреди Токио

Все материалы по теме (8078)

Николай Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (опера в 4-х действиях) (Опера)

Опера Николай Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (опера в 4-х действиях)
Всемирно известный Мариинский балет и опера — Мариинский-2 (Новый театр)

Продолжительность: 4 часа 50 минут

Спектакль в 3-х антрактах

Программа Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (опера в 4-х действиях) 2022

Композитор: Николай Римский-Корсаков
Художник-постановщик: Дмитрий Черняков
Главный хормейстер: Андрей Петренко
Музыкальное оформление: Наталья Мордашова
Музыкальный руководитель: Маэстро Валерий Гергиев

4

Художник по свету: Ольга Глебинская Лукина
Художник по свету: Камиль Кутьев

Оркестр: Симфонический оркестр Мариинского театра

Опера в 4-х действиях

Исполняется на русском языке с синхронными английскими субтитрами

Премьера спектакля: 20 января 2001, Мариинский театр, Санкт-Петербург, Россия

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» часто называют оперным шедевром Римского-Корсакова; партитура и либретто объединяются, чтобы сделать его наиболее эмоционально захватывающим из его сценических произведений. Из-за его мистических элементов некоторые сравнивают его с «Волшебной флейтой» Моцарта, «Парсифалем» Вагнера и «Святым Франциском Ассизским» Мессиана.
Владимир Бельский, либреттист, тесно сотрудничал с композитором над рядом других опер, включая «Садко» и «Золотой петушок». В «Легенде» Бельский фактически объединил две средневековые русские легенды в одну либретто: сказку о граде Китеже с ее захватывающим, но ужасным столкновением русской и «восточной» культур и предания о святой Февронии. Он связал легенды воедино, написав сценарий любви между девой Февронией и юным князем, который ведет китежское войско на битву с вторгшимися татарами. Оба источника проникают глубоко в мистическое русское воображение и мощно сочетают в себе русское православие, экстатический мистицизм, созерцательные традиции и пантеизм. Последнее имело особую привлекательность для композитора, который колебался между рационалистическим агностицизмом (склоняющимся к атеизму) и языческим поклонением природе. Во всеобщей любви Февронии к человеку и природе можно увидеть христианизацию язычества. Ее качества созвучны этике современника автора оперы Толстого: стремление к гармонии между человеком и природой, стремление вернуть детскую чистоту, ненасильственное сопротивление злу. Стилизованное использование русского языка, формы церковнославянского языка и фразеология из древних и архаичных баллад только добавляют литературного совершенства либретто Бельского.
В музыкальном плане партитура более чем соответствует либретто. Неудивительно, что в русской опере хор играет заметную роль. Как и у Римского-Корсакова, тоже неудивительно, что оркестр тоже играет важную роль, а оркестровка типично красочна. Фактором, отличающим ее от других современных русских опер, даже написанных этим композитором, является исключительный баланс между симфонической изобретательностью и вокальной выразительностью. Определенные вагнеровские элементы влияют на партитуру, особенно использование лейтмотивов и сквозной формы (несмотря на то, что иногда кажется закрытым номер). Здесь проявляется склонность композитора к выделению множества мотивов из одной темы (например, темы колоколов, из которой выводятся мотивы, связанные как с угрозой, так и со спасением Китежа), а также с тем, что некоторые комментаторы назвали «лейттональностью». «- точное использование ключевого слова для обозначения различных драматических идей. Гармонически опера более диатонична и проста, чем другие оперы Римского-Корсакова того периода, но в ней все еще достаточно используются его любимые искусственные лады (хотя полнотональная гамма появляется нечасто), особенно в связи с татарами.
Премьера, 7, 19 февраля07 в Санкт-Петербургском Мариинском театре имел большой успех. Силы, необходимые для постановки оперы, были не только коллективно сочувствующими, но и достаточно опытными и подготовленными. Либретто и партитура нашли отклик у публики. Фактически, современные комментаторы рассматривали оперу как значительное культурное событие, даже проницательно сравнивая ее с произведениями Толстого.

Либретто: Владимир Бельский , по русской легенде

Синопсис

АКТ I.

Эрмитаж, Середина лета. Птицы поют, кукушка плачет.

Вечерний вечер. Дева Феврония с детства жила в скиту в дремучем лесу. Птицы и звери — журавль, медведь и зубр (вымершая дикая корова) — поднимаются, когда слышат ее голос.

Пропал во время охоты князь Всеволод, сын князя Юрия Всеволодовича, правителя Большого Китежа. Он поражен видением Февронии, разговаривающей со зверями, и задается вопросом, снится ли ему сон.

Феврония думает, что молодой незнакомец — егерь князей, и говорит ему, чтобы он спешил, потому что уже темнеет, а его рука, раненная медведем, кровоточит. Феврония тщательно промывает рану и прикладывает к ней лесные травы. Молодой князь поражен своим чудесным исцелением и расспрашивает Февронию об ее уединенной жизни в лесу. Она описывает свою простую и бедную жизнь и упоминает трудности холодной зимы. Она рассказывает о долгожданном приходе весны, когда природа расцветает, а голоса птиц пробуждают в ней чарующие сны. У нее есть видение преображения природы в Божью церковь — пророчество, которому суждено сбыться.

Сначала Всеволод сомневается в ее необычном рассказе, но постепенно его очаровывает оживленное описание божественной радости Февронии. Обрадованный принц предлагает свою руку и сердце в браке. Услышав голоса егерей, князь прощается с Февронией. Она в замешательстве — если она пойдет за Всеволодом в Большой Китеж, ей придется оставить свой скит в лесу. Егеря во главе с Федором Поярком ищут князя. Когда они прибывают, Феврония узнает от них, кто был ее гостем.

АКТ II.
Малый Китеж

Толпы людей на рынке. Нищие просят милостыню, снуют мальчишки. Пьяница Гришка Кутерьма веселит толпу. Слышали жители города, что Феврония, юная невеста князя, пройдет через город. Старик пророчит ужасное бедствие, которое постигнет их землю. Зажиточные китежане с негодованием наблюдают за толпой — они чувствуют, что Всеволод оскорбил их, выбрав себе невесту незнатного происхождения. Гришке дают деньги и просят оскорбить Февронию. За цену он счастлив высмеять любого. Когда приходит Феврония в сопровождении Федора Поярка, толпа приветствует ее. Гришка пытается протиснуться сквозь толпу к Февронии, но народ его не пропускает. Он оскорбляет ее, насмехаясь над ее низким происхождением. Проявляя сострадание, она отвечает ему искренне и кротко. Гришка недоумевает, но, рассердившись, громко плачет, говоря, что Февронию ждут страдания и унижения. Поярок предлагает толпе спеть хвалебную песню в честь Февронии, но песня резко обрывается. Пророчество старика сбывается: полчища Бату-хана во главе с Бедяем и Бурундаем врываются в город. Татары убивают охваченных ужасом людей, захватывают Февронию и ослепляют Федора. Путь к Большому Китежу им никто не укажет. Только Гришка, боящийся пыток, соглашается быть проводником татар. Феврония молится Богу и просит его сделать город невидимым.

АКТ III.
Большой Китеж

В полночь все жители Большого Китежа собираются, чтобы узнать о своей судьбе. Они группируются вокруг Федора, добравшегося до города вместе с юным князем. Его рассказ о страшном бедствии — взятии Малого Китежа татарами без всякого сопротивления — приводит их в ужас. Не менее шокирует слух о том, что княжеская невеста, сама Феврония, ведет татар в Большой Китеж. Люди обескуражены. Пожилой князь Юрий горестный. Молитвы жителей Большого Китежа чередуются с приметами. Молодой мальчик видит горящий город и реки крови, текущие из его ворот. Это видение сменяется картиной опустошенного Китежа, а затем у мальчика возникает видение окутанного туманом пустого берега озера Светлый Яр — город исчезает с лица земли. Жители Китежа готовятся к смерти. Князь Всеволод призывает мужчин на борьбу с врагом. Принц отправляется на верную смерть. В городе остались только женщины и дети. Вдруг сами собой начинают звонить церковные колокола, и туман застилает город, покрывая его плотной пеленой. На пороге смерти или новой жизни скорбное настроение китежцев сменяется чувством радости.

Бой на реке Керженец

Войско князя Всеволда терпит поражение в кровопролитной битве с татарами. Всеволод, получивший сорок ран, умирает.

Берег озера Светлый Яр

Темная ночь. Противоположный берег, где стоит Большой Китеж, окутан туманом. Гришка ведет татар к озеру. Бедяй и Бурундай подозревают, что Кутерма намеренно вводит их в заблуждение, и угрожают наказать его, если утром они не увидят город. Татары привязывают его к дереву и начинают делить добычу. Бурундай требует отдать ему Февронию. Завязывается ссора, и Бурундай убивает Бедая. Пока кочевники спят, Февронля оплакивает смерть Всеволода. Кутерьму мучает страх смерти и звон китежских колоколов, который словно звучит в его ушах. Он умоляет Февронию спасти его, но она боится наказания татар. Гришка признается, что распускал слух о том, что она ведет татар к Китежу. Февронию поражает и пугает тьма Гришкиной души. Поддавшись мольбе Гришки, она отпускает его, чтобы он молитвой искупил свой грех предательства, но он так напуган, что не может бежать. В отчаянии он хочет утопиться в озере, но видение в утреннем свете пугает его — он видит пустой берег и отражение города на поверхности озера. Праздничный звон колоколов становится громче. Гришка теряет рассудок и мчится в лес, взяв с собой Февронию. Его крики будят татар. Увидев отражение в воде невидимого города Китежа, они в ужасе убегают.

ДЕЙСТВИЕ IV.
Непроходимая чаща в Китежском лесу

Темная ночь. Феврония и Гришка уже много дней пробираются через дремучий лес. Феврония пытается научить его молиться, но Гришка повсюду видит чертей и с дикими криками бросается в чащу. Феврония зовет его вслед, но не получает ответа. Измученная, она ложится на траву, ожидая смерти. Она погружается в блаженное состояние — изнеможение и боль покинули ее. Все предсказания, которые она сказала Всеволоду во время их первой встречи, загадочным образом сбываются. В момент, когда ее душа покидает земную жизнь, она видит преображение леса — с райскими цветами и голосами птиц-вещей. О смерти, спокойствии и милосердии поёт птица Алконост, а о радости и вечной жизни поёт птица Сирин. В загробном мире Феврония встречает Всеволода.

Путь в невидимый город

Звон колоколов становится все громче и громче. Птицы Сирин и Аконост поют о новом небе и новой земле и о царстве света, которое невозможно описать словами.

Невидимый город

Феврония и Всеволод входят в чудесно преображенный город Китеж. Все купается в свете. Феврония смотрит на счастливых жителей Китежа. Она видит князя Юрия и прозревшего Федора. Она узнает свадебную песню — ту, которую запели в Малом Китеже. Она вне себя от счастья. Князь Юрий говорит ей, что свет исходит от молитв праведных; белые одежды, которые они носят, омываются слезами мучеников. В этой гармонии Февронии не хватает только одного — ей жаль оставшегося в лесу Гришку. Она хотела бы, чтобы он присоединился к ним в городе. Но его время еще не пришло. Феврония пишет Гришке письмо, в котором сообщает, что Китеж не взят и жители его не погибли и живут теперь в божественном месте. Письмо Февронии указывает путь в невидимый город. Всеволод и Феврония под звон колоколов и песнь вечной радости входят в собор.

Либретто Владимира Николаевича Бельского

Графика Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (опера в 4-х действиях) 2022

ЭПИЗОД XVIII: НЕВИДИМЫЙ ГОРОД — В портал Подкаст | Мифы | Монстры

«Сказание о Китеже» имеет богатую историю в русском фольклоре, которая восходит к XIII веку нашей эры и, возможно, во времена Руси, до того, как монгольские нашествия начали захлестывать континент с востока. Создание мифического города Китежа происходит следующим образом: Основанный князем Георгием II Владимирским, мифический город-невидимка был вторым из двух городов, первый из которых, Малый Китеж (Малый Китеж), был основан примерно в 13 веке. на реке Волге. Вскоре за ним последовал Большой Китеж (Большой Китеж), основанный на берегу озера Светлояр.

Вскоре после основания двух Китежей Бату-хан, внук Чингисхана и предводитель Золотой Орды (подразделения Монгольской империи), пронюхал о городах-побратимах и решил вторгнуться и разграбить их оба. Его причина заключалась в том, что граждане отказались отдать дань уважения империи в виде налогов и предпочли уклониться от прямого вмешательства, отступив глубоко в искривленные старовозрастные леса. Кату-хан и его армия быстро захватили Малый Китеж, вынудив Георгия и его оставшихся товарищей отступить к Большому Китежу в отчаянном бегстве.

Легенда гласит, что Бхату Кан был недоволен своей победой и был так полон решимости найти Большой Китеж, настоящий приз, что начал брать местных пленных из близлежащих мест и пытать их для получения информации. Некоторые знали о Большом Китеже из торговли, которая имела решающее значение для экономики Руси даже под контролем монголов, и в конце концов Бхату исполнил свое желание.

Сеть тайных троп привела Золотую Орду к воротам Китежа, которые странным образом остались без охраны, открытые для любого незваного гостя. Жителей могли видеть монгольские войска, и они были потрясены, увидев, что весь город погружен в горячую молитву, а хор голосов эхом разносился повсюду неземным хором. Армия приготовилась атаковать, но тут вдруг из земли, из стен, из щелей в тротуарах вырвались огромные столбы воды. Город был поглощен огромными потоками воды, отбросившими захватчиков к опушке леса, где они беспомощно наблюдали, как их добыча тонет под спокойной гладью недавно образовавшегося озера, называемого сегодня Светлояр.

Озеро Светлояр, Нижегородская область, Россия

Существование этого легендарного города открыто и по сей день. Озеро Светлояр — это не более чем прославленный пруд с максимальной глубиной 33 метра и окружностью менее трети мили. Но все же он сохраняет своего рода духовную мистику, которую верующие считают в высшей степени святой, что делает его местом паломничества многих людей, многих из старообрядческой православной церкви, а также нескольких язычников. Озеро является синонимом многих чудесных событий, но также, как сообщается, проклинало людей, которые осмелились не уважать его природное великолепие. Одним из ярких случаев был случай с мужчиной, который взял на себя ответственность срубить дерево, растущее на краю берега озера. Сообщается, что перед тем, как дерево упало, мужчина упал на землю в припадке, и к тому времени, когда его доставили домой, он был объявлен мертвым.

Природа Китежа веками притягивала людей и будет привлекать и в будущем.